Руководства, Инструкции, Бланки

социологическая анкета образец img-1

социологическая анкета образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Социологические исследования

Социологические исследования Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

реферат [35,1 K], добавлен 22.07.2015

Три взаимосвязанных уровня в структуре социологии: общесоциологическая, специальные социологические теории и социологические исследования. Интервью как вид социологического исследования. Место, организация и схема проведения интервью, типы вопросов.

реферат [16,7 K], добавлен 04.08.2009

Сущность опроса как метода сбора социологической информации. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней. Основные разновидности анкетирования, типы опроса. Интервьюирование и его основные типы. Особенности применения опроса в оперативных целях.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 28.05.2012

Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Основные виды социологического исследования, этапы его проведения. Опрос как способ сбора информации. Обработка и анализ данных.

контрольная работа [27,6 K], добавлен 02.02.2015

Характеристика методики и техники составления анкеты. Этапы, принципы и правила построения анкеты. Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами. Социально-демографический блок анкет.

реферат [46,8 K], добавлен 20.09.2015

Изучение методов, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. Анализ способов обработки и обобщения социологической информации. Обзор особенностей составления анкеты и формулировки вопросов. Структура процесса интервьюирования.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 09.06.2013

Социологическое исследование как система теоретических и эмпирических процедур; их понятие и сущность, особенности социального познания. Виды и применение социологического исследования, неопросные методы: контент-анализ, скрытое наблюдение, эксперимент.

контрольная работа [28,5 K], добавлен 11.02.2012

Характеристика метода анкетирования как письменной формы опроса, сущность, содержание, структура, виды, правила составления и проверки анкет, обработка материала и оформление выводов. Социологическое исследование вредных привычек, имеющихся у молодёжи.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 27.11.2011

Виды, структура и функции социологического исследования, его классификация и этапы. Роли программы в социологическом исследовании. Понятие и виды выборки. Характеристика наиболее распространенных методов сбора информации. Структура анкеты и вопросы.

презентация [682,7 K], добавлен 18.03.2014

Социологическое исследование отношения к Европейскому Союзу населения Беларуси. Составление генеральной выборочной совокупности, определяющей методику проведения опроса. Методика составления и характер вопросов по данной теме, примерный вариант анкеты.

контрольная работа [119,3 K], добавлен 28.03.2010

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Социологические исследования

В рамках изучения курса «Социология» студентам предлагается самостоятельно разработать учебную программу социологического исследования (СИ), а также собрать и обобщить первичные социологические данные.

Цель: знакомство с теоретическими основами прикладной социологии, овладение практическими и методическими навыками социологической работы, освоение логики социологического анализа.

Поскольку конкретное СИ основывается на строгом соблюдении определенной последовательности процедур, возникает необходимость выработки и описания своеобразного алгоритма действий студента при выполнении учебного задания. При разработке учебной программы СИ рекомендуется, во-первых, выяснить содержание основных этапов социологического исследования; во-вторых, уяснить специфику и значение основных компонентов программы социологического исследования; в-третьих, обратить внимание на обеспечение репрезентативности и достоверности получаемой информации, а также на методы и инструментарий сбора данных.

Разделитесь на подгруппы и выберите из предложенного списка либо сформулируйте самостоятельно тему СИ.

Составьте учебную программу СИ по следующей схеме:

описание проблемной ситуации и постановка проблемы (актуальность, разработанность);

объект и предмет исследования;

цель и задачи исследования (2-3 задачи);

гипотезы (в соответствии с задачами);

интерпретация основных понятий.

описание выборочной совокупности.

Соберите любым методом первичные социологические данные, обобщите и проанализируйте полученные результаты.

Оформите отчет о проделанной работе. Примерная структура отчета:

титульный лист с указанием темы, списка исполнителей, номера группы, курса и факультета;

содержание (учебная программа, образец использованного инструментария анкеты, бланки интервью, полученные результаты);

приложения (первичная информация - заполненные анкеты, бланки интервью и др.).

2. Пример учебной программы СИ

«Масштабы распространения криминальной субкультуры в студенческой среде»

Проблемная ситуация, проблема исследования

Кризисные явления в общественной жизни, сопровождающиеся ростом бездуховности, потерей нравственных ориентиров и ценностей, особенно негативно сказываются на процессе социализации современной молодежи. Нежелание молодых людей работать, учиться, служить в армии является следствием крушения прежних общественных идеалов и ценностей, ростом потребительско-эгоистического отношения к жизни (проблемная ситуация).

Чем заполняется духовный вакуум, в котором оказалось сегодня наше общество? Уже самое поверхностное наблюдение за неформальным общением молодых людей позволяет зафиксировать наличие элементов криминальной субкультуры в их действиях и разговорном языке. Но насколько распространена в действительности данная субкультура? Насколько велико ее влияние? Эти вопросы нуждаются, по нашему мнению, в более подробном исследовании (проблема исследования).

Объект - студенты N курса УО «Барановичский Государственный Университет».

Предмет - ценностные ориентации, мировоззренческие установки, модели поведения студенческой молодежи, студенческий сленг, ритуалы и традиции.

Цель - получение информации о масштабах распространения криминальной субкультуры в студенческой среде.

Выявить наличие и степень распространенности среди студентов элементов криминальной субкультуры.

Выявить степень распространенности криминального жаргона в студенческой среде.

Выявить основные каналы и пути усвоения студентами криминальной субкультуры.

Элементы криминальной субкультуры значительно распространены среди студенческой молодежи.

Студенты используют в своей речи криминальный жаргон.

Распространение криминальной субкультуры в студенческой среде стимулируется «криминальной пропагандой» средств массовой информации.

Теоретическая интерпретация основных понятий

Криминальная субкультура - система неформальных норм поведения, ценностей, установок, отличающих культуру криминальной группы от культуры большинства членов общества.

Сленг - разговорный язык определенной социальной группы.

Жаргон - «низкий» разговорный язык.

Описание выборочной совокупности

Генеральная совокупность - студенты N курса всех факультетов УО «Барановичский Государственный Университет» дневной формы обучения. Выборочная совокупность - студенты группы NN-11 N факультета дневной формы получения образования (N человек).

исследование социологический анкета опрос

3. Образец анкеты

«Масштабы распространения криминальной субкультуры в студенческой среде»

Уважаемый участник исследования!

Мы - студенты группы NN-33 приглашаем Вас принять участие в опросе с целью выявления масштабов распространения криминальной субкультуры в студенческой среде.

Техника заполнения анкеты: обвести выбранный ответ(ы) в кружок.

Опрос проводится анонимно, все данные будут использоваться в обобщенном виде.

Используете ли Вы в своей речи криминальный жаргон?

Согласны ли Вы с утверждением: «Кто сильнее, тот и прав»?

Считаете ли Вы, что в современном мире никому доверять нельзя?

2. да, в определенных ситуациях

Согласны ли Вы с утверждением: «Лучшая защита - это нападение»?

Используются ли в Вашем ближайшем окружении (среди друзей, однокурсников) клички?

1. Да, они есть у всех

3. да, но не у всех

Что, по Вашему мнению, способствует криминализации студенческой молодежи?

1. «Криминальная пропаганда» средств массовой информации

2. общение со сверстниками

3. воспитание в семье

4. ваш вариант ответа_______________________________________________________

Благодарим за участие!

4. Примерные темы исследований

Музыкальные ориентации современной молодежи

Молодежный студенческий сленг

Политические ориентации современного студенчества

Факторы, влияющие на формирование репродуктивных установок юношей и девушек

Молодая семья глазами студентов

Стрессы и их влияние на личность студента

Социальный портрет студента

Феномен слухов в студенческой среде

Суеверия в студенческой среде

Отношение студентов к телевизионной рекламе

Образ вуза в восприятии абитуриентов и студентов

Проблема наркомании в студенческой среде

Религия для современной молодежи: «дань моде» или основа мировосприятия

Популярность местной прессы среди студентов

Будущая профессия - престиж или дело «по душе»

Отношение студентов к службе в армии

Риск в поведение студенческой молодежи

Выбор места отдыха/путешествия

Мода и стиль глазами студентов

Неформальные отношения в системе высшего образования

Качество подготовки молодых специалистов

Отношение молодежи/студентов к насилию на экране (в СМИ)

Отношение населения г. Барановичи (молодежи/студентов) к азартным играм

Факторы, влияющие на выбор мобильного оператора

Роль Интернета в современном потребительском поведении

Финансовые стратегии студентов относительного черного дня

Вторичная занятость студентов

Молодые специалисты на рынке труда

Ожидания на рынке труда и перспективы трудоустройства выпускников педагогических (экономических, юридических, инженерных) факультетов

Производственная практика и ее влияние на профессиональные ориентации студентов

Факторы престижности профессий

Влияние телевизионной рекламы на жизненные предпочтения студентов

Эффективность социальной рекламы

Семейные и репродуктивные установки студенческой молодежи

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде

Студенческое самоуправление: социологические аспекты анализа

Гэмблинг (игромания) как социальное явление в белорусском обществе

Интернет-зависимость в студенческой среде

Социализация личности юриста (экономиста, менеджера, педагога, инженера и др.)

Ночные клубы как форма организации досуга молодежи

Отношение студентов к современным молодежным субкультурам

Экологическая культура городских жителей на примере г. Барановичи (любого другого города)

Социальный аспект функционирования брендов

Семейный досуг: факторы и тенденции развития

5. Лекция: Социологические исследования

5.1 Социологическое исследование в структуре социологического

познания. Его основные виды и типы

В структуре социологического знания важное место занимает методология социологического познания - учение о принципах, методах, способах, приемах научного освоения социальной реальности и формирования разных форм социологического знания.

История социологии свидетельствует о том, что характер и содержание теоретических построений в социологии в значительной степени зависят от используемых в этих целях методологических установок.

В социологии так же, как и в любой науке, используются общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение и т.д.) и формы (проблема, вопрос, научный факт, гипотеза, принцип, теория) научного познания. Организованный процесс получения нового знания о явлениях и процессах общественной жизни, в котором сочетаются разнообразные формы научного знания, составляет содержание социологического исследования.

Социологическое исследование - это система последовательных методологических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемых социальных явлениях и процессах с целью приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.

В целях уяснения сущности социологического исследования следует обратить внимание на организационные и содержательные особенности разных типов исследований.

Классификация исследований производится по разным основаниям, в зависимости от преследуемых целей. В зависимости от глубины и целей исследования выделяют следующие виды социологического исследования:

описательное (установление связей элементов);

аналитическое (установление причин или факторов изучаемых явлений).

Разведывательное (пилотажное) исследование - это пробное исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного массива исследовательских операций. В ходе его уточняются цели, задачи и гипотезы исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации. На его базе развертывается методология оперативного социологического исследования, которое зачастую проводится в оперативном режиме при быстро изменяющихся событиях.

Описательное исследование - это более сложный вид социологического изучения социального объекта. Обычно применяется для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик. В исследовании такого вида осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.

Аналитическое исследование - самый сложный и углубленный тип социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов. Подготовка аналитического исследования - достаточно ответственная операция, она требует тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.

По своей направленности, по непосредственному отношению практике выделяются фундаментальные (ориентированные на открытие законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур) и прикладные (ориентированные на применение результатов фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических задач) исследования. Однако в век НТР, когда наука становится неотъемлемой частью практической деятельности в разных сферах, такое противопоставление является, в значительной мере, условным. Правильнее, пожалуй, указывать на преимущественную ориентацию на фундаментальные или прикладные аспекты тех или иных исследований.

Такая же условность прослеживается в дихотомии: эмпирические - теоретические исследования, основания которой восходят к традиции противопоставления типов получаемых знаний. Эмпирическое исследование в такой классификации понимается как направленное на получение эмпирического знания; теоретическое - на создание элементов теории.

Общие принципы познания, его теоретические (общие и специальные) и философско-мировоззренческие предпосылки составляют методологию исследования. Ее содержание видоизменяется в зависимости от объекта и предмета исследования, а также исследовательских ориентаций. Но формально она реализуется в структуре научного поиска, включающей компоненты, общие для разных типов социологического исследования.

Все структурные компоненты исследования логически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Логика научного поиска как раз и состоит в том, чтобы обеспечить преемственность между разными исследовательскими процедурами и последовательными этапами социологического исследования за счет общности реализуемых в них методологических принципов.

Так, в конкретном социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Обоснование исходных методологических установок происходит на первом, подготовительном этапе, в рамках которого разрабатывается программа исследования. Однако, в дальнейшем, в ходе сбора и обработки социологической информации (основной этап исследования) и ее анализа (заключительный этап) методологические установки не теряют своей значимости.

В процессе сбора информации методология находит свою апробацию, подтверждение на практике. Если же этого не происходит, то по ходу исследования исходные установки корректируются и изменяются, иногда существенным образом. На заключительном этапе происходит как бы «сворачивание» процесса исследования: в выводах содержится подтверждение либо опровержение выдвинутых гипотез, попутно оценивается эффективность использованных методологических принципов и методических приемов исследования - и в результате даются рекомендации по решению поставленных исследовательских задач. Если рекомендации «работают» на решение проблемы, значит, методология исследования получила свое практическое подтверждение.

Таким образом, в социологическом исследовании, кроме конкретных познавательных и практических задач, решаются и вопросы апробации общих принципов исследования - его методологии. Иногда эти задачи выходят на первый план, если перед исследователем непосредственно стоит проблема разработки и проверки тех или иных методологических принципов и подходов. В прикладных исследованиях такая методологическая «нагруженность» не всегда присутствует в явном виде. Чаще всего, методологическим вопросам отводится основное место в программе исследования, а, в дальнейшем, они воспринимаются как нечто, само собой, разумеющееся, не требующее дополнительного анализа. Это вполне объяснимо, так как результаты всегда гораздо интереснее и важнее, чем тот путь, которым они получены.

К сожалению, на современном этапе развития отечественной социологии еще достаточно часто можно встретиться с ситуацией, которую научный фольклор охарактеризовал словами «пришел, увидел, опросил». В подобных исследованиях игнорирование четко изложенных исходных методологических положений выдается за полное отсутствие таковых. Хотя на самом деле исследователь руководствуется ими, делая это иногда неосознанно. Причем такие неявные методологические установки далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они способны не только дезориентировать исследователя, затруднив ход поиска истины, но и привести к принципиально неверным результатам.

По этому поводу вспоминается притча о мальчике, который взялся доказать, что паук слышит ногами. Для доказательства он использовал такой эксперимент: посадив невредимого паука на стол, приказывал ему: «Беги!» Паук убегал. Затем мальчик, оторвав пауку ноги, отдал такой же приказ. Но паук не тронулся с места. Вывод, сделанный юным экспериментатором, - потеряв ноги, паук перестал слышать, значит, органы слуха у него в ногах.

Разумеется, трудно ставить в вину этому, вероятно, мифическому, но очень правдоподобному исследователю, отсутствие теоретико-методологической базы в его эксперименте. Гораздо меньше юмора содержится в экспериментах взрослых исследователей, которые произвольно выдают желаемое (без должного обоснования) за действительное.

5.2 Отображение логики социологического исследования в его

Программа социологического исследования - это документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. По содержанию - это изложение логики исследования, направляющей научный поиск, описание и обоснование конкретных методических приемов сбора и анализа социологической информации, необходимой для решения проблемы.

Соответственно этим содержательным целям в программе выделяют два раздела: теоретико-методологический и методико-процедурный (методику). Их разделение в некоторой степени условно, но при изучении вопроса, связанного с разработкой программ социологических исследований, представляется целесообразным акцентировать внимание на содержательных особенностях двух разделов программы.

Первым этапом разработки теоретико-методологического раздела программы является выбор определенной темы исследования.

Как правило, студенты желают исследовать то, что актуально именно для них. Данное стремление стоит приветствовать, но, тем не менее, следует предостеречь студенческие исследовательские группы от выбора предельно «широких», имеющих философское звучание проблем, поскольку в этом случае материал исследования трудно формализовать. Соответственно, трудно и сформулировать гипотезы исследования, поддающиеся эмпирической проверке.

Студенты должны учитывать, что необходимость проведения исследования обусловливается наличием проблемной ситуации - несоответствием функционирования объекта (процесса, явления) потребностям его дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать: общественные конфликты, трудности в реализации каких-либо социальных проектов, дисфункциональные явления социальной жизнедеятельности.

Формой научного отображения проблемной ситуации выступает проблема, указывающая на то, что именно ищет социолог.

Следует помнить, что проблема исследования всегда субъективна, так как определяется конкретными личностями (учеными, исследователями); проблемная ситуация - объективна и возникает в результате взаимодействия людей друг с другом и с окружающей средой. Например, проблемной ситуацией, реально существующей в обществе, является рост правонарушений среди подростков; а проблемой для изучения - социальные последствия этого объективно существующего противоречия.

Четкое выделение той конкретной области социальной реальности, которая выступает носителем проблемы, совпадает с обозначением объекта исследования. Как правило, объектом исследования выступают различные элементы социальной структуры общества (конкретные социальные группы, этнические, демографические, профессиональные общности людей). Уточнение объекта обеспечивается также определением генеральной и выборочной совокупности, задающей масштаб исследования. Например, объектом исследования «Идолы и идеалы молодежной субкультуры» могут быть только студенты, но могут быть также и представители всех групп молодежи.

Выделение объекта исследования дает возможность его последующего системного анализа - интерпретации этого объекта как некоторого целостного комплекса элементов, каждый из которых определенным образом взаимосвязан с другими элементами и имеет определенное функциональное значение для существования данного объекта. Это значит, что социолог должен выделить внешние и внутренние, объективные и субъективные, общие и специфические факторы развития объекта, его взаимосвязи с целым рядом явлений и процессов действительности, оказывающих на него прямое или косвенное влияние. Например, при исследовании отношения студентов к учебному процессу следует выявить субъективные и объективные показатели этого отношения, учесть как состояние внешней среды (специфику организации учебного процесса, социально-политическую ситуацию в стране и т. д.), так и внутреннюю мотивацию личности.

Системный анализ объекта позволяет выделить наиболее существенные, с точки зрения рассматриваемой проблемы, свойства и отношения социальной действительности, непосредственно влияющие на исследуемый процесс, и, таким образом, выделить предмет исследования. Предмет социологического исследования - это определенная сторона, свойство, состояние исследуемого объекта, который фиксирует познавательные границы исследования. Так, например, предметом исследования «Идолы и идеалы молодежной субкультуры» может быть система ценностей и ценностных ориентаций в целом, предпочтения и вкусы в области современной музыки, политические убеждения и т. д.

Итогом проделанной работы выступает формулировка цели и задач исследования. Цель социологического исследования - модель ожидаемого конечного результата исследования - определяет доминирующую познавательную ориентацию социолога. Она может быть теоретической (получение нового теоретического знания о структуре, функциях, формах развития социального объекта), методической (отработка методики, отдельных процедур, инструментария социологического исследования) или прикладной (получение практических рекомендаций по совершенствованию объекта).

Нередко в отчетах о социологических исследованиях можно обнаружить неправильные определения целей исследования. Например, такие: «Исследование состояния дисциплины в трудовом коллективе», или «Изучение причин неудовлетворенности работников предприятия своей работой». В этих примерах изложены, скорее, задачи исследования, а не его цель. Целью прикладного исследования будет не сам процесс исследования, а то, что за ним следует. Иначе говоря, формулировка цели должна отвечать на вопрос: «Для чего проводится исследование, какую пользу предполагается получить после его завершения?». Например, «Разработка способов укрепления дисциплины в трудовом коллективе», или «Повышение эффективности труда членов исследуемого коллектива».

Задачи исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Это те действия, которые планируется совершить для достижения цели. «Изучить…», «составить…, «проанализировать… - такими словами обычно начинаются формулировки задач исследования.

Следует различать основные и дополнительные задачи исследования. В первом случае имеется в виду получение знания об отдельных сторонах исследуемого объекта (их описание) и факторах, определяющих его существование (объяснение механизма его функционирования). Во втором случае имеются в виду требования к этапам и процедурам исследования, которые позволят решить основные задачи. Например, к основным задачам исследования вопросов укрепления дисциплины труда можно отнести выяснение причин прогулов или опозданий на работу, исследование факторов, положительно ли отрицательно влияющих на дисциплинированность работников. К неосновным будут отнесены задачи, связанные с выяснением взаимосвязи дисциплины труда с социально-демографической структурой работающих, характером и содержанием их труда, условиями воспитания в детстве, семейным положением т.д.

Следующим важным этапом работы выступает выдвижение гипотез. Гипотеза -- это предположение о структуре объектов, о характере и сущности связей между ними, о факторах, обусловливающих эти связи. Значение данной процедуры определяется тем, что именно характер гипотез определяет ход последующих работ (выбор конкретных методов исследования).

В самом общем плане процесс выдвижения гипотез может быть представлен как процесс последовательного перехода от предельно обобщенных суждений относительно исследуемого явления к более конкретным суждениям, отражающим особенности его функционирования. В соответствии с этим выделяются гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Например, среди гипотез, связанных с исследованием проблем досуга подростков, можно назвать следующие:

В процессе усиления социального расслоения общества досуг подростков все больше дифференцируется по «материальному признаку.

Финансовые возможности родителей превращаются в решающий фактор досуга подростка.

Потребности подростков в сфере досуга опережают их материальные возможности и удовлетворяются лишь частично.

Здесь уместно заметить, что сам смысл социологического исследования заключается в доказательстве или опровержении определенной гипотезы.

Требования к сформулированным гипотезам:

соответствие целям и задачам исследования (как правило, количество гипотез соответствует количеству задач);

опора на известные социологические теории, истинность которых доказана;

не противоречие проверенным, научно подверженным фактам.

Этап выдвижения гипотез позволяет перейти от теоретической концепции к эмпирической базе исследования. Важнейшую роль в данном «переходе» играет процедура интерпретации системы понятий исследования.

Интерпретация включает в себя истолкование, уточнение смысла понятий социологического исследования. В социологическом исследовании существуют три основных вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая и операциональная.

Теоретическая интерпретация осуществляется посредством установления связи используемых понятий с общими понятиями и категориями прикладной социологии, философскими категориями и категориями других изучаемых наук, а также посредством введения понятий меньшей степени общности.

Проблема теоретической интерпретации заключается в том, что часто теоретические понятия в общественных науках носят дискуссионный характер, отличаются многовариантными определениями, нередко противоречащими друг другу. Исследователю рекомендуется уходить от подобных дискуссий, выбирая из множества конкурирующих в науке вариантов те определения, которые наиболее соответствуют целям и задачам данного исследования. Именно этот вариант в дальнейшем уточняется в эмпирическом толковании.

Эмпирическая интерпретация предполагает нахождение эмпирических признаков -- индикаторов, адекватно представляющих содержание теоретических понятий, а также установление логической связи между признаками. В качестве эмпирических признаков выбираются только те характеристики, которые доступны наблюдению (измерению). Те части объекта исследования, которые непосредственно подлежат эмпирическому истолкованию, принято называть единицами анализа, а их количественные характеристики - единицами счета.

Например, интерпретируя понятие «факторы социально-психологической напряженности в трудовом коллективе», исходя из теоретического анализа этого феномена и предварительно собранной информации, можно выделить в качестве эмпирических индикаторов такие составляющие, как «удовлетворенность условиями труда», «удовлетворенность стимулами к труду», «удовлетворенность взаимоотношениями» и ряд других.

В свою очередь, эмпирическими индикаторами «удовлетворенности условиями труда» могут являться: шум на рабочих местах, температурный режим в помещениях, освещенность рабочих мест; индикаторами «удовлетворенности стимулами к труду» - правильность нормирования труда, справедливость премирования, размер заработной платы; а индикаторами «удовлетворенности взаимоотношениями» - взаимоотношение с руководством, отношением работников друг к другу, забота о новичках и молодых работниках.

В качестве единиц анализа можно использовать интенсивность проявления каждого индикатора, выраженную пятибалльной шкалой - 5,4,3,2,1, где 5 баллов - максимальное соответствие признака желаемому, балл - самая низкая оценка признака. Таким образом возможен переход от эмпирической интерпретации к операциональным определениям.

Операциональная интерпретация включает в себя установление конкретных операций, посредством которых производится последующее измерение, поиск и регистрация выделенных эмпирических признаков. Данная процедура предполагает построение шкал измерения свойств наблюдаемого признака, а также выбор наиболее адекватных способов и инструментов их регистрации.

Логичным продолжением интерпретации понятия «факторы социально-психологической напряженности в трудовом коллективе» будет составление вопросника, который позволит методом опроса работников выявить наиболее «горячие» точки социально-психологической напряженности на рабочих местах в данном трудовом коллективе.

Примерный вариант такого вопросника:

БЛАНК ВОПРОСНИКА №1: Ваше мнение о своей работе?

Используя пятибальную шкалу, оцените свое рабочее место:

Самая высокая оценка - 5, самая низкая оценка - 1.

Выполнение этих операций обеспечивает логический переход к следующему этапу работ -- методико-инструментальному разделу программы конкретного социологического исследования.

Наиболее важным этапом разработки методико-процедурной части программы выступает процедура обоснования выборочной совокупности. Результативное социологическое исследование должно основываться на подлинно репрезентативной выборочной совокупности, воспроизводящей все характеристики генеральной совокупности. Генеральная совокупность -- это совокупность всех элементов, выступающих носителями исследуемой проблемы, а выборочная совокупность -- это модель генеральной совокупности, сформированная по определенным правилам. Репрезентативность -- свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Формирование выборочной совокупности позволяет получить данные, изучив характеристики минимума элементов генеральной совокупности. Основными способами формирования генеральной (обследуемой) совокупности выступают: сплошное исследование (полный охват всех элементов), исследование основного массива (изучается большая часть элементов), монографическое исследование (изучается часть элементов объекта по ряду типичных для него признаков) и выборочный метод (строится выборка). Если выбранные исследования относятся к ограниченному классу объектов (например, «Влияние местожительства на успеваемость студентов БарГУ» или «Динамика межличностных отношений студентов-первокурсников группы ПХ-11»), то возможно обойтись и без построения выборочной совокупности, но, если заявленная тема сформулирована более широко (например, «Музыкальные ориентации современного студента» или «Ценность образования в представлении современной молодежи»), то выборка оказывается необходимой.

Существуют различные способы формирования выборочной совокупности и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются.

Среди способов формирования выборочной совокупности выделяют два основных вида:

метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование, генеральной совокупностью в котором являются отдельные типичные единицы наблюдения либо даже одна единица какого-либо класса явлений; например, конкретная семья может изучаться на протяжении ряда лет, что оговаривается в программе исследования;

статистические выборочные методы, которые, в свою очередь, делятся на две группы:

а) выбор по усмотрению, к которому относится целенаправленный выбор и квотный, т.е. выбор в виде квот (пропорций) изучаемых признаков;

б) случайный (вероятностный) выбор: чисто случайный, районированный (выбор слоями) и гнездовая или серийная выборка.

Как правило, в методико-процедурной части программы обосновывается выбор тех или иных методов сбора первичной социологической информации.

Следует обратить внимание на то, что программа - это модель социологического исследования, и чем более совершенная эта модель, тем более эффективным будет процесс реального исследования.

На основе программы составляется рабочий план исследования, в котором определяются сроки проведения работ, фиксируются исполнители и соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т.п. обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал и (или) привлечение помощников на общественных началах, определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы. К рабочему плану прилагается обоснование объема полных финансовых затрат на проведение исследования.

5.3 Методы сбора социологической информации

Среди основных методов сбора социологической информации, освоение которых предполагается в курсе социологии, - изучение документов, социологическое наблюдение, опрос и эксперимент. Освоение социологических методик сбора информации требует определенных навыков, начатки которых могут быть приобретены в ходе практических занятий. Однако переход к выработке практических навыков должен основываться на знании сущности основных методик и общих принципов их использования.

Как правило, сбор социологической информации начинают с анализа документов. Существуют различные виды документов, форма и содержание которых предполагает особые приемы работы с ними. Основными видами документов являются: письменные (вербальные и статистические), иконографические (картины, фотодокументы), фонетические (магнитофонные записи) и видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные), личные и официальные. К методам социологического анализа документов относятся традиционный и формализованный (контент-анализ).

Традиционный метод анализа документов предполагает известный всем привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания или просматривания. Цель подобного анализа заключается в следующем:

что собой представляет документ, каково его состояние, подлинность?;

кто его автор, кому адресуется?

каковы обстоятельства создания документа?

какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам?

отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли использовать его в изучении конкретной проблемы?

что излагается в документе?

кому документ понадобился, зачем, его контекст?

какие выводы можно сделать из анализа документа?

Собранная информация заносится в бланк протокола анализа документов, там же указываются сведения о времени и месте проведения исследования, оценивается надежность собранных данных.

Контент-анализ - это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков (категорий анализа), существенных для исследования. Контент-аналитическое исследование состоит из следующих процедур:

выделение категорий анализа, обозначающих эмпирические признаки предмета исследования, которые предполагается регистрировать в процессе сбора информации;

определение единиц анализа, в качестве которых могут выступать слово, имя, факт, высказывание;

определение единиц счета, которые могут быть числом знаков, строк, абзацев в тексте, количеством квадратных сантиметров газетной площади, продолжительностью передач радио или телевидения в минутах;

фиксирование единиц анализа в оговоренных единицах счета на бланках протоколов или в матрицах контент-анализа. Протокол составляется в произвольной форме, матрица может выглядеть примерно так:

Предположим, в процессе исследования доминирующих ориентаций периодической печати (скажем, газет «Звязда», «Советская Белоруссия», «Народная газета») была сформулирована задача: сравнить активность названных газет в освещении социокультурных проблем сельской молодежи. В качестве категорий анализа выбраны следующие признаки предмета исследования:

посещение юношами и девушками вечеров отдыха;

интерес молодежи к художественной самодеятельности;

приобщение молодых людей к спорту.

Единицами анализа в этом случае могут стать:

факты участия или неучастия молодежи в вечерах отдыха;

газетные информации о концертах художественной самодеятельности в сельских клубах;

высказывания корреспондентов названных периодических изданий по поводу спортивных соревнований сельской молодежи.

Единицами счета может стать количество абзацев, посвященных конкретным единицам анализа за определенный период (год, квартал, месяц) в каждой из названных газет.

Чаще всего на практике контент-анализ сочетается с традиционным анализом документов.

Социологический опрос - самый распространенный метод сбора социологической информации, основанный на взаимодействии социолога с респондентами (опрашиваемыми носителями информации). Опрос предполагает наличие вопросов, задаваемых респондентам, и регистрацию полученных ответов с помощью специальных приемов, позволяющих собрать достоверную информацию.

Среди наиболее известных разновидностей опроса обычно выделяют анкетный опрос и интервью, которые различаются по способу общения с респондентом. И анкетный опрос, и интервью имеют свои преимущества, которые проявляются в случае корректного использования соответствующих методик их организации, а также при грамотном составлении вопросников.

Поскольку наибольшей популярностью пользуется метод анкетного опроса, охарактеризуем его подробнее.

Существуют следующие виды анкетных опросов:

раздаточный опрос - предполагает личный контакт социолога и респондента, когда анкет вручается опрашиваемому лично анкетером;

почтовый опрос - распространение анкет через отделения связи по почтовым адресам;

прессовый опрос - публикация анкет в средствах массовой информации.

Анкета представляет собой структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Она имеет свою структуру, состоящую их следующих блоков:

вводного, в котором указывается: кем и с какой целью проводится опрос, какова его цель, как заполняется и возвращается заполненная анкета, гарантируется анонимность;

социально-демографического (паспортички), содержащего вопросы, ориентированные на выяснение социально-демографической структуры опрошенных с учетом исследовательских задач (пол, возраст, образование, семейное положение, размер населенного пункта и т.д.). Поскольку анкетный опрос анонимен, в данной части анкеты не должны содержаться вопросы о фамилии, имени, отчестве респондента, его домашнем адресе или телефоне.

При создании анкеты важно учитывать то, что набор вопросов, предлагаемых респонденту, не должен автоматически дублировать вопросы, которые были сформулированы в процессе обоснования задач, выдвижения гипотез и операционализации основных понятий исследования. В связи с этим принято выделять программные (отражающие основные направления поиска информации, совпадающие с основными задачами) и исследовательские (регистрирующие свойства выделенного значимого признака, совпадающие с «блоками» операциональной логической схемы) исследовательские вопросы.

Исследовательские вопросы как бы «расшифровывают», детализируют содержание программных вопросов. Программным вопросом является, например, вопрос о том, как воспринимается потребителями название «Нестле» (с чем оно ассоциируется в их сознании, с какими эмоциями оказывается сопряженным). Мы не можем непосредственно переадресовать этот вопрос респонденту, поскольку это означало бы, что мы просто переложили свою работу на него.

Любому человеку трудно, да и неинтересно отслеживать свои реакции по проблемам, от которых он, в общем-то, может быть, далек. Абстрактно сформулированный вопрос, скорее всего, останется без ответа. С гораздо большим вниманием человек относится к конкретно поставленным, четко сформулированным, предполагающим определенный ответ, вопросам.

Примером исследовательских вопросов являются вопросы: «Известно ли Вам слово «Нестле»?»; «Как Вы думаете, означает ли данное слово название торговой марки или название определенных товарных продуктов?»; «На какие товарные продукты указывает данное название?», «Каково Ваше отношение к этим продуктам?» и т. п.

Социологическая анкета содержит в себе несколько смысловых блоков, которые совпадают с программными вопросами, и которые следует проектировать в соответствии с определенными правилами:

учитывать, что вопросы социологической анкеты должны соответствовать проверяемым гипотезам-следствиям;

смысловой (тематический) блок вопросов должен быть сориентирован на жизненную ситуацию респондента, с которой соотносится исследуемая тема.

Каждый блок может включать в себя четыре типа вопросов (см. таблицу 1).

Таблица 1. Виды вопросов, используемых в анкетном опросе

Вопросы, указывающие на объективную включенность респондента в ситуацию: «Слушаете ли Вы музыку?»; «Как часто Вы слушаете музыку?»; «Посещаете ли Вы симфонические концерты (выступления поп- и рок-звезд и т. д.)?»; «Имеете ли Вы музыкальное образование?»

Вопросы, указывающие на мотивы включенности: «Почему Вы посещаете симфонические концерты (выступления поп- и рок-звезд)?»; «Что дает человеку классическая музыка?»

Вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью, оценку событий: «Как Вы оцениваете в целом состояние современной отечественной эстрады?»; «Какая рок-группа является, по Вашему мнению, наиболее популярной среди молодежи?»; «Удовлетворены ли Вы своими занятиями музыкой?»

Вопросы, раскрывающие планы дальнейшей включенности: «Какие музыкальные произведения (рок- и поп-группы) Вы хотели бы слышать чаще в программах популярных радиостанций?»; «Что бы Вы порекомендовали начинающим музыкантам?»; «Какие музыкальные направления будут, на Ваш взгляд, наиболее популярными через десять лет?

Смысловые блоки должны быть примерно одинакового объема; серии тематических вопросов (блоки) должны чередоваться вопросами, снимающими эмоциональное напряжение.

Используемые в анкете вопросы могут быть разнообразными по назначению, содержанию и форме. Основными видами вопросов выступают следующие:

Программно-тематические и процедурные. Если первые направлены на проверку гипотез, то вторые предназначены для оптимизации хода опроса. Они разделяют тематические блоки анкеты и создают впечатление непрерывности диалога (например, после блока вопросов о работе следует вопрос-картинка с изображением лужайки на берегу реки «Нравится ли Вам этот пейзаж?», которая должна обеспечить эмоциональное расслабление респондента и переключить его внимание на следующий блок вопросов).

Прямые и косвенные. В первом случае предполагается выражение отношения респондента с собственной позиции («Как Вы считаете, должна ли быть отменена смертная казнь?»). Во втором случае вопрос задается в косвенной форме («Некоторые люди считают, что смертную казнь необходимо отменить, поскольку всякое насилие рождает ответное насилие. Согласны ли Вы с этим мнением?»).

Закрытые и открытые. В первом случае респонденту предлагается выбрать один из предложенных ниже ответов, а во втором -- ответить самостоятельно.

Дихотомические, поливариантные, шкальные, вопросы-диалоги. Дихотомические вопросы носят альтернативный характер, т. е. предполагают четкие, по принципу «да/нет», оценки ситуации («Поддерживаете ли Вы последнюю инициативу правительства в области внешней политики?»). Поливариантные вопросы содержат набор вариантов ответа и предполагают любое их сочетание («Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от работы время?»). Шкальные вопросы предполагают ранжирование ответов респондента в соответствии с параметрами определенной шкалы («Оцените свои вокальные данные по пятибалльной шкале»). Вопросы-диалоги составлены из высказываний воображаемых лиц (они могут быть отражены в форме картинки), а респонденту предлагается либо дать оценку приведенному диалогу («Какое из высказанных суждений является, на Ваш взгляд, правильным?»), либо продолжить диалог, высказав собственное суждение («Некоторые люди считают, что развод -- это в основном проблема молодых семей; другие, напротив, утверждают, что риск развода выше в зрелом возрасте. А что думаете по этому поводу Вы?»).

Вопросы-фильтры, контрольные вопросы, наводящие вопросы. Вопросы первого типа предназначены для разделения респондентов («Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас профессиональное музыкальное образование? Если нет, то переходите к вопросам, расположенным на следующей странице/вопросу №N»). Вопросы второго типа контролируют ответы респондента (например, маркетинговое исследование по поводу качества различных автомобильных масел после вопросов о достоинствах и недостатках продукции той или иной торговой марки может содержать вопросы о том, сколько стоит продукт, оценку которому давал респондент, а также о том, каковы показатели спидометра его автомобиля). Вопросы третьего типа позволяют респонденту точнее понять смысл основного вопроса, дать на него более точный ответ (например, после вопросов о том, какая модель автомобиля является, по мнению респондента, самой лучшей и почему, предлагается оценить наиболее распространенные модели автомобилей по определенной шкале оценок).

Существуют свои правила составления анкеты:

Необходимо разделять опрашиваемых вопросами-фильтрами.

Необходимо вводить контрольные вопросы для проверки ответов респондента. Контрольные вопросы должны располагаться после основных вопросов.

Не следует перегружать анкету открытыми вопросами. Открытые вопросы должны по возможности предшествовать закрытым вопросам, безличные вопросы -- личным вопросам, косвенные вопросы -- прямым вопросам.

При построении закрытых вопросов следует учитывать, что наиболее вероятные позиции выбора респондентов располагаются в начале и в конце списка ответов.

Вопрос не должен содержать подсказки («Считаете ли Вы, что смертную казнь необходимо отменить, поскольку она отменена в большинстве цивилизованных стран?») и моментов, лично задевающих респондента или оказывающих давление на него («Многие люди уже не раз отдыхали за границей. Почему Вы до сих пор не побывали на Багамах?»).

Следует обратить особое внимание на то, чтобы в одном ответе не содержалось указания на несколько признаков или причин явления («Я предпочитаю покупать данное автомобильное масло, поскольку у него приемлемая цена и нормальное качество»).

Необходимо выдерживать общую структурную последовательность содержательных элементов анкеты. Основным принципом при этом выступает стремление задавать общие, дружеские и легкие вопросы в начале, а конкретные, возможно противоречивые и личные вопросы, -- в конце анкеты.

Метод интервью (от английского «беседа») предполагает сбор социологических данных путем непосредственного общения с респондентом. Техника составления вопросников анкеты в общих чертах совпадает с методикой подготовки вопросников интервью. Но интервьюирование имеет и свои особенности как организационно-технические, так и содержательные, которые в значительной степени определяются нравственными и социально-психологическими факторами. Эти особенности по-разному проявляются в формализованных и свободных интервью, групповых и индивидуальных, а также в интервью с экспертами.

Социологическое наблюдение - метод сбора первичной информации, строящийся на основе чувственного отражения действительности с четко определенной научной целью.

Социологическое наблюдение следует отличать от обыденного, представляющего собой древнейшую форму накопления знаний и жизненного опыта. Главное отличие данного метода заключается в том, что он имеет конкретную цель (целенаправленность), проводится по заранее составленному плану (планомерность), его результаты регистрируются специальными способами (фиксируемость).

В сферу социологического наблюдения включают самые различные вопросы социальной жизни людей, за исключением отдельных случаев, связанных с нравственными ограничениями (подсматривать и подслушивать не всегда допустимо) или правовыми препятствиями (факты, составляющие государственную тайну, к примеру, могут оказаться недоступны социологу).

С помощью наблюдения можно получать оперативную информацию. Поведение людей в момент наблюдения воспринимается социологом в конкретных и реальных условиях, причем непосредственно, а не в пересказе другими лицами.

В качестве объекта наблюдения выступают люди, их поведение, обстановка, в которой протекает их деятельность.

Предметом наблюдения могут быть вербальные (речевые) или невербальные акты поведения, их содержание, формы выражения, специфические особенности и т.д.

Виды социологического наблюдения:

В зависимости от позиции наблюдателя:

включенное (респонденты не подозревают, что за ними ведется наблюдение);

невключенное (социолог ведет наблюдение, не скрывая своих намерений, причем он может не вступать в общение с членами группы, частично вовлекаться в изучаемые действия или полностью принимать участие в исследуемых событиях);

самонаблюдение (наблюдатель регистрирует собственные поступки или состояния).

По уровню стандартизации процедур:

формализованное, или стандартизированное (с заранее запрограммированными способами регистрации информации);

частично стандартизированное (предполагает одновременное сочетание двух предыдущих видов наблюдения).

В зависимости от обстановки:

полевое (в естественных условиях);

лабораторное (в экспериментальных условиях);

лабораторно-полевое (с отдельными ограничениями наблюдаемой ситуации).

Информация, полученная в результате наблюдения, может фиксироваться в различных формах:

описание происходящих событий (например: собрание началось. на нем выступили. были приняты решения. );

оценка наблюдаемых явлений (например: реакция аудитории была положительной или отрицательной, принятые решения отличались новизной или оказались традиционными…);

измерение событий в количественных показателях (когда простые действия в рамках объекта исследования наблюдения фиксируются с точки зрения их повторяемости, продолжительности, объема).

При регистрации наблюдения используются такие технические средства наблюдения как кино- и фотоаппаратура, магнитофоны, видеомагнитофоны. К вспомогательным средствам, используемым в ходе наблюдения, можно отнести: усилители громкости, репродукторы, приборы ночного видения, специальные оптические устройства.

Социологический эксперимент - метод изучения социального объекта (чаще всего группы) в специально заданных, варьируемых и контролируемых условиях.

Важнейшим составным элементом любого эксперимента является экспериментальный фактор - независимая переменная, вводимая в исследуемый социальный объект и изменяющая условия его функционирования в соответствии с задачами исследования.

Другие статьи