Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения амо img-1

инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения амо

Категория: Инструкции

Описание

Методическая разработка на тему: Активные методы обучения

Методическая разработка на тему:
Активные методы обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения.

ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».

Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ.

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий.

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода.

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.

Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме.

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы.

Применение технологии активных методов обучения в урочной деятельности при обучении английскому языку

Процесс обучения проходит более эффективно, если обучающийся проявляет познавательную активность. С этой задачей справляются активные методы обучения. Использование технологии активных методов об.

Другие статьи

Использование активных методов обучения на уроках химии

АМО«Счастливая улыбка химика»
Цель: повысить уровень энергичности в группе, прийти в бодрое и веселое настроение. Помогает повысить эмоциональное и духовное состояние. Помогает вспомнить известных химиков, а также их вклад в предмет химии
Предварительная подготовка: Снимается видеоролик с учащимися школы.
Проведение:
1.Заранее снимается видеоролик с участием учащихся школы;
2. в видеоролике учащиеся должны показать мимику и движения известного химика или его достижения.
3. учащиеся в классе должны повторить эти движения и отгадать какой химик зашифрован в этом видеоролике.
АМО «Копилка органика»
Цель: закрепить полученные знания учащихся в качественном анализе.
Проведение:
1.каждому учащемуся выдается штатив с пробирками, набор реактивов: уксусная кислота, индикаторы( фенолфталеин, лакмус и метиловый оранжевый), гранулы цинка, медная проволока, гидроксид натрия, оксид кальция, карбонат кальция.
2. каждому учащемуся предлагается обсудить основные химические свойства карбоновых кислот на примере использования раствора уксусной кислоты.
3. после обсуждения и определения основных свойств карбоновых кислот учащиеся знакомятся с инструкциями лежащими на столе и с правилами техники безопасности с приведенными реактивами.
4. далее учащиеся экспериментально проводят эксперимент и составляют отчет по проделанной работе.
Под Новый год можно использовать новогодние АМО:
АМО «Химическая гирлянда»
Цель метода. поддержание высокой познавательной активности учащихся; способствовать развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений.
Необходимые материалы: можно подготовить презентацию со сменой слайдов с изображением флажков или приготовить флажки разного цвета, на каждом флажке написать химические соединения; нитка
Проведение:
На столах лежат флажки. Необходимо собрать химическую гирлянду таким образом, чтобы получилась цепочка превращений из одного соединения в другое.
Правильный ответ:
N2 - NO - NO2 - HNO3 - N2 - NH3 - NH4 NO3 -NH3

Несколько замечаний при использований АМО:
Замечание 1. В использовании активных методов необходима системность, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Только тогда использование активных методов обучения будет влиять на успешность обучения школьников. Не зря древняя китайская мудрость гласит:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Замечание 2. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Ни для кого не секрет, что если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.
Замечание 3. Активные методы обучения следует применять также для

  • активизации познавательной активности учащихся;
  • развития способности к самостоятельному обучению;
  • выработки навыков работы в коллективе;
  • корректировки самооценки учащихся;
  • формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Эти общеучебные цели не случайно вынесены раньше конкретных дидактических целей. Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).
Замечание 4. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

  • эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
  • развитие навыков активного слушания;
  • отработка изучаемого материала;
  • развитие навыков принятия решения;
  • эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Замечание 5. Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля.
Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.

1.Курсы повышения квалификации «Активные методы обучения» http://moi-universitet.ru/ru/freedk/8547.html
2. http://netnado.ru/ispolezovanie-aktivnih-metodov-obucheniya-na-urokah-matematiki/page-1.html
3. http://freeref.ru/wievjob.php?id=696713

Комментарии

#1 Очень интересные методы вы используете на своих уроках, разнообразие и использование ваших методов безусловно способствуют активизации интереса к предмету

#2 Методы действительно очень интересные! Постараюсь их воплотить на своих уроках!

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Описание авторского активного метода обучения - Математика - Предметы точных дисциплин - Каталог файлов - Факультет интерактивного обучения Моего унив

Подробный конспект урока
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5)
Этап урока
Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме.

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация
3 мин

Метод эффективного включения обучающихся в работу Заимствованный - Цель: формирование познавательной потребности в новом неизвестном отношении и способе действия.

- Предварительная подготовка: нет

- Технология проведения:
1. Педагог-модератор приветствует обучающихся.
2. Педагог-модератор обращает внимание на необычность сегодняшнего урока.

- Примечание:
Обучающиеся садятся в группы постоянного состава

- Варианты проведения метода: Педагог-модератор задает обучающимся вопрос: «Что необычно для вас на сегодняшнем уроке?»

Обучающиеся отмечают, сегодня на уроке они видят двух учителей- учителя математики и физики, на столах находится оборудование.

Педагог-модератор подтверждает, что сегодня действительно необычный урок, т. к. в ходе урока мы познакомимся с одним математическим правилом, которое поможет нам при выполнения одного физического исследования
Посмотрите на доску и скажите, что мы будем изучать сегодня на уроке.

Обучающиеся знакомятся с темоу урока.
Регулятивные:

Умение планировать сотрудничество с одноклассниками, умение слушать.
1.Информационная:

Умение ставить цель.

Умение взаимодействовать с педагогом.

владение «техникой» общения.
Вхождение или погружение в тему
5 мин


«Включение» мышления
Заимствованный
- Цель:
активизация мыслительной деятельности обучающихся, побуждение обучающихся к поиску необходимого знания

- Необходимые материалы:
карточки с текстами задач.

- Предварительная подготовка: нет

- Технология проведения:
Педагог - модератор приглашает представителей групп для получения карточки с текстом задачи.
Педагог - модератор предлагает двум обучающимся решить задачу 1 и задачу 2 на доске.

Примечание:
познавательная задача готовит почву для создания проблемной ситуации.

- Варианты проведения метода:
условия задач могут самыми разнообразными, но главное, чтобы в ответе одной задачи остаток был больше половины делителя, а в ответе другой задачи остаток был меньше половины делителя.

Педагог – модератор предлагает группам решить задачу:

Две группы решают задачу 1. Глубина озера Байкал составляет 1642 м, а глубина Ладожского озера составляет 230 м. Во сколько раз глубина озера Байкал больше глубины Ладожского озера.
Две другие группы решают задачу 2. Глубина озера Байкал составляет 1642 м, а глубина Онежского озера составляет 127 м. Во сколько раз глубина озера Байкал больше глубины Онежского озера.

Педагог-модератор предлагает объяснить ход решения задач обучающимся, стоящим у доски.

Педагог-модератор просит обратить внимание на особенность, объединяющую эти две задачи.
Познавательные:

умение самостоятельно создавать способы решения.

умение планировать выступление перед одноклассниками.

волевая саморегуляция, умение принимать и сохранять учебную задачу
Информационная:

дети обмениваются информацией о способах решения предложенных задач

пополнение запаса знаний о родном крае.

взаимодействие с педагогом, обучающимися, входящими в состав группы.

владение «техникой» общения (правилами вежливости и нормами поведения).
Формирование ожиданий обучающихся
10 мин
«Метод микрооткрытий»

Заимствованный
-Цель:
формирование нового знания как совокупности маленьких открытий, сделанных самим учеником

-Необходимые материалы: нет

-Предварительная подготовка: нет

Педагог-модератор создает проблемную ситуацию для получения правила приближенного деления.

-Примечание: микропроблема формулируется в виде вопроса, на который предлагается ответить. Легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности. Легкие вопросы содержат наводящей
информации больше, чем вопросы средней трудности.
- Варианты проведения метода:
Педагог – модератор заслушивает ответы обучающихся, в которых они отмечают, что во всех примерах деление невозможно выполнить нацело, т. е. без остатка.

Педагог - модератор просит обратить внимание обучающихся, сидящих в группах на остатки, задав вопрос: «В чем различие между остатком и делителем в задаче 1 и задаче 2?»

Обучающихся отмечают, что в одной задаче остаток больше половины делителя, а в другой задаче остаток меньше половины делителя.

Педагог - модератор предлагает попробовать сформулировать правило приближенного деления.

Обучающиеся вместе с педагогом формулируют правило:

если остаток больше половины делителя, то к неполному частному прибавляем единицу.
Если остаток меньше половины делителя, то неполное частное оставляем без изменения.

умение соотносить тот материал, который уже известен и усвоен с тем, что еще неизвестно, умение применять волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии.

Умение строить речевое высказывание в устной форме

Умение активно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми.
Умение обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Способность участвовать в обсуждении и дискуссии, умение
высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.

усвоение обучающимися образцов поведения, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция
4 мин
«Поиск путей применения»
Заимствованный
-Цель:
поиск практического применения нового знания.

-Необходимые материалы: нет

-Предварительная подготовка: нет

-Технология проведения:
Педагог - модератор задает вопрос: «Где в жизни можно столкнуться с такой же проблемой?»

- Примечание: этот метод ставит обучающихся в ситуацию выбора и заставляет задуматься.

- Варианты проведения метода:
В ходе диалога обучающиеся приводят примеры ситуаций, в которых можно применять полученное правило.
Педагог – модератор путем наводящих вопросов подводит обучающихся к выводу, что очень часто с такой проблемой сталкиваются в ходе экспериментов, когда нужно выполнять замеры с помощью различных измерительных приборов.

Педагог – модератор просит обучающихся озвучить тему сегодняшнего урока и сказать, какая цель перед ними стоит.
Коммуникативные:

обучающиеся активно взаимодействуют друг с другом, вступают в диалог, строят сотрудничество с педагогом.
Обучающиеся выражают вслух свои мысли.

умение строить речевое высказывание в устной форме

Умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Коммуникативная:
дети определили цель коммуникации, затем определили ее вид – вербальное общение.
Учебно- познавательная:

Формирование интеллектуально-логических способностей.

Социальная:
владение «техникой» общения
Проработка содержания темы


Лабораторная работа
Заимствованный
-Цель:
актуализация знаний

-Необходимые материалы:
набор по механике « L микро»,; бланк для занесения результатов измерений.

-Технология проведения:
Педагог - модератор координирует и направляет работу в группах.

Примечание:
лабораторная работа наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед.

- Варианты проведения метода:


Обучающиеся в группах выполняют задания, согласно инструкции и заносят показания в бланк. (Форма бланка в Приложении 1)

По мере выполнения работы представитель от группы вносит результаты измерений в компьютер.
Регулятивные:

во время вербального общения дети вступали в диалог, направленный на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

формирование навыков поведения в обществе.

Умение выделять и формулировать познавательную цель.
Умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию.
Умение осваивать правила планирования, контроля способа решения.
Умение осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.

взаимодействуя друг с другом, дети устанавливают и поддерживают необходимые контакты, внимательно слушают педагога-модератора.

происходит интеграция знаний и опыта.

владение навыками работы с различными источниками информации, проведения наблюдения; измерения, вычисления, использования лабораторного оборудования; организационно-оценочные умения (ставить цель, организовывать планирование, анализ, выступать устно о ее результатах.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 5 мин «Оценка достижения цели»
Заимствованный

-Цель:
ревизия полученных знаний

-Необходимые материалы: экран, компьютер, проектор.

-Предварительная подготовка:
Установлена программа EXCEL

-Технология проведения:
Педагог - модератор предлагает каждой группе сделать соответствующий вывод на основе результатов лабораторной работы

-Примечание:
Этот метод помогает осуществлять полноценный анализ и оценку

-Варианты проведения метода:
Педагог- модератор предлагает обучающимся сделать вывод о том, как зависит сила упругости от удлинения.

Обучающиеся формулируют вывод.

По завершении обсуждения педагог - модератор обращает внимание на экран, где спроецированы диаграммы.
Т. к. пружины у каждой группы разные, то на экране обучающиеся видят, что при одном и том же значении силы упругости удлинения различны.
Педагог – модератор задает вопрос: «Почему?»

Обучающиеся отмечают, что в наборах даны разные пружины, а значит они обладают разными свойствами.
Регулятивные:

Умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение строить диалог.

Умение осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

владение оценочными умениями (ставить цель, организовывать планирование, анализ, выступать устно о ее результатах).

Способность участвовать в обсуждении и дискуссии, умение
высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.

владение «техникой» общения
Подведение итогов
3 мин


Рефлексия достижения результатов
Заимствованный
-Цель:
оценить собственный вклад в работу группы, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока, создать положительную эмоциональную атмосферу.

-Технология проведения:
Педагог - модератор совместно с обучающимися устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

-Варианты проведения метода:
Педагог-модератор обращает внимание обучающихся на тему урока и спрашивает, где в ходе выполнения лабораторной работы обучающиеся практически применили правила деления с остатком?

Обучающиеся отмечают, что они применили правила деления с остатком, выясняя во сколь раз одно удлинение больше другого.

Далее педагог - модератор предлагает руководителям групп оценить работу каждого участника.
Регулятивные:
дети сравнили способы действия и его результат с заданным эталоном во время подведения итогов, внесли необходимые дополнения и коррективы, оценили и выделили то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: Смыслообразование, т. е. ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
Формирование мотивации к учению.

Коммуникативные:
дети слушают друг друга и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, выражают свои мысли в соответствии с задачами.
Коммуникативная:

умеют задавать вопросы и формулируют ответы, комментируют высказывания друг друга и дают им критическую оценку, выражают собеседнику эмпатию.

дети приобрели способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Домашнее задание
(если имеется)

Методическая разработка по теме: Активные методы обучения

Методическая разработка по теме:
Активные методы обучения

Как Вам известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС начального общего образования утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Остальные только на стадии разработки (планируется введение с с 2015 г в основной школе, с 2020 – на ступени среднего (полного) основного образования). В публикациях часто фигурирует как стандарт второго поколения.

Зачем нужен стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

ФГОС и государство

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Задача современной школы согласно требованиям ФГОС – развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Таким образом, новые требования ФГОС определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Согласно требованиям ФГОС у учителя должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

  • Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
  • Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
  • Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
  • Управленческая компетенция. владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности. умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .
  • Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
  • Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
  • Общекультурная компетенция:
  • знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
  • умение рефлектировать личностную систему;
  • толерантность к разным этнокультурам.
  • Компетенция личностного самосовершенствовании:
  • потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
  • способность к саморазвитию.
  • Познавательно-творческая компетенция:
  • умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
  • развитость творческих способностей;
  • способность самостоятельно приобретать новые знания.
  • Ценностно-смысловая ориентация личности:
  • осознание своей роли и предназначения
  • потребность и способность самореализации
  • увлеченное построение жизни и профессиональной
  • деятельности
  • Коммуникативная компетенция:
  • владение технологиями устного и письменного общения,
  • включая общение через Интернет
  • Информационная компетенция:
  • · умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
  • нормативно-правовое обеспечение педагогической
  • деятельности;
  • владение информационными технологиями
  • Социально-трудовая компетенция:
  • способность взять на себя ответственность;
  • проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
  • подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.
  • Профессиональная компетенция педагога:
  • активная жизненная позиция
  • профессиональные знания и умения
  • профессиональные личностные качества
  • творческие умения.

Таким образом, современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

АМО и технология

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. К активным методам обучения относятся:

  • Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг). Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.
  • Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
  • «Круглый стол» — одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
  • Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
  • Дебаты – метод, нацеленный на получение определённого результата и формирование собственной позиции.
  • Дискуссия - метод, активизирующий процесс обучения при изучении сложной темы, теоретической проблемы.

Таким образом, технология АМО насыщена коммуникативными действиями: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Цель применения активных методов - достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Применение АМО кардинально меняет устоявшееся положение тем, что у чащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу.

Обучение в системе АМО - результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в совместной работе возникает эффект группового взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки.

В группе участников АМО результат определяется действиями всех членов, что также противостоит классической системе обучения, где групповому способу преподнесения знаний противостоит индивидуальный способ контроля и оценки их усвоения (учат всех вместе, спрашивают каждого в отдельности, оценки одного не влияют на оценки других). Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде.

Технология АМО нацелена на:

  • формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции;
  • формирование информационной компетентности обучаемых;
  • воспитательный процесс: работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества;
  • развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.;
  • повышение мотивации обучающихся: самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • обучение рефлексии – осмыслению новых знаний, умений, качеств и ценностей, критическому анализу информации, генерации ответов на вызовы окружения, а также самооценку себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировку своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы;

Таким образом, технология АМО позволяет организовать самостоятельное добывание знаний учащимися на уроке, что и соответствует деятельностному подходу, что позволяет ученику перейти из роли объекта в роль субъекта.

«В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя».

При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействи я с учебным материалом. В идеале преподаватель становится руководителем самостоятельной работы детей. реализуя принципы педагогики сотрудничества. Педагог - уже не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения.

Технология АМО помогает учителю формировать систему учебных действий: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создающих условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; способствующих успешному усвоению знаний, умений и навыков, формированию картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Технология АМО позволяет организовать диалог в широком его толковании, направленный на совместный поиск истины. При этом, конечно, будет иметь место и отстаивание своей

позиции, убеждение в своей правоте с целью повлиять на изменение взглядов, мнений, решений оппонента. Педагогу важно показать, что диалог, являясь одной из форм речевой деятельности и представляющий собой сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов, обеспечивающее ее структурные компоненты и позволяющее реализовать воздействующую функцию речи, должен быть процессом совместной выработки единого, скорее всего нового, для участников акта общения значения всех производимых и воспринимаемых действий и их мотивов.

Обязанность учителя - организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Технология АМО предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:

• педагогическую любовь к детям;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам.

• право ребенка на свободный выбор;

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Технология АМО требует от учителя организации учения и воспитания без принуждения:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

  1. Две планеты, нарисованные на листе ватмана: 1 планета «ФГОС» и 2 - «АМО» ,
  2. Цветные маркеры;
  3. Раздаточный материал Приложение 1 «ФГОС» и Приложение 2 «АМО».
  4. Подготовленная презентация ppt.;
  5. Аппаратура: мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска (для варианта проведения);
  6. Картинки - жребии - планеты ФГОС и АМО для деления участников на две группы;
  7. Столы и стулья в аудитории;
  8. Лист ватмана для каждой команды, на каждом из которых изображены планета ФГОС, которая поделена на три сектора: на одном написано «государство», на втором «ученик», на третьем «учитель», а у другой команды планета АМО с секторами. «технология», «ученик», «учитель».

Предварительная подготовка (если требуется)

  1. Заранее подготовить презентацию ppt.;
  2. Настроить аппаратуру: проектор, экран:
  3. Подготовить картинки - жребий - планеты ФГОС и АМО для деления на две группы;
  4. Учесть расположение столов и стульев в аудитории;
  5. Лист ватмана для каждой команды, на каждом из которых изображены планета ФГОС, каждая поделена на три сектора: на одном написано «государство», на втором «ученик», на третьем «учитель», а на другом и планета АМО. «технология», «ученик», «учитель»;
  6. Две планеты, нарисованные на листе ватмана: 1 планета «ФГОС» и 2 - «АМО» ,
  7. Цветные маркеры;
  8. Размножить раздаточный материал Приложение 1 «ФГОС» и Приложение 2 «АМО» по количеству участников в аждой группе.

Подробная технология проведения

Модератор сообщает вступительное слово и делит с помощью жеребьёвки картинок участников на две группы. Одна группа работает с планетой ФГОС, а другая с планетой «АМО»

По мере изучения в двух группах теоретического материала участники записывают ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран:

  1. Опередите «цель(и)», которую ставит перед нами Стандарт / АМО?
  2. Какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО?
  3. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к ученику?
  4. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к учителю?

Теоретический материал представлен наглядно и четко в строго структурированном виде.

Затем группы высказываются, «взвешивая чаши весов», сравнивая оба круга, попеременно добавляя аргументы, как с одной, так и с другой стороны. Модератор называет по очереди критерии, например – «цель». Группа, изучавшая материал ФГОС сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО сообщает цель технологии АМО. Происходит сравнение, насколько они схожи или отличны друг от друга. Следующая характеристика для сравнения: «задачи», затем «ученик», «учитель». Модератор делает общий вывод.

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Вступительное слово модератора:

Уважаемые коллеги! Как Вам известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Зачем нужен стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Сегодня мы с Вами попытаемся ответить на вопрос, отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС. А поможет нам в поисках решения справедливая и беспристрастная ФЕМИДА. (на экране Фемида и весы)

Вы видите чаши весов. Я предлагаю Вам на одну чашу весов поместить требования, которые предъявляет ФГОС, а на другую характеристики технологии АМО. И вместе мы постараемся найти ответ на наш сегодняшний вопрос: «Отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС?»

Давайте разделимся на две группы. Предлагаю вам вытянуть жребий (картинки - планеты ФГОС и АМО).

Одной группе предстоит изучить вопросы, связанные с требованиями ФГОС на уровне государства, ученика и учителя, а другой - вопросы, связанные с характеристиками АМО, предъявляемыми к технологии, ученику и учителю. Выпишите ключевые слова или фразы в соответствующий сектор, опираясь на вопросы выведенные на экран.

Вам даётся 5 минут на изучение вашего материала и поиска ответов на вопросы:

  1. Опередите «цель(и)», которую ставит перед нами Стандарт / АМО?
  2. Какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО?
  3. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к ученику?
  4. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к учителю?

По мере изучения теоретического материала записывайте ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран.

Теперь давайте попытаемся «взвесить» обе чаши. (слайд)

Давайте сравним «цель», которую ставит перед нами Стандарт и АМО. (слайд «ЦЕЛЬ»)

Участники группы высказываются, опираясь на свои шаблоны. Группа, изучавшая материал ФГОС, сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО, сообщает цель технологии АМО и записывают их на планетах ФГОС и АМО перед всей аудиторией.

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: мы видим, что и ФГОС и АМО преследуют одну и ту же цель – овладение обучающимися не только предметными, но и метапредметными, личностными навыками, т.е. формирование новой модели выпускника школы.

А теперь давайте посмотрим, какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО?

(слайд заголовок «Задачи»)

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом, чтобы «научить учиться» и стандарт и АМО предполагают деятельностный и личностно-ориентированный подход.

Какие же требования ФГОС предъявляет к ученику и помогает ли технология АМО выполнить эти требования? (слайд заголовок «Ученик»)

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом,

технология АМО позволяет ученику перейти из роли объекта в роль субъекта, что полностью соответствует требованию ФГОС.

Какие же требования ФГОС предъявляет к учителю и помогает ли технология АМО выполнить эти требования?

(слайд заголовок «Учитель»).

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом, технология АМО полностью соответствует требованиям ФГОС и формирует у учителя основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта. Учитель играет роль куратора, направляющего: он, в первую очередь, помощник, сотрудник. Кроме того технологии АМО позволяют проводить занятия в нетрадиционной форме, повышают мотивацию, а значит и повышается уровень образования.

Сам процесс обучения переходит на новый уровень коммуникации и интерактивности.

Учитель становится профессионалом, владеющим современными технологиями обучения.

В конце модератор поводит итог:

Итак, мы начали с вопроса: « Зачем нужен стандарт?». а закончить мы можем, ответив в на вопрос: «Зачем нужны АМО?».

  • Как и стандарт, технология АМО является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Как и стандарт, технология АМО – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Как и стандарт, технология АМО – становится объективным измерителем квалификации педагога. (слайд)

Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода)

  1. Инпут сопровождается мультимедийной презентацией.
  2. Совет модератору: следите за своими позами, жестами, мимикой и модуляцией голоса. Их грамотное использование поможет вам привлекать внимание участников.