Руководства, Инструкции, Бланки

образец заполнения отзыва на аттестуемого педагогического работника img-1

образец заполнения отзыва на аттестуемого педагогического работника

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика на учителя - Характеристика на сотрудника - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Другие статьи

Документация аттестации: о чем нужно знать заранее!

Центр подготовки педагогов к аттестации

Как оформить и подать заявление.
Ну это смотря на какую категорию подаем, или же на соответствие.
Инициатива аттестации работника на установление соответствия занимаемой должности принадлежит руководителю образовательного учреждения.Основанием для этого вида аттестации является представление работодателя. Работодатель обязан вас ознакомить с данным документом. В случае вашего несогласия с данным представлением вы имеете право сами представить в аттестационную комиссию сведения, содержащие мотивированную всестороннюю и объективную оценку ваших профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности, информацию о прохождении повышения квалификации и т.д. Вместе с представлением тогда в аттестационную комиссию направляете и заявление на аттестацию.
Если вы. изъявили желание быть аттестованными на первую или высшую категорию, то за 3 месяца до окончания срока предыдущей аттестации подаете соответствующее заявление в аттестационную комиссию.
В нашем регионе (Камчатский край) с образцом оформления заявления можно ознакомиться на сайте института повышения квалификации педагогических кадров.
С уважением.

Добавлено (08.12.2012, 15:38)
---------------------------------------------
Какие требования предъявляются к заполнению заявления?

Общие требования:
-заявление представляется в печатном виде;
-при заполнении позиции «место работы» указывается полное наименование образовательного учреждения в соответствии с его Уставом;
-указываются полные наименования образовательных учреждений, организаций, которые окончил аттестуемый, в которых проходил повышение квалификации.
В строке «наличие квалификационной категории»:
-указывать окончание действия квалификационной категории (число, месяц, год).
В строке «Основания для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы» указывать:
-какими современными образовательными технологиями и методиками владеете;
-как применяете современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности;
-показатели результатов освоения обучающимися аттестуемого образовательных программ (в динамике за 5 лет) и сравнение этих показателей с подобными средними показателями в данном образовательном учреждении;
-результаты участия обучающихся аттестуемого во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в динамике за 5 лет);
-описать личный вклад в инновационную деятельность образовательного учреждения;
-описать распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.
В строке «Образование»:
-указывать специальность по образованию и квалификацию (по диплому об образовании);
В строке «Наличие награду званий, ученой степени, ученого звания» указывать:
-полное наименование наград и год присуждения;
-полное наименование ученой степени, наименование учреждения, где состоялась защита диссертации, указывать тему диссертационной работы, год ее защиты;
-полное наименование ученого звания и год присуждения.
В строке «Сведения о повышении квалификации» указывать:
-наименование программы повышения квалификации, наименование образовательного учреждения (организации), в котором аттестуемый проходил повышение квалификации, номер свидетельства о повышении квалификации и дату прохождения повышения квалификации.

Добавлено (08.12.2012, 15:50)
---------------------------------------------
Как оформлять материалы портфолио?
Структура и содержание портфолио (Камчатский край)
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, социальной, творческой и др.) деятельности за последние годы работы (3-5 лет).
В титульном листе указываются: фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, его место работы, заявленная квалификационная категория, дата проведения экспертизы (по графику).
Далее следует перечень документов и материалов, составленный в четком соответствии с Оглавлением.
Основное содержание портфолио составляют материалы, представленные на бумажном носителе в виде справок, отчетов, анкет, таблиц, диаграмм, распечаток, копий грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п.
Оформление портфолио
Титульный лист, перечень документов и материалов, представляемых в портфолио, оформляются в соответствии с образцами в виде текста (шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный).
Общий объем портфолио зависит от количества представленных в нем документов и материалов
Документы представляются в копиях, заверенных руководителем аттестуемого, материалы подписываются самим работником либо его руководителем (в зависимости от предъявляемых требований). Подготовленные работником документы и материалы по каждому из показателей вкладываются в файлы и подшиваются в папку-скоросшиватель.

Структура Портфолио
Портфолио педагогического работника, кроме титульного листа и Оглавления включает в себя 6 разделов:
1.Лист самооценки педагогической деятельности (см. приложение).
2. Профессионально-педагогическое мастерство.
3. Профессиональная квалификация.
4. Профессиональные достижения.
5. Другие документы.
6. Приложение.

Большую роль играет наличие комментариев в портфолио, отражающих собственные мысли педагога в отношении его деятельности, оформленных в форме письма к читателю, эссе, объяснительной записки ит.д.

Добавлено (08.12.2012, 16:06)
---------------------------------------------
Какое оно бывает?(Портфолио)
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА
Портфолио педагога – это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.

Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Существуют разные виды портфолио.

1. Аттестационный портфолио

В период подготовки к аттестации на 1, 2 или высшую квалификационную категорию целесообразно педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество.
Рекомендации по работе с портфолио

1. В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.
2. Каждый отдельный материал должен датироваться
3. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.

Добавлено (08.12.2012, 16:07)
---------------------------------------------
Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности. Цель его – сформировать банк данных о нём (о педагоге).
Периодичность заполнения педагогического портфеля: не менее 1 раза в квартал

Разделы Содержание
Визитная карточка
Информация о педагоге

Повышение уровня педагогической квалификации
Документ об окончании курсов, посещениях открытых просмотров, конференций и пр.
Диагностика профессионального мастерства педагога
Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников
Педагогическая копилка
Материалы, разработанные педагогом, конспекты занятий, открытых просмотров, мероприятий для педагогов ДОУ, города, области, проекты, аудио- и видеоматериалы, фотографии
Показатели в работе
аграды, поощрения, сертификаты
Отзывы. Заключения, рецензии, резюме.

Цель – обеспечить информацией об эффективности деятельности ДОУ сотрудников, родителей, детей, членов аттестационной комиссии. Периодичность заполнения – не менее 1 раза в квартал, место хранения – кабинет заведующего.

Портфолио ДОУ отражает достижения ДОУ за определённый период.
В него входят:
1. Информационно-аналитические материалы.
2. Сведения об инновационной деятельности
3. Участие педагогов в городских, областных, всероссийских мероприятиях.
4. Документы, подтверждающие участие детей в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, выставках, проводимых в ДОУ, городе, области, России
5. Публикации материалов из опыта работы педагогов в городских, областных, всероссийских изданиях.
6. Сведения о наградах (или копии наградных свидетельств).
7. Фотоматериалы
8. Видеоматериалы
9. Результаты диагностики детей по освоению Программы
10. Отзывы, пожелания коллег, родителей, публикации материалов о деятельности детского сада в СМИ.
ПОРТФОЛИО СЕМЬИ

Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Мы путешествуем» и многое другое.
Портфолио коллектива

Портфолио коллектива – один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив – это группа дошкольников, педагогов, кружок, МО, творческий коллектив и пр.
Целью создания портфолио коллектива является представление достижений, результатов труда коллектива, разработка комплексного подхода, системы работы по реализации отдельной задачи, создание и обобщение опыта по определённой проблеме, подготовка к конкурсу, смотру и т.д.

Добавлено (08.12.2012, 16:14)
---------------------------------------------
Виды портфолио.
Портфолио документов — необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы отражающие его личностно-профессиональный рост — свидетельство о повышении квалификации, свидетельство внештатного эксперта, сертификат о присвоении квалификации «Эксперт по проверке ЕГЭ» и др.
Портфолио отзывов — рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.
Портфолио процесса — материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы — методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, в том числе компьютерно-информационные, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.
Портфолио результатов — качественные и количественные непосредственные и опосредованные показатели результатов работы педагога: уровень профессионально-педагогической подготовки, уровень профессионально-педагогической деятельности, уровень профессионально-педагогических результатов — личностный рост педагога, уровень развития его учеников; объективность оценки результатов деятельности.

Добавлено (08.12.2012, 16:15)
---------------------------------------------
По составу портфолио бывают простые и комплексные. Простые — это тематические портфолио: документальные, процессуальные. Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты. Мы выбрали для себя вид комплексного портфолио, который позволил обеспечить системность всех реализуемых видов деятельности. Вообще, состав портфолио определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой либо сам педагог, либо, например, руководитель методического объединения.
Портфолио может быть как в бумажном, так и в электронном виде.

Добавлено (08.12.2012, 17:16)
---------------------------------------------
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.
Иванова Н.

Аттестуем работников на профпригодность

Кассовый чек при получении аванса будет особенным

Налоговая служба сообщила о требованиях к реквизитам на кассовом чеке в случае получения и зачета аванса. В разрабатываемых налоговиками форматах чеков, которые будут пробивать онлайн-ККТ, есть особая отметка для расчетов авансом.

Предельный размер базы для начисления взносов на 2017 год уже утвержден

Правительство РФ окончательно определилось с лимитами страховой базы для начисления взносов на следующий год.

Компенсация за неиспользованный отпуск: особенности расчета

Если к моменту увольнения сотрудник проработал без отпуска 10 месяцев и 20 дней, компенсация за неиспользованный отпуск ему выплачивается в полном размере, т.е. за 28 календарных дней.

Подготовьтесь к переходу на новые взносы

С нового года взыскивать недоимки по взносам (кроме взносов «на травматизм») за периоды до 01.01.2017 будет ФНС – на основании данных, которые передадут ей фонды. Чтобы снизить вероятность неизбежных в таких случаях накладок, до конца декабря нужно:

Регистрация юрлиц и ИП: новые правила

Минфин актуализировал процедуру госрегистрации организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Граждан с нелегальными доходами пенсий не лишат, но задуматься о будущем заставят

ПФР опубликовал заявление, в котором опроверг слухи о планах фонда исключить из пенсионной системы граждан, не платящих налоги и взносы. При этом планируется активизировать работу по борьбе с нелегальной занятостью.

Как начать работу с онлайн-ККТ

Передавать информацию с онлайн-ККТ можно через операторов фискальных данных (ОФД). О том, как организован этот процесс, рассказывает представитель компании, оказывающей такие услуги.

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 21 ноября 2011 г.

Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н.

Аттестуем работников на профпригодность Как это правильно сделать, чтобы потом результаты аттестации не оспорили Рассказываем руководителю

Аттестацию стоит провести, если в компании планируется сокращение и нужно понять, кого из сотрудников оставлять на работе, а кого переводить или увольнять (то есть кто более квалифицирован, а кто менее ) ст. 179 ТК РФ. Даже если это и так очевидно, работодателю не помешают соответствующие доказательства на случай, если сокращенный работник обжалует увольнение в суде.

Нередко причиной проведения аттестации персонала становится желание уволить сотрудника, который работает из рук вон плохо, но при этом не хочет переводиться на другую, менее квалифицированную работу и сам из компании не уходит. Но иногда аттестацию работников проводят, чтобы разобраться, что мешает подчиненным эффективно работать, какие им нужны тренинги, курсы повышения квалификации и т. п.

По каким бы причинам у вас ни организовывалась эта процедура, если в компании нет юриста и кадровика, то оформление документов могут поручить бухгалтеру.

Мы расскажем, что нужно учесть, чтобы грамотно организовать аттестацию и правильно оформить кадровые решения по ее итогам. А в рубрике «Документооборот» вы найдете образцы необходимых документов.

Первым делом — положение об аттестации Предупреждаем руководителя

Если уволить работника по итогам какой-то другой проверки, нежели аттестация. то через суд он может восстановиться на работ е Определение Верховного суда РФ от 04.06.2004 № 5-В03-82 ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10.12.2002 № 33-2069. Кроме того, компанию обяжут оплатить ему период вынужденного прогула и, возможно, компенсировать моральный вре д ст. 394. ст. 237 ТК РФ .

Если у вас обычная коммерческая организация, то порядок аттестации ваших сотрудников не урегулирован каким-либо специальным законом или подзаконным нормативным актом (как, например, у госслужащих, сотрудников Противопожарной службы МЧС Росси и Приказ МЧС России от 16.01.2003 № 20 или организаций, поднадзорных Ростехнадзор у Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 ). Это не означает, что провести аттестацию нельзя. Просто вам нужно принять свой локальный нормативный акт — положение об аттестации работнико в ст. 8 ТК РФ. ст. 81 ТК РФ. Без него принимать какие-то решения по ее итогам, в том числе об увольнении сотрудников, нельз я п. 3 ч. 1. ч. 2 ст. 81 ТК РФ ; п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 .

Помните, аттестация — это единственная процедура. позволяющая уволить работника по причине несоответствия занимаемой должност и п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Никакие другие проверки знаний и квалификации ее не заменят. И никакой другой орган, кроме аттестационной комиссии, не может признать работника «профнепригодным » Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10.12.2002 № 33-2069 .

Из авторитетных источников

АНОХИН Алексей Васильевич

Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости

“ Порядок проведения аттестации работников устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работнико в ч. 2 ст. 81 ТК РФ .

Необходимость такого порядка применительно к работникам, в отношении которых отсутствуют специальные нормативные правовые акты по прохождению аттестации, существует, если работодатель ставит (планирует ставить) вопрос об увольнении работников в связи с несоответствием их занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификаци и п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ” .

Что же нужно учесть при разработке локального положения об аттестации?

Учитываем советское Положение об аттестации

Не прописывайте в локальном положении об аттестации правила, которые ухудшат положение ваших сотрудников по сравнению с советским Положение м ст. 8 ТК РФ. Если вы их пропишете и кто-то из работников не пройдет аттестацию по таким правилам и будет уволен, то суд, скорее всего, его восстанови т Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

С учетом сказанного отразите в локальном акте об аттестации следующие моменты.

Круг аттестуемых работников
  • беременных женщин;
  • женщин, имеющих детей в возрасте до года;
  • работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года.

Плюс помните, что наряду с беременными женщинами нельзя уволить по отрицательным итогам аттестации еще целую группу лиц с семейными обязанностями, но уже согласно ТК Р Ф ст. 261 ТК РФ :

  • женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.
Периодичность проведения аттестации

По советскому Положению аттестацию можно проводить не чаще одного раза в 3 или 5 лет, а если это аттестация руководящих работников — раз в 2 год а пункт 4. п. 15 советского Положения. Если вы отступите от этого правила, то суд может расценить это как ухудшение положения работника по сравнению с трудовым законодательство м ст. 8 ТК РФ. И если работника уволят по итогам слишком частой аттестации (например, ежегодной), то в случае трудового спора это может стать одним из оснований его восстановления на работе судо м Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Обратите внимание: советское Положение регулирует проведение только очередной аттестации, но ничего не говорит о внеочередной. Но если вы закрепите в локальном акте обязанность работников проходить в определенных случаях внеочередную аттестацию, то это не должно расцениваться как ухудшение их положения по сравнению с законом. Кстати, нормы о внеплановой аттестации сплошь и рядом прописываются в отдельных нормативных правовых актах об аттестации отдельных категорий работнико в п. 4.1 Положения об аттестации работников органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.10.98 № 74 ; п. 6 Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 № 1479 .

Правомерность закрепления в локальном положении норм о внеочередной аттестации нам подтвердили и в Роструде.

Из авторитетных источников

“ Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связ и утв. Постановлением ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.73. другие акты бывшего СССР по данному вопросу могут быть использованы в качестве рекомендаций при разработке в организации локального нормативного акта, регламентирующего вопросы аттестации.

При этом наличие в локальном акте, регламентирующем вопросы проведения аттестации у конкретного работодателя, положения о возможности проведения внеочередной аттестации в определенных случаях (например, при переходе на вышестоящую должность) не вступает в противоречие с действующим законодательством ” .

АНОХИН Алексей Васильевич
Роструд

Итак, пропишите, в каких случаях может проводиться внеочередная аттестация. Как минимум укажите, что она проводится по решению руководства после принятия решения о сокращении численности или штата работников, а также при наличии существенных упущений в работе отдельных сотруднико в Решение Верховного суда РФ от 15.02.2001 № ГКПИ00-1464 .

Сроки и график проведения аттестации утверждает руководитель. Их нужно довести до сведения аттестуемых работников не позднее чем за месяц до начала аттестаци и п. 4 советского Положения. Поэтому если вы заблаговременно не известите работников о предстоящей аттестации, то суд может расценить это как нарушени е Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Помните, что вам нужно иметь доказательство, подтверждающее факт уведомления работника о предстоящей аттестации.

Порядок проведения аттестации

Пропишите в локальном положении об аттестации подробный порядок ее проведения. В том числе укажите, в какой форме она проводится (в устной или в письменной — путем выполнения теста и др.).

Формируем аттестационную комиссию

Руководитель своим приказом формирует комиссию из числа руководящих работников и высококвалифицированных специалистов. В ее состав входя т п. 5 советского Положения ; ст. 82 ТК РФ :

  • председатель;
  • секретарь;
  • члены комиссии;
  • представитель профсоюза (если он у вас есть).

Пофамильный состав аттестационной комиссии можно утвердить и приказом о проведении аттестации.

В положении об аттестации не забудьте прописать, какие решения принимает аттестационная комисси я п. 7 советского Положения :

  • <или> о соответствии работника занимаемой должности;
  • <или> о соответствии работника занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
  • <или> о несоответствии работника занимаемой должности.

Результаты аттестации должны объявляться аттестуемому работнику непосредственно после подведения итогов голосования.

В проведении аттестации и голосовании (в отсутствие работника) должно участвовать не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты голосования должны определяться большинством голосов, а при равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемого работника он должен признаваться соответствующим занимаемой должност и п. 8 советского Положения .

Вместе с локальным актом об аттестации утвердите форму аттестационного листа, куда аттестационная комиссия будет заносить выводы об аттестации (или неаттестации) работник а п. 9 советского Положения. Аттестационный лист нужно будет заполнить в ходе аттестации в двух экземплярах, и один экземпляр выдать работнику.

Второй экземпляр аттестационного листа вместе с отзывом на работника нужно будет хранить в его личном деле.

Кроме того, во время аттестации секретарь аттестационной комиссии должен вести в свободной форме протокол ее заседания. В протокол также должны быть занесены результаты голосовани я п. 8 советского Положения .

Предупреждаем руководителя

Работников нужно ознакомить с локальным положением об аттестации под роспис ь ст. 22 ТК РФ. Если этого не сделать, то увольнение работника по результатам аттестации будет признано незаконны м Определение Московского городского суда от 30.03.2011 № 33-8582.

Если в компании есть профсоюз, то не забудьте учесть его мнение перед тем, как утверждать ваше локальное положение об аттестаци и ст. 8 ТК РФ. ч. 2 ст. 81 ТК РФ. ст. 372 ТК РФ ; п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 ; Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370. Иначе в случае жалобы профсоюза или работников в трудинспекцию компанию и ее руководство могут оштрафоват ь ст. 5.27 КоАП РФ. Если же в такой ситуации кого-то уволят по итогам аттестации, то при обращении уволенного в суд его восстановят на работ е ст. 394 ТК РФ .

После утверждения руководством локального положения об аттестации ознакомьте с ним работников компании. Сроки такого ознакомления лучше прописать в заключительных положениях об аттестации. А сотрудников, принимаемых на работу уже после введения положения об аттестации, знакомьте с ним при приеме на работ у ст. 68 ТК РФ .

Перед аттестацией

На каждого аттестуемого работника его непосредственный руководитель должен заблаговременно составить письменный отзыв (характеристику ) п. 6 советского Положения. В отзыве должны быть отражены характеристика производственной деятельности работника, квалификация, соблюдение им трудовой дисциплины. Лучше сразу утвердить локальным положением об аттестации форму отзыва.

Отзыв должен представляться в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до аттестаци и п. 6 советского Положения. Иначе при оспаривании увольнения суд может посчитать, что у комиссии до заседания не было объективной информации о работнике и показателях его работы. Это наряду с другими нарушениями, допущенными работодателем при проведении аттестации, может стать причиной для восстановления на работе сотрудника, уволенного по результатам такой аттестаци и Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Сам работник также должен быть не позднее чем за неделю до аттестации ознакомлен с представленным на него отзыво м п. 6 советского Положения .

Уже на заседании аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого работника о его работе. Если же работник не явится на заседание без уважительных причин, то комиссия вправе провести аттестацию в его отсутстви е п. 7 советского Положения. Это стоит дополнительно закрепить в локальном акте об аттестации.

А вот прописывать в локальном положении правило о том, что если работник не является на аттестацию без уважительных причин или отказывается ее проходить, то он признается неаттестованным, Роструд не советует.

Из авторитетных источников

“ Трудовой кодекс предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестаци и п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Увольнение работника по данному основанию допустимо, если несоответствие работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации подтверждено именно результатами аттестации.

Таким образом, Трудовым кодексом увольнение работника по указанному основанию без проведения аттестации не предусмотрено.

Факт неявки на аттестацию или отказ работника от ее прохождения не тождественен факту получения отрицательного результата при аттестации. Включение подобных положений в локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы проведения аттестации ” .

АНОХИН Алексей Васильевич
Роструд

Оформляем решения руководства по итогам аттестации

Заполненные комиссией аттестационные листы на сотрудников нужно передать руководителю компании для принятия кадровых решений.

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе, то уволить его как не соответствующего должности нельз я п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 .

Не забудьте занести результаты аттестации работников в раздел IV личной карточки по форме № Т-2 утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Если в аттестационном листе содержится вывод комиссии о несоответствии работника занимаемой должности и руководитель не хочет оставлять его в этой должности, то поступаем так.

ШАГ 1. Предлагаем работнику перевод на другую работу (соответствующую квалификации или требующую более низкой квалификаци и ст. 81 ТК РФ ).

Обращаем внимание, что обязанности предлагать работнику временно свободные должности (например, занятые лицами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком) у работодателя нет. Такие должности не считаются вакантными, что подтверждают и суд ы Определение Московского городского суда от 19.08.2010 № 33-26128 .

ШАГ 2. В зависимости от решения работника:

  • <или> при его согласии на перевод оформляем дополнительное соглашение к его трудовому договору и издаем приказ о переводе по унифицированной форме № Т-5 утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 ;
  • <или> при его отказе от перевода получаем такой отказ письменно и оформляем увольнение. Для этого издаем приказ о расторжении трудового договора по унифицированной форме № Т-8 утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 .
Предупреждаем руководителя

Все кадровые решения в отношении работника (как о переводе, так и об увольнении) могут быть приняты только в течение 2 месяцев со дня аттестаци и п. 12 советского Положения .

При отсутствии в компании подходящих вакансий можно сразу же готовить документы на увольнение работник а п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

Учитывайте, что увольнять работника по результатам аттестации в период его временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске нельз я ст. 81 ТК РФ. Но если вы сначала оформили приказ об увольнении работника, а работник в тот же день взял больничный, то отменять приказ об увольнении не нужно. В этом случае компания обязана только оплатить уже бывшему работнику период временной нетрудоспособност и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ; Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Если работник — член профсоюза, то, прежде чем его увольнять, нужно учесть мнение профсоюз а ст. 82. ст. 373 ТК РФ .

В случае увольнения работника запись в его трудовой книжке должна выглядеть так.

Можно также написать: «Уволен в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации » п. 5.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 .

Выходное пособие работнику при увольнении платить не надо (если только иное не предусмотрено в коллективном договоре компании, локальном нормативном акте или в трудовом договоре).

Многие не хотят заморачиваться с аттестацией, считая это дело чересчур хлопотным и трудоемким. Но если подойти к этому вопросу грамотно, то окажется, что организовать и провести аттестацию не сложнее, чем любую другую оптимизационную процедуру в компании, например сокращение.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему « Кадры / оплата труда »: