Руководства, Инструкции, Бланки

образец ходатайство о направлении судебного запроса img-1

образец ходатайство о направлении судебного запроса

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Ходатайство о направлении запросов в банки

/ Ходатайство о направлении запросов в банки

о направлении запросов в банки

В производстве судебного пристава-исполнителя N-ого районного отдела судебных приставов города N Ф.И.О. находится ряд исполнительных производств, а именно:

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе,

- рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

- проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов.

В силу статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Согласно статье 57 названного закона представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Руководствуясь ст. ст. 57, 69 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

Направить запросы в банки о предоставлении сведений о расчетных счетах, а также о наличии банковских ячеек в отношении Ф.И.О (должника),

3. (перечень банков)

1.Копия доверенности на представителя от (дата).

представитель по доверенности Ф.И.О.

Видео

Другие статьи

Образцы Ходатайства в суд по гражданским делам: Пример Ходатайство о направлении запроса, 2015, форма, бланк скачать бесплатно

Ходатайство о направлении запроса

В производстве суда находится гражданское дело по иску истца к ответчику о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета. Истец указывает что ответчик фактически не проживает в указанной квартире. Истец просит Направить в ОВД запрос на проведение отработки жилого сектора на предмет отсутствия фактического проживания ответчика в указанной квартире.

В _____________ районный суд
г. ___________
по адресу: _______________________

________________________________
зарегистрированной и проживаюшей по адресу:
________________________________

Истца по гражданскому делу по иску ___________________ к _________________ о признании утратившим
право пользования жилым помещением, снятии с
регистрационного учета

В Вашем производстве находится гражданское дело по иску _________________ к _____________________ о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
Я, как Истец указываю, что Ответчик фактически не проживает по адресу: ___________________________.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
При этом, оказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд. (ч.ч. 1, 2ст. 57 ГПК РФ )
Доказательство отсутствия Ответчика по указанному выше адресу добыть не предоставляется возможным, в связи с отсутствием на то каких-либо полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 57 ГПК РФ,

Направить в ОВД района «______________» г. ___________ запрос на проведение отработки жилого сектора по адресу: __________________________ на предмет отсутствия фактического проживания __________________________, ________ года рождения, по вышеуказанному адресу с установлением факта отсутствия проживании (с какого времени не проживает, покидал ли данное место жительства на значительные периоды времени).


«___»______________ года _________________/___________________/

Порядок исполнения и оформления запросов об оказании международной правовой помощи

Порядок исполнения и оформления запросов об оказании международной правовой помощи

Исполнение запросов о правовой помощи

В соответствии со ст. 2 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965г. (далее – Конвенция 1965г.) Министерство юстиции Российской Федерации назначено центральным органом для целей получения и организации исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов на территории Российской Федерации. Поэтому запросы иностранных судов о вручении документов в рамках Конвенции 1965г. поступают в Главное управление из Минюста России, а затем препровождаются по территориальности в суды, находящиеся на территории Южного федерального округа.

При исполнении запросов (поручений, ходатайств) иностранных судов российские суды применяют законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По просьбе запрашивающего учреждения суд может применить процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

При получении из Минюста России поручений иностранных судов и иных компетентных органов в соответствии с Конвенцией 1965г. российские суды производят вручение документов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, либо по ходатайству заявителя, в особом порядке, если такой порядок не является несовместимым с российским законодательством, т.е. не подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, не нарушает права и свободы человека и гражданина, иным образом не противоречит публичному порядку.

При исполнении запросов в рамках Конвенции 1965г. необходимо обращать внимание на заявления и оговорки, сделанные запрашивающей и запрашиваемой сторонами.

Согласно заявлению Российской Федерации, документы, подлежащие вручению на территории России в соответствии с её законодательством, должны сопровождаться переводом на русский язык. Если такой перевод отсутствует, российский суд вправе отказать в исполнении судебного поручения.

Поручение (запрос) обязательно для суда, которому оно адресовано. Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или исполнение поручения не входит в компетенцию суда (ч.2 ст.407 ГПК РФ).

Сроки исполнения поручений иностранных судов международными договорами не регламентированы. Российские суды руководствуются общим требованием ч.2 ст.62 ГПК РФ о выполнении судебного поручения в течение месяца со дня его получения.

С целью сокращения сроков исполнения, одновременно с принятием к рассмотрению запроса иностранного суда о вручении документов, целесообразно направить запрос в адресно-справочное бюро или орган, регистрирующий юридические лица, для установления адреса получателя. Далее решается вопрос о направлении судебных повесток о явке в суд по месту проживания (нахождения) адресата.

Выполнение судебного поручения производится в судебном заседании по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос лиц по поручению иностранного суда протоколируется. Протокол изготовляется машинописным либо компьютерным способом, удостоверяется подписью судьи и секретаря судебного заседания, и в обязательном порядке скрепляется гербовой печатью суда. Протокол, составленный на нескольких листах, должен быть прошит и пронумерован.

Направляя поручение о вручении документов, иностранное учреждение обычно составляет два пакета документов. При исполнении такого поручения в случае, если отсутствует лист подтверждения о вручении документов, получатель расписывается на каждой странице одного из комплектов документов в получении второго комплекта.

Если документы вручались по Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (далее – Конвенция 1993г.), то заполняется подтверждение о вручении (Приложение № 1 ), если по Конвенции 1965г. - свидетельство (Приложение № 2 ), согласно прилагаемому к Конвенции образцу.

В случае, если к пакету документов приложено подтверждение о вручении, оно подписывается получателем, судьей и скрепляется печатью. Указанный формуляр возвращается через орган юстиции для направления за границу. В любом случае второй пакет документов подлежит возврату в Главное управление.

Свидетельство составляется в двух экземплярах, которые вместе со вторым экземпляром подлежащих вручению документов возвращаются запрашивающей стороне.

Свидетельство о вручении, в зависимости от результатов исполнения, должно содержать следующую информацию.

1. В случае исполнения запроса о вручении документов:

  • дата и место вручения документов;
  • использованный порядок вручения (пункт (а) части первой статьи 5, пункт ( b) части первой статьи 5 или часть вторая статьи 5, который указан в свидетельстве как а), b) или с), путем зачеркивания соответствующих данных, в зависимости от выбранного способа вручения;
  • имя лица, которому были доставлены документы, его статус и информацию (если это применимо) об отношениях этого лица с адресатом документа;

2. Причины неисполнения запроса о вручении документов, если запрос не был исполнен.

Во всех случаях свидетельство должно содержать:

  • перечень документов, возвращаемых вместе со свидетельством о вручении;
  • в соответствующих случаях - перечень документов, подтверждающих вручение.

Заполненное свидетельство о вручении должно быть датировано и подписано (скреплено подписью и печатью) лицом, осуществлявшим вручение.

Если при исполнении запроса в порядке, предусмотренном Конвенцией 1965г. документы не могли быть вручены, в свидетельстве указываются причины невручения. Оба экземпляра свидетельства вместе с двумя экземплярами подлежащих вручению документов возвращаются в Главное управление для направления запрашивающей стороне

Если получатель не проживает по адресу, указанному в запросе, то компетентный суд в соответствии с международным договором принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса окажется невозможным, документы, подлежащие вручению, с приложением подтверждения о принятии мер к установлению адреса, возвращаются в Главное управление. Учитывая сложившуюся практику, к документам, подтверждающим невозможность вручения, относятся, в первую очередь, подтверждения о вручении (свидетельства). Кроме того, могут прилагаться справки адресно-справочного бюро, объяснения родственников, соседей о нахождении лица в длительной командировке, отъезде и другое.

В соответствии с требованиями статьи 11 Конвенции 1993г. в случае, если вручение документов окажется невозможным, исполнитель информирует об этом запрашивающее учреждение, через Главное управление с одновременным уведомлением об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения.

Для обоснования указанных обстоятельств исполнитель заполняет графу «подпись получателя или сообщение о причинах невручения» бланка подтверждения о вручении документов.

При невозможности исполнения поручения формуляр с указанием причин, препятствующих исполнению, подписывается судьей, скрепляется печатью, и все документы незамедлительно возвращаются в Главное управление.

Необходимо помнить, что указанное подтверждение будет являться доказательством надлежащего вызова стороны, не принявшей участие в процессе, против которой было вынесено решение при его признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации.

В случае, если суд, получивший поручение, выясняет обстоятельства, свидетельствующие о том, что исполнение поручения должно производиться на территории другого субъекта Российской Федерации, он направляет его для исполнения по принадлежности в соответствующий суд и уведомляет об этом Главное управление, со ссылкой на исходящий номер сопроводительного письма.

Оформление поручений о вручении документов и о производстве отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства

Запросы об оказании правовой помощи в соответствии с Конвенцией 1993г. оформляются в виде поручения. Самые распространенные из них - поручение о вручении документов (Приложение № 3 ) и поручение о производстве отдельных процессуальных действий (Приложение № 4 ).

Договоры о правовой помощи содержат нормы, указывающие на применение сторонами языка запрашиваемого государства. Конвенция 1993г. допускает применение как государственного языка договаривающихся сторон, так и русского языка. Договоры, заключенные с Латвийской Республикой (ст. 52), Эстонской Республикой (ст. 52) требуют приложения к направляемым документам заверенного перевода данных документов на язык договаривающейся стороны.

Если процессуальные действия необходимо произвести в рамках одного процесса, но в отношении нескольких лиц, целесообразно направлять столько же комплектов документов.

Исковое заявление, предназначенное для вручения, должно быть подписано заявителем. В случае направления копии указанного документа, она должна быть надлежащим образом заверена.

В необходимых случаях, при оформлении поручений о вручении документов, суды направляют извещение о дне рассмотрения дела (Приложение № 5 ). Извещение о дне рассмотрения дела составляется на имя лица, которому оно должно быть вручено. В нем указываются место и время рассмотрения дела. Извещение печатается машинописным или компьютерным способом, подписывается судьей и скрепляется печатью. Рекомендуется определять день рассмотрения дела судом не менее 6 месяцев со дня направления поручения в государства - участники СНГ, и не менее 8 месяцев - в другие государства. Целесообразно указать 1-2 резервные даты, с интервалом 1-1,5 месяца. Пользоваться бланками повесток, содержащими сведения о санкциях за неявку в суд, недопустимо. Извещение подписывается судьей и скрепляется гербовой печатью.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы. Поэтому в вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица. По их ходатайству выплачивается аванс на покрытие соответствующих расходов.

В тех случаях, когда направляется один комплект документов, следует обязательно приложить бланк подтверждения о вручении документов, с указанием наименования и количества документов, подлежащих вручение (Приложение № 6 ). Прежде всего, выполнение данного правила необходимо при направлении документов в страны СНГ.

При оформлении поручений часто встречающейся ошибкой является неправильное название государства - стороны договора. Правильное наименование государств - участников двусторонних договоров: Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика, государств - участников многостороннего договора - Конвенции от 22.01.93 года: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Республика Молдова, Украина.

Другая ошибка заключается в том, что вместо поручения иностранному суду направляется определение о поручении, принятое судом в порядке ст. 407 ГПК РФ. Между тем, определение является внутригосударственным процессуальным документом. Обращение же к иностранному суду должно быть в форме поручения (для некоторых стран - просьбы) о вручении документов, допросе и т.д. содержащее ссылки на международный договор, участником которого является Российская Федерация и государство, которому адресовано поручение.

Все документы, в том числе копии исковых заявлений, должны заверяться печатью суда. Если документы составлены более, чем на 2-х листах, они должны быть сшиты, пронумерованы и заверены печатью.

Документы должны быть тщательно и аккуратно оформлены. Небрежное оформление документов, рассматривается стороной в договоре как неуважение к иностранному государству. Зачастую, небрежно и ненадлежащим образом оформленные документы могут быть возвращены в суды для дооформления.

Оформление запроса иностранному компетентному органу для вручения документов в соответствии с Конвенцией 1965г.

В связи с заявлениями, сделанными Российской Федерацией к Конвенции 1965г. к органам, компетентным обращаться с запросом о правовой помощи, в соответствии со ст. 3 указанной Конвенции, относятся также судебные органы. В связи с этим, суды Российской Федерации должны направлять запросы о вручении документов по делам, находящимся в их производстве, непосредственно в центральный орган запрашиваемого государства - участника Конвенции, минуя МИД России и Минюст России.

Координаты центральных органов и особые условия обращения в каждое государство отражены в заявлениях этих государств к Конвенции. Например, в ФРГ отсутствует единый Центральный орган, а есть свой в каждой федеральной земле, куда и следует направлять запрос в зависимости от местопребывания адресата.

До настоящего времени российские суды продолжают вопреки требованиям Конвенции направлять в Минюст России и его территориальные органы запросы о вручении документов для передачи в компетентные органы иностранных государств - участников Конвенции. При этом Министерство юстиции Российской Федерации, согласно ст.2 Конвенции 1965 года, назначено центральным органом для целей получения и организации исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов.

Кроме того, в большинстве случаев суды игнорируют правила, установленные ст. 3, 7 Конвенции 1965г. об обязательном составлении запросов в соответствии с образцами, прилагаемыми к Конвенции 1965г. и заполнении бланков образцов на языке запрашиваемого государства, либо на английском или французском языке. Точное следование прилагаемым образцам или формам, содержащимся в самой Конвенции, обязательно. Некоторые государства (например, Нидерланды) отказывают в исполнении поручений, оформленных даже с незначительными отклонениями от этих форм.

Запросы о вручении (Приложение № 7 ) вместе с основным содержанием подлежащих вручению документов (Приложение № 8 ), а также подтверждения о вручении в форме свидетельств (Приложение № 2 ) настоятельно рекомендуется оформлять в соответствии с прилагаемыми образцами, составленными одновременно на русском, английском и французском языках; бланки надлежит заполнять на английском или французском языке либо на языке запрашиваемого государства. В случае несоответствия направленного пакета документов требуемым образцам, пакет документов не может быть принят и будет возвращен без исполнения в суд, направивший поручение для надлежащего оформления.

Запрашивать вручение документов следует в рамках пункта а) статьи 5 Конвенции 1965г. то есть в порядке, предусмотренном законодательством запрашиваемого государства для вручения документов на его территории.

Запрос и подлежащие вручению документы необходимо направлять в двух экземплярах. В данном случае первый пакет документов вручается получателю, а второй пакет документов, подтверждающий вручение, возвращается инициатору запроса. Следует учесть, что Центральный орган запрашиваемого государства вправе потребовать перевода подлежащих вручению документов на официальный язык этого государства. Желательно сразу прилагать к запросу нотариально заверенный перевод указанных документов.

Кроме того, Аргентина, Ботсвана, Болгария, Великобритания, Венесуэла, Германия, Греция, Китай (только Макао), Люксембург, Мексика, Швеция и Швейцария отдельно заявили о необходимости перевода документов, подлежащих вручению на их территории, на свой государственный язык. При направлении запросов в эти государства (и иные, сделавшие соответствующее заявление) приложение перевода документов обязательно.

Вручение судебных документов, поступающих из Договаривающегося Государства, не может служить поводом для взимания или возмещения сборов или расходов в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством. Заявитель оплачивает или возмещает только расходы, вызванные:

а) участием судебного должностного лица или лица, полномочного по зако­нодательству запрашиваемого государства;

б) применением особого порядка вручения.

О любых фактах предъявления иностранными органами финансовых требований в связи с исполнением поручений российских судов в рамках Конвенции 1965г. необходимо немедленно информировать МИД России через Главное управление.

В соответствии с заявлениями Российской Федерации российский суд вправе вынести решение по делу даже без получения свидетельства о вручении судебных документов ответчику, если документы направлялись способом, предусмотренным Конвенцией 1965г. были приняты разумные меры для получения свидетельства о вручении от компетентных органов запрашиваемого государства (например, в их адрес направлялось письмо с напоминанием о необходимости исполнить поручение), и тем не менее свидетельство не было получено до истечения шести месяцев с даты направления запроса.

При вынесении таких решений суд ограничен законодательством Российской Федерации и руководствуется им.

Необходимо отметить, что объем правовой помощи по Конвенции 1965г. не предусматривает производство отдельных процессуальных действий в отношении граждан иностранных государств. Поэтому в целях получения данного вида правовой помощи поручение суда должно быть составлено в соответствии с Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954г. (далее – Конвенция 54г.), Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970г. или другими международными соглашениями, предусматривающими производство отдельных процессуальных действий.

Целесообразно указать на соотношение Конвенции 1965 года с Конвенцией 1954.

Последняя заменяется Конвенцией 1965 года в части вручения документов (статьи 1-7), но при этом сохраняется действие ее статей 17-33. Кроме того, до сих пор ряд стран - участниц Конвенции 1954г. не стал участником Конвенции 1965г. (Австрия, Армения, Венгрия, Ливан, Марокко, Суринам, Узбекистан, государства на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия)). Соответственно, в отношениях с ними следует продолжать применять статьи 1-7 Конвенции 1954г.

По уголовным делам, рассматриваемым в странах Европы, взаимодействие осуществляется в рамках Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г. (далее – Европейская конвенция 1959г.).

В объем правовой помощи Европейской конвенции 1959г. входит получение свидетельских показаний или передача вещественных доказательств, материалов или документов, а также вручение повесток и судебных постановлений.

Следует отметить, что указанная Конвенция не применяется к задержанию, исполнению приговоров.

С целью получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или вручения документов с территории запрашиваемого государства необходимо, в соответствии с требованиями ст. 14 Европейской конвенции 1959г. составить просьбу о правовой помощи.

Просьба о взаимной помощи должна содержать следующие данные:

1) наименование органа, направляющего просьбу;

2) предмет и причину просьбы;

3) по возможности, сведения о личности и гражданстве соответствующего лица;

4) если необходимо, фамилию и местопребывание адресата.

Кроме того, в просьбе указывается определение преступления и содержится краткое изложение фактов.

На основании пункта 6 ст. 15 Европейской конвенции 1959г. Российская Федерация заявляет, что при оказании правовой помощи в соответствии со статьями 3, 4 и 5 Конвенции с назначенными органами Договаривающихся Сторон сносятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации, а Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с работой других судов;

2) Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел, а Генеральная прокуратура Российской Федерации - во всех остальных случаях проведения дознания и предварительно го следствия.

Направляемые в Российскую Федерацию запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский либо на английский или французский языки.

При исполнении российскими судами поручений, поступивших от компетентных органов иностранных государств, следует учитывать следующие аспекты.

Во-первых, факт вручения повесток и судебных постановлений подтверждается распиской, датированной и подписанной адресатом, или подтверждением суда о том, что вручение состоялось, с указанием формы и даты вручения.

Во-вторых, если необходимо совершить процессуальные действия в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации (потерпевший, свидетель), то составляется протокол судебного заседания.

В том случае, если исполнить поручение не представилось возможным, судье следует в соответствии со ст. 19 Европейской конвенции 1959г. составить соответствующее уведомление (сообщение), адресованное запрашивающей стороне с указанием причин невозможности исполнения иностранного поручения.

Указанные документы (расписка, подтверждение, протокол судебного заседания, уведомление о невозможности исполнения поручения) в обязательном порядке заверяются гербовой печатью российского суда и подписью судьи, исполнившего данное поручение.

Запрашиваемый компетентный суд передает выдержки из судебных материалов и информацию о них, запрашиваемые у него юридическими органами Договаривающейся Стороны и необходимые для рассмотрения уголовного дела в том же объеме, в каком они могли бы быть предоставлены ее собственным юридическим органам в аналогичном случае.

Российская Федерация заявляет о необходимости передачи поручения о вручении повестки о явке лица не менее чем за 50 дней до установленной даты явки лица.

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающей стороны судебным органам Российской Федерации.

Просьбы о взаимной правовой помощи и составленные в ходе исполнения поручения документы направляются в Главное управление для проверки правильности их составления и дальнейшего препровождения в Министерство юстиции Российской Федерации.

Признание и исполнение решений российских судов на территории иностранных государств

Для постановки вопроса об исполнении решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимися договорами необходимо соблюдать следующие условия:

Лицу или организации, в пользу которых вынесено судебное решение, следует представить судье, вынесшему решение, ходатайство, адресованное компетентному суду соответствующего государства, с просьбой разрешить принудительное исполне­ние на территории этого государства данного решения, указав в ходатайстве суще­ство решения, кем и когда оно вынесено, а также свой адрес и адрес должника (Приложение № 9 ).

Ходатайство о взыскании в доход государства суммы госпошлины, определенной судьей, составляется от имени судьи (Приложение № 10 ). В нем указываются банковские реквизиты, необходимые для зачисления сумм в федеральный бюджет.

Недопустимо направление исполнительных документов для исполнения по территориальной принадлежности компетентным органам иностранных государств в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В то же время, если решение суда вынесено в отношении гражданина Российской Федерации, проживающего, проходящего службу или работающего на территории административно-территориальной единицы в составе иностранного государства, которая в силу международных договоренностей Российской Федерации наделена статусом, соответствующим административно-территориальным единицам Российской Федерации (город «Байконур» Республики Казахстан), то отпадает необходимость проводить процедуру экзекватуры. Выданный российским судом исполнительный лист необходимо направлять в соответствующий орган данной административно-территориальной единицы. В данном случае, при направлении исполнительного листа в адрес Министерства юстиции иностранного государства, он будет возвращен. Аналогичное правило действует и в отношении войсковых частей, дислоцированных на территории иностранных госу­дарств. В этом случае исполнительный документ рекомендуется направлять не­посредственно в адрес командира войсковой части.

Наиболее часто встречающимися ошибками при оформлении ходатайств являются следующие:

· ходатайство адресовано не компетентному суду иностранного государства, а в суд, постановивший решение, или в адрес территориального органа Минюста России;

· не указаны реквизиты счета и отделения банка при взыскании денежных средств в доход юридического лица, государства или лицевого счета физического лица;

· не указан адрес должника;

· подпись взыскателя не заверена судьей и не скреплена печатью;

· вместо решения судьи направляется судебный приказ.

При даче разъяснений взыскателю относительно исполнения за рубежом судебных приказов следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.125 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа, если место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации.

Судебный приказ может быть направлен для признания и исполнения в том случае, если во время его выдачи обе стороны - участники процесса, проживали на территории Российской Федерации, либо судебный приказ был выдан в соответствии с ранее действовавшей главой 11.1 ГПК РСФСР.

К ходатайству о признании и исполнении решения российского суда прилагаются:

а) удостоверенная копия решения суда;

б) справка о вступлении решения в законную силу (Приложение № 11 );

в) справка о том, что ответчик своевременно и в надлежащей форме был извещен о времени и месте судебного разбирательства с вручением копии искового заявления (Приложение № 12 ).

Главное управление рекомендует при направлении ходатайства, помимо справки суда, свидетельствующей о надлежащем извещении ответчика, направлять копию документа, подтверждающего факт вручения ответчику извещения о времени и месте судебного разбирательства. Указанное подтверждение составляется компетентным судом иностранного государства, осуществляющим вручение документов и извещение ответчика, и должно содержать подпись получателя, информацию о наименовании врученных документов с указанием количества листов, а также сведения о времени и способе вручения документов;

г) справка об имевшем место фактическом исполнении решения на день подачи ходатайства (по решениям о взыскании алиментов - за какой период они взысканы) (Приложение № 13 ).

Обязательным условием является скрепление всех направляемых документов гербовой печатью суда.

При отсутствии упомянутых справок компетентный суд иностранного государства отказывает в признании решения.

Кроме того, необходимо учитывать то обстоятельство, что исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно лишь в следующих случаях: при наличии между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, международного договора, предусматривающего возможность взаимного исполнения судебных решений; после прохождения процедуры экзекватуры в компетентных органах иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения (экзекватура - решение суда о приве­дении в исполнение в данной стране решения, вынесенного судом иностранного государства).

Судебный пристав - исполнитель при поступлении к нему на исполнение исполнительного документа, выданного российским судом в отношении должника, проживающего (находящегося) на территории иностранного государства, и при отсутствии денежных средств или иного имущества должника на территории Российской Федерации (а также в случае, если в процессе исполнения на территории Российской Федерации решения российского суда судебный пристав -исполнитель установит, что должник выехал на постоянное место жительства в иностранное государство), должен возвратить исполнительный документ без исполнения с актом о невозможности взыскания и разъяснениями права взыскателя ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства об исполнении решения российского суда.

Поскольку объемом правовой помощи международных договоров, предусмотрено взаимное признание и исполнение приговоров по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, поэтому направление для исполнения в иностранные государства обвинительных приговоров для признания в части взыскания штрафа как основного или дополнительного вида наказания, а также постановлений о привлечении к административной ответственности недопустимо.

Признание и исполнение решений иностранных судов на территории Российской Федерации

Основная особенность исполнения на территории Российской Федерации решений, вынесенных иностранными судами, состоит в том, что оно регулируется прежде всего положениями договоров, в которых участвует Российская Федерация, а не только нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения проводится на основании ходатайства взыскателя, адресованного компетентному суду Российской Федерации по месту жительства (нахождения) должника по правилам главы 45 ГПК РФ.

Если нет оснований к отказу, компетентный суд выносит определение об удовлетворении ходатайства и выдает разрешение на принудительное исполнение иностранного судебного решения. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о разрешении принудительного исполнения этого решения компетентным российским судом выдается исполнительный лист, подлежащий исполнению в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», который направляется в службу судебных приставов по месту нахождения должника или его имущества.

Исполнительные документы, выданные судами иностранных государств и направленные в компетентные суды Российской Федерации без соблюдения процедуры экзекватуры, подлежат возврату взыскателю, в суд или другой орган иностранного государства, направивший исполнительный документ, с соответствующими разъяснениями по оформлению согласно требованиям международных договоров.

Кроме того, необходимо еще раз обратить внимание, что объем международных договоров, как указывалось выше, включает в себя взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, что исключает исполнение приговоров в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также исполнительных документов по делам об административных правонарушениях.

Пребывающие на территории Российской Федерации граждане иностранных государств привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если указанные граждане, в отношении которых было возбуждено административное производство, находятся вне пределов Российской Федерации (выдворены) и не имеют на территории Российской Федерации принадлежащего им имущества, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях невозможно в связи с тем, что объемом правовой помощи не предусмотрено исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Согласно ст.26 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п.2 ст.31.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, если судебный пристав-исполнитель при исполнении постановления о взыскании штрафа по делу об административном правонарушении установит, что должник не имеет места жительства, а также имущества или денежных средств на территории Российской Федерации, а также то обстоятельство, что должник выдворен из Российской Федерации, он должен составить акт о невозможности взыскания и вместе с ним направить исполнительный документ судье, органу, должностному лицу, вынесшему постановление об административном правонарушении.

Порядок и объем информирования иностранных государств в соответствии с конвенциями и двусторонними договорами о правовой помощи по уголовным делам, подписанными Российской Федерацией

В случае рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, являющихся гражданами иностранного государства, и вынесении в отношении указанных лиц обвинительных приговоров, суды обязаны в силу международных договоров сообщать сведения о них иностранному государству.

Для этого судам следует направить в Главное управление справку о вступлении приговора в законную силу и копию приговора, подписанные судьей, секретарем и скрепленные гербовой печатью суда. Листы копии приговора должны быть прошиты и пронумерованы.

В соответствии со ст. 79 Конвенции 1993 г. необходимо ежегодно сообщать в Главное управление для уведомления других Договаривающихся сторон сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных судами Российской Федерации в отношении граждан соответствующей Договаривающейся Стороны (с приложением копии приговора и справки о вступлении его в законную силу, оформленных надлежащим образом, а именно прошитых, пронумерованных, подписанных судьей, секретарем и скре­пленных гербовой печатью), одновременно пересылая имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных, а также дополнительные сведения в отношении осужденных, а именно: фамилию, имя, отчество, дату рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место регистрации (временной регистрации) на территории Российской Федерации, статьи Закона, на основании которых деяние признается преступлением, а также других законодательных норм, имевших существенное значение для производства по делу (Приложение № 14 ). В случае отсутствия отпечатков пальцев, необходимо составить справку об отсутствии дактокарты (Приложение № 15 ).

В соответствии со ст. 22 Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959г. следует ежегодно сообщать указанные сведения (только приговор) в Главное управление для уведомления других Договаривающихся Сторон.

В соответствии с двусторонними договорами Российской Федерации с иными иностранными государствами, необходимо ежегодно сообщать вышеуказанные сведения в отношении граждан:

- Финляндской Республики (ст. 27 Договора от 11.08.1978 г. - приговор по просьбе),

- Республики Грузия (ст. 78 Договора от 15.09.1995 г. -только приговор),

- Республики Молдова (ст. 78 Договора от 25.02.1993 г. - только приговор),

- Азербайджанской Республики (ст. 78 Договора от 22.12.1992 г. - только приговор),

- Республики Кыргызстан (ст. 78 Договора от 14.09.1992 г. - только приговор),

- Латвийской Республики (ст. 78 Договора от 03.02.1993 г. - только приговор),

- Эстонской Республики (ст. 78 Договора от 26.01.1993 г. - только приговор),

- Литовской Республики (ст. 78 Договора от 21.07.1992 г. - только приговор),

- Республики Кипр (ст. 53 Договора от 19.01.1984 г. - только приговор),

- Республики Куба (ст. 64 Договора от 14.12.2000 г. - только приговор),

- Республики Мали (ст. 78 Договора от 31.08.2000 г. - только приговор),

- Королевства Испания (ст. 12 Договора от 25.03.1996 г. -только приговор),

- Исламской Республики Иран (ст. 72 Договора от 05.03.1996 г. – только приговор),

- Китайской Народной Республики (ст. 26 Договора 19,06.1992 г. – только приговор),

- Республики (ст. 52 Договора от 21.05.1981 г. - только приговор),

- Федеративной Народной Республики Югославия (ст. 74 Договора от 24.02.1962 г. - только приговор),

- Монголии (ст.62 Договора от 20.04.1999 г. - только приговор, имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных - по запросу),

- Социалистической Республики Вьетнам (ст. 81 Договора от 25.08.1998 г. -только приговор, имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных - по запросу),

- Республики Польша (ст. 82 Договора от 16.09.1996 г. - только приговор, имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных – по запросу),

- Народной Республики Болгария (ст. 80 Договора от 19.02.1975 г. – только приговор, имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных - по запросу),

- Румынской Народной Республики (ст. 73 Договора от 03.04.1958 г. - приговор и имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных - по запросу),

- Корейской Народной Демократической Республики (ст. 73 Договора от 16.12.1957 г. - приговор и имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты осужденных),

- Венгерской Народной Республики (ст. 74 Договора от 15.07.1958 г. в ред. от 19.10.1971 г. - приговор и имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных),

- Республики Албания (ст. 78 Договора от 30.10.1995 г. - приговор, ст. 72 Договора от 30.06.1958 г. - имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных),

- Турецкой Республики (ст. 69 Договора от 15.12.1997 г. - приговор и имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных),

- Тунисской Республики (ст. 23 Договора от 26.06.1984 г. - приговор, данные об осужденном, суде, вынесшем приговор, дате его вынесения, о характере преступления и определенной судом мере наказания, имеющиеся отпечатки пальцев (дактилоскопические карты) осужденных - по запросу),

- Алжирской Народной Демократической Республики (ст. 24 Договора от 23.02.1982 г. - приговор, данные об осужденном, суде, вынесшем приговор, дате его вынесения, о характере преступления и определенной судом мере наказания),

- Иракской Республики (ст. 25 Договора от 22.06.1973 г. - приговор, данные об осужденном, суде, вынесшем приговор, дате его вынесения, о характере преступления и определенной судом мере наказания),

- Народной Демократической Республики Йемен (ст. 24 Договора от 06.12.1985 г. - приговор, данные об осужденном, суде, вынесшем приговор, дате его вынесения, о характере преступления и определенной судом мере наказания).

Оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств

В ходе судебного производства у судов Российской Федерации может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из компетентных органов иностранных государств.

В таких случаях суд вправе направить запрос об оказании правовой помощи. В запросе должно быть указано следующее:

- компетентный орган, которому адресован запрос;

- компетентный орган, от которого исходит запрос;

- информация о том, в связи с чем необходима дополнительная информа­ция, и какая именно.

В случаях, предусмотренных международными соглашениями, запрос о правовой помощи и приложенные к нему документы должны сопровождаться переводом на язык государства, на территории которого предполагается исполнение запроса.

Запрос о правовой помощи подлежит направлению в адрес Главного управления для последующего направления в Минюст России или, в случаях предусмотренных международными соглашениями, напрямую в уполномоченный орган иностранного государства.

Информацию по вопросам применения международных договоров с участием Российской Федерации можно найти на официальном сайте Главного управления:www .minjust.rostov.ruили на сайтеПостоянно действующего бюро Гаагской конференции по международному частному праву по адресу:www .hcch.net.

приложения

приложения

приложения

приложения

приложения

приложения