Руководства, Инструкции, Бланки

паспорт безопасности ребенка в детский сад образец img-1

паспорт безопасности ребенка в детский сад образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал на тему: Паспорт безопасности

Материал на тему:
Паспорт безопасности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт безопасности дорожного движения

Паспорт безопасности дорожного движения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №14 "Ромашка" города Белореченска муниципального образования.

Методические рекомендации по оформлению "Паспорта дорожной безопасности ДОУ"

Общие сведенияПланы - схемыРекомендации по реализации мероприятий.

Паспорт безопасности

В паспорте безопасности представлен кадровый состав и режим дня.

паспорт безопасности

Паспорт безопасности ребенка ,посещающего МБДОУ Макарьевский детский сад «Колосок» Ф.И.О.ребенка_____________________________________________________________________________________ • Ф.И.О. реб.

паспорт проекта по пожарной безопасности в подготовительной группе

паспорт проекта по пожарной безопасности в подготовительной группе. проект краткосрочный.

паспорт дорожной безопасности Богородского детского сада.

ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ

Образец заполнения "Паспорта безопасности" образовательного учреждения. Возможно, кому-то пригодится.

Другие статьи

Образец заполнения паспорта безопасности для воспитанника при поступлении в ДОУ

Центр развития ребенка - детский сад №67 "Белочка" поселка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области. Общероссийский
рейтинг
школьных сайтов

Рейтинг нашего сайта:
50 баллов из 50 возможных

Сумма за критерий:
  • Общая информация, информационно-коммуникационные сервисы - 14.5
  • Информация об администрации ДС - 7.5
  • Информация о воспитателях - 8.5
  • Условия обучения и документы - 7
  • Юзабилити/качество исполнения сайта/удобство использования (проверяется главная страница; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы) - 7.5
  • Качество текста (на главной странице; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы) - 5

Общая сумма баллов - 50

Паспорт БДД

Паспорт БДД

Анализ работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.

Проверка обеспечения безопасных условий для воспитанников и сотрудников на территории ДОУ.

Проверка перспективных и календарных планов работы педагогов, отражение в них работы по ПДДТТ.

Проведение инструктажа с сотрудниками по безопасности дорожного движения.

Повышение квалификации педагогов на курсах в ГБОУ СПО ИПК по теме «Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста безопасному поведению на дороге и в транспорте»

Отчёт о проведении единого дня

«Детям Подмосковья – безопасность на дорогах»

В МДОУ ЦРР - д/с №46 «Ласточка»

С 5 - 9 августа 2013 года воспитателями нашего детского сада во всех возрастных группах были проведены мероприятия по ПДД. Воспитатели закрепили знания детей: о последовательности и назначении сигналов светофора, о правилах безопасного и культурного поведения на улице, дорогах, в общественном транспорте; о безопасном переходе дорог в посёлке; о назначении дорожных знаков. Познакомили детей с понятием «полицейский – регулировщик», и его сигналами. Обсуждали различные ситуации по правилам дорожного движения на прогулке с использованием наглядных пособий. Педагоги воспитывали у детей ответственность за обеспечение безопасности своей жизни.

Наблюдения за транспортом, беседы, дидактические игра: «Светофор».

Сюжетные игры – ситуации: «Машина едет по дороге», «Автобус везёт пассажиров».

Беседы: «Основы правил безопасности на дорогах для детей». Рассматривание демонстрационных плакатов о безопасном поведении на дорогах.

Чтение стихотворений, художественной литературы Б.Житков «Ещё светофор», отгадывание загадок на тему «Человек. Улица. Транспорт».

Сюжетно – ролевая игра «Шофёр».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Воробышки и автомобили».

Досуг «Рыжие кошечки и чёрные коты».

Старшая группа и подготовительная к школе группы:

Беседы: «Моя дорога в детский сад», «Дорожные знаки», «Улица и дети».

Настольные игры: «Пять правил дорожного движения», «Что разрешается, что запрещается», лото «Дорожные знаки».

Сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»

Подвижные игры: «Будь внимателен», «Займи своё место».

Чтение стихотворений С.Волков «Про правила дорожного движения» отгадывание загадок.

9 августа в детском саду весело, задорно и познавательно прошёл праздник «Светофор Светофорыч в гостях у ребят» для детей средней, старшей и подготовительных групп.

К ребятам в гости пришёл Светофор Светофорыч (мл.воспитатель Афанасенко А.А.), он напомнил о значении сигналов светофора, о правилах поведения на улице, загадал загадки о наземном транспорте.

Ведущий праздника воспитатель Шатилова Д.А. провела игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Это я…», и весёлые эстафеты «Малыши и взрослые», «Умелый шофёр».

Музыкальный руководитель Макеева В.Н. подобрала весёлые песни и музыку.

В гости к дошкольникам приезжал старший лейтенант полиции

Голубинский А.В.- госинспектор ОРИБДД ОМВД России по Истринскому району. Он доступно для ребят рассказал о работе полицейского, продемонстрировал и в ходе игры показал работу регулировщика на дороге.

Госинспектор профессионально ответил на вопросы педагогов и детей.

Зам.зав. по ВМР Бороболкина С.Г.

Отчет по работе МДОУ ЦРР №46

по профилактике безопасности дорожного движения

В течение 2013-2014 учебного года в ДОУ была проделана следующая работа по профилактике безопасности дорожного движения:

  1. Воспитатели -------- прошли курсы повышения квалификации в ГБОУ СПО ИПК по теме «Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста безопасному поведению на дороге и в транспорте»;
  2. В сентябре прошёл смотр Центров дорожного движения во всех группах. Центры ПДД оборудованы и оснащены в соответствии возраста детей.
  3. В течение года на групповых родительских собраниях педагоги проводили работу по профилактике ДДТТ.
  4. Постоянно проводились занятия, игры и беседы с детьми согласно календарно-тематического плана.
  5. В течение года поводились Единые дни профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
  6. Велась кружковая работа «Зелёный огонёк» с детьми средней группы №9 –24 человека.

7. Для детей были организованы праздники и развлечения:

9 августа в детском саду весело, задорно и познавательно прошёл праздник «Светофор Светофорыч в гостях у ребят» для детей средней, старшей и подготовительных групп.

2 сентября в ДОУ прошёл праздник «День знаний». Детям напомнили о правилах безопасного поведения на дороге, о сигналах светофора.

Развлечение «Зелёный огонёк» (май).

Постоянно обновлялся стенд «Красный, желтый, зеленый», оформлялись информационные ширмы по ПДД для детей и родителей.

  1. Методический кабинет пополнили литературой и пособиями по ПДД.
  2. Выписывается журнал «Путешествие на зелёный свет или школа юного пешехода»

Зам.зав по ВМР МДОУ ЦРР №46_________С.Г.Бороболкина

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ в МДОУ ЦРР №46

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обучение правилам дорожного движения ведется по:

а) Региональному стандарту

б) Российской программе

в) Основной общеобразовательной программе дошкольного образования

г) Парциальной программе «Правила и безопасность дорожного движения» О.А. Скоролуповой – М. Скрипторий, 2009г.

Количество часов, отведенных на обучение ПДД, в группах:

младших 15 мин. в неделю, 1 час в месяц, 12 часов в год _,

средних 20 мин – 1 ч.20 мин – 14 ч.40 мин.

старших _ 30 мин - 2 часа - 24 часа _,

Воспитание общей культуры поведения в ДОУ начинается с младших групп. С этого времени начинается и подготовка детей к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении являются:

Взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;

Учет возрастных, психофизиологических особенностей детей и индивидуальных качеств личности ребенка.

Система работы включает в себя такие элементы, как:

Общественно и личностно значимые мотивы деятельности;

Совместная деятельность педагога и воспитанников;

Соответствующие организационные формы и методы обучения;

Использование методов программного обучения и межпредметных связей в ДОУ;

Закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной программы (связь с ГИБДД, участие в районных мероприятиях).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1. Усваиваются понятия: близко-далеко, низко-высоко,

2. Знакомство с основными цветами.

3. Развитие ориентировки в пространстве.

4. Знакомство с различными видами транспорта.

5. Знакомство с дорогой, улицей, тротуаром, переходом,

Знакомство с профессией шофер

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1. Расширяются представления о различных видах транспорта и

2. Даются представления «надземный», «подземный» переходы,

«проезжая часть», «одностороннее и двухстороннее движение»,

3. Уточняются знания о работе светофора

4. Расширяются знания о транспорте: автобус, троллейбус

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1. Закрепляются и расширяются представления детей о проезжей

2. Детей знакомят с понятием «перекресток», дорожными знаками.

3. Даются знания о поведении на улице и в транспорте.

Знакомят с правилами пешеходов и пассажиров.

4.Проводятся наблюдения за работой транспорта, работой

водителя, сигнализацией светофора.

5.Закрепляетя правильное употребление пространственной

6. Обучают детей езде на велосипеде.

7. Детей знакомят с безопасной дорогой из дома в детский сад.

КРУЖКОВАЯ РАБОТА в МДОУ ЦРР №46

Выписка из Приказа № ___ по МДОУ ЦРР №46

«О создании кружка «Зелёный огонёк».

Создать в МДОУ ЦРР №46 для детей старшего дошкольного возраста кружок «Зелёный огонёк» с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Руководителем кружка назначить воспитателя Асендыч В.Н. и производить ей доплату 0,20% к окладу за расширение зоны обслуживания.

Заведующий МДОУ ЦРР №46__________Е.Б. Ермакова

Организация дополнительного образования. Кружок «Зелёный огонёк»

ЦЕЛЬ:Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

· Повысить уровень знаний по Правилам дорожного движения;

· Усвоить требования разделов Правил дорожного движения пешеходов и велосипедистов;

· Оказание первой медицинской помощи.

· Развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

· Способствовать развитию таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

· Воспитывать у ребенка дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

· Выработать культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

· Формировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-6 лет.

-Сроки реализации программы – 2 года.

- Количество детей в группе –18 человек.

- Периодичность занятий: 1 раз в неделю. (20 – 25мин.)

- Форма организации занятий – кружок (КВН, развлечения, встречи с инспекторами ГИБДД, практические занятия во 2-й половине дня)

1. Серия книг со стихами «По улицам города», М. Приходькина, 2003г.

2. С. Волков «Про правила дорожного движения», 2003г.

3. Н.Томилина «Поехали», 2002г.

4. М .Дружинина «Кто летит на красный свет», 2002 г.

5.С. Еремеев «Правила движения», 2002г.

6.А.А. Тюняев «Правила дорожного движения», 2000г.

7. Н. Мигунова «Светофор», 2003г.

1. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», 1998г.

2. О.А. Скоролупова, занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Правила и безопасность дорожного движения», 2005г.

3.Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», перспективное планирование, 2003г.

4. Е.А.Козловская, С.А. Козловский «Дорожная безопасность», 2002г.

5.Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко «Дошкольникам о Правилах дорожного движения», 1980г.

6. Методические рекомендации по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях Московской области, Управление ГАИ МОСОБЛИСПОЛКОМА, 1986г.

7.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора», дидактические игры и развлечения, 1989г.

8. Н.И. Колчанов «Дорога, ребенок, безопасность», 2004г.

9. Газета «Добрая дорога детства»

10. Правительство Московской области. Управление ГИБДД ГУВД по Московской области «Дорожная азбука», 2010г.

1. Учебная книжка-тетрадь «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», 2001г.

2.Серия учебных книжек-тетрадей «Дорожная безопасность», 2004г.

3. Серия Учебных книжек-тетрадей «Красный, желтый, зеленый», 1999г.

4. Учебная книжка-тетрадь «Дети и дорога», 2001г.

5. Серия картин «Автомобильный транспорт»

6. Серия картин «Мультивизор СВЕТОФОР», 1986г.

7. Серия плакатов «Дорожные знаки», 1986г.

8. Серия плакатов «Правила безопасности движения», 1989г.

9. Серия плакатов «Детям о правилах дорожного движения», 2002г.

10. Серия игрушек «Грузовой транспорт», «Легковой транспорт», «Воздушный транспорт», «Спецтранспорт»

11. Переносные дорожные знаки, светофор

Дидактические настольно-печатные игры:

1. «Учим дорожные знаки», 2003г.

2. «Говорящие знаки», 1987г.

3. «Прогулка по городу», 2002г.

4. «Большая прогулка», 2005г.

5. «Дорожные знаки», 2011г.

6. «Собери машину», 2009г.

7. «Угадай, какой знак», 2010г.

8. «Светофор», 2005г.

9. Шапочки для игр «Дорожные знаки»

«Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода» № 7-8 - 2013г, № 1-6 – 2014г.

Программно – методические материалы:

1. Памятки для администрации и педагогов образовательного учреждения;

2. Выписка из Правил дорожного движения Российской Федерации;

3. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом;

4. Инструкция педагогу, ответственному за организацию в общеобразовательном учреждении работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

5. Технология и методика проведения «Минутки по безопасности дорожного движения»;

6. Кабинет по ПДД и его оборудование

7 .Информационный уголок для ДОУ по БДД

8. Транспортные площадки для занятий по правилам дорожного движения.

Оборудование транспортных площадок.

Документация для работы ДОУ по изучению правил дорожного

движения и предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

1. Совместный план работы образовательного учреждения и ОГИБДД ОМВД России по Истринскому муниципальному району.

2. Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Безопасность» с использованием материалов «Программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению Правил дорожного - движения».

3. План-график проведения бесед, инструктажей с воспитанниками.

4. Комплексное планирование месячника «Внимание – дети!».

5. Информационный материал о формах работы с воспитанниками:

- воспитателей по изучению ПДД.

6. Методическая копилка:

- разработки методических мероприятий воспитателей;

- материалы для проведения «Дня профилактики»;

- информационный материал по проведению кратковременных занятий «минутка» в группе воспитанников;

- информационный материал «Работа с родителями»;

- кружок «Зелёный огонёк»

Памятка для организации образовательного учреждения

При планировании мероприятий должны быть предусмотрены:

1. Работа с субъектами воспитательного процесса: воспитателями, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков ЮИД по оказанию им методической помощи в проведении разнообразных форм проведения мероприятий по изучению Правил дорожного движения.

2. Активизация работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице, организация работы кружков ЮИД по разъяснению среди детей Правил поведения в общественных местах и предупреждению нарушений Правил дорожного движения.

3. Создание и оборудование уголков (кабинетов) по безопасности движения, изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, разработка методических, дидактических материалов и пособий для занятий с детьми.

4. Создание специальных площадок (атрибутов для занятий в помещении) для практических занятий по Правилам дорожного движения.

5. Включение в программу по дополнительному образованию работы творческого объединения детей по изучению ПДД.

6. Работа с родителями по разъяснению Правил дорожного движения, проведение разных форм: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы творческих работ (рисунки, поделки).

7. Пропаганда Правил дорожного движения через районную печать, стенную печать, телевидение, видеофильмы, участие в районных и областных творческих конкурсах (рисунки, плакаты, сочинения, совместные работы детей и родителей, конспекты тематических занятий; методических разработок по проведению игровых программ, викторин, игр и др.). Постоянный контакт администрации образовательного учреждения с инспектором ОГИБДД УВД по Истринскому муниципальному району – необходимое условие плодотворной работы по изучению Правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Памятка для воспитателя:

- Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

- Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри налево и на право, потом еще раз налево, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

- Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

- Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если уже попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке», и не делай шаги ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

- Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

- Не используйте для показа старые знаки на желтом фоне.

- Не путайте группы знаков, правильно называйте дорожные знаки и информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название «Пешеходный переход», но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди – знак 5.16.1 и пешеходный переход. А знак 5.16.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, что через дорогу надо переходить именно здесь.

- Необходимо начинать обучение детей со знаков, актуальных для юных участников дорожного движения. В первую очередь, дети должны знать значение знаков: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

- Дорожный знак «ДЕТИ» вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на дороге.

Выписки из правил дорожного движения

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;

- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2. Общие обязанности водителей

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

21.4. Обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет, а на мотоцикле – не менее 14 лет.

22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях.

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий.

22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Главный государственный санитарный врач

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ОРГАНИЗОВАННЫХ

ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации и осуществления перевозок детей, основные обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, осуществляющих организацию и перевозку детей к местам отдыха и обратно по разовому заказу или туристско-экскурсионному маршруту. Данные рекомендации разработаны для всех юридических и физических лиц, участвующих в перевозках организованных детских коллективов.

2. Главными задачами настоящих Методических рекомендаций являются:

- обобщение требований по обеспечению безопасности перевозки организованных групп детей в одном документе;

- предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров и в пути следования автомобильным транспортом;

- создание документа, который используется при разработке стандартов и рабочих инструкций юридическими и физическими лицами, занимающимися организацией и осуществлением перевозок детских коллективов.

3. Настоящие Методические рекомендации применяются при осуществлении перевозок автобусами групп общей численностью восемь и более детей.

4. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Заказчик - организация, юридическое или физическое лицо, являющееся потребителем транспортной услуги по перевозке детей;

Исполнитель - организация, юридическое или физическое лицо, выполняющее услугу по перевозке детей по заявке Заказчика.

Функции Заказчика и Исполнителя могут быть исполнены одной организацией либо юридическим лицом, которые обладают одновременно потребностью и возможностью осуществления услуги.

5. В соответствии с Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Заказчик транспортной услуги имеет право получить информацию от Исполнителя о качестве и полноте подготовки транспортных средств и водителей к перевозке детей.

6. Массовые перевозки детей автомобильной колонной (3 автобуса и более) осуществляются только при наличии у Заказчика уведомления ГИБДД о выделении автомобильной колонне специального автомобиля сопровождения. Уведомление ГИБДД предъявляется Заказчиком вместе с заявкой на перевозку детей автомобильной колонной Исполнителю.

7. Экскурсионные автобусные поездки детей организуются по маршрутам продолжительностью до 12 часов с одним водителем и до 16 часов - с двумя водителями.

Туристические поездки организуются с более длительной продолжительностью с обязательным использованием двух водителей, в данном случае при организации поездки предусматриваются условия для полноценного отдыха (в гостиницах, кемпингах и т.п.) водителей и пассажиров не менее 8 часов после 16 часов движения.

Перевозка детей при экскурсионных и туристических поездках осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в период с 23.00 до 7.00 часов не разрешается.

Туристско-экскурсионные перевозки детей дошкольного возраста не рекомендуются.

В случае, если Заказчиком выступает детское учреждение, туристско-экскурсионные и разовые перевозки детей, как правило, организуются только при наличии письменного разрешения вышестоящей организации.

Осуществлять перевозки детей автомобильным транспортом (кроме экскурсионных и туристических) при нахождении в пути не более четырех часов и в случаях, когда невозможно организовать доставку детей другим видом транспорта.

8. В случаях осуществления нерегулярной (разовой) поездки в пригородную зону или в междугородном сообщении Заказчик вправе потребовать, чтобы автобус накануне поездки был предъявлен для внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД.

Основные требования по организации перевозок детей

1. Для организации перевозки детей Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель обязан иметь лицензию на данный вид деятельности и лицензионную карточку на эксплуатируемое транспортное средство, за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.

Передача лицензии или лицензионной карточки другому перевозчику запрещена.

2. Если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный (собственные) автобус (автобусы), то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок. В случае отсутствия таких возможностей автобус должен базироваться и обслуживаться у Исполнителя, который имеет возможность обеспечивать выполнение всех необходимых требований по обеспечению безопасности перевозок.

3. К перевозкам групп детей допускаются водители, имеющие непрерывный трехлетний и более стаж работы на автомобильных транспортных средствах категории "Д" и не имеющие на протяжении последних трех лет нарушений действующих Правил дорожного движения.

4. Перевозка организованных групп детей осуществляется при обязательном сопровождении на весь период поездки на каждое транспортное средство взрослого сопровождающего, а если число перевозимых детей более двадцати - двух сопровождающих. Перед поездкой сопровождающие проходят специальный инструктаж совместно с водителем, проводимый полномочным представителем Исполнителя либо, как исключение, руководителем Заказчика на основе настоящих Методических рекомендаций.

Заказчик несет ответственность за безопасность перевозки детей в части, его касающейся.

5. Автомобильная колонна с детьми до пункта назначения сопровождается машиной "скорой помощи". При количестве автобусов менее трех необходимо наличие квалифицированного медицинского работника в каждом автобусе.

6. Техническое состояние автобусов Исполнителя должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Водитель обязан иметь при себе действующий талон о прохождении государственного технического осмотра автобуса.

7. Автобус должен быть оборудован:

- двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один - в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне автобуса);

- квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (сторона квадрата - не менее 250 мм, ширина каймы - 1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.21 "Дети", которые должны быть установлены спереди и сзади автобуса;

- двумя аптечками первой помощи (автомобильными);

- двумя противооткатными упорами;

- знаком аварийной остановки;

- при следовании в колонне - информационной табличкой с указанием места автобуса в колонне, которая устанавливается на лобовом стекле автобуса справа по ходу движения;

- автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 01.01.98 и используемые в туристических поездках, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. В этом случае владелец транспортного средства обязан выполнять требования Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.07.98 N 86.

8. Класс автобуса должен соответствовать виду осуществляемой перевозки детей. Каждый автобус перед выездом на линию должен пройти проверку технического состояния и соответствия экипировки требованиям, установленным Правилами дорожного движения.

9. При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояние экипировки автобуса.

10. Автомобильная колонна с детьми сопровождается специальным автомобилем ГИБДД, двигающимся впереди колонны. Если количество автобусов в колонне составляет более 10 единиц, ГИБДД дополнительно выделяет автомобиль, замыкающий колонну.

При осуществлении перевозки групп детей одним или двумя автобусами сопровождение специальным автомобилем ГИБДД не обязательно.

Сопровождение колонны автобусов при автомобильной перевозке групп детей осуществляется от места формирования до конечного пункта назначения.

11. При массовой перевозке детей руководителем Исполнителя назначаются:

- из числа допущенных к перевозке детей водителей - старший водитель;

- из числа специалистов работников Исполнителя - старший автомобильной колонны.

Старший водитель, как правило, управляет последним автобусом колонны.

12. Перед выполнением перевозок организованных детских коллективов Исполнитель совместно с Заказчиком не позднее трех суток до назначенного срока начала перевозки представляет в соответствующие отделы ГИБДД официальное уведомление о планируемой перевозке с указанием:

- даты и маршрута движения;

- графика движения, отвечающего требованиям режима труда и отдыха водителей, включающего в себя определение времени прохождения контрольных пунктов маршрута, мест остановок и отдыха, оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

- схемы трассы движения и маневрирования с обозначением на ней опасных участков, постов ГИБДД, пунктов медицинской помощи, больниц и др.;

- подтверждения выделения медицинского сопровождения;

- марки и государственного номера автобуса (автобусов), фамилий водителей, которые будут осуществлять перевозку детей, с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных территориальными управлениями образования.

13. Заказчик обязан обеспечить организованные группы детей, находящиеся в пути следования более трех часов, наборами пищевых продуктов (сухими пайками) с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ в установленном порядке, а также предусмотреть во время движения соблюдение питьевого режима в соответствии с действующим санитарным законодательством.

14. Режим работы водителя автобуса должен предусматривать после первых трех часов непрерывного управления автомобилем предоставление водителю специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. При направлении в рейс двух водителей на один автобус они меняются не реже чем через три часа.

15. Перед началом массовых перевозок детей в оздоровительные лагеря приказом руководителя Исполнителя назначается специальная комиссия, которая проводит предварительное обследование подъездных дорог к оздоровительным лагерям и, исходя из состояния дорог, определяет возможность осуществления перевозок детей в оздоровительные лагеря и в специальные зоны отдыха, о чем составляется соответствующий акт.

16. При организации регулярных перевозок детей, связанных с учебно-воспитательным процессом (например, в школу и обратно), необходимо согласование трассмаршрутов и графиков движения автобусов с органами ГИБДД.

Требования по выполнению перевозок

1. Водители автобуса, допущенные к перевозке детей, должны иметь продолжительность междусменного отдыха перед поездкой не менее 12 часов, а также пройти инструктаж.

Уполномоченное лицо Исполнителя вносит в путевой лист автобуса отметку о прохождении водителем специального инструктажа.

2. Водитель, осуществляющий перевозки, должен выполнять указания старшего, в случае если они не противоречат Правилам перевозки пассажиров, Правилам дорожного движения, не связаны с изменением маршрута движения автобуса.

3. Автомобильная перевозка групп детей автобусами в период суток с 23.00 до 05.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до 05.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них, а также при задержках в пути до ближайшего места отдыха (ночлега).

4. Перевозка детей автобусом осуществляется только с включенным ближним светом фар. Перевозка детей запрещается, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки.

5. Скорость движения автобуса выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60 - 70 км/час.

6. Перед отправлением автобуса в рейс водитель (при движении колонной - старший колонны) должен лично убедиться в соответствии количества отъезжающих детей и сопровождающих количеству посадочных мест (для сидения), в отсутствии вещей и инвентаря в проходах, на накопительных площадках, в включении ближнего света фар. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты. На верхних полках могут находиться легкие личные вещи.

7. В пути следования остановку автобуса (автобусов) можно производить только на специальных площадках, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.

8. При вынужденной остановке автобуса, вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить автобус так, чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств, включить аварийную сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности - выставить позади автобуса знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от автобуса в населенном пункте и 30 метров - вне населенного пункта. Первым из автобуса выходит старший и, располагаясь у передней части автобуса, руководит высадкой детей.

9. В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр. водитель автобуса обязан немедленно принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу) для оказания ребенку квалифицированной медицинской помощи.

10. Водителю автобуса при перевозке детей запрещается:

- следовать со скоростью более 60 км/час;

- изменять маршрут следования;

- перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;

- оставлять автобус или покидать свое место, если в салоне автобуса находятся дети;

- при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;

- выходить из салона автобуса при наличии детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей;

- осуществлять движение автобуса задним ходом;

- покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

11. В пути следования водитель обязан строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места, выдерживать дистанцию между впереди идущим транспортным средством, без необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей обстановке.

12. По прибытии к пункту высадки детей из автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему.

13. При наличии каких-либо замечаний (недостатков) по организации дорожного движения, состоянию автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройству, угрожающих безопасности дорожного движения, водитель обязан сообщить диспетчеру Исполнителя.

Перечень нормативных правовых актов,

использованных при составлении Методических рекомендаций

1. Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

2. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

3. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

5. Приказ Минтранса России от 08.01.97 № 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.97, рег. № 1302).

6. Приказ Минтранса России от 09.03.95 № 27 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.95, рег. № 868).

7. Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (зарегистрирован в Минюсте России 01.11.2004, рег. № 6094).

8. Постановление Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 "О Правилах дорожного движения" (с изменениями).

9. Приказ Минтранса России от 07.07.98 № 86 "Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации".

10. Постановление Правительства РФ от 10.06.2002 № 402 "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом".

11. Приказ МВД России от 06.07.95 № 260 "О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения".

ответственному за организацию в ДОУ работы

по профилактики детского дорожно - транспортного

Педагог, ответственный за организацию профилактики ДДТТ, назначается приказом заведующего ДОУ перед началом учебного года. Это может быть заместитель заведующего по воспитательной работе, руководитель отряда (кружка) ЮИД или любой педагог (на усмотрение директора), владеющий соответствующими знаниями или прошедший курсы повышения квалификации по обучению школьников правилам дорожного движения.

Педагог (инструктор по безопасности дорожного движения) руководствуется в своей работе Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», «Правилами дорожного движения Российской Федерации» (новая редакция с внесенными дополнениями и изменениями), другими нормативными правовыми актами. Работа осуществляется в тесном контакте с инспектором по пропаганде или сотрудником Госавтоинспекции, закрепленным за данным общеобразовательным учреждением приказом начальника Госавтоинспекции.

В обязанности педагога, ответственного за организацию профилактики ДДТТ, входит следующее.

1. Организация работы общеобразовательного учреждения по профилактике ДДТТ в соответствии с планами совместной работы Госавтоинспекции и органа управления образованием. План рассматривается на педагогическом совете и утверждается заведующим, а совместные планы проведения профилактических мероприятий – еще и руководителями соответствующих организаций.

2. Осуществление контроля за выполнением учебного плана и программы занятий по ПДД в образовательном процессе.

Осуществление постоянного контакта с подразделением пропаганды Госавтоинспекции в:

- организации совместных профилактических мероприятий с воспитанниками и их родителями;

- оформлении «уголка безопасности», кабинета ОБЖ;

- обеспечении учащихся методической литературой и наглядными пособиями;

- техническом оборудовании автоплощадки (автогородка);

- ведении наблюдательного дела на общеобразовательное учреждение.

4. Систематическое информирование педагогического коллектива и родителей о состоянии аварийности: количестве ДТП с участием детей, анализе причин и условий, способствующих возникновению ДТП, сроках проведении профилактических мероприятий, их участниках.

5. Разработка совместно с сотрудником Госавтоинспекции схемы маршрута безопасного передвижения учащихся по территории, прилегающей к общеобразовательному учреждению. Контроль постоянного обновления информации по данной схеме.

6. Организация работы отряда (кружка) ЮИД, участие в написании положений, инструкций по проведению его работы.

Технология проведения «минутки»

по безопасности движения

«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты), которое проводится педагогом непосредственно перед тем, как дети пойдут домой (группы продленного дня), или в конце последнего урока в начальных классах.

Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций.

Методика проведения «минутки»

Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, воспитатель (учитель) поправляет их и дает свое объяснение. Важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми.

За день в образовательном учреждении ребенок получает полезные сведения по безопасности движения, рассмотренные в проблемной и занимательной форме.

Продолжением «минутки», ее практическим приложением является движение детей из образовательного учреждения по улице.

Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы).

Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и правильно оценивают обстановку, задавая детям вопросы.

КАБИНЕТ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОУ

Для проведения занятий по Правилам дорожного движения в ДОУ целесообразно иметь специальный кабинет по Правилам движения.

Создание учебного кабинета ПДД, оснащенного в полном соответствии с учебно-методическими требованиями, дело трудоемкое и дорогостоящее. Поэтому будет рационально эту работу осуществлять поэтапно, по мере возможностей. Значительную часть пособий и оборудования можно изготовить и осуществить оснащение ими кабинета силами педагогов, помощь родителей, сотрудников ГИБДД. Для оборудования такого кабинета требуется обычная групповая комната. В кабинете устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посадки 25 воспитанников.

На лицевой стороне кабинета устанавливаются классная доска и экран для демонстрации диафильмов и кинофильмов. На доске укрепляются указка и коробка для мела, в которой, кроме обычного мела, обязательно должны быть цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения.

Выше классной доски в несколько рядов устанавливаются электрифицированные дорожные знаки, закрытые матовым стеклом. Включение знаков осуществляется со стола учителя, для чего на нем устанавливается пульт управления подсветкой дорожных знаков.

Для показа различных учебно-наглядных пособий на столе педагога устанавливается демонстрационное устройство.

По обе стороны классной доски укреплены вешалки с зажимами для таблиц и плакатов. Ниже классной доски устанавливаются две плакатницы для хранения таблиц, агитационных и пропагандистских плакатов.

Макет-доска с металлическим основанием может быть размещена на стене рядом с классной доской, а если место не позволяет, то доска с металлическим основанием может подвешиваться непосредственно на доску (как подвешивается экран). Она может быть установлена также и на специальном столе, на котором следует предусмотреть возможность наклона доски для удобства обзора ее воспитанниками.

Комплект макет-доски включает:

Планшет из листовой стали толщиной

0,8 мм (на фанерном или рамном основании). На планшете должно быть изображение основных типов перекресток и дорог. В зависимости от размеров планшета это может быть одна общая схема с несколькими перекрестками или несколько сменных планшетов с изображением отдельных перекрестков.

Макет (на магнитах) транспортных средств: автомобили разных типов и назначений, трамваи, троллейбусы, мотоциклов, велосипеды, пешеходы.

Макеты (на магнитах) светофоров и регулировщиков.

Дорожные знаки (желательно на магнитах).

С левой стороны кабинета в проемах между окнами устанавливаются два щита: «Рулевое управление» и «Тормоза» для изучения требований безопасности движения к механизмам управления автомобилем.

На задней стене кабинета устанавливается витрина для литературы по безопасности движения. В специальные желоба, параллельно укрепленные на правой стороне, устанавливаются таблицы «Атомобили», «Мотоциклы», «Городской электротранспорт», «Сельскохозяйственные самоходные машины», «Велосипеды и мопеды». Здесь же устанавливают электрифицированную схему (щип) автомобиля с указанием механизмов и приборов, влияющих на безопасность движения.

У задней стены кабинета устанавливается застекленный шкаф-стеллаж для хранения светофоров, кинопроекционной аппаратуры, столика для него и других наглядно-учебных пособий и оборудования. На окнах устанавливается затемнение.

Размещение оборудования и его внешний вид должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий.

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ПО ПРАВИЛАМ ДВИЖЕНИЯ

В кабине устанавливаются ученические двухместные столы. В каждый стол укладывается набор по Правилам дорожного движения. Такой набор служит для практического изучения Правил дорожного движения. При помощи набора создаются различные дорожные ситуации, возникающие на дорогах в процессе движения транспортных средств и пешеходов.

Движение транспорта на прилагаемых в наборе схемах регулируется макетами светофора и фигурками регулировщиков, а также дорожными знаками.

В качестве плоскостных изобразительных пособий при изучении Правил дорожного движения используются таблицы и плакаты, которые периодически выпускаются центральными издательствами и распространяются через торговую сеть. Для сохранности таблицы рекомендуется наклеить на картон и хранить их в плакатницах в горизонтальном положении.

Действующие модели светофора

Комплект действующих моделей светофоров настольного типа, изготовленных по образцам натуральных светофоров современной конструкции, применяется для регулирования движения на дорогах. В комплект входят модели светофоров 4-х типов: трехсекционный, четырехсекционный с дополнительной секцией с правой стороны, пятисекционный с дополнительными секциями слева и справа, пешеходный светофор.

В каждой секции и автомобильном патроне на штифтах – однонитевая (автомобильная) лампа мощностью 3-6 ватт.

Электропитание моделей светофоров осуществляется от осветительной сети напряжением 127 или 220 вольт, через понижающий трансформатор (ТБ-30) на 12 вольт или от автомобильной аккумуляторной батареи. Понижающий трансформатор входит в комплект. Заменять лампочки другими (большей мощности) не рекомендуется, так как могут повредиться светофильтры из ацетатной пленки.

Посредством четырех моделей светофоров можно создать все комбинации световых сигналов, применяемых при регулировании движения.

Пешеходный светофор с вызывающим устройством. Такие светофоры устанавливаются на пешеходных переходах через улицу с переключением световых сигналов пешеходами. На колонке такого светофора устанавливаются вызывное устройство и световое табло «Ждите» с кнопкой «Переход». При нажатии пешеходом кнопки «Переход» устройство производит переключение сигнала светофора. Для пешеходов включается сигнал «Идите», для транспорта – красный свет.

После перехода пешеходами улицы автоматически включатся зеленый сигнал светофора для транспорта. Светофоры необходимы для занятий с воспитанниками.

Набор дорожных знаков

Набор дорожных знаков служит для проведения занятий о теме «Дорожные знаки». Набор цветных дорожных знаков размером 300х300 мм изготовлении типографским способом на плотной бумаге.

Для теоретических и практических занятий, бесед, игр и соревнований педагогу требуются также жезлы регулировщика, которые можно изготовить самостоятельно.

Крышку стола-макета с рельефом города целесообразно выполнить из листовой стали. Те места, на которых будут установлены строения, зеленые насаждения и т.п. закрываются фанерой.

Для изготовления макетов города используются фанера и картон. Окраску рельефа удобно производить присыпками из древесных опилок, окрашенных в нужный цвет. Это выполняется так: в скипидаре или керосине разводится в небольшом количестве масляная краска. Предварительно просеянные опилки высыпаются в раствор и затем просушиваются на воздухе. Чтобы опилки закрепить на поверхности макета, покрытого фанерой, надо его предварительно окрасить лаком или столярным клеем и через сито посыпать опилками. В качестве присыпок можно использовать тертый кирпич, песок, мелкую гальку.

Дома и другие постройки изготавливаются из деревянных брусков, картона, фанеры, оргстекла т. п. Строения и постройки окрашиваются масляными или нитрокрасками. Проезжая часть улиц и дорог может быть окрашена тонким слоем непосредственно по металлу после высыхания краски. Белой или желтой краской наносятся линии разметки.

При помощи макетов, вмонтированных в модели автомобилей, и средств регулирования они удерживаются на общем макете.

Макет можно электрефицировать низковольтным оборудованием (с автоматической подачей различных сигналов) и т. п.

Для проверки знаний детей по Правилам дорожного движения в кабинете рекомендуется иметь набор контрольных карт для программированного опроса с комплексными задачами по всей программе.

Принцип построения контрольных карт следующий: на каждой карте в рисунках с текстом и только текстом дается 10 задач. В каждой задаче имеется несколько ответов в виде цифр и текста. Надо выбрать один правильный ответ.

Решая задачи, дети отмечают правильные ответы в контрольном листке (зачеркивают цифру двумя пересекающимися линиями). Затем карточку и контрольный листок сдают педагогу.

Педагог, наложив на контрольный листок шаблон с кодами правильных ответов, подсчитывает количество правильных ответов и ставит отметку. (При правильных ответах отверстия шаблона должны совпадать с пометками, сделанными учащимися на контрольном листке). Шаблоны изготавливаются из любого плотного листового материала. Номер шаблона соответствует номеру карточки.

Библиотечка с литературой по безопасности движения

Очень большое значение имеет оформление и размер учебного пособия. Эти пособия используются как педагогом, так и воспитанниками в качестве справочного или иллюстрированного материала на занятиях.

Так при изготовлении текстовых плакатов, диаграмм, графиков или таблиц наиболее благоприятны желто-зеленый, зелено-голубой и частично синий цвет. Хорошо воспринимается сочетание черных букв и желтого фона, красных букв и зеленого фона. Все чертежы, схемы и плакаты следует выполнить на листах одного стандартного размера цветными красками или фломастерами.

Размеры наглядных пособий выбирают в зависимости от особенностей и площади стен помещения.

Наряду с настенными пособиями можно изготовить альбомы в соответствующем художественном оформлении.

Рисунки, схемы, графики лучше делать на листах бумаги (ватмане) форматом 297 х 420 (Ф.12), 420 х 594 (Ф.22) или 694 х 841 (Ф.24).

Поле рисунка (схемы) нужно располагать так, чтобы по краям рисунка оставалось не менее 20 мм. Если рисунки (схемы) будут использоваться для изготовления альбома, поле с левой стороны должно быть не менее 40 мм. Границей поля рисунка (схемы) служит рамка в виде черной линии, толщиной 0,2 мм. Желательно, чтобы все листы альбома были из одного сорта бумаги.

Большое значение наглядности обучения придавал еще К.Д. Ушинский, который считал, что «облекая учение в формы, краски, звуки мы делаем его доступным ребенку».

Считается, что отсутствие наглядности в обучении снижает его эффективность до 10%. Близко к этому значению оказывается и качество наглядных пособий. Поэтому высокими должны быть требования не только к содержанию, но и к качеству учебных наглядных пособий. Что касается учебных наглядных пособий по ПДД, то требования к ним должны быть высоки еще и потому, что они должны работать на укрепление доверия к ним, на их высокий авторитет.

При отсутствии в ДОУ возможности иметь отдельный кабинет ПДД, следует организовать в методическом кабинете или в других групповых помещениях уголок ПДД. Таких уголков ПДД лучше иметь несколько, лучше – если каждая группа будет иметь в своем помещении свой уголок ПДД.

Что касается оснащения уголка оборудованием, учебными и методическими пособиями, то это должно быть оборудование и пособия из перечня, необходимого для кабинета. Их состав определяется возможностями ДОУ, но должен обеспечивать для занятий необходимый минимум.

Плакат, листовки, брошюры. Настольные игры

Фабриками игрушек выпускаются игры по Правилам дорожного движения, которые рекомендуется использовать на занятиях и в игровой деятельности для закрепления знаний по Правилам движения: «Учись вождению», «По городу», «Открой глаза», «За рулем», «Дорожные знаки», «Твои знакомые», «Маленький шофер», «Светофор», «Пешеход», «Автотрасса».

Игры распространяются через торговую сеть.

По вопросам организации кабинетов по Правилам движения педагоги должны обращаться к сотрудникам Государственной инспекции. В их лице они всегда найдут помощников и советчиков.

За сохранность оборудования кабинета должен нести ответственность назначенный руководством ДОУ педагог.

У выхода из ДОУ желательно установить световое табло, предупреждающее о необходимости соблюдения Правил дорожного движения, информирующее о состоянии дороги, о погоде.

В вестибюле ДОУ необходимо оборудовать стенд для вывешивания плакатов, листовок по Правилам дорожного движения, сообщений ГИБДД.

Занятия в хорошо оборудованном кабинете по Правилам движения помогут вооружить будущих водителей и пешеходов запасом знаний и умений по безопасности движения, благодаря которым они смогут вовремя распознавать и решать все опасные ситуации в дорожной обстановке и безошибочно на них реагировать.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ УГОЛОК ДЛЯ ДОУ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех ДОУ. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле ДОУ, желательно на выходе из детского образовательного учреждения.

Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах, следующий:

Выписка из приказа заведующего ДОУ о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).

Информация (по согласованию с районным отделом ГИБДД) о закреплении за ДОУ сотрудников ГИБДД и дружинников с указанием фамилий.

Информация о ДТП, происшедших с участием воспитанников ДОУ и краткий разбор причин случившегося. (Можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с воспитанниками ДОУ и родителями в связи с происшедшим ДПТ.

Информация о нарушителях ПДД – воспитанниках ДОУ, с указанием фамилий, группы, характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах, принятых к нарушителям.

Информация о проводимых в ДОУ мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.

Информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные).

В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по ПДД. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге» («Ловушки»), «Как избежать опасности на дороге» и т.п.

Информация для родителей.

ДОУ обязано четко объяснять свои задачи, рассказывать о проблемах, информировать об актуальных задачах. Все это в полной мере относится и к проблемам ДДТТ.

Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относится непосредственно к ним, но и на ту, с которой ДОУ обращается к детям.

Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых занятий по ПДД. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала воспитателя на занятии и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению нередко случается.

В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть использованы газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.

Схема безопасного движения воспитанников по территории микрорайона, ДОУ. Эта схема носит весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, подобные схемы в ДОУ имеются, но к очень большому сожалению, они выполняются формально и никакой полезной работающей информации не несут. Подобные схемы необходимо согласовать с органами ГИБДД.

Сама по себе задача обеспечения безопасности движения воспитанников из дома в детский сад, обратно и в других направлениях в границах микрорайона ДОУ всегда была и остается актуальной и требует гораздо большего внимания, чем это имеет место в реальности. Педагог не может, да и не должен заниматься ее решением, но обратить внимание руководства ДОУ и тем самым привлечь его внимание к решению вопросов безопасности детей на пути в районе школы, он в состоянии и должен это делать. Администрация, в свою очередь, может обратиться в управление образования и в ГИБДД, в муниципальные и другие органы и потребовать принятия необходимых практических мер по обеспечению безопасности детей.

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому обозначать надо основные и понятные ориентиры (строения, дороги, зеленые насаждения и т.п.), надписи должны выполняться четко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, трамвайные пути, тротуар, разделительная полоса, пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка). Расположение светофоров, дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения учащихся к школе (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания воспитанников. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.

Следующий этап работы – оценка степени безопасности дорожного движения на участках дорог, прилегающих к территории ДОУ:

Дорожный знак «Дети» (2 шт.): наличие, состояние, правильность установки (расстояние, высота, освещенность).

Состояние проезжей части, тротуаров и их освещенность.

Наличие остановок и стоянок транспортных средств, объездных путей, влияющих на пешеходное движение.

Наличие постоянных и временных сооружений и предметов, захламленность на территории, прилегающей к ДОУ, влекущие ухудшение обзора, вынужденное нарушение маршрутов детей.

Наличие (при необходимости) и состояние пешеходных ограждений в местах подходов детей к детскому саду.

Наличие и состояние пешеходных переходов и их обозначений (знаки, разметка).

Соблюдение скоростного режима водителями транспортными средствами, наличие искусственных неровностей.

Направление движения транспортных потоков (необходимость переключения на другие направления).

Организация дежурства сотрудников ГИБДД, дружинников, педагогов, родителей (в пределах целесообразности).

Оценив степень безопасности дорожного движения, состояния территории ДОУ и всего микрорайона ДОУ, необходимо специальными условными значками (например, красный флажок, а при необходимости с дополнительной надписью) обозначить опасные места на схеме. Опасность временного характера (ремонт тротуара, складирование какого-либо материала и т.д.) лучше обозначить легкосъемными значками, например, на булавках, а если схема имеет остекление, то – приклеиванием к стеклу. Если территория ДОУ не имеет своего ограждения, то ее границы (а лучше всю площадь) следует обозначить на схеме. Все изменения, происходящие на территории микрорайона ДОУ, должны оперативно отражаться на схеме, путем внесения соответствующих поправок, носящих особо серьезный характер (например, вынужденное изменение маршрута движения учащихся), воспитанники должны быть оповещены также специальной информацией, размещаемой рядом со схемой. Если в микрорайоне ДОУ когда-либо происходили ДТП, то места этих ДТП должны быть отмечены на схеме.

Весьма полезно, помимо схемы, вывешиваемой в вестибюле ДОУ, иметь второй ее экземпляр в кабинете ПДД, где она может служить хорошим учебным пособием. На конкретных примерах дорожной обстановки на дорогах и территории микрорайона ДОУ можно вести занятия по различным темам учебной программы ПДД: перекрестки, пешеходные переходы, сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки и разметка и т.д. а также занятия о безопасном поведении на конкретных путях движения пешеходов в школу, домой и по другим направлениям. Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах, должны нести определенную нагрузку, должны быть работающими на выполнение конкретной задачи. Случайных материалов быть не должно! Прежде чем вывешивать какой-либо материал необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен, насколько он актуален.

Материалы должны обновляться. Даже полезный, но «завесившийся», устаревший материал не работает, а из полезного становиться бесполезным и даже вредным.

Транспортные площадки для занятий по Правилам дорожного движения.

ОБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПЛОЩАДОК

Для дошкольников наиболее эффективной формой изучения Правил дорожного движения является игра-занятие, которая может проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении. Для проведения практических занятий, игр, соревнований на лучшее знание и выполнение дорожных законов предназначаются транспортные площадки, которые должны быть оборудованы в каждом детском образовательном учреждение.

Транспортная площадка (автоплощадка) представляет собой комплекс, состоящий из следующих элементов:

асфальтированной площадки с разметкой проезжей части;

средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;

транспорта (педальных машин, велосипедистов, самокатов);

учебно-материальных пособий и атрибутов игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т. д.);

стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий.

Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, парка культуры, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря. Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07-0,1 м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла, на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой – 1 – 1,2 м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.

Помощь в изготовлении знаков, панно, атрибутов для игр, в приобретении транспорта, формы юных инспекторов движения могут оказать органы образования, автотранспортные предприятия, городские, районные совет Всероссийского общества автомобилистов и другие источники.

Исходя из местных условий, можно подобрать для автоплощадок схемы различной сложности.

Примеры элементарных детских транспортных площадок приведены на схемах в приложении.

Игры и упражнения на площадке должны проводиться после предварительного ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах и школах. Цель их – расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов, научить их соблюдать правила поведения на улице.

Для большей пропускной способности площадки целесообразно предусмотреть участие в занятиях одновременно двух групп, одна из которых выполняет роль пешеходов, другой водителей транспорта. Через определенное группы меняются ролями.

По прибытии на площадку педагог (воспитатель, член отряда ЮИД) знакомит детей со схемой площадки, организацией движения на ней (разметкой, дорожными знаками, указателями, светофорами), обращает внимание ребят на необходимость строгого соблюдения правил (не выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию, интервал, обгон совершать только с левой стороны, выполнять требования дорожных знаков, сигналов светофора или регулировщика).

Для проведения игры-занятия выделяется 5-7 юных инспекторов движения, которые должны иметь жезлы, свистки, нарукавную повязку или форму ЮИД. Они следят за движением транспорта и пешеходов на автоплощадке;

Простейшая территория ДОУ, учебно-тренировочная площадка в виде перекрестка можно оборудовать необходимо оборудовать во дворе ДОУ, а в зимнее время в вестибюле каждой школы.

Министерство образования Московской области

Управление образования Истринского муниципального района

УГИБДД ГУВД по Московской области

ОГИБДД ОМВД России по Истринскому муниципальному району