Руководства, Инструкции, Бланки

список участников юридического лица образец img-1

список участников юридического лица образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Органы и участники юридического лица

Органы и участники юридического лица

Юридическое лицо действует через свои органы, их действия рассматриваются как действия самого юридического лица. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст.53 ГК РФ ).

Например, органы различных организаций - общее собрание участников, наблюдательный совет, совет директоров, генеральный директор и др. Состав органов (высший и исполнительные), их компетенция, порядок назначения или избрания определяются для различных видов организаций законодательством и учредительными документами.

Но юридическое лицо может действовать не только через свои органы - в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может действовать непосредственно через своих участников.

Кто такие участники юридического лица? Часто путают понятия "учредитель" и "участник". Лица, учредившие организацию, после ее создания автоматически становятся и ее участниками. Учредителями этой организации они останутся навсегда (поскольку организация уже создана и второй раз эта же организация создасться/быть учрежденной не может), а вот участниками организации они могут быть и не весь срок существования организации (можно выйти из нее, могут исключить из нее и др.). Число участников организации может изменяться - могут добавляться новые участники, могут заменяться старые участники на новых (переуступка доли, например) и т.д.

Особенно ротация участников наглядна на примере таких организаций, как акционерные общества открытого типа: новые участники (акционеры) появляются с покупкой акций общества, старые участники исчезают, продав свои акции.

Другие статьи

Основные характеристики организационно-правовых форм

/ Основные характеристики организационно-правовых форм

Имущество принадлежит обществу. Акционеры имеют преимущественное право приобретать акции, продаваемые другими акционерами данного общества. Акционер не имеет права на возврат вклада, внесенного в счет оплаты акций

Высший орган – общее собрание акционеров. Аудиторская проверка может проводиться по требованию акционеров, доля которых в уставном капитале не менее 10%. Общество не обязано вести свои дела публично

Выплата дивидендов по акциям – по решению общего собрания акционеров

Открытое акционерное общество (ОАО)

Физические и юридические лица

Не ограничено, но не может быть больше числа акций

Стоимость принадлежащих акций

Имущество принадлежит обществу; свободное отчуждение акций; акционер не имеет права на возврат вклада, внесенного в счет оплаты акций

Высший орган – общее собрание акционеров. Если в составе общества больше 50 акционеров, то создается Совет директоров. Обязательна публичная отчетность и проведение аудиторской проверки

Выплата дивидендов – по решению общего собрания акционеров, но обязательно выплачивается фиксированный дивиденд по привилегированным акциям. Обязательно создание резервного фонда в размере не менее 10% уставного капитала

Изменения в ГК РФ: юридические лица

Изменения в ГК РФ: юридические лица

С 1 сентября 2014 г. вступает в силу новый блок поправок в ГК РФ, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки вносятся Федеральным законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Закон» ). Основные новеллы, изложенные в Законе, представлены ниже.

  • Деление юридических лиц на корпоративные (основанные на праве членства) и унитарные.
  • Деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные, упразднение ОАО, ЗАО и ОДО:

­-ОАО подлежит переименованию в публичное акционерное общество (ПАО ), если (а) оно публично размещает акции (облигации) или (б) его акции (облигации) публично обращаются, или (в) в его уставе и наименовании указан публичный статус;
­-ЗАО будет считаться непубличным акционерным обществом (НАО ), если оно не отвечает признакам ПАО, указанным выше, ЗАО подлежит переименованию в АО;
­-ООО считается непубличным обществом, его наименование остается без изменений.

  • Введение новых форм не требует перерегистрации существующих обществ, однако учредительные документы и наименования ОАО и ЗАО должны быть приведены в соответствие с ГК РФ при первом внесении в них изменений (срок не регламентирован).
  • Жесткие требования к ПАО:

-обязательно создание коллегиального органа управления (КОУ ) - наблюдательного или иного совета (не менее 5 членов);
­-единоличные исполнительные органы (ЕИО ) и члены коллегиальных исполнительных органов (КИО ) не могут председательствовать и составлять более ¼ членов в КОУ;
-компетенция общего собрания не может быть расширена;
­-функции счетной комиссии должны исполняться независимым регистратором.

  • Принцип диспозитивности в отношении НАО и ООО:

­-некоторые вопросы компетенции общего собрания могут быть переданы КОУ и/или КИО;
­-КОУ или ЕИО могут исполнять функции КИО;
­-возможность закрепления в уставе особого порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания;
­-компетенция общего собрания может быть расширена;
­-ревизионная комиссия может не формироваться;
­-в уставе или корпоративном договоре может предусматриваться объем прав участника, не пропорционально его доле, при условии внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

  • Все АО обязаны привлекать независимого аудитора для проверки годовой отчетности.
  • Возможность использования типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом.
  • Существенное изменение института ЕИО, функции которого могут исполняться:

-несколькими лицами, действующими совместно как один ЕИО;
-несколькими ЕИО, действующими независимо друг от друга.

  • Ужесточение требований к оформлению решений общих собраний – обязательно подтверждение состава участников и принятого решения:

-в ПАО – регистратором в качестве счетной комиссии;
­-в НАО – либо регистратором, либо нотариусом;
-в ООО – нотариусом, если иной порядок (например, подписание всеми или частью участников) не установлен уставом.

  • Введено понятие корпоративного договора (КД ), заключающегося в письменной форме:

-КД заключается всеми или частью участников, стороной КД могут быть третьи лица;
-Противоречие уставу не влечет недействительность КД;
­-КД не может обязывать голосовать участников по указанию органов общества, определять структуру и компетенцию органов управления;
­-содержание КД НАО и ООО конфиденциально, но о его заключении уведомляется общество; в ПАО – дополнительно требуется раскрытие информации о заключении КД;
­-если КД заключен всеми участниками, сторона КД может оспорить решение органа управления общества;
-сделка, нарушающая КД, может быть оспорена стороной КД, если другая сторона должна была знать об ограничениях, содержащихся к КД.

  • Не только ЕИО, но и члены КОИ и КИО (за исключением тех, кто голосовал против решения, повлекшего убытки), а также контролирующие лица несут ответственность за убытки общества, причиненные их недобросовестными или неразумными действиями (бездействием). При этом:

-в ПАО соглашение об ограничении ответственности ЕИО, членов КОИ и КИО ничтожно;
-в НАО допускается заключение такого соглашения в отношении неразумных действий.

  • Основное общество несет солидарную ответственность не только по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение указаний основного, но и по сделкам, совершенным с согласия основного общества.
  • Доработаны положения о реорганизации юридических лиц:

-установлена возможность смешанной реорганизации (например, выделение ООО из АО с одновременным присоединением этого ООО к другому ООО в рамках одной процедуры) а также реорганизации с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм (например, присоединение к АО нескольких ООО);
-раскрыты последствия признания недействительным решения о реорганизации и порядок признания реорганизации несостоявшейся.

В заключение следует отметить существенность принятых поправок. С одной стороны, они призваны урегулировать и где-то даже упростить процедуру создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С другой стороны, Закон предусматривает более жесткое регулирование некоторых вопросов деятельности ПАО, которые придут на смену ОАО. Диспозитивность в отношении ООО практически не изменилась, так как она уже содержалась в специальном законодательстве, но теперь диспозитивные нормы распространятся на НАО. С вступлением Закона в силу особенно важно проверить, чтобы новые положения, по которым возможна диспозитивность, были четко прописаны в уставе. К примеру, если порядок заверения решения общего собрания участников ООО не закреплен в уставе, то протоколы общих собраний необходимо будет подписывать у нотариуса. Важными являются и поправки в отношении КД и ЕИО, которые, безусловно, предоставят больший спектр возможностей для корпоративного структурирования.

Коммерческие юридические лица

Список коммерческих юридических лиц в ГК РФ является исчерпывающим, т.е. коммерческие юридические лица могут создаваться только в перечисленных формах:

- товарищества и общества;

- унитарные предприятия на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Товарищества и общества (ст. 66—106 ГК РФ). Такого рода объединения в европейском праве обычно называют компаниями или фирмами, а в американском — корпорациями. Товарищест­ва — объединения лиц; общества — объединение лиц и капиталов. Но конечно, это деление условное, так как непосредственное личное участие учредителей в делах организаций, безусловно, предполагается.

Товарищества и общества — это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Имущество (т.е. вклады участников, имущество, приобретенное в результате коммерческой деятельности, и т.д.) принадлежит ему (обществу, товариществу) на праве собственности. Учредители, передавая имущество во вклады, утрачивают право собственности на это имущество. Они имеют лишь право требования к этому юридическому лицу и возможность получения имущества в случае его ликвидации (так называемая ликвидационная квота).К ним относятся: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), закрытое и открытое акционерные общества, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.Их учредителями являются граждане и юридические лица.

Полным товариществом признается такое хозяйственное товарищество, участники которого, являясь предпринимателями (зарегистрированными в этом качестве), во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, солидарно несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.Предпринимательская деятельность участников (полных товарищей) считается деятельностью самого товарищества. По обязательствам товарищества любой из участников (предпринимателей) отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в виде вклада. Товарищество основано на доверительных отношениях. Личное участие в делах товарищества предполагается. Учредительным документом служит учредительный договор. Простое голосование: один участник — один голос.Полные товарищи отвечают по обязательствам своего товарищества только при недостатке у него собственных средств (субсидиарно), но при этом ответственность полных товарищей носит солидарный характер.

В коммандитном товариществе (товариществе на вере) выделяют две группы участников (ст. 82 ГК РФ):1) полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества, при этом солидарно отвечают всем своим личным имуществом по его долгам (они как бы составляют полное товарищество внутри коммандитного);

2) коммандитисты (вкладчики), которые лишь вносят вклады в имущество и отвечают только в пределах своего вклада (фактически несут лишь риск утраты вклада). Они не участвуют непосредственно в предпринимательской деятельности товарищества.

Коммандитисты (вкладчики), не будучи профессиональными предпринимателями и рискуя лишь своим вкладом, не участвуют в ведении дел и управлении товариществом. Они сохраняют только право на получение дохода (дивиденда) и на информацию о деятельности товарищества и ликвидационную квоту. В вопросах использования имущества они вынуждены полагаться на полных товарищей, доверяя им, поэтому часто данный вид товарищества называют товариществом на вере.

В фирменном наименовании товарищества на вере указывается имя всех или одного полного товарища (с добавлением слов «и компания, товарищество на вере» или «коммандитное товарищество»).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объединение капиталов. Личное участие его членов в делах общества не требуется.

Уставный капитал делится на доли участников. Отсутствует ответственность учредителей по долгам общества. Имущество принадлежит ООО на правах собственности.

Ранее в ООО существовало два учредительных документа — устав и учредительный договор, которые часто противоречили друг другу и мешали участникам осуществлять свои права. В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» теперь учредительным документом ООО является только его устав.

Участники отвечают по долгам общества в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Высший орган общества — общее собрание участников общества; директор — лишь исполнительный орган.

Размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 тыс. руб.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — это разновидность ООО. Есть только одно исключение. При недостатке имущества и удовлетворении требований кредиторов участники могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества (солидарно). Но размер ответственности ограничен. В этом случае требования распространяются не на все личное имущество участников, а лишь на его часть. Размер ответственности состоит в одинаковом для всех кратном размере (трехкратный, пятикратный и т.д.) к стоимости вкладов, т.е. в случае нехватки для погашения долгов имущества у общества учредители несут субсидиарную ответственность.

Акционерное общество (АО) представляет собой объединение капиталов. Уставный капитал разделен на определенное количество одинаковых долей, которые выражаются ценными бумагами — акциями. Полное равенство долей — все акции по номиналу равны.

Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

Только акционерному обществу по закону разрешено выпускать акции (ст. 66 ГК РФ). Акция — это ценная бумага на предъявителя.

Участие акционера в обществе оформляется только акциями. Это делает участие акционера в обществе анонимным (французское, бельгийское, голландское право называют анонимным обществом (АО)). Но и при наличии именных акций осуществление прав акционера и их передача (уступка) другим лицам возможны только путем предъявления или передачи самих акций как ценных бумаг.

При выходе из АО акционер не может потребовать от общества никаких выплат, причитающихся на его долю, — он получает лишь компенсацию за отчуждаемые акции от своего контрагента — приобретателя, т.е. и сам выход из АО может быть осуществлен только путем отчуждения (например, продажи) акций другому лицу.

Таким образом, АО гарантировано от уменьшения своего имущества вследствие выхода из него участников. В этом преимущество акционерных обществ по сравнению с другими формами обществ.

В России акционерные общества (ст. 97 ГК РФ, ст. 7 Закона об АО) бывают двух видов — открытые и закрытые.

Открытые акционерные общества (ОАО) — вправе продавать акции (т.е. формировать свой капитал) не только по закрытой подписке (среди определенного круга лиц), но и путем открытой (публичной) подписки, т.е. свободной продажи акций всем желающим. Поэтому в связи с большим составом участников, который к тому же постоянно изменяется, закон говорит о необходимости публичного ведения дел открытого акционерного общества. Это выражается в обязательной ежегодной публикации для всеобщего сведения годового отчета, баланса прибылей и убытков, подтвержденного независимым аудитором, т.е. коммерческой тайны в этих сведениях нет.

Закрытые акционерные общества (ЗАО) могут распределять акции только между учредителями или по заранее определенному кругу лиц.

Акционеры, так же как и участники в обществе с ограниченной ответственностью, имеют право преимущественного приобретения акций.

Обязанности ведения публичной отчетности нет. Все это дает возможность говорить, что ЗАО и ООО, как формы юридического лица, имеют много общего.

В акционерном обществе должен вестись реестр акционеров (ст. 44 Закона об АО). Есть органы управления — директор (дирекция); если число участников более 50, то по закону обязательно должен быть создан наблюдательный совет (совет директоров).

Акционерное общество создается по решению учредителей, утверждающих его устав, который является единственным учредительным документом АО (ст. 98 ГК РФ, п. 1 ст. 11 Закона об АО).

Учредительный договор заключается, но он действует лишь на этапе создания акционерного общества и по своей природе является не учредительным, а договором о совместной деятельности (по созданию ими этого АО). В момент государственной регистрации акционерного общества как юридического лица этот договор прекращается и уже не определяет статус созданного с его помощью АО.

Общее собрание акционеров обладает высшей компетенцией, которая определяется непосредственно законом (ст. 103 ГК РФ, ст. 48 Закона об АО).

Собрание акционеров принимает решения по следующим вопросам:

• об изменении устава общества, размера уставного фонда;

• о реорганизации и ликвидации общества;

• об избрании наблюдательного совета, исполнительного органа, ревизора и т.д.;

• об утверждении годовых отчетов и балансов общества и распределении прибылей и убытков;

• о совершении некоторых крупных сделок.

Эти вопросы (по закону) не могут быть переданы для решения исполнительным органом (наблюдательным советом).

Дочерние и материнские общества (компании). Если существует объединение компаний, в которых одна (материнская) так или иначе контролирует деятельность связанных с ней дочерних компаний и специально создает их или, обладая контрольным пакетом акций (долей), определяет политику контролируемого общества, а формально остается в стороне от возможных отрицательных результатов. В немецком праве такие объединения называются концернами, в англо-американском — холдингами.

Дочерние и материнские компании. Если доказано, что материнское общество вправе давать дочернему обществу обязательные указания, оно отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний.

Если доказана вина основного общества в банкротстве дочернего, то возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами дочерней компании. Дочернее же общество, ни при каких условиях никогда не отвечает по долгам материнской компании.

Но не все так просто. Статья 6 Закона об АО в противоречие с правилами ч. 2 ст. 105 ГК РФ фактически устранила ответственность материнских акционерных обществ с помощью обязательного требования записи в учредительных документах дочернего общества наличия права у материнской компании давать обязательные указания дочернему (зависимому) обществу. Или необходимо будет доказывать умысел со стороны материнского АО.

Статья 106 ГК РФ и ст. 6 Закона об АО, ст. 6 Закона об ООО говорит, что зависимым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое общество (преобладающее) имеет более 20% участия.

Производственный кооператив. Это коммерческая организация, основанная на началах членства (корпорация). Но обязательное личное трудовое участие участников в деятельности организации предполагается. Отсюда распределение полученного дохода между участниками главным образом по труду, а не пропорционально имущественным вкладам, и у каждого участника право одного голоса при решении всех общих вопросов (т.е. равенство в управлении общими делами кооператива).

Статьей 107 ГК РФ, а также ст. 1 Закона о производственных кооперативах допускается участие в кооперативах не личным трудом, а исключительно имущественными вкладами. Такие «финансовые» участники способствуют укреплению имущественной базы кооператива. Но их число не может превышать 25% от числа обычных членов (ст. 7 Закона о кооперативах).

Основной документ — устав. Высшим органом является общее собрание, которое имеет исключительную компетенцию. В крупных (более 50 членов) кооперативах могут создаваться наблюдательные советы. Исполнительный орган кооператива — правление и его председатель. Капитал разделен на паи.

Закон ограничивает передачу пая третьим лицам обязательным согласием других членов кооператива. Участие в одном кооперативе, как правило, исключает возможность участия в другом.

Унитарное предприятие. Среди всех коммерческих юридических лиц выделяются унитарные предприятия, которые не построены на началах членства (корпорации) и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества (ст. 113 ГК РФ).

Создаются такие предприятия, как правило, публичными собственниками, сохраняющими за собой право собственности на переданное имущество.

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), т.е. это своеобразная организационно-правовая форма — юридическое лицо — несобственник своего имущества (например, РЭУ в коммунальном хозяйстве, монетный двор и др.). Можно говорить, что данный вид юридического лица является анахронизмом.

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, обладает не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (ч. 1 ст. 49 ГК РФ). Значит, в его уставе (единственном учредительном документе) должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности.

Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК РФ).

Уставный фонд не может быть менее размера, предусмотренного специальным законом о государственных и муниципальных предприятиях (ст. 114 ГК РФ), — это минимальная гарантия его кредиторов.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Выделяют два вида унитарных предриятий:

1) основанные на праве хозяйственного ведения;

2) основанные на праве оперативного управления (казенные). Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут

создаваться федеральным собственником (Российской Федерацией), субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников): алгоритм действий от А до Я

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников): алгоритм действий от А до Я

Виктор Статкевич, аудитор

Одним из оснований для ликвидации юридического лица является принятие решения об этом собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом.
Данная статья систематизирует юридические вопросы, вопросы бухгалтерского учета и порядок составления ликвидационного баланса.

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 57 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).

Законодательством определено, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица (ст. 52 ГК).

Таким образом, с одной стороны, ликвидация организации влечет отсутствие возможности предъявления к ней имущественных претензий после внесения записи о ее ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С другой стороны, сама организация лишается возможности получения непогашенных долгов, а также возможных доходов, которые были бы получены в результате продолжения ведения хозяйственной деятельности.

Основными нормативными правовыми актами, которыми следует руководствоваться при принятии решения о ликвидации и осуществлении данного процесса, являются:

– Декрет от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее – Декрет № 1);

– Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (для юридических лиц, созданных в форме ООО, ОДО, ОАО и ЗАО).

Алгоритм действий при ликвидации предприятия по решению собственника (учредителей, участников) можно условно представить в следующем виде:

1) принятие решения о ликвидации;

2) назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);

3) уведомление регистрирующего органа о принятом решении, уведомление дебиторов и кредиторов;

4) проведение инвентаризации;

5) увольнение работников;

6) принятие мер к взысканию дебиторской задолженности и удовлетворению требований кредиторов;

7) составление промежуточного ликвидационного баланса;

8) составление окончательного ликвидационного баланса;

9) расчеты с учредителями;

10) сдача документов в архив;

11) закрытие счетов в банках;

12) представление документов в регистрирующий орган.

Рассмотрим основные моменты, которые необходимо учесть при ликвидации предприятия.

Принятие решения о ликвидации организации

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в т.ч. в связи с истечением срока, на который оно создано, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее – Положение № 1)).

Согласно действующему законодательству к уполномоченным лицам либо органам, которые могут принимать решение о ликвидации организации, относятся:

– для унитарного предприятия – собственник, которым может являться физическое либо юридическое лицо (выступающее в качестве собственника имущества либо органа, уполномоченного на управление имуществом предприятия);

– ООО, ОДО – общее собрание участников (ст. 24, 34 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (в ред. от 10.01.2006 № 100-З, с учетом изменений и дополнений, далее – Закон));

– ОАО, ЗАО – общее собрание акционеров (ст. 24, 89 Закона).

Решение собственника (учредителей, участников) о ликвидации организации должно быть оформлено документально. В нем помимо общих требований к составлению (дата, место, количество и состав присутствующих и т.п.) должны быть указаны:

– принятое решение о ликвидации и причины его принятия;

– сведения о составе ликвидационной комиссии (ликвидатора);

– порядок и условия оплаты труда членов ликвидационной комиссии (ликвидатора);

– планируемый срок окончания ликвидации;

– порядок ликвидации, т.е. планируемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в процессе ликвидации;

– источник финансирования расходов, связанных с осуществлением ликвидации;

– иные сведения, являющиеся необходимыми, по мнению собственника (учредителей, участников), принявшего решение о ликвидации.

Но при этом существуют ограничения в отношении принятия такого решения. Например, если организация включена в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, то она не может быть ликвидирована до проведения и завершения плановой проверки.

Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается решением собственника (учредителей, участников) ликвидируемого юридического лица, принявшего решение о ликвидации.

Полномочия членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) определены законодательством и подтверждаются протоколом общего собрания участников (учредителей), решением собственника, организационно-распорядительным документом органа, уполномоченного на принятие решения о ликвидации в соответствии с учредительными документами юридического лица.

В состав ликвидационной комиссии могут включаться как работники предприятия, специалисты соответствующего профиля сторонних организаций (аудиторы, юристы, экономисты), так и физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с организацией. В таком случае необходимо заключить гражданско-правовой договор с указанием перечня работ, которые необходимо провести в процессе ликвидации, а также указать размер вознаграждения за выполненные работы.

В соответствии с законодательством все полномочия по руководству и управлению предприятием после принятия решения о ликвидации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). В связи с этим необходимо произвести увольнение директора или назначить его председателем ликвидационной комиссии либо ликвидатором.

Уведомление регистрирующего органа о принятом решении, уведомление дебиторов и кредиторов

После принятия решения о ликвидации и оформления его в письменном виде необходимо уведомить регистрирующий орган о таком решении. Дата представления заявления о ликвидации в регистрирующий орган, как правило, совпадает с датой принятия (письменного оформления) решения о ликвидации либо приходится на следующий календарный день (ст. 58 ГК).

Кроме решения о ликвидации (если при этом решение составлено на иностранном языке, то оно должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется)) председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) должны быть лично представлены следующие документы:

– заявление о ликвидации по форме, установленной Минюстом, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Его подписывают председатель и члены ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатор (в случае назначения ликвидатора);

– легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.

Кроме регистрирующего органа в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения необходимо уведомить налоговый орган, Фонд социальной защиты населения, филиал "Белгосстрах" по месту постановки на учет о принятом решении по ликвидации организации.

О ликвидации юридического лица должны быть письменно уведомлены все кредиторы (ст. 59 ГК). При этом предлагаем приложить акты сверки расчетов для подтверждения размера кредиторской задолженности, имеющейся у ликвидируемого лица.

Также необходимо разместить объявление в прессе о ликвидации организации (сведения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами публикуются в приложении к журналу "Юстиция Беларуси").

При этом следует руководствоваться Инструкцией о порядке опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164. В ней указаны порядок обращения в редакцию, информация, которая должна содержаться в представляемой заявке, сроки оплаты оказываемых услуг по размещению объявления и иные требования, которые нужно выполнить ликвидируемой организации.

При ликвидации трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Наниматель обязан не менее чем за2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении (ст. 43 ТК). При этом он также обязан не менее чем за 2 месяца уведомить об этом органы государственной службы занятости населения с указанием профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда увольняемых работников.

Наниматель вправе с письменного согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя, после предупреждения работника о предстоящем высвобождении компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания 2-месячного срока предупреждения.

В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работник выполняет свои трудовые обязанности, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, ему гарантируются условия и оплата труда наравне с другими работниками. До истечения срока предупреждения увольнение работника по указанным основаниям без его согласия не допускается.

В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работнику может предоставляться 1 свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем – с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей.

По истечении 2 месяцев наниматель выплачивает выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка (ст. 48 ТК).

Обращаем внимание, что дата принятия решения о ликвидации не обязательно должна совпадать с датой увольнения работников ликвидируемой организации и работники могут осуществлять свою трудовую деятельность.

При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) самостоятельно может решать, до какого времени предприятие может привлекать определенных работников для участия в осуществлении ликвидации. Но необходимо учесть, что в течение 1 месяца с момента уведомления ФСЗН и БРУСП "Белгосстрах" о решении по ликвидации должна быть назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности, после которой организацию исключают из реестра плательщиков взносов в ФСЗН и БРУСП "Белгосстрах". Поэтому целесообразно провести увольнение всех работников в течение месяца после принятия решения о ликвидации.

Проведение инвентаризации активов и обязательств

При ликвидации обязательным является проведение инвентаризации (ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").

Аналогичные требования закреплены и в п. 4 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса проведение инвентаризации всех активов и обязательств организации является необходимым для определения реального финансового положения ликвидируемого лица, достоверности учетной стоимости активов, установлению объема возможной к требованию дебиторской задолженности, оценке возможностей для расчетов с кредиторами по заявленным требованиям, уточнению фактического состояния активов и обязательств ликвидируемой организации с целью определения их ликвидности.

Принятие мер к взысканию задолженности и удовлетворению требований кредиторов

Как указывалось выше, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица, а также принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

Пунктом 11 Положения № 1 определена очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно:

– в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (удовлетворение данных требований производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1301 "Об утверждении Положения о порядке внесения Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах" капитализированных временных платежей при ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

– во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

– в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;

– в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Обращаем внимание, что вышеуказанная очередность удовлетворения требований кредиторов не распространяется на случаи ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Необходимо учесть, что требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (ст. 60 ГК).

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, предусмотренного ст. 62 ГК. В ней указано, что в случае, если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Данный этап в процессе ликвидации, какправило, является самым долгим и трудоемким по сравнению с другими, особенно в томслучае, когда имущества и денежных средств, имеющихся у ликвидируемого лица, недостаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных кредиторами, и у ликвидируемого лица начинается череда судебных процессов.

Удовлетворение требований кредиторов может производиться путем уплаты денежных средств, взаимозачета встречных обязательств, передачи имущества и всеми иными способами, допускаемыми законодательством РБ.

При этом, если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, оно согласно ст. 61 ГК в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом). Порядок и особенности банкротства установлены Законом РБ от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

Если в процессе ликвидации будет выявлено, что организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, то ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение 1 месяца со дня выявления этого обстоятельства.