Руководства, Инструкции, Бланки

шпиль ручной инструкция img-1

шпиль ручной инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Маркировка шпилей и брашпилей - Студопедия

Маркировка шпилей и брашпилей

1.1. ШР - шпиль ручной, с рукояточным приводом;

1.2. ШР1, ШР2- швартовные без звездочки;

1.3. ШР3-ШР5- якорно-швартовные, барабан отлит со и звездочкой за одно целое;

1.4. ШР6-ШР7- якорно-швартовные, оборудованные колодочным тормозом с отлитыми отдельно барабаном и звездочкой;

1.5. РЯШ2-РЯШ3- ручной, с двумя рукоятками, якорный, швартовный

1.6. РЯШТ1-РЯШТ2- ручной, якорный, швартовный, снабженный тормозом;

1.7. ШЯГ1, ШЯГ4- якорно-швартовный, гидравлический;

1.8. РЯШТЧВ - с червячной передачей и вымбовками.

2. Брашпили: Б1Р, Б2Р, Б5…- ручной и электрический привод.

Нижние части шпилей имеют отшлифованный нижний край (палгед), к которому на пальцах навешаны собачки. При вращении барабана (звездочки) собачки перемещаются, пощелкивая по храповым выступам фундаментной плиты.

Во избежание пробуксовки каната на барабане имеются выступы. Канат укладывается на барабане в 3-4 шлага. При подтягивании каната один из членов команды должен выбирать свободный (сбегающий) его конец.

Дистанционная отдача якорей

Согласно требованиям Правил Регистра России на всех грузовых судах длиной более 60 м . должна быть предусмотрена дистанционная отдача правого носового якоря с поста управления судном с помощью одного органа управления.

На толкачах должна осуществляться с поста управления судном дистанционная отдача правого носового и кормового якорей .

В рубке этих судов требуется установка приборов, указывающих длину вытравленной цепи якорей.

Система дистанционной отдачи якорей должна обеспечивать возможность остановки якорной цепи при любой вытравленной ее длине.

Продолжительность отдачи якоря не должна превышать 15 сек с момента включения устройства дистанционной отдачи.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

ГОСТ 9891-76 Шпили швартовные с электрическим и гидравлическим приводом

* Для шпилей моделей 1 - 3, предназначенных для судов внутреннего плавания, допускается номинальная скорость 0,12 - 0,15 м/с (7 - 9 м/мин.); для шпилей модели 3 наибольшая скорость не устанавливается.

** По требованию заказчика.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.1. Шпили должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2. Шпили должны изготовляться в климатическом исполнении ОМ, категории 1 по ГОСТ 15150.

Механическую часть шпилей моделей 1 - 3, предназначенных для судов внутреннего плавания, следует изготовлять также в исполнении У, категории 1 по ГОСТ 15150.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.3. Степень защиты электрооборудования в соответствии с требованиями ГОСТ 14254 должна быть:

- электродвигателей, командоконтроллеров, кулачковых контроллеров и других машин и аппаратов, устанавливаемых на открытой палубе, - IP 56;

- электродвигателей шпилей типа 1, электрооборудования гидроприводов, а также магнитных контроллеров и других машин и аппаратов, устанавливаемых в помещении, - не ниже IP44.

2.4. Условия работы шпилей (крен, дифферент, ударо- и вибростойкость и т.д.) должны отвечать требованиям технических условий на конкретный механизм.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.5.1. Шпили должны выпускаться с электрооборудованием переменного тока 380 В, 50 Гц.

Допускается выпускать шпили типа 2 моделей 1 - 3 с электрооборудованием постоянного тока 220 В и переменного тока 220 В, 50 Гц.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.5.2. Шпили должны выпускаться с гидрооборудованием на номинальные давления 10, 16, 25 и 32 МПа (100, 160, 250 и 320 кгс/см 2 ).

Питание гидродвигателя шпиля должно осуществляться от автономной насосной станции или от судовой гидросистемы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6. Характеристики приводных двигателей шпилей

2.6.1. Электродвигатель должен развивать пусковой момент, создающий в канате на турачке усилие не менее двукратного и не более четырехкратного при работе на характеристике, используемой в номинальном режиме (на постоянном токе - на характеристике, предназначенной для пуска), и обеспечивать стоянку под током в течение не менее 15 с после работы в номинальном режиме.

2.6.2. Электродвигатель должен допускать на характеристике, используемой в номинальном режиме, перегрузку в течение 2 мин. соответствующую тяговому усилию на турачке, равному 1,5 номинального.

2.6.3. Работа электродвигателя с моментом, превышающим его номинальное значение, в номинальном режиме работы шпиля допускается для электродвигателей, обеспечивающих стоянку под током более 15 с. Степень превышения номинального момента двигателя в этом случае устанавливается по соглашению с предприятием-изготовителем электродвигателя.

2.6.4. Гидродвигатель должен развивать крутящий момент, создающий в канате на турачке тяговое усилие, равное 1,5 номинального. При этом гидросхема должна обеспечивать возможность стоянки гидродвигателя под давлением (при внешнем усилии на турачке 1,65 номинального) в течение 15 с в режиме перепуска рабочей жидкости через предохранительный клапан.

2.7. Шпили не должны иметь ручных резервных приводов.

2.8. Режимы работы шпилей должны быть следующими:

- номинальный - при номинальной скорости выбирания каната и номинальном тяговом усилии на турачке в течение 30 мин.;

- при малой скорости с тяговым усилием не менее 0,75 номинального в течение 5 мин.;

- при наибольшей скорости с условным расчетным усилием, равным 0,2 номинального (считая коэффициент полезного действия шпиля постоянным), в течение 10 мин.

2.9. Шпиль должен быть снабжен автоматическим нормально замкнутым тормозом, замыкающимся при прекращении подачи энергии к приводному двигателю. Тормоз должен удерживать турачку в неподвижном состоянии при действии в канате статического усилия, равного не менее 1,5 номинального тягового усилия шпиля.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.10. Шпили должны обеспечивать выбирание расчетных канатов, размеры которых указаны в табл. 2.

- стальных - по ГОСТ 3083 маркировочной группы 1666 МПа (170 кгс/мм 2 ) для диаметров до 34,5 мм и 1470 МПа (150 кгс/мм 2 ) - для диаметра 42,0 мм;

- растительных - пеньковых пропитанных (группы «повышенные») и сизальских по ГОСТ 30055 (группы «повышенные»);

- синтетических - капроновых по ГОСТ 30055 (повышенной разрывной нагрузки).

Шпили должны надежно работать с канатами других видов; при этом их прочность не должна быть более прочности расчетных канатов, а размеры - не более указанных в табл. 2.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.11.1. При работе шпиля с номинальным тяговым усилием на турачке расчетные напряжения в его деталях не должны превосходить 0,4 предела текучести и 0,28 предела прочности материала.

2.11.2. При действии стояночного момента двигателя или момента, соответствующего уставке защитного устройства, расчетное напряжение в деталях шпиля не должно быть более 0,95 предела текучести материала.

2.11.3. Крепление шпилей, баллеры и их опоры (или опоры турачек шпилей типа 1) должны выдерживать воздействие опрокидывающего усилия, равного полному разрывному усилию расчетного стального каната, приложенного в середине длины профиля турачки. Расчетное напряжение при этом не должно быть более 0,95 предела текучести материала.

2.12. Маховики и рукоятки управления должны иметь фиксированные нулевое и рабочие положения. Поворот маховика (рукоятки) управления по часовой стрелке и движение рукоятки «на себя» должны соответствовать вращению турачки по часовой стрелке, поворот против часовой стрелки и движение «от себя» - вращению турачки против часовой стрелки.

2.13. Средний срок службы шпиля должен быть:

- до капитального (заводского) ремонта - 13 лет;

2.14. Средний ресурс шпиля должен составлять:

- до капитального (заводского) ремонта - 2000 ч;

2.15. Срок службы и ресурс, указанные в п.п. 2.13 и 2.14. по требованию заказчика должны быть назначенными.

2.16. Сертифицированную продукцию следует маркировать Знаком соответствия по ГОСТ 28197*.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50460-92 .

Место, способ нанесения и требования по простановке Знака соответствия устанавливают в конструкторской документации.

3.1. Для проверки соответствия шпилей требованиям настоящего стандарта устанавливают приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания, а также, при необходимости, сертификационные испытания. Допускается совмещение сертификационных испытаний с другими видами испытаний.

(Измененная редакция, Изм. № 3, 4).

3.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый изготовленный шпиль со штатным электрооборудованием или гидрооборудованием.

3.3. При приемо-сдаточных испытаниях шпиль должен быть проверен на холостом ходу и на соответствие требованиям п.п. 1.1 - 1.3. 2.2. 2.3. 2.5. 2.6.4 только для шпилей с гидроприводом, 2.8 в части номинального режима, со стальными канатами, 2.9 и 2.12. При проверке на холостом ходу шпиль должен работать без каната 30 мин. в каждом направлении вращения, в том числе 2 мин с малой и наибольшей скоростями.

При применении редукторов, проверенных на предприятии-изготовителе, допускается проверять шпиль 2 мин. на каждой из скоростей в каждом направлении вращения.

Проверку на соответствие требованиям п. 2.9 проводят 5 мин. Допускается не проводить проверку, если автоматический тормоз находится на приводном двигателе и имеет документ об испытании.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4. Периодическим испытаниям подвергают один раз в три года один шпиль каждого типа и модели с каждым видом привода. К периодическим испытаниям предъявляют шпили, прошедшие приемо-сдаточные испытания.

3.5. При периодических испытаниях шпиль должен быть проверен на соответствие требованиям п.п. 2.6.1. 2.6.2 только для шпилей с электрическим приводом, 2.8 - испытательное усилие в режиме работы с наибольшей скоростью должно быть равно 0,1 номинального, 2.9. 2.10. 2.11.2 и 2.11.3.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.5 а. Типовым испытаниям шпили подвергают по требованию заказчика, в случае внесения изменений в конструкцию швартовного шпиля, с целью оценки эффективности и целесообразности внесенных изменений.

3.5 б. Проверку шпилей на соответствие требованиям п.п. 2.2 - 2.4. 2.11. 2.13. 2.14. разд. 4 (за исключением п. 4.9 ) в стендовых условиях не проводят. На соответствие указанным требованиям в необходимых случаях проверяют только техническую документацию шпилей.

3.5 в. Сертификационные испытания проводят в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях).

3.5 г. Программу и методику сертификационных испытаний разрабатывают испытательные центры (лаборатории) совместно с предприятием-заявителем изделия на сертификацию, а также привлекают, при необходимости, предприятие-разработчик стандарта. Нестандартизованные методики подлежат аттестации в установленном порядке.

3.5 д. Место проведения сертификационных испытаний и состав комиссии назначают Органы по сертификации.

3.6. Если при испытаниях будут обнаружены шпили, не соответствующие требованиям настоящего стандарта, то эти шпили должны быть возвращены для устранения дефектов, после чего их подвергают повторным испытаниям. Результаты повторных испытаний считают окончательными.

3.7. Результаты приемки оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 15.001 или норм технической документации заказчика.

4.1. Все движущиеся части шпилей, кроме турачек, должны быть надежно защищены от прикосновения человека и попадания одежды.

4.2. Конструкция шпиля должна обеспечивать удобство наложения каната на турачку и работы со сбегающим концом каната при его выбирании, без устройства специальных возвышений (банкетов) на палубе.

4.3. Конструкция шпиля должна обеспечивать удобство обслуживания и выполнения ремонтно-профилактических работ.

4.4. Общая высота головки шпиля от фундамента до наивысшей точки турачки не должна быть более 1350 мм. Наибольший диаметр турачки не должен быть более 1400 мм. Конструкция шпиля должна обеспечивать высоту нижней реборды турачки над палубой не менее 200 мм.

4.5. Все электрооборудование должно иметь устройства для заземления, а токоведущие части должны быть защищены от прикосновения человека.

4.6. В схеме электропривода должны быть следующие виды защиты:

- нулевая, исключающая самопроизвольный запуск электродвигателя при восстановлении напряжения после его исчезновения;

- максимальная - посредством реле максимального тока или электротепловых реле;

- цепей управления от тока короткого замыкания.

4.7. Гидроприводы шпилей должны удовлетворять требованиям безопасности, установленным ГОСТ 12.2.086 и ГОСТ 12.2.040.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.8. Требования к постам управления шпиля

4.8.1. Конструкция поста управления должна обеспечивать расположение маховиков и рукояток управления на высоте 800 - 1000 мм от палубы.

Остальные требования к маховикам и рукояткам - по ГОСТ 21752.

4.8.2. На посту управления (контроллере, командоконтроллере, манипуляторе) около маховика или рукоятки управления должна быть хорошо видна надпись, обозначающая направление вращения турачки.

4.8.3. На посту управления или около него должно быть установлено ручное устройство безопасности, обеспечивающее отключение привода шпиля.

4.9. Уровни звукового давления и вибрационной скорости, создаваемые шпилями, должны соответствовать нормам, указанным в технических условиях на конкретный механизм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Якорные и швартовые устройства - Дельные вещи и палубное оборудование

Шпиль якорно-швартовный с электрическим приводом предназначен для выполнения якорных и швартовных операций, возможна поставка с гидравлическим приводом: ? Калибр якорной цепи, мм: - I подробнее. категории прочности; - II категории прочности 14 16 Расчетная глубина якорной стоянки, м 65 Тяговое усилие в цепи на звездочке, кН (кг) - номинальное; - при малой скорости; 6,76 3,6 8,83 4,71 Тяговое усилие на турачке, кН, номинальное 8 Скорость выбирания якорной цепи, м\с. - номинальная; - малая; 0,167…0,217 0,083…0,117 Скорость выбирания швартовного каната, м\с, номинальная 0,18…0,25 Канат швартовный: - стальной, диаметром, мм - пеньковый, длина окружности, мм - полипропиленовый, длина окружности, мм 13,5 100 80 Масса шпиля в рабочем состоянии, кг 600 Электродвигатель МАП 121-4/8 - мощность, кВт 2,2/1,5 - напряжение, В 380 - частота, Гц 50 - род тока переменный

Электрические лебёдки могут поставляться с одно-, двух- или трёх-скоростными электродвигателями. Для якорно-швартовных лебёдок наиболее распространенным является двух-скоростные электродвигатели. Лебёдки снабжаются подробнее. пультом управления с пускателем и кнопкой пуска, которые должы находиться вблизи лебёдки или под палубой, если это необходимо.После приварки на пулубу и подключения к элекропитанию лебёдка готова к первому пуску. Электродвигатель полностью оборудовани для использования в морской среде. Стандарными характеристиками для данного типа электродвигателя TENV (полностью закрытый невентелируемый) являются следующие: - электропитание: 3х400 В/50 Гц или 3х440 в/60 Гц; - если с электро-магнитным дисковым тормозом, то электропитание 230 В; - если с противоконденсатным нагревателем; - класс защиты: IP 56; - морской стандарт исполнения и покрытия.

Электро-гидравлический привод может быть заказан как лучшее решение для верфи. Когда насосный агрегат отсутствует в заказе на поставку лебёдки, необходимый подробнее. блок питания может быть поставлен вместе с лебёдкой. Если каждая лебёдка имеет собственные электрические и гидравлические устройства, верфь имеет возможнсть сократить время установки трубопроводов между лебёдкой и насосным агрегатом до минимума. Кроме того, необходимое пространство на борту меньше, чем для обычного гидравлического привода лебёдки, по причинам, описанным ниже. Электро-гидравлические лебёдки DMT имеют компактную конструкцию и уменьшенные габаритные размеры, в сочетании с преимуществами электрических и гидравлических лебёдок в одном.Это достигается за счёт специальной конструкции, когда все гидравлические компоненты, в том числе отдельный гидравлический бак, устанавливаются внутри полностью закрытого корпуса редуктора. Только рычаг гидрораспределителя и электродвигатель находятся вне корпуса редуктора. Положение электродвигателя может меняться от края верхней или нижней части коробки передач, в случае необходимости может разместиться на палубе. По запросу может быть поставлен противоударный или взрывозащищённые электродвигатель. Привод якорно-швартовной лебёдки производится с помощью переменного гидравлическиго двигателя и насоса, что позволяет получить безступенчатое регулирование скорости и тяги звёздочки и якорного барабана. Электро-гидравлические якорно-швартовные лебёдки могут быть посталены с гидравлической системой управления самонатягивающейся системы, только для швартовных операций.

Электро-гидравлические приводы могут оказаться лучшим решением для верфи. Когда насосный агрегат отсутствует в заказе на поставку лебёдки, необходимый блок питания подробнее. может быть поставлен вместе с лебёдкой. Если каждая лебёдка имеет собственные электрические и гидравлические устройства, верфь имеет возможнсть сократить время установки трубопроводов между лебёдкой и насосным агрегатом до минимума. Кроме того, необходимое пространство на борту меньше, чем для обычного гидравлического привода лебёдки, по причинам, описанным ниже. Электро-гидравлические лебёдки DMT имеют компактную конструкцию и уменьшенные габаритные размеры, в сочетании с преимуществами электрических и гидравлических лебёдок в одном. Это достигается за счёт специальной конструкции, когда все гидравлические компоненты, в том числе отдельный гидравлический бак, устанавливаются внутри полностью закрытого корпуса редуктора. Только рычаг гидрораспределителя и электродвигатель находятся вне корпуса редуктора.Положение электродвигателя может меняться от края верхней или нижней части коробки передач, в случае необходимости может разместиться на палубе. По запросу может быть поставлен противоударный или взрывозащищённые электродвигатель. Привод якорно-швартовной лебёдки производится с помощью переменного гидравлическиго двигателя и насоса, что позволяет получить безступенчатое регулирование скорости и тяги звёздочки и якорного барабана. Электро-гидравлические якорно-швартовные лебёдки могут быть поставлены с гидравлической системой управления самонатягивающейся системы, только для швартовных операций.

Шпиль якорно-швартовочный - Брашпили, шпили

Шпиль якорно-швартовочный

19 калибр МАП 221-4/8 ОМ1,220В

Якорные устройства – одни из значимых элементов якорного устройства. Они удерживают якорную цепь, если судно стоит на якорной стоянке. Так же они предуготовлен для якорных и швартовных операций. Он имеет правое и левое исполнение.

К таким устройствам относятся машины с вертикальным цепным барабаном – шпили и с горизонтальным — брашпили. Они начинают действовать при помощи парового, электрогидравлического и электрического приводов. Больше всего распространены электрические якорные механизмы.

Якорно-швартовной шпиль

Этот механизм отличается от брашпили исключительно тем, что главный вал и один цепной барабан расположен вертикально, иначе говоря, он предназначен для отдачи и подъема лишь одного якоря. Выше цепного барабана, на главном валу находится большой швартовной барабан.

Если отсутствует якорный и кормовой механизмы на судне, многократно устанавливают швартовной шпиль. Что бы повысить надёжность и безопасность работы ,при низкой температуре воздуха, электродвигателя, электрический привод устанавливают под палубой, а шпиль как правило на кормовой, это даёт для производства швартовных операций лучшие условия. Тормоза сделаны для максимальной силы поднятия якоря так же он не ржавеют. Якорная цепь длинной от 11 до 55 метров

Так же существует автоматическая якорно-швартовная машина. Она отличается от обычных шпилей только одним, что может работать в автоматическом и ручном режимах. Что бы сократить время швартовных операций лебёдка должна работать в ручном режиме, тем самым о на имеет большую скорость выбирании троса чем стандартные шпили.
Срок пользования этим шпилём – 25 лет.

Так же у него есть несколько основных частей, это:

  • гидромотор;
  • тормоз ленточный ( установлен на шпилевой, под верхней палубе)
  • гидрокомпенсатор;
  • цепной барабан, турачка (они находятся на верхней палубе);
  • якорная цепь;
  • главный вал;
  • муфта (находится как и на верхней и на шпилевой, это даёт возможность управлять ею с той и с той палубы);
  • ленточный спор;
  • швартовной барабан.

Якорно-швартовые механизмы - Привет Студент!

ПРИВЕТ СТУДЕНТ! рефераты, курсовые, дипломные работы, презентации Полная версия сайта

Для надежной стоянки на якоре, у причалов и других плавучих и береговых сооружений суда оборудуют якорными и швартовными механизмами. Обычно операции по подтягиванию швартовного каната, отдаче якоря, отрыву от грунта, подъему и уборке якоря в клюз выполняют на судах одним механизмом, снабженным звездочкой для якорной цепи и швартовным барабаном для швартовов (стальных, пеньковых, капроновых и других канатов).

Якорно-швартовные механизмы, выполняющие такие операции, подразделяют на шпили и брашпили. Первые имеют вертикальную ось вращения тяговых органов, вторые — горизонтальную. У шпиля — одна звездочка и один швартовный барабан (если шпиль звездочки не имеет, его называют швартовным). У брашпиля обычно две звездочки и два швартовных барабана. Шпили и брашпили, входящие в состав якорных и швартовных устройств, подразделяют на малые (с цепями калибров до 28 мм и тяговым усилием до 15 кН), средние (с цепями калибров 29—46 мм и тяговым усилием 16—50 кН) и крупные (с цепями калибров более 46 мм и тяговым усилием более 50 кН).

По роду используемой энергии якорно-швартовные механизмы могут быть ручными, электрическими и гидравлическими. Ручные шпили и брашпили применяют в основном на несамоходных судах с якорями массой до 400 кг и калибром якорных цепей до 19 мм. Наиболее распространенным приводом якорно-швартовных механизмов является электрический, небольшая часть судов эксплуатируется с паровыми шпилями и брашпилями, в последнее время внедряется и гидравлический привод.

На вал электродвигателей якорношвартовных механизмов устанавливают тормоз, предназначенный для удерживания тяговых органов от вращения под нагрузкой, превышающей на 50% номинальную. Мощность шпилей (брашпилей) по правилам Речного Регистра РСФСР должна быть достаточной для подтягивания судна к якорю, отрыва и подъема якоря со скоростью не менее 0,12 м/с при номинальном тяговом усилии на звездочке. Шпили должны выбирать канаты при номинальном тяговом усилии с установленной скоростью (не более 0,3 м/с) и при необходимости создавать двухкратное усилие на швартовном барабане в течение 15 с.

Устройство шпилей

Большинство судов имеют два становых якоря в носовой части и стоп-анкер (меньший по массе якорь) в кормовой части. Поэтому в носовой части судна устанавливают, как правило, брашпиль с двумя звездочками и швартовными барабанами, а в кормовой части — якорно-швартовный шпиль. Исключение составляют суда катамаранного типа, у которых в носовой части каждого корпуса смонтированы шпили. На буксирах-толкачах для выполнения якорно-швартовных операций иногда используют буксирные лебедки. На судах небольшой мощности устанавливают, как правило, один носовой якорношвартовный шпиль.

Механизм шпиля обычно имеет две части: верхнюю, состоящую из швартовного барабана 1 (рис. 132, а) со звездочкой, и нижнюю, включающую электродвигатель 3 и редуктор 2. По расположению привода шпили могут быть двухпалубные (рис. 132,а) и однопалубные (рис. 132,6, в). У двухпалубных шпилей электродвигатель с редуктором смонтированы на нижней палубе, а швартовный барабан — на верхней. Электрические однопалубные шпили могут иметь надпалубное

(см. рис. 132,6) или подпалубное (см. рис. 132,в) расположение электродвигателя. При подпалубном расположении электродвигателя 2 обслуживают привод через вырез в палубе или люки фундамента шпиля, снабженные водонепроницаемыми крышками.



Рис. 132. Схемы расположения шпилей

На современных судах чаще всего устанавливают однопалубные шпили с надпалубным расположением электродвигателя 2 и редуктора 3.

В настоящее время в качестве ручных широкое применение получили судовые шпили с рукояточным приводом семи типоразмеров ШР1 — ШР7 с номинальными тяговыми усилиями на турачке (барабане) до 7 кН и на звездочке до 6,5 кН: ШР1 и ШР2 — швартовные с барабаном без звездочки; ШРЗ — ШР5 — якорно-швартовные с барабаном и звездочкой, отлитым за одно целое; ШР6 — ШР7 — якорношвартовные, оборудованные колодочным тормозом и раздельно отлитыми барабаном и якорной звездочкой.

Швартовный барабан 7 (рис. 133), отлитый заодно со звездочкой 9, у ручных шпилей вращается на втулках 5 и 8 вокруг оси-баллера 6, жестко закрепленного в фундаментной раме 11. В головке (верхней части) шпиля на двух опорах смонтирован горизонтальный вал 1, проходящий через отверстие в баллере. На концах горизонтального вала закреплены конические шестерни 2 и съемная рукоятка 4. Вращение горизонтального вала передается ведомой шестерне 5, соединенной с верхней торцовой поверхностью швартовного барабана 7. К нижней части звездочки на пальцах шарнирно прикреплены собачки 10, перемещающиеся при вращении барабана по соответствующим храповым выступам, сделанным в фундаментной раме 11. Как только вращение рукоятки прекращается, собачки упираются в выступы на раме и стопорят барабан от обратного вращения.

Рис. 133. Ручной якорно-швартовный шпиль ШР4

При изменении направления вращения рукояток собачки перебрасываются в другую сторону.

Электрические якорно-швартовные шпили изготавливают с запасным ручным приводом, если они предназначены для работы с якорными цепями калибром до 28 мм (в морских условиях) и до 34 мм (в речных условиях). В последнее время в связи с возрастанием мощности энергетических установок судов устанавливают якорношвартовные шпили, как правило, без запасного привода.

Схема одного из таких электрических шпилей показана на рис. 134. Турачка (швартовный барабан) 5 и якорная звездочка 2 шпиля посажены свободно на неподвижную втулку 9, внутри которой от электродвигателя через редуктор 11 (червячную, червячно-цилиндрическую или червячно-планетарную передачу) может вращаться пустотелый вал (баллер) 4. Соединены они кулачковой муфтой 3 с помощью маховика 7, при вращении винта 6 которого можно поднимать и опускать турачку. Якорная звездочка имеет шкив 10 для ленточного тормоза.

Рис. 134. Электрический шпиль

Скоба 1 выполняет роль отбойника якорной цепи.

При включении электродвигателя через редуктор 11 получает вращение пустотелый баллер 4, соединенный зубчатой муфтой 8 с турачкой 5. Для выполнения швартовных операций вращением маховика 7 поднимают турачку и выводят ее из сцепления с кулачковой муфтой 3 звездочки 2. Последняя при этом стопорится от вращения ленточным тормозом. Якорные операции производят при работающем электродвигателе и выключенном тормозе, когда турачка опущена с помощью маховика 7 вниз до сцепления с кулачковой муфтой 3.

Устройство брашпилей

За последние годы конструкции брашпилей претерпели значительные изменения. В связи с увеличением мощности энергетических установок судов электрические брашпили изготовляют, как правило, без запасного ручного привода. Брашпиль, схема которого показана на рис. 135,а, состоит из следующих элементов: кулачкового контроллера для пуска и остановки электродвигателя; редуктора, передающего вращение якорным звездочкам и турачкам; рычагов и маховиков управления соответствующими муфтами и ленточными тормозными устройствами.

Рис. 135. Электрический брашпиль

При включении электропривода брашпиля через редуктор (рис. 135,6), состоящий из червячной 17, 16 и цилиндрической 18, 11 силовых передач, получает вращение грузовой вал 7. На его концах жестко закреплены швартовные турачки 6 и 15. Цепные звездочки 9 и 13, отлитые заодно со шкивами ленточных тормозов 8 и 14, посажены на валу свободно. Ступицы звездочек имеют кулачки, входящие в зацепление с муфтами 10 и 12, посаженными на шлицы грузового вала.

Швартовные операции производят при застопоренных тормозах и выключенных муфтах. Якоря поднимаются при включенной муфте 10 или 12 и выключенном ленточном тормозе на шкиве соответствующей звездочки. Одновременно разрешается поднимать два якоря только после поочередного отрыва их от грунта. В клюз 3 якоря втягиваются отдельно. Для отдачи якоря выключают ленточные тормоза и муфты. Звездочки под действием масс якоря и цепи при этом свободно вращаются на грузовом валу. Скорость якорной цепи регулируют ослаблением или натяжением тормозной ленты. Якорная цепь, сходящая со звездочки, хранится под палубой в цепном ящике 4, к которому она прикреплена жвака-галсом 5. Между брашпилем 1 и якорным клюзом 3, в котором подвешивают якорь, установлен стопор 2, предназначенный для крепления якорной цепи при выполнении швартовных операций, ремонтных работ и т. д.

Средства автоматизации якорных устройств. В соответствии с требованиями Речного Регистра РСФСР грузовые суда (длиной более 60 м) и толкачи оборудуют устройствами для отдачи якорей с поста управления судном, для подъема якорей — с местного поста. На речных судах широкое применение получили электромеханические и электрогидравлические средства дистанционного управления якорными механизмами. Электромеханические ДУ имеют два электродвигателя, один из которых предназначен для стопора якорной цепи, другой — для ленточного тормоза звездочки. Электрическая схема ДУ включается в работу переключателем режимов при установке его в положение «Торможение и дистанционная отдача». При нажатии кнопки управления пускается электродвигатель ленточного тормоза— лента начинает растормаживаться. Одновременно вступает в действие и электродвигатель отдачи стопора. К моменту отдачи стопора якорной цепи завершается и растормаживание ленты. Якорная цепь освобождается и происходит отдача якоря. При отпускании кнопки управления электродвигатель ленточного тормоза включается для затягивания ленты и отдача якоря прекращается. По мере натяжения ленты возрастает сопротивление на грузовом валу брашпиля, срабатывает муфта предельного момента, подача питания в схему прекращается и электродвигатель ленточного тормоза останавливается.

Рис. 136. Схема дистанционного управлений брашпилем

Рис. 137. Указатель длины вытравленной цепи

С помощью электрогидравлического ДУ, например брашпиля БЗР, осуществляется дистанционная отдача со свободным травлением и последующей остановкой травления якорной цепи на любом участке, местный контроль длины обеих якорных цепей, вытравленных за борт, и дистанционный контроль длины правой якорной цепи.

Схема ДУ брашпилем показана на рис. 136. При нажатии кнопки «Пуск» на пульте дистанционной отдачи якоря пускается электроприводной лопастной насос 14, и масло давлением 3,5 МПа через обратный клапан 9 поступает в верхнюю полость гидроцилиндра 5. Золотник 11, смещаясь вниз, перекрывает сливной канал, сообщающий нагнетательную магистраль 8 с масляным баком 12. Давление в верхней полости гидроцилиндра возрастает, поршень преодолевает сопротивление пружины 6 и перемещает толкатель 7. Рычаг 10 поворачивается по часовой стрелке и через тягу 2 растормаживает ленточный тормоз 1. Травление якорной цепи происходит до тех пор, пока нажата кнопка «Пуск». При этом избыток масла из нагнетательной магистрали сбрасывается в масляный бак через перепускной клапан 13. С отпусканием кнопки «Пуск» насос останавливается и давление в магистрали 8 падает. Золотник 11, смещаясь вверх, открывает сливной канал, сообщающий верхнюю полость гидроцилиндра 5 с масляным баком 12. Толкатель 7 под действием пружины поворачивает рычаг 10 против часовой стрелки и затягивает ленточный тормоз 1. Отдача якоря прекращается. Отдать ленточный тормоз 1 можно вручную вращением маховика 3 с винтом 4.

Момент отжатия кнопки «Пуск» контролируют визуально по механическому указателю длины вытравленной цепи, смонтированному на пульте дистанционной отдачи якоря. Механические указатели, выполненные в виде отдельных узлов, устанавливают в крышке редуктора брашпиля. При отдаче якоря цепь вращает звездочку 5, (рис. 137). Последняя через прямозубые и червячную передачи 2, 1 и 4 поворачивает на соответствующий угол лимб (диск) 3 относительно неподвижной стрелки. На лимбе закреплена шкала, градуированная в метрах соответственно передаточному отношению и расчетному диаметру звездочки. С заходом якоря в клюз звездочка, вращаясь в обратную сторону, устанавливает лимб со шкалой в нулевое положение. Указатель правой звездочки дополнительно оборудован электрическим преобразователем для дистанционного дублирования показаний указателя длины.

Автоматические швартовные лебедки

Рис, 138. Автоматическая швартовная лебедка

В последнее время некоторые суда оборудуют автоматическими швартовными лебедками. Швартовку судов с помощью таких лебедок производят в режиме ручного управления, а на стоянке они удерживают суда на швартовах с постоянным натяжением каната. При снижении усилия (ослаблении каната) лебедка автоматически выбирает канат (наматывает его на барабан), а с увеличением натяжения швартовов сверх заданного усилия — травит канат (поворачивает барабан для удлинения швартова). Автоматические швартовные лебедки изготовляют с электрическими или гидравлическими приводами. Устанавливают лебедки на палубе в удобном для производства швартовных операций месте. Пост управления может быть расположен и на некотором расстоянии от лебедок.

Автоматическую швартовную лебедку с электрическим приводом (рис. 138) обычно оборудуют двухскоростным редуктором, который при пуске электродвигателя приводит во вращение шестерню 1 (рис. 138,а) и пустотелый вал 6 с шестерней 7 и шестерней планетарной передачи. Последняя, вращаясь в неподвижном корпусе 4, через шестерни-сателлиты 3 и корончатую шестерню 8 вращает грузовой вал 5. На грузовом валу лебедки смонтированы швартовные барабаны 2 и 10, причем первый жестко скреплен с грузовым валом, а второй соединен с ним с помощью кулачковой муфты 9. При включении муфты 9 электродвигатель через редуктор, шестерню 7 и корончатую шестерню 8 передает вращающий момент на барабан 10 лебедки. Усилие на швартовном канате через шестерни 8 и 3 воспринимается корпусом 4 планетарной передачи, который удерживается от проворачивания пружиной 11 (см. рис. 138,6) переключателя режимов.

Каждому усилию Р на швартовном канате лебедки соответствует определенное положение поршня 13 в цилиндре 12, т. е. натяжение пружины 11. При ослаблении или натяжении швартовного каната равновесие нарушается. Например, с уменьшением усилия Р (ослаблением каната) пружина 11, воздействуя на поршень 13, поворачивает рычаг 14, связанный с командоконтроллером, вправо и электродвигатель включается в режим выбирания каната. При увеличении натяжения каната (возрастанием усилия Р) пружина 11 сжимается, рычаг 14 поворачивается влево и электродвигатель включается в режим травления каната. Когда усилие в швартовном канате и натяжение пружины переключателя режимов работы лебедки достигнут заданного значения, рычаг 14 разомкнет цепь управления электродвигателя. Вращающий момент на швартовном барабане в этом случае будет уравновешен моментом сопротивления на корпусе планетарной передачи лрбедки.

Гидравлические швартовные лебедки компонуют с приводным аксиально или радиально-поршневым насосом и реверсивным гидродвигателем. Смонтированный на валу лебедки гидродвигатель по конструкции аналогичен насосу. Разница заключается в том, что при вращении вала насоса в разные стороны в трубопроводах системы изменяется направление движения жидкости, а гидродвигатель, наоборот, с изменением направления жидкости в магистрали изменяет направление вращения барабана лебедки. Автоматический переключатель режимов в гидравлических лебедках управляет перепускным клапаном. С увеличением натяжения каната клапан перепускает все масло во всасывающий трубопровод и гидродвигатель работает в режиме насоса. При ослаблении натяжения каната, наоборот, перепускной клапан закрывается, давление в нагнетательной полости гидродвигателя возрастает и швартовный барабан поворачивается в направлении подтягивания каната.

Правила обслуживания

В соответствии с Правилами технической эксплуатации якорно-швартовные механизмы должны: «страгиваться» из любого положения; обеспечивать плавное торможение якорных звездочек; не допускать самопроизвольной отдачи якоря и травление швартовов; развивать в течение 15 с усилие в якорной цепи (швартовном канате) на 50% больше номинального.

Эксплуатация якорно-швартовных механизмов имеет такие особенности: кратковременность и периодичность действия, применение цепей и канатов. Поэтому от судового экипажа требуется строгое соблюдение последовательности выполнения всех производственных операций и правил безопасности при пуске якорно-швартов

ных механизмов, их обслуживании во время действия и остановки, а также при различных ремонтных работах.

При подготовке механизмов к пуску необходимо: выполнить их наружный осмотр; убедиться в отсутствии посторонних предметов на движущихся частях и в надежности крепления сопряженных деталей; установить наличие масла в баке насосного агрегата дистанционного привода отдачи якоря, в корпусе редуктора, подшипниках и других трущихся деталях; проверить опробованием исправность действия приводов ленточных тормозов и кулачковых муфт.

Все якорно-швартовные операции выполняют только по команде вахтенного начальника и под его руководством.

Запрещается эксплуатация механизмов при уменьшении диаметра отдельных звеньев цепи на 20% (на судах класса «М — СП» — на 10%). Число разорванных проволок у стальных швартовных канатов не должно превышать 20% общего их количества на длине, равной шести диаметрам.

Перед выполнением якорно-швартовных операций следует опробовать механизмы вхолостую и, только установив их исправность, приступать к работе. Маховик контроллера переставляют в положение «Пуск» только после переключения соответствующих органов управления (муфт, тормозов, палубных стопоров) в рабочее положение.

Во время работы механизмов следует периодически проверять температуру подшипников редуктора и корпуса электродвигателя, следить за наличием смазочного масла на трущихся поверхностях деталей, принимать все меры к тому, чтобы при движении деталей якорно-швартовных механизмов не наблюдалось стука и ненормального шума.

При выполнении якорно-швартовных операций запрещается: разъединять муфты включения звездочек, когда вращение баллера или грузового вала еще не прекратилось; дотрагиваться руками до расторможенной якорной цепи или поправлять якорь при втягивании его в клюз; открывать крышки контроллера, находящегося под напряжением; прикасаться к движущимся частям и стоять на линии движения якорной цепи или швартовного каната.

Для обеспечения исправного технического состояния механизмов, периодически (один-два раза в навигацию) производят их плановые ТО, во время которых проверяют крепление редуктора, электродвигателя, стоек и других деталей к фундаменту, вскрывают крышки смотровых окон редукторов и определяют состояние червячной и цилиндрической зубчатой пары, очищают трущиеся поверхности от загрязнения, песка и металлических опилок, устраняют все обнаруженные неисправности.

При плановых технических осмотрах разрешается разбирать механизмы только в объеме, необходимом для выполнения операций ТО.

Используемая литература: "Судовые энергетические установки" В.А. Сизых

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Пароль на архив: privetstudent.com