Руководства, Инструкции, Бланки

образец дарственной надписи на книге img-1

образец дарственной надписи на книге

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Дарственные надписи на книгах

Дарственные надписи на книгах

Иногда случается такое:
Дарим книги мы своим друзьям.
Это, в общем, самое простое,
Чтобы не морочиться гостям.

Собственно, вопрос: многие ли делают на титулах дарственные надписи?

А если, например, книга не в подарок, а прочно обосновалась в домашней библиотеке, то многие ли портят книги иными способами? Как, например, всякими доморощенными экслибрисами ("Эта книга - из б-ки Васи Пупкина" ), подчеркиваниями в тексте шариковой ручкой, вырезаниями ножницами кусков страниц с целыми абзацами и др.?

Мне интересно, откуда пошла такая традиция - рисовать на книгах и заниматься художественной резьбой ножницами по ним?
И почему эт вообще происходит?

Иногда случается такое:
Дарим книги мы своим друзьям.
Это, в общем, самое простое,
Чтобы не морочиться гостям.

Собственно, вопрос: многие ли делают на титулах дарственные надписи?

А если, например, книга не в подарок, а прочно обосновалась в домашней библиотеке, то многие ли портят книги иными способами? Как, например, всякими доморощенными экслибрисами ("Эта книга - из б-ки Васи Пупкина" ), подчеркиваниями в тексте шариковой ручкой, вырезаниями ножницами кусков страниц с целыми абзацами и др.?

Мне интересно, откуда пошла такая традиция - рисовать на книгах и заниматься художественной резьбой ножницами по ним?
И почему эт вообще происходит?

у моей мамы все книги из ее детства подписаны фамилия и номер книги (они дома вели картотеку), есть несколько книг, подаренных бабушками, они тоже с подписями. А вот порезать книгу, или подчеркнуть ручкой - это имхо как-то по-быдлянски

По-моему, Вы все в одну кучу свалили. В советское время дефицита книги часто "заигрывали", экслибрис помогал от этого как-то защититься. Хотя в нашей семье его не было никогда. В Литературной газете помнится шутка была "Книги знакомым читать не даем - сами набрали таким же путем".
А подчеркивать, вырезать - это вандализм уже. Предполагаю, что эту традицию люди усваивали в школьном возрасте. Никто не отнимет у тебя то, что ты съел и то, что ты увидел (китайская пословица)

Когда дарю - подписываю, да. Патамушта самой ежели повезет в домашней библиотеке найти внезапно давно подаренную мне книгу с дарственной надписью от друга какого нибудь, в лету канувшего уж, так прям. Эх, аж сердце защемляет и улыбка сама собой на физию наползает! Вырезать не пробовала - а чего там обычно вырезают? Если в мире все бессмысленно, - сказала Алиса, - что мешает выдумать какой-нибудь смысл?

Изрезанных книг ни разу в жизни не видела, а дарственным надписям всегда рада.

Есть у меня несколько детских книжек с дарственными надписями (в основном от любимой прабабушки) - слезы на глаза наворачиваются, когда читаю (ну, сентиментальный я человек).
В экслибрисах, имхо, ничего страшного нет, они, между прочим, бывают очень даже интересные. Сама, помню, все хотела придумать какой-нибудь эдакий - в том числе и потому, что неоднократно "заигрывали" книги, не со зла, а просто забывали, у кого что брали (я так в тетрадку записывала)
А уж резать книги. хм. У нас в семействе к книгам очень трепетно относятся. "Как все тонкие, чувствительные, ранимые натуры, он был редкостной гадиной. "

не люблю надписи. сама не подписываю и мне, когда книги дарят, тоже никто не подписывает.

У меня все книги из родительской библиотеки советских времен с экслибрисами. Правда, они не "доморощенные", это работы крупнейших советских художников-графиков, многие из которых работали в жанре малой графики . В общем - произведения искусства, без преувеличения.
ЗЫ. Евочки, у кого есть мои книги, как Вам мои экслибрисы - не мешают? Луна так ярко светит! Столкнулся вдруг со мной Слепец — и засмеялся. ©

Если дарю книгу, то выбираю такую, чтобы понравилась тому, кому дарю. В таком случае всегда делаю какую-нибудь надпись. Не обязательно поздравительного характера. Книги из домашней библиотеки никак не порчу. Ничего не подчёркиваю, не складываю странички, не вырезаю.

Книги есть разные. Дарственные надписи почти бесценны, их мало и они по действительно по очень памятным поводам. Обычную художественную литературу никогда ручкой или ножницами не трогала. Ножницы вообще считаю вандализмом. Учебники и всяческую узкоспециальную литературу, которую заведомо читают только те, кому важна книга не как произведение искусства, а исключительно как источник информации - не щадя подчеркиваю карандашом или даже выделяю специальным маркером, не считаю это испоганиванием, при условии что книга моя личная.

Дарственные надписи делает автор книги. Поскольку я не писатель, но не делаю. А уж чем вам экслибрисы не угодили? Очень помогает. Мы с друзьями часто обмениваемся книгами, и оттиск помогает опознать хозяина и вернуть ему книгу.

Великий Ленин так делал. Не быдло ни разу. (это я не про вырезание)

у меня есть собственный экслибрис. но я его ставлю только на книги в своей коллекции, а не на всех имеющихся. хотя сама не подчеркиваю в книгах, но книгу с пометками читать мне интересней, иногда подчеркнувший обращает твое внимание на то, на что сам бы не обратил Иго любви - радость бремени!

Я раньше всегда места в книге, которые меня заинтересовали или понравились подчёркивала карандашом. Очень увлекательно потом, спустя, годы перечитывать их. Сейчас бывает, что тоже так делаю, но реже, т.к. современная литература не особо меня впечатляет. Если прочитала произведение в интернете, то копирую куски к себе в виртуальный читательский дневник El abril de la vida

Большое спасибо всем за ответы!
Попробую ответить всем сразу)))

Про экслибрисы. Конечно, в тех случаях, когда они выполнены художниками-графиками, представляют собой самостоятельную художественную ценность и/или это экслибрисы знаменитых людей, которым принадлежит (или принадлежала) книга, то такие Э. книгу только украшают.
Я имею в виду, когда от руки пишут именно так: "Эта книга - из б-ки Васи Пупкина". Раньше - понятно, книги были в дефиците. Ну а теперь, по-моему, потребность в таких надписях отпала.

Про памятные надписи. Если честно, тоже такого не понимаю - писать прямо на титуле: "Васе Пупкину от брата Пети Пупкина на долгую память". Неужели Вася когда-нибудь забудет, что любимый брат подарил ему эту книгу? А если забудет - значит, не такой уж брат и любимый, и дарственная надпись тут тоже роли не играет. Некоторые поступают так (ИМХО, оптимальный вариант): выбирают красивую открытку, пишут на ней теплые слова и вкладывают в книгу. По-моему, это приятно одаряемому вдвойне.

Про вырезания. Некоторые пишут курсовые/занимаются скрэпбукингом. Некоторые дают книги на растерзание детям. И т.д.

Про подчеркивания. Вот физически не могу себя заставить взять в руки карандаш/шариковую ручку и начать в книге малевать. Закладки надо бы делать, а понравившиеся места просто выписывать. А то смысла в таких подчеркиваниях нет: пока найдешь в книге подчеркнутое место, больше времени убьешь.

Резюме: лучше книгу оставлять в нетронутом виде, исключая всё вышеперечисленное.

Почему обязательно автор? Вовсе не обязательно.

В старые добрые времена хорошая библиотека = хорошей коллекции. Коллекционер гордился своей коллекцией, собиратель книг - библиотекой. Отсюда и традиция экслибрисов - Я собрал это замечательое собрание книг. Ничего плохого в них нет. Про экслибрис (или банальное подписывание своих книг), чтобы "не заиграли" - в своё время тоже было довольно актуально .

Дарственные надписи на книгах, также как и дарственные надписи на любых других подарках (медная табличка на сувенире, гравировка на вазе), кто-то делает, кто-то нет. Ничего необычного в такой традиции нет , просто сейчас, когда подарки, например к Новому году, покупаются "оптом" и уже дома из купленной кучи выбирается "рамочки для мамочки, тапочки для папочки", такая традиция дарственных надписей некоторым кажется странным анахронизмом.

А портить книги (чиркать шариковой ручкой, резать) - это просто варварство. Как вы это ухитрились в голове увязать с экслибрисами и дарственными надписями, я не понимаю. Врать нехорошо. Особенно самому себе.

ну по мне так неприлично книги портить.

Не знаю как с ножницами, но у нас в семье есть книжка с автографом джека лондона. Так что мож и ваш родственник знаменитым станет. Он- Зачем ты лифчик надеваешь,у тебя там все равно ничего нет! Она- Ну ты же трусы носишь!

Дарственных надписей не делаю. Внутри книги ручками не рисую. Многие книги подписаны, потому что часто их ношу на работу, а там могут и заиграть, это детская литература и профессиональные книги. А художественную литературу не подписываю.

У меня тоже экслибрис, ставлю его по тому же принципу Получив добро, помни, а сделав - забудь.

моё ИМХО - книга, это источник для размышлений, эмоциональных переживаний и умных мыслей. Трепетать над ней, как над парадным фарфором вовсе необязательно.
Я в школе, и в институте подчёркивала затронувшие меня места, подписывала комментарии преподов к этим отрывкам. И сейчас мне эти пометки интересны, когда перечитываю книгу.
А ещё я читаю за едой, вообще жлобство.
У меня был дядя - просто кижная душа,вот он трясся над своими книгами так, что даже мог не купить томик Пикуля, если он по цвету не подходил к остальной серии.

как хорошо написали, полностью с вами согласна.
А мы жили в коммунальной квартире и у каждой семьи был свой экслибрис - первые 3 буквы фамилии - чтоб не было потом споров "мое, не ваше". В современном мире необходимость экслибрисов не вижу.
Дарственные надписи мне только бабушка делала (много лет назад), подаренная ею книга всегда была "на злобу дня" и "к месту" моего возраста/интереса и в надписи она скрывала какой-то совет и пожелание перекликающейся с содержанием книги. спасибо мужу, за мое счастье: Варю (21.12.03), Машу (04.08.08), Надю (18.03.10)

Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. v.3.3.60

Мы в соцсетях

Видео

Другие статьи

Дарственная надпись на книге образец

Дарственная надпись на книге образец - полезные сведения.

Подтверждением тому служит собранный коллегами и аспирантами «двухтомник» автографов-пожеланий, написанных К. Калининой - создателя "Картотеки автографов" и ее дарственная надпись Сотрудница Русского фонда Галина Алексеевна Салынина рассказывает об истории картотеки автографов. Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal. Кстати, в музее установлена современная техника с соответствующим программным обеспечением, что представляет возможность виртуально посетить аналогичные музеи мира, познакомиться с их фондами, раритетными изданиями. Это книжка-букварь, рисованная художником и поэтом Эдвардом Лиром 1812—1888. автором популярной «Книги бессмыслиц». И на словах можно сказать все, что хочется. Андрей, я всё ещё ожидаю от Вас, как от Смотрителя, ответ на мой вопрос 19 августа, 23:45 в «замечаниях» к моему дару с монетой и вафлей: Ожидайте, кто запрещает-то… Я не обязан отвечать на идиотские вопросы, заданный с полным пониманием того, что они идиотские. Можно с уверенностью сказать, что наш город в те времена тоже являлся центром книжного дела. Дарственная надпись активно использовалась и используется в культурной и речевой практике носителей языка, в том числе и русского. Имеющееся сообщение содержит подпись адресанта графический компонент текста. который может быть не известен широкому кругу носителей языка.

Доброго всем времени суток! Если книгу хочется подарить, то можно приложить к ней открытку. Автографы советских писателей на книгах, хранящихся в Русском фонде Государственной Публичной библиотеки им. Твердый, хорошего качества коленкоровый переплет, бескислотная бумага, каждая книга вложена в футляр, форма которого предотвращает попадание света, пыли и влаги на корешок. В СССР, до книжного дефицита времен застоя — тоже. Так можно сделать оригинальную печать с инициалами или например «личная библиотека таких-то». у нас цены примерно 400-500 руб. А надписи вроде «Васе от Пети. Прекрасным шрифтом, совершенством и утонченностью оформления, например, отличаются издания знаменитых издательских домов Европы.

ДАРСТВЕННАЯ НАДПИСЬ (ИНСКРИПТ) В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ HOMO SCRIBENS - полезные сведения.

Начало выявлению, учету и изучению книг с автографами в Библиотеке было положено еще до Великой Отечественной войны, когда сотрудница Русского фонда. создала специальную 239 карточек. Книга представляет интерес для источниковедов, исследователей истории просвещения, книжной культуры, архивного дела, историков общественно-политических и религиозных движений восточнославянских земель. Сама не подписываю и другим не советую Если книга в личной библиотеке прижилась, лучше придумать и нарисовать экслибрис. Нельзя не согласиться с утверждением одного из дарителей, что "преподнести свою книгу Российской национальной библиотеке — честь для любого автора". История чьей-то жизни, чьих-то чувств. У некоторых уже сам переплет представляет собой настоящее произведение искусства. По хронологическому охвату и репертуару изданий не имеет себе равных в стране. А если это как библиотечный формуляр — кто читал ее до тебя — то нет.

Выходили даже целые альбомы — каталоги таких экслибрисов. В книгах это обычно задняя обложка изнутри. она обычно белая, на ней разве что информация об издательстве и то редко. Но часто дары выставляют подписанные, поэтому дареному коню в зубы не заглядываю. Только автор имеет право подписать книгу. К этой группе примыкают дарственные надписи членов-корреспондентов и почетных библиотекарей из круга видных представителей российского общества.

Новые книги для обучения почти всегда были на латинском языке. Калининой - создателя "Картотеки автографов" и ее дарственная надпись Сотрудница Русского фонда Галина Алексеевна Салынина рассказывает об истории картотеки автографов. Так что если кто забудет кто дал. Эм… Считаю приемлимым подписывать свою книгу, когда с ее появлением связано какое-то событие, например, на нескольких моих книгах написано, что они были подарены мне в качестве приза за какие-то достижения… Там дата, подпись и все такое… Помогает не забыть. Речевое произведение содержит обязательные для автографа «обращение» в форме дательного падежа и подпись адресанта в форме патронимов в именительном падеже с сокращением имени. Инскрипт рассматривается нами как текст, синонимом выступает термин речевое произведение. По теме: лично я впервые узнала, что, оказывается, книги подписывать допустимо лишь автору.

Я когда отдаю книги почитать, на них у меня печать с моей фамилием и номер тел. Всего же в библиотеке - 70 тысяч редких и старопечатных изданий. В составе фонда — карты, атласы, репродукции рукописных материалов, глобусы, электронные картографические издания. Надеемся продолжить серию выставок, посвященных автографам на книгах из фондов РНБ, представив дарственные надписи советского и постсоветского периодов. Многие авторы постоянно на протяжении многих лет приносили в дар свои творения, что было особенно важным в тех случаях, когда книга издавалась малым тиражом, в провинции или за пределами России. Ну конечно же нет! Музей книги Накануне Дня белорусской письменности в новом здании Национальной библиотеки Беларуси открыт Музей книги.

Дарственные надписи на подарках примеры - заявления и примеры для ваших нужд

Образцы дарственных надписей на книгах


Гравировка ювелирных изделий с изречениями на латыне добавляет личности, отмечает наследия и в неких вариантах - открывает дверь в прошедшее. Ты делаешь прекрасней жизнь мою, и наилучшее всё соединено с тобою. Одно либо два слова для гравировки. Одни из их недлинные, поэтому что они несут личный нрав, что угодно, что это может быть все, для кого - то они могут не имеет ни какого смысла, остальные длинноватые, но все они могут отдать для вас наиболее полное представление относительно того, некие фразы милые, некие смешные. Гравировка на подарках и сувенирах для друзей - это традиция которая продолжаться на протяжении сотен лет. Ниже вы отыщите более полный перечень в вебе фраз, чтоб выгравировать на собственных изделиях, цитат, идей для гравировки - почти все из их принесли наши клиенты. Вы сможете написать личное послание, что лишь вы и кого ты любишь усвоит либо намекнуть на свои настоящие чувства, добавить в шуточку. Вы сможете выбрать конкретно из перечня, чтоб придумать свою свою неповторимую надпись для гравировки, поменять их в согласовании с вашими личными потребностями либо просто применять их в качестве вдохновения. Это безупречный размер для обычного кольца, медальонов и браслетов. Покажите вашим друзья, как много они значат для вас. Эти недлинные фразы отлично подступают для ювелирных изделий и сувенирной продукции маленьких размеров с малеханькой поверхностью под гравировку, таковых как кольца либо маленькие подвески так дальше три - четыре слова для гравировки. Это хороший подарок для женитьбы, к юбилею, на навоселие, на память при расставании или как просто подарок другу, ко дню рождения, помолвки. Здесь мы собрали перечень фраз и цитат которые можно нанести на изделия гравировки. Для тебя я своё сердечко отдаю, с любовью, желаю счастья искренне. Я перестану тебя обожать лишь тогда, на хрустальный пол несуществующего замка, как падает лепесток розы, когда слепой живописец напишет мелодию о том. Независимо от того, что вы ни избрали, это будет прекрасно.

Дарственные надписи на подарках примеры

Дарственные надписи на подарках примеры

Группа: Пользователь
Сообщений: 11
Регистрация: 19.01.2013
Пользователь №: 16016
Спасибо сказали: 2 раз(а)

дарственную надпись на подарках примеры

Дарственные надписи А

Книга. Исследования и материалы. 1980 г.
  • В. И. Ленин и книга
    • В.И. Ленин и издание художественной литературы
      • Часть общепартийного дела
      • По совету В.И. Ленина
    • Редакторская этика В.И. Ленина
  • Теория и практика редактирования
    • Автор, редактор и читатель научно-художественной книги
    • Проблемы редактирования сельскохозяйственной литературы
  • История книги СССР
    • Из истории прижизненных изданий А.А. Блока
    • О взаимоотношениях А.А. Блока с «Товариществом И.Д. Сытина»
    • Читательские интересы Александра Блока
    • Дарственные надписи А.А Блока на книгах из собрания государственной библиотеки СССР Им. В.И. Ленина
  • Книга за рубежом
    • Книги великого энциклопедиста (О библиотеке Д. Дидро)
    • Издание произведений русских авторов в Италии в начале XX века
  • Сообщения
    • Пометы В.Я. Брюсова на полях сочинений Пушкина
    • Из истории образования местных отделений Госиздата
  • Библиофилия
    • Библиомания
    • Птицы Одюбона
Дарственные надписи А.А Блока на книгах из собрания государственной библиотеки СССР Им. В.И. Ленина

Дарственные надписи на книгах — составная часть рукописного наследия писателя. Однако их функциональным назначением определяется невозможностью сохранения их в личном архиве писателя. Дарственные надписи сосредоточиваются в государственных книжных хранилищах, в частных коллекциях. Однако, и разрозненные, они имеют множество общих черт с рукописями писателя. Автографы А.А. Блока на книгах — яркое тому свидетельство.

Исследователи архива А.А. Блока уподобляют его рукописи произведениям искусства. Спустя почти 60 лет после смерти поэта его рукописи выглядят так, словно они написаны сегодня. А.А. Блок писал только на хорошей бумаге, прекрасным четким почерком, красиво располагая материал. В архиве нет небрежных автографов, почти все рукописи озаглавлены, подписаны, имеют даты.

Четкость, красота, точная датировка (с указанием года, месяца, числа), подпись (полная: Александр Блок, или сокращенная: А.Б.) — характерные черты и дарственных надписей поэта на книгах. Обращает на себя внимание расположение автографов. Поэт так выбирал место надписи, что она естественно вливалась в графическую систему книги, нередко становясь своеобразным художественным элементом. И это не случайно.

Известно, что А.А. Блок предъявлял чрезвычайно высокие требования к внешнему облику книги. Немалые усилия прилагал поэт, чтобы воплотить свои эстетические представления о форме книги в собственных изданиях. Поэтому Блоку не было безразлично, как выглядит книга с его автографом.

Из известного в настоящее время большого числа книг с дарственными надписями А.А. Блока 26 находятся в отделе редких книг и в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Это издания поэтических сборников Блока: «Стихи о Прекрасной Даме» (М. 1905), «Нечаянная радость» (М. 1907), «Снежная маска» (Спб. 1907), «Земля и снегу» (М. 1908), «Ночные часы» (М. 1911), книга драматических произведений «Лирические драмы» (Спб. 1908), «Собрание стихотворений» (М. 1911-1912), поэма «Соловьиный сад» (Пг. 1918), а также книги других авторов, переведенные или редактированные Блоком: «Праматерь» Ф. Грильпарцера (СПб. 1908), «Стихотворения Аполлона Григорьева» (М. 1916).

Наибольший интерес представляют книги, подаренные Блоком людям из ближайшего литературного окружения: В.Я. Брюсову, В.И. Иванову, Г.И. Чулкову. В собрании ГБЛ есть также книги с дарственными надписями поэта: литераторам Б.К. Зайцеву, А.А. Курсинскому, Н.Д. Санжарь, литературному критику и публицисту Д.В. Философову, председателю Религиозно-философского общества, в работе которого Блок принимал участие; Э.К. Метнеру, музыкальному критику, владельцу издательства «Мусагет», выпустившему несколько книг поэта, известным общественным деятелям Н.К. Муравьеву, С.Ф. Ольденбургу, с которыми Блок работал в Чрезвычайной следственной комиссии летом 1917 г.

Дарственные надписи А.А. Блока из собрания ГБЛ весьма разнообразны. Почти все автографы отразили взаимоотношения поэта с современниками. Значительная часть надписей лишь в самых общих чертах передает характер отношения А.А. Блока к адресатам. И этим ограничено их содержание:

«Глубокоуважаемому и дорогому Валерию Яковлевичу Брюсову. Александр Блок. Сентябрь 1908» («Земля в снегу», М. 1908).

«Многоуважаемой Надежде Дмитриевне Санжарь. От автора. 7 декабря 1908. СПб.» («Земля в снегу», М. 1908).

«Глубокоуважаемому Николаю Константиновичу Муравьеву на память. Александр Блок. Ноябрь 1917. Петербург» («Стихи о России», Пг. 1915).

Эмоциональное наполнение автографов неодинаково. От приведенных выше сдержанно-официальных надписей существенно отличаются теплые и сердечные обращения А.А. Блока к Г.П. Чулкову:

«Георгию Чулкову от любви моей. Александр Блок. 2 марта 1908 г. СПб.» («Лирические драмы», СПб. 1908).

«Милому Георгию Ивановичу Чулкову от переводчика. СПб. 24.XII.08» (Грильпарцер Ф. «Праматерь», СПб. 1908).

Те же интонации характерны для некоторых надписей Блока В.И. Иванову:

«Вячеславу Ивановичу Иванову. С любовью. Александр Блок. Ноябрь 1911» («Ночные часы», М. 1911).

«Вячеславу Ивановичу Иванову эта запоздалая книга на память о моей глубокой и чуткой любви. Александр Блок. 6 марта 1908. СПб.» («Лирические драмы», СПб. 1908).

Эти автографы относятся ко времени сложных, противоречивых, но близких отношений А.А. Блока и В.И. Иванова. Глубокие идейные разногласия с годами привели поэтов к полному разрыву, что не помешало однако им сохранить взаимное уважение и добрую память друг и друге. Сравнение дарственных надписей А.А. Блока В.И. Иванову на книгах 1908-1911 гг. и на издании поэмы «Соловьиный сад» 1918 г. позволяет говорить о том, что автографы отразили эволюцию взаимоотношений поэтов:

«Дорогому Вячеславу Ивановичу Иванову на память об А.Б. VII.1918» («Соловьиный сад», Пг. 1918).

Издание «Соловьиного сада» 1918 г. стало первой книгой издательства «Алконост». Блок надписал экземпляр поэмы В.И. Иванову по просьбе организатора «Алконоста» С.М. Алянского, который отправлялся в Москву, чтобы привлечь к деятельности своего издательства московских символистов. Надписывая книгу, Блок не был уверен в том, что В.И. Иванов примет ее. Общий сдержанный тон характеризует надпись. Не нарушает его и обращение «дорогому», Само по себе это обращение в блоковских дарственных надписях достаточно нейтрально. Эмоциональное наполнение его определяется контекстом автографов. Сравните:

«Глубокоуважаемому и дорогому Эмилию Карловичу Метнеру. Александр Блок. Ноябрь 1911» («Ночные часы», М. 1911).

«Дорогому Вячеславу Ивановичу Иванову с любовью моей. Александр Блок. Ноябрь 1908» («Земля в снегу», М. 1908).

В ряде автографов отношение поэта к адресатам раскрывается посредством кратких или более пространных характеристик. Так, в дарственной надписи В.Я. Брюсову на своей первой книге «Стихи о Прекрасной Даме» (М. 1905) Блок определил место Брюсова в современном ему литературном мире:

«Законодателю русского стиха,

Кормщику в темном плаще,

Путеводной зеленой Звезде.

Валерию Яковлевичу Брюсову

В знак истиннаго преклонения

Александр Блок 29/Х 1904 г. С.-Петербург».

Высоким стилем автографа подчеркивается восторженное отношение молодого Блока к Брюсову.

Эта и другие книги из библиотеки В.Я. Брюсова — во владельческих переплетах. На книгах сохранились карандашные пометы Брюсова переплетчику: «Сохранить обложку», «Не обрезать надписи».

Выразительна краткая характеристика, данная Блоком В.И. Иванову на первой книге «Собрания стихотворений» (М. 1911):

«Вячеславу Иванову — духу богатому и могучему — от моей любящей души. Май. 1911. Спб.».

В автографах на книгах поэт писал также о влиянии, оказанном на него современниками. В этом отношении показательна надпись семье Ивановых, относящаяся к 1907 г. «Вячеславу Ивановичу Иванову и Лидии Дмитриевне Зиновьевой-Аннибал любимым, близким и нужным, открывшим мне путь снежный и радостный. Александр Блок 17 января 1907 г. Спб.» («Нечаянная радость», М. 1907).

Дарственные надписи Блока отразили не только его отношения с современниками, в них оказались запечатленными и другие важные обстоятельства личной и творческой судьбы поэта. Автографы на книгах сохранили для нас высказывания Блока о собственном творчестве. Так, в ГБЛ хранится примечательный автограф, в котором поэт отзывается о раннем периоде своего творчества спустя семь лет после выхода «Стихов о Прекрасной Даме», подготовив второе издание этого сборника («Собрание стихотворений», кн. 1, М. 1911):

«Георгию Ивановичу Чулкову с любовью, с просьбой узнать и эту лучшую часть моей души. Александр Блок. Май. 1911. СПб.».

Надпись на экземпляре первой книги «Собрания стихотворений», подаренном В.Я. Брюсову, напоминает о важной стороне творческой биографии Блока — его работе по подготовке к изданию своих книг:

«Валерию Брюсову, чей образ для меня высок. Автор. Май 1911». «Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью» из предисловия к «Urbi et orbi» 1903 г.»

В течение 18 лет Блок подготовил к печати 39 книг. Создание книги всегда было для поэта средством представить свое творчество в особой авторской интерпретации. Подчиняя содержание каждой книги специальной задаче, Блок особым подбором и расположением материала обнаруживал внутренние связи между стихами, в строго продуманном поэтическом контексте стремился придать максимальную выразительность каждому отдельному стихотворению и книге в целом. Этими эстетическими принципами поэт руководствовался уже при подготовке своей первой книги. В 1911 г. в автографе В.Я. Брюсову Блок процитировал его предисловие к «Urbi et orbi», вышедшей за два года до первого издания «Стихов о Прекрасной Даме». Тем самым поэт подчеркнул роль Брюсова в формировании собственных представлении о составе поэтического сборника.

Автографы на книгах — это, как правило, очень небольшие по объему надписи. Для них характерно не описание той или иной ситуации, а лишь намек на нее, которого оказывается вполне достаточно, так как сама ситуация хорошо знакома и дарителю и адресату. Перед исследователями автографы ставят множество сложных вопросов, раскрытие их подлинного содержания требует обращения к широкому кругу биографических материалов.

«Эмилию Карловичу Метнеру в знак сердечной признательности и глубокаго уважения. Александр Блок. 1911» («Собрание стихотворении», кн. 1, М. 1911).

В этой надписи Блок обратился со словами благодарности к издателю своего первого «Собрания стихотворений», ставшего важным этапом творческого пути поэта. В связи с этим интересно вспомнить, что Э.К. Метнер сыграл немаловажную роль и в издании первой книги А.А. Блока. В 1904 г. издатели «Стихов о Прекрасной Даме» послали сборник для официального одобрения Э. К. Метнеру, большому почитателю поэзии Блока, служившему в то время цензором в Нижнем Новгороде. Этим был обеспечен выход «Стихов о Прекрасной Даме» без малейших цензурных искажений.

Экземпляр книги «Собрания стихотворений», подаренной Г.И. Чулкову, Блок надписал так:

«Милому Георгию Ивановичу Чулкову на память о пережитом вместе. Александр Блок. Апрель 1912» («Собрание стихотворений», кн. 3, М„ 1912).

Смысл этого автографа, при первом чтении понятный лишь в общих чертах, уточняется в воспоминаниях Г. И.Чулкова о А.А. Блоке, где автор приводит автограф и говорит, что в этой надписи А.А. Блок напоминал о сложных идейных исканиях, пережитых вместе с Чулковым в период после революции 1905 г.

Рассмотрение небольшого собрания дарственных надписей А.А. Блока, хранящихся в ГБЛ, лишний раз убеждает в том, что отношение поэта к автографу не было формальным. За каждой дарственной надписью стоят примечательные эпизоды биографии, мысли и переживания поэта. Этим определяется значимость дарственных надписей А.А. Блока как необходимого источника при изучении его творческой и личной судьбы.