Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по орнитологическому обеспечению полетов img-1

инструкция по орнитологическому обеспечению полетов

Категория: Инструкции

Описание

Руков по ОРНИТОЛ

/ MU_2kurs / Основы ЛЭВС 2ВПО / Руков по ОРНИТОЛ

ПО ОРНИТОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ

В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

1. Термины и определения

Орнитология - наука, изучающая птиц.

Авиационная орнитология - наука, изучающая птиц, представляющих опасность для полетов ВС.

Орнитологическая обстановка - нахождение птиц на определенной территории и в воздушном пространстве над ней в какой-либо отрезок времени.

Орнитологическое обеспечение полетов - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений ВС с птицами.

Сложная орнитологическая обстановка - нахождение или появление птиц на пути движения ВС (на ВПП при разбеге и пробеге или на траектории полета), которое может привести к столкновению с ним.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов.

2. Общие положения

2.1. Руководство по орнитологическому обеспечению полетов (РООП ГА-89) разработано в соответствии с требованиями #M12293 0 37901104 2851210947 2005303019 964829295 2947696141 13 2629698864 2822 84Воздушного кодекса#S Союза ССР, #M12293 1 37901149 1698301916 2589648985 2043273716 3704864250 3259534931 84 731286757 2392261205НПП ГА-85#S, НАС ГА-86 с учетом положений и рекомендаций по авиационной орнитологии, содержащихся в инструктивных и методических материалах ГА и документах ИКАО.

2.2. РООП ГА-89 является основным нормативным документом, определяющим порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами. Все другие документы по орнитологическому обеспечению полетов могут лишь развивать и конкретизировать положения настоящего Руководства.

2.3. Руководство определяет функции командно-руководящего и летного состава, работников службы движения, аэродромной службы и других служб авиапредприятий в части, их касающейся, по орнитологическому обеспечению полетов. Требования РООП ГА распространяются на все авиапредприятия ГА, выполняющие летную работу.

2.4. Орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах.

2.5. Орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий. Основными из этих мероприятий являются:

- выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей к ним территории;

- визуальный и радиолокационный контроль за скоплениями и массовыми перелетами птиц на пути движения ВС;

- оперативное оповещение экипажей ВС о скоплениях и массовых перелетах птиц, обнаруженных на пути движения ВС;

- выполнение экипажами ВС в полете специальных действий, направленных на уменьшение вероятности и опасности столкновений с птицами;

- отпугивание птиц, скапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств;

- расследование и анализ происшедших случаев столкновений ВС с птицами;

- проведение занятий по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.

2.6. Порядок орнитологического обеспечения полетов в каждом авиапредприятии и обязанности должностных лиц определяются инструкцией, утверждаемой командиром авиапредприятия в соответствии с настоящим Руководством.

2.7. Руководящий состав подразделений и служб, осуществляющих орнитологическое обеспечение полетов, должен знать особенности орнитологической обстановки своего аэродрома, уметь правильно определять степень ее опасности и принимать необходимые предупредительные меры.

2.8. На аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений ВС с птицами вплоть до временного прекращения полетов.

3. Организация орнитологического обеспечения полетов

3.1. Функции работников аэропорта

3.1.1. Командир авиапредприятия осуществляет общую организацию мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и контроль за их проведением. К выполнению практических мероприятий командир авиапредприятия может привлекать работников службы движения, аэродромной и летной служб, АТБ, ВОХР, базы ЭРТОС и отдела главного механика, инженера-инспектора по безопасности полетов и других работников (при необходимости). На командира авиапредприятия возлагается также:

- заключение договоров с учреждениями различных ведомств на проведение работ по предотвращению столкновений ВС с птицами и обеспечение внедрения в практику полученных результатов;

- организация взаимодействия по вопросам авиационной орнитологии с местными авиационными подразделениями ГА и других ведомств;

- разработка и представление предложений по улучшению орнитологического обеспечения полетов в вышестоящие подразделения ГА;

- планирование денежных средств на оплату мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами;

- контроль за созданием или расширением подсобных хозяйств в окрестностях аэродрома;

- контроль, за исключением сельскохозяйственных работ, на территории аэродрома;

- организация занятий по авиационной орнитологии с работниками аэропорта;

- создание внештатных орнитологических групп для отпугивания птиц от аэродрома.

3.1.2. Работники службы движения осуществляют визуальный контроль в секторе взлета и посадки ВС (см. п. 4.3), радиолокационный контроль в секторе захода ВС на посадку при работе посадочного радиолокатора (см. п. 4.4), оценивают орнитологическую обстановку на аэродроме и сообщают экипажам ВС о скоплениях и перелетах птиц (см. п. 4.5).

3.1.3. Работники аэродромной службы выявляют (с помощью орнитологов из местных биологических учреждений) и устраняют условия, способствующие концентрации птиц на аэродроме, при необходимости проводят сбор сбитых самолетами птиц и отправку их на исследование для определения видовой принадлежности, отпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц.

3.1.4. Летный состав выполняет в полете определенные действия, уменьшающие вероятность и опасность столкновения ВС с птицами; оповещает работников службы движения о летящих в районе аэродрома стаях птиц; передает работникам АТБ необходимые сведения о случаях столкновений с птицами.

3.1.5. Инженер-инспектор по безопасности полетов (заменяющий его работник) учитывает и анализирует случаи столкновений ВС с птицами, информирует о них вышестоящее подразделение; доводит - до сведения руководящего и летного состава данные о повторяемости случаев столкновений в различных условиях; контролирует выполнение руководящих документов и указаний по авиационной орнитологии.

3.1.6. Работники АТБ выявляют и передают инженеру-инспектору по безопасности полетов сведения о повреждениях ВС птицами; фотографируют части ВС, поврежденные при столкновении с птицами; передают, при необходимости, на исследование останки птиц, обнаруженные на ВС, для определения видовой принадлежности, вместе с кратким описанием обстоятельств столкновения.

3.1.7. Работники ВОХР отпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ружей по указанию руководителя полетов.

3.1.8. Работники службы ЭРТОС и отдела главного механика осуществляют монтаж и техническое обслуживание устройств по отпугиванию птиц.

3.1.9. Инженер по авиационной орнитологии (на тех авиапредприятиях, где введена указанная должность) осуществляет общее руководство по орнитологическому обеспечению полетов, организует взаимодействие между службами аэропорта, анализирует и прогнозирует орнитологическую обстановку, систематически информирует руководителей и летный состав об орнитологической обстановке на аэродроме, проводит занятия по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, контролирует правильность и своевременность принятия мер по предотвращению столкновений ВС с птицами. Обязанности и права инженера по авиационной орнитологии подробно изложены в Типовой должностной инструкции (см. приложение 1).

3.2. Функции работников внештатной группы

3.2.1. Внештатная группа создается приказом командира авиапредприятия в целях принятия более активных мер по отпугиванию птиц от аэродрома в периоды их скопления.

Численность внештатных групп не ограничивается (определяется с учетом размеров аэродрома, сложности орнитологической обстановки, наличия подготовленных работников и пр.).

3.2.2. В состав внештатной группы включаются любые работники аэропорта, изъявившие согласие в свободное от работы время принимать участие в отпугивании птиц от аэродрома с помощью специальных технических средств (ракетниц, ружей, биоакустических установок и т.д.), прошедшие инструктаж и допущенные к обращению с указанными средствами.

3.2.3. Работа внештатной группы представляет собой поочередное дежурство одного или нескольких ее членов на летном поле в периоды, когда на аэродроме наблюдаются скопления или массовые перелеты птиц. Рекомендуется заранее составлять график дежурств членов внештатной группы.

3.2.4. Члены внештатной группы во время дежурства обеспечиваются радиосвязью с руководителем полетов и производят отпугивание птиц только с его разрешения.

3.3. Планирование мероприятий

3.3.1. Планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов производится, как правило, на период от 1 до 3 лет.

3.3.2. План мероприятий разрабатывается командиром авиапредприятия с привлечением необходимых специалистов аэропорта и местных биологических учреждений.

3.3.3. План мероприятий должен предусматривать организацию и проведение:

- работ по выявлению и ликвидации условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей территории;

- визуального и радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой;

- мер по оперативному отпугиванию птиц от аэродрома;

- анализа орнитологического обеспечения полетов;

- проведение занятий с работниками аэропорта по авиационно-орнитологической тематике;

- других мероприятий, обусловленных спецификой работы аэропорта и местной орнитологической обстановки.

3.3.4. Все мероприятия, включенные в план, и сроки их проведения должны иметь обоснование и строго соответствовать местным особенностям орнитологической обстановки.

4. Мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов

4.1. Эколого-орнитологическое обследование территории

4.1.1. Эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц.

4.1.2. Для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.

4.1.3. Территория аэродрома обследуется следующим образом. Примерно 1 раз в пять дней проводятся визуальные наблюдения за птицами (по 2 ч утром и вечером с мест, расположенных возле торцов ВПП). В этот же день производятся обход ВПП для подсчета птиц на летном поле и сбор на ВПП останков сбитых птиц.

4.1.4. Во время наблюдений устанавливаются маршруты, высоты, интенсивность и суточная активность перелетов птиц, места их концентрации; численность и видовой состав скапливающихся птиц, характер их поведения (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют); периоды суток, когда образуются скопления; особенности, среды обитания, способствующие концентрации птиц.

4.1.5. В остальные дни обследуется приаэродромная территория в радиусе 10 - 30 км (в зависимости от дальности перелетов местных птиц). Во время обследования отмечаются перечисленные выше характеристики, при этом особое внимание уделяют выявлению и описанию различных хозяйственных объектов, способствующих концентрации птиц (сельхозугодий, ското - и звероферм, водоемов, элеваторов, свалок и т.д.).

4.1.6. Особенно тщательно обследуются крупные водоемы, расположенные в радиусе 10 - 15 км от аэродрома. При этом выявляют следующее:

- тип водоема (озеро, пруд, водохранилище, река, морской залив, болото и т.д.);

- глубина водоема (средняя и максимальная);

- тип берегов (отлогий, крутой, обрывистый, изрезанный, песчаный, илистый, глинистый, гравийный, скалистый и т.д.);

- степень загрязненности водоема (слабая, средняя, сильная);

- состав преобладающей наземной и водной растительности;

- наличие зарослей рогоза, камыша, тростника;

- открытость водоема (наличие на берегах древесной и кустарниковой растительности);

- источник наполнения водоема;

- колебания уровня воды (сильные, средние, слабые);

- длительностей регулярность замерзания, пересыхания водоема и половодий;

- частота штормов (особенно в период размножения птиц, высиживания и выкармливания молодняка).

4.1.7. Осматривать водоем рекомендуется с лодки при помощи бинокля, а также с деревьев, растущих на берегу водоема, или с иного возвышенного места. Частичное представление о видовом составе птиц, обитающих на водоеме, можно получить сбором и последующей идентификацией перьев, прибиваемых ветрами к берегу, а также по следам птиц, оставленным в приливно-отливной полосе.

4.1.8. Маршруты для обследования приаэродромной территории прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки местности. Каждый участок осматривается в утренние, околополуденные и вечерние часы для выявления суточных изменений орнитологической обстановки.

4.1.9. При обнаружении гнездовых колоний птиц рекомендуется отмечать следующие сведения:

- расположение гнезд (на земле, в траве, на скалах, деревьях, в тростнике и т.д.);

- место кормежки птиц из колонии (на взморье, звероферме, мусорной свалке, сельхозугодьях и т.д.);

- возраст колонии (с какого года известно о ее существовании);

- годовая динамика численности птиц (увеличивается, падает, колеблется, не изменяется);

- охранный статус места расположения колонии (заповедник, заказник, санитарная зона и т.д.);

- вид человеческой деятельности в окрестностях колонии (сбор ягод, охота, рыбная ловля, птицеводство, сенокошение, заготовка тростника, выпас скота, сельскохозяйственные работы и т.д.);

- степень беспокойства со стороны человека (сильная, слабая, отсутствует).

4.1.10. Подсчет птиц в колонии может производиться различными методами:

поштучный пересчет всех гнезд (в случае небольших колоний), пересчет всех гнезд на какой-либо площадке с последующей экстраполяцией полученных сведений на всю площадь колонии (используется в большинстве случаев). При этом учитывается число гнезд на 1 кв. м. в центре и на периферии колонии (то есть в местах с различной плотностью гнездования птиц) в 5 - 10 - значной повторности. Затем выводится средняя плотность на 1 кв. м, и она экстраполируется на всю площадь колонии.

4.1.11. Наиболее подходящее время для учета птиц в колониях чаек и крачек - в конце периода высиживания и до массового вылупления птенцов, в колониях цапель - вторая и третья недели жизни птенцов, в колониях гаг - сразу после вылупления птенцов. Нежелательно находиться в колонии более 20 мин. Нельзя проводить учеты в дождь, холодную или жаркую погоду - это может вызвать гибель птенцов.

4.1.12. Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц:

- зимний (конец ноября - февраль ) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой;

- весенний (март - май) - период массовой миграции птиц;

- раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов;

- позднелетний (вторая половина июля - август) - период массового вылета птенцов;

- осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.

4.1.13. Для облегчения и ускорения обследования используются во время маршрутных учетов различные транспортные средства: вертолеты, легкомоторные самолеты, автомашины, лодки и т.д.

4.1.14. Примерно 1 раз в 2 - 3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее "птицеопасные" участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.

4.1.15. Результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30 000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.

4.1.16. После сбора и нанесения на карту-схему сведений об орнитологической обстановке в тот или иной период года необходимо их проанализировать и установить характер опасности, создаваемой птицами для полетов ВС на данном аэродроме. При этом опасными птицами для ВС считаются такие, которые сталкиваются с ними, а также систематически прилетают на аэродромы или пролетают через его территорию.

4.2. Устранение условий, способствующих концентрации птиц

4.2.1. Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на две группы: проводимые на аэродромах и на приаэродромной территории.

4.2.2. Причины концентрации птиц на аэродромах устраняются работниками аэродромной службы. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах, относятся:

- вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома;

- скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты (в большинстве случаев она составляет 20 - 25 см, однако на отдельных аэродромах она может устанавливаться с учетом скапливающихся на них птиц по рекомендациям орнитологов из местных биологических учреждений);

- уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях (на ангарах и других зданиях и сооружениях);

- ликвидация имеющихся на территории аэродрома увлажненных и заболоченных участков;

- исключение доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь (хранение пищевых отходов в закрытых контейнерах, полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях);

- спиливание верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, в момент самого начала гнездования птиц (допускается сбивание гнезд с помощью водомета);

- запрещение сельскохозяйственных работ на территории аэродромов, за исключением сенокошения.

4.2.3. Устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется, как правило, работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. В данные мероприятия входят:

- спиливание в самом начале гнездования птиц верхних ветвей деревьев, на которых расположены колонии птиц, или сбивание гнезд с помощью водомета;

- запрещение в радиусе 15 км от аэродрома строительства звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов ВС (#M12293 0 37902602 3591844736 2180701138 3704864250 2493456293 3154 84 1491012451 2392261201Положение о землях транспорта, 1981#S), а также подсобных хозяйств (свинарников, коровников, птицеферм, звероферм, рыбных прудов и др.), способствующих массовому скоплению птиц;

- ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней;

- вспашка и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами, окружающих аэродром, только в ночное время;

- запрещение выпаса скота вблизи аэродрома во избежание привлечения большого количества мелких птиц;

- осушение мелких водоемов вблизи аэродрома, являющихся местом скопления птиц, пролетающих через аэродромную территорию;

- скашивание на расположенных вблизи аэродрома водоемах высокой береговой и прибрежной растительности, являющейся местом массового гнездования, отдыха или ночевки птиц (за исключением чаек, крачек и чибисов).

4.2.4. Мероприятия по изменению экологической обстановки в окрестностях аэродрома в неблагоприятном отношении для птиц проводятся только в том случае, если они позволяют устранить действительные причины концентрации птиц на данном аэродроме или регулярного массового перелета птиц через его территорию (в противном случае численность птиц на аэродроме может даже увеличиваться).

4.2.5. Мероприятия по устранению на аэродромах и приаэродромной территории условий, способствующих скоплению птиц, проводятся только по согласованию с соответствующими государственными органами.

4.2.6. Устройство объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов ВС, влечет наложение штрафа на граждан в размере до 30 руб. и на должностных лиц - от 10 до 50 руб. (Воздушный кодекс Союза ССР, ст. 143).

4.3. Визуальные наблюдения за птицами

4.3.1. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры старта. Эти наблюдения проводятся во время взлетов и заходов на посадку ВС (только в светлое время суток) в пределах секторов взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля.

4.3.2. При обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от него, диспетчер старта информирует экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.

4.3.3. При обнаружении большой стаи птиц (несколько десятков особей) сведения о них немедленно передаются руководителю полетов.

4.3.4. В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц), и вследствие этого руководитель полетов принимает решение о временном прекращении полетов, диспетчер старта проводит более тщательные наблюдения за птицами и результаты их записывает в журнал (см. приложение 2) в целях накопления информации о возникновении на аэродроме вышеуказанной орнитологической обстановки и разработки в отношении птиц соответствующих профилактических мер.

В журнале указываются:

- дата (число, месяц, год) и время (местное декретное) наблюдения на аэродроме опасных концентраций птиц;

- участок летного поля, на котором наблюдалась концентрация птиц;

- общее число обнаруженных птиц (записывается с округлением до десятков, сотен, тысяч);

- наиболее часто отмечавшаяся градация величины стай: малая (менее 10 особей) или большая (10 и более особей);

- наиболее часто отмечавшаяся видовая принадлежность птиц (при возможности) или градация размера птиц: мелкие птицы (величиной с воробья, скворца и мельче), средние птицы (величиной с голубя, чайку, утку, ястреба, грача и т.п.), крупные птицы (величиной с гуся, аиста, орла и крупнее);

- преобладающее направление перелетов птиц (за направление перелетов птиц принимается направление, указывающее куда летели птицы. Записывается в румбах: С, С-В, В, Ю-В и т.д.);

- интервал высот, в котором пролетело большинство птиц (записывается с точностью до десятков и сотен метров).

4.4. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой

4.4.1. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой в секторе захода ВС на посадку и сообщения о ней экипажам ВС, находящимся в воздухе, осуществляют диспетчеры посадки (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.2. Для слежения за орнитологической обстановкой диспетчер посадки (ДПСП) пользуется экраном индикатора посадочного радиолокатора.

4.4.3. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой производится параллельно с радиолокационным слежением за движением ВС (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.4. При обнаружении на экране индикатора отметок от птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от них, диспетчеры оповещают об этом соответствующий экипаж.

4.4.5. Заступающие на дежурство диспетчеры обязаны ознакомиться с информацией об обнаруженных в предшествующее дежурство засветках от птиц.

4.4.6. Радиолокационный контроль за перелетами птиц осуществляется в соответствии с Технологией работы диспетчеров службы движения ГА (1987). Опознавание эхо-сигналов от птиц на экране радиолокаторов производится с учетом их отличительных признаков (см. приложение 3).

4.5. Оповещение экипажей ВС об орнитологической обстановке

4.5.1. Информация о скоплениях и перелетах птиц передается экипажам ВС в случае обнаружения на аэродроме или подходах к нему скоплений птиц.

4.5.2. Экипажи ВС получают информацию об орнитологической обстановке (при необходимости) перед вылетом от диспетчера старта и при заходе на посадку от диспетчеров посадки и старта.

4.5.3. Экипажам сообщается следующая информация о птицах:

- место их обнаружения;

- направление полета (по возможности).

4.5.4. Диспетчеру старта не рекомендуется давать разрешение на взлет ВС, если по курсу его взлета наблюдаются перелеты птиц.

4.5.5. Руководитель полетов на основании докладов и информации об орнитологической обстановке в районе аэродрома может принять решение о прекращении (ограничении) и возобновлении полетов.

4.6. Действия экипажей ВС при полетах в сложной орнитологической обстановке

4.6.1. Перед принятием решения на вылет командир ВС обязан учитывать информацию диспетчера АДП об орнитологической обстановке в районе аэродрома.

4.6.2. На исполнительном старте после получения информации от диспетчера СДП об усложнении орнитологической обстановки командир ВС обязан оценить возможность выполнения взлета. Взлет в этих условиях производится с включенными фарами.

Другие статьи