Руководства, Инструкции, Бланки

ликвидация муп пошаговая инструкция 2016

Категория: Инструкции

Описание

Особенности ликвидации унитарных предприятий: Общие правила создания и ликвидации государственных и муниципальных

Особенности ликвидации унитарных предприятий

Общие правила создания и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в редакции от 01.12.2007, далее - Закон об унитарных предприятиях).

Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Итак, основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которого также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: - имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Из этого следует, что имуществом унитарного предприятия может быть не только имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но и имущество, приобретенное за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности. Перечень источников формирования имущества не является закрытым.

Следовательно, это могут быть, например, и безвозмездное поступление имущества от коммерческих организаций, физических лиц и т.п. Кроме того, имущество может приобретаться за счет накопленной амортизации, прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия, заемных средств (с учетом требований, установленных Законом об унитарных предприятиях), а также других традиционных источников.

В пассиве баланса стоимость первоначально внесенного собственником имущества также учитывается на счете 80 "Уставный капитал", однако в отношении унитарных предприятий подобным порядком учитывается уставный фонд.

В соответствии со ст. 12 Закона об унитарных предприятиях уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия.

То есть при его определении используется тот же подход, что и при определении уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ и товариществ: уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. За основу принята юридическая составляющая уставного фонда - в отличие от производственной или финансовой концепции поддержания капитала, применяемой при организации бухгалтерского учета по стандартам МСФО. Из этого можно сделать вывод, что, по меньшей мере, в части учета уставного фонда (как и уставного капитала) переход на стандарты МСФО не предполагается.

Весьма существенной особенностью передачи имущества в уставный фонд унитарных предприятий является законодательное регулирование их оценки. Если при формировании уставного (складочного) капитала или паевого фонда субъектов предпринимательской деятельности других организационно-правовых форм основным способом оценки передаваемого имущества является оценка, согласованная учредителями, то в ст. 8 Закона об унитарных предприятиях прямо определено, что имущество унитарных предприятий должно оцениваться в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Это значит, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для их оценки необходимо привлечь независимого оценщика. (Для обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов необходимость использования данного вида услуг возникает только при определенных условиях - при стоимости передаваемого имущества выше определенного предела).

Минимальный размер уставного фонда ограничен п. 2 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Эта сумма в 5 раз превышает ограничение, установленное для уставного капитала открытых акционерных обществ, и в 50 раз - для закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Учитывая определение уставного фонда, приведенное выше, нетрудно сделать вывод, что интересы кредиторов унитарных предприятий защищены более существенно, чем интересы кредиторов коммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Для муниципальных предприятий ограничение установлено на более низком уровне: размер уставного фонда таких предприятий должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Положение, в соответствии с которым в казенном предприятии уставный фонд не формируется, содержится и в Гражданском кодексе РФ.

Каким образом и на каких счетах (пассивных) бухгалтерского учета отражается стоимость имущества, переданного казенным предприятиям, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не установлено.

Впредь до внесения изменений в План счетов и Инструкцию по его применению, по нашему мнению, наиболее правомерным является использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

2. Разумеется, для этих целей к счету должны быть открыты как минимум два субсчета: для учета стоимости имущества, переданного при создании казенного предприятия, и для учета имущества, переданного позднее (для пополнения оборотных средств казенного предприятия или иных целей).

В отличие от иных хозяйственных обществ и товариществ, в которых уставный (складочный) капитал должен быть сформирован в течение года после государственной регистрации организации, уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. То есть срок, в течение которого все имущество и денежные средства, подлежащие передаче, должны поступить в унитарное предприятие, в 4 раза меньше.

В бухгалтерском учете применяется схема, установленная для хозяйственных обществ и товариществ:

Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 80 "Уставный капитал" - на сумму размера уставного капитала, указанную в учредительных документах;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 75 - на сумму денежных средств, поступивших в унитарное предприятие в качестве вклада в уставный фонд;

Дебет счетов учета имущества (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.) Кредит счета 75 - на сумму поступивших в унитарное предприятие вкладов в уставный фонд, внесенных в неденежной форме.

При внесении вкладов в уставный фонд имуществом, отличным от денежных средств, следует иметь в виду, что под установленным порядком передачи имущества понимается соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете по оприходованию полученных активов. В частности, если в виде взносов в уставный фонд передается недвижимое имущество, отражение его в бухгалтерском балансе возможно только после получения акта государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т.д.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 64 ГК РФ) и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

Одним из основных отличий ликвидации унитарного предприятия от ликвидации организации иной организационно-правовой формы является то, что остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в соответствующий бюджет.

То есть по завершении расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество должно быть передано собственнику - органу государственной власти или органу местного самоуправления. При этом не возникает необходимости предварительного объединения всех пассивов на счете 80. Хотя собственником имущества может быть определена и иная схема списания стоимости пассивов с баланса ликвидируемого унитарного предприятия.

При уменьшении уставного фонда унитарного предприятия следует также учитывать требования ст. 15 Закона об унитарных предприятиях (так как при этом могут возникнуть дополнительные основания для ликвидации предприятия).

Порядок уменьшения уставного фонда унитарного предприятия определен ст. 15 Закона об унитарных предприятиях. При этом сохранены те же подходы, что и в отношении уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью:

- уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера;

- собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов окажется меньше размера его уставного фонда. При этом уставный фонд должен быть уменьшен до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

- в случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

С учетом требований, предъявляемых к минимальному размеру уставного фонда, можно заключить, что наиболее вероятной представляется реорганизация унитарного предприятия в открытое акционерное общество. О ликвидации предприятия в большинстве случаев речь вряд ли может идти, так как создание унитарных предприятий, как правило, обусловлено существенными экономическими и социальными причинами;

- если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, то кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

Схема и последовательность действий кредиторов представляются весьма прозрачными. С большой долей вероятности можно предположить, что процитированное требование в скором будущем может стать базой для "принудительной" приватизации наиболее рентабельных унитарных предприятий;

- в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное пред приятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом раз мере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков. Данная законодательная норма еще более укрепляет права и расширяет возможности кредиторов унитарного предприятия;

- государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов. Аналогичное требование содержится и в Законе об АО.

Кроме того, необходимость ликвидации унитарных предприятий может возникать при осуществлении некоторых форм преобразования - присоединения или слияния.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

Данное условие является специфическим для унитарных предприятий. В Законе об унитарных предприятиях прямо не говорится, но предполагается, что присоединение унитарных предприятий, имущество которых принадлежит разным собственникам (например, субъекту Российской Федерации и органу местного самоуправления), допустимо только после изменения права собственности на одно (или на несколько, если присоединяется несколько юридических лиц) предприятие, то есть после изменения вида унитарного предприятия (унитарных предприятий).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

Разновидностью ликвидации юридического лица является ликвидация вследствие его банкротства. В соответствии со ст. 65 ГК РФ казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Унитарное предприятие признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Особенности правового регулирования ликвидации организаций в рамках процедуры банкротства рассмотрены далее в отдельном подразделе.

ликвидация муп пошаговая инструкция 2016:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Ликвидация муниципального унитарного предприятия - понятие, порядок и сроки ликвидации

    Ликвидация муниципального унитарного предприятия - понятие, порядок и этапы, сроки ликвидации государственного унитарного предприятия

    Ликвидация муниципального унитарного предприятия - понятие, порядок и этапы, сроки ликвидации государственного унитарного предприятия

    Особенности ликвидации муниципальных унитарных предприятий объясняются специфичностью данной организационно-правовой формы. Ключевой характеристикой унитарных предприятий заключается полное отсутствие их права собственности на имеющееся в распоряжении компании имущество.

    Еще одной отличительной особенностью муниципальных унитарных предприятий является то, что их имущество неделимо, из-за чего оно не может быть распределено после ликвидации по вкладам, в том числе и между сотрудниками подобного предприятия.

    Объясняется все это достаточно просто - имущество, которое было выделено унитарному предприятию в момент его создания, находится в государственной, либо муниципальной собственности и принадлежит предприятию исключительно на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления. Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества. Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного предприятия.

    Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет.

    Порядок и этапы.

    Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена:

    • по решению собственника его имущества.
    • по решению суда.

    В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством. Ликвидация муниципального унитарного предприятия предполагает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей предприятия к другим лицам в порядке правопреемства.

    Несмотря на ряд существенных отличий данной организационно-правовой формы от многих других, процесс ликвидации такого предприятия довольно похож на ликвидацию других предприятий. Так, в случае принятия решения о прекращении деятельности унитарного предприятия должна быть назначена ликвидационная комиссия, состав которой определяет собственник его имущества.

    Сразу же момента назначения данной комиссии, она получает полномочия по управлению всеми делами унитарного предприятия. На данную комиссию также возлагается обязанность представления ликвидируемого предприятия в суде.

    В случае, если во время проведении ликвидации муниципального унитарного предприятия была установлено, что оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, то руководитель такого предприятия, либо же ликвидационная комиссия, обязаны обратиться в арбитражный суд, подав заявление о признании такого предприятия банкротом.

    Сам же порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия зависит от того, добровольная ли эта процедура, либо принудительная.

    При добровольной ликвидации придерживаются следующего порядка:

    • Принимается решения о необходимости ликвидации унитарной организации и составляется приказ.
    • Назначается ликвидационная комиссия.
    • Осуществляется уведомление государственных структур о начале процесса ликвидации муниципального унитарного предприятия.
    • Производится письменное персональное оповещение сотрудников о предстоящей ликвидации предприятия (не позднее, чем за 2 месяца до его ликвидации).
    • Размещается соответствующее объявление в СМИ о начале процедуры ликвидации муниципального унитарного предприятия.
    • Проводится оповещение кредиторов.
    • Составляется промежуточный ликвидационный баланс. Его утверждение должно быть проведено на общем собрании участников унитарного предприятия.
    • Расчет с кредиторами в порядке законной очередности (при необходимости выполняется организация публичных торгов для продажи имущества.
    • Составляется ликвидационный баланс.
    • Происходит передача оставшегося имущества собственнику.
    • Выполняется сдача документов в архив и уничтожение печатей.
    • Исключение муниципального унитарного предприятия из ЕГР.

    В данном случае все достаточно просто. Однако, в случае с принудительной ликвидацией, все выглядит не так радужно. Обычно она связана с признанием юридического лица банкротом. Главная проблема тут заключается в том, что муниципальные унитарные предприятия не обладают правом собственности на имущество, и на них возложены лишь только обязанности управления им. Поэтому руководитель такого предприятия не может обратиться в суд для признания банкротства.

    На законных основаниях сделать это может лишь собственник, кредитор, либо другие уполномоченные органы. Еще одна имеющаяся проблема - это то, что если денежных средств муниципального унитарного предприятия не хватило для погашения имеющихся задолженностей, то кредиторы могут потребовать через суд возмещения задолженности из личного имущества собственника предприятия.

    Срок ликвидации.

    Сегодня срок ликвидации унитарного предприятия составляет довольно внушительный промежуток, который может длиться несколько лет. Максимального срока этой процедуры и вовсе не существует, а минимальный несколько превышает два месяца - именно столько времени, согласно действующего украинского законодательства, должно обязательно отводиться на то, чтобы все кредиторы муниципального унитарного предприятия успели подать заявления о компенсации.

    Разумеется, это может отнять и куда больше времени - все зависит от компетентности ликвидатора. И поэтому мы рекомендуем доверять эту непростую процедуру только опытным профессионалам в данной сфере, лучшие из которых работают в юридической компании Варантум.

    Ликвидация с долгами - ТСЖ, МУП по решению учредителя, стоимость

    Особенности ликвидации с долгами

    Ликвидация юридического лица представляет из себя достаточно сложную процедуру. Однако при соблюдении всех тонкостей и нюансов процесса ситуация значительно упрощается. Наличие долговых обязательств несколько усугубляет ситуацию, но выход все же есть.

    Что это значит

    В процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности любое предприятие привлекает дополнительные источники финансирования путем заключения договоров с третьими лицами.

    При этом заключается соглашение о предельных сроках уплаты, порядке погашения задолженности и прочих нормативных пунктов.

    Ситуация может повернуться так, что организация не сможет вовремя исполнить обязательства по договору с кредитором. Возникает так называемая кредиторская задолженность.

    При этом причинами ее возникновения могут быть:

    • финансово-хозяйственные проблемы;
    • административно-законодательные;
    • обстоятельства непреодолимой силы, форс-мажор;
    • межличностные взаимоотношения участников компании.

    Этот перечень может быть расширен в определенных ситуациях конкретно взятой фирмы. Кредиторы в процессе ликвидации предприятия с долгами – наиболее заинтересованная сторона. Важно, чтобы их интересы были полностью соблюдены в рамках действующего законодательства.

    Процесс ликвидации могут инициировать:

    Само юридическое лицо, имеющее непогашенную задолженность

    При этом решается порядок и очередность исполнения требований кредиторов. Соответствующие данные отражаются в промежуточном ликвидационном балансе. Если текущих материальных активов недостаточно для полного и своевременного удовлетворения требований, участниками фирмы решается вопрос о запуске процедуры банкротства в установленном порядке

    Кредиторы и прочие лица и организации, которым задолжала ликвидируемая компания

    У них путь только один – обращаться в суд с ходатайством о принудительной ликвидации. Процедура такой ликвидации практически ничем не будет отличаться от добровольной

    Какие существуют способы

    Отметим, что некоторые собственники организаций, задолжавших крупные суммы, стараются найти возможность незаконного способа вывода хотя бы части материальных активов из предприятия.

    Действуя таким образом, они пытаются свести к минимуму возможные потери от реализации имущества с публичных торгов и погашения задолженности при помощи денежных средств на балансе фирмы.

    Однако не стоит полагать, что такой способ “прокатит”. В контролирующих органах работают далеко не зеленые новички, а опытные специалисты, досконально знающие свое дело.

    Подобные мошеннические схемы раскрываются в два счета при проведении проверки. При сведении фактических и документальных данных будет явно видно расхождение.

    Поэтому использовать такие грязные методы не стоит. Обернуться это может целой чередой проблем, вплоть до уголовной ответственности инициатора мошеннической схемы. Рассмотрим законные способы ликвидации организации с долгами.

    Официальная

    В промежуточном ликвидационном балансе отражаются предъявленные кредиторами требования. В нем также должен быть указан срок и порядок погашения обязательств для каждого лица. Необходимо указание порядка очередности, согласно которому будут производиться выплаты.

    В балансе отражается возможность/невозможность удовлетворения требований при помощи действующих активов юридического лица.

    При отсутствии возможности ликвидационная комиссия при помощи бухгалтеров вносит в промежуточный баланс сведения о реализуемом имуществе организации с публичных торгов. Определяются порядок и сроки продажи.

    В любом случае, требования кредиторов должны быть удовлетворены в установленные законом сроки. Иначе ликвидировать фирму можно только путем признания ее банкротом.

    При несогласии одного или нескольких кредиторов с размером выплаченной суммы долга, они могут подать судебный иск с соответствующим протестом. По результатам рассмотрения заявления процессуальным органом будет вынесено решение о проведении/непроведении особой проверки.

    Реорганизация

    Учредители фирмы с долгами могут подобрать подходящую организацию, готовую присоединить их компанию. При этом необходимо быть полностью уверенными в платежеспособности правопреемника.

    К основному предприятию перейдут все долги присоединяемой фирмы. Если такое предприятие, обладающее достаточными финансовыми активами, найдено, можно смело осуществлять процедуру.

    При этом следует подготовиться к возможным рискам:

    • кредиторы могут помешать осуществлению процесса реорганизации, если обнаружат возможность дальнейшей невыплаты долгов;
    • обязательства по задолженностям необходимо погашать именно правопреемнику. Однако уже после удовлетворения требований кредиторов учредители основной организации могут взыскать всю сумму задолженности с прежних учредителей через суд в порядке регресса требований;
    • действующее законодательство хотя и регламентирует порядок проведения реорганизации юридических лиц с долгами, спорных ситуаций возникает очень много. Поэтому никто не может гарантировать, что такой процесс ликвидации завершится быстро и без проблем с судебными и прочими государственными органами.
    Какой лучше выбрать

    Все зависит от ситуации, а также от внешних и внутренних факторов, от которых зависит финансово-хозяйственная деятельность организации.

    Официальная

    Если учредители и собственники ликвидируемого юридического лица способны организовать погашение обязательств перед кредиторами или готовы увеличить время проведения ликвидации, ожидая приход возможностей для погашения, стоит воспользоваться официальным методом. Процедура займет примерно полгода.

    Способ подходит для фирм, имеющих малый размер непокрытых обязательств и для организаций с любым размером задолженности при наличии возможности ее полного погашения.

    Отметим, что с кредиторами можно договориться о реструктуризации долга. Возможно, многие из них пойдут навстречу.

    Если денежных средств недостаточно, учредители могут осуществить реализацию имущества фирмы. Поэтому способ также подходит для компаний, имеющих значительную долю имущественных активов.

    Реорганизация

    А вот при больших суммах долга лучше найти какую-нибудь платежеспособную компанию, тем самым переложив на ее плечи обязанности по выплате долгов.

    Этот способ, к тому же, и более быстрый – на практике редко процедура длится более 4 месяцев. Если важно быстро и без особых проблем завершить ликвидацию фирмы с долгами, то присоединение – лучший выход из ситуации.

    Если ликвидация с долгами проводится силами самой организации, материальные затраты будут минимальными.

    Обязательные статьи расходов:

    Если одна из сторон по каким-либо причинам обращается в суд, в статью расходов включается еще одна госпошлина

    4000 рублей за подачу искового заявления

    Если руководство решает обратиться в специализированные компании, занимающиеся ликвидацией фирм, размер расходов может сильно увеличиться.

    Услуги таких контор по ликвидации фирм с долгами начинаются от 60000 рублей и могут достигать 200000 за выполнение операции “под ключ».

    Особенности ликвидации ТСЖ с долгами

    Товарищество собственников жилья – это промежуточное звено между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и коммунальными структурами.

    Занимается ведением дел, связанных с управлением МКД. В случае несостоятельности ТСЖ ликвидируют. Решение утверждается на общем собрании всех членов ТСЖ.

    Основные особенности ликвидации ТСЖ:

    1. Согласно действующему законодательству РФ отсутствует установленный порядок ликвидации ТСЖ. Поэтому процедуру необходимо осуществлять, руководствуясь общими принципами и правилами нормативной базы:
      • 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;
      • ГК РФ .
    2. Основная причина инициирования ликвидации ТСЖ – долги и несостоятельность.
    3. На практике зафиксировано малое количество случаев банкротства товариществ.
    4. Необходимость в ликвидации возникает при образовании задолженности как со стороны собственников жилых помещений, так и со стороны руководства ТСЖ.
    5. Одной из основных особенностей является замкнутость цикла. При возникновении долга и последующем его росте товарищество не может погасить обязательства из-за отсутствия резервных средств на случай форс-мажорных ситуаций. К уже имеющимся обязательствам прибавляются всевозможные штрафы и пени, которые способствуют развитию замкнутого цикла роста долгов, из которого выйти практически невозможно.
    6. Инициаторами ликвидации ТСЖ чаще всего выступают кредиторы, перед которыми не была вовремя погашена задолженность. Вопрос о банкротстве решается в судебном порядке, по результатам рассмотрения дела выносится соответствующее процессуальное решение.
    7. ТСЖ по закону приравнивается к юридическому лицу, с наделением такового соответствующими правами и обязанностями. А это означает, что председатель ТСЖ будет нести ответственность по долгам только в пределах имущества и материальных активов на балансе товарищества. Своей собственностью он не рискует при любых обстоятельствах.
    МУП с долгами по решению учредителя

    В муниципальном унитарном предприятии имущество не является собственностью организации и не подлежит разделу на доли между участниками.

    Процедура ликвидации МУП с долгами выглядит следующим образом:

    • орган местного самоуправления издает соответствующий приказ о ликвидации. Далее назначается ликвидационная комиссия, в которую в обязательном порядке должен входить учредитель;
    • уведомляются государственные органы о проводимой процедуре по форме Р15001. В установленном порядке оповещаются сотрудники МУПа не менее, чем за 2 месяца до закрытия. Подготавливается соответствующая документация в центр занятости;
    • размещается объявление в “Вестнике государственной регистрации”, далее выявляются кредиторы и начинается процесс удовлетворения их требований. Все сведения заносятся в промежуточный ликвидационный баланс. При необходимости осуществляется реализация имущества с публичных торгов;
    • после составления окончательного баланса в налоговую подается заявление по форме Р16002 и сопутствующий пакет документации. Все бумаги сдаются в архив, а печати и штампы уничтожаются.

    Ликвидацию предприятия с долгами возможно осуществить как официальным методом, так и путем присоединения к другой фирме.

    У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Самое главное – провести комплексный анализ текущей финансово-хозяйственной ситуации и выбрать наиболее подходящий метод ликвидации.

    Пошаговую инструкцию ликвидации ООО путем присоединения вы можете найти в этой статье .

    Видео: Ликвидация ООО по долгам: возможные варианты