Руководства, Инструкции, Бланки

справка о волонтерской работе образец img-1

справка о волонтерской работе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Волонтеры получат льготы при зачислении в вузы - Российская газета

Доброе поступление

Добровольцы в сфере соцобслуживания получат гарантии своей работы, их деятельность будет регламентирована. Получат волонтеры и преимущество при поступлении в вузы.

Об этом говорится в законопроекте минтруда. опубликованном на официальном портале раскрытия информации госорганами.

читайте также

Документом вносится ряд поправок в законодательство в части привлечения добровольцев к деятельности в сфере социального обслуживания. Волонтерами будут считаться физлица, участвующие добровольно и на безвозмездной основе в деятельности в сфере социального обслуживания. Но для этого они должны будут отвечать определенным требованиям. Кроме того, поставщики социальных услуг, привлекающие волонтеров, должны будут контролировать их деятельность.

С кандидатом на звание волонтера будут проводиться собеседования. В их процессе ему не только зададут вопросы, но и разъяснят обязанности, проведут инструктаж. Такой волонтер должен быть ознакомлен с правилами поведения и общения с получателями социальных услуг, а также с правилами техники безопасности.

Если характер выполняемой волонтером работы предполагает наличие у него спецзнаний и навыков, то некоммерческая организация при его направлении к поставщику социальных услуг подтверждает наличие у такого добровольца соответствующего образования или квалификации, а также проведенного обучения и подготовки.

С кандидатами в социальные добровольцы обязательно будут проводиться собеседования и инструктажи

Некоммерческой организацией к волонтерам могут предъявляться иные требования, в том числе по прохождению медобследования. Также учитываются наличие опыта волонтерской деятельности и стаж профессиональной деятельности. К деятельности, в России подлежащей лицензированию, добровольцы допускаться не будут. Кстати, поставщики соцуслуг должны будут получать информированное согласие получателей таких услуг на направление к ним волонтеров.

В законопроекте перечислен и ряд гарантий волонтерам. Если в течение года они отработают не менее 105 часов, то им выдается рекомендация, позволяющая воспользоваться преимущественным правом зачисления в образовательные организации на обучение по программам бакалавриата и специалитета по специальностям "социальная работа", "социальный работник", "социальная педагогика" и "социальная психология".

читайте также

Общий вектор поправок прогрессивен, сказала "РГ" профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ Любовь Храпылина. "С конца 90-х годов под видом соцработников нередко орудуют преступники. При предлагаемой системе гарантий можно ожидать, что вырастет уровень безопасности и доверия к подобному волонтерству со стороны наших сограждан", - говорит она.

Однако эксперт подчеркивает, что собеседование полностью не может раскрыть реальных способностей волонтера. Волонтерство, к примеру, в медицинской сфере - это не просто посидеть со страждущим человеком. Тут необходимы коммуникативные навыки, знания в области медицины, психологии, медтехники. Храпылина считает, что к волонтерству надо привлекать студентов педагогических, медицинских и социально-гуманитарных учебных заведений. Чтобы они прошли проверку боем и выяснили, ту ли стезю выбрали.

Другие статьи

Как оформить на работу стажера без оплаты и заключить с ним ученический договор?

Как оформить на работу стажера без оплаты и заключить с ним ученический договор?

Мне необходимо оформить сотрудника на работу, без оплаты, как это сделать? Как заключить ученический договор?

В законодательстве РФ не содержится такого понятия, как «работа без оплаты».

Трудовая деятельность носит строго возмездный характер.

Согласно ст. 4 ТК РФ принудительный труд запрещен.

В ст. 22 ТК РФ прямо указано на обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

Можно оформить волонтеров только в рамках благотворительной деятельности . как добровольцев . на основании Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Согласно ст. 7.1 Закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ, с добровольцами можно заключить гражданско-правовые договоры . предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя. Такие договоры могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть заключен в письменной форме.

Ни зарплата, ни иное вознаграждение за работу волонтерам не выплачивается.

о выполнении работ в качестве добровольца

"__"_________ 200_ г.

Организация _________________________________, далее - Благополучатель, в лице _______________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин(ка) ___________________________________________, далее - Доброволец, заключили данный договор о нижеследующем:

Договор основывается на Федеральном законе от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", ст. 5 - "Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев".

1. Права и обязанности сторон.

1.1. Доброволец принимает на себя обязательства по отношению к Благополучателю, связанные с выполнением следующей работы:

а также обязуется:

- качественно и в срок выполнить вышеперечисленную работу;

- бережно относиться к имуществу организации, в которой он выполняет в соответствии с договором работу;

- предоставлять отчет о своей работе по потребности ответственного лица Благополучателя;

- не разглашать сведения, носящие конфиденциальный характер;

- выполнять правила внутреннего распорядка организации;

- предоставлять необходимую информацию для выполнения работ по данному договору по просьбе Благополучателя.

1.2. Благополучатель по отношению к Добровольцу принимает следующие обязательства:

- создать условия для безопасного и эффективного труда Добровольца;

- дать четкое описание работы и организовать рабочее место Добровольца;

- назначить ответственного от лица Благополучателя, ответственного за решение возникающих у Добровольца вопросов;

- оплачивать прямые расходы Добровольца, связанные с его работой, в соответствии с настоящим договором после письменного согласования с ответственным лицом Благополучателя. Без письменного согласования расходы не возмещаются.

1.3. Доброволец вправе:

- посещать мероприятия, проводимые Благополучателем;

- принимать меры по получению дополнительной и повышению имеющейся квалификации, но не в ущерб заявленной в данном договоре работе;

- получать информацию о деятельности и истории Благополучателя;

- получить от Благополучателя письменный отзыв о своей работе.

1.4. Благополучатель вправе:

- если требуется, получить от Добровольца необходимые для работы по договору документы, касающиеся его квалификации, состояния здоровья и рекомендаций других лиц.

2. Срок действия договора.

Договор действителен во время выполнения объема заявленных работ в срок с "__"________ ____ г. до "__"________ ____ г.

3. Расторжение договора.

Расторжение договора может происходить по инициативе любой из сторон с обязательным предварительным уведомлением другой стороны не менее чем за одну неделю.

Спорные вопросы разрешаются в порядке, установленном законодательством России.

4. Дополнительные условия.

Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу.

5. Реквизиты сторон.

паспорт серии ___ N ____________ выдан ________________________________

По Вашему вопросу будет интересен "Модельный закон о добровольчестве (волонтерстве)" (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 Постановлением 42-15 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).

При этом учтите, что модельный закон - это образец, на основании которого принимается законодательный акт соответствующей страны или ее субъекта. Под рекомендательным (модельным) законодательным актом понимается типовой законодательный акт, разрабатываемый институтами СНГ в сфере их общих интересов, имеющий рекомендательный характер и направляемый Верховным Советам (Парламентам) государств - участников СНГ для использования его в их законодательной деятельности (Протокол Консультативного совещания председателей Верховных Советов (Парламентов) Содружества Независимых Государств от 27 марта 1992 года "О подготовке рекомендательных (модельных) законодательных актов государств - участников Содружества Независимых Государств").

Что касается ученического договора, отметим следующее.

Законодатель предоставляет работодателю право заключать как с лицом, ищущим работу, так и с работником организации ученический договор на профессиональное обучение.

Ученический договор, заключенный с соискателем, который не является работником организации, не является гражданско-правовым, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются. Такой договор также не признают и трудовым, несмотря на то что возможность его заключения предусмотрена трудовым законодательством (ст. 59. 198 ТК РФ). Аналогичную позицию подтверждают и контролирующие ведомства (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123. УФНС России по г. Москве от 13 августа 2007 г. № 21-11/076667 ).

Соискатель, с которым заключен ученический договор работником организации не является, в связи с чем привлечение к работе не правомерно.

Согласно ст. 204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

При этом ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником ; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества (ст. 199 ТК РФ).

ВАЖНО.Профессиональное обучение - это лицензируемый вид деятельности.

По закону профобучение может осуществляется как в образовательных организациях, так и на производстве (п. 6 ст. 73 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Перечень профессий рабочих, служащих по которым осуществляется профобучение, с указанием присваиваемой квалификации утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513. Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих к основным программам профобучения (подп. 3 п. 3 ст. 12 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Обратите внимание, что здесь есть и стеклодув.

Положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержат исключений на случай профессионального обучения, которое осуществляет работодатель. В настоящее время исключений, когда образовательная деятельность может осуществляться без лицензии:образовательные организации Сколково и ИП, которые не привлекают других лиц для преподавания ,а осуществляют эту деятельность только своими силами.

Так, часть 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ: Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Кроме того, учтите, что одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

С учетом изложенного, на осуществление такой деятельности целесообразно получить лицензию на осуществление профессионального обучения .

За отсутствие лицензии может быть применена административная ответственность по ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ:

  • для организации – штраф от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для руководителя организации – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.

В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивают стипендию. Ее размер зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. При этом стипендия не может быть меньше 1 МРОТ. Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудового кодекса РФ. Размер стипендии нужно обязательно прописать в ученическом договоре. В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Такую работу нужно оплатить отдельно по установленным в организации расценкам. Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены расценки. Поэтому их также можно заранее прописать в ученическом договоре.

Если сотрудник учится без отрыва от работы, то за время обучения он получит стипендию. предусмотренную ученическим договором. а за время работы – зарплату. предусмотренную трудовым договором, пропорционально отработанному времени. Возможность совмещать обучение и работу на условиях неполного рабочего времени прямо предусмотрена в части 2 статьи 203 Трудового кодекса РФ.

Такие правила установлены статьями 187. 197. 198 и 204 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником ; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих . К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (ст. 74 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации").

В Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации . к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации ;

2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения. если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации").

Если у Вас остались сомнения, по данному вопросу Вы можете непосредственно обратиться за разъяснением в департамент образования по Вашему региону . так как за отсутствие лицензии может быть применена административная ответственность.

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Статья 5. Участники благотворительной деятельности

Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Статья 7.1. Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности

(введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

1. Условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

2. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.

3. Договоры, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть заключен в письменной форме.

(Постановление N 42-15

от 16 апреля 2015 года)

О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ)

Закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства) и призван способствовать разработке и гармонизации в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) соответствующего законодательства, определяет основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).

Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться национальными законами государств-участников СНГ.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности.

Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных (клановых), дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Закона.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственный (межгосударственный) реестр добровольцев (волонтеров) - реестр, в который включаются (могут включаться) добровольцы (волонтеры), участники добровольческих (волонтерских) программ или добровольческих (волонтерских) акций, привлеченные к добровольческим (волонтерским) акциям и (или) добровольно высказавшие волеизъявление о таковом участии, которые получают финансовую государственную, частно-государственную или частную поддержку своих расходов (кроме оплаты труда) и имеют личные книжки добровольца (волонтера);

доброволец (волонтер) - гражданин или лицо без гражданства, осуществляющий лично в свободное от работы (учебы) время добровольческую (волонтерскую) деятельность. Такая деятельность может осуществляться как организованно - по добровольческим (волонтерским) программам (акциям), так и инициативно - самостоятельно или в группе добровольцев (волонтеров);

добровольческая (волонтерская) акция - разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры). Цели, задачи, методы и способы осуществления таких акций не могут противоречить национальному законодательству;

добровольческая (волонтерская) деятельность - добровольная деятельность, осуществляемая безвозмездно, на основе свободного волеизъявления путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Законом и не запрещенных национальным законодательством;

добровольческая (волонтерская) организация (объединение) - легитимная некоммерческая неправительственная организация, зарегистрированная в государстве на общих основаниях, или международная неправительственная некоммерческая организация, имеющая государственную регистрацию (представительство) на территории государства осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, выступающие организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляющие добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающие к своей деятельности добровольцев (волонтеров), которые действуют от их имени и по поручению;

добровольческая (волонтерская) программа - взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием организованного труда добровольцев (волонтеров). Цели, задачи, методы и способы осуществления мероприятий программы не могут противоречить национальному законодательству, традициям и общественному укладу. Организатором таких акций может выступать общественная и (или) некоммерческая неправительственная организация;

добровольчество (волонтерство) - совокупность общественно-полезных отношений, возникающих в связи с осуществлением добровольцами (волонтерами) и общественными объединениями (их законными представителями) деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);

иностранный доброволец (волонтер) - иностранный гражданин или лицо без гражданства, на законных основаниях пребывающие на территории другого государства в течение непрерывного периода времени - не менее трех месяцев и не более 12 месяцев - в целях осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности с полным или неполным рабочим днем по договору с уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности государства принадлежности и условиях закона этого государства;

информационная сеть добровольчества (волонтерства) - открытый информационный ресурс в Интернете, предоставляющий возможности ведения блогов и создания виртуальных сообществ, обеспечивающий механизмы продвижения общих ценностей, а также конкретных предложений, программ для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

координатор добровольцев (волонтеров) - доброволец (волонтер), назначаемый добровольческой (волонтерской) организацией (объединением) из числа ее членов для осуществления следующих функций: инструктажа добровольцев (волонтеров), распределения работы между ними, определения места и объема работы каждого добровольца (волонтера), контроля выполнения ими работы; взаимодействующий непосредственно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и с иными добровольческими (волонтерскими) организациями (объединениями);

личная книжка добровольца (волонтера) - документ установленной формы, в котором зафиксирована и которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера); оформляется по требованию добровольца (волонтера), выдается, учитывается и ведется уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности, оформляется для лиц, включенных в государственный (межгосударственный) реестр добровольцев (волонтеров) на добровольных началах;

получатель помощи добровольца (волонтера) или принимающая сторона - физическое или юридическое лицо, социальная группа, общественно-полезное мероприятие или проект, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольца (волонтера) или добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность или акция. Привлекающая добровольческая (волонтерская) организация (объединение) может совпадать с получателем помощи добровольца (волонтера) или добровольцев (волонтеров) или быть отличной от него;

уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности - орган исполнительной власти государства и (или) учреждение, некоммерческая организация, действующие по надлежащему поручению этого органа, осуществляющие разработку, поддержку и стимулирование, координирование и финансирование программ добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 3. Законодательство, регулирующее добровольческую (волонтерскую) деятельность

1. Законодательство, регулирующее добровольческую (волонтерскую) деятельность на пространстве СНГ, основывается на международных договорах и конституции государства, состоит из настоящего Закона, национальных законов и иных нормативных правовых актов государства-участника СНГ, содержащих соответствующие нормы.

2. Определение и правовое регулирование разновидностей (подвидов) добровольческой (волонтерской) деятельности осуществляются подзаконными и ведомственными актами и стандартами в рамках национального законодательства.

Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ

Статья 4. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

- свободного волеизъявления, безвозмездности труда, добровольности, честности, равноправия и соблюдения законности в части осуществления деятельности добровольцев (волонтеров);

- свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности, основанной на безусловном соблюдении прав человека и гражданина, национального законодательства, традиций и общественного уклада;

- гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности с безусловным соблюдением прав личности, семейной тайны, персональных данных и информации;

- гуманности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина - как получателя помощи добровольца (волонтера), так и самого добровольца (волонтера);

- равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности с безусловным соблюдением национальных традиций;

- солидарности, добросовестности, честности и порядочности, поддержки участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

- безопасности для жизни добровольца (волонтера) и жизни окружающих, сохранности их имущества, охраны окружающей среды;

- равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности.

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку политических партий, проведение референдумов, а также на коммерческое продвижение товаров, работ, услуг, коммерческое посредничество в целях достижения социальных или материальных выгод.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат национальному законодательству.

5. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется без получения от получателя помощи добровольца (волонтера) или принимающей стороны, привлекающей организации какого-либо денежного или материального вознаграждения, кроме возмещения связанных с осуществлением указанной деятельности затрат.

6. Привлечение и набор добровольцев (волонтеров) осуществляются на основе равных возможностей и без дискриминации; предполагают знание добровольцем (волонтером) своих прав и обязанностей, наличие знаний, умений, навыков и опыта работ и деятельности, предполагающей практический вклад добровольцев (волонтеров).

Статья 5. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

- оказание безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям и социальным группам;

- безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

- формирование гражданской позиции, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.

2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

- помощь государству, учреждениям, предпринимательским структурам, частным лицам и семейным группам в решении социальных задач;

- помощь гражданам в овладении основами безопасности жизнедеятельности, навыками оказания первой помощи, экозащиты, социальной работы с различными категориями населения,

- стимулирование профессиональной ориентации и формирование профессиональных навыков;

- помощь в получении гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

- подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров);

- формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения, сохранение культурного наследия, героико-патриотическое воспитание молодежи;

- развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.

Статья 6. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:

- индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

- добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

- добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) международную или национальную (региональную) организацию (объединение) в индивидуальном или организованном (групповом) порядке.

2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

- оказание помощи лицам, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, пожаров, эпидемий и эпизоотий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев; жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

- участие в оповещении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в подготовке к ним и в преодолении их последствий;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- участие в защите и охране окружающей среды, экологических мероприятиях и благоустройстве территорий;

- оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения, защита прав потребителей;

- уход за больными и престарелыми, оказание помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, а также в детских домах и приютах, в учреждениях для лиц с физическими или умственными недостатками и в других социальных учреждениях;

- участие в социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

- участие в археологических, этнографических и иных научных экспедициях, реставрационных, ремонтных работах;

- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; уход за детьми в семьях, гувернерство;

- поддержка молодежных инициатив, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций, работа в молодежных гостиницах (хостелах);

- уход за памятниками и захоронениями, работа в лесных хозяйствах и заказниках (расчистка лесов, посадка деревьев и другие работы);

- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы и иным видам социальной деятельности;

- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан;

- участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала личности, а также для сотрудничества ради развития, занятости и профессионального обучения, социальной реинтеграции человека;

- участие в сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

- участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, поддержке инноваций;

- участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга, социального туризма;

- участие в организации и проведении муниципальных, региональных, межрегиональных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

- участие в мероприятиях по гражданской обороне;

- пропаганда здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

- участие в организации и проведении культурных, физкультурных, спортивных, зрелищных и других общественных мероприятий;

- уход за бездомными животными;

- содействие развитию общественной жизни и социальной экономики;

- иная добровольческая (волонтерская) деятельность, не противоречащая национальному законодательству государства.

Статья 7. Участники отношений в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Участниками отношений в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

- физические лица, а также юридические лица, прямо или опосредованно участвующие в организации добровольческой (волонтерской) деятельности, в оказании комплексных или отдельных услуг, обслуживании, создании продукции, в уставных документах которых определена добровольческая (волонтерская) деятельность;

- добровольческие (волонтерские) организации (объединения);

- органы исполнительной власти государства и органы местного самоуправления.

- иностранные государства, иностранные граждане и юридические лица, общественные объединения - как национальные, так и международные (нерезиденты) - в соответствии с международными договорами, настоящим Законом, национальным законодательством, регулирующим внешнеэкономические, гражданские, политические и культурные отношения в этой сфере деятельности.

Статья 8. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица вправе осуществлять поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству государства.

2. При разработке и реализации в соответствии с настоящим Законом программ частной или государственной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены следующие меры:

- материально-техническое обеспечение и субсидирование добровольческих (волонтерских) организаций (объединений) и организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти или органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями;

- полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, не противоречащих национальному законодательству;

- полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций (объединений) от оплаты использования государственного или муниципального имущества в случаях, не противоречащих национальному законодательству, и в пределах компетенции;

- финансирование на конкурсной основе добровольческих (волонтерских) программ, добровольческих (волонтерских) мероприятий и добровольческих (волонтерских) акций;

- осуществление программ медицинского страхования для добровольцев (волонтеров) и программ страхования их ответственности перед третьими лицами;

- иные виды социальной поддержки, не противоречащие настоящему Закону, национальному законодательству, традициям и общественному укладу.

Статья 9. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности

Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности определяется и назначается на постоянной основе правительством государства или органами власти регионального уровня в пределах своей компетенции.

Статья 10. Полномочия уполномоченного органа добровольческой (волонтерской) деятельности

1. К полномочиям уполномоченного органа добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

- государственное регулирование добровольческой (волонтерской) деятельности;

- формирование и реализация государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности;

- разработка программ развития и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности;

- оказание имущественной, организационной, финансовой, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам (волонтерам) и добровольческим (волонтерским) организациям (объединениям);

- регистрация добровольцев (волонтеров), выпуск личных книжек добровольцев (волонтеров) и ведение государственного (межгосударственного) реестра добровольцев (волонтеров);

- координация образовательных программ для подготовки (переподготовки) добровольцев (волонтеров);

- регулирование вопросов организации информационной сети добровольчества (волонтерства).

2. В целях реализации своих полномочий уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности проводит заседания, рабочие совещания, конференции, обучающие семинары, круглые столы и другие мероприятия, информация о которых размещается на официальном сайте уполномоченного органа в Интернете.

3. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности размещает на своем официальном сайте в Интернете реестр добровольческих (волонтерских) вакансий (предложений).

4. По представлению добровольческих (волонтерских) организаций (объединений) уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности может проводить награждение (поощрение) наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

Статья 11. Добровольческая (волонтерская) организация (объединение)

1. Добровольческая (волонтерская) организация (объединение) выступает организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, продвигает на рынок предложения вакансии добровольческой (волонтерской) деятельности, подбирает и обучает добровольцев (волонтеров) для работы в определенных сферах, подписывает с ними гражданско-правовые договоры и направляет на работу к физическим и юридическим лицам.

2. Добровольческая (волонтерская) организация (объединение) как организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:

- участвует в реализации и реализует самостоятельно добровольческие (волонтерские) программы;

- размещает в информационной сети добровольчества (волонтерства) сведения о добровольческих (волонтерских) вакансиях, имеющихся у организатора добровольческой (волонтерской) деятельности; проводит добровольческие (волонтерские) акции.

Популярные вопросы

Статья 12. Полномочия, права и обязанности добровольческой (волонтерской) организации (объединения)

1. К полномочиям добровольческой (волонтерской) организации (объединения) относятся:

- привлечение добровольцев (волонтеров) из государственного (межгосударственного) реестра добровольцев (волонтеров) или из своего реестра добровольцев (волонтеров);

- назначение координатора добровольцев (волонтеров), определение степени его компетенции, обязанностей и прав;

- ведение записей в личных книжках добровольцев (волонтеров) в случае самостоятельного привлечения таковых об их общественно полезной деятельности, месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также об их дополнительной подготовке;

- представление уполномоченному органу добровольческой (волонтерской) деятельности списка кандидатур для награждения наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

2. Добровольческая (волонтерская) организация (объединение) имеет право привлекать организации, осуществляющие образовательную деятельность, для проведения обучения добровольцев (волонтеров), проводить специальные семинары, слушания, рабочие встречи, слеты добровольцев (волонтеров).

3. Добровольческая (волонтерская) организация (объединение) возмещает расходы добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, выдает спецодежду и инструменты и прочие затраты в случае, если таковое предусмотрено заключенным с этим добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором.

Глава III. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ

Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве добровольцев (волонтеров).

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность отличается от благотворительной, поскольку не предусматривает (исключает) какое-либо материальное или денежное вознаграждение.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами государства принадлежности. Такого рода деятельность на территории государств-участников СНГ не регулируется национальным трудовым законодательством, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.

4. Добровольцы (волонтеры) - иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет в соответствии с нормами национального законодательства.

5. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной уведомительной основе уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с установленными им правилами.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может заменять собой обязательную военную службу, если таковая предусмотрена национальным законодательством, или оплачиваемую работу.

Статья 14. Условия осуществления деятельности добровольцем (волонтером)

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией (объединением), так и без заключения такового в случае существования договоренности добровольца (волонтера) непосредственно с получателем помощи добровольца (волонтера).

2. Условия осуществления деятельности добровольцем (волонтером) индивидуально могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и получателем помощи добровольца (волонтера) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание услуг в интересах получателя помощи добровольца (волонтера).

3. Условия участия добровольца (волонтера) в добровольческой (волонтерской) деятельности юридического лица должны быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание услуг в рамках добровольческой (волонтерской) деятельности этого юридического лица.

4. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности должен быть заключен в письменной форме. Устный договор не вызывает правовых последствий, в том числе ответственности, и не может быть предметом рассмотрения в суде.

5. Для участия добровольца (волонтера) в добровольческой (волонтерской) деятельности по утвержденным программам или акциям уполномоченного органа добровольческой (волонтерской) деятельности форма договора разрабатывается и утверждается уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности (или по поручению этого органа - добровольческой (волонтерской) организацией (объединением)). Такие формы договора должны (могут) содержать условия отчислений в бюджетные и внебюджетные социальные фонды.

6. Доброволец (волонтер) не может заниматься добровольческой (волонтерской) деятельностью на своем рабочем месте.

7. Не допускается использовать добровольцев (волонтеров) в целях предотвращения нехватки работников на производстве (службе).

8. Не допускается осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности в коммерческих целях.

9. Несовершеннолетние лица могут заниматься добровольческой (волонтерской) деятельностью на основании согласия их родителей или законных представителей.

10. При осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности несовершеннолетними лицами должны соблюдаться требования, предусмотренные трудовым законодательством государства принадлежности в отношении использования труда работников младше 18 лет.

Статья 15. Существенные условия гражданско-правового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Гражданско-правовой договор о добровольческой (волонтерской) деятельности заключается с лицами, достигшими 18 лет. Он также может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет, объявленными полностью дееспособными в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать такой договор с письменного согласия своих законных представителей.

2. Гражданско-правовой договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может заключаться между добровольцем (волонтером) и принимающей стороной, получателем помощи добровольца (волонтера) или лицом, легитимно действующим по его поручению или добровольческой (волонтерской) организацией (объединением) по территориальной принадлежности, или уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности или его представителем, действующим по его поручению.

3. К существенным условиям гражданско-правового договора относятся:

- наименования сторон: добровольца (волонтера) и принимающей стороны или организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, действующего в пределах компетенции;

- предмет договора: вид деятельности добровольца (волонтера), характер услуг (работ), их объем, рабочие дни и часы работы, продолжительность рабочего дня, срок работ, срок договора;

- перечень вверенных (передаваемых) материальных ценностей, инструкции по их использованию;

- особые условия: может (должно) предусматриваться возмещение связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности расходов добровольцев (волонтеров) - на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание на рабочем месте, на рабочую одежду (форму), средства труда, средства индивидуальной защиты, а также уплату страховых взносов на социальное и добровольное медицинское страхование добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими добровольческой (волонтерской) деятельности;

- права и обязанности добровольца (волонтера);

- права и обязанности получателя помощи добровольца (волонтера) или принимающей стороны;

- права и обязанности координатора добровольческой (волонтерской) деятельности (если таковой есть);

- особые требования к навыкам и умениям добровольца (волонтера), профессиональные требования к нему;

- при необходимости: требования к состоянию здоровья добровольца (волонтера), медицинские справки и разрешение на работу, другие документы (лицензии, сертификаты, удостоверения профессиональной пригодности или квалификации);

- предоставляемые социальные страховки и льготные пакеты;

- порядок разрешения возможных претензий;

- ответственность, в том числе материальная, добровольца (волонтера) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора и причинение ущерба;

- форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы);

- условия досрочного прекращения договора и признания его недействительным;

- трудовые споры и порядок их разрешения.

4. В гражданско-правовом договоре должны быть освещены вопросы организации работ, техники безопасности, ответственности сторон, включая взаимную материальную ответственность за нанесенный ущерб имуществу, оборудованию и моральный ущерб, в том числе третьим лицам, а также оценка стоимости работ для планирования социальных отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды организаторами добровольческих (волонтерских) программ по методикам, установленных законодательством государства. При отсутствии отчислений в указанные фонды социальная поддержка и обеспечение добровольцев (волонтеров) осуществляются на общих основаниях.

5. Если в процессе исполнения гражданско-правового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности по не зависящим от сторон причинам возникают обстоятельства, препятствующие осуществлению возлагаемых на добровольца (волонтера) обязанностей, договор пересматривается.

6. Если в процессе исполнения гражданско-правового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности по не зависящим от сторон причинам возникают обстоятельства, делающие невозможным дальнейшее исполнение договора, таковой расторгается по инициативе одной из сторон. В случае форс-мажорных обстоятельств договор прекращается, если стороны сочтут обязательства по договору неисполнимыми.

7. Расторжение гражданско-правового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности в одностороннем порядке осуществляется добровольцем (волонтером) или привлекающей организацией при условии предварительного уведомления об этом за семь дней и с указанием мотивов такого решения, если иное не прописано в договоре.

8. Договор с иностранным добровольцем (волонтером) в рамках международных программ составляется на двух языках, один из которых русский, причем судопроизводство по спорам ведется на русском или указанном национальном языке. Доброволец (волонтер), имеющий иностранное гражданство государства вне пределов СНГ, может затребовать дополнительно оформление договора на своем родном языке по его выбору.

9. Запрещается заключение мнимого договора о добровольческой (волонтерской) деятельности с целью избежать заключения индивидуального трудового договора (подряда) или, по обстоятельствам, гражданско-правового договора возмездного оказания услуг либо иного подобного договора. Мнимые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, заключенные юридическими лицами с целью избежать заключения индивидуального трудового договора (подряда) или, по обстоятельствам, гражданско-правового договора возмездного оказания и услуг либо иного подобного договора, признаются ничтожными.

Статья 16. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

- свободный выбор меры и объема своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, а также характера работы и согласованных условий работы, если иное не указано в гражданско-правовом договоре о добровольческой (волонтерской) деятельности;

- свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией (объединением);

- получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, принимающей стороне, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности (если таковой имеется);

- участие в информационных и образовательных (повышение квалификации) программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

- получение спецодежды, возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат; на получение инструкций по безопасности;

- гарантии социальной защиты и оказание медицинской помощи, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;

- получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации (объединения) рекомендательных писем, сертификатов об уровне подготовки, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);

- сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;

- обязательное и добровольное страхование в предусмотренных настоящим Законом случаях;

- время отдыха (регламентированное законодательством государства).

2. Доброволец (волонтер) обязан:

- добросовестно выполнять задания принимающей стороны, а по завершении работ уведомить об этом координатора или уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности;

- соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда принимающей стороне, третьим лицам, их имуществу, а также вреда окружающей среде;

- не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия принимающей стороны и, если таковое обусловлено договором, представителя координирующей организации добровольцев (волонтеров);

- бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы;

- при исполнении гражданско-правового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности подчиняться руководству привлекающей добровольческой (волонтерской) организации (объединения), с которой заключил договор;

- соблюдать конфиденциальность информации, к которой имел доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 17. Личная книжка добровольца (волонтера)

1. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется в добровольном порядке, предназначена для учета добровольческой (волонтерской) деятельности и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера), его поощрениях, дополнительной подготовке, уровне квалификации, прохождении переподготовки.

2. Форма личной книжки добровольца (волонтера) утверждается уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности и является бланком строгой отчетности. Режим и порядок документооборота бланка личной книжки добровольца (волонтера), его статус устанавливаются уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с правилами и нормами государства принадлежности.

3. Личная книжка добровольца (волонтера) выдается таковому уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности на основании письменного заявления и идентификационного номера добровольца (волонтера), содержащегося в государственном реестре добровольцев (волонтеров). Лицам, не прошедшим процедуру регистрации, личная книжка добровольца (волонтера) не выдается.

4. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на государственном языке принимающего государства. Может иметь место дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на русском языке.

5. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь идентификационную серию и номер, а также систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

6. Стаж (срок) работы в качестве добровольца (волонтера) не учитывается при расчете размера общего трудового стажа, трудовых пенсий и иных социальных пособий.

Статья 18. Права организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности обладают следующими правами:

- привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) программ, акций, к индивидуальным работам на основе гражданско-правового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности в предусмотренном настоящим Законом порядке, а также с учетом национального законодательства.

- расторгать заключенный с добровольцами (волонтерами) договор в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом и национальным законодательством;

- осуществлять контроль деятельности добровольца (волонтера) и требовать от него своевременного и качественного выполнения вытекающих из договора обязательств;

- получать от добровольцев (волонтеров) сведения или отчеты о проделанной работе; вести надлежащий учет расходов по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, реализации программ, проведению акций;

- осуществлять медицинское страхование и страхование ответственности добровольцев (волонтеров) в соответствии с гражданским законодательством государства, при наличии факта регистрации и гражданско-правового договора принимать меры по возмещению материального ущерба, причиненного добровольцем (волонтером) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 19. Обязанности организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности обязаны:

- осуществлять информационную поддержку добровольческому (волонтерскому) движению в целом, его программам и отдельным акциям, а также содействовать их продвижению;

- находить (привлекать) на основе свободного волеизъявления и свободного выбора вида деятельности для участия в добровольческих (волонтерских) акциях и программах участников - добровольцев (волонтеров), обладающих необходимыми и достаточными умениями, навыками и физическими возможностями для выполнения работ;

- заключать надлежащий (адекватный по детализации сложности и опасности работ) гражданско-правовой договор с лицами, привлеченными к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности;

- разъяснять добровольцам (волонтерам) их права и обязанности, инструктировать их, особенно в части безопасности организации работ;

- раскрывать информацию об осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, предоставлять сведения о результатах добровольческой (волонтерской) деятельности вышестоящим организациям и уполномоченному органу добровольческой (волонтерской) деятельности;

- оформлять, выдавать и вести личные книжки добровольца (волонтера), а также соответствующие справки (отзывы) о добровольческой (волонтерской) деятельности по требованию добровольцев (волонтеров), прошедших процедуру регистрации в качестве таковых.

- принимать (при необходимости) участие в разрешении конфликтов получателя помощи добровольца (волонтера) и добровольцев (волонтеров), а также в оказании помощи при несчастных случаях, случаях травматизма и заболевания добровольца (волонтера), составлять акт о случившемся и в надлежащем порядке сообщать уполномоченному органу добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 20. Обязанности уполномоченного органа добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности определяется правительством государства принадлежности.

2. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности обязан разработать и утвердить:

- минимальные стандарты качества добровольческой (волонтерской) деятельности;

- образец гражданско-правового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности;

- порядок выдачи и образец именного удостоверения добровольца (волонтера) и личной книжки добровольца (волонтера);

- образец книги учета добровольцев (волонтеров), гражданско-правовых договоров о добровольческой (волонтерской) деятельности, именных удостоверений добровольцев (волонтеров) и личных книжек добровольцев (волонтеров);

- определить страховую организацию (компанию) для заключения договора страхования добровольцев (волонтеров) при условии заключения надлежащего договора медицинского страхования и страхования гражданской ответственности;

- условия применения мер по стимулированию добровольчества (волонтерства).

Статья 21. Компетенция уполномоченного органа добровольческой (волонтерской) деятельности и других центральных административных органов

1. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности и другие центральные административные органы по принадлежности и компетенции:

- разрабатывают нормативную и методологическую базу, необходимую для претворения настоящего Закона в жизнь;

- проводят разработку, мониторинг и оценку реализации основных документов в отношении документооборота, а также учета и статистики в сфере добровольчества (волонтерства).

2. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности и другие центральные административные органы по принадлежности и компетенции проводят мероприятия по реализации государственной политики в области развития человеческих ресурсов и сферы занятости населения.

3. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности совместно с организациями, занимающимися добровольческой (волонтерской) деятельностью, распоряжается добровольческими (волонтерскими) предложениями, ведет государственный (межгосударственный) реестр, координирует базы данных добровольцев (волонтеров), а также базы данных, содержащие сведения о предложениях и заявках на добровольческую (волонтерскую) деятельность и работы.

4. Органы государственной статистики государства принадлежности организуют статистические наблюдения и исследования по добровольчеству (волонтерству), включая сбор данных о количестве добровольцев (волонтеров), характере их занятости и экономической деятельности, оценивают экономический эффект в народном хозяйстве, достигаемый благодаря добровольческой (волонтерской) деятельности.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 22. Принципы государственной политики в отношении добровольчества (волонтерства)

1. Государство всемерно продвигает и поддерживает добровольческую (волонтерскую) деятельность на всех уровнях, полагая эту деятельность приоритетной.

2. Государство осуществляет политику стимулирования и развития добровольческой (волонтерской) деятельности. Эта политика разрабатывается и реализуется на принципах публичности принятия решений и с соблюдением основных принципов добровольчества (волонтерства), указанных в статье 4 настоящего Закона.

Статья 23. Государственные меры по стимулированию добровольчества (волонтерства)

1. Стандарты качества добровольческой (волонтерской) деятельности, условия применения мер по стимулированию добровольчества (волонтерства) и добровольческих (волонтерских) организаций (объединений), процедура выдачи именных удостоверений добровольцев (волонтеров), личных книжек добровольцев (волонтеров) и рекомендательных писем устанавливаются в соответствующих положениях, разработанных и утвержденных уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности.

2. Доброволец (волонтер), включенный в государственный (межгосударственный) реестр добровольцев (волонтеров) и заключивший в письменной форме гражданско-правовой договор о добровольческой (волонтерской) деятельности, получает личную книжку добровольца (волонтера) установленного образца и рекомендательные письма, подтверждающие осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности и приобретенные опыт и навыки.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность, подтвержденное личной книжкой добровольца (волонтера), именным удостоверением добровольца (волонтера) и рекомендательными письмами, учитывается как опыт (стаж) работы, если таковой является обязательным условием приема на работу, а также при аттестации и продвижении по службе.

4. Добровольчество (волонтерство), осуществляемое студентом с целью формирования навыков и приобретения профессионального опыта, подтвержденное личной книжкой добровольца (волонтера), именным удостоверением добровольца (волонтера) и гражданско-правовым договором о добровольческой (волонтерской) деятельности, признается учебной или производственной (преддипломной) практикой, если студентом отработано не менее 40 часов.

Статья 24. Меры общественного признания добровольчества (волонтерства)

1. В порядке признания и оценки заслуг в продвижении принципов и успешном осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности физические и юридические лица могут награждаться в соответствии с законодательством государства принадлежности.

2. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности совместно с добровольческими (волонтерскими) организациями (объединениями) проводят:

- ежегодные мероприятия по продвижению добровольчества (волонтерства) и набору добровольцев (волонтеров) для участия в программах и акциях;

- ежегодные национальные мероприятия по признанию заслуг в области добровольчества (волонтерства).

3. Международный форум добровольцев (волонтеров) проводится один раз в два года. На нем подводят итоги деятельности, определяют основные задачи и потребности участников добровольческой (волонтерской) деятельности в государствах-участниках СНГ.

Статья 25. Стимулирование организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Правительство государства создает условия и вырабатывает меры по стимулированию добровольческой (волонтерской) деятельности.

2. Уполномоченный орган добровольческой (волонтерской) деятельности в пределах своей компетенции может предоставлять в органы местного самоуправления предложения по освобождению добровольческих (волонтерских) привлекающих организаций в соответствии с налоговым кодексом государства от уплаты местных сборов и (или) предоставлению им льготы в этой части.

3. Добровольческие (волонтерские) организации (объединения) имеют преимущественное право в приобретении в соответствии с национальным законодательством социальных услуг и гарантий, в том числе для участников добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 26. Международное добровольчество (волонтерство)

1. Участие в международных добровольческих (волонтерских) программах и мероприятиях координируется уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности, в обязательном порядке заключающим с иностранным добровольцем (волонтером) гражданско-правовой договор о добровольческой (волонтерской) деятельности на определенный срок и на определенных условиях.

2. Для добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривается упрощенный порядок получения въездной визы (разрешения) и вида на жительство на период осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности.

3. Государство обеспечивает действующую законодательную базу для осуществления и признания добровольчества (волонтерства) на равных в отношении своих граждан и иностранных граждан как в национальном правовом поле, так и в правовом поле других государств в соответствии с международными конвенциями и программами, одной из сторон которых является данное государство.

4. Государственные средние и высшие учебные заведения разрешают участие учащихся и студентов в международных добровольческих (волонтерских) мероприятиях, программах, акциях на основании представленного приглашения уполномоченных органов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческих (волонтерских) организаций (объединений) из соответствующей страны, в котором указываются сфера добровольческой (волонтерской) деятельности, место и сроки ее осуществления.

5. По возвращении в государство принадлежности доброволец (волонтер) обязан представить копию выданного зарубежным уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности именного удостоверения добровольца (волонтера) с предъявлением подлинника, а также отчет о добровольческой (волонтерской) деятельности, а высшее учебное заведение обязано обеспечить возвращающимся после периода международной добровольческой (волонтерской) деятельности лицам благоприятные условия для восстановления в учебном процессе.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры