Руководства, Инструкции, Бланки

Великий Варсонофий Руководство К Духовной Жизни

Категория: Руководства

Описание

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк Православный Церковный календарь

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк День памяти. Февраль 6

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483 - 565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы.

Преподобный Варсонофий родился в Египте (год его рождения неизвестен). С юных лет он стал вести жизнь подвижническую. Известно, что, придя в монастырь аввы Серида, он устроил себе малую келлию вблизи монастыря (келлии на Востоке часто вырубались в виде пещер). Позднее в этой келлии прожил 18 лет - до своей кончины - ученик преподобного Варсонофия, преподобный Иоанн, подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости он получил название Пророка. Преподобный Варсонофий через некоторое время перешел в другую тесную келлию, тоже близ монастыря. Для полного безмолвия удалившись от людей, не видя никого, питаясь только хлебом и водой, преподобный провел 50 лет в трудах и подвигах. Когда услышал о подвижнике Патриарх Иерусалимский Евстохий, образ жизни преподобного Варсонофия показался ему невероятным. Он решил убедиться в нем лично. Для этого велел тайно проникнуть в келлию преподобного. Однако пытавшиеся сделать подкоп в тесное помещение святого были опалены вырвавшимся пламенем. В своем затворе преподобный Варсонофий всецело предался молитве и достиг высокой степени духовного совершенства. О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках XV - XVII вв. находим их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. В XVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита Паисия Величковского (+ 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаменные греческие рукописи "Ответов" преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни. Нам неизвестно точное время кончины преподобного Варсонофия: одни называют годом его смерти 563 другие говорят более осторожно - до 600 года. Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей (память его 5 июня), стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого. В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение "от силы в силу" преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудо-творения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя. Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь (например, куколь снял головную боль инока). По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника того же монастыря - старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и сбылось, как и многое другое. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней. (Кроме Варсонофия Великого, православного подвижника, почти в одно время с ним жил другой Варсонофий - еретик, монофизит. О нем говорил в своем "Исповедании веры", посланном на VI Вселенский Собор, Софроний, Патриарх Иерусалимский.)

Когда пришел в обитель аввы Серида и откуда был родом преподобный Иоанн Пророк, ученик святого Варсонофия, осталось неизвестным. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, Иоанн достиг вершины совершенства, став подобным во всем своему учителю. Но, по своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами он посылал к авве Варсонофию. Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, так же и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря - Елиан - умолял Преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Преподобный Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга. Об этих двух подвижниках мы знаем из книги "Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников". Эта книга была известна многим святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют сочинения преподобного Феодора Студита (память 11 ноября и 26 января), священноинока Никона Черногорца (+ 1060), преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта) и других православных подвижников и писателей (Евагрий).

великий варсонофий руководство к духовной жизни:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Руководство к духовной жизни святых Варсануфия и Иоанна

    Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные "Руководство к духовной жизни святых Варсануфия и Иоанна". М. Правило веры, 1998.

    Великий и Божественный Отец Варсонофий родился в Египте Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и, видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: "видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, — наследники царствия небесного". И сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, Св. Варсонофий удалился на духовный подвиг

    Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель Аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия

    Вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: "отчего я не всегда в таком состоянии", ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную

    С течением же времени, омывая себя всегдашними слезами, Блаженный так очистил сердце свое не только от телесных, но и от душевных страстей: самомнения, тщеславия, человекоугодия, лукавства и других подобных, еще глубже сокрытых в сердце, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святого Духа

    Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему Отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие Преподобного Иоанна, инока Св. Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Oн знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь со словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от Царя поставить на Газский престол недостойного Епископа, что хотя сей Епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого. И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти Царя, и все надежды и замыслы Епископа разрушились

    Сердобольный не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал Богоносными. И Cтapeц не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине Богоносными и Духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум — постигать неудобопонятное (отв. 10). И на Преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении Иногда Старец брал на себя половину грехов некоторых (ближних), иногда и всю тяготу их (отв. 163, 164 и 236) Души некоторых умирающих Великий Старец предавал Святой и Животворящей Троице и, при восхождении их на небо, освобождал от демонских нападений

    Когда же Божественный Варсонофий достигнул такого совершенства, то получил столь великое дерзновение к Богу, что один мог умолить Бога о несчетном множестве людей, и прошение его не было отвергаемо (см. отв. 110). Посему, когда во время (жизни) сего Божественного Отца великий гнев (Божий) постиг весь мир, и безмолвствовавшие в том общежитии Отцы просили Святого Старца сотворить молитвы к Богу, дабы прекратился гнев Его, он отвечал, что три совершенных мужа умоляют Бога за весь мир, и одним из сих трех был сам Великий Варсонофий.

    Однако столь великие дарования и совоспитаны были в нем с такими искушениями, каковых многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их. Равно и великим болезням подвергался преблаженный, но переносил их с такою доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего

    Жил же сей Святой в VI веке, во времена Царя Юстиниана, до 600 лет по Р. X. и в течение целых пятидесяти лет и более ни один человек не видал его, ибо он заключил себя в весьма малой келлии, как бы в некоем гробе, и в течение сего времени не вкушал никакой иной пищи, кроме хлеба и воды. Когда же слух обо всем этом дошел до Евстохия, тогдашнего Пaтриapxa Иерусалимского, он не поверил сему и пожелал лично видеть (Святого Варсонофия); для чего, взяв с собою некоторых людей, он привел их на место затвора Преподобного, и, когда они покушались подкопать стену и войти внутрь келии, внезапно вырвавшийся оттуда огонь едва не попалил самого Евстохия и всех бывших с ним

    Один брат, не веря (что Старец жив), говорил, что Варсонофия нет в затворе, но что (игумен) Серид вымышляет cиe и дает ответы вместо него сам; посему-то Святый отнесся к неверующему (посланием), предстал ему (лично) и умыл ноги, как ему, так и другим братиям, случившимся там, и таким образом (брат) тот уверовал, и все прославили Бога

    Другой Старец, Преподобный Иоанн, проходил такое же безмолвное житие, как и Варсонофий, и сподобился таких же, как и он, дарований Духа, особенно же и по преимуществу дарования прозорливости и пророчества, почему и именовался Пророком. Посему-то Великий Варсонофий одному человеку, который вопросил сперва Божественного Иоанна и, получив от него ответ, вопросил о том же и самого Варсонофия, сказал: "Бог Варсонофия и Иоанна один"

    Откуда был родом и пришел сюда Преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии Великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221) Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн.

    Сей Преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: "в седминах (через семь лет после — составители) Аввы Серида я скончаюсь. Если бы Авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более" (отв. 221). Но так как Авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял Божественного Иоанна: "хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им"; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: "хорошо, я останусь с тобою еще на две недели" И Авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся управления общежитием. По окончании же двух недель, Преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

    Когда же скончался Преподобный Иоанн, то и Святой Варсонофий умолк совершенно и более не давал никому ответов.

    Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников - Варсонофий и - Скачать бесплатно книгу в формате

    Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников

    Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-109-0909

    Издание подготовлено по: Преподобных отцевъ Варсануфiя Великаго и Иоанна руководство къ духовной жизни, в отвтахъ на вопрошенiя учениковъ. Переводъ с греческаго. Москва, 1883.

    Краткое сказание о жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, составленное преподобным Никодимом Святогорцем

    Предуведомление одного древнего святого мужа, предавшего писанию сии вопросы и ответы, к желающим читать предлежащую книгу

    Преподобных Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников

    Из жизни святого Нифонта Цареградского

    Краткое сказание о жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, составленное преподобным Никодимом Святогорцем

    Писатели сей богомудрой и душеполезнейшей книги были поистине богоносные, христоносные и духоносные отцы Варсонофий и Иоанн – образцы подвижничества, ведцы безмолвия, светильники рассуждения, неусыпающие очи прозорливости, сокровищницы добродетелей, вместилища Духа Святого.

    Но время, которое все сокрушает и доброе покрывает мглою забвения, не оставило нам повествования о жизни сих богоносных светил, Варсонофия и Иоанна, а потому я, немощный, постарался выбрать из предлагаемой здесь собственной их книги некоторые частные свидетельства (о их жизни) и представить оные тем, которые пожелают узнать, какими добродетелями сии богоносные отцы достигли крайнего доступного смертным совершенства.

    Великий и божественный отец Варсонофий родился в Египте, как свидетельствует Евагрий Схоластик в 32-й главе 4-й книги своей Церковной истории. И из 55-го ответа самого старца видно, что он был обучен египетскому и греческому языкам. Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: «Видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного?» И, сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, святой Варсонофий удалился на духовный подвиг, как пишет о нем другой старец, Иоанн (в ответе 450). Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия (как это видно из 221-го ответа). Кажется, что он устроил себе и другую затворническую келлию и безмолвствовал в ней, но где устроил ее, неизвестно; можно только предполагать, что вблизи той же обители.

    В начале его безмолвия ему приносили из обители только три хлеба в неделю, которыми он питался (ответ 72), но в то же время предавался и плачу и такую сладость почерпал от слез, что от ощущения сей неизреченной сладости довольствовался только одним малым хлебом, а многократно забывал вкушать и его, по словам Давида: забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101, 5–6). Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: «Отчего я не всегда в таком состоянии?», ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную (ответ 96). И что еще более удивительно – он мог пробыть даже и всю жизнь, не вкушая пищи и пития и не облекаясь в одежды, ибо пища, питие и одеяние его был Дух Святой (ответ 78).

    С течением же времени, омывая себя всегдашними слезами, блаженный так очистил сердце свое не только от телесных, но и от душевных страстей: самомнения, тщеславия, человекоугодия, лукавства и других подобных, еще глубже сокрытых в сердце, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святого Духа, как говорит божественный Григорий Солунский (в Слове к монахине Ксении), приобрел и то, что в нем уснуло или, лучше сказать, умерло всякое страстное движение и мудрование, почему и назвал затвор свой гробницею, – как то объяснил другой старец, Иоанн, когда он на вопрос: почему великий старец так назвал свою келлию? отвечал: потому, что он почил от всех страстей, ибо совершенно умер греху, и келлия его, в которой он заключился как бы во гробе ради имени Иисусова, есть место упокоения, куда не входит ни демон, ни князь его диавол; она сделалась святилищем, вместивши в себя жилище Божие (ответ 73).

    С того самого времени, как он очистил сердце свое от страстей и сподобился быть храмом и жилищем Святого Духа, вследствие такой чистоты обогатился он высокотворным истинным и совершенным смирением, не тем, говорю, внешним смирением, которое составляют смиренные одежды и смиренные слова, но тем, которое, по слову великого Григория Солунского (см. Слово его к монахине Ксении), созидает Дух Святой, обновляемый во утробе (см. Пс. 50, 12). Почему отцы, в особенности же божественный Григорий Синаит, и называют сие смирение богодарованным. Смирение, по словам самого Варсонофия, состоит в том, чтобы считать себя землею и пеплом на деле, а не на словах только; и чтобы говорить: кто я такой? и кто считает меня за что-либо? Ни с кем я не имею дела (ответ 191). Чрез такое смирение (великий старец) сподобился и большей из всех добродетелей – рассуждения, которое, по слову того же Варсонофия, дано от Бога иноку как управитель. А по словам божественного Мелетия Исповедника, «рассуждение есть восхождение добродетелей, начало, средина и конец всего благого, светильник, сияющий во тьме, путеводитель заблуждающихся, пристанище обуреваемых» (степень 166). От рассуждения же великий Варсонофий удостоился получить прозрение, которым, по изъяснению преподобного Петра Дамаскина, постигаются мысленные и сокровенные сущности чувственных и мысленных тварей.

    Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали как находящееся вблизи и будущее как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие преподобного Иоанна, инока святого Саввы обители (ответ 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (ответ 31). Он знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь с словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (ответ 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так, он предсказал о князе, посланном от царя поставить на газский престол недостойного епископа, и что «хотя сей епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого». И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти царя, и все надежды и замыслы епископа разрушились (ответ 812).

    Кто же в состоянии изобразить преизбыточествующую любовь сего блаженного к Богу? Ибо он носил в сердце своем любовь ко Христу, горящую подобно сильнейшему огненному пламени, как и сам он свидетельствует (ответ 109). Потому ничто и не могло привести ее к падению, ибо любовь, по изречению апостола, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8), и, по словам божественного Варсонофия, совершенная любовь никогда не падает, и приобретший ее пребывает в горячности, возгораясь вместе любовию к Богу и ближнему. Кто же изъяснит и любовь к ближнему, горевшую в нем? Сердобольный отец не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал богоносными. Выслушаем собственные слова его о сем: «Я и прежде прошения вашего, ради горящей во мне (подобно сильнейшему огненному пламени) любви ко Христу, сказавшему: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39), от воспламенения оной и оттого, что горю духом, не престаю день и ночь молить Бога, чтобы Он соделал вас богоносными, чтобы вселился в вас, и походил, и ниспослал вам Духа Святого… Я был для вас как отец, который старается включить детей своих в светлые полки царя, без их собственной заботы о сем» (ответ 109). И старец не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине богоносными и духоносными. Так и Серида, игумена обители, великий старец просветил своею молитвою и отверз ему ум постигать неудобопонятное (ответ 10). И на преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении (ответ 211), ибо молитвы его восходили к Богу как блистающая молния и как лучи солнечные, так что ими веселился Отец, радовался Сын и услаждался Дух Святой (ответ 110), и во всех полезных прошениях они бывали услышаны.

    Скачать Варсонофий Великий и Иоанн Пророк - Руководство к духовной жизни MP3 2008 - ТОРРЕНТИНО - торрент трекер

    Варсонофий Великий и Иоанн Пророк - Руководство к духовной жизни (2008) MP3

    Название: Руководство к духовной жизни.
    Жанр: Аудиокнига, православие, проповеди, хриcтианство, лекции, философия, религия
    Автор: Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
    Год издания книги: 2008
    Продолжительность: 15:43:25
    Описание:
    Прпп. Варсонофий и Иоанн.
    Руководство к духовной жизни.
    Книга «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка была написана повелением Святого Духа. Сам великий старец Варсонофий свидетельствовал о ней: «Все сие пишу я не по своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека». И уже из одного этого ясно, насколько душеполезна и необходима каждому эта книга.
    К преподобным Варсонофию и Иоанну обращались за советом и наставлением монашествующие и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни, старцы и юные, немощные и здоровые. И все получали преисполненные благодати и духовного рассуждения ответы. И мы, читая эту книгу, найдем в ней ответы на многие совершенно различные вопросы, с которыми постоянно сталкиваемся уже в самом начале духовного делания. Мы услышим слова, необходимые именно нам, исполненные силой и благодатью Святого Духа, из времени, обильно пронизанного святостью. Мы получим ответы непосредственно от людей, которые, сами переселившись в небесные обители, ввели туда и ближних своих, вопрошавших их о спасении.
    Файл
    Формат/Кодек: MP3
    Битрейт аудио: 80 kbps

    Похожие торренты

    Комментарии

    К сожалению пока никто не оставил комментарий ;(

    © 2009–2016, Торрентино
    По всем вопросам обращаться на admin@torrentino.me

    Правообладателям просьба писать вежливо и своевременно: abuse@torrentino.me и мы отнесемся к вашей просьбе с пониманием.

    Иоанн Варсонофий - РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В ОТВЕТАХ НА ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, Скачать книгу бесплатно в формате fb2, html, txt, Читать онлайн

    РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В ОТВЕТАХ НА ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ

    КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ ВАРСОНОФИЯ ВЕЛИКОГО И ИОАННА ПРОРОКА, СОСТАВЛЕННОЕ ПРЕПОДОБНЫМ НИКОДИМОМ СВЯТОГОРЦЕМ

    Писатели сей богомудрой и душеполезнейшей книги были поистине богоносные, христоносные и духоносные отцы Варсонофий и Иоанн - образцы подвижничества, ведцы безмолвия, светильники рассуждения, неусыпающие очи прозорливости, сокровищницы добродетелей, вместилища Духа Святого.

    Но время, которое все сокрушает и доброе покрывает мглою забвения, не оставило нам повествования о жизни сих богоносных светил Варсонофия и Иоанна; а потому я, немощный, постарался выбрать из предлагаемой здесь собственной их книги некоторые частные свидетельства (о их жизни) и представить оные тем, которые пожелают узнать, какими добродетелями сии богоносные отцы достигли крайнего, доступного смертным, совершенства.

    Великий и божественный отец Варсонофий родился в Египте, как свидетельствует Евагрий схоластик в 32-й главе 4-й книги своей Церковной истории. И из 55-го ответа самого старца видно, что он был обучен египетскому и греческому языкам. Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: «Видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного». И сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, святой Варсонофий удалился на духовный подвиг, как пишет о нем другой старец Иоанн (в ответе 450). Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия (как это видно из 221-го ответа). Кажется, что он устроил себе и другую затворническую келлию и безмолвствовал в ней, но где устроил ее, неизвестно; можно только предполагать, что вблизи той же обители.

    В начале его безмолвия ему приносили из обители только три хлеба в неделю, которыми он питался (отв. 72), но в то же время предавался и плачу, и такую сладость почерпал от слез, что от ощущения сей неизреченной сладости довольствовался только одним малым хлебом, а многократно забывал вкушать и его, по словам Давида: забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101,5-6). Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: «Отчего я не всегда в таком состоянии», ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную (отв. 96). И что еще более удивительно, - он мог пробыть даже и всю жизнь, не вкушая пищи и пития и не облекаясь в одежды, ибо пища, питие и одеяние его был Дух Святой (отв. 78).

    С течением же времени, омывая себя всегдашними слезами, блаженный так очистил сердце свое не только от телесных, но и от душевных страстей: самомнения, тщеславия, человекоугодия, лукавства и других подобных, еще глубже сокрытых в сердце, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святого Духа, как говорит божественный Григорий Солунский (в Слове к монахине Ксении), приобрел и то, что в нем уснуло или, лучше сказать, умерло всякое страстное движение и мудрование, почему и назвал затвор свой гробницею, - как то объяснил другой старец Иоанн, когда он на вопрос: почему великий старец так назвал свою келлию? отвечал: потому, что он почил от всех страстей, ибо совершенно умер греху, и келлия его, в которой он заключился, как бы во гробе, ради имени Иисусова, есть место упокоения, куда не входит ни демон, ни князь его, диавол; она сделалась святилищем, вместивши в себя жилище Божие (отв. 73). С того самого времени, как он очистил сердце свое от страстей и сподобился быть храмом и жилищем Святого Духа, вследствие такой чистоты обогатился он высокотворным истинным и совершенным смирением, не тем, говорю, внешним смирением, которое составляют смиренные одежды и смиренные слова, но тем, которое, по слову великого Григория Солунского (см. Слово его к монахине Ксении), созидает Дух Святой, обновляемый во утробе (см. Пс. 50,12). Почему отцы, в особенности же божественный Григорий Синаит, и называют сие смирение богодарованным. Смирение, по словам самого Варсонофия, состоит в том чтобы считать себя землею и пеплом на деле, а не на словах только; и чтобы говорить: кто я такой? и кто считает меня за что-либо? Ни с кем я не имею дела (отв. 191). Чрез такое смирение (великий старец) сподобился и большей из всех добродетелей - рассуждения, которое, по слову того же Варсонофия, дано от Бога иноку как управитель. А по словам божественного Мелетия исповедника: «Рассуждение есть восхождение добродетелей, начало, средина и конец всего благого, светильник, сияющий во тьме, путеводитель заблуждающихся, пристанище обуреваемых» (Степ. 166). От рассуждения же великий Варсонофий удостоился получить прозрение, которым, по изъяснению преподобного Петра Дамаскина, постигаются мысленные и сокровенные сущности чувственных и мысленных тварей.

    Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие преподобного Иоанна, инока святого Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Он знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь с словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от царя поставить на Газский престол недостойного епископа, и что «хотя сей епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого». И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти царя, и все надежды и замыслы епископа разрушились (отв. 812).

    Кто же в состоянии изобразить преизбыточествующую любовь сего блаженного к Богу? Ибо он носил в сердце своем любовь ко Христу, горящую подобно сильнейшему огненному пламени, как и сам он свидетельствует (отв. 109). Потому ничто и не могло привести ее к падению, ибо любовь, по изречению апостола, николиже отпадает (1 Кор. 13,8), и, по словам божественного Варсонофия, совершенная любовь никогда не падает, и приобретший ее пребывает в горячности, возгораясь вместе любовию к Богу и ближнему. Кто же изъяснит и любовь к ближнему, горевшую в нем? Сердобольный отец не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал богоносными. Выслушаем собственные слова его о сем: «Я и прежде прошения вашего, ради горящей во мне (подобно сильнейшему огненному пламени) любви ко Христу, сказавшему: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22,39), от воспламенения оной и оттого, что горю духом, не престаю день и ночь молить Бога, чтобы Он соделал вас богоносными, чтобы вселился в вас и походил, и ниспослал вам Духа Святого… Я был для вас как отец, который старается включить детей своих в светлые полки царя, без их собственной заботы о сем» (отв. 109). И старец не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине богоносными и духоносными. Так и Серида, игумена обители, великий старец просветил своею молитвою и отверз ему ум постигать неудобопонятное (отв. 10). И на преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении (отв. 211), ибо молитвы его восходили к Богу, как блистающая молния и как лучи солнечные, так что ими веселился Отец, радовался Сын и услаждался Дух Святой (отв. 110), и во всех полезных прошениях они бывали услышаны.