Руководства, Инструкции, Бланки

образец жалобы уполномоченному по правам человека в рф по гражданскому делу img-1

образец жалобы уполномоченному по правам человека в рф по гражданскому делу

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Жалобы Уполномоченному по правам человека - примеры бездушного, а иногда просто хамского отношения должностных лиц… - Информационно-аналитический порт

Жалобы Уполномоченному по правам человека - примеры бездушного, а иногда просто хамского отношения должностных лиц…

Главный омбудсмен России выступил с ежегодным докладом в Совете Федерации. Более полутора десятков предложений ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год адресованы непосредственно законодателям. Об этом, выступая перед сенаторами, заявил Владимир Лукин

В своем докладе омбудсмен уделил значительное внимание проблемам обеспечения прав граждан на судебную защиту, справедливое разбирательство и государственную защиту. Он констатировал необходимость действенного контроля в правоохранительной сфере и высказался за тесное сотрудничество с законодателями.

«В той мере, в какой поступающие к Уполномоченному жалобы отражают положение дел с соблюдением прав человека в России, отчетный год вполне может считаться среднестатистическим. Общее количество жалоб осталось на уровне последних лет. Существенно не изменилось и их распределение по тематике: как и прежде, больше всего жалоб оказалось подано в связи с нарушениями права на судебную защиту. Чуть меньше – на нарушения социальных прав. Таким образом, по формальным показателям правозащитная ситуация выглядела в целом устойчивой», - отметил В. Лукин.

В конце отчетного года отмечена тенденция на заметный рост общественного запроса на реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами своего государства.

В отчетном году к Уполномоченному поступило более 54 тыс. единиц входящей корреспонденции, содержавшей индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод, информационные сообщения и обращения по правозащитной тематике, предложения об участии в проектах правозащитной направленности, а также о взаимодействии с политическими партиями и общественными организациями.

Решения по всем поступившим документам выносились в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В соответствии с ним Уполномоченный не рассматривал и никак не комментировал поступавшие к нему политические заявления и отклонял предложения о взаимодействии с политическими партиями и организациями. Напротив, он внимательно изучал информационные сообщения о нарушении прав и свобод человека, в ряде случаев принимая их к своему производству на основании статьи 21 того же Закона.

«ГРАЖДАНЕ ИМЕЮТ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ И СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ, СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ И УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ СТРАНЫ»

Жалоб на различные нарушения прав и свобод человека в отчетном году поступило свыше 26 тыс. единиц. 98,3% всех жалоб было направлено с территории Российской Федерации российскими и иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. 1,7 % жалоб поступило от российских граждан из-за рубежа, сообщил Владимир Лукин. Распределение жалоб по регионам нашей страны, по его словам, осталось практически неизменным.

В отчетном году на 100 тысяч человек населения страны пришлось в среднем 18 жалоб, то есть на 2 жалобы меньше, чем в 2010 году. Выше указанного среднего значения были показатели Южного (22,6), Центрального (21,5) и Северо-Западного (18,1) федеральных округов. Ниже среднего значения оказались показатели Дальневосточного (17,4), Приволжского (16,0), Северо-Кавказского (15,2), Уральского (14,6) и Сибирского (14,5) федеральных округов.

Среди субъектов Российской Федерации по количеству жалоб на 100 тысяч человек населения лидировали Чукотский автономный округ (36), Республика Коми (34,5), Орловская область (32,9), Кировская область (29,5) и Камчатский край (29,3).

Распределение жалоб по группам прав и свобод в целом сопоставимо с предыдущим годом, констатировал Лукин.

Наибольшее количество жалоб (57,7% от их общего количества) было посвящено нарушению личных (гражданских) прав и свобод. В данной группе, несмотря на уменьшение их доли на 5,8%, подавляющее большинство – 59,1% - составляют жалобы, связанные с нарушениями права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. На 1,1% снизилась доля жалоб на нарушение права на свободу передвижения и выбор места жительства.

Каждая пятая жалоба на нарушение личных прав касается условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

Каждая четвертая жалоба от их общего количества подана в связи с нарушением социальных прав граждан. Внутри этой категории жалоб, как и в предыдущем году, чуть меньше половины (44,6%) составили жалобы на нарушение права на жилище, в частности, на неисполнение государством своих обязательств как по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, так и по его предоставлению очередникам в муниципальных образованиях.

В отчетном году немного снизилось количество жалоб на нарушение экономических прав и свобод. Их доля от общего количества жалоб стала меньше на 2,7% по сравнению с показателем предыдущего года, составив в итоге 13,2%. На 3,6% по сравнению с предыдущим годом сократилась доля жалоб на нарушение права на справедливые и благоприятные условия труда, которая составила 18,4%.

Внутри этой же категории отмечен рост количества жалоб на нарушение права частной собственности на имущество.

На нарушение политических прав и свобод в отчетном году поступило 1,8% от общего количества жалоб, что представляет увеличение на 0,6% по сравнению с предыдущим годом. Внутри этой категории на 10,5% возросло количество жалоб на нарушение права на обращение.

Доля жалоб на нарушение культурных прав не превысила 1% от общего количества поступивших жалоб. При этом доля жалоб на нарушение права на образование снизилась сразу на 25,1% по сравнению с предыдущим годом, хотя и осталась по-прежнему высокой, составив 61,9 % от общего количества жалоб указанной категории.

Уполномоченный был вынужден отклонить 15,5% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным критериям приемлемости. О чем всем авторам таких жалоб был направлен аргументированный ответ.

По итогам рассмотрения 47,8% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий.

27,2% поступивших жалоб были приняты Уполномоченным к рассмотрению. Добиться полного восстановления прав заявителей удалось по 9,9% дел (в 2010 году – по 5,05% дел). Часть находившихся в работе жалоб не были разрешены в отчетном году и будут отражены в докладе Уполномоченного за 2012 год.

Остановившись на праве на свободу и личную неприкосновенность, Владимир Лукин напомнил, что Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на свободу и личную неприкосновенность, а арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускает только по судебному решению. «На деле, к сожалению, эта безупречная с точки зрения формального права норма не всегда работает, как предусмотрено нашей Конституцией. Причина в том, что «заключение под стражу» – одна из семи предусмотренных законом мер пресечения – превратилось в синоним самого понятия «мера пресечения» и, как показывает опыт, применяется едва ли не на безальтернативной основе. Проще говоря, при наличии оснований для избрания меры пресечения правоприменитель почти всегда избирает именно заключение под стражу», - отметил омбудсмен.

В контексте обеспечения права свободно получать и распространять информацию все так же остро стоит вопрос применения антиэкстремистского законодательства. Уполномоченный подчеркнул, что любые меры борьбы с экстремизмом должны соответствовать принципу правовой определенности. Иными словами, каждый должен быть в состоянии предвидеть возможные правовые последствия своих действий, заявлений или решений. Проблема же в том, что пока квалификация экстремизма чаще всего зависит от усмотрения правоприменителя, поскольку не имеет четких однозначных критериев.

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ В СОСТОЯНИИ ПРЕДВИДЕТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ ИЛИ РЕШЕНИЙ

В этой связи Уполномоченный по правам человека обратил внимание на то, что положения действующего законодательства, не допускающие применения силы в отношении мирных акций, приняты не случайно. Эти положения нацелены на формирование у сотрудников полиции устойчивого навыка корректного и спокойного восприятия публичных мероприятий, допускающего силовое вмешательство лишь при их перерастании в массовые беспорядки.

Несмотря на существующие проблемы с реализацией конституционного права на свободу собраний, отчетный год, по мнению Владимира Лукина, завершился скорее на мажорной ноте. Дважды в декабре – 10-го и 24 числа – в крупнейших городах России состоялись многолюдные митинги под общим лозунгом «За честные выборы». В большинстве городов в ходе подготовки и проведения митингов и их организаторы, и органы государственной власти проявили себя с самой лучшей стороны. Большинство митингов были хорошо организованы и обошлись без привычных массовых задержаний. Близкими к образцовым оказались и действия полиции, которая вела себя вполне корректно и предупредительно по отношению к митингующим и на деле обеспечила их безопасность.

Главной особенностью прошедших парламентских выборов стала ощутимо возросшая активность избирателей, выразившаяся не столько в увеличении явки на голосование, сколько в интересе к его официальным итогам, не получившим, как известно, единодушного признания в обществе. Широкий разброс мнений – признак зрелости гражданского общества, уверен докладчик. Омбудсмен, однако, заметил: «Взросление» нашего общества, равно как и расширение его возможностей контролировать процесс выборов с помощью современных технологий оказались, похоже, неожиданны для некоторых государственных органов. Что, в частности, проявилось в их повышенно нервной непонятной реакции на попытки мониторинга нарушений в ходе предвыборной кампании, самого голосования и подсчета голосов».

Уполномоченный подчеркивал необходимость массового внедрения современных технических средств обработки информации о голосовании и прежде всего, конечно, КОИБов, позволяющих во многом обезопасить процесс подсчета голосов от присущих человеку ошибок и злоупотреблений, сделав его деполитизированным и прозрачным. По данным ЦИК России, на прошедших в декабре отчетного года всеобщих выборах КОИБы были установлены только на 5 тыс. избирательных участков, коих всего имелось свыше 95 тысяч. Понятно, что КОИБы – машины дорогостоящие, но, право, жаль, что на их внедрение так и не нашлось средств.

В условиях, когда на парламентских выборах бюллетени пришлось считать по старинке, а итоговые данные вносить в протоколы от руки, резко возросло значение субъективного фактора, а особая ответственность за выявление фактов подтасовок легла на плечи наблюдателей. Последних оказалось очень много, что следует только приветствовать. Как, впрочем, и их хорошую техническую оснащенность. К сожалению, работа наблюдателей порой не встречала поддержки у ЦИК России и некоторых других органов, отвечавших за соблюдение избирательного законодательства, отметил далее Владимир Лукин.

Уполномоченный сообщил, что имел возможность на собственном опыте почувствовать, сколь «ревниво» относятся иные избирательные комиссии к попыткам независимого контроля за их работой. А проверка полномочными органами заявлений о выявленных нарушениях порой подменялась проверками самих заявителей.

Право на социальное обеспечение, входящее в группу социальных прав, по-прежнему остается одним из наиболее востребованных конституционных прав в сегодняшней России, продолжил Лукин.

К сожалению, многие из поступающих к Уполномоченному жалоб на нарушение права на социальное обеспечение содержат примеры "бездушного, а иногда просто хамского отношения должностных лиц к беспомощным, целиком зависящим от них людям", сообщил Уполномоченный.

МНОГИЕ ИЗ ПОСТУПАЮЩИХ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ЖАЛОБ НА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «СОДЕРЖАТ ПРИМЕРЫ БЕЗДУШНОГО, А ИНОГДА ПРОСТО ХАМСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ К БЕСПОМОЩНЫМ, ЦЕЛИКОМ ЗАВИСЯЩИМ ОТ НИХ ЛЮДЯМ»

Проблема дефицита внимания компетентных государственных органов к защите права граждан на социальное обеспечение многогранна.

В отчетном году легендарный «квартирный вопрос» продолжал отравлять жизнь гражданам России. Особо Владимир Лукин коснулся существующей практики жилищного обустройства детей-сирот и обеспечения жильем военнослужащих, заявив: «Здесь что-то надо делать».

Лукин привел и примеры, где достигнут прогресс в облегчении жилищных проблем граждан. В частности, одна из них стала предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации. Родители, расходующие собственные средства на приобретение объектов недвижимости для несовершеннолетних детей, получили право на налоговый вычет, причем сами дети также имеют возможность реализовать свое собственное право на налоговый вычет в будущем, если решат приобретать жилье.

По завершении доклада Лукин ответил на вопросы сенаторов. Так, в частности, член СФ Константин Цыбко попросил охарактеризовать положение с защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В ответ омбудсмен с сожалением заметил, что «в России плохая ситуация с охраной окружающей среды». Экологии уделяется явно недостаточное внимание, и в этом наша страна заметно отстает от Европы и США, где удалось решить многие проблемы. «Между тем, все более тревожная статистика природных и техногенных катастроф требует сделать право на благоприятную окружающую среду по-настоящему работающим. Особенно тревожно, что такое легкомыслие свойственно порой не только отдельным гражданам, но и, казалось бы, вполне солидным государственным структурам», - сказал Уполномоченный.

В Российской Федерации по-прежнему отсутствует экологическое нормирование, основанное на единых принципах определения допустимого воздействия на окружающую среду. Следует иметь в виду, что защита права на благоприятную окружающую среду – это вопрос не только принятия новых норм и стандартов, но и добросовестного исполнения уже существующих. По мнению Владимира Лукина, повышение экологической культуры граждан стало насущной потребностью нашего общества.

Сенатор Лариса Пономарева спросила об отношении Уполномоченного по правам человека к идее созыва в России Конституционного Собрания, в полномочия которого входит разработка проекта нового Основного закона.

Конституционное Собрание «станет органом, который фактически создан для изменения всего базового устройства нашей страны», подчеркнул омбудсмен. «С моей точки зрения уполномоченного, который по роду своей службы прежде всего занимается вопросами гражданских прав, вопросы гражданских прав в нашей Конституции расписаны достаточно хорошо, и радикальных изменений, на мой взгляд, они не требуют», - заявил Владимир Лукин. Он добавил, что созыв Собрания для него не является приоритетным вопросом, и острой экстренной необходимости таком созыве нет. «Для меня приоритет, - как мы исполняем статьи Конституции, как мы их реализовываем в законодательстве, в правоприменительной практике», - пояснил докладчик.

Отвечая на другой вопрос Пономаревой о том, стоит ли понизить возраст, с которого человека можно лишать свободы за совершенные преступления, до 12 лет, Лукин сказал: «Вопрос сложный, но мое отношение к этому отрицательное. Я не являюсь романтическим оптимистом и понимаю, какие преступления могут совершаться в этом возрасте. Но будем ли мы эффективно бороться с такого рода вещами, если мы просто приравняем их к матерым рецидивистам и преступникам? Я думаю, вряд ли».

Оказавшись в тюрьме, малолетние преступники лишь утвердятся в криминальном сообществе, считает Лукин. По его убеждению, решение проблемы – «в специальных закрытых учебных учреждения, в которых есть стражи, но где главная роль – это воспитание людей, попытка сделать из них граждан».

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров сообщил палате, что члены комитета на своем заседании высоко оценили доклад Уполномоченного по правам человека в РФ и предложил принять проект постановления верхней палаты за основу. Само постановление будет рассмотрено на следующем заседании.

Другие статьи

Компетенция Уполномоченного

Компетенция Уполномоченного

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам их ведения

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального конституционного закона

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального конституционного закона

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального конституционного закона

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 г. N 1-ФКЗ в статью 18 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального конституционного закона

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального конституционного закона

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального конституционного закона

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального конституционного закона

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 г. N 3-ФКЗ в пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального конституционного закона

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 г. N 1-ФКЗ в подпункт 6 пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г.

6) знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального конституционного закона

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 г. N 1-ФКЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального конституционного закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

1) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 г. N 1-ФКЗ пункт 2 статьи 29 настоящего Федерального конституционного закона изложен в новой редакции

2. Административное исковое заявление или ходатайство, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального конституционного закона

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

См. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"

См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального конституционного закона

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ в пункт 1 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Российской газете" и в других изданиях.

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального конституционного закона

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального конституционного закона

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

См. комментарии к статье 35 настоящего Федерального конституционного закона

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 36 настоящего Федерального конституционного закона

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 10 июня 2008 г. N 3-ФКЗ глава III настоящего Федерального конституционного закона дополнена статьей 36.1

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Общественная палата Российской Федерации информирует Уполномоченного о том, что в соответствующем субъекте Российской Федерации сформирована в правомочном составе общественная наблюдательная комиссия, а также об изменениях в ее составе.

См. комментарии к статье 36.1 настоящего Федерального конституционного закона

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 г. N 3-ФКЗ глава III настоящего Федерального конституционного закона дополнена статьей 36.2

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации.

2. В целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Уполномоченный вправе:

1) оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

2) создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.