Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по ликвидации разливов нефти img-1

руководство по ликвидации разливов нефти

Категория: Руководства

Описание

План ликвидации аварийных разливов нефти \ Консультант Плюс

План ликвидации аварийных разливов нефти

Подборка наиболее важных документов по запросу План ликвидации аварийных разливов нефти (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. План ликвидации аварийных разливов нефти

Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 613
(ред. от 14.11.2014)
"О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
(вместе с "Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов") Утверждены

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 часа)

Приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621
(ред. от 12.09.2012)
"Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2005 N 6514) Приложение

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. План ликвидации аварийных разливов нефти

Статья: Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами
(Агафонов В.Б.)
("Lex russica", 2016, N 6) Помимо этого, действующее законодательство предъявляет ряд специальных требований к пользователям недр, в частности о необходимости получения лицензий на соответствующий вид деятельности при проведении работ, связанных с повышенной опасностью при пользовании недрами; об обслуживании пользователей недр, ведущих подземные горные работы, профессиональными горноспасательными службами, а ведущих буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами; о разработке планов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (планов ЛАРН) и т.д.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

"Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
(постатейный)
(Макаревич А.В. Андрианов С.Н. Богач В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016) Руководство работами по ликвидации (локализации) аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляют в соответствии с уровнем развития аварии (чрезвычайной ситуации) лица, которые заранее определены в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, планах локализации и ликвидации аварий и т.п.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

Постановление Правительства РФ от N 240 - О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территор

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Правила
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240)

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее именуются - организации).

2. В организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

См. Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденные приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621

3. Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.

4. Организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

проводить корректировку планов при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

5. С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

Целью прогнозирования является определение:

возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;

границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6. Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в сроки, указанные в пункте 7 настоящих Правил, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

7. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.

Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих региональное и федеральное значение, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вправе принять решение о созыве Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:

исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;

допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

9. При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.

Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.

Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о связанных с ними чрезвычайных ситуациях осуществляются в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст.1545).

11. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Министерства энергетики Российской Федерации и Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Отчет и предложения представляются в указанные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Изменения и дополнения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240)

1. В пункте 3 слова: "в 3-месячный срок" исключить, а слова: "осуществляющих добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов" заменить словами: "осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов".

2. В Основных требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных указанным постановлением:

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;

федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена";

в абзаце третьем слова: "осуществляющими добычу, транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов" заменить словами: "осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов";

дополнить пункт абзацем следующего содержания:

"Требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, определяемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей сфере";

г) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:

причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;

описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;

оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет".

Устанавливаются требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. В организациях, имеющих опасные производственные объекты, должен быть разработан план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Также организации обязаны создавать подразделения для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить их аттестацию, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами). Помимо этого, указанные организации обязаны иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 16 ст. 1569

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1188

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Предупреждение аварийных разливов нефти и ликвидация их последствий

Предупреждение аварийных разливов нефти и ликвидация их последствий Транскрипт

1 Предупреждение аварийных разливов нефти и ликвидация их последствий Цель Планирование и подготовка к осуществлению эффективной ликвидации аварийных разливов нефти 1 для смягчения потенциальных последствий происшествия, включая выявление и выполнение требований на этапах планирования и реализации. Целевая аудитория Члены Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС), далее «Руководители», в составе: менеджеры объектов / начальники платформ; менеджеры по ОТОС объектов/платформ; менеджеры центрального отдела ОТОСБ; Менеджер Производственного директората по обеспечению соответствия; Менеджер по поддержке объектов Производственного директората. Сфера действия Настоящий документ применяется к мероприятиям по ликвидации аварийных разливов нефти на сооружениях и объектах компании «Сахалин Энерджи». Предупредительные меры не входят в сферу действия настоящих технических требований. Предупреждение аварийных разливов нефти, которое позволяет снизить риски разливов до минимально допустимых, является основой мерой контроля воздействий. Это достигается путем тщательного проектирования, эксплуатации и технического обслуживания в соответствии со стандартами управления рисками 2, технической целостности объектов и безопасности производственного процесса, а также постоянного контроля и реализации мер по ЛАРН, описанных ниже. Требования Менеджеры несут ответственность за выполнение требований 1 13 в своем структурном подразделении. 1. Обновление стандартов и планов a. Подготовка, реализация и обновление стандарта «Сахалин Энерджи» «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ПЛЧС)». Данный стандарт определяет общие принципы и требования, предъявляемые к предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, включая руководства, справочники и процедуры, применяемые в Компании. b. Обновление Планов ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) на следующих объектах: Морская платформа, Лунской лицензионный участок Морские платформы, Пильтун-Астохский лицензионный участок Объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК) Наземная транспортная трубопроводная система (ТТС) Производственный комплекс «Пригородное» (наземные объекты) Производственный комплекс «Пригородное» (морские объекты) Объекты бункеровки судов в порту Набиль Термины, выделенные курсивом по тексту настоящего, представлены в глоссарии по ОТОСБ «Сахалин Энерджи». Подчеркнутые слова и выражения по тексту настоящего представлены в контрольных х «Сахалин Энерджи». Страница 1

2 СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И Объекты инфраструктуры в Южно-Сахалинске c. Планы ЛАРН должны соответствовать требованиям российской и международной нормативной ции, как определено в разделах d. «Законодательные требования к ПЛЧС» и «Международные требования к ПЛЧС», а также положениям настоящих технических требований. e. Обновление планов ЛАРН производится для каждого конкретного случая с целью включения в него изменений законодательства РФ, новых международных методов передовой практики и опыта, извлеченного из происшествий или учений [Приложение к ОВОС по ликвидации аварийных разливов нефти]. 2. Стандарт ПЛЧС и планы ЛАРН должны включать следующую информацию: a. Описание производственных процессов и условий на объекте, гидрологических и погодных условий, исходного состояния окружающей среды, карт чувствительности (подробная информация об ареалах обитания и районах экологической уязвимости), размещения и перечня оборудования). b. Нормативно-правовая база, определение уровней (в соответствии с требованиями нормативной ции РФ и Международной ассоциации представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды, IPECA, 2000 г.), четкое определение сфер ответственности Компании. c. Потенциальные сценарии разливов и их воздействие, включая наиболее неблагоприятные случаи (с учетом местных условий, т.е. климатических изменений, гидрометеорологических данных, характеристик водосбора и уклона речных русел). d. Стратегии реагирования для различных сценариев с учетом приоритета защиты выявленных зон экологической уязвимости, главным образом прибрежных заливов и лагун. e. Организационная структура системы ликвидации аварийных разливов нефти, включая обязанности и сферы ответственности (ОСО), схемы уведомлений, обмена информацией, процедуры предоставления внутренней и внешней отчетности и контактную информацию. f. Договорные соглашения с третьими сторонами, взаимодействие с различными (суб)подрядными организациями, органами власти, неправительственными организациями, привлекаемыми к ликвидации широкомасштабных аварий, и их ОСО. g. Программы обучения персонала компании, требования, предъявляемые к подготовке персонала сторонних организаций, процедуры обеспечения безопасности занятого на ликвидации ЧС/нефтеразливов персонала ЛАРН и населения, оказавшегося в зоне ЧС. h. Перечень оборудования по реагированию на морских и наземных объектах, стратегии развертывания и инструкции по эксплуатации (в различных рабочих, климатических и гидрометеорологических условиях), описание поддержки МТС. i. В каждом отдельном плане ЛАРН необходимо указать систему отслеживания разливов нефти, которая при обнаружении разлива использует непосредственное наблюдение за пятном с борта лодки или авиасредства, систему прогнозирования на основании текущих метеоусловий и характеристик разлива, а также моделирования траекторий. j. Для обоснования принятия решений при проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефти в планах ЛАРН необходимо использовать ГИС. При регулярных аудиторских проверках необходимо предоставлять четкую цию по базе данных ГИС с указанием метаданных. В обязанности компании «Сахалин Энерджи» входит следующее: [Приложение к ОВОС по ликвидации аварийных разливов нефти] составление текущих карт чувствительности по всем районам, на которых размещены объекты Компании; сопоставление детальной информации для ЛАРН на береговых и морских объектах в конкретных условиях (включая описание ареалов, объектов, перечней оборудования, местоположения, уклонов русел и пр.). k. Рекомендации по отпугиванию, отлову и очистке диких животных, специальные меры по защите морских млекопитающих. l. Процедура использования диспергентов внедряется по мере необходимости. Компания «Сахалин Энерджи» имеет формальное подтверждение от местных властей возможности использования диспергентов в районе месторождения ПА при определенных условиях [Протокол от 26 февраля 2009 г.) Страница 2

3 m. Хранение, транспортировка, обработка и утилизация отходов, образующихся при ликвидации нефтеразливов, должны проводиться в соответствии со Стандартом по управлению отходами (в частности, см. технические требования к минимизации, обезвреживанию и утилизации отходов, требование 8с) с применением технологий и методик, выбор которых зависит от характеристик материалов, требований нормативной ции РФ и международной передовой практики [Приложение к ОВОС по обращению с твердыми отходами]. n. Оперативные справочники по ЛАРН периодически обновляются, при этом особое внимание уделяется контролю происшествий и эксплуатации объектов. В том числе они включают информацию по мероприятиям реагирования в прибрежной зоне, приоритетных чувствительных зонах, ЛАРН на льду, охране труда и технике безопасности при ЛАРН, воздушному наблюдению и оценке, компьютерному моделированию и пр. Также должен иметься в наличии обновленный глоссарий терминов на русском и английском языках. Справочники выпускаются на русском и английском языках [Приложение к ОВОС по ликвидации аварийных разливов нефти]. o. Планы ЛАРН и вся необходимая сопроводительная ция должны находиться в надлежащих местах и быть доступны для ключевого персонала [ОВОС Том 4: 6-29; Том 2: 3-36]. 3. Предоставление оборудования/ресурсов в соответствии с планами ЛАРН a. На морских и береговых объектах должен быть обеспечен надлежащий уровень ресурсов для ЛАРН. Местоположение и перечень оборудования указаны в планах ЛАРН, утвержденных органами власти РФ и Сахалинской области. Компания «Сахалин Энерджи» разместит достаточное количество оборудования ЛАРН в соответствующих местах с учетом экологической чувствительности реципиентов [ОВОС Том 4: 2-64; Приложение к ОВОС по ЛАРН]. 4. Соглашения о взаимопомощи a. Соглашение с «Эксон Нефтегаз Лимитед». Необходимо поддерживать соглашение о взаимопомощи с компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» для совместного использования оборудования ЛАРН [Приложение к ОВОС по ЛАРН]. b. Соглашение о сотрудничестве с областными властями. Необходимо поддерживать достигнутые договоренности с КЧС Сахалинской области и местными властями, определяющие совместные действия при возникновении чрезвычайных ситуаций, которые возникают или угрожают объектам проекта «Сахалин-2». Основные аспекты включают обмен ресурсами, ответственность за руководство действиями в чрезвычайных ситуациях и подтверждение процедуры возмещения расходов в соответствии с СРП. Требования по уведомлению и отчетности о разливе определены и подлежат обновлению во внутренних процедурах Компании. c. Планирование трансграничного реагирования. План ЛАРН морского объекта «Пригородное» должен принимать во внимание экологическую чувствительность северного побережья острова Хоккайдо [Приложение к ОВОС по ЛАРН]. Для повышения эффективности планирования действий в трансграничных ЧС компания «Сахалин Энерджи» будет сотрудничать с представителями российских и японских властей. Необходимо придерживаться Протокола о взаимопонимании, подписанного с японским центром предотвращения катастроф на море, где указаны требования к оповещению и обязанности по ЛПЧС, с целью обеспечения информирования японских властей компанией «Сахалин Энерджи» и организации реагирования компетентными органами Японии. Необходимо предоставить карты индекса экологической чувствительности (ИЭЧ) острова Хоккайдо с указанием классификации участков береговой линии и т.д. а также справочных материалов для использования в ходе ЛАРН. Компания «Сахалин Энерджи» будет стремиться к содействию в проведении ежегодных командно-штабных учений по планированию с представителями соответствующих органов власти РФ и Японии. Страница 3

4 5. Проведение обучения в соответствии с планами ЛАРН a. Поддержание надлежащего уровня знаний персонала по ликвидации аварийных разливов нефти согласно планам ЛАРН. Обучение должно включать постоянное участие в учениях по реагированию уровней 2 и 3, а также совместные учения с персоналом правительственных организаций и иных предприятий нефтяной промышленности. Данные мероприятия должны быть включены в Программу обучения и могут состоять из следующего: ознакомительный курс по ЛАРН, ликвидация прибрежных разливов, оператор оборудования, повышение квалификации персонала по ЛАРН, прочие специальные обучающие семинары, при необходимости, руководства по обучению, программы обучения и планирование [Приложение к ОВОС по ЛАРН]. Соответствующие специалисты должны пройти курс обучения по ликвидации разливов нефти. 6. Проведение учений и тренировок в соответствии с Графиком учений по ЛПЧС a. При разливах нефти компания «Сахалин Энерджи» должна использовать Планы ЛАРН, проверенные и протестированные специалистами, прошедшими обучение, с четкой «цепочкой управления» и надлежащими ресурсами [ОВОС Том. 1, 6-28 (2003 г.)]. b. Учения и тренировки по ЛАРН могут проводиться совместно с органами власти РФ и Сахалинской области с целью мониторинга эффективности планов ЛАРН. Учения на объектах проводятся не реже двух раз в год, комплексные учения на этапе эксплуатации проводятся минимум раз в три года. Кроме того, раз в год в ходе эксплуатации объектов проводятся кабинетные учения по ЛПЧС/ЛАРН. Сотрудники Компании также должны принимать участие в региональных учениях. Отдел ОБНТ обеспечивают проведение учений в соответствии с графиком [Приложение к ОВОС по ликвидации аварийных разливов нефти]. 7. Реализация ЛАРН при обнаружении разливов a. При возникновении разлива нефти, непосредственно связанного с деятельностью компании «Сахалин Энерджи», выполняются необходимые мероприятия по реагированию, указанные в соответствующем утвержденном плане ЛАРН. b. При возникновении разлива нефти, связанного с деятельностью третьей стороны, компания «Сахалин Энерджи» будет оказывать содействие местным и региональным властям при наличии соответствующего запроса, насколько это практически осуществимо [Приложение к ОВОС по ликвидации аварийных разливов нефти]. c. Если это не представляет опасности, небольшие утечки нефти и химических веществ локализуются и удаляются силами обученного персонала объекта с применением надлежащего оборудования. d. В отчетах о происшествии отражаются показатели эффективности внедрения планов ЛАРН. e. Зоны разлива нефти подлежат очистке в соответствии с анализом совокупной экологической выгоды (АСЭВ). Объем мероприятий по смягчению последствий определяется на основании результатов исследования фонового состояния окружающей среды и системы оценки АСЭВ. f. При возникновении масштабных разливов для определения и оценки фактического ущерба применяются программы мониторинга и обследования состояния окружающей среды. По окончании работ проводится мониторинг состояния окружающей среды.[овос Том (2003 г.)]. 8. Реабилитация и страхование a. Оценка нанесенного ущерба (по принципам анализа суммарной экологической выгоды) и предоставление компенсации в соответствии с требованиями законодательства РФ. При разливах, связанных с авариями на танкерах, компания «Сахалин Энерджи» будет руководствоваться требованиями (a) Конвенции о гражданской ответственности (1992 г.) и (b) Конвенции Фонда 1992 г. Компенсация ущерба от разливов, связанных с работой объектов «Сахалин Энерджи», покрывается страховкой Компании и подрядчика. Компания «Сахалин Энерджи» обеспечивает наличие надлежащей страховки у всех подрядных организаций. В планах ЛАРН компании «Сахалин Энерджи» должны быть изложены процедуры получения компенсации [ОВОС Том (2003 г.)]. В коммерчески целесообразном объеме и в соответствии с условиями, действующими на рынке, компания «Сахалин Энерджи» проводит аудит перед вводом в эксплуатацию и проверяет Страница 4

5 наличие страхового покрытия убытков третьих лиц и мероприятий по очистке в случае разливов, за которые Компания несет юридическую ответственность. Компания «Сахалин Энерджи» должна требовать от подрядчиков наличия страхового покрытия. 9. Проверка a. Для обеспечения должного технического состояния систем и оборудования (Компании и подрядчика, если применимо) проводятся регулярные проверки на объекте. b. Необходимо вести учетные записи, в частности в отношении выполнения требований к ции, обучению, проведению учений и тренировок. c. Для проверки выполнения настоящих технических требований проводятся периодические аудиторские проверки в соответствии со Стандартом по внутреннему контролю ОТОСБ. d. Информация по выполнению планов ЛАРН включается в ежегодные отчеты по ОТОСБ. Требования Исследования и раскрытие информации 10. Исследования. В рамках разработки планов ЛАРН проводились следующие исследования: исследование поведения нефти на льду, исследование траекторий нефтеразливов, включая исследование траекторий разливов на льду и моделирование траекторий для определения рисков загрязнения береговой линии о. Сахалин и о. Хоккайдо, оценка рисков разлива конденсата, дизельного топлива и мазута, исследование характеристик нефти, исследование характеристик морского льда и исследования диспергируемости нефти. Указанная ция имеется на английском и на русском языках. 11. Независимый анализ плана ликвидации аварийных разливов нефти. Планы ЛАРН подлежат рассмотрению независимым консультантом по ликвидации аварийных разливов нефти, который назначается совместно Компанией и кредиторами. В рамках данного анализа проверяется соответствие планов применимому природоохранному законодательству, требованиям плана действий по ОТОС и СЗ и методам международной передовой практики и стандартов. После согласования с российской стороной и соответствующими органами власти РФ Компания обязана выполнить мероприятия в соответствии с комментариями Консультанта. 12. Распространение информации и раскрытие планов ЛАРН [Приложение к ОВОС по ЛАРН]. a. На общедоступном сайте Компании необходимо разместить следующую цию на английском и русском языках: краткое описание корпоративного стандарта по ЛПЧС в отношении готовности и принятия мер по ликвидации последствий аварийных разливов нефти; краткое описание плана по ЛАРН для каждого объекта; руководство по организации пунктов реабилитации диких животных; b. Следующая ция также размещается на общедоступном сайте Компании на японском языке, а также предоставляется в публичную библиотеку Хоккайдо: краткое описание корпоративного стандарта по ЛПЧС в отношении готовности к аварийным разливам нефти и принятия мер по ликвидации их последствий; краткое описание Плана по ЛАРН на море для ПК Пригородное. Требования Строительные работы Менеджер проекта несет ответственность за выполнение требований В ходе строительных работ на объектах, в местах хранения химических реагентов и топлива необходимо разместить надлежащее оборудование для ликвидации аварийных разливов. a. Необходимо обеспечить строительную бригаду достаточным количеством инструментов и материалов для ликвидации утечек. 14. Основные подрядчики по строительству должны предоставить планы ЛАРН с учетом рисков возникновения разливов при проведении строительных работ. Эти планы ЛАРН должны отвечать требованиям нормативной ции РФ, настоящих технических требований, а также должны как минимум включать следующее: Страница 5

6 a. Описание профилактических мер и мер по устранению или минимизации последствий разливов топлива, смазочных или опасных материалов, особенно в зоне городского водосбора или в водоохраной зоне водных объектов или заболоченных земель. b. Заправка топливом и смазочными материалами должна проводиться на специализированных площадках. Необходимо указать меры по ликвидации или минимизации разливов при заправке строительного оборудования (напр. экскаваторов и насосов понтонного типа) в водоохраной зоне водных объектов или заболоченных земель. c. Определение процедур по оповещению при возникновении разлива. d. Обеспечение строительных бригад достаточным количеством абсорбента и защитных материалов, необходимых для быстрой локализации и устранения разливов. e. Наличие процедур проведения земляных работ и утилизации грунта или материалов, загрязненных в результате разливов нефти, а также процедур сбора и утилизации отходов, образованных в ходе ликвидации разливов. f. Указание имен, названий и номеров телефонов правительственных организаций и лиц (включая членов центральной группы ЛПЧС «Сахалин Энерджи»), с которыми следует связаться в случае разлива. g. Представители компании «Сахалин Энерджи» должны проверить планы ЛАРН и оборудование для реагирования подрядных организаций на предмет пригодности, а также проводить регулярные проверки объекта с целью обеспечения надлежащего состояния систем и оборудования [Приложение ОВОС по ЛАРН]. h. Пуско-наладочные работы. В ЛАРН должны быть определены, при необходимости, все дополнительные требования, отражающие чувствительность грунтовых вод при прокладке трубопроводов в санитарно-защитных зонах. В плане мониторинга окружающей среды для данных зон следует включить дополнительные точки мониторинга [ОВОС Том 4: 3-19]. i. Представители компании «Сахалин Энерджи» должны проверить планы ЛАРН и оборудование для реагирования подрядных организаций на предмет пригодности, а также проводить регулярные проверки объекта с целью обеспечения надлежащего состояния систем и оборудования. Страница 6