Руководства, Инструкции, Бланки

технологическая карта экскурсии образец заполнения

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тема 5

Тема 5. Подготовка технологической карты экскурсии

Технологическая карта является основным документом экскурсии. Это технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. Технологическая карта включает пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора, и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе

Образец оформления технологической карты экскурсии

1-й лист - титульный. На нем указываются следующие данные:

Ф.И.О. дата, подпись___________

Технологическая карта экскурсии на тему «…….»

Вид экскурсии (в соответствии с классификацией);

Маршрут экскурсии (кратко основные пункты);

2-й и последующие листы оформляются в виде таблицы.

Наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих тему

В графе «маршрут экскурсии» поэтапно указываются все улицы, площади и переулки, по которым должна следовать группа, при этом маршрут разбивается на отдельные отрезки-проезды (около 10 минут) и остановки. Первой называется та улица или площадь, где рассказывается вводная часть (введение). После этого называется отрезок маршрута до того места, где начинается раскрытие первой подтемы.

Место посадки в автобус и место начала экскурсии могут не совпадать. Место посадки согласовывается с заказчиком. Обычно посадка производится вблизи от предприятия или учебного заведения, где работают или учатся экскурсанты, около станции метро, на вокзале, в порту и т.п. Расстояние до места начала экскурсии может быть большим, тем не менее, экскурсия должна начинаться неподалеку от тех объектов, на которых будет раскрываться первая подтема. Если проезд до первого объекта достаточно продолжителен, экскурсовод озвучивает организационную часть введения, дает общую характеристику города, характеристику его природно-географического положения, населения, исторических этапов, общее и особенное в культуре города и др.

В графе «остановки» называются те точки маршрута, где группа должна остановиться. При этом указывается конкретное место остановки ("у главного подъезда Зимнего дворца", "у северного фасада" и т.п.). Если это автобусная экскурсия, то возможны остановки с выходом из автобуса и без выхода из него, что также должно быть оговорено в методической разработке.

В графе «объекты показа » должны быть перечислены основные и дополнительные объекты, которые показываются группе во время остановок, а также во время проездов или переходов. В городской экскурсии объектами показа могут быть дом, улица или площадь. В загородной экскурсии это могут быть город в целом, село, поселок, а при проезде по маршруту – их видимые издали архитектурные доминанты (колокольня, высокий дом и т.п.)

В графе «время » указывается продолжительность каждого проезда или остановки. Это время, которое может быть затрачено на показ объекта (или группы объектов) во время остановки, на рассказ экскурсовода и на передвижение по маршруту к следующей остановке (объекту). Здесь необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов, время на отдых, покупку сувениров, туалет.

Графа – «наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих тему » - содержит название одной или нескольких подтем, которые раскрываются на данном проезде или остановке, а также основные вопросы подтемы. Количество вопросов подтемы может колебаться от 3-х до 5-ти. Не следует вводить в подтему слишком разные по содержанию вопросы.

В графе «организационные указания » даются рекомендации по передвижению группы по маршруту, по ее расстановке с учетом правил дорожного движения, безопасности ("группу поставить так, чтобы исключить возможность попадания на железнодорожные пути", "предусмотреть объезд аварийного участка дороги" и т.п.). Сюда относятся вопросы техники проведения экскурсий. В загородных экскурсиях в этой графе указываются санитарные остановки. В производственных экскурсиях делаются ссылки на инструкции по технике безопасности предприятия, перечисляются обязательные правила поведения экскурсантов во время пребывания на территории предприятия (например, в конвейерном цеху исключить возможность непосредственного соприкосновения экскурсантов с конвейером). В этой же графе приводится зимний вариант сокращенного выхода группы. В этом случает рассказ рекомендуется начать в автобусе, сократив время нахождения на улице.

В графе «методические указания» называются методические приемы, которые следует использовать на каждом конкретном участке маршрута или на остановке (например, для воспроизведения первоначального вида площади Восстания использовать прием реконструкции…) Даются советы, как лучше использовать прием. Здесь же даются указания, когда и как использовать материалы портфеля экскурсовода (например, при использовании приема зрительной реконструкции целесообразно показать фотографию площади Восстания начала ХХ века, с церковью и памятником Александру III). В этой графе также можно отметить следующее: «объяснить термины», «дать туристам возможность походить вокруг объекта…», «дать советы по дальнейшему осмотру города», «дать совет тем, кто устал, посидеть на скамейке» и т.п.

технологическая карта экскурсии образец заполнения:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Технологическая карта экскурсии

    Технологическая карта экскурсии Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Экскурсионная методика, отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии, его объезд (обход) и подготовка контрольного теста. Методические приемы показа. Комплектование "портфеля экскурсовода". Прием и техника проведения экскурсии.

    курсовая работа [76,6 K], добавлен 26.06.2011

    Изучение теоретико-методологической базы разработки экскурсионных маршрутов. Требования к портфелю экскурсовода и его составление. Определение маршрута и основных объектов показа на экскурсии по Эски-Кермену. Разработка технологической карты экскурсии.

    курсовая работа [3,3 M], добавлен 11.10.2013

    Этапы, методы разработки и подготовки экскурсии. Требования технологической карты экскурсии и порядок ее составления. Культура речи экскурсовода. Методические приемы показа. Экскурсии военно-патриотической тематики. Организация музейных экскурсий.

    шпаргалка [58,2 K], добавлен 19.12.2011

    Разработка программы природоведческой экскурсии для школьников. Методические приемы показа, используемые при проведении экскурсии. Этапы проведения экскурсии. Показ экскурсионных объектов. Экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области.

    отчет по практике [78,7 K], добавлен 26.05.2013

    Основные аспекты экскурсионного дела. Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении. Технология подготовки новой экскурсии, составление маршрута. Функция контроля на всех этапах разработки. Необходимые сведения и документация для создания экскурсии.

    курсовая работа [48,1 K], добавлен 04.02.2011

    Разработка экскурсионного маршрута по наиболее интересным местам и достопримечательностям города Энергодара. Написание контрольного текста экскурсии. Проектирование технологической карты экскурсии, продолжительности остановок, основные вопросы.

    курсовая работа [37,3 K], добавлен 21.04.2013

    Методика разработки экскурсии: основные положения. Комплексная характеристика города Уфа как экскурсионного объекта. История города Уфа. Технологическая карта городской обзорной экскурсии "Уфимские мотивы". Разработка индивидуального текста экскурсии.

    курсовая работа [1,5 M], добавлен 22.11.2015

    Анализ специфики проведения пешеходной экскурсии. Техника и методы работы экскурсовода, раскрытие приемов, используемых для достижения максимального результата. Методическая разработка литературной 3-х часовой автобусной экскурсии по г. Ростову-на-Дону.

    курсовая работа [1,4 M], добавлен 27.05.2009

    Сущность и классификация экскурсии. Особенности пешеходных экскурсий. Этапы подготовки религиозно-архитектурной экскурсии по городу. Индивидуальный текст экскурсовода. Технологическая карта проведения экскурсии. Туристские ресурсы города Слободского.

    курсовая работа [1,2 M], добавлен 18.10.2011

    Методика проведения экскурсии на тему "Новосибирск развлекательный". Технология ее подготовки: выбор темы и отбор объектов. Вариант маршрута экскурсии. Портфель экскурсовода. Оценка экономической эффективности разработанного экскурсионного продукта.

    курсовая работа [1,1 M], добавлен 21.10.2010

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    «Белорусский государственный университет физической культуры»

    по дисциплине «Экскурсоведение»

    Тема: «Технологическая карта экскурсии»

    Подготовил: слушатель группы

    менеджмент туристкой организации

    Факультета повышения квалификации и переподготовки кадров

    Кафедры непрерывного образования в туризме

    Трубач Ольга Ивановна

    Технологическая карта экскурсии

    Представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.

    Кроме того, технологическая карта экскурсии представляет собой основной документ, который требуется при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.

    Технологическая карта экскурсии

    экскурсионный показ осмотр маршрут

    Тема экскурсии ___________________________________________

    Длительность (час) ________________________________________

    Протяженность (км) _______________________________________

    (автор, коллектив авторов, предприятие)

    Содержание экскурсии _____________________________________

    Маршрут экскурсии, _______________________________________

    в том числе варианты маршрута (летний, зимний) ______________

    Технологическая карта так же, как и сама экскурсия, состоит из трех частей; вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщить экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание ее участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа. (Текст в технологической карте записывается без учета ее граф.) Во вступлении могут быть указаны ее варианты, использование которых зависит от состава экскурсионной группы.

    В графе 1 "Участки (этапы) перемещения по маршруту" указываются улицы, проспекты, бульвары, шоссе, площадь по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Первым указывается место, где экскурсовод дела (или начинает) вступление к экскурсии. Затем называет отрезок пути до объекта показа, с которого, согласно технологической карте, намечено раскрывать первую подтему экскурсии. Далее записываются отрезки пути от предыдущего объекта до следующего.

    В графе 2 «Места остановок» указываются точки маршрута, где предусмотрены остановка автобуса и осмотр объекта без выхода из него или остановка автобуса и выход группы, а также остановка группы в пешеходной экскурсии. Остановки следует указывать конкретно и точно, например: «28-й километр автострады Москва - Санкт-Петербург», «Театральная площадь, против драматического театра им. М. Горького», «Во дворе дома № 17, перед мемориальной доской». В этой графе целесообразно указать зимние и летние варианты выходов из автобуса. Зимой в сильные морозы количество выходов уменьшается, предполагается осмотр экскурсионного объекта без выхода из машины. Следует также дать в технологической карте рекомендации по поводу остановок на случай дождя или других неблагоприятных метеорологических условий.

    В графе 3 «Объект показа» указывают конкретные экскурсионные объекты, которые показываются экскурсантам на остановке, проездом без остановки автобуса или при передвижении пешеходной группы. Могут быть указаны как основные, так и дополнительные объекты. Описывают полное название объекта, приводят фамилии авторов - скульпторов и архитекторов.

    Время, необходимое для показа объекта и экскурсионного рассказа, связанного с ним, отмечается в графе 4 «Продолжительность». В этом же промежутке времени следует учитывать и время, предназначенное на самостоятельный осмотр объекта экскурсантами (если того требует общий план экскурсии) и предусмотренное на передвижение к следующему объекту. Сумма отрезков времени, указанных в четвертой графе, составляет общую продолжительность экскурсии.

    В пятой графе «Основное содержание информации» перечисляются, согласно маршруту, наименования подтем с краткой их аннотацией. Подтема представляет собой составную часть темы экскурсии. Она может быть раскрыта на одном или нескольких объектах, что зависит от содержащейся в них информации, а также от категории экскурсантов, для которых предназначена экскурсия. Подтемы последовательно раскрывают тему согласно внутренней логике материала экскурсии.

    С небольшими изменениями названий вышеперечисленные подтемы свойственны любому крупному городу, кроме характерных только для него.

    Все вопросы, связанные с порядком передвижения и расположения экскурсионной группы у объектов, обеспечения ее безопасности, правилами поведения у памятных мест и памятников истории и культуры, требованиями охраны природы, выполнением санитарно-гигиенических требований, записываются в графе 6 «Указания по организации». Рекомендации следует давать совершенно конкретные. Например, «Автобус остановить против касс музыкального театра», «Группу расположить справа от моста на набережной», «Группу поставить у второго подъезда дома № 54», «Перед входом в цех объяснить порядок осмотра объектов, напомнить о правилах безопасности» и т.д.

    В графу № 7 «Методические указания» помещают наиболее важные указания экскурсоводу, связанные с показом и рассказом. В ней перечисляются конкретные детали объекта, на которые экскурсоводу следует обратить внимание при показе, последовательность их анализа, рекомендуются методические приемы показа и рассказа и как их следует применять, даются советы по использованию материалов из «портфеля экскурсовода», излагаются варианты логических переходов, материалов для цитирования.

    После составления методической разработки следует получить у специалистов заключение о ее качестве и утвердить ее приказом руководителя туристско-экскурсионного учреждения.

    Методические приемы экскурсионного показа относятся к приемам непосредственного ведения экскурсии. В разных учебных пособиях по экскурсоведению упоминается разное количество приемов показа. Рассмотрим наиболее употребительные приемы, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделить его особенности, не замечаемые при обычном осмотре.

    Прием предварительного осмотра. Этот методический прием используется, когда экскурсанты находятся непосредственно у памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта и может реализовываться в двух вариантах.

    В первом случае экскурсанты самостоятельно осматривают объект с одной или нескольких сторон, составляют общее впечатление о нем, а затем слушают рассказ экскурсовода и приступают совместно с ним к детальному изучению объекта и его анализу. Во втором случае началом использования этого приема служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно (какие качества и конкретные особенности объекта) необходимо увидеть в ходе осмотра, а затем уже следует самостоятельное наблюдение объекта. На предварительный осмотр отводится не более двух минут.

    Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам с панорамной площадки наблюдать вид местности. В качестве панорамной площадки могут выступать башни, колокольни, крепостные стены, мосты, природные возвышенности и другие точки, откуда открывается панорама какой-либо местности.

    Во время панорамного показа в поле зрения попадает много объектов, поэтому экскурсоводу следует решить, какие объекты показать, а какие «оставить за кадром», с чего начать и в какой последовательности вести показ, как логически и визуально связать следующие друг за другом объекты. Существует несколько принципов построения и организации панорамного показа. Можно показывать объекты слева направо или наоборот (географический принцип); можно показывать объекты, доминирующие с точки зрения высоты или размеров, то есть самые высокие или крупные (градостроительный принцип); можно начать показ с наиболее значимых объектов в историко-культурном отношении (тематический принцип); можно - от наиболее древних к более современным (хронологический принцип). В любом случае для эффективности наблюдения панорамы в ней необходимо выделить композиционный центр и обратить на него внимание экскурсантов, для эффективности, перейдя от общего показа панорамы к частному.

    Прием зрительного анализа заключается в мысленном расчленении зрительного воспринимаемого объекта на его составные части, выявлении наиболее важных сторон памятника и таким образом уяснении его сущности. Оценка и выявление внутренних и функциональных связей объекта осуществляется путем обращения к тому или иному объекту. В соответствии с этим различают искусствоведческий (используется при показе произведений изобразительного искусства), архитектурный (используется при показе архитектурно-градостроительных сооружений), исторический (используется при показе объектов, связанных с историческими событиями), естественнонаучный (характерен для показа объектов природы), технологический (характерен для показа производственных объектов) виды экскурсионного анализа.При анализе чаще всего идут от общего к частному. Сначала указывается название и функциональное назначение объекта, его наиболее общие конструктивные особенности, затем дается более детальный анализ художественных достоинств и, наконец, оценивается историческая значимость. При этом сначала внимание привлекается к наиболее важным свойствам, а потом к второстепенным.

    Прием зрительной реконструкции дает возможность по сохранившимся частями или письменным источникам мысленно восстановить экскурсионный объект в его первоначальном виде или событие, которое произошло. Сущность этого приема заключается в том, что первоначальный облик чего-либо или события восстанавливается словесным путем, однако делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.

    Если объект сохранился частично, то произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части, детали, фрагменты. Если объект вообще не сохранился, то на помощь экскурсоводу приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Здесь в основном используются различные изображения (фотографии, рисунки) объекта в прошлом.

    Прием зрительной реконструкции используется не только для воссоздания облика объекта в прошлом, но и для воссоздания облика объекта в будущем. С этой целью используются схемы, макеты и пояснения экскурсовода.

    Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема зрительной реконструкции. С его помощью экскурсовод составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также отдельных их частей. При этом активно используются материалы «портфеля экскурсовода».

    Прием локализации событий дает возможность отграничить рассматриваемое событие от общего процесса или других событий, приковать взгляды экскурсантов именно к тому месту, где произошло событие. Другими словами, с помощью этого приема устанавливается связь события с определенным местом. Прием локализации помогает экскурсоводу зрительно воссоздать конкретное событие и способствует появлению у экскурсантов чувства причастности к нему. Наиболее эффективно использование рассматриваемого приема в экскурсиях на исторические и производственные темы: «В этом здании во время войны размещался московский театр им. Е. Вахтангова», «В этом цехе был собран первый танк».

    Прием зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении разных объектов или их частей, находящихся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Задача этого методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность и неповторимость. Использование данного приема дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, например высоту памятника, длину крепостных стен, позволяя сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов, время, затрачиваемое на объяснение.

    Прием зрительной аналогии призван облегчить восприятие нового путем сравнения с чем-то хорошо знакомым и основан на сравнении наблюдаемого объекта с тем, который известен экскурсантам, но в данный момент не находится в поле зрения экскурсантов. Экскурсионная группа могла наблюдать его на экскурсии, проведенной ранее, а также в начале данной экскурсии. Таким образом могут сравниваться объекты, находящиеся в разных городах. Задача приема зрительной аналогии - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление об аналогичном объекте. Поэтому прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения, где сопоставляются объекты, в данный момент находящиеся перед глазами экскурсантов.

    Методический прием движения следует отличать от движения как признака экскурсии. Этот прием заключается в движении экскурсантов вблизи объекта для наиболее полного раскрытия художественного облика объекта или выявления значимых деталей, одним словом, лучшего его наблюдения. Некоторые объекты художественного творчества по замыслу своего создателя (архитектура или скульптура) предназначены для восприятия с разных точек, желательно в движении, что придает статичному объекту динамичность, внутреннее движение. Экскурсоводу движение вокруг объекта дает возможность вести многоплановый показ, позволяя выявить повторяемость деталей, а также их различие и характерные особенности. В то же время можно встретить памятники, при работе с которыми применение этого приема, наоборот, противопоказано.

    Другой вариант движения - это движение к объекту. Методически оно построено так, что в ходе приближения группы объект начинает постепенно вырисовываться, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов.

    Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события, например проделать путь, которым следовали герои этого события. Такое передвижение позволяет ощутить расстояние между объектами, размеры объекта.

    Показ мемориальной доски. При наличии на объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта, рассказа о событиях, которые здесь произошли. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая имеется на объекте. Не рекомендуется дословно прочитывать надпись на мемориальной доске, если она находится в пределах видимости экскурсантов и они ее уже прочли сами.

    Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски, если она установлена на объекте (сооружении, памятнике), воздвигнутом в месте или на месте здания, где произошло историческое событие. Другими словами, объект, о котором идет речь, до нашего времени не сохранился, осталась лишь память о нем в виде мемориальной доски.

    Методические приемы показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Обычно экскурсовод демонстрирует группе иллюстративный материал, держа его в руках. Если предмет мелкого формата, то, показав, можно отдать его в руки экскурсантов. Лучше всего делать это на остановке. В автобусе можно пройти по проходу между креслами, демонстрируя наглядное пособие сначала сидящим в одном ряду кресел, а затем - в другом.

    Таким образом, рассмотренные методические приемы экскурсионного показа организуют наблюдение объектов, позволяют выделить его из окружающей среды, сравнить его с другими объектами, отметить его характерные особенности, наконец, дают возможность увидеть объект в нужном ракурсе.

    Также существуют методические приемы экскурсионного рассказа, как и приемы показа, относятся к приемам непосредственного ведения экскурсии и используются для того, чтобы сделать рассказ в экскурсии более эффективным. Рассмотрим наиболее употребительные приемы экскурсионного рассказа.

    Прием экскурсионной справки заключается в сообщении кратких данных об объекте: названия, назначения, года создания, создателей, краткой внешней характеристики. Экскурсионная справка как краткий и минимальный прием является основным приемом рассказа в обзорных городских, особенно автобусных, экскурсиях. Прием экскурсионной справки может использоваться в сочетании с приемами зрительной реконструкции и локализации событий.

    Прием описания предполагает более подробное знакомство с объектом и требует большего времени, чем справка. Существует мнение, что описание должно касаться лишь внешних черт объекта, а для оценки качественных сторон объекта: познавательной ценности, художественных достоинств, оригинальности авторского решения, выразительности, сохранности - должен использоваться прием характеристики, однако мы считаем, что развернутое описание невозможно без всесторонней характеристики объекта, поэтому отдельно методический прием характеристики не выделяем.

    Чем большей весомостью обладает объект как памятник культуры, тем больше аспектов может быть выделено для описания и характеристики. В каждом конкретном случаи набор формально-содержательных аспектов и весомость каждого из них могут меняться, однако существует типовой набор аспектов для памятника архитектуры, изобразительного искусства, истории:

    * история создания (возникновение) памятника;

    * создатели (заказчики, инициаторы, мастера, строители, инженеры, художники);

    * конструктивные и объектно-планировочные решения;

    * художественные особенности объекта;

    * «биография» объекта, связь с историческими событиями и лицами;

    * современное состояние и перспективы использования объектов.

    Прием описания применяется не только при работе с памятниками, но и при работе с историческими событиями, вызывая у экскурсантов зрительные образы, позволяя им представить, как происходили события, делая их тем самым очевидцами или даже участниками событий. Время, отведенное на описание-характеристику объекта, обычно составляет 2 - 3 минуты.

    Прием объяснения предполагает раскрытие внутренних логических и структурных связей объекта с его информационно-семантическим полем, то есть совокупность всех знаний об объекте. Тем самым раскрывается сущность объекта и его причинно-следственные связи с миром и человеком. Так, для памятника архитектуры раскрытие внутренних структурных связей предполагает не только выявление конструктивных, планировочных и декоративных элементов, но и всего, что связано с личностью зодчего, ролью в застройке, а также проблемами восприятия, определения общего места в культуре и т. д. Особенность данного приема состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер. Задача приема объяснения - повышать уровень знаний людей о разных областях жизни в процессе знакомства с экскурсионными объектами.

    Прием объяснения может быть использован во всех экскурсиях. Но наиболее часто он применяется в производственных природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений. Этот прием характерен также для экскурсий с показом произведений изобразительных искусств. Прием объяснения обычно используется параллельно с приемом экскурсионного показа.

    Прием комментирования (репортаж) актуален там, где присутствуют действия, развитие, динамика. Этот прием применяется для ознакомления с изменяющимися объектами и ситуациями, причем изменения объекта должны происходить на глазах экскурсантов. На этом основании прием комментирования еще называют приемом репортажа: репортаж - жанр журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, которое в данный момент происходит перед глазами репортера или комментатора. Этот прием делает говорящего и аудиторию очевидцами и участниками события.

    В силу отмеченных особенностей сфера использования приема комментирования - производственные экскурсии, например рассказ о движущемся конвейере, или комментария при показе строительных работ, при наблюдении за работой токаря у станка. Иногда этот прием может применяться на обычной обзорной экскурсии при комментировании праздничных мероприятий на улицах, швартовки судна в порту, а также при показе экспозиции музеев и выставок - в качестве пояснения к экспонатам.

    Сложность использования данного приема (за исключением музеев и выставок) состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

    Прием цитирования. Цитаты в экскурсии выполняют различные функции. К цитированию прибегают для создания выразительного зрительного образа, используя для этого описания объектов из художественной прозы и поэзии; для яркого и убедительного подкрепления высказанного мнения; для воссоздания картины событий; для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического события; для ознакомления с чьим-то авторитетным мнением. Прием цитирования способствует оживлению экскурсионного материала, создает эффект достоверности, присутствия заочного свидетеля, погружения в атмосферу эпохи, о которой идет речь. Как правило, цитаты не должны быть длительными, чтобы время цитирования не превышало 30 - 40 секунд.

    Прием литературного монтажа. Рассказ построен на наборе отрывков из различных литературных произведений (воспоминаний, статей) и документальных материалов, раскрывающих подтему экскурсии или один из вопросов подтемы. Этот прием дает возможность воссоздать картину одного или нескольких событий. Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать только такие отрывки, которые позволяют экскурсантам увидеть динамику событий, представить то, о чем идет речь на экскурсии, зрительно.

    Прием вопросов-ответов. Важнейшим условием хорошей экскурсии является активная вовлеченность экскурсантов в познавательный процесс, другими словами, наличие обратной связи в коммуникации экскурсовод-группа. На помощь приходит прием вопросов-ответов, использование которого преследует несколько целей. Во-первых, это действенное средство удержать рассеивающееся внимание экскурсантов, особенно детей. Во-первых, любой диалог сокращает психологическую дистанцию между общающимися и повышаем комфортность коммуникации. Наконец, вопросы экскурсовода, особенно предполагающие ответ, делают экскурсантов активными участниками и даже соавторами экскурсии. Характер вопросов может быть самым разнообразным, тем не менее их можно разделить на следующие виды:

    а) вопросы, не рассчитанные на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии; на эти вопросы экскурсовод сразу же или через некоторое время сам дает ответ, продолжая рассказ по теме;

    б) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; эти вопросы удерживают внимание экскурсантов, вносят разрядку в обстановку и помогают лучше уяснить тему.

    Часто вопросы задают и сами экскурсанты, что свидетельствует об обратной связи. Отвечать на них нужно или сразу, быстро, не отвлекаясь от главной темы, или, наоборот, чушь позже на остановке, при переходе от объекта к объекту.

    Прием отступления. Его суть заключается в том, что в ходе экскурсии экскурсовод намеренно прерывает линию рассказа: читает стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма или художественного произведения. Задача данного приема - снять усталость экскурсантов, поэтому его еще называют приемом освежающего отступления.

    Таким образом, методические приемы экскурсионного рассказа строятся на описании его внешнего и внутреннего вида, объяснении его связи с окружающим миром, призваны преобразовывать словесные образы в зрительные, а также быть психологическим регулятором общения экскурсовода с группой.

    1. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. - М. Турист, 1989. - 118 с.

    2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М. ИКЦ «МарТ», 2005. - 272 с.

    3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М. Советский спорт, 2000. - 224 с.

    Размещено на Allbest.ru