Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция кассира расчетно-кассового центра

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция старшего кассира билетной кассы

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО КАССИРА БИЛЕТНОЙ КАССЫ

  1. Назначение на должность старшего кассира билетной кассы и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) директора _______________.
  2. Старший кассир билетной кассы должен знать:
    - правила эксплуатации вычислительной техники (в том числе программных продуктов по автоматизации учета билетов), а также коммуникаций и связи;
    - формирование документов необходимых для учета продаж билетов и кассовой выручки (кассовый отчет кассира и книга регистрации проданных билетов);
    - правила и инструкции ведения кассы и отчетности.
  3. В своей работе старший кассир билетной кассы руководствуется:
    - трудовым договором, должностной инструкцией;
    - действующим законодательством;
    - приказами и распоряжениями директора;
    - правилами внутреннего распорядка;
    - правилами охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии;
    - является материально ответственным лицом;
    - имеет ненормированный рабочий день.
  4. Старший кассир билетной кассы непосредственно подчиняется директору и главному бухгалтеру организации.
  5. _________________________________________________________________.
  6. _________________________________________________________________.

  1. Обеспечение правильного и четкого учета билетов и кассовой выручки в организации.
  2. Формирование отчетов, касающихся движения билетов (продажи и возврат).
  3. _________________________________________________________________.
  4. _________________________________________________________________.

III. Должностные обязанности


  1. Старший кассир билетной кассы является на работу строго по расписанию (если он опаздывает или по какой-либо причине не может выйти на работу, старший кассир обязан сообщить об этом главному бухгалтеру или директору за 2 часа до начала смены, и найти себе замену);
  2. Вежливо и корректно обслуживает зрителей, отвечает на все вопросы, касающиеся работы кинотеатра (по телефону и непосредственно зрителям);
  3. Получает кинобилеты по мере необходимости под роспись. В течении рабочего дня производит частичное снятие денежных средств из касс кинотеатра;
  4. Несет ответственность за продажу правильно оформленного и ясно читаемого кинобилета (ряд, место, начало сеанса, дата);
  5. Продает кинобилеты по цене, утвержденной приказом директора по кинотеатру на момент продажи;
  6. Проверяет состояние билетного принтера и следит за его своевременной заправкой;
  7. По окончании работы составляет отчет:
    - о проданных билетах (кассовый отчет кассира, книга регистрации проданных билетов);
  8. Старший кассир билетной кассы, сдающий выручку кассиру организации, отвечает за правильное оформление документов:
    - кассовый отчет кассира;
    - книга регистрации проданных билетов;
    - вложение купюр и соответствие их кассовому отчету.
  9. В конце месяца участвует в составлении отчета по кинотеатру;
  10. Старший кассир билетной кассы отвечает за правильность и соответствие продажи билетов дневного отчета с планом зрительного зала;
  11. Выполняет отдельные поручения организации.
  12. _________________________________________________________________.
  13. _________________________________________________________________.

IV. Старшему кассиру билетной кассы запрещается:


  1. оставлять рабочее место без разрешения непосредственного руководителя;
  2. курить в неположенных местах и распивать спиртные напитки на всей территории торгового центра;
  3. на рабочем месте: принимать пищу, жевать жевательную резинку, читать, стоять с руками, скрещенными на груди; использовать ненормативную или сленговую лексику, презрительную интонацию, грубить, оставаться равнодушным к просьбам посетителей или сотрудников;
  4. подключать любые нагревательные приборы, кипятильники или иные устройства без согласования с администрацией кинотеатра;
  5. размещать личные транспортные средства на парковке торгового центра;
  6. посещать кинотеатр в нерабочее время без разрешения администрации;
  7. находиться на территории кухни в необеденное время без служебной необходимости;
  8. иметь при себе наличные деньги на рабочем месте.
  9. _________________________________________________________________.
  10. _________________________________________________________________.

Старший кассир имеет право:
  1. вносить на рассмотрение руководства организации предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;
  2. участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей и прав.
  3. _________________________________________________________________.
  4. _________________________________________________________________.

Старший кассир привлекается к ответственности:
  1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Украины;
  2. за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины;
  3. за причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Украины;
  4. За разглашение конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, старший кассир билетной кассы может быть привлечен к административной ответственности, вплоть до увольнения.
  5. _________________________________________________________________.
  6. _________________________________________________________________.

должностная инструкция кассира расчетно-кассового центра:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Должностная инструкция кассира центральной кассы

    В помощь студентам и аспирантам

    1. Кассир находится в подчинении у главного бухгалтера.

    На данную должность принимаются лица, имеющие стаж работы не менее трех лет и имеющие высшее образование.

    2.1. Принимает денежную выручку в кассу.

    2.2. Проверяет подлинность государственных денежных знаков.

    2.3. Подбирает деньги в пачки по купюрам в зависимости от достоинства денежных знаков.

    2.4. Оформляет приходные кассовые ордера.

    2.5. Выдает деньги из кассы предприятия по расходным кассовым ордерам, подписанным директором и главным бухгалтером предприятия.

    2.6. Проверяет наличие всех необходимых документов к расходному кассовому ордеру, которые в нем вписаны.

    2.7. Заносит в расходный кассовый ордер данные, удостоверяющие личность получателя.

    2.8. Ведет регистрацию приходных и расходных кассовых ордеров.

    2.9. Составляет ежедневно кассовый отчет, который сдается в бухгалтерию не позднее следующего дня.

    2.10. Следит за соблюдением лимита денежных средств в кассе.

    2.11. Сдает деньги в банк для зачисления их на расчетный счет предприятия.

    2.12. Сдает и забирает банковские платежные документы, выписки о движении денежных средств на счетах в банках.

    2.13. Отвечает за соблюдения правил ведения кассовых операций, установленных действующим законодательством РФ.

    2.14. Несет ответственность за сохранность денежных средств в кассе.

    2.15. Выполняет другие поручения главного бухгалтера, связанные с деятельностью предприятия.

    1. Сообщать главному бухгалтеру обо всех выявляемых недостатках в своей сфере деятельности.

    2. Вносить идеи и предложения по совершенствованию эффективности работы, связанной со сферой деятельности, определяемой данной должностной инструкцией.

    Продавец-кассир считается ответственным за эффективность выполнения предусмотренных настоящей должностной инструкцией обязанностей.

    О расчетно - кассовом центре по жилищно - коммунальным услугам

    Постановление Администрации города Костромы от 27.10.97 N 3442

    Документ утратил силу

    Документ по состоянию на февраль 2014 г.

    В целях обеспечения своевременного и полного перераспределения платежей, полученных от населения за оказанные жилищно - коммунальные услуги между жилищно - эксплуатационными и коммунальными (ресурсоснабжающими) предприятиями - поставщиками услуг и в соответствии с постановлением N 3216 от 08.10.97 г. "Об упорядочении системы управления жилищно - коммунальным комплексом г. Костромы", утвердившим образование в структуре комплекса жилищно - коммунального хозяйства администрации города расчетно - кассового центра по жилищно - коммунальным услугам, постановляю:

    1. Утвердить временное положение и штатное расписание расчетно - кассового центра по жилищно - коммунальным услугам администрации г. Костромы (приложения N 1, 2).

    2. Утвердить план мероприятий по обслуживанию деятельности расчетно - кассового центра по жилищно - коммунальным услугам администрации г. Костромы (приложение N 3).

    3. Установить, что с 01.11.1997 года денежные средства населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде и домах ЖКХ за оплату жилищно - коммунальных услуг перечисляются на спецсчет (транзитный счет) расчетно - кассового центра (РКЦ) по жилищно-коммунальным услугам.

    4. Поручить начальнику управления муниципального заказа по жилищно-коммунальным услугам (Боярский Б.Х.), начальнику РКЦ (Крупина В.М.) в срок до 01.11.1997 года:

    - открыть спецсчет (транзитный счет) РКЦ по жилищно-коммунальным услугам;

    - предоставить на утверждение главе самоуправления распределение долей платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, поступающих на счет РКЦ;

    - внести изменения в договора на поставку жилищно - коммунальных услуг между жилищно - эксплуатационными и коммунальными (ресурсоснабжающими) предприятиями, комитетом ЖКХ и горфинуправлением в связи с переменой лиц в обязательствах по сбору и перераспределению платежей населения;

    - заключить договоры с отделениями сбербанка и почтамта по сбору платежей населения за жилищно - коммунальные услуги населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде и домах ЖСК на спецсчет РКЦ;

    - проинформировать население города, проживающего в муниципальном жилищном фонде и домах ЖСК о изменении р/счета за жилищно-коммунальные услуги.

    5. Директорам МП "Жилищник" (Смирнов А.В.), МЖЭП "Коммунальник" (Унгвицкая Т.А.), МУЖП "Заволжье" (Клыков В.В.) в срок до 01.11.1997 года:

    - расторгнуть договоры по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на р/счета их предприятий с отделениями сбербанка, почтамта и других кредитных учреждений города;

    - проинформировать население через жилищно - эксплуатационные участки о изменении р/счета для оплаты за жилищно - коммунальные услуги;

    - откомандировать временно, за счет средств предприятий, на срок до 01.01.98 г. для работы в РКЦ администрации города по перераспределению платежей 5 человек специалистов (операторов ПЭВМ) в следующем составе:

    - производить расчет и разноску жилищно - коммунальных платежей населения по лицевым счетам граждан, на период до передачи данных функций РКЦ, в установленном порядке;

    - в течение октября - ноября 1997 года передать кредиторскую задолженность предприятий поставщикам коммунальных услуг по состоянию на 01.11.97 г. (по актам сверки) управлению муниципального заказа по жилищно - коммунальным услугам для последующего погашения задолженности и за счет:

    а) дотации из городского бюджета на погашение убытков по предоставлению жилищно - коммунальных услуг;

    б) средств, выделенных на приемку и содержание ведомственного жилья;

    в) средств на предоставление льгот и субсидий по оплате за жилищно-коммунальные услуги;

    г) за счет части средств, поступающих от населения за жилищно - коммунальные услуги, на счет РКЦ.

    6. Городскому финансовому управлению (Чубанов С.Ю.) и управлению муниципального заказа по жилищно - коммунальным услугам (Боярский Б.Х.) обеспечить погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на муниципальных жилищно - эксплуатационных предприятиях.

    7. Руководителям коммунальных (ресурсоснабжающих) предприятий, обеспечивающих население, проживающее в муниципальном жилищном фонде, ЖСК и товариществах собственников жилья, коммунальными услугами, предъявлять счета, после визирования в муниципальных жилищно - эксплуатационных предприятиях и управлении муниципального заказа по жилищно - коммунальным услугам, расчетно - кассовому центру администрации города.

    8. Поручить управляющему делами администрации города Костромы:

    - обеспечить размещение и организацию деятельности РКЦ в здании, расположенном по адресу: пер. Кадыевский, 4;

    - приобрести 6 единиц компьютерной техники для обеспечения работы по расчетам платежей населения.

    9. Начальнику городского финансового управления (Чубанов С.Ю.) выделить 30 млн. руб. на приобретение компьютерной техники для обеспечения деятельности РКЦ за счет средств городского бюджета на информацию.

    10. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации г. Костромы Воронина В.Ф.

    Первый заместитель
    главы администрации
    г. Костромы
    Г.А.БАБЕНКО

    Приложение N 1
    к постановлению
    администрации города Костромы
    от 27 октября 1997 г. N 3442

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано на основе обобщения опыта эксплуатации новых информационных технологий начислений, сбора и обработки оплаты за жилье и коммунальные услуги в условиях реформирования жилищно - коммунального хозяйства.

    1.2. Расчетно - кассовый центр по жилищно - коммунальным услугам (в дальнейшем РКЦ) образуется в администрации города и является структурным подразделением администрации г. Костромы с правами юридического лица.

    1.3. РКЦ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативно - правовыми актами субъекта федерации, органов местного самоуправления г. Костромы и настоящим Положением.

    - организует работу по информированию населения о ценах и тарифах на оказываемые жилищно - коммунальные услуги;

    - осуществляет расчеты, сбор и перераспределение платежей по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и коммунальные услуги населению города;

    - аккумулирует поступающие от населения платежи на специальном (транзитном) счете;

    - производит взаиморасчеты с поставщиками жилищно - коммунальных услуг.

    1.5. РКЦ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать со своим наименованием, угловой штамп, специальный расчетный (транзитный) счет в кредитных учреждениях для сбора и распределения платежей населения за жилищно - коммунальные услуги.

    1.6. РКЦ в своей работе подотчетен заместителю главы администрации, руководителю жилищно - коммунального комплекса, главе самоуправления города Костромы.

    2. Основные задачи и функции РКЦ

    2.1. Основными задачами РКЦ являются:

    - расчет и сбор платежей за жилищно - коммунальные услуги с учетом предоставления льгот и начисления субсидий;

    - обеспечение полноты сборов по платежам за жилье и коммунальные услуги от населения, проживающего в муниципальном фонде и домах ЖСК;

    - своевременное проведение взаиморасчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг;

    - снижение задолженности населения по оплате;

    - обеспечение удобства приема оплаты от населения для всех производителей услуг;

    - обеспечение информационного взаимодействия и оперативного реагирования коммунальных предприятий, администрации и населения в части тарифов, цен, льгот и качества услуг.

    2.2. Функции РКЦ в области работы с населением:

    - совместно с жилищно - эксплуатационными предприятиями по жилищно-коммунальным услугам доводят до каждого нанимателя (собственника) квартиры информацию о сумме платежа с учетом льгот, предусмотренных действующим законодательством для отдельных категорий граждан и размере субсидии;

    - разрабатывает формы единых платежных документов за жилищно - коммунальные услуги с учетом размещения дополнительной информации, необходимой для каждого конкретного потребителя услуг;

    - производит расчеты стоимости квартирной платы и коммунальных услуг по утвержденным администрацией города ценам и тарифам;

    - выполняет перерасчеты стоимости содержания жилья и коммунальных услуг в соответствии с Правилами пользования коммунальными услугами, с учетом количества и качества предоставляемых услуг;

    - производит начисление неустойки (пени) при неуплате за оказанные услуги в сроки, определенные нормативными актами местного самоуправления;

    - осуществляют разноску коммунальных платежей по лицевым счетам квартиросъемщиков (арендаторов, собственников квартир);

    - выдает сведения о размере задолженности по запросу квартиросъемщика о предусмотренных законодательством льготах, о количестве абонентов по каждой услуге;

    - рассматривает заявления, письма и жалобы жителей, входящие в компетенцию РКЦ.

    2.3. Функции в области работы с поставщиками услуг:

    - регулярно, 2 - 3 раза в неделю, перечисляет средства, получаемые от населения за жилищно - коммунальные услуги между жилищно - эксплуатационным и коммунальным предприятиями.

    Расчеты производятся на основании договоров, заключенных между администрацией города, управлением муниципального заказа по жилищно - коммунальным услугам, жилищно - эксплуатационными предприятиями, РКЦ и поставщиками услуг и предъявляемых счетов на оплату услуг по регулируемым тарифам для населения;

    - по итогам текущего периода (определен договором) производит перерасчет оплаты отпущенных услуг по регулируемым тарифам для населения (без учета сумм льгот и компенсаций, получаемых напрямую от горфинуправления);

    - ежедневно предоставляет руководителю комплекса ЖКХ и управлению муниципального заказа по жилищно - коммунальным услугам сводный реестр оплаты населением услуг в разрезе жилищно - коммунальных предприятий;

    - перераспределяет средства между жилищно-коммунальными предприятиями в соответствии с долей услуг, оказываемых населению;

    2.4. Функции в области работы с финансово - кредитными учреждениями:

    - заключает договоры с отделениями Сбербанка (почтамтом) на обслуживание населения в части принятия платежей за жилищно-коммунальные услуги и проведения денежных операций;

    - обеспечивает своевременную обработку реестров - извещений, поступающих из отделений Сбербанка (почтамта).

    Единый расчетно - кассовый центр имеет право:

    3.1. Требовать от подведомственных администрации города предприятий, организаций и учреждений предоставления информации, необходимой для осуществления деятельности центра.

    3.2. Устанавливать связи с целью обмена опытом по вопросам, входящим в компетенцию центра с аналогичными подразделениями регионов Российской Федерации.

    4. Ответственность

    4.1. РКЦ несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на него задач и функций, состояние трудовой и производственной дисциплины, а также за неисполнение в необходимых случаях предоставленных ему прав.

    5. Организация деятельности

    5.1. Структура, положение и штатное расписание РКЦ утверждается главой самоуправления г. Костромы.

    5.2. Руководителем центра является начальник расчетно - кассового центра, назначение и освобождение от должности которого осуществляется главой самоуправления.

    Сотрудники РКЦ назначаются и освобождаются от должности главой самоуправления города по представлению начальника РКЦ.

    Функциональные обязанности сотрудников РКЦ регламентируются должностными инструкциями и утверждаются начальником центра.

    5.3. Имущество и финансирование РКЦ.

    Имущество центра составляет закрепленные за ним, на праве оперативного управления, основные средства, отражаемые на его самостоятельном балансе.

    РКЦ не выплачивает арендную плату за использование имущества, помещение, находящееся в муниципальной собственности, если эти помещения используются им для выполнения своих функций.

    Деятельность РКЦ финансируется за счет средств городского бюджета.

    5.4. Реорганизация и ликвидация.

    Реорганизация и прекращение деятельности РКЦ производится постановлением главы самоуправления города в соответствии с действующим законодательством.

    Вакансия Кассир Расчетно-кассового центра (Сочи) в Санкт-Петербурге, работа в Роял

    Кассир Расчетно-кассового центра (Сочи)

    Компания ООО "Роял" объявляет набор кассиров для нового крупного развлекательного проекта в Красной Поляне (город Сочи).

    Обязанности на период обучения (стажировки) - 1 мес:

    • обучаться правилам и процедурам для Расчётно-кассового центра игрового департамента
    • обучаться технологиям работы в Расчётно-кассовом центре игрового департамента в соответствии с правилами и процедурами, установленными Компанией – рубли, фишки.
    • обучаться составлению отчетности для Расчётно-кассового центра игрового департамента, балансировка
    • обучаться операционным программам для Расчётно-кассового центра игрового департамента
    • четко выполнять должностные инструкции и распоряжения руководящего состава Расчётно-кассового центра игрового департамента
    • создавать дружелюбную и гостеприимную атмосферу в команде
    • сдавать тесты по результатам обучения
    • соблюдать дисциплину - установленный график и время выхода на работу

    Обязанности после успешного прохождения обучения (стажировки):

    • осуществляет наличный и безналичный расчет
    • обеспечивает бесперебойную работу кассового аппарата
    • обеспечивает безошибочное ведение кассовой книги, своевременно занося информацию о приходных и расходных документах.
    • контролирует соответствие фактического наличия денежных средств книжному остатку.
    • изучает признаки фальшивых купюр для своевременного выявления.

    Резюме просьба присылать с ФОТО

    В сопроводительном письме обязательно указывать, имеется ли опыт работы в данной сфере

    • опыт работы с наличностью, математические навыки, знание английского как мин.на базовом уровне (желательно)
    • аккуратный внешний вид
    • высокий стандарт дисциплинированности и пунктуальности
    • знание Excel, Word
    • умение использовать кассовое оборудование – ККТ, калькуляторы, детекторы, счетчики купюр
    • неконфликтность, позитивный настрой, способность быстро обучаться
    • оформление на работу с достойным доходом и реальной возможностью карьерного роста после успешного прохождения программы подготовки
    • на время прохождения обучения (стажировки) заключается ученический договор с выплатой стипендии в размере 17 500 р.
    • подготовка проходит в две смены: утренняя группа с 08:00 до 14:00 или вечерняя группа с 14:00 до 20:00, (5/2 по 6 часов)
    • график работы на постоянной основе - сменный, 2/2 по 12 часов, включая ночные смены
    • предоставляется 2-4 - местное размещение в шаговой доступности до места учёбы с начала обучения и дальше на период работы
    • предоставляется 2-х разовое питание для проживающих в рабочем городке
    • после успешного прохождения программы подготовки трудоустройство с зарплатой от 35 000 до 55 000 руб.
    Ключевые навыки

    MS Excel MS Word Пользователь ПК Кассовые операции Работа с наличностью Математический склад ума

    Учет операций в расчетно-кассовом центре

    Учет операций в расчетно-кассовом центре Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Значение и задачи учета расчетно-кассовых операций в условиях рыночных отношений. Права и обязанности кассовых работников. Оформление справки о сумме принятых денег. Учет операций банка с наличными деньгами. Отличие аудиторской проверки от ревизии.

    курсовая работа [42,3 K], добавлен 18.01.2014

    Содержание расчетно-кассового обслуживания клиентов банка и его организация. Характеристика форм безналичных расчетов. Зарубежный опыт развития расчетных и кассовых операций банков. Анализ операций в системе АСБ "Беларусбанк" и пути его совершенствования.

    дипломная работа [2,4 M], добавлен 19.12.2009

    Организационно-экономическая характеристика банка. Правила и принципы организации в нем бухгалтерского учета. Порядок открытия и ведения счетов. Учет межбанковских расчетов, расчетно-кассовых и кредитных операций. Финансовый анализ деятельности банка.

    отчет по практике [140,3 K], добавлен 24.03.2014

    Анализ существующих плановых тарифов на расчетно-кассовое обслуживание и обоснование объемов расчетно-кассовых операций в банке. Доходы и расходы банка от данных операций, направления и принципы их учета. Пути повышения эффективности кассовых операций.

    курсовая работа [410,7 K], добавлен 06.03.2014

    Финансово-экономические показатели деятельности банка. Учет и документальное оформление безналичных расчетов по поручению клиента, доходов и расходов, кредитных, депозитных и валютных операций. Порядок формирования прибыли. Организация кассовой работы.

    отчет по практике [149,5 K], добавлен 05.04.2015

    Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций. Принципы организации системы расчетов. Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности. Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов в ОАО "Уралсиб".

    дипломная работа [357,0 K], добавлен 23.05.2010

    Кассовые операции: понятие, виды и порядок ведения. Характеристика функций расчетно-кассовых операций. Анализ организации расчетно-кассового обслуживания клиентов на примере Сбербанка России. Пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания.

    дипломная работа [163,7 K], добавлен 29.03.2015

    История создания банка, должностные обязанности его сотрудников. Правовые основы осуществления банковской деятельности. Услуги банка в сфере расчетно-кассового обслуживания. Организация депозитных и валютных операций, оценка кредитоспособности заемщика.

    отчет по практике [405,7 K], добавлен 14.01.2013

    Экономическая характеристика банка. Управление коммерческим банком. Учет и анализ кассовых операций. Внутрибанковский контроль, аудит денежных средств. Организация кассовых операций с иностранной валютой. Проверка порядка соблюдения кассовой дисциплины.

    дипломная работа [120,4 K], добавлен 02.02.2011

    Оформление операций на корреспондентском счете банка. Основные функции расчетно-кассовых центров. Порядок отражения операций на счетах. Кредитный договор: порядок заключения и исполнения. Основные параметры кредита. Анализ параметров на примере банка.

    контрольная работа [34,2 K], добавлен 17.09.2012

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Расчетно-кассовый центр (далее РКЦ) - одно из центральных звеньев банковской системы. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания банковского механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы.

    Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из «несущих конструкции» административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику, мы вынуждены наверстывать упущенное. Необходимо в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.

    С помощью РКЦ предполагается решается целый ряд задач, связанных со снижением издержек по обработке платежей, совершенствованием системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги, улучшением качества обслуживания населения и др.

    Актуальность темы заключается в том, что РКЦ играют огромную роль в деятельности экономических субъектов.

    Цель работы - рассмотреть особенности расчетно-кассового центра.

    1) представить общую характеристику расчетно-кассового центра;

    2) охарактеризовать учет операций в расчетно-кассовом центре;

    3) рассмотреть перспективы развития расчетной сети с использованием расчетно-кассового центра.

    Объект исследования - расчетно-кассовый центр.

    Предмет исследования - учет операций в расчетно-кассовом центре.

    В работе использованы нормативные, законодательные документы, положения ЦБ РФ, теоретические источники.

    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ЦЕНТРА

    1.1 Организация, структура и функции расчетно-кассового центра в современных условиях

    До 1991 года расчеты между банками осуществлялись через систему меж филиальных оборотов (далее МФО). Система МФО, которая была введена в 1933 году, достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны.

    МФО имели место при перечислении банковскими учреждениями средств по поручениям своих клиентов получателям, счета которых находились в иногородних филиалах. Основная часть МФО была связана с совершением безналичных расчетов хозорганов по поставкам товаров и оказании услуг, кассовому исполнению государственного бюджета, формированию и использованию внебюджетных средств, эмиссионно-кассовым операциям банков.

    Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования, т.е. порядок применения расчетов по МФО в силу его надежности был распространен на учреждения всех государственных специализированных банков.

    С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков.

    Предполагалось обеспечить экономическую самостоятельность банков, повысить их реальную заинтересованность и ответственность за конечные результаты деятельности. Однако выполнить указанную задачу не удалось, что во многом было связано с механизмом межбанковских расчетов, обусловившим внеплановое перераспределение денежных средств между банками в процессе межфилиальных оборотов.

    Назрела необходимость дальнейших преобразований банковской системы, которые позволяли бы задействовать современные методы денежно-кредитного регулирования народного хозяйства.

    В стране начала создаваться двухуровневая организационная структура:

    1 уровень - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России);

    2 уровень - коммерческие банки.

    Необходимость установления банками прямых корреспондентских отношений объясняются совершенно конкретными, жизненными обстоятельствами, их желаниями обеспечить высокую скорость прохождения и надежность платежей.

    Первые коммерческие банки были вынуждены отказаться от работы через систему межфилиальных оборотов, и стали работать через систему корреспондентских отношений - открывать корреспондентские счета в РКЦ. Но с увеличением количества коммерческих банков резко возрос объем операций, которые должны обслуживать расчетно-кассовые центры. РКЦ технически к этому были не готовы. В результате возникли задержки платежей, снизился контроль за их происхождением, стали появляться фальшивые авизо.

    Первой жизненной причиной ускоренного развития коммерческими банками своих корреспондентских отношений явился платежный кризис:

    - катастрофическое замедление расчетов через РКЦ, как внутри России, так и - со странами ближнего зарубежья;

    - крайняя усложненность возникавшей системы расчетов.

    Ни один банк физически не смог бы обслужить расчеты всех банков страны. Поэтому, практичнее и эффективнее использовать два взаимодополняющих варианта организации корреспондентских отношений. Не отказываясь в необходимых случаях от работы через РКЦ Центрального Банка, заинтересованные коммерческие банки должны открывать друг другу корреспондентские счета и через них проводить свои операции в регионах, где располагаются их корреспонденты. В итоге такая система будет вдвойне надежнее.

    Уже в 1993 году целый ряд банков имел чрезвычайно мощные корреспондентские сети, позволяющие им в предельно сжатые сроки, в том числе в режиме реального времени, проводить любые расчетные операции.

    Система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях ЦБ РФ, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), являющихся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

    В стране создана широкая сеть РКЦ - свыше 1300, деятельность которых, находится в стадии становления. Они функционируют в крупных городах, где есть вычислительные центры, а также в небольших городах и районных центрах.

    Рис. 1.1 Инфраструктура расчётно-кассовых центров

    Среди РКЦ 76 являются Межрайонными РКЦ (головными РКЦ - ГРКЦ). В ряде регионов одни расчетно-кассовые центры специализируются на выполнении только кассовых операций, а другие - только расчетных.

    Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

    Можно выделить несколько общих признаков РКЦ:

    - РКЦ - это структурное подразделение Банка России, действующее в составе территориального учреждения Банка России;

    - по своему статусу оно не является ни филиалом, ни представительством, поскольку филиалом признается само территориальное управление;

    - РКЦ выступает от имени Банка России и соответственно во всех спорах, возникающих по поводу обслуживания в РКЦ, ответчиком является ЦБ РФ;

    - названное подразделение представляет собой элемент Банка России, который обслуживает расчетную деятельность банков, осуществляет инкассацию денег и другие операции, связанные с денежным оборотом;

    - в расчетных правоотношениях РКЦ, не будучи самостоятельным субъектом права, приобретает статус квази-субъекта, так как ему присваивается самостоятельный БИК и расчет осуществляется от имени РКЦ.

    Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, выполняющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации. Для достижения этой цели РКЦ наделены следующими функциями:

    - осуществление расчетов между кредитными организациями и их филиалами;

    - осуществление кассового обслуживания кредитных организаций и их филиалов;

    - хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

    - обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета, открываемые кредитным организациям и их филиалам;

    - расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Федеральными Законами, а также обслуживанием клиентов в регионах, где отсутствуют кредитные организации;

    - обеспечение защиты ценностей, банковских документов, банковской информации от несанкционированного доступа;

    - установление предельного размера остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций и их филиалов и других юридических лиц.

    Цели и функции РКЦ реализуются через совокупность операций, им осуществляемых. РКЦ вправе осуществлять следующие операции:

    - открытие, переоформление, закрытие корреспондентских счетов кредитных организаций и их филиалов по месту их нахождения, а также других счетов юридических и физических лиц;

    - списание (зачисление) средств со счетов кредитных организаций и их филиалов, и других счетов юридических и физических лиц;

    - контроль за соблюдением правил и сроков совершения расчетных операций кредитных организаций и их филиалов;

    - учет эмиссионных операций;

    - прием и выдача наличных денег.

    1.2 Задачи, стоящие перед расчетно-кассовым центром

    Как известно, в законе о Банке России определены основные цели его деятельности, а в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики - ее конкретные цели и задачи.

    Расчетно-кассовый центр, являющийся неотъемлемым звеном во всей банковской системе, обеспечивает в силу своих полномочий и поставленных перед ним задач стабильную работу банка. Как и перед всей банковской системой, перед ним стоит задача ускорить возврат в банк наличных денег, выдаваемых из касс, и сократить потребность в дополнительной эмиссии денежных средств, улучшить соблюдение юридическими лицами установленных гражданским кодексом очередности платежей, повысить уровень поступления доходов в бюджеты всех уровней, в т.ч. за счет сокращения укрываемых от налогообложения доходов, формируемых в теневой экономике, сократить взаимные неплатежи в хозяйстве, сократить просроченные платежи по заработной плате.

    Вся работа расчетно-кассового центра разделена на текущую и изучение обстановки в своем регионе, определение экономических показателей, прогноз кассовых оборотов, соблюдение кассового обслуживания клиентуры, предоставление данных в территориальное управление.

    Основной задачей налично-денежного оборота являются:

    - изучение складывающейся тенденции в налично-денежном обороте и его структура;

    - изучение источников поступления наличных денег в кассы банка и направления их выдачи;

    - изучение скорости возврата наличных денег в кассы банка;

    - изучение происходящих изменений и тенденций в экономике;

    - изучение индекса потребительских цен;

    - изучение состояния и развития безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

    - изучение уровня индексации наличной денежной выручки, особенно торговой выручки образующейся в сфере потребительского рынка;

    - изучение территориального размещения выпуска в обращение денег и изъятия их из обращения;

    - изучение неиспользованных возможностей мобилизации внутренних ресурсов для удовлетворения потребности предприятий в наличных деньгах;

    - изучение результатов банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

    - изучение происходящих изменений в направлениях использования денежных ресурсов населения и источники их формирования;

    - изучение состояния расходования юридическими лицами средств на зарплату и выплаты социального характера;

    - изучение причин образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.

    Таким образом, расчетно-кассовый центр прилагает все усилия для выполнения задач, поставленных Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Правительством Российской Федерации.

    ГЛАВА 2. ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ЦЕНТРА

    2.1 Организация кассовой работы в расчетно-кассовых центрах

    Для выполнения функций по кассовому обслуживанию клиентов и обработке кассовой наличности в структуре каждого РКЦ создаётся отдел кассовых операций, состоящий из следующих подразделений:

    Целесообразность создания выше указанных подразделений и их количество определяется начальником РКЦ, исходя от количества обслуживаемых клиентов и объёма кассовых операций.

    Отдел кассовых операций возглавляет заведующий кассой, а при наличии более 3-х подразделений вводится должность начальника отдела кассовых операций. Заведующий кассой (начальник отдела кассовых операций) осуществляет руководство отделом и контроль за работой сотрудников отдела.

    Начальник РКЦ обязан:

    - обеспечить чёткое и своевременное кассовое обслуживание клиентов;

    - обеспечить надлежащее хранение и обеспечить полную сохранность вверенных ценностей;

    - создавать необходимые условия, обеспечивающие соблюдение порядка приёма, обработки, хранения и выдачи наличных денег и ценностей из касс и кладовых;

    - проводить необходимые мероприятия по недопущению просчётов, растрат, хищений и злоупотреблений в кассовой работе;

    - рассматривать каждый случай просчёта, растраты, хищения и других злоупотреблений, применяя установленные законодательством меры по взысканию с виновных лиц причинённого ущерба;

    - обеспечивать устранение недостатков, вскрываемых ревизиями и проверками;

    - проводить в соответствии с технической политикой, определяемой Банком России, работу по внедрению средств механизации и автоматизации процессов кассовой работы, обеспечивающих повышение производительности труда кассовых работников;

    - проводить необходимые мероприятия по работе с кадрами и повышение их квалификации.

    Приём на работу кассовых работников производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по представлению заведующего кассой (начальника отдела кассовых операций) на основании приказа начальника РКЦ. Запрещается работа кассовых работников расчётно-кассовых центров по совместительству, а также совместная служба близких родственников и супругов. если их работа связана с прямой подчинённостью или подконтрольностью одного другому.

    При необходимости временной замены отдельных кассовых работников или оказания им помощи в работе по приказу начальника расчётно-кассового центра совершение кассовых операций на срок не более одного месяца может быть возложено на подготовленного для этой цели бухгалтерского или другого банковского работника, с которым заключается договор о материальной ответственности. Оформление трудовых отношений с указанным работником, временно допущенным к совершению операций с ценностями, производится в соответствии с действующим законодательством. Допуск неподготовленных работников к совершению операций с ценностями категорически запрещается.

    Для осуществления операций с наличными деньгами и другими ценностями должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, снабжаются металлическими печатями и ключами от кладовых и секций внутри кладовых, пломбирами и штампами; кассовые работники - ключами от индивидуальных средств хранения, пломбирами, клише, именными и другими штампами.

    Все печати, пломбиры, клише, именные и другие штампы, ключи от кладовых, секций, шкафов, ячеек и индивидуальных средств хранения регистрируются в отдельной книге, которая ведётся специально выделенным по письменному распоряжению начальника РКЦ лицом, освобождённым от совершения операций с ценностями. Книга пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется оттиском каучуковой печати расчётно-кассового центра. Надпись о количестве листов в книге заверяется подписями лиц, ответственных за сохранность ценностей. Выдача и приём печатей, пломбиров, клише, штампов и ключей производится под расписку в книге.

    В случае утраты ключа кладовой должен быть изменён секрет замка и изготовлены новые ключи. К указанной работе привлекаются лица, по согласованию с подразделением безопасности и защиты информации, территориального учреждения Банка России. Лица, виновные в утере ключей, привлекаются к дисциплинарной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.

    Все кладовые, а также секции кладовых, должны иметь дубликаты ключей, которые при сопроводительном письме, подписанном должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, хранятся в ближайшем расчётно-кассовом центре, о чём расчётно-кассовому центру, сдавшему его на хранение, выдаётся квитанция.

    Квитанция о сдаче дубликатов ключей другому РКЦ вместе с копиями описи и сопроводительного письма храниться в кладовой и учитывается в условной оценке 1 рубль на внебалансовом счёте №91202 “Разные ценности и документы”.

    Пакет с дубликатами ключей, принятый на хранение от другого РКЦ, помещается в один из шкафов кладовой и учитывается в условной оценке 1 рубль на вне балансовом счёте №91202 “ Разные ценности и документы”.

    В РКЦ, находящихся на значительном удалении от других расчётно-кассовых центров, по письменному разрешению руководителя территориального учреждения Банка России, пакет с дубликатами ключей может храниться в сейфе лица, ответственного за ведение секретного делопроизводства. Расписка лица, ответственного за ведение секретного делопроизводства, с приложенными копиями сопроводительного письма и описи хранения в кладовой и учитывается на счёте №91202 “Разные ценности и документы”.

    Изъятие дубликатов ключей из мест хранения производится в случаях поломки или утраты первого экземпляра ключа, при ревизиях, связанных со сменой должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, а также при ревизиях и проверках, проводимых по поручению вышестоящей организации. В этих случаях должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, составляют и подписывают акт, указывая причины изъятия. Акт приобщается к вне балансовому расходному ордеру.

    В рабочее время двери кабин операционных касс должны быть закрыты на ключ. Вовремя осуществления кассовых операций запрещается оставлять кляч в скважинах замков кладовых ценностей, секций, шкафов, ячеек и индивидуальных средств хранения. Кассирам запрещается при временных отлучках с рабочего места оставлять в открытом виде деньги, кассовые документы, штампы, клише, пломбиры и ключи от индивидуальных средств хранения. Собственные деньги кассиров, верхняя одежда, пища и другие предметы должны храниться в специально отведённой комнате или шкафах, расположенных в кассовом узле, но вне помещения кассы.

    Кассиры приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные кассовые документы, а операционные работники, связанные с оформлением приходно-расходных документов, - образцами подписей кассиров указанных касс. Образцы заверяются образцами подписей начальника расчётно-кассового центра и главного бухгалтера и скрепляются гербовой печатью. Контроль за своевременной передачей образцов подписей соответствующим работникам и их изъятие при аннулировании осуществляется главным бухгалтером расчётно-кассового центра.

    Передача приходных и расходных кассовых документов между кассовыми и операционными работниками производится внутренним порядком. У операционных касс на видном месте помещается объявление о том, что образцы банкнот находятся у заведующего кассой (начальника отдела кассовых операций) и по желанию клиента могут быть представлены ему на обозрение. Образцы банкнот учитываются на счёте №91202 “Разные ценности и документы” по номиналу и в нерабочее время хранятся в кладовой.

    2.2 Оформление и учет операций коммерческогобанкапо корреспондентскому счету в расчетно-кассовом центре

    Коммерческие банки, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензию Центрального Банка Российской Федерации на совершение банковских операций, открывают только один корреспондентский счет в РКЦ, который осуществляет комплексное обслуживание банков.

    Кредитная организация (филиал) имеет право открыть корреспондентский счет (субсчет) с даты внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ей регистрационного (порядкового) номера. Основанием для открытия корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала) в Банке России является заключение договора счета.

    Корреспондентский счет (субсчет) открывается по распоряжению руководителя подразделения расчетной сети Банка России.

    По корреспондентскому счету банка могут проводиться следующие операции:

    кредитно-расчетное и кассовое обслуживание клиентов;

    операции по межбанковским кредитам и депозитам;

    кассовые операции с эмиссионным банком;

    собственно хозяйственные операции коммерческого банка.

    Для отражения в бухгалтерском учете операций по корреспондентским счетам каждый коммерческий банк имеет два счета: на своем балансе и балансе РКЦ.

    На балансе РКЦ открывается и ведётся счет 30101 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» пассивный.

    На балансе коммерческого банка открывается и ведется счет 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» активный.

    По дебету счета 30102 отражаются:

    - учредительские взносы в уставный капитал кредитной организации;

    - платежи от реализации ценных бумаг;

    - полученные межбанковские кредиты;

    - поступившие денежные средства для зачисления на расчетные, текущие, бюджетные счета клиентов, во вклады физических лиц, в депозиты юридических лиц;

    - суммы поступлений за денежную наличность, сданную в РКЦ;

    - суммы невыясненного назначения, которые в момент поступления не могут быть проведены по другим балансовым счетам;

    - погашенные кредиты клиентами других банков;

    - поступления с других корреспондентских счетов;

    - возврат обязательных резервов в случаях, установленных Банком России;

    - а также поступления по другим финансово-хозяйственным операциям.

    По кредиту счета 30102 отражаются:

    - списанные денежные средства по поручениям клиентов с их расчетных, текущих, бюджетных счетов;

    - выданный, погашенный межбанковский кредит;

    - приобретение ценных бумаг (в том числе и по поручениям клиентов);

    - покупка иностранной валюты (в том числе и по поручениям клиентов);

    - списание сумм невыясненного назначения;

    - получение наличных денег;

    - перечисление налогов, платежей во внебюджетные и другие фонды;

    - перечисление средств в обязательные резервы;

    - перечисление на другие корреспондентские счета;

    - а также по другим финансово-хозяйственным операциям.

    Определен следующий порядок проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций.

    Кредитные организации обязаны обеспечивать: право клиента беспрепятственно распоряжаться средствами, хранящимися на его счете; своевременность осуществления платежей по поручениям клиентов в пределах имеющихся на их счете средств, а также по собственным обязательствам в соответствии с установленной очередностью платежей.

    Списание денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации производится на основании распоряжения владельца счета.

    Без распоряжения кредитной организации списание денежных средств, находящихся на корреспондентском счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом.

    Ограничение прав кредитных организаций на распоряжение денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, установленных законом.

    Кредитная организация осуществляет платежи клиентов в пределах имеющихся средств на их расчетных, текущих, бюджетных счетах в порядке установленной очередности.

    При наличии на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, средства списываются в порядке поступления распоряжений владельца счета и других расчетных документов в течение операционного дня, если иное не предусмотрено законодательством и договором счета. Под достаточностью средств на счете понимается наличие остатка денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) не ниже суммы всех требований к нему, либо выполнение условий, предусмотренных договором счета, позволяющих проводить расчетные операции по всем требованиям, предъявленным к счету, сумма которых превышает сумму остатка денежных средств на счете.

    Операции по списанию и зачислению денежных средств, осуществляемые по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала), отражаются на балансе кредитной организации (филиала) датой их проведения в подразделении расчетной сети Банка России.

    Если операции по списанию средств с расчетного счета клиента и корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала) при перечислении средств через подразделение расчетной сети Банка России не могут быть осуществлены одним днем, то при наличии средств на корреспондентском счете (субсчете) суммы расчетных документов должны быть отражены на балансовом счете 30223 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России» днем их списания с расчетного счета клиента (дебет расчетного счета клиента, кредит сч. 30223).

    Средства со счета 30223 списываются в корреспонденции с корреспондентским счетом 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» на основе выписки, полученной из подразделения расчетной сети Банка России (дебет сч. 30223, кредит сч. 30102).

    В документы дня днем проводки по корреспондентскому счету (субсчету) помещается мемориальный ордер (ордера) с приложением экземпляра сводного платежного поручения и описи.

    При недостаточности средств на корреспондентском счете кредитной организации расчетные документы помещаются в картотеки неоплаченных расчетных документов, а средства со счета 30223 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России» относятся на счет 47418 «Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств» (дебет сч. 30223, кредит сч. 47418).

    Кредитная организация (филиал) имеет право перечислить денежные средства при соблюдении установленных сроков через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях (филиалах), счета участников расчетов в расчетных небанковских кредитных организациях или счета межфилиальных расчетов, за исключением платежей, перечисление которых должно быть в обязательном порядке осуществлено через подразделения расчетной сети Банка России. При перечислении средств через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях (филиалах), счета участников расчетов в расчетных небанковских кредитных организациях или счета межфилиальных расчетов суммы расчетных документов переносятся со счета 30223 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России» на счет 30220 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям».

    При зачислении средств на корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации (филиала) и невозможности отражения их тем же днем по счетам клиентов кредитной организации (филиала) кредитная организация (филиал) осуществляет проводки по счетам 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» и 30223 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделение Банка России» на основе мемориального ордера, который помещается в документы дня (дебет сч. 30102, кредит сч. 30223).

    Суммы, поступившие на корреспондентский счет (субсчет) и отраженные на счете 30223 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России», не позднее следующего рабочего дня должны быть проведены по счетам клиентов на основе мемориального ордера (ордеров) и приложений к выписке, по которым идентифицируется получатель денежных средств (дебет сч. 30223, кредит расчетного счета клиента), или перечислены в адрес клиентов с использованием корреспондентских счетов «ЛОРО», «НОСТРО» и счетов межфилиальных расчетов.

    В случае отсутствия подтверждающих документов, искажения или неправильного указания в них реквизитов получателей суммы расчетных документов относятся до выяснения на счет 47416 «Суммы, поступившие- на корреспондентские счета до выяснения» (дебет сч. 30102, кредит сч. 47416).

    Кредитная организация (филиал) получателя принимает оперативные меры к получению подтверждающих документов и обеспечению зачисления средств по назначению путем направления через Банк России запроса кредитной организации (филиалу) плательщика с просьбой подтвердить правильность реквизитов.

    Решение о возможности зачисления поступивших денежных средств на счета клиентов принимает кредитная организация (филиал) получателя на основе полученных подтверждений. Ответственность по совершенной расчетной операции возлагается на кредитную организацию (филиал) получателя.

    Если в течение пяти рабочих дней не уточнены реквизиты и не выяснены владельцы счетов, то суммы возвращаются кредитной организации (филиалу) плательщика платежным поручением кредитной организации (филиала) получателя, составленным в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (дебет сч. 47416, кредит сч. 30102).

    При недостаточности денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) для удовлетворения всех предъявленных к нему требований операции по списанию денежных средств осуществляются в соответствии с очередностью, установленной законодательством.

    В этом случае средства, списанные со счета плательщика, отражаются по балансовому счету учета средств, списанных со счетов клиентов, но не проведенных по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала) из-за недостаточности средств (дебет расчетного счета, кредит сч. 47418). Расчетные документы помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала).

    Не исполненные по окончании операционного дня из-за недостаточности средств на корреспондентском счете (субсчете) расчетные документы, по которым осуществлено списание на основе исполнительных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту; по выплате вознаграждений по авторскому договору; расчетные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также отчислениям по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расчетные документы по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований, помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов в подразделении расчетной сети Банка России.

    Расчетные документы по другим платежам не подлежат учету в подразделении расчетной сети Банка России и передаются для помещения их в картотеку неоплаченных расчетных документов, ведущуюся в кредитной организации (дебет сч. 90903, кредит, сч. 99999).

    Оплата расчетных документов осуществляется в установлен- ной законодательством очередности. Оплата расчетных документов, относящихся к одной очереди, производится в календарной очередности поступления расчетных документов.

    Подразделение расчетной сети Банка России выдает кредитной организации (филиалу) выписку из корреспондентского счета (субсчета), подтверждающую совершение операции, и извещения о помещении в картотеку расчетных документов и об их возврате.

    Одновременно с выпиской из корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиалу) выдается общая справка об оплаченных, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов, возвращенных документах на бумажных носителях.

    При недостаточности средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) допускается частичная оплата сводного платежного поручения в виде оплаты приложенных к нему отдельных расчетных документов. Частичная оплата расчетных документов клиентов кредитных организаций (филиалов) и расчетных документов по собственным платежам кредитной организации (филиала) в составе сводного платежного поручения не допускается. На лицевой стороне частично оплачиваемого сводного платежного поручения кредитной организации (филиала) проставляется штамп «Частичная оплата», а на оборотной - указываются дата и сумма частичного платежа и нового остатка, запись заверяется подписью ответственного исполнителя подразделения расчетной сети Банка России. Сводное платежное поручение с приложенными к нему расчетными документами и описью помещается в картотеку неоплаченных расчетных документов, учитываемую в подразделении расчетной сети Банка России.

    Картотека неоплаченных расчетных документов, подлежащая учету в подразделении расчетной сети Банка России, в зависимости от установленного в договоре между Банком России и кредитной организацией (филиалом) способа обмена расчетными документами ведется на бумажных носителях и (или) в виде электронных баз данных.

    Картотека на бумажных носителях в подразделении расчетной сети Банка России формируется по расчетным документам, поступившим на бумажных носителях.

    Экземпляр сводного платежного поручения, не исполненного в полной сумме из-за недостаточности денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала), помещается в картотеку вместе с описью и приложенными неоплаченными расчетными документами. Сводное платежное поручение помещается в документы дня подразделения расчетной сети Банка России после оплаты последнего приложенного к нему расчетного документа.

    Электронная база данных формируется из электронных платежных документов, не оплаченных из-за недостаточности денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала).

    Кредитная организация (филиал) плательщика по получении от подразделения расчетной сети Банка России подтверждения (выписка, электронные служебно-информационные документы) об оплате электронных платежных документов сокращенного формата из электронной базы данных направляет расчетный документ на бумажном носителе кредитной организации (филиалу) получателя средств в сроки, установленные договором обмена.

    2.3 Организация межбанковских расчётов посредством расчетно-кассового центра

    Действующая система межбанковских расчетов (МБР) базируется на осуществлении платежей через корсчета коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях ЦБ России - РКЦ. Эти отделения ЦБ РФ являются посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

    Расчеты между коммерческими банками и другими кредитными учреждениями ведутся РКЦ, организованными по месту их нахождения, а в зависимости от условий связи и наличия банков межрайонными РКЦ.

    Для осуществления расчетов через РКЦ в нем каждому банку открываются корсчета. Филиалам банков открываются корреспондентские субсчета. На балансовом счете 30102 “Корсчета кредитных организаций в БР”.

    Для учреждения банка корреспондентский счет - это своего рода “расчетный счет”, на нем хранятся все средства коммерческих банков (как собственные, так и не использованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).

    Учреждения банков ежемесячно на основании ведомостей проверки производят выверку корсчетов.

    Такая организация МБР обязывает коммерческие банки соблюдать бесперебойность расчетов с другими банками.

    ЦБ России осуществляет посредничество в платежах между банками, что позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в России.

    Большая часть операций связана с обслуживанием клиентов коммерческими банками и, прежде всего с проведением расчетов между самими хозорганами. Последние используют следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, требования-поручения, инкассовые поручения, аккредитивы, платежные требования.

    Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном учреждении банка, производятся банками, минуя корреспондентский счет, путем прямого списания и зачисления средств по счетам клиентов:

    Дебет - расчетный счет плательщика

    Кредит - расчетный счет получателя.

    Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через систему МФО. На балансе ЦБ РФ открываются два счета по МБР: N 30701 “Начальные обороты по кредитовым авизо текущего года” и N 30706 “Ответные обороты по кредитовым авизо текущего года”. РКЦ начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу, - филиалом Б. Операции друг с другом РКЦ осуществляет на основании специальных документов авизо, представляющих собой официальное извещение о выполнении расчетной операции. По методу доставки авизо могут быть электронными, почтовыми или телеграфными, а по содержанию операции - дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содержания операции).

    Коммерческий банк принимает в течение операционного дня платежные документы своих клиентов и формирует документы для РКЦ (филиала А), с целью зачисления причитающихся средств клиентам коммерческих банков, расположенных в других регионах России.

    В РКЦ производится обработка полученных документов, оформляется авизо и отправляется в РКЦ филиала Б, который зачисляет деньги на корсчет банка-получателя. Авизо остается в РКЦ - филиале Б, а на основании документов банк получатель зачисляет деньги непосредственно на расчетные счета хозорганов - получателей средств.

    На этом этапе заканчиваются расчеты между клиентами, участниками. А в РКЦ (филиале А) составляется отчетная ведомость по отправленным авизо и вместе с экземпляром авизо отправляется обрабатывающий центр, где составляются табуляграммы внутрикустовые и межкустовые для квитовки авизо.

    Списание средств с корсчета банка осуществляются с согласия последнего.

    Имевшие место недостатки в осуществлении МБР через РКЦ (длительность, многочисленные случаи утраты расчетных документов, появление фальшивых авизо, чеков и т. п.), вынудили БР начиная со второй половины 1992 года приступить к реализации комплекса мер по их последовательному устранению.

    С целью ускорения МБР установлены временные нормативные сроки экспедирования почтовых расчетно-денежных документов между учреждениями (РКЦ) ЦБ РФ на территории России. Данные сроки неукоснительны для исполнения. Документы доставляются силами фельдсвязи, специальной связи, Управления инкассации и на транспорте РКЦ, РЦИ. Разработаны специальные маршруты доставки расчетно-денежных документов и графики следования транспорта, за соблюдением которых установлен контроль. Доставка корреспонденции силами данных организаций осуществляется на основании договора с РКЦ. Установлена единая форма журналов, используемых при передаче между РКЦ и службой доставки. Разработана инструкция для эксперта по оформлению и доставке расчетно-денежных документов, а также компьютерная программа по регистрации авизо и оформлении конвертов.

    К недостаткам централизованной системы межбанковских расчетов можно отнести то, что банку не выгодно иметь слишком большой остаток на корреспондентском счете, тат как ЦБ РФ не платит банкам процент за пользование денежными средствами.

    Плюсом является то, что ЦБ РФ может осуществлять рефинансирование коммерческих банков. Центральный банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов между участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков. Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а также надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, центральный банк может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из-за банкротства или не ликвидности ее участников.

    И наконец, только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием РКЦ практически к нулю.

    ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕРАСЧЕТНОЙ СЕТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ЦЕНТРА

    расчетный кассовый центр учет банк

    Создание, в соответствии с концепцией развития расчетной сети Банка России, современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени, требует не только внедрения современной системы передачи и обработки учетно-операционной информации, основывающейся на принципиально новой программно - технической платформе и телекоммуникационно-информационной среде, но и соответствия расчетной сети Банка России объективному состоянию платежной системы Российской Федерации на всех этапах ее совершенствования.

    В период становления двухуровневой банковской системы на территории России было организовано более 1300 расчетно-кассовых центров. Организация широко разветвленной сети РКЦ была обусловлена необходимостью обеспечения стабильного функционирования платежной системы путем максимального приближения учреждений Банка России к обслуживаемым коммерческим банкам, их филиалам и бюджетным организациям в связи с применением в основном почтовой технологии осуществления платежей.

    Формирование новой структуры расчетной сети основывается на современных тенденциях в развитии платежной системы, важнейшими из которых являются:

    - создание системы валовых расчетов в режиме реального времени на основе электронных технологий для проведения операций кредитных организаций, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, органов Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов;

    - развитие расчетных систем кредитных организаций, основанных на технологиях проведения расчетов через единый корреспондентский счет (на уровне головных либо на уровне региональных филиалов кредитных организаций). Это ведет к сокращению количества обслуживаемых расчетно-кассовыми центрами корреспондентских субсчетов и объема совершаемых ими операций;

    - развитие расчетов между кредитными организациями на основе установления прямых корреспондентских отношений. Это также сокращает количество совершаемых расчетно-кассовыми центрами операций;

    - изменение порядка расчетного обслуживания счетов органов Федерального казначейства в связи с переходом финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства, а также по отдельным договорам - счетов бюджетов других уровней, что приведет к значительному сокращению количества обслуживаемых счетов объема совершаемых расчетно-кассовыми центрами расчетных операций.

    Процесс оптимизации расчетной сети Банка России во избежание сбоев и задержек в проведении расчетных операций осуществляется поэтапно по мере развития технологий электронных расчетов, процесса консолидации корреспондентских счетов кредитных организаций, системы Федерального казначейства с учетом темпов технического перевооружения учреждений Банка России.

    Необходимыми требованиями на всех этапах оптимизации расчетной сети Банка являются:

    - сокращение сроков проведения расчетов;

    - обеспечение надежности и безопасности совершаемых расчетных операций;

    - своевременность обеспечения денежной наличностью кредитных организаций, подразделений Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открываемые им в органах Федерального казначейства, а также других клиентов Банка России.

    Расчетная сеть Банка России, адекватная современным требованиям функционирования платежной системы, должна включать в себя:

    Федеральный расчетный центр (ФРЦ)

    ФРЦ создается в г. Москве для проведения расчетов в режиме реального времени.

    В ФРЦ будут открыты счета всем участникам системы валовых расчетов в режиме реального времени, в том числе подразделениям Банка России.

    В ФРЦ будут осуществляться следующие операции:

    - открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций;

    - открытие и ведение счетов клиентов Банка России;

    - осуществление расчетов в валюте Российской Федерации Банком России с кредитными организациями по кредитованию, купле-продаже иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами;

    - по учету обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России;

    - по учету операций с денежной наличностью учреждений Банка России;

    - часть операций по внутрихозяйственной деятельности Банка России.

    Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ)

    ГРКЦ функционируют в областных, краевых и республиканских центрах.

    ГРКЦ на I и II этапах оптимизации расчетной сети осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (их филиалов), исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов власти местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции.

    На заключительном III этапе оптимизации расчетной сети ГРКЦ реорганизуются в операционно-кассовые центры (ОКЦ).

    Операционно-кассовые центры (ОКЦ)

    ОКЦ организуются в регионах при наличии необходимого объема операций в соответствии с отраслевыми нормативами для обеспечения кассового обслуживания клиентов Банка России и передачи в электронном виде расчетных документов ГРКЦ и ФРЦ.

    ОКЦ производят электронный обмен информацией с ГРКЦ и ФРЦ при осуществлении ими расчетных операций кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций, находящихся в зоне обслуживания ОКЦ.

    Операционно-кассовые центры не ведут корреспондентские и лицевые счета кредитных и некредитных организаций, за исключением специальных счетов, связанных с учетом операций с денежной наличностью.

    Расчетно-кассовые центры (РКЦ)

    РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономически развитых центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами связи, кроме того, при нецелесообразности передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). На I и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно-кассовом центре.

    РКЦ осуществляют расчеты в режиме реального времени через ФРЦ.

    На заключительном этапе оптимизации расчетной сети РКЦ реорганизуются в ОКЦ.

    Оптимизация расчетной сети Банка России будет осуществляться в три этапа в соответствии с одобренным Советом директоров "Планом мероприятий поэтапной оптимизации расчетной сети Банка России в разрезе регионов Российской Федерации" по мере проведения необходимых организационно - технических мероприятий.

    На первом этапе оптимизации расчетной сети:

    - ликвидируются расчетно-кассовые центры, обрабатывающие в среднем за один рабочий день менее 100 расчетных документов, расположенные на расстоянии менее 100 км (по автомобильной или железной дороге) от других РКЦ. По указанным критериям ликвидируются 143 РКЦ;

    - ликвидируются по просьбе территориальных учреждений ЦБ РФ 5 РКЦ, расположенных в республиканских, областных и краевых центрах;

    - численность РКЦ, сохраняемых на I этапе оптимизации расчетной сети, приводится в соответствие с нормами нагрузки на учетно-операционных и кассовых работников.

    Счета действующих кредитных организаций и других клиентов, закрываемых РКЦ передаются в ближайшие РКЦ, а при наличии технических возможностей - в ГРКЦ. Счета кредитных организаций, по которым отозваны лицензии, а также счета ликвидационных комиссий передаются в ГРКЦ.

    Передача счетов клиентов и использование помещений ликвидируемых РКЦ производятся в порядке, утвержденном Советом директоров Банка России.

    Помещения ликвидируемых РКЦ могут быть использованы как центры доступа в телекоммуникационную сеть Банка России для размещения необходимого оборудования.