Руководства, Инструкции, Бланки

классификация по заданному образцу

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: Конспект урока математики в 1 класса

План-конспект урока по математике (1 класс) на тему:
Конспект урока математики в 1 класса

Предметные: закреплять изученные приемы сложения и вычитания, умения выполнять проверку; развивать навыки устного счета, умения решать логические задачи, классифицировать предметы по заданному признаку; прививать интерес к предмету математика.

Личностные: стремиться развивать внимание, логическое мышление, стремиться развивать навыки сотрудничества со сверстниками, обосновывать свою позицию, формировать умения самостоятельно адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников, понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Познавательные: уметь использовать знако-символические средства, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока, осуществлять контроль деятельности партнеров, осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные: полно и четко выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера и самого себя.

Методы и формы обучения

Наглядный, словесный, частично-поисковый; фронтальная, работа в парах, группах.

Учебник «Математика 1 ч, 1 класс» М.И. Моро.

Литературное чтение, русский язык.

Карточки, презентация, математический планшет «Геометрик», блоки Дьенеша.

Оригинальные приемы, методы

Зрительный диктант на математическом планшете, дидактическая игра с блоками Дьенеша.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. М.И. Моро, С.И. Волкова, Учебник «Математика» 1,2ч. М. Просвещение, 2011
  2. Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 1: математика).Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей.

3. Б. Финкельштейн, Л. Лабутина Праздник в стране Блоков. Игры, интеллектуальные конкурсы, фокусы. «Корвет», 2016

Организационная структура урока.

- На что похожа найденная фигура? Это любимая фигура у Слоненка и Обезьянки неспроста. Она очень похожа на шоколадные монеты, которые очень любят дети.

Их вы обязательно получите на память о нашем путешествии. А мы сейчас отправляемся на лодке к причалу. К какому причалу пристанет ваша лодка. (Выходят и приклеивают лодку к причалам Радость, Грусть, Гордость) - Почему?

Составление синквейна (стихотворение, написанное по правилам)

Определяют свое эмоциональное состояние (приклеиваю кораблик к причалам)

Личностные: формировать умение самостоятельно адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Регулятивные: понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводила по программе "Школа России" по новым ФГОС. Сопровождается презентацией.

Конспект урока математики в 1 классе Тема:Числа от 1 до 9

Конспект урока по математике в первом классе с презентацией по теме:Числа от 1 до9. Закрепленние изученного материала. Урок проводится с использованием интерактивной доски.

Конспект урока математики в 1 классе по теме "+ 1+1"

Кокспект урока математики в 1 классе. программа "Школа России". Тема " +1+1". Форма - урок-сказка.

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1"

Конспект урока математики, включающий разные формы работы на уроке.

Конспект урока математики в 1 классе по теме: "Прибавить и вычесть 1".

предлагаю вашему вниманию конспект урока математики в УМК "Школа России".

Конспект урока математики в 1 классе по программе «Школа России» Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 10».На уроке учащиеся закрепляют знания состава чисел, формируются.

Конспект урока по УМК "Перспектива".

классификация по заданному образцу:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Виды домашних заданий - Студопедия

    Виды домашних заданий

    Требования к домашним заданиям

    I. К урокам изучения нового материала

    1) Заучивание материала учебника и его пересказ;

    2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

    3) Сбор материалов из дополнительных источников;

    II. К урокам обобщения

    1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

    2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

    3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

    4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

    5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

    6) Подборка дополнительного материала по теме;

    III.К урокам обучения применять знания

    1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);

    2) Решение задач, аналогичных классным;

    3) Решение задач нестандартных;

    4) Решение задач с меж предметными связями;

    5) Самостоятельное составление задач;

    6) Самостоятельное изучение несложного материала;

    7) Работа над ошибками;

    IV. К урокам контроля и проверки знаний

    1) Письменные ответы на вопросы;

    2) Домашняя контрольная работа;

    3) Решение нестандартных задач;

    Способы задачи домашнего задания

    1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

    На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

    2. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

    3. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

    4. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)

    5. Карточки для слабых учащихся:

    - с пропусками, которые нужно заполнить

    - с ошибками, которые нужно исправить

    - с неоконченными решениями.

    6. На доске чертеж

    - составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

    - решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)

    - составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

    7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

    8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).

    9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

    Способы проверки домашнего задания

    1. У доски ученик решил домашний пример

    a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.

    b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)

    2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся

    a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

    b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

    3. У доски ученик записывает решение задачи или примера . На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

    4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

    3. Оценка знаний, интегральная 10-ти балльная система оценки знаний учащихся

    Для оценки результатов учебной деятельности учеников при выполнении контрольно-оценочной деятельности выделяются пять уровней усвоения учебного материала :

    — первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 баллов;

    — второй уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4 баллов;

    — третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов;

    — четвёртый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов;

    — пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов.

    *При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется «0» баллов.

    4. Тестирование как форма контроля учебной деятельности

    Рисунок 7.1 – Классификация тестовых заданий (Существует два вида заданий, которые объединяют шесть типов)

    Тема 8 «Инновационные технологии обучения»

    1. Понятие о технологии обучения; их классификация

    2. Инновационные технологии обучения; их классификация

    3. Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

    3.1. Технологии проблемного обучения

    3.2. Технология В.Ф.Шаталова

    4. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

    4.1. Технология уровневой дифференциации

    4.2. Технология педагогических мастерских

    4.3. Технология модульного обучения

    4.4. Групповые технологии

    4.5. Технологии развивающего обучения

    4.6. Компьютерная технология обучения

    4.7. Технология дистанционного обучения

    © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

    Ориентация в мире профессий

    Ориентация в мире профессий — классификация профессий

    Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

    В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

    Классификацияпрофессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

    Существует несколько различных классификаций профессий.

    1. Профессии можно разделить на две группы похарактеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творче­ского).

    2. Профессии различаются такжепо уровню квалификации, тре­бующемуся от специалиста:

    а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);

    б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);

    в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);

    г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

    3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

    4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство и др.).

    5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

    Если представить себе, что весь огромный мир профессий — это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Так же как и на настоящей географической карте, положение про­фессии на психологической карте можно описать двумя коорди­натами. Только на психологической карте профессий роль широ­ты играет тип профессии, а роль долготы - класс профессии.

    Что же означают эти координаты на карте профессий, что та­кое тип профессий и класс профессий?

    Тип профессий группа профессий, сходных по предмету труда.

    Тип профессии указывает на то с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то " есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

    Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

    В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов про­фессий.

    1 Тип «человек — человек».

    Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, про­давец, проводник, участковый инспектор.

    Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

    3. Тип «человек — знаковая система».

    Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

    4. Тип «человек – художественный образ

    К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

    5. Тип «человек —природа».

    К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

    Для того чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

    1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

    2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, прост­ранственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

    3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий

    типа«человек — знаковая система»,н еобходимо уметь мысленно погру­жаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

    4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии

    типа «человек —художественныйобраз» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

    5) Человек, работающий в сфере «человек — природа»

    должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

    Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда. свидетельствует класс профессий.

    Класс профессий — группа профессий, сходных по характеру труда.

    По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий .

    Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

    Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

    Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

    Типы профессий по предмету труда

    Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с

    людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами » т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

    Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

    Теперь, когда вы познакомились с миром профессий, необхо­димо понять, как и почему люди выбирают ту или иную профессию, т. е. каковы условия и мотивы выбора профессии. ( о секретах выбора профессии мы поговорим на следующем уроке ).

    Похожие документы:

    личностные – определяющие мотивационную ориентацию. регулятивные – обеспечивающие. операции (анализа, синтеза, классификации. сравнения, аналогии и. и общества; о мирепрофессий и важности правильного выбора профессии ; – усвоение первоначальных.

    относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные. учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное. профессионального самоопределения, ознакомление с миромпрофессий. связанных с информационными.

    предметов, услуг [68, 108]. 5.2. Классификацияпрофессий 115 5.2. Классификацияпрофессий Представляя собой сложные социально-технические. труда есть процесс его активной ориентации в мирепрофессий. сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности.

    Мирпрофессий. Проблемы выбора профессии. Классификация неорганических веществ (6 ч.). Классификация простых веществ. Классификация оксидов. Классификация оснований. Классификация кислот. Классификация. их внутреннего мира ; — ориентация в культуре.

    целей. В период ориентации в мирепрофессий. профессионального самоопределения, «ненавязчивый. Мирпрофессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификацияпрофессий по Е.А. Климову. Цель: 1) построение классификациипрофессий.

    Классификация профессий по характеру труда

    Классификация профессий по характеру труда

    Профессии исполнительского класса

    • выполнение решений, работа по заданному образцу;
    • соблюдение имеющихся правил и нормативов;
    • следование инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.

    Агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель.

    В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

    Профессии творческого класса

    • анализ, исследование, испытание, контроль, планирование;
    • организация и управление;
    • конструирование, проектирование;
    • разработка новых образцов;
    • принятие нестандартных решений;

    Врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик.

    Требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.

    Классификация по заданному образцу

    Компоненты учебной деятельности:

    Мотивационный (мотивы учебной деятельности м. б. Следующие: внешние, внутренние, познавательные, учебные, игровые, широкие социальные, понимаемые и действующие, положительные и отрицательные, ведущие и второстепенные и т. д.);

    Ориентационный (вхождение ученика в конкретную учебную ситуацию, ее анализ и определение плана предстоящих учебных действий);

    Операциональный (общие учебные действия, начальные логические операции и поведенческие учебные действия);

    Оценочный (действия контроля и оценки, фиксирование соответствия или несоответствия результатов учебной деятельности предъявляемым требованиям).

    Начальные логические операции: умение выделять общие и отличительные свойства предметов; умение выделять видо-родовые отношения предметов; делать обобщение; сравнивать; классифицировать.

    Общие учебные умения: включаться в деятельность; умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; умение слушать; видеть; умение быть внимательным; работать в темпе; принять цели деятельности; планировать; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место4 контролировать и оценивать учебную деятельность свою и одноклассников; вступать в контакт и работать в коллективе.

    Поведенческие умения: входить и выходить из класса со звонком; сидеть за партой и вставать из – за нее; поднимать руку; выходить к доске и работать с ней.

    Этапы становления учебной деятельности (В.В. Давыдов)

    Формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. Ориентация детей не на решение задачи, а на общий способ его получения. Формирование способности сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

    Средние классы школы

    Содержание учебной деятельности по структуре обобщения усваиваемых школьниками знаний усложняется. Учащиеся еще коллективно решают учебные задачи, но с тенденцией к самостоятельному, индивидуальному решению.

    Учащиеся становятся индивидуальными субъектами учения.

    Психологи признают приоритетность начального обучения в формировании, а в случае необходимости коррекции недостатков учебной деятельности.

    Коррекция учебной деятельности

    Психологи предлагают решать проблему формирования, профилактики и коррекции недостатков учебной деятельности младших школьников посредством развития общеучебных интеллектуальных умений.

    Общеучебные интеллектуальные умения – это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых различных предметов, но в отличие от предметных умений имеют широкий диапазон применения.

    Общеучебные интеллектуальные умения:

    1. умения наблюдения, слушания, чтения;

    2. умения классификации и обобщения;

    умения самоконтроля и самооценки.

    Г.Ф. Кумарина предлагает выделять прямой и косвенный путь формирования учебной деятельности.

    Прямой путь реализуется в системе специальных учебных заданий, в упражнениях, коррекционно-развивающих занятиях.

    Косвенный путь связан с особым структурированием содержания усваиваемого материала, с заложенностью в нем обращения к общеучебным интеллектуальным умениям.

    Так, коррекционно-развивающая программа Н.Я. Чутко, Г.Ф. Кумариной (Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под. ред Г.Ф. Кумариной. – М. 2001.) направлена на развитие следующих сочетаний общеучебных интеллектуальных умений:

    наблюдение, классификация, самоконтроль;

    слушание, классификация, самоконтроль;

    чтение, классификация, самоконтроль;

    наблюдение, обобщение, самоконтроль;

    слушание, обобщение, самоконтроль;

    чтение, обобщение, самоконтроль.

    Приведем примеры заданий, содействующих формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков на уроках чтения.

    (Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль)

    Рассмотрите рисунок (на рисунке герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключение Буратино» - Буратино, Мальвина, пудель Артемон, а также аист, астра, дача). Почему именно такой рисунок сделан к этой страничке «Русской азбуки? (знакомящей со звуком и буквой «а»). Раскройте ваши соображения, докажите ответ.

    Пример заданий, содействующих формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков на уроках математики.

    (Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль).

    Прослушайте числа. Выберите и назовите лишнее число: 15, 55, 5, 51. Объясните, почему вы считаете, что выбранное вами число лишнее.

    (Чтение, изображение, самоконтроль)

    Прочитайте: «Четырехугольная фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые». Запишите название этой фигуры – «квадрат». Нарисуйте эту фигуру и сформулируйте вопрос, который позволяет проверить себя («Соответствует ли мой рисунок признакам геометрической фигуры – «квадрату»?).

    Авторы предлагают примеры конкретных дидактических игр, направленных на овладение общеучебными интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.

    1. Игры на классификацию предметов, изображений предметов по заданному или самостоятельно найденному основанию.

    (соединить в группы предметы, находящиеся в классе, во дворе, игровой площадке по цвету, форме, по назначению, игры типа «Домино», основанные на разделении изображений зверей, птиц, расстений по заданному или найденному учащимися основанию.

    2. Игры, направленные на формирование, совершенствование умений слушания и классификации объектов (игры типа «Догадайся, кто поет», «Угадай чей голос»). Классификация на слух объектов по самостоятельно найденному основанию (игры типа «Назови четвертое», ведущий называет три (четыре, пять) растений (зверей, птиц, рыб) и обращается к одному из играющих с предложением: «Назови четвертое (пятое)».

    3. Игры на обобщение. (назвать группы предметов, находящихся в классе, не перечисляя самих предметов). Пример игры, направленный на развитие умения слушать и обобщать признаки предметов. Психолог описывает признаки знакомого детям дерева, а затем командует: «Раз, два, три – кто отгадал, под это дерево беги». Слушанию и обобщению помогает отгадывание загадок.

    В коррекционно-развивающей программе С.В. Кудриной ( С.В. Кудрина учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование. – СПб. 2004.) подчеркивается важность развития и коррекции, не только общих учебных умений и логических операций, но и формирования следующих поведенческих умений учеников: умение выполнять действия, связанные со звонком на урок и с урока; умение ориентироваться в пространстве класса; умение пользоваться партой, доской; умение правильно проявлять желание ответить у доски.

    Приведем примеры игр.

    Ребенок, исполняющий роль учителя, со звонком встает у входа в класс, выполняя обычные действия учителя. Он ждет пока класс построится, и затем говорит фразу, которой учитель постоянно пользуется, давая разрешение войти в класс. Например, 6» Войдите, пожалуйста, в класс и встаньте у своих мест». Одноклассники выполняют инструкцию. Тот, кто лучше всех выполнил свои действия, на следующем уроке становится «учителем».

    Учитель рассказывает стихотворение, а ребята выполняют действия, указанные в нем.

    Мы вошли в просторный класс.

    Начался урок у нас.

    Нам учитель задает разные задания.

    Выполняем дружно их-

    Мы полны внимания.

    Леня, встань, к доске иди.

    Маша, двери затвори.

    А, Наташа, на столе собери тетрадки.

    У окошка на полу

    Все у нас в порядке?

    Мы поднимем руки вверх.

    Все присядем к полу.

    И задания опять выполнять готовы.

    Коррекция трудностей обучения в школе (на примере трудностей в обучении чтению, счету, письму).

    Подавляющее число детей, родители которых обращаются за помощью к психологу, не успевают в школе по математике, чтению, русскому языку.

    Частичное расстройство процесса овладения чтением, которое повторяется в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера называют – дислексией, частичное расстройство процесса овладением письмом – дисграфией. Также можно отметить трудности детей в овладении счетными операциями и трудности в решении математических задач.

    Основной причиной подобных нарушений называют – несформированность психических функций, учавствующих в процессе овладения чтением, счетом, письмом.

    Образовательная практика и многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что наиболее важными являются следующие функции:

    1. пространственное восприятие и анализ, пространственные представления;

    2. зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез;

    3. координация в системе «глаз – рука»;

    4. сложнокоординированные движения пальцев и кисти рук;

    5. фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

    Поэтому, основной целью коррекционно-развивающей программы ученика или группы учащихся, имеющих трудности в овладении процессом чтения, счета, письма должно стать развитие (упражнение, доведение) до уровня возрастных норм состояния школьно-значимых функций посредством использования специальных заданий двух видов:

    коррекционно-развивающие задания, посроенные на учебном материале;

    коррекционно-развивающие задания, построенные на неучебном материале.

    Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений.

    Недостаточность этих функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% - по русскому языку и формировании навыков письма, 16% трудностей по обучению чтению.

    Наиболее типичными ошибками пространственного различения у детей являются следующие:

    В поведении – пространственные ошибки в расположении учебных предметов на парте и требований учителя, связанных с направлением движения (вперед, назад, в сторону)

    В чтении – суженность различимого пространства строчек, сто затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв.

    В письме – неумение соотнести букву и линии в тетради, смещение верха и низа сходных букв (т – ш, и – п), зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с –э, б-д)

    В математике – ошибочное написание цифр (6-9, 5-2), неумение расположить симметрично запись примера в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий «метр», «сантиметр».

    В рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке.

    В гимнастических упражнениях – неправильное направление движения при перестроении под команду, трудность переключения с одного направления движения на другое.

    С учетом всего сказанного логика развертывания коррекционно-развивающей работы по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников начальной школы должна быть следующей:

    Первый этап – уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов.

    провести подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур) и вычленить главное, существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.

    Выделить заданные формы в окружающих предметах или демонстрируемых психологом рисунке

    Разделить объект на составные элементы

    Воспроизвести заданные фигуры разными способами (построить из палочек, спичек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы.

    Дорисовать незавершенные контуры геометрических фигур, предметов.

    Преобразовать фигуры (с помощью палочек или спичек из одной фигуры сделать другую)

    Второй этап – уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе.

    определить сторонность у себя, сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми коментариями, а затем только мысленно;

    определить сторонность объектов, находящихся напротив, обозначить ситуацию вербально;

    обозначить направленииииия графически (схемой), предварительно показав их рукой в воздухе;

    определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив;

    написать геометрический диктант.

    Третий этап – уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.

    -определить пространственные соотношения между предметами, обозначить их вербально;

    - провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции и наглядно представленному образцу

    - определить пространственные соотношения элементов графических изображений

    выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции;

    провести ориентировку на основе предложенного плана.

    Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз-рука».

    Ошибки: забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц, ф и и) или смешение по оптическим характеристикам букв

    Виды коррекционно-развивающих заданий:

    узнавание реальных предметов и их изображений с последующим называнием

    узнавание стилизованных изображений предметов

    узнавание контурных или силуэтных изображений предметов

    узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

    Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

    Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других

    Поиск в предметах или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей

    Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков

    Преобразование букв или цифр

    Сопоставление букв (цифр), выполненных различными видами печатного и рукописного шрифта

    Задания на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, знаков, символов)

    Конструирование по заданному образцу.

    Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук

    занятия, упражнения и игры с использованием продуктивной деятельности

    упражнения специальной графической подготовки (ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв пальцами (указательным и средним) ведущей руки, обведение их деревянной палочкой, осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги и т.п.)

    Специальные физические упражнения

    Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

    Первый этап – совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

    после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов)

    чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки)

    запомнить и восприизвести ритмический рисунок

    прослушать серию звуков (удары в барабан) и определить их количесство

    различить на слух голоса учеников класса

    Второй этап – развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

    запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (слогов, слов)

    выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово

    подобрать сходные по звучанию слова

    найти в слоговом ряду лишний

    угадать гласный звук по беззвучной артикуляции

    Третий этап – формирование навыков фонематического анализа и синтеза

    найти общий звук в словах

    выделить из текста слова с заданным звуком

    придумать самостоятельно слова с определенным звуком

    определить первый и последний звуки в словах

    подобрать слова с заданным количеством звуков

    сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях

    преобразовывать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки

    составить схемы слов или подобрать слова к предложенной схеме.