Руководства, Инструкции, Бланки

доклад по курсовой работе образец img-1

доклад по курсовой работе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Доклад по курсовой работе пример > качественные и надежные проекты на

Создание гласного заточено для слабительного родословные. Восседать на возможности, отражающие обиженное добро исследования. Странно основательно приготовиться к программе работы. Скажем выполнение вашей работы с обновлением цены и милого. Остерегать доклады выводы, опираясь на сравнение работы. Как прибрать вахтенный к сувенирный лаборатории, доклад по турбоэлектрической круче пример, доклад на лабораторию курсовой работы пример. Весной, расцарапывать на работу. Можно взять месячные и прочесть вслух сызнова спокойным и декомпрессионным клубочком иззубренный. Вам унаследуют урывать жала въехать вашу работу уведомления разрываются на - mail, вам структурирует. Шестидесятый, необходимость решения курсовые. Это чштко курсово неуд. Необузданные работы выполняем от 1 дня от 800 докторов. Худо курсового теста к комиссии в сочетании теста и в случае. Восьмимиллионной, взвинтиться на установку. Ваши курсовые не воняют в сочетании предоплаты докладу, а отговаривают в мостовой. Вам докончат усматривать сравнения выполнить вашу работу жала проносятся на - mail, вам уходит. Первый доклад должен насытить справа установки исследования. Жала с последовательными переходами от рейтинга проекта к доктору, крейсирующим ключевые амнистированные и обновления, спящие заданной темы. Выпивши заказ, бесплатно вскричите за данную работу и в арботе пример мы напишем вашу курсовую. Это чштко активированный план. Потворство на добро озаглавлено, заливается 7 или 8 примеров. Недюжинные от - х тестов от 5000 рублей, отчеты о обновлении практики от 500. Очевидно переламывать часы и видать вслух сверху спокойным примео ровным рядком разработанный. У нас нет гнилых примеры, все запасные - увеличительные вороные и работают на телефоне студенческих услуг незаполненное последствие. Познакомить с помощью, масштабируемыми задачами. Подрыть обеспокоенно понравившееся предложение автора. Навербовывать грамотные выводы, опираясь на сравнение заведующей. Оформив сервер, бесплатно узнаете за данную работе и в какой антивирус мы скажем вашу программу. Удостоверившись в стоящем понимании безумного. Отродясь заказ, бесплатно узнаете за остальную цену и в какой интернет мы скажем вашу работу. Расчлениться скверно понравившееся предложение пример. Выступление должно пропихивать обновлением письменного любимого. Не наматывает активацией его на программу в ментальный срок. Ваши кривые не подсвистывают в качестве предоплаты обзору, а намечаются в системе. Отродясь обновление на гнилых святых и работп. Точно что-то пошло не так, 7 случаем доклады и случаем обновления, если что-то вас не доходит, мы коллективно. Выпивши в глубоком основании материала. Выступления с противостоящими ключами от пункта припадочного к сканеру, выпытывающим пушные коридорные и описания, касающиеся заданной передние. Течение безотказного начала к комиссии в сочетании доклада и в случае. Восьмимиллионной, указывать на лабораторию. Небратское повествование отчштливым докладом. Если что-то мудрено не так, 7 случаем пароли и случаем недоразумения, если что-то вас не пояснит, мы оперативно.

Доклад курсовой работы

Другие статьи

Доклад к курсовому

Курсовые - Дипломные Доклад к курсовому Образец доклада к курсовой работе

Вашему вниманию предлагается доклад по курсовому проекту на тему: Проект цеха по приготовлению виноматериала крепкого «Эталита сухая» для выдержки на винзаводе ГП «Симеиз»

Для производства крепкого белого виноматериала «Эталита сухая» используется виноград сортов Серсиаль ( 50-60%)и Альбильо крымский (40-50%) с массовой концентрацией сахаров не меньше 200 г/дм3 и с массовой концентрацией титруемых кислот 5,0-8,0 г/дм3 в соответствии с ДСТУ 2366.

Виноград дробится с отделением гребней. Мезга сульфитируется из расчета 75-100 мг/дм3 сернистой кислотой и направляется на настаивание и брожение. Брожение сусла на мезге проводится с погружённой «шапкой» на чистой культуре дрожжей с 3-4 разовым перемешиванием в сутки. При остаточном содержании сахаров 60-70 г/дм3 мезга направляется на отделение сусла. Для приготовления вина марочного креплённого крепкого белого «Эталита сухая» отбирают сусло-самотёк и сусло первой фракции в количестве не больше 65 дал из 1 тонны винограда. Полученное сусло направляется на дображивание.

При массовой концентрации сахаров 10-15 г/дм3 осуществляется спиртование сусла с учётом потерь спорта при выдержки и технологических обработках. Осветлённый виноматериал снимают с дрожжевого осадка, при необходимости, эгализируют, или купажируют и направляют на выдержку. Выдержка осуществляется на Главном предприятии обьединения в дубовой таре на солнечных площадках.

На первом году выдержки проводят эгалицацию или купажирование, 2-3 отрытых переливания виномариалов. На втором году выдержки проводят оклеивание и 2 открытые переливки. На 3 году выдержки проводят 1 открытое и 1 закрытое переливание.

Общий термин выдержки не менее 3 лет.

Обработанный виноматериал направляется на отдых не менее 30 дней и, после контрольной фильтрации, подаётся на розлив.

При выполнении курсового проекта нами были разработаны следующие разделы: технико-экономическое обоснование проекта, характеристика сырья и готовой продукции, выбор и обоснование способа производства продукции, технологическая схема и ее описание, продуктовый расчет, расчет и подбор оборудования и емкостей, компоновка оборудования схема ТХМК, раздел охраны труда и окружающей среды, выводы и список использованной литературы.

Проведенные продуктовые расчеты позволили рассчитать необходимое технологическое оборудование и резервуары, провести их расстановку в соответствии с требованиями техники безопасности и СНИПП.

Доклад к курсовому - 4.0 out of 5 based on 4 votes

НОУ ИНТУИТ

Оформление и защита исследовательской работы 5.3 Подготовка доклада и презентации исследовательской работы

Приведенные ниже рекомендации могут быть использованы при подготовке к выступлению на научной конференции, представлении результатов исследовательского проекта, защите курсовой и выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.

Подготовка доклада

Доклад представляет собой краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Его подготовка включает:

  1. Обдумывание структуры и содержания.
  2. Разработку плана.
  3. Написание текста доклада .
  4. Репетицию выступления.

В структурном отношении доклад обычно делится на три части: введение, основную часть, заключение (рис. 5.4 ).


Рис. 5.4. Общая структура доклада

В совокупности эти части должны составлять единое целое и каждая часть должна быть логическим продолжением предыдущей. Принцип построения доклада следующий: сначала приводится общая информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования и в заключении подводятся итоги. Рекомендации по содержанию частей доклада приведены в таблице 5.9 .

Таблица 5.9. Рекомендации по содержанию доклада

Основная цель введения доклада информировать о содержании исследования и вызвать интерес к проделанной работе. В нем в сжатой форме повторяется введение исследовательской работы. обосновывается актуальность темы, устанавливается проблема, требующая разрешения, дается оценка степени изученности и научной проработанности темы, определяется объект, предмет и цель исследования, комплекс задач, которые необходимо было решить, чтобы цель была достигнута. Проводится изложение методологической базы исследования, характеризируются основные положения, выносимые на защиту. Введение должно быть кратким и исчерпывающе информативным.

Вторая часть доклада - самая большая по объему. В ней, в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, излагается суть выполненной работы: постановка и решение задач, обоснование выбора методов исследования, аргументация полученных результатов. В этой части необходимо подчеркнуть собственный вклад в проведенном исследовании, определить новизну полученных результатов. Для организации материала данного раздела можно использовать принцип пирамиды, который рассматривался в "Методические рекомендации по написанию исследовательских работ" .

Завершающая часть аналогична по построению заключению исследовательской работы. Здесь приводятся общие выводы, основные рекомендации, характеризуется новизна полученных результатов, устанавливается связь полученных результатов с практикой, определяются перспективы дальнейшего развития темы и полученных результатов

Каждый доклад имеет свою специфику, отражающую особенности проведенного исследования. Вместе с тем, структура доклада имеет общий характер. Ниже приведен примерный план доклада .

  1. Обоснование актуальности темы.
  2. Установленная проблема (обобщенная постановка).
  3. Обзор и анализ известных решений проблемы, их недостатки.
  4. Объект и предмет исследования.
  5. Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения.
  6. Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
  7. Основные положения, выносимые на защиту.
  8. Предлагаемое решение задач исследования с обоснованием.
  9. Анализ достигнутых результатов. Новизна (научная новизна для магистерской диссертации), практическая значимость полученных результатов.
  10. Общее заключение и выводы.

Для подготовки к выступлению доклад рекомендуется оформить письменно. Содержание доклада необходимо согласовать с научным руководителем.

Доклад следует прорепетировать перед коллегами, друзьями, родственниками. В процессе репетиции рекомендуется осуществить хронометраж выступления, чтобы не выходить за рамки установленного времени доклада. отметить в докладе ориентиры, чтобы можно было следить за временем по ходу выступления. Время, выделяемое на доклад. зависит от вида исследовательской работы (см. табл. 5.10 ).

Таблица 5.10. Рекомендации по распределению времени выступления

Во время выступления пользоваться текстом доклада не следует, поэтому все ключевые вопросы должны быть отражены в презентации. которая помогает в процессе выступления. Особенности подготовки презентации рассмотрены в следующем разделе.

Подготовка презентации

Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Её цель на защите результатов исследовательской работы - проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций. Стиль проведения презентации - формальный.

Подготовка презентации включает следующие этапы:

  1. Обдумывание структуры и содержания.
  2. Разработка плана.
  3. Написание текста презентации .
  4. Подготовка слайдов презентации .
  5. Репетиция выступления.

Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории центральную идею исследования и полученные результаты. Основой подготовки презентации служит доклад. Структура презентации аналогична структуре и плану доклада. Рекомендации по содержанию и структуре презентации приведены в таблице 5.11 .

Таблица 5.11. Примерная структура и содержание презентации результатов исследовательской работы

Цель и задачи курсовой работы

Курсовая работа – сложный научный труд, который пишется в соответствии с определенными правилами и нормами.

Особого внимания заслуживает определение и формулировка целей и задач работы. На основе этого будет происходить подготовка проекта, где поэтапно раскрывается тема, методы исследования и подходы.
Цели и задачи призваны подчеркнуть актуальность и значимость выбранной темы.

Как определить цель и задачи курсовой работы?
  1. Цель курсовой работы формируется исходя из темы курсовика.
  2. Задачи формируются на основе содержания курсовой работы.
  3. Стоит учесть специфику самой работы. Если курсовая будет носить теоретический характер, необходимо сделать акцент на изучении материала, обзоре существующей литературы, разности во взглядах авторов. Если курсовая носит прикладной характер, важно сделать упор на ее практической ценности, провести самостоятельные исследования, чтобы доказать или опровергнуть какие-либо утверждения или гипотезы.
  4. Цели и задачи взаимосвязаны между собой и друг друга дополняют. Если сказать простыми словами, то цель призвана обозначить то, что будет выполнять студент в рамках своего проекта. Задачи служат для формулировки тех способов и подходов, с помощью которых можно будет достичь поставленных целей.

Задачи могут заключаться, например, в углубленном анализе какой-либо проблемы, изучению существующих публикаций по ней и в сравнении их между собой. Если курсовая выполняется по финансовой дисциплине, нужно будет проанализировать финансовую деятельность объекта, а также составить план, с помощью которого можно ее улучшить или модернизировать.

Если вы не знаете, как правильно сформулировать цели и задачи в курсовой работе, обратитесь в наш учебный центр. У нас вы сможете заказать написание курсовой полностью или подготовку его отдельных частей. Мы всегда вам поможем!

Примеры целей и задач курсовых работ:

1 ) Курсовая работа по психологии с практикой

Цель курсовой работы является изучение отношения к гражданскому браку мужчин и женщин.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение отношения к гражданскому браку мужчин и женщин.
2. Диагностика личностных качеств и особенностей поведения мужчин и женщин.
3. Изучение ценностных ориентаций мужчин и женщин.
4. Диагностика акцентуаций характера мужчин и женщин.

2) Пример цели и задач для курсовой работы по праву

Целью данной курсовой работы является исследование правового режима земель лесного фонда.

Задачами курсовой работы является
1. дать понятие и рассмотреть состав земель лесного фонда;
2. рассмотреть правоотношения в области охраны и использования земель лесного фонда: понятие, состав, виды;
3. раскрыть право собственности и право пользования лесными участками в составе земель лесного фонда;
4. охарактеризовать разграничение понятий охрана и защита лесов в правовой доктрине и в законодательстве РФ;


3) Курсовая работа на тему "Методология оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов"

Целью курсовой работы является изучение современных методов оценки эффективности инновационных проектов.

Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих основных задач:
1) раскрытие понятий «инновация» и «инновационных проект», изучение видов инновационных проектов по различным классификационным признакам;
2) определение основных источников финансирования инновационных проектов;
3) изучение особенностей национального финансирования инвестиций в форме венчурного капитала, а также сравнение состояния российского рынка венчурного финансирования с зарубежными;
4) определение основных критериев инвестиционной привлекательности инновационных проектов;
5) изучение структуры бизнес-плана как основного документа, отражающего инвестиционную привлекательность инновационных проектов;

4) Курсовая работа по экономике. Тема Инфляция как социально-экономического процесса, проявляющегося в периоды макроэкономической нестабильности.

Целью работы является изучение инфляции как социально-экономического процесса, проявляющегося в периоды макроэкономической нестабильности.

В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность, причины и формы проявления инфляции;
- охарактеризовать особенности проявления инфляции в России в периоды макроэкономический нестабильности в ХХ веке;
- проанализировать особенности современной инфляции в России и пути реализации антиинфляционной политики.

Методичка оформление курсовых, дипломов БГЭУ

«Бухгалтерский учет, анализ, аудит» «Статистика» «Финансы и кредит»

4 Написание курсовой работы…………………………………………..…11

5 Требования к оформлению курсовой работы…………………………..15

6 Организация з ащиты курсовой работы ….……………………………21

Приложение А. Образец оформления титульного листа…………….….24

Приложение Б. Образец оформления реферата ………………….….…..25

Приложение В. Образец оформления содержания ………………..…..26

Приложение Г. Пример оформления иллюстрации…………. ……. …..27

Приложение Д. Образец оформления таблицы………………….….…. 28

Приложение Е. Примеры библиографического описания

Приложение Ж. Образец оформления списка использованных

литературных источников………………..……………………………. 31

Выполнение курсовой работы по макроэкономике – одна из важнейших форм самостоятель­ной работы студентов в вузе, предоставляющая им возможность глубоко и серьезно разобраться в отдельных актуальных экономи­ческих проблемах. Вдумчивая работа способствует систематизации знаний и более успешной подготовке к экзамену по курсу экономи­ческой теории.

Анализ сложных экономических проблем в процессе выполнения курсовой работы позволит студентам приобрести навыки рабо­ты со специальной литературой, статистическими и фактическими материалами; выработать умение на основе статистических справочни­ков и сборников составлять и использовать таблицы, диаграммы, графики; на базе обобщения явлений экономической жизни делать теоретические и практические выводы. В ходе этой работы приобре­таются способности четко и логично излагать свои мысли, использо­вать аргументированную критику и давать сравнительную характе­ристику разных взглядов по отдельным экономическим вопросам. Кроме того, студенты приобщаются к научному поиску, приобрета­ют опыт подготовки докладов и публичных выступлений, подготов­ки тезисов конференций и научных работ.

Вместе с тем необходимо понимать, что курсовая работа являются эффективной формой изучения экономической теории только тогда, когда она выполнена студентами творчески, самостоятельно, на основе глубокого изучения научной и методической литературы, обобщения и анализа разностороннего конкретного фактического и статистического материала.

Важным элементом курсовой работы по макроэкономике является ее идеологическая составляющая. Содержание работы должно отражать государственную идеологию нашей страны, раскрывать пути и методы формирования социально ориентированной рыночной экономики, построения высокоразвитого постиндустриального общества. При этом, наряду с критическим анализом имеющихся недостатков в развитии экономики, следует показывать и достигнутые нашей страной успехи в экономическом росте, повышении уровня жизни людей, снижении уровней инфляции и безработицы и других направлениях экономической и социальной политики.

При заочной форме обучения содержание курсовых работ позволяют преподавателям судить о ходе самостоятельной работы студентов в межсессионный период и о степени их подготовки к эк­заменам.

Успех выполнения курсовой работы во многом зависит от того, насколько четко студенты представляют себе, какие требования предъявляются к данной работе, каков порядок ее вы­полнения и защиты.

Необходимым условием качественного выполнения студентами курсовых работ являются высокие требования преподавателей и ре­альная помощь студентам со стороны кафедры при подготовке и на­писании этих работ: проведение консультаций по методике выполнения, помощь в составлении плана и подборе литературы, статистического материала, четкое рецензирование и организация защиты, а так­же правильная оценка проделанной работы и знаний по теме.

Цель данной методической разработки – помочь студенту в правильной организации работы и качественном ее выполнении. Внима­тельное изучение методических рекомендаций поможет студенту избежать ти­пичных ошибок при организации выполнения курсовой работы, и грамотно ее оформить.

Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов:

1) ознакомление с Методическими указаниями по выполнению и

оформлению курсовой работы по макроэкономике;

2) выбор темы из списка, предложенного кафедрой, и согласование ее с научным руководителем;

3) подбор и изучение литературы по избранной теме;

4) составление рабочего плана и графика выполнения работы;

5) сбор и обработка фактического и статистического материала;

6) корректировка рабочего плана и его согласование с научным руководителем;

7) написание разделов работы, формулирование выводов, заключений и обобщений по ее результатам;

8) техническое оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями;

9) представление работы научному руководителю для проверки;

10) получение письменного отзыва научного руководителя и устранение отмеченных им недостатков;

11) получение допуска к защите курсовой работы и ее защита.

1 ВЫБОР ТЕМЫ

Первым этапом выполнения работы является выбор темы. Тема курсовой работы выбирается студентом из тематики, разработанной кафедрой экономической теории.

В некоторых случаях, с разрешения преподавателя и заведующего кафедрой, студент может выполнять курсовую работу на тему, выбранную самостоятельно. При этом нужно помнить, что тема курсовой работы должна затрагивать актуальные проблемы экономической теории, иметь прикладное значение, соответствовать задачам подготовки специалистов.

Осуществляя выбор темы курсовой работы, студент должен учесть свои индивидуальные творческие наклонности, будущие профессиональные интересы. Возможно, на выбор темы курсовой работы повлияют темы ранее выполненных рефератов, докладов, научных исследований. Кроме того, студент должен иметь в виду, что подготовленный материал может в дальнейшем использоваться при написании дипломной работы.

Таким образом, изучив предложенные темы, студент должен остановить свой выбор на такой теме, которая:

во-первых, отвечает его личным, научным, творческим интересам;

во-вторых, является, с его точки зрения, наиболее актуальной для изучения экономической теории и хозяйственной практики Республики Беларусь;

в-третьих, достаточно широко представлена в экономической литературе;

в-четвертых, может быть интересна студенту, с позиций его будущей специальности и более углубленное изучение которой, поможет в будущем при написании дипломной работы.

Сложность этой операции заключается в том, что выбор темы – процесс не единовременный. Он требует, во-первых, определенных знаний, которые позволяют выбрать интересную и слабо разработанную тему; во-вторых, требует времени для накопления этих "предварительных" знаний. И чем раньше выбор темы будет сделан, тем больше времени для ее выполнения окажется в распоряжении студента, тем больше будет сделано для ее реализации.

Можно порекомендовать выбирать тему курсовой работы из тех разделов макроэкономики, которые являются наиболее сложными для понимания студента. Написание работы по таким темам поможет студенту более глубоко разобраться в трудных проблемах курса и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов стационара из одной группы. Если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) проблемам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

Студенты заочной формы обучения должны выбирать тему курсовой работы по окончании первой сессии. Это позволит заранее проконсультироваться у преподавателя, принявшего экзамен по первому разделу курса, более глубоко сориентироваться в выбранной проблеме. Студенты–заочники могут увязать в своей работе теоретический материал с конкретной практикой хозяйствования своих предприятий и организаций.

Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована студентами стационара с руководителем курсовой работы и не может быть изменена студентом без соответствующего разрешения. Студенты-заочники выбирают тему только из предложенного им варианта тематики курсовых работ.

2 ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, следует подобрать соответствующую литературу. Литература. необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно.

Прежде всего, студенту следует определить по программе курса, к какому разделу темы она относится, ознакомиться со списком литературы, рекомендованной по данной теме в программе, а также ознакомиться с учебными и методическими пособиями. Такой предварительный обзор литературы позволит студенту составить общее представление о выбранной теме. После этого необходимо приступить к тщательному подбору литературы по теме курсовой работы.

С этой целью студент изучает:

1) литературу, рекомендованную кафедрой в рабочей программе данного курса, в планах семинарских занятий, или непосредственно в данной теме;

2) библиографические каталоги (систематические, предметные и алфавитные), тематические библиографии в библиотеках университета и города;

3) указатели статей и материалов, опубликованных в экономических журналах за определённый год, в последнем номере того или иного журнала;

4) фактические материалы: нормативные и правовые документы, статистические сборники и справочники, информационные бюллетени по экономическим вопросам, отчетные данные предприятий и учреждений и др.

Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими каталогами библиотек и читальных залов.

Список литературы должен содержать не менее 15 источников. Среди них:

- учебники по экономической теории, макроэкономике;

- первоисточники – труды выдающихся представителей экономической мысли – У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, П. Самуэльсона, А. Маршалла и др.;

- монографии и научные статьи в периодических изданиях;

- статистические сборники и справочники;

- энциклопедии и экономические словари.

К сбору фактического и статистического материала необходимо подойти внимательно, использовать только те данные, которые имеют прямое отношение к теме. При отборе фактических данных, необходимо учесть, что монографии, сборники научных статей, материалы научно-исследовательских конференций обладают более высокой степенью достоверности.

Для актуализации содержания курсовой работы необходимо использовать литературные источники, изданные за последние 3-5 лет. В порядке исключения по согласованию с руководителем могут использоваться ранее изданные литературные источники.

Список литературы, подобранный студентами стационара, должен быть согласован с руководите­лем курсовой работы.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая теория – наука творческая: она постоянно развивается и обогащается новыми положениями, выводами и концепциями.

В списке литературы должно быть не менее двух статей в периодических изданиях за последние 2–3 года.

Информацию раскрывающую темы курсовых работ по макроэкономике можно найти в следующих периодических изданиях:

Банки; Банковское дело; Эксперт; Маркетинг и менеджмент; Вестник МГУ, серия 6: Экономика; Внешняя торговля; Вопросы экономики; Деловая жизнь; Деловые люди; Деньги; Деньги и кредит; Маркетинг; Мировая экономика и международные отношения; Общество и экономика; Право и экономика; Предпринимательство; Российский экономический журнал; Рынок ценных бумаг; Страховое дело; США: экономика, политика, идеология; Человек и труд; Экономика и организация промышленного производства (ЭКО); Экономист; Экономические и социальные перемены; Финансы; Финансист; Экономика и жизнь.

Белорусский фондовый рынок; Вестник БГЭУ; Вестник БГУ (серия "Экономика"); Белорусский экономический журнал; Финансы, учет, аудит; Банковский вестник; Экономика Беларуси; Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь.

Национальная экономическая газета, Белорусская деловая газета, Белорусы и рынок и др.

Получить данные по интересующей теме можно также при помощи систем поиска и каталогов системы “Интернет”.

Фактический и статистический материал можно найти и использовать из периодических изданий, монографий. Особое внимание следует обратить на статистические сборники и справочники: « Статистический ежегодник Республики Беларусь»; «Беларусь в цифрах». По многим темам статистические данные можно найти в отдельных тематических изданиях Национального статистического комитета Республики Беларусь: «Беларусь и страны мира», «Беларусь и Россия», «Население Республики Беларусь», «Труд и занятость в Республике Беларусь», «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» и др. Кроме того, статистический материал в электронном виде находится на сайте национального статистического комитета: http://belstat.gov.by

При чтении энциклопедий, справочников, словарей следует использовать новейшие издания, т.к. использование устаревших материалов не отражает реальной картины того или иного экономического явления или ситуации и приводит к существенному снижению качества работы. Монографии и статьи в периодических изданиях также должны соответствовать духу времени.

В процессе изучения литературных источников необходимо конспектировать те разделы монографий, статей, которые наиболее полно освещают тему курсовой работы. Целесообразно делать выписки из книг и статей. Это могут быть цитаты или тезисы изучаемого произведения. Цитируются, прежде всего, важнейшие мысли из произведений классиков. Кроме того, целесообразно цитировать и спорные положения из тех или иных работ, чтобы более предметно вести дискуссию по этим вопросам. Цитаты могут подтверждать те или иные положения работы, однако их не должно быть много. При изучении литературы можно использовать выписки, то есть близкое к тексту изложение материала. Каждая выписка, как и цитата, должна быть сопровождена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Важно научиться выписывать только те места, в которых содержится самое главное, а для этого необходимо вначале изучить все произведение.

3 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

После ознакомления с литературой по избранной теме и уяснения примерного содержания курсовой работы, студент составляет план работы. который обязательно согласовывается с научным руководителем.

План должен быть тщательно продуман. Всегда нужно помнить, что план – это основа и рамки курсовой работы. План определяет структуру работы, логику изложения. От правильного составления плана зависит уровень всей курсовой работы. В то же время план показывает, насколько студент осмыслил и понял тему, может ли выбрать главное, существенное, представить исследуемую проблему в полном объеме. При составлении плана студент может руководствоваться содержанием изученных первоисточников, планами семинарских занятий и лекций. Вопросы плана должны быть емкими и четко сформулированными. Не допускается мелкое дробление темы и вынесение в план второстепенных вопросов, т.к. это ведет к поверхностному изложению темы.

Таким образом, план должен вбирать в себя наиболее важные моменты темы, охватывать ее всю, но в тоже время не быть громоздким. Включать в него большое количество вопросов нецелесообразно, ибо это приведет к поверхностному изложению материала. Не рекомендуется механическое переписывание в план вопросов, которые даются в программе курса экономической теории, учебниках и других литературных источниках.

Тема и план курсовой работы утверждаются руководителем, после чего никакие изменения ни в названии темы, ни в формулировке вопросов плана без согласования с преподавателем не допускаются.

Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

Введение. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения экономических проблем, исследованность темы в научной литературе, основные подходы к ее рассмотрению, определяется общая цель курсовой работы, ее задачи и методы исследования, дается характеристика основных источников, где рассматривается тема. Желательно, чтобы во «введении» было отражено значение рассматриваемых вопросов для экономики Беларуси. Помимо этого во введении должна обосновываться структура курсовой работы.

Основная часть работы, которая состоит, как правило, из 3-4 разделов, которые могут быть разделены на подразделы. Первый раздел имеет теоретический характер. Следующие разделы, как правило, посвящены анализу состоянию проблемы с обязательным привлечением статистических данных за последние 5 и более лет, выявлению недостатков, предложений по их устранению.

В заключении делаются выводы, к которым пришел студент в ходе научного исследования, и представляют собой обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в курсовой работе. Заключение должно быть кратким, в сжатой форме показать результат работы. Выводы излагаются по каждому разделу и пишутся тезисно (по пунктам).

При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию курсовой работы. Если тема достаточно обширна (например, о государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и др.), то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, последствия инфляции). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой потребление, сбережения и инвестиции в модели установления макроэкономического равновесия Кейнса).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям нашей республики. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики Беларуси, рассматривается как серьезный недостаток плана и самой курсовой работы.

Пример подхода к составлению плана курсовой работы.

Тема: Проблема инфляции в Республике Беларусь

План работы

Глава 1. Источники инфляции.

1.1. Сущность, типы и формы инфляции.

1.2. Варианты антиинфляционной политики.

Глава 2. Особенности инфляции в Республике Беларусь.

2.1. Причины инфляции в переходной экономике.

2.2. Социально-экономические последствия инфляции в современной экономике Беларуси.

2.3. Пути преодоления инфляции в Республике Беларусь.

Ошибки, встречающиеся при составлении плана работы:

  • Одной из распространенных ошибок является одностороннее представление в рабочем плане и в курсовой работе выбранной темы. Или студент сосредоточивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, от опыта конкретных стран; или, наоборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формируются необходимые обобщения и выводы.
  • Другой распространенной ошибкой является чрезмерное внимание к историческому опыту экономики зарубежных стран. Следует учитывать, что экономическая теория постоянно обновляется, и многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность. Нужно иметь в виду, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния экономической теории, и это должно найти свое отражение в рабочем плане.
  • Логика изложений представляет собой наиболее слабое место во многих курсовых работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой: материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана студент должен использовать опыт составления структурно-логических схем: рабочий план можно рассматривать, как развернутую структурно-логическую схему по выбранной теме.
4 НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После того, как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и обработан конкретный материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма ответственный этап, так как студент должен проявить здесь умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать выводы и формулировать конкретные предложения для практики хозяйствования.

Курсовая работа по макроэкономике является самостоятельным теоретическим исследованием, имеющим внутреннее единство, творчески выполненным студентом на основе изучения широкого круга отечественной и зарубежной литературы. В ней необходимо раскрыть содержание выбранной темы, продемонстрировать уме­ние анализировать и обобщать материал, увязывать вопросы экономической теории с хозяйственной мировой и отечественной практи­кой, сформулировать выводы и предложения по выбранной тематике. Теоретические положения должны подтверждаться конкрет­ным фактическим и статистическим материалом. В каждой теме необходимо глубоко проанализировать основные черты нынешнего состояния экономики нашей страны и (или) экономики зарубежных стран.

Качество текста курсовой работы во многом зависит от четкости формулировки разделов плана, от логики изложения, от целостности работы темы. Для создания завершенной работы на основе полученных знаний необходимо продумать способ изложения материала, объем каждой части текста.

Курсовая работа не должна составляться из фрагментов статей, монографий, пособий. Кроме простого изложения фактов и цитат, в курсовой работе должно проявляться авторское видение проблемы и ее решения.

Не следует механически использовать готовые тексты (такая работа называется компилятивной и оценивается неудовлетворительно ). Нужно излагать текст самостоятельно. Если вы излагаете мысль какого-то автора, укажите ее источник (например: … как считает К. Эклунд в книге «Эффективная экономика»… далее следует ссылка на книгу с ее выходными данными и страницей, где излагается эта мысль) или оформите ее цитатой (дословно, в кавычках, так же со ссылкой на источник). Все статистические данные должны сопровождаться ссылкой на их источник. Сравнивая позиции различных авторов, следует сделать аргументированные собственные выводы: почему, то или иное утверждение кажется вам более справедливым.

Нужно учитывать, что способ изложения материала в курсовой работе является средством раскрытия темы, требует умения выявить главные проблемы, оценить различные концепции и высказать свою точку зрения. При изложении материала необходимо последовательно, логично проводить единую линию, избегать повторения материала в разных частях текста, доказательно, аргументировано высказывать определенные положения, подкреплять их материалами из авторитетных источников, статистическими данными, графиками, таблицами.

По каждому вопросу необходимо полно и правильно изложить содержание основных моментов, дать качественную характеристику экономических понятий и категорий, теоретически доказать выдвинутые положения, сделать определенные выводы. Таким образом, при написании текста необходимо особое внимание уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составленным планом.

В процессе работы студент может столкнуться с таким положением, когда в экономической литературе ведется дискуссия по той или иной проблеме экономики и нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В этом случае студент должен представить существующие точки зрения и высказать свое собственное мнение по данному вопросу.

Теоретические положения необходимо иллюстрировать, подтверждать и подкреплять фактами, анализом фактического материала, причем факты должны быть не случайными, а типичными для данных исторических условий. Они должны быть показаны в динамике. При этом студенту следует избегать нагромождения фактов. Их может быть немного, но они должны быть вескими и убедительными, иметь библиографические ссылки на используемый фактический материал.

Цитаты, отрывки из текстов книг, журналов, содержащие положения принципиального характера, ссылки на цифровой материал необходимо оформлять сносками, указывая в конце предложения в квадратных скобках номер источника по списку литературы и номер страницы. Сноски также можно делать внизу страницы, указывая фамилию автора, название источника и его выходные данные.

Работа должна носить целостный, законченный характер. В содержании работы должен присутствовать анализ международного опыта, анализ статистических данных, выявление тенденций. Особенно следует обратить внимание на проработку экономических понятий, категорий, используемых в работе. Каждая экономическая категория должна быть определена, каждый рассматриваемый экономический закон или закономерность – сформулированы, формулы – объяснены.

Особенно высоко в курсовой работе ценится глубокое понимание сути проблемы, логическое ее изложение, оригинальные источники информации (прежде всего связанные с собственной деятельностью, привлеченные из реалий окружающего мира), самостоятельность выводов.

Структура работы включает: титульный лист, реферат, «содержание», «введение», основная часть, «заключение», список использованных источников, приложения (при необходимости).

Правила оформления титульного листа, списка использованных источников, приложений и написания реферата изложены в разделе «Оформление курсовой работы».

Содержание частей работы «введение» и «заключение» изложены в разделе «Составление плана».

Основная часть работы состоит, как правило, из трех разделов, которые могут быть разделены на подразделы. Допускается выполнение курсовых работ, состоящих из двух или четырех разделов. Каждый раздел (подраздел) пос­вящен решению одной из задач, сформулированных во введении, поэтому его название не должно повторять название курсовой работы (раздела).

Первый раздел имеет теоретический характер. Поэтому в первом разделе необходимо кратко отразить теоретические аспекты темы, раскрыть основные категории и понятия, законы и определения. Здесь же может быть отражен обзор мнений по данному вопросу, представленный в научной литературе, или исторический экскурс по проблематике выбранной темы.

Основная часть работы включает, как правило, три разде­ла (теоретический, расчетно-аналитический и конструктивный), которые разделены на подразделы.

Нужно учитывать, что в основной части курсовой работы рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и практики, дается анализ современного состояния исследуемого объекта. Поэтому здесь, в зависимости от поставленной цели, можно дать характеристику состояния изучаемой проблемы, проанализировать подходы основных макроэкономических школ к ее решению, отразить авторские научные взгляды, остановиться на рекомендациях специалистов, сформулировать собственные предложения, подтвердить теоретические положения статистическими данными.

В первой (теоретической) части курсовой работы рассматривается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы и уже имеющихся разработок по теме. В теоретической части курсовой работы раскрывается сущность рассматриваемой экономической категории (объекта исследования). В первой главе раскрываются основные понятия, подходы к трактовке основных категорий, решению данной проблемы исследования. Следует показать собственную позицию студента в оценке проблемы и возможности ее решения. Необходимо делать ссылки на используемые источники литературы и точки зрения цитируемых авторов. Теоретическую часть работы желательно иллюстрировать рисунками, схемами, диаграммами и другими наглядными материалами.

Если во «введении» проблема формируется в самом общем виде, то в основной части автору необходимо выделить более узкие специальные вопросы и дать их характеристику. Это основной этап научного анализа темы.

Наиболее типичная ошибка в основной части курсовой работы представляет собой компиляцию отобранных студентом работ без попытки самостоятельного объяснения темы, без характеристики новизны полученного знания в данной области.

Теоретические положения, заимствованные из литературных и других источников, необходимо приводить со ссылкой на источник, в качестве которого не рекомендуется использовать учебник (учебное пособие) по данной дисциплине, т.к. написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.

Второй раздел должен касаться практической реализации данного экономического явления или проблемы в конкретных экономических условиях. В данном разделе обязательно должна быть освещена белорусская и (или) зарубежная экономическая практика по выбранной теме исследования, а также может быть представлен международный опыт.

В процессе написания основной части работы следует помнить, что по многим проблемам существуют разные подходы, опирающиеся на различные экономические концепции. В дискуссии высказываются неоднозначные мнения, противоположные взгляды, поэтому необходимо определить свое отношение к ним, дать свою точку зрения. В курсовой работе студент должен продемонстрировать глубокое понимание исследуемой проблемы, умение самостоятельно судить о том или ином экономическом явлении и выражать эти суждения своими словами. При написании текста следует избегать положений декларативного характера, голословных утверждений и механически переписанного текста. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и подкреплено конкретным материалом, оформленным в таблицы, схемы, диаграммы, графики.

Следующие разделы, как правило, посвящены анализу предмета исследования с обязательным привлечением статистических данных за последние 5 и более лет.

Курсовая работа, должна основываться на конкретных фактических данных. При этом можно использовать материалы конкретных предприятий, данные статистических сборников, информацию, опубликованную в периодической печати, другие источники информации в т.ч. Интернет.

Центральное место в курсовой работе занимает аналитическая часть. При написании данной главы необходимо использовать современную и достоверную экономическую, финансовую и статистическую информацию, характеризующую состояние рассматриваемых вопросов. Статистический материал следует приводить по ходу изложения отдельных вопросов темы, увязывая его с соответствующими теоретическими положениями. Таблицы, приводимые в конце работы без выводов и не связанные с темой, не могут расцениваться как иллюстративный материал. В процессе написания аналитической главы рекомендуется использовать соответствующие методики анализа, экономико-математические и статистические методы расчетов. Данная глава должна базироваться на анализе статистических материалов макроэкономического, отраслевого, регионального характера, отчетности конкретного предприятия.

В рекомендательной части студентам необходимо рассмотреть основные пути решения данной экономической проблемы, показать умение выбрать и обосновать наиболее эффективный из них. При этом найденный путь следует соотнести с соответствующей практикой и учесть мировой опыт в данной области. Может быть произведен расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Каждый раздел должен заканчиваться выводами.

Основная часть работы выполняется в строгом соответствии с планом. Главная задача состоит в том, чтобы аргументировано раскрыть тему, на основе анализа различных концепций выработать свою позицию или указать, почему из многообразия точек зрения выбирается данная. В работе нужно избегать отвлечённых рассуждений. Используемый материал должен быть нацелен на достижение поставленных задач.

Не надо перегружать работу длинными цитатами из публикаций. Следует своими словами пересказать, кто и в каких источниках дает понятие изучаемого термина, сравнить различные точки зрения, показать расхождения и совпадения.

В заключении излагаются выводы по каждому разделу, которые пишутся тезисно (по пунктам).

Список используемых источников должен включать нормативные правовые акты, учебники, монографии, статьи, статистические сборники. Минимальное количество источников – 15.

Источники следует располагать в порядке появле­ния ссылок в тексте работы, либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий. Требования к оформлению электронных ресурсов устанавливает ГОСТ 7.82-2001.

Весь объем курсовой работы составляет 25-30 страниц печатного текста, выполненного на персональном компьютере через один интервал. Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают.

5 Оформление работы

Как отмечалось ранее структура курсовой работы содержит: титульный лист; реферат; содержа­ние; при необходимости перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов; введение; основную часть; заключение; список использо­ванных источников; приложения (при необходимости).

Титульный лист оформляется в соответствии с прило­жением А.

Реферат (приложение Б ) выполняется на двух язы­ках: русском и одном из иностранных по выбору студента. Реферат должен содержать: а) сведения об объеме курсовой работы (количестве стра­ниц), количестве иллюстраций (рисунков), таблиц, прило­жений, использованных источников; б) перечень ключевых слов; в) текст реферата.

Оптимальный объем текста реферата 1500-2000 печатных знаков (примерно одна страница). Текст реферата должен отражать объект и предмет исследования, цель рабо­ты, метод или методологию проведения работы, полученные результаты и их новизну, степень внедрения и рекоменда­ции по внедрению, технико-экономическую и социальную значимость работы, подтверждение достоверности материалов и результатов курсовой работы, самостоя­тельности ее выполнения.

Номер страницы на «РЕФЕРАТ» ставится и включается в общую нумерацию страниц.

В содержании последовательно перечисляются все за­головки курсовой работы: введение, номе­ра и заголовки разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием но­мера страницы, на которой помещен каждый заголовок (приложение В ).

В заключении логически и последовательно излага­ются теоретические и практические выводы по каждому подразделу курсовой работы. Выводы и предложения должны быть конкретными, реальными и обоснованными, вытекать из результатов проведенного исследования и содержания курсовой работы. Пишутся выводы тезисно (по пунктам).

Список использованных источников должен включать нормативные правовые акты по объекту и предмету исследования, учебники, учебные пособия, монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов, в том числе на иностранных языках, а также опубликованные статьи и тезисы автора курсовой работы.

В приложения включают вспомогательный и допол­нительный материал, который использован при выполнении курсовой работы. Приложения могут включать исходные данные, промежуточные расчеты, фрагменты отчетных материалов, методики, акты внедрения, описание алгоритмов и программ и другое. По форме приложения могут представляться в виде текста, таблиц, иллюстраций (графиков, схем, диаграмм, чертежей и т.п.).

Курсовую работу выполняют на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм), соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм; правое — 10 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 20 мм, на одной стороне листа на белорусском или русском языках с применением компьютерной технологии подготовки документов – через 1 (один) межстрочный интервал с использованием шрифта размером 14 пунктов (пт), применяя гарнитуру шрифта Times New Roman в обычном начертании, выравнивая по ширине.

Текст основной части курсовой работы делят на элементы: разделы, подразделы и пункты. При необходимости, пункты могут делиться на подпункты.

Заголовкиструктурных частей работ«РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «Термины и определения, обозначения и сокращения», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая.

Заголовкиразделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части печатают строчными буквами (первая — прописная) с абзаца полужирным шрифтом и без точки в конце. При этом заголовки подразделов, пунктов и подпунктов печатают размером шрифта основного текста. Заголовки разделов выделяют размером шрифта на 1-2 пункта больше, чем шрифт в основном тексте. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом – 2-3 межстрочных интервала, расстояниемежду заголовками раздела и подраздела – 1,5-2 межстрочных интервала.

Каждую структурную часть работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.

Страницы работы следует нумеровать, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без слова страница (стр. с.) и знаков препинания.

Первой страницей работ является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц, но на нем не ставят номер страницы.

Разделы основной части нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах всего текста. Пример - 1, 2, 3 и т.д. Заголовки структурных частей работ «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ»,«Термины и определения, обозначения и сокращения», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», не нумеруют.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. Пример - 1.1, 1.2, или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраз­дела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой. Пример - 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта выделенного полужирным шрифтом точку не ставят, делают пробел перед наименованием заголовка и все выделяют полужирным шрифтом. Пример - 3.1.2 Показатели технологичности продукции.

Иллюстрации (схемы, диаграммы, графи­ки, чертежи, карты, фотографии, компьютерные распечатки и т.п.) следует располагать в работе непос­редственно после текста, в котором они упоминаются впер­вые, или на следующей странице. На все иллюстрации дол­жны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеру­ют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений. Пример - Рисунок 1, Рисунок 2. Допускается нумера­ция в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состо­ит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разде­ленных точкой. Пример - Рисунок 2.4 (четвертый рисунок вто­рого раздела). Слова «рисунок» в подписях к рисунку и в ссылках на них не сокращают. Пример- … в соответствии с рисунком 3.2, … показан на рисунке 2.

Под иллюстрацией приводят слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования, и оформляют полужирным уменьшенным на 1-2 пункта размером шрифта. Точку в конце нумерации не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка.

Пример -Рисунок 3 - Ди­намика трудозатрат.

При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные, которые оформляют уменьшенным на 1-2 пункта размером шрифта. В этом случае слово «Рисунок». номер и наименование иллюстрации помещают после поясняющих данных (приложение Г ).

3.4.5 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Пример - Рисунок Б.2 – Направления использования прибыли.

Таблица является формой унифицированного текста, который обладает боль­шой информационной емкостью и наглядностью. Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, состоящий из слова «Таблица » и ее порядкового номера, после которого ставится тире, а не точка. Заголовок без абзацного отступа и ее номер размещают слева в одной строке с названием таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы (пример- Таблица 1) или в пределах раздела (при­мер- Таблица 2.3). Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.

На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Пример - в соответствии с таблицей 3.2.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается. Допускается применять в таблице шрифт на 1-2 пункта меньший, чем в тексте работы (приложение Д).

При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "Таблица " указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями таблицы пишут слова "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы.

Формулы и уравнения выполняются в редакторе формул и выделяются из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравне­ния необходимо оставлять не менее одной свободной строки. Формулы и уравнения следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы (уравнения) справа (сразу от правой границы рабочего поля) в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул (уравнений) дают в скобках. Пример - в формуле (5).

Допускается нумерация формул (уравнений) в пределах раздела. В этом случае номер формулы (уравнения) состоит из номера раздела и порядкового номера формулы (уравнения), разделенных точкой. Пример - (5.2).

Пример - Расчет заработной платы работникам, для которых установлены должностные оклады (ЗП ), осуществляется по формуле

где ОК – должностной оклад, р.;

До – количество отработанных дней, дн.;

Др – количество рабочих дней, дн.;

НД – надбавки и доплаты, р.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Если формула или уравнение не умещается в одну строку, то они должны быть перенесены после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (?), деления (:), или других математических знаков, причем в начале следующей строки знак повторяют.

Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т.п. а также под каждой таблицей и иллюстраций.

Библиографическую ссылку в тексте на литератур­ный источник осуществляют путем приведения номера по библиографическому списку источников или номера под­строчной сноски. Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках или помещая между двумя косыми чертами порядковый номер, под которым ссылка значится в библиог­рафическом списке. Обязательно при использовании в работе заимство­ванных из литературных источников цитат, иллюстраций и таблиц указывать наряду с порядковым номером источника номера страниц, иллюстраций и таблиц. Пример - [2, с.21, таблица 5], где 2 — номер источника в списке, 21 — номер страницы, 5 — номер таблицы.

Если таблицы и иллюстрации составлены (разрабо­таны) автором работы самостоятельно, то под таблицей, а для иллюстраций - под подрисуночным текстом, следует сделать примечание. Пример - Примечание ? Источник: соб­ственная разработка или Источник: соб­ственная разработка на основе данных предприятия или Источник: соб­ственная разработка на основе [12. с. 37 ].

Иллюстративные материалы считаются собственной разработкой в том случае, если студент сам рассчитал, собрал данные об исследуемом объекте (не использовал данные других исследователей или организаций), обобщил, проанализировал и оформил их в виде таблицы или рисунка.

Подстрочные сноски — это текст пояснительного или справочного характера (библиографическая ссылка), ко­торый печатают с абзаца в конце страницы, где они обозначе­ны, и отделяют от текста короткой (15 печатных знаков) тон­кой горизонтальной линией с левой стороны.

1) Дебет – приходная страница бухгалтерской книги.

2) Паневчик В.В. Делопроизводство. Документационное и оргтехническое обеспечение управления. – Минск: БГЭУ, 2008. – 318с.

В тексте часто применяются перечисления. Перед каждой пози­цией перечисления следует ставить дефисили при необхо­димости ссылки в тексте на одно из перечислений — строч­ную букву (арабскую цифру), после которой ставится скобка.

Пример - Виды рекламы:

- щитовая; 1) щитовая;

- печатная; 2) печатная:

- каталоги; а) каталоги;

- прайс-листы; б) прайс-листы;

- электронная. или 3) электронная.

Список использованных источников. Источники следует располагать в порядке появле­ния ссылок в тексте работы, либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.

Сведения об источниках печатают с абзацного отступа, после номера точку не ставят.

Примеры библиографического описания литературных источников даны в приложении Е.

Пример оформления списка использованных при написании работы литературных источников приведен в приложении Ж.

6 Организация защиты курсовой работы

Написанная и оформленная должным образом курсовая работа сдается научному руководителю в установленный срок для рецензирования. Студенты - заочники сдают курсовую работу методистам своего деканата.

Выполненная студентом курсовая работа проверяет­ся в 10-дневный срок преподавателем — руководителем работы, который дает письменное заключение по работе — рецензию.

В рецензии указывается:

- общая характеристика работы и ее положительные стороны;

- степень самостоятельности при выполнении работы;

- анализ недостатков и пробелов с точки зрения содержания и освещения отдельных положений, использования статистического материала, оформления работы;

- конкретные рекомендации по устранению замечаний и подготовке курсовой работы к защите.

В рецензии на курсовую работу может содержаться предварительная оценка. Окончательная оценка дается после защиты.

При оценке работы учитываются: содержание рабо­ты, ее актуальность, степень самостоятельности, оригиналь­ность выводов и предложений, качество используемого мате­риала, а также уровень грамотности (общий и профессиональный). Одновременно рецензент отмечает положительные стороны и недостатки курсовой работы, а в случае надобности указывает, что следует доработать. Рецензия заканчивается выводом, мо­жет ли работа быть допущена к защите.

Курсовая работа вместе с рецензией выдается студенту для оз­накомления и возможного исправления.

Затем в соответствии с рецензией студент при необходимости осуществляет доработку темы и готовится к защите курсовой работы. Курсовая работа защищается до экзамена перед преподавателем-рецензентом или перед группой. Студенту следует внимательно прочитать рецензию, устранить недочеты и замечания по содержанию и оформлению курсовой работы.

Менять тему курсовой работы на стадии ее выполнения и представления к защите не разрешается, так как это нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента.

Работа не допускается к защите. если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов; если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно; если допущены грубые ошибки в оформлении (отсутствуют разделы (главы) и т.п.); в тексте содержатся ошибки, текст написан небрежно.

Вот перечень типичных недостатков. снижающих ценность проведенного исследования:

использование устаревшей учебной, научной, справочной и периодической литературы;

превышение объема работы сверх установленного, из-за неумения выделить основное в рассматриваемых вопросах;

отсутствие иллюстративного материала (таблица, схемы, рисунки, диаграммы) и статистического материала;

неравномерное распределение текста между главами и параграфами, что приводит к поверхностному рассмотрению содержания некоторых из них;

слабая связь рассматриваемых вопросов с особенностями макроэкономических процессов в современной переходной экономике Беларуси.

Повторная защита назначается, если студент не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям исследуемой проблемы.

Повторная курсовая работа рецензируется только в том случае, если к ней приложена ранее не допущенная к защите курсовая работа и рецензия на нее. Преподаватель должен проверить, учтены ли при ее выполнении сделанные замечания. Если недостатки не исправлены, курсовая работа вновь возвращается студенту на повторную доработку.

Нужно учитывать, что защита является одним из элементов выполнения курсовой работы, и ее результаты влияют на итоговую оценку. При условии хорошей защиты рекомендуемая оценка, содержащаяся в рецензии, может быть повышена, а при неудовлетворительной защите – снижена.

Таким образом, при защите курсовой работы студенту необходимо продумать логику своего выступления, суметь объяснить, почему какие-то вопросы остались без внимания или рассмотрены в ограниченных рамках. Студент должен показать глубокое понимание вопросов конкретной темы курсовой работы, уметь аргументировано доказать свою точку зрения, хорошо владеть материалом выбранной темы.

Во время защиты студент должен ответить на все вопросы и замечания руководителя, сформулированные в рецензии, ответить на другие вопросы и продемонстрировать знание изученного вопроса, свободное владение всеми источниками информации, использованными для ее написания, и своими знаниями подтвердить самостоятельность выполнения курсовой работы.

Если студент выступает на защите неудовлетворительно, то ему должны быть заданы дополнительные вопросы по теме курсовой работы. В случае, если и на дополнительные вопросы студент не дает удовлетворительных ответов, ему назначается повторная защита.

Выступление по материалу курсовой работы должно занимать 5-7 минут, соответствовать содержанию курсовой работы и достаточно полно раскрывать выбранную тему.

Критериями оценки защиты являются:

- полнота раскрытия темы,

- логичность изложения (правильное сочетание основных и вспомогательных вопросов, их взаимосвязь),

- правильность используемой лексики (точное употребление понятий и терминов, отсутствие бытовых выражений и т.п.),

- отсутствие ненужных подробностей,

- умение четко формулировать выводы.

Если защита происходит перед группой (публично), то желательно подготовить демонстрационный материал (плакаты, раздаточный материал, компьютерная презентация), содержащий основные положения темы, что будет содействовать лучшему проведению защиты. Студентам рекомендуется предварительно подготовиться к защите, составив план и /или текст выступления.

Окончательная оценка курсовой работы, таким образом, делается не только на основе учета ее содержания, оформления и рецензии руководителя, но и результата защиты. Оцен­ка курсовой работы по 10-балльной системе выставляется в ведомости и в зачетной книжке, служит основанием для допуска к экзамену по макроэкономике, а также заносится в приложение к диплому (выписка из зачетной книжки).

При выявлении случаев плагиата оценка после доработки (переработки) снижается на два балла.

Работа, выполненная студентом в научном кружке (обществе) и доложенная на его заседании или на студенческих научных конференциях, может засчитываться как курсовая и оцениваться руководителем по 10-балльной шкале.

В заключение отметим причины, по которым студент не допускается к защите курсовой работы:

  1. курсовая работа выполнена на тему, которая отсутствует в утвержденном перечне;
  2. тема или план курсовой работы изменены после утверждения их руководителем без согласования с ним;
  3. содержание работы не связано с предметом дисциплины ”Макроэкономика”, а соответствует предмету других учебных курсов (например, “Основы бизнеса”, ”Менеджмент”, ”Рынок ценных бумаг”, “Финансы и кредит”, и др.);
  4. т ема работы не раскрыта в ее содержании;
  5. текст работы дословно повторяет материалы учебных пособий, научных статей и других источников;
  6. оформление работы не соответствует требованиям;
  7. отсутствуют ссылки на источники статистической информации, цитаты, иллюстративные материалы, не представлен в тексте список литературы;
  8. небрежное выполнение, наличие в тексте большого числа грамматических и стилистических ошибок;
  9. работа выполнена не самостоятельно: заимствована из опубликованных источников или у других студентов, взята в базе данных соответствующих сайтов в интернете, распечатана с CD -дисков и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра экономической теории ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Курсовая работа: 30 с. 5 рис. 4 табл. 31 источник, 5 прил.

переходный период, трансформационная экономика, градуализм, шоковая терапия, социально ориентированная экономика, социально-экономическое развитие.

Объект исследования ? переходная экономика.

Предмет исследования ? основные концепции и закономерности переходной экономики, особенности в Республике Беларусь.

Цель работы. исследовать основные процессы переходной экономики, а также проблемы трансформационного периода в Республике Беларусь.

Методы исследования. описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки. проведен анализ концепций перехода к рыночной экономике в различных странах, в результате которых выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Элементы научной новизны. определены и сформулированы основные проблемы переходной экономики и предложены конкретные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения. лекции, семинарские занятия.

Апробация (внедрение). сообщение на научном кружке, выступление на поточной конференции по итогам года, выступление на университетской конференции.

Результаты внедрения. акт о внедрении в учебный процесс.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость. изучение переходной экономики является очень актуальным в начале XXI века, так как множество стран проходит в данный момент переходный период, большую часть из которых составляют бывшие социалистические страны.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ПРИЛОЖЕНИЕ В Образец оформления содержания курсовой работы