Руководства, Инструкции, Бланки

задание на преддипломную практику образец заполнения img-1

задание на преддипломную практику образец заполнения

Категория: Бланки/Образцы

Описание

МУ_Преддипломная практика

/ МУ_Преддипломная практика

Преддипломная практика студентов является завершающей частью учебного процесса, в результате которого осуществляется подготовка дипломированных специалистов к профессиональной деятельности.

В период преддипломной практики углубляются и закрепляются компетенции, полученные в период обучения в вузе, а также в результате взаимодействия студента со специалистами в реальных условиях промышленного производства или научно-исследовательско-го учреждения.

Преддипломная практика является переходным этапом между обучением в вузе и практической деятельностью будущего специалиста и формирует у него более четкое представление о характере предстоящей практической деятельности.

Инженер по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» должен знать :

– источники антропогенной нагрузки на окружающую среду на предприятиях отрасли;

– современные тенденции и приоритетные направления развития отрасли, организации производственных процессов, природоохранной деятельности;

– прогрессивные методы и способы эксплуатации технологического и природоохранного оборудования;

– природные и сырьевые ресурсы отрасли и современные подходы к их рациональному использованию.

Инженер по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» долженуметь :

– владеть приемами организации экологически эффективного производства на основе современных методов управления;

– пользоваться теоретическими основами и практическими навыками в области защиты окружающей среды, рационального использования энергетических ресурсов, воды и сырья;

– пользоваться информационными технологиями управления производством.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью преддипломной практики является подготовка студента к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), формирование у него умения рационально использовать теоретические и практические знания и навыки по специальности, полученные при обучении в вузе, в конкретной инженерной работе.

Основными задачами преддипломной практики являются:

– сбор, систематизация и анализ материалов, необходимых для выполнения ВКР (дипломного проекта или работы);

– выполнение работ, связанных с темой дипломного проекта (работы) и характером предстоящей инженерной деятельности;

– выполнение индивидуальных заданий руководителя дипломного проектирования;

– обоснование целесообразности использования метода, процесса, оборудования и т. п. исследуемого в дипломном проекте (работе); технико-экономическая оценка выбранной темы;

– демонстрация высокого уровня профессионального образования и стимулирование у руководства предприятия заинтересованности в предоставлении выпускнику трудоустройства на предприятии после окончания вуза.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Перед началом практики преподавателями выпускающей кафедры проводится организационное собрание, на котором осуществляется инструктаж студентов о порядке и особенностях прохождения практики, о технике безопасности на предприятии, а также рассматриваются следующие вопросы:

– сроки прохождения практики: студент должен явиться на практику и выбыть в сроки, указанные в направлении, которое он получает на кафедре;

– документы, необходимые для прохождения практики: направление от вуза, студенческий билет, паспорт, санитарная книжка, фотографии для пропуска, трудовая книжка (для имеющих);

– режим посещения предприятия;

– руководство практикой от предприятия;

– ведение рабочих записей;

– требования к отчету и его защите;

– тема индивидуального задания.

Общее руководство преддипломной практикой осуществляется руководителем практики от кафедры, назначенным приказом ректора вуза. Руководитель осуществляет решение организационных вопросов, обеспечивает научно-методическое руководство и контроль за выполнением плана практики – выезжает на предприятие, оценивает ход выполнения программы практики, беседует с руководителем от предприятия, вносит необходимые коррективы, дает консультации.

Основанием для приема студентов на практику являются договор с предприятием о проведении практики, приказ ректора вуза и направление на практику. Руководство практикой на производстве осуществляется специалистами данного предприятия.

Практика может проводиться как в Санкт-Петербурге, так и за его пределами. Прохождение практики может проводиться индивидуально или группами, согласно договорам с предприятиями.

Студенты могут самостоятельно выбирать предприятие для прохождения практики, отвечающее требованиям программы практики, по согласованию с руководителем практики и оформлением соответствующих документов.

В процессе преддипломной практики студент должен пройти промежуточную аттестацию, по результатам которой руководитель практики от кафедры выставляется оценочный процент выполнения индивидуального задания и рабочей программы практики в целом.

Промежуточная аттестация проводится через две недели после начала прохождения практики.

Документами, характеризующими работу студента во время практики, являются индивидуальный отчет и письменный или устный отзыв руководителя практики от предприятия.

Индивидуальный отчет составляется студентом в течение срока прохождения преддипломной практики в соответствии с требованиями, изложенными в п. 6 данных методических указаний. Оформленный отчет предоставляется руководителю практики от предприятия заблаговременно.

Подписанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью отдела кадров предприятия отчет представляется студентом руководителю преддипломной практики от кафедры не позднее трех дней до даты окончания учебной практики. После проверки руководителем практики от кафедры отчет должен быть защищен (не позднее трех дней после даты окончания практики).

По итогам защиты в ведомость выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно), которая учитывается при назначении стипендии.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, получают от руководителя от кафедры индивидуальное задание, которое выполняют в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку за отчет по практике, могут быть отчислены из вуза как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.

3. календарный план и Программа практики

Продолжительность преддипломной практики составляет 4 недели.

Содержание этапов преддипломной практики в форме календарного плана представлено в табл. 1.

Календарный план преддипломной практики

Таким образом, во время прохождения преддипломной практики студент должен провести:

– анализ нормативно-технической, правовой и методической документации по тематике дипломного проекта (работы);

– сбор технической, технологической и проектно-конструктор-ской документации, необходимой для выполнения дипломного проекта (работы);

– оценку организационно-экономической информации, касающейся тематики дипломного проекта (работы).

В том случае, если какая-то информация предприятия является конфиденциальной, но необходима для выполнения дипломного проекта (работы), она должна быть заменена данными из соответствующей литературы с указанием источника.

4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Перед началом преддипломной практики в ходе совместного обсуждения материалов, ранее собранных студентом в результате прохождения производственной практики, руководитель от кафедры выдает студенту индивидуальное задание с указанием конкретных целей и задач. Примеры индивидуальных заданий на преддипломную практику приведены в прил. 1.

В дальнейшем информация, полученная в ходе прохождения преддипломной практики, систематизируется студентом под контролем преподавателя и используется в дипломном проектировании. Таким образом, в большинстве случаев индивидуальное задание является основой для написания студентом дипломного проекта (или работы).

Качество выполнения индивидуального задания позволит судить о результативности практики, а также о степени теоретической и практической подготовленности студента к самостоятельному решению стоящих перед ним задач.

5. Содержание отчета

Особенностью преддипломной практики является ее индивидуальный характер. Большую часть отчета по преддипломной практике должна составлять информация, которая затем будет использована в дипломном проекте (работе) студента. Выбор материалов определяется руководителем практики от кафедры в соответствии с темой дипломного проекта (работы).

Отчет должен включать материал, собранный во время прохождения практики в соответствии с требованиями программы практики к общей части и индивидуальному заданию.

Структурными элементами отчета по практике являются:

Титульный лист отчета по практикеявляется первой страницей отчета. Образецоформления титульного листа приведен в прил. 2.

Содержание включает все структурные элементы отчета с указанием номера страницы, с которой эти элементы начинаются.

Разделы общей части отчета по практике, по которым должен быть систематизирован собранный материал, приведены в прил. 3.

В отличие от учебной и производственной практик индивидуальное задание, выданное студенту руководителем практики от кафедры, входит в состав общего раздела отчета по практике.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения типовых и индивидуальных заданий и оценку работы по будущей деятельности.

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных для написания отчета.

В приложениях приводится информация, не вошедшая в другие разделы отчета по практике (копии материалов предприятия, буклеты, образцы продукции и пр.).

К защите отчета по преддипломной практике должны быть готовы следующие документы:

– отчет, оформленный соответствующим образом, в папке-скоросшивателе;

– отзыв на отчет по преддипломной практике с места прохождения практики (желательно), подшитый в отчет.

В отзыве указываются актуальность темы отчета, характеристика отчета, его достоинства и недостатки.

Отзыв пишется на бланке предприятия в произвольной форме. В нем должны быть указаны сроки прохождения практики, характеристика практиканта.

Отзыв, подписанный руководителем предприятия или структурного подразделения, в котором проходила учебная практика, заверяется печатью предприятия.

6. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет по практике должен быть представлен в печатном виде или написан аккуратно, четким почерком, темными чернилами на писчей бумаге стандартного формата с выдержкой однотипной рубрикации, согласно требованиям ЕСКД.

Отчет должен быть достаточно иллюстрирован схемами, эскизами, графиками и т.д. и содержать 15–30 с. машинописного текста (без учета приложений).

Требования к оформлению отчета по практике представлены ниже:

1) Поля: сверху и снизу – 20, слева – 25, справа – 15 мм;

2) Нумерация страниц: сквозная, в правом верхнем углу, без точки. В случае если в качестве материалов для отчета используются копии документов предприятия, литературных источников и пр. они аккуратно подписываются и нумеруются вручную черными чернилами.

3) Текст: шрифт –TimesNewRoman, размер шрифта и межстрочный интервал – 12ptи 1,5 или 14ptи 1 соответственно. Абзацный отступ – 1,25. Выравнивание текста – по ширине.

4) Заголовки: шрифт – Arial, полужирный. Размер шрифта и межстрочный интервал – 12ptили 14ptсоответственно. Абзацного отступа нет. Выравнивание – по центру. Главы нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3), параграфы также нумеруются арабскими цифрами с учетом номера главы (1.1, 1.2, 1.3, 2.1 и т. д.).

5) Рисунки оформляются следующим образом:

6 ) Таблицы оформляются следующим образом:

7 ) Приложения оформляются следующим образом:

8) Библиографический список оформляется в соответствии с приведенными ниже примерами:

1. СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения. – М. 1986.

2. Проектирование сооружений для очистки сточных вод. ВНИИВОДГЕО: Справочное пособие к СНиП. – М. Стройиздат, 1990. – 152 с.

3. Справочник по пыле- и золоулавливанию / Под ред. А.А. Русанова. – М. Энергоатомиздат, 1983. – 312 с.

4. Тимонин А.С. Инженерно-экологический справочник. Т. 1–3. – Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2001.

Примеры заданий на преддипломную практику

1. Защита атмосферного воздуха

1.1. Документация (расчеты, схемы, технические характеристики, правила эксплуатации и т. п.) аппаратов очистки вентиляционных выбросов.

1.2. Организационные мероприятия по защите атмосферы (санитарно-защитные зоны, утверждение выбросов, плата за негативное воздействие на атмосферу).

1.3. Методы контроля, приборы для измерения концентрации вредных примесей в атмосфере. Организация и схемы проведения контроля.

2. Защита водного бассейна

2.1. Документация (расчеты, схемы, технические характеристики и т. п.) методов и средств очистки сточных вод.

2.2. Методы контроля, приборы для измерения загрязнения гидросферы. Организация и схемы проведения контроля.

2.3. Расчет экономического ущерба от загрязнения водного бассейна, плата за негативное воздействие на гидросферу.

2.4. Показатели качества воды, методы определения, приборы, порядок оформления.

3. Безотходные и малоотходные технологии

3.1. Система сбора, сортировки, обработки и утилизация отходов производства и потребления (схема, организация, объемы).

3.2. Документация (расчеты, схемы, технические характеристики, правила эксплуатации и т. п.) установок по сбору и утилизации отходов.

3.3. Расчет экономического ущерба от размещения отходов, за негативное воздействие на почву.

4. Защита от энергетических выбросов

4.1. Документация (расчеты, схемы, технические характеристики и т. п.) устройств защиты от энергетических выбросов (теплота, шум, инфразвук, вибрация, электромагнитное излучение, ионизирующее излучение).

4.2. Приборы, методы и организация измерений энергетических выбросов.

5. Система экологического менеджмента на предприятии

5.1. Область применения и функции системы экологического менеджмента. Экологическая политика предприятия.

5.2. Структура экологической службы, ее цели и задачи.

5.3. Основные законодательные и иные требования в области охраны окружающей среды.

5.4. Экологические аспекты предприятия и методика определения значимых экологических аспектов.

6. Управление природоохранным комплексом

6.1. Функции, взаимодействие с внешними природоохранными органами природоохранной службы предприятия. Экологическая документация.

6.2. Схема управления природоохранных органов и органов надзора за экологической безопасностью.

6.3. Схемы, методика, организация проведения экологической экспертизы проектной документации, технологий, производств.

6.4. Схемы, методика, организация проведения экологической сертификации продукции.

Образец выполнения титульного листа отчета
о прохождении преддипломной практики

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ И ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет экономики и экологического менеджмента

Кафедра промышленной экологии

Отчет
о прохождении преддипломной практики
на … (форма собственности) «…» (наименование предприятия)

Студент(ка) ________ группы

Руководитель от кафедры:

________________ /Фамилия И.О.

Руководитель от предприятия: ________________ /Фамилия И.О.

Санкт-Петербург 20__ г.

Структура отчета о прохождении преддипломной практики

1. Общие сведения и структура управления предприятием .

1.1. История создания и развития предприятия.

1.2. Организационная структура предприятия и его подразделений.

1.3. Система управления предприятием. Порядок подготовки приказов и распоряжений, система контроля их исполнения.

2. Краткая характеристика производственной деятельности предприятия .

2.1. Основные показатели деятельности предприятия (численность персонала, объем и ассортимент выпускаемой продукции и т.д.).

2.2. Карта-схема предприятия с указанием основных и вспомогательных подразделений (а также границ санитарно-защитной зоны).

2.3. Краткая характеристика основных и вспомогательных подразделений.

2.4. Краткое описание системы водоснабжения и водоотведения, энерго- и теплоснабжения предприятия.

2.5. Характеристика транспортного подразделения предприятия.

2.6. Охрана труда на предприятии. Объекты повышенной промышленной опасности на территории предприятия.

3. Природоохранная деятельность предприятия .

3.1. Природоохранная служба предприятия – организационная структура, положение о природоохранной службе, должностные инструкции инженера-эколога.

3.2. Обязательная экологическая документация и отчетность предприятия.

3.3. Характеристика очистных сооружений предприятия.

3.4. Система экологического менеджмента на предприятии.

4. Индивидуальное задание

4.1. Литературный обзор и анализ публикации, изобретений и т. п. по теме ВКР.

4.2. Прогрессивные направления для решения проблем, рассматриваемых в дипломном проекте (работе).

4.3. Подбор схемы решения изучаемых проблем и методов ее осуществления.

1. Цель и задачи практики……………………….………. 3

2. Организация практики………….…………………………. 4

3. календарный план и программа практики…….…. 6

4. Индивидуальное задание………………………………….7

5. Содержание отчета………………..………………………… 7

6. Оформление отчета…………………………….……………. 9

Другие статьи

Задание на преддипломную практику для бухгалтеров

Задание на преддипломную практику для бухгалтеров

Производственная (преддипломная) практика студентов является завершающим этапом и проводится после освоения ОПОП СПО и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС.

Задачами практики являются:

1) изучение деятельности конкретного предприятия (учреждения, организации): знакомство с его нормативными документами, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность, с его основными экономическими показателями,

2) освоение методов бухгалтерской и экономической работы,

3) углубление приобретённого практического опыта:

- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (учреждения, организации),

- умение давать оценку и принимать экономически обоснованные решения, направленные на повышение эффективности работы предприятия (учреждения, организации),

4) осуществлять сбор и обработку необходимых материалов для написания выпускной квалификационной работы.

Просмотр содержимого документа
«Задание на преддипломную практику для бухгалтеров»

на преддипломную практику для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» группы 0821

на 2015-2016 учебный год

Содержание преддипломной практики

Преддипломная практика является подготовительной стадией к разработке и написанию выпускной квалификационной работы, которая подробно описана в методических указаниях по написанию ВКР.

Преддипломная практика связана с написанием студентом выпускной квалификационной работы, который является заключительным этапом учебного процесса квалифицированного специалиста.

Студент вместе с научным руководителем выбирает тему ВКР, которая согласовывается с руководителем организации по месту преддипломной практики.

Преддипломная практика предполагает участие студента в непосредственной работе организации, в процессе которого происходит сбор конкретных материалов для написания дипломной работы. Это предполагает проведение студентом исследования, выявление проблемы и на базе полученных результатов разработку практических рекомендаций по решению выявленных проблем, с целью повышения эффективности работы организации.

Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить иллюстративный материал.

Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий.

Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.

На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.

Структура отчета и виды работ во время преддипломной практики:

Персональный сайт

Студенты, имеющие задолженности. сдают их в дин и часы консультаций преподавателей

Уважаемые студенты! на этой странице Вы найдете информацию, необходимую для прохождения практики!

для прохождения практики нужно подойти индивидуально ( или через старосту группы) на кафедру, сообщить место прохождения практики, руководителя практики от организации и принести гарантийное письмо!

весь комплект документов есть на сайте кафедры!

Убедительная просьба - все делать своевременно, т.к. на практику вы направляетесь приказом, все опоздавшие и не попавшие приказ - будут отчислены!

Бакалавры дневной формы обучения проходят практику с 29.06 по 12.07. Отчеты сдаются на кафедру с 1 по 7 сентября.

3. Гарантийное письмо

На бланке индивидуального задания с оборотной стороны нужно заполнить перечень заданий, подлежащих разработке на практике. Внимательно читайте название Вашего направления, для каждого направления свое индивидуальное задание.

Пример смотрите в приложениях:

На кафедру сдается полный, заполненный, подписанный комплект документов (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Бланки индивидуально задания и личного листка ПЕЧАТАЮТСЯ двухсторонней печатью. ) и отчет по прохождению практики! (ауд. 3028 преподаватель к.э.н. доцент Чернышева Елена Александровна)

Конкурс на лучшую научную работу СПбГУСЭ.

Положение утверждено на Ученом совете вуза (от 04.07.2012)
В конкурсе 11 направлений: свои научные интересы найдет каждый студент СПбГУСЭ.
Существует очень приличный призовой фонд!
Лучшие работы будут опубликованы и попадут в "золотой фонд" студенческих научных работ, имея возможность представлять вуз на всероссийских конкурсах.

Внимание! РАН РФ проводит конкурс научных работ молодых ученых.

К участию приглашаются студенты, магистры, аспиранты, не достигшие 33 лет. Информация об участии в конкурсе konkurs_nauchnyh_rabot_dlya_molodezhi.doc
По организационным вопросам обращаться к Лубочкиной М.И. По офрмлению результатов исследования - к научному руководителю.

Всем кто хотел бы участвовать в конкурсе в будущем (конкурс ежегодный) надо обратиться к своему научному руководителю и составить план работы.

Руководство по преддипломной практике и дипломному проектированию для студентов всех форм обучения Под редакцией В

Цель издания – оказать методическую и организационную помощь студентам, а также руководителям дипломного проектирования в правильном решении вопросов, связанных с заключительным и очень важным этапом обучения в вузе. Пособие разработано с учётом требований, изложенных в следующих документах: “Инструкция по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях” (утверждена приказом Министра образования Республики Беларусь 27 июня 1997 г. № 356); ГОСТ 7.82-2001 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления”; ГОСТ 2. 106-96 “Межгосударственный стандарт ЕСКД. Текстовые документы”; ГОСТ 2. 105-95 “Межгосударственный стандарт ЕСКД. Общие требования к текстовым документам”; ГОСТ 7.1-2003 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления”.

Пособие следует рассматривать как руководство, которое регламентирует организацию выполнения работ по дипломному проектированию, а также структуру, содержание и требования к оформлению дипломного проекта по специальности I-27 01 01 “Экономика и организация производства”.

Пособие состоит из четырёх разделов и приложений. В первом разделе рассматриваются вопросы, касающиеся содержания и порядка работ по подготовке к дипломному проектированию в период прохождения преддипломной практики и в процессе дипломного проектирования. Во втором разделе изложены требования к структуре и содержанию дипломного проекта, в третьем – требования к его оформлению, в четвёртом – рекомендации студентам по защите дипломного проекта. В приложениях приведены образцы оформления документов, касающихся преддипломной практики и дипломного проектирования и примеры содержания отдельных элементов пояснительной записки.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

1.1. Порядок выбора и утверждения темы дипломного проекта

Тематика дипломных проектов должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и уровню развития научно-технического прогресса на предприятиях радиоэлектроники и приборостроения и других отраслей. Исходя из этого, перечень тем для дипломного проектирования ежегодно пересматривается и утверждается кафедрой, руководствуясь следующими принципами:

? соответствие задачам дипломного проектирования;

? соответствие профилю подготовки инженера-экономиста;

? возможность сбора данных на предприятиях – объектах преддипломной практики;

? разнообразие тематики проектов.

Для дипломного проектирования студенты могут предлагать свои темы с необходимым обоснованием целесообразности их разработки.

В названии темы чётко выделяется разрабатываемая организационно-экономическая проблема с указанием наименования предприятия или его структурного подразделения (корпус, цех, участок, отдел и т.д.). Поэтому названия тем дополняются указанием на объект исследования, на основе которого выполняется дипломный проект. Например: “Снижение себестоимости производства продукции (на примере ОАО “Горизонт”)”.

Закрепление за студентом темы дипломного проекта осуществляется по его личному заявлению (прил. 1) на имя заведующего выпускающей кафедрой с просьбой об утверждении темы и руководителя дипломного проекта.

Изменение темы дипломного проекта осуществляется в исключительных случаях по личному заявлению студента на имя ректора с соответствующей аргументацией и утверждается приказом по университету.

Руководителя дипломного проекта назначает выпускающая кафедра. Им может быть как преподаватель кафедры, так и научный сотрудник и высококвалифицированный специалист университета и другой организации и предприятия. Консультанты по конструкторско-технологическому разделу и разделу охраны труда и экологической безопасности назначаются соответствующими кафедрами. Информация о них доводится до студентов выпускающей кафедрой.

1.2. Оформление и утверждение задания по дипломному проекту

В соответствии с темой дипломного проекта руководитель и консультанты (по соответствующим разделам), вместе со студентом составляет задание по установленной форме (прил. 2).

Задание имеет следующую структуру.

Строка “Тема проекта ” содержит полное наименование темы в соответствии с приказом ректора университета, здесь же указываются дата и номер приказа.

В строке “Срок сдачи студентом законченного проекта ” указывают число, месяц, год, согласованные с датой начала работы рабочей комиссии.

В разделе “Содержание пояснительной записки ” раскрывают наименование разделов и подразделов пояснительной записки дипломного проекта.

В разделе “Перечень графического материала ” приводят наименования графических материалов, представляемых на защиту на плакатах и чертежах.

В разделе “Консультанты по дипломному проекту ” указывают фамилии и инициалы консультантов по отдельным разделам проекта: конструкторско-технологическому, охране труда и экологической безопасности.

В разделе “Календарный план-график ” указывают сроки завершения написания каждого раздела дипломного проекта, а также объём работы по каждому из них в процентах от общего объёма дипломного проектирования. Эта информация используется для контроля за ходом выполнения работы.

Строка “Дата выдачи задания ” содержит число, месяц, год, соответствующие дате получения студентом задания.

Задание подписывается студентом, научным руководителем, консультантами и утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Оно оформляется в двух экземплярах: один выдаётся студенту до отбытия на преддипломную практику, второй остаётся на кафедре и вместе с дипломным проектом представляется к защите.

1.3. Работа по дипломному проектированию в период преддипломной практики

В период преддипломной практики, проводимой на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, проектно-технологических организациях и др. студенты собирают фактический материал о производственно-хозяйственной деятельности этих предприятий и организаций для использования его при разработке дипломного проекта.

Руководитель дипломного проекта на основании задания по дипломному проекту (прил.2), выдаёт студенту индивидуальное задание, которое записывается в дневнике (форма задания приведена в прил. 3) и контролирует ход его выполнения в течение всего периода практики. В индивидуальном задании содержится конкретный перечень информации, которую студент должен собрать и проанализировать во время практики. К такой информации относится:

? характеристика предприятия и выпускаемой им продукции;

? структура управления предприятия (подразделения);

? технико-экономические показатели работы предприятия (структурного подразделения) за последних три года;

? информация по конкретным вопросам, относящимся к предмету дипломного проектирования в объёме, позволяющем разработать мероприятия для проектного раздела дипломного проекта и рассчитать возможный экономический эффект от их внедрения.

При сборе информации, необходимой для дипломного проектирования, основными источниками её получения являются:

? структурная схема управления предприятием (подразделением);

? бизнес-план работы предприятия;

? годовые отчёты предприятия;

? положения о подразделениях и должностные инструкции;

? данные оперативного учёта, бухгалтерской и статистической отчётности;

? различная конструкторско-технологическая и другая документация;

? результаты анкетирования и опроса работников предприятия и др.

Работа студента на преддипломной практике включает сбор, обработку и анализ информации в соответствии с заданием на преддипломную практику. При этом ценность собранного материала определяется не столько количеством данных, сколько их качеством, т.е. соответствием содержанию индивидуального задания, выданного руководителем дипломного проекта.

В процессе анализа и обобщения собранных материалов:

? выявляются резервы производства;

? вскрываются причины отклонений от нормативных условий, влияние этих отклонений на изменение технико-экономических показателей;

? намечаются основные направления совершенствования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе мероприятия органи­зационно-управленческого, экономического, конструкторско-технологического характера и улучшения охраны труда и экологии.

Во время прохождения преддипломной практики студент обязан строго соблюдать режим работы предприятия, правила внутреннего распорядка.

Текущий контроль преддипломной практики осуществляют руководитель от предприятия и ответственный за преддипломную практику от кафедры.

Руководитель практики от предприятия обязан:

? проводить всю работу в тесном контакте с ответственным за организацию преддипломной практики от университета;

? контролировать прохождение инструктажа по технике безопасности;

? обеспечивать студенту рабочее место;

? обеспечивать возможность сбора необходимых материалов и чёткую организацию практики;

? контролировать ход выполнения программы практики;

? контролировать трудовую дисциплину студента;

- по завершении преддипломной практики заполнить в дневнике разделы IV и V, а также написать в дневнике характеристику-отзыв о работе студента на практике, отражая в нем выполнение задания, отношение к работе, овладение производственными навыками, трудовую дисциплину.

Ответственный за организацию преддипломной практики от кафедры обязан:

? своевременно обеспечить студентов дневной формы обучения направлением на преддипломную практику, договором и дневником;

? осуществлять контроль за работой студентов на предприятии;

? по завершении преддипломной практики представить отчёт о её итогах, при необходимости сделать замечания и подписать отчёт у заведующего кафедрой.

Студент при прохождении преддипломной практики обязан:

? полностью выполнить задание на преддипломную практику;

? соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия (организации);

? строго выполнять правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

? отчитываться о ходе преддипломной практики руководителю дипломного проекта;

- вести дневник практики.

По завершении преддипломной практики студент готовит отчёт и представляет его в установленные сроки руководителю дипломного проекта. Объём отчёта – 45-60 страниц текста, дополненные необходимыми пояснениями, таблицами, графиками, схемами, диаграммами и т.д. В нём должен быть отражён, обобщён и систематизирован материал, собранный на предприятии для написания дипломного проекта.

Структурно отчет должен включать:

? характеристику предприятия (объекта исследования), его организационную структуру, тип производства, специализацию цехов и других подразделений и т.д.;

? анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия (за три последних года): объём выпуска продукции (работ и услуг), себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность, численность, уровень средней заработной платы и др.;

? сведения о производственно-хозяйственной деятельности подразделения предприятия, где непосредственно проходила практика студента: характеристика цеха, место и значение цеха в структуре предприятия (организации), анализ основных технико-экономических показателей работы подразделения (за три последних года);

? результаты исследований и анализа данных, непосредственно характеризующих проблему, рассматриваемую в дипломе;

? выводы о выявленных недостатках в работе предприятия (организации) и его структурных подразделений;

? предложения по составу основных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия (организации) и его подразделений;

В целом отчёт по преддипломной практике должен соответствовать черновому варианту аналитического раздела дипломного проекта с необходимым цифровым и графическим материалом, а также содержать материалы, необходимые для написания проектного раздела 1 .

Оформленный и подписанный студентом отчёт и дневник передаётся на рассмотрение руководителю дипломного проекта, который проверяет отчет и ставит оценку, а также пишет свой отзыв на работу студента в разделе IХ дневника. После этого отчёт представляется комиссии, назначаемой заведующим кафедрой. В состав комиссии в качестве временного члена включается также руководитель дипломного проекта. Комиссия вместе с руководителем оценивает итоги работы студента на преддипломной практике по принятой (пяти или десятибалльной) системе. При оценке итогов работы студента на практике учитываются:

? выполнение студентом программы практики;

? знание проблем темы дипломного проекта (литературы, нормативных документов, принятых на предприятии форм отчётности, в том числе статистической и т.д.);

? наличие и глубина анализа технико-экономических показателей, характеризующих работу предприятия за последних три года;

? наличие предложений по разработке мероприятия, составляющих предмет дипломного проектирования;

? качество оформления отчёта;

? мнение руководителя дипломного проекта.

По результатам защиты руководитель дипломного проекта выставляет оценку в ведомость и зачётную книжку.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку, не допускается к дипломному проектированию, а на заседание выпускающей кафедры выносится вопрос о его дальнейшем пребывании в университете. Выписка из протокола заседания кафедры передаётся в деканат для оформления соответствующих документов на повторное обучение или на отчисление студента.

1.4. Руководство и контроль за ходом работ по дипломному проектированию

Основным документом, определяющим ход дипломного проектирования, является календарный план-график, приведенный в задании по дипломному проекту (см. прил. 2). Он включает все этапы дипломного проектирования. В каждом конкретном случае распределение объёма работ может колебаться в зависимости от темы и характера дипломного проекта. Календарный план-график помимо обеспечения контроля за ходом работы над дипломным проектом, призван обеспечить объективную оценку объёма выполненной работы при проведении опроцентовок руководителем проекта.

Студент-дипломник обязан . осуществлять работу над дипломным проектом в сроки, соответствующие календарному плану-графику; регулярно являться на консультации с руководителем и консультантами с подготовленными заранее вопросами; обязательно являться на все опроцентовки и рабочую комиссию с материалами по дипломному проекту.

Руководитель дипломного проекта обязан: своевременно выдать задание на дипломное проектирование; назначить даты и время консультаций и систематически их проводить; рекомендовать студенту основную и справочную литературу, другие источники по теме дипломного проекта; направлять работу студента, сохраняя за ним инициативу действий и самостоятельность в принятии решений; фиксировать степень готовности дипломного проекта и отмечать соответствие выполненной работы календарному плану-графику; регулярно информировать выпускающую кафедру о ходе работы дипломника и при необ­ходимости организовать заслушивание его на заседании кафедры; проверить готовый дипломный проект, подписанный студентом и консультантами; подписать его.

Консультанты дипломного проекта обязаны . выдавать индивидуальные задания по своим разделам; консультировать и направлять работу студента по рациональному пути в выработке основных решений по данным разделам проекта.

Консультант регулярно фиксирует степень готовности соответствующего раздела и при необходимости информирует руководителя дипломного проекта и кафедру.

Законченный дипломный проект подписывается студентом и его консультантами. После этого он предъявляется руководителю, который читает его, при необходимости делает замечания, после исправления которых подписывает титульный лист пояснительной записки и пишет отзыв.

В отзыве руководитель отражает следующие вопросы:

? актуальность темы дипломного проекта;

? степень решения поставленных задач;

? умение студента пользоваться специальной литературой;

? умение анализировать технико-экономические показатели работы предприятия и делать соответствующие выводы и предложения;

? оригинальность и обоснованность принятых решений;

? самостоятельность и грамотность написания пояснительной записки дипломного проекта;

? практическую ценность выполненной студентом работы;

? отношение студента к работе над дипломным проектом на всём протяжении работы над ним;

? общие выводы о возможности присвоения дипломнику-студенту квалификации “инженера-экономиста”.

Если руководитель даёт отрицательный отзыв, то окончательно вопрос о защите дипломной работы решает кафедра.

Подписанный руководителем дипломный проект направляется на нормоконтроль. На нормоконтроль представляются пояснительная записка, плакаты и чертежи, а также копия этих документов в электронном виде на дискете или компакт-диске, которая остаётся на кафедре и формирует базу данных, используемую для проверки дипломов на предмет плагиата. В процессе нормоконтроля проверяется правильность оформления пояснительной записки и графических материалов в соответствии с ГОСТами и правилами, также на предмет плагиата.

После успешного прохождения нормоконтроля дипломный проект вместе с отзывом руководителя передаётся на рабочую комиссию.

Рабочая комиссия в составе двух-трёх преподавателей кафедры назначается заведующим. Сроки работы комиссии по проверке степени готовности дипломных проектов и допуска их к защите устанавливаются приказом ректора и доводятся до дипломников. На комиссию студент должен представить полностью выполненную, но не сброшюрованную пояснительную записку и графические материалы на листах формата А1. О результатах работы комиссии её председатель докладывает на заседании кафедры.

Заведующий выпускающей кафедрой на основании решения рабочей комиссии, представленной пояснительной записки с графическими материалами и отзывом руководителя, при наличии всех подписей на титульном листе, плакатах и чертежах и при отрицательном ответе на наличие плагиата, решает вопрос о допуске студента к защите, подписывая титульный лист пояснительной записки, все плакаты и чертежи.

Если на основании выводов рабочей комиссии и мнения руководителя заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. При отрицательном заключении кафедры выписка из протокола с решением представляется в деканат факультета для оформления приказа на отчисление студента.

Дипломный проект, допущенный к защите, направляется на рецензию.

Рецензенты дипломных проектов назначаются по представлению кафедры из числа профессорско-преподавательского состава других кафедр, специалистов производства, научно-исследовательских и проектных организаций, педагогического состава других вузов. В рецензии должны быть отмечены:

? актуальность темы дипломного проекта;

? степень соответствия дипломного проекта заданию;

? логичность изложения материала в пояснительной записке;

? наличие аргументированных выводов, вытекающих из проведенного анализа;

? практическая значимость дипломного проекта, возможность использования полученных результатов;

? недостатки и слабые стороны дипломного проекта.

В конце рецензии должна быть дана оценка по принятой (пяти или десятибалльной) системе.

Подпись рецензента удостоверяется печатью в отделе кадров. Без такого оформления рецензия считается недействительной, а дипломная работа не принимается Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) к защите.

На заключительном этапе дипломного проектирования – в день защиты, студент сдаёт секретарю ГЭК пояснительную записку, отзыв руководителя дипломного проекта, рецензию и при наличии раздаточные и другие документы (справки о внедрении мероприятий, предложенных в проектной части дипломного проекта, и др.). Плакаты и чертежи вывешиваются на стенде или демонстрируются с использованием мультимедийной техники.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

2.1. Структура дипломного проекта

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графических материалов.

Пояснительная записка включает 2 :

? задание по дипломному проекту;

? перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость);

? научно-исследовательский раздел (если весь проект носит научно-исследовательский характер, раздел может отсутствовать);

? раздел по охране труда и экологической безопасности;

? приложения (при необходимости).

Графические материалы включают наиболее важный иллюстративный материал по аналитическому и проектному разделам дипломного проекта: схемы, графики, таблицы и т.д.

2.2. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. Он оформляется по принятой форме (прил. 4). Последовательность подписания титульного листа следующая: студент-дипломник, консультанты по соответствующим разделам, руководитель дипломного проекта, ответственный за нормоконтроль, заведующий выпускающей кафедрой.

Номер страницы на титульном листе не ставится.

2.3. Задание по дипломному проекту

Задание по дипломному проекту составляется руководителем проекта вместе со студентом. Оно оформляется на бланках установленной формы (см. прил. 2) после выбора студентом темы дипломного проекта и подачи заявления на имя заведующего выпускающей кафедрой (см. прил. 1). Содержание задания, порядок его оформления и утверждения изложены в подразд. 1.2.

Реферат (краткое содержание дипломного проекта) должен содержать сведения о теме дипломного проекта, его объёме, количестве иллюстраций (схем, рисунков, таблиц, фотографий и т.д.), приложений, используемых источников, перечень ключевых слов и сам текст реферата.

После общих сведений о дипломном проекте приводятся ключевые слова – основные понятия, дающие достаточно полное представление о содержании дипломного проекта. Рекомендуемое количество слов от 5 до 15, печатаются в строчку через запятую, в именительном падеже.

В тексте реферата должны быть также указаны: объект исследования, цель проекта, методы анализа, полученные результаты, степень внедрения, предполагаемый экономический эффект.

Объём реферата должен быть не более одной страницы. Пример написания реферата приведен в прил. 5.

Содержание дипломного проекта включает перечень всех разделов и подразделов с указанием номера страницы, с которой начинается тот или иной раздел и подраздел. Оно располагается после реферата и предназначено для облегчения поиска необходимых материалов.

Пример содержания пояснительной записки приведен в прил. 6.

2.6. Перечень условных обозначений, сокращений, символов и терминов

Перечень условных обозначений, сокращений, символов и терминов с соответствующей расшифровкой приводится в порядке появления в тексте пояснительной записки (прил. 7). Перегружать текст условными обозначениями и сокращениями не рекомендуется.

К содержанию введения предъявляются следующие требования. Прежде всего, во введении должна быть обоснована актуальность проблемы, рассматриваемой в дипломном проекте. Источником такого обоснования является обзор специальной литературы и другой информации.

Затем обосновывается выбор объекта исследования (завод, цех, отдел и т.д.). При этом показывается, насколько характерна для объекта рассматриваемая проблема.

При изложении предмета исследования конкретизируется исследуемая экономическая категория.

Далее излагаются цели и задачи, которые будут решаться в дипломном проекте.

Во введении также освещаются основные методы (экономико-математи­ческие, аналитические, статистические и др.), которые будут использоваться для достижения поставленной в дипломном проекте цели. Центральное место среди этих методов должен занимать диалектический метод познания экономических процессов и явлений.

Объём введения рекомендуется в пределах двух-трёх страниц машинописного текста. Примерная схема введения приведена в прил.8.

2.8. Научно-исследовательский раздел

Научно-исследовательский раздел является обязательной частью дипломного проекта для студентов всех форм обучения. Он носит общетеоретический либо методологический характер. Проблематика, рассматриваемая в разделе, должна быть тесно связана с темой дипломного проекта. В разделе на основе изучения отечественных и зарубежных литературных источников, мировой практики методов решения проблемы, рассматриваемой в дипломном проекте, излагается сущность исследуемых категорий, характер проблемы в современных экономических условиях, альтернативные подходы к решению. Результатом работы над этим разделом является разработка автором концептуального (теоретического) подхода к рассматриваемой в дипломном проекте проблеме, выбор методологии решения или методики проведения количественного и качественного анализа для конкретных условий на объекте исследования. Материал этого раздела должен быть взаимоувязан с последующими разделами дипломного проекта.

Раздел может содержать графический иллюстративный материал (графики, таблицы, диаграммы и т.д.), цифровые данные, взятые из официальных источников или из специальной литературы, ссылки на опубликованные работы (монографии, статьи, справочники и т.д.).

Объём научно-исследовательского раздела рекомендуется в пределах 10-15 страниц машинописного текста.

2.9. Аналитический раздел

Структура аналитического раздела во многом определяется конкретной темой дипломного проекта. Рекомендуемый объём раздела 30-35 стр. В общем виде он должен состоять из двух подразделов:

1. Предприятие(название), его характеристика и анализ организационной структуры управления предприятия (цеха) .

Этот подраздел включает:

? краткое описание предприятия;

? характеристику выпускаемой продукции (работ, услуг) и рынков её сбыта;

? оценку общего экономического состояния предприятия;

? описание структуры управления предприятием и подразделений, занимающихся решением исследуемой в дипломном проекте проблемы;

? анализ работы соответствующих служб предприятия, занимающихся решением исследуемой проблемы.

2. Анализ технико-экономических показателей работы предприятия (подразделения) .

Анализу подвергаются как основные показатели работы предприятия (объём производства и реализации продукции, её себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, численность работающих, уровень заработной платы, и т.д. 3 ), так и показатели, характеризующие состояние работы в области, являющейся объектом исследования. Например:

? анализ состояния технической (конструкторской, технологической и организационной) подготовки производства;

? анализ качества продукции, работ и услуг;

? анализ уровня организации производственных процессов;

? анализ организации управления производством;

? анализ организации и нормирования труда;

? анализ организации вспомогательных производств.

В зависимости от темы дипломного проекта, анализу может быть подвергнута лишь часть из перечисленных выше предметов исследования или введены дополнительные, что определяется заданием по дипломному проекту.

Длительность анализируемого периода должна составлять не менее трёх лет и основываться на сопоставимых цифровых данных.

Анализ основных технико-экономических показателей должен быть пофакторным и проведен с использованием рекомендованной литературы [11, 13]. При этом дипломник не должен ограничиваться только констатацией фактов, повлиявших на изменение того или иного показателя, а выявить тенденции развития, вскрыть противоречия и проблемы, определить недостатки и причины их обусловившие, наметить возможные пути их устранения.

Целью написания данного раздела является определение факторов, оказывающих влияние на анализируемые экономические показатели в исследуемом периоде, выявление резервов и формулировка конкретных выводов, которые предопределяют мероприятия по решению исследуемой в дипломе проблемы, предлагаемые в проектной части дипломной работы. Таким образом, между этим разделом и проектной частью должна прослеживаться логическая связь.

В конце раздела следует дать выводы, которые должны отражать результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и стать основой для написания проектного раздела.

2.10. Проектный раздел

Проектный раздел должен содержать предлагаемые направления решения вскрытых в результате анализа недостатков. Рекомендуемый объём раздела 35-40 страниц.

Структурно проектный раздел диплома включает следующие подразделы:

1. Организационно-управленческие направления совершенствования… (здесь и далее название конкретизируется в зависимости от предлагаемых мероприятий).

2. Экономические направления совершенствования… .

3. Конструкторско-технологические направления совершенствования… .

4. Экономическая эффективность принятых решений 4 .

Подраздел “Организационно-управленческие направления… ” включает мероприятия, направленные на совершенствование:

? организации работы служб, занятых решением исследуемых в работе задач;

? организационной структуры управления предприятием или его подразделений;

? управленческого труда и повышение его эффективности;

? технологии разработки и реализации управленческих решений;

? форм организации управленческого труда;

? структуры и повышение квалификации управленческих кадров и т.д.

Подраздел “Экономические направления совершенствования… ” включает мероприятия, направленные на:

? увеличение объёмов производства и реализации продукции;

? снижение себестоимости продукции;

? рост производительности труда;

? усиление мотивации труда и др.

Предлагаемые мероприятия зависят от темы дипломного проекта и определяются на основе выводов, полученных в результате анализа технико-эконо­мического состояния предприятия (организации).

Целью конструкторско-технологического подраздела дипломного проекта является проверка способности выпускника инженерно-экономического факультета представить технический объект в виде его описания и в виде чертежа, выполненного в соответствии с правилами единой системы конструкторской документации (ЕСКД) на листе формата А1.

Подраздел выполняется под руководством консультантов инженерных кафедр.

Технический объект выбирается студентом с учётом темы дипломного проекта, согласовывается с консультантом по конструкторско-технологическо­му разделу от кафедры радиоэлектронных средств (РЭС) и записывается в бланк задания по дипломному проекту. Возможные варианты выбора технического объекта могут быть следующие:

? элементы конструкции радиоэлектронного средства и его учебная модернизация (печатная плата в сборе, другие сборочные единицы, электромеханические узлы, элементы передаточных механизмов, другие детали, типичные для РЭС);

? технологический процесс изготовления РЭС и его совершенствование (технология сборки РЭС, технология изготовления печатной платы, интегральной микросхемы, транзистора и т.п.);

? улучшение эргономических показателей РЭС (дизайн, цветовое оформление и т.п.).

Наиболее типичная проблема, с которой сталкиваются студенты при выборе технического объекта – тема дипломного проекта бывает не связана не только с каким-либо техническим объектом, но и с предприятием, имеющим отношение к проектированию, производству или эксплуатации РЭС. В этом случае студенту рекомендуется выбрать технический объект из набора тех технических средств, которые наиболее часто используются в экономических службах предприятий или организаций. В качестве таких технических средств могут быть средства вычислительной техники, средства связи, средства технического обеспечения безопасности и т.п. В состав этих средств входят как печатные платы, так и элементы несущих конструкций (корпуса, рамки, лицевые панели и т.п.) и другие типичные для РЭС элементы конструкций (радиаторы, передаточные механизмы и т.п.).

Наиболее типичными техническими объектами при выполнении дипломных проектов являются детали и сборочные единицы.

Если в качестве технического объекта выбрана сборочная единица, то на данный объект с использованием специальной формы оформляется спецификация, которая определяет состав этой сборочной единицы. Спецификация включается в состав пояснительной записки дипломного проекта в виде приложения.

На каждую деталь и сборочную единицу выполняют отдельный рабочий чертёж с основной надписью. Рабочий чертёж должен содержать все сведения для изготовления и контроля изделия:

? графические изображения, полностью отражающие его форму;

? необходимые размеры с предельными отклонениями;

? указания о шероховатости поверхностей;

? технические требования, содержащие различные данные, которые невозможно представить графически.

Рабочие чертежи должны иметь основную надпись, содержащую обозначение документа. Система обозначения чертежей устанавливается действующими ГОСТами [10].

В качестве кода организации-разработчика в БГУИР принят четырёхзначный буквенный код БГУИ.

Код классификационной характеристики присваивают изделию и конструкторскому документу в соответствии с классификатором ЕСКД. Структура кода:

Порядковый регистрационный номер присваивают из диапазона значений от 001 до 999.

Например, обозначение конструкторского документа для электронного измерителя температуры может быть следующим:

БГУИ 405123. 001.

Основная надпись для таблиц, рисунков и другого графического материала может иметь следующие особенности:

а) код организации-разработчика может состоять из пяти букв;

б) вместо классификационной характеристики изделия может указываться, что таблица (рисунок, график) относится к дипломному проекту такой-то специальности. Например: ДП I-27 01 01.

Текстовая и графическая части конструкторско-технологического подраздела проверяются и подписываются консультантом от кафедры РЭС.

Подраздел “Экономическая эффективность проектных решений ” включает расчёт экономического эффекта от внедрения предлагаемых в проектной части мероприятий. Расчёт выполняется, руководствуясь пособиями [9, 12, 14]. При этом методика расчёта экономического эффекта выбирается с учётом специфики объекта оценки студентом совместно с руководителем или консультантом.

Если расчёт экономического эффекта проводится в обоснование каждого из предложенных в проектной части мероприятий, то подраздел отдельно не выделяется.

Раздел “Охрана труда и экологическая безопасность ” включает описание и анализ опасностей и вредных факторов, формирующих условия труда на исследуемом объекте и разработку конкретных мероприятий по улучшению охраны труда и техники безопасности.

Название раздела и его содержание должно быть непосредственно связано с объектом исследования и определяется заданием, выдаваемым студенту-дипломнику консультантом.

Порядок получения и согласования задания по разделу “Охрана труда и экологическая безопасность” следующий. После утверждения темы и составления основного задания по дипломному проекту студент должен (не позже чем через неделю после начала преддипломной практики) обратиться к консультанту кафедры инженерной психологии и эргономики или кафедры экологии и получить конкретное задание по разделу. Задание может выдаваться и руководителем дипломного проекта с последующим его согласованием с консультантом от указанных выше кафедр.

При получении или согласовании темы раздела студент-дипломник должен предоставить консультанту-преподавателю исчерпывающую информацию о проектируемом объекте (назначение, область применения, технические характеристики, конструктивные особенности, условия и место эксплуатации и т.д.).

Пояснительная записка дипломного проекта завершается заключением. Рекомендуемый объём заключения 2,5-3 страницы.

В заключении последовательно излагаются цели и задачи дипломного проекта, основные теоретические положения и концепции по существу рассматриваемой проблемы, результаты анализа, выводы и практические предложения, которые содержатся в дипломном проекте.

Результаты дипломного проектирования должны дать чёткое и исчерпывающее представление об объёме проведенных исследований, их актуальности, оригинальности, организационно-технической направленности и экономической целесообразности предлагаемых направлений решения исследуемой проблемы. Экономический эффект представляется как возможный результат от внедрения предложенных в проектном разделе направлений решения проблемы.

Формулы, графики, таблицы исходных данных и полученных результатов в заключении не приводятся.

При изложении заключения необходимо придерживаться такой последовательности:

? цель исследования и пути её достижения;

? результаты теоретических исследований по рассматриваемой проблеме;

? результаты анализа деятельности предприятия и выводы;

? содержание предложений, представленных в проектном разделе и их экономическая целесообразность.

Предложения могут излагаться тезисно, по пунктам, каждый из которых может быть пронумерован.

Текст заключения должен дать полное представление о характере рассматриваемой проблемы, результатах проведенного анализа, методах и направлениях её решения.

Примерная схема содержания заключения приведена в прил. 9.

В списке литературных источников указываются все использованные при работе над дипломным проектом источники: законы, законодательные акты, стандарты и нормали, монографии, учебники и учебные пособия, статьи в журналах, других периодических изданиях, электронные публикации.

Список может составляться одним из следующих способов:

? в порядке появления ссылок в тексте пояснительной записки;

? в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий публикаций.

Примером оформления может служить список литературы данного пособия.

Эта часть пояснительной записки содержит исходные данные, которые использовались студентом-дипломником для составления таблиц, графиков, рисунков, проведения анализа. К таким материалам относятся:

? статистические данные (в форме таблиц);

? конструкторская, технологическая и другая документация;

? документы, подтверждающие использование и внедрение результатов дипломного проекта в производство и т.д.

Включение этих данных в основные разделы пояснительной записки загромождала бы текст, мешала изложению главной мысли.

Приложения помещают в конце пояснительной записки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.

2.14. Графические материалы

На защите дипломного проекта представляются демонстрационные графические материалы. Они являются обязательной частью дипломного проекта и наглядно демонстрируют результаты анализа и проектирования.

Графический материал, выносимый на защиту, обязательно должен содержаться в пояснительной записке.

Необходимое количество и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется по согласованию с руководителем дипломного проекта и консультантами (рекомендуется 4-6 листов). В общем виде графический материал должен содержать:

а) не менее трёх плакатов;

б) не менее одного чертежа.

На плакатах отражаются структура предприятия или его подразделений, динамика технико-экономических показателей, алгоритм или блок-схема решения организационно-экономических задач, технико-экономическое обоснование принимаемых решений, экономический эффект предлагаемых мероприятий и т.д. При этом могут использоваться диаграммы (линейные, столбиковые, круговые, криволинейные), графики, схемы. На чертеже даётся конструкционное решение в виде принципиальной схемы или рабочего чертежа.

3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

3.1. Требования к оформлению пояснительной записки

3.1.1. Структура и объём пояснительной записки

Общими требованиями к пояснительной записке являются:

? достаточная содержательность, позволяющая раскрыть тему дипломного проекта;

? логичность изложения материалов;

? чёткость и ясность изложения результатов, доказательств, выводов, исключающая неоднозначность их толкования.

Пояснительная записка должна содержать все разделы, перечисленные в п. 2.1 данного методического пособия.

Объём пояснительной записки 90-100 (? 10 %) страниц печатного текста.

Пояснительная записка должна быть переплетена или помещена в стандартную папку для дипломного проектирования.

3.1.2. Текст пояснительной записки

Пояснительная записка оформляется на одной стороне белой писчей бумаги формата А4.

С левой стороны страницы оставляют поле – 25 мм, с правой – не менее 10 мм, сверху – не менее 15 мм, внизу – не менее 20 мм. Поля не очерчиваются.

При компьютерном наборе пояснительной записки печать обычного текста производится шрифтом 14 пунктов. Количество знаков в строке – 60-75, межстрочный интервал – позволяющий разместить 40 (? 3) строк на странице. Текст выравнивается также с правой стороны.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью курсива, разрядки, подчёркивания, рамок и пр.

Шрифт печати должен быть чётким, лента – черного цвета средней жирности. Плотность текста дипломного проекта должна быть одинаковой.

В тексте пояснительной записки не допускается:

? применять обороты разговорной речи;

? применять для одного и того же понятия различные научные и технические термины, близкие по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

? применять произвольные словообразования;

? применять сокращения слов, кроме указанных в перечне обозначений (см. прил. 7) или установленных правилами русского языка (т.е. и т.д.).

В дипломный проект допускается вписывать отдельные слова, формулы, условные знаки чернилами, тушью, пастой только чёрного цвета. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления дипломного проекта, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста рукописным способом.

3.1.3. Нумерация и заголовки

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений даётся без знака № арабскими цифрами.

Первой страницей дипломного проекта является титульный лист, второй – задание на дипломное проектирование, затем – реферат, содержание, перечень условных обозначений и т.д.

Номера страниц проставляются в правом верхнем углу листа без точки, начиная с “Введения” и заканчивая “Приложениями”.

Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Расстояние между заголовком раздела и заголовком подраздела должно составлять два интервала. Текст подраздела и пункта пишется с интервалом в одну строку после заголовка. Текст каждого подраздела должен быть разбит по смысловому значению на абзацы.

Наименование раздела пишется прописными буквами высотой не менее 5 мм без точки в конце заголовка. Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов пишутся строчными буквами, первая буква – прописная. Заголовки не подчёркиваются. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Нумерацию подразделов и пунктов следует делать сквозной внутри раздела, с двойным и тройным обозначением, например, 2.3 – третий подраздел второго раздела; 2.3.4 – четвёртый пункт третьего подраздела второго раздела.

3.1.4. Таблицы и выводы

Таблица – это цифровой и текстовый материал, сгруппированный в определённом порядке в горизонтальные строки и вертикальные графы (столбцы), разделённые линейками. Таблицы применяются для большей наглядности и удобства сравнения показателей.

Таблица приводится после её первого упоминания в тексте. Нумерацию таблиц рекомендуется делать по разделам. Над таблицей в правом верхнем углу пишут: Таблица 1.1, Таблица 2.3 и т.д. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Название таблицы располагают над таблицей в центре строки, пишут строчными буквами, первая буква – прописная.

Заголовки граф таблиц начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. Заголовки указываются в единственном числе.

№ п.п. выделять отдельной графой не следует. При необходимости нумерации показателей порядковые номера указываются в боковике таблицы перед их наименованием.

Строки таблицы пишутся строчными буквами, первая – прописная.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. В этом случае, ниже заголовка должна следовать строка с номерами граф (столбцов), которая повторяется над частью таблицы, которая переносится. После переноса пишут “Продолжение табл. 1.2”, заголовок не повторяют.

Если повторяющийся в разных строках графы текст состоит из одного слова, допускается после написания его в первой строке, в остальных заменять кавычками; если из двух и более слов – заменять словами “То же”, а в остальных строках кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр. Если цифры или иные данные в какой-либо строке не приводятся, то в ней ставят прочерк.

На все таблицы, приведенные в пояснительной записке, должны быть ссылки в тексте, при этом слово “таблица” в тексте пишут сокращённо, например “табл. 2.3”. При повторных ссылках на таблицы указывается сокращённое слово “смотри”, например, “см. табл. 2.3”.

Числовые значения показателя проставляют на уровне последней строки его наименования. Цифры в графах таблицы должны проставляться по центру и так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.

3.1.5. Требования к иллюстративному материалу пояснительной записки

Все виды иллюстративного материала в пояснительной записке (структурные и принципиальные схемы, графики, чертежи, плакаты, фотографии и т.п.) именуются словом “рисунок”.

Все рисунки выполняются с помощью текстовых редакторов ЭВМ или с использованием чертёжных принадлежностей. Подписи к рисункам должны выполняться тем же шрифтом, что и текст пояснительной записки.

Нумерацию рисунков делают в пределах раздела, например, рис. 1.2 (второй рисунок первого раздела). Наименование рисунка помещают под рисунком, при необходимости с поясняющими рисунок подписями.

Структурные, функциональные и принципиальные схемы, а также графики, гистограммы и т.д. в тексте пояснительной записки приводятся без основной надписи.

Ссылка на рисунки в тексте пояснительной записки производится аналогично ссылкам на таблицы.

3.1.6. Правила написания математических формул

Математические формулы и уравнения являются составной частью текста пояснительной записки, поэтому они не должны нарушать его грамматической структуры.

Формулы и уравнения выделяются из текста записки пробельными строками. Выше и ниже каждой формулы (уравнения) должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула или уравнение не умещаются в одну строку, их следует переносить на знаках сложения, вычитания, умножения, равенства, повторив знак в начале переноса. При написании дроби знаки сложения, вычитания, корня, равенства и т.д. необходимо вписывать так, чтобы их середина была расположена строго против горизонтальной черты.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они используются в тексте впервые, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле, в исходных данных или найдены в предыдущих пунктах расчёта. Допускается располагать значения символов в подбор.

Символ отделяют от пояснения знаком тире. В конце каждой расшифровки ставят точку с запятой, после последней – точку.

Первая строка пояснения должна начинаться со слова “где” без двоеточия после него. В этом случае после формулы ставят запятую, в других случаях – точку.

Формулы и уравнения следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы в этом случае будет состоять из номера раздела и порядкового номера формулы в этом разделе, разделённых точкой.

Пример написания и обозначения формулы:

Процент дополнительной заработной платы ( ) можно рассчитать по следующей формуле

где – дополнительная заработная плата основных производственных рабочих, руб.;

– основная заработная плата основных производственных рабочих, руб.

Ссылки на номера формул дают в круглых скобках.

Формулы вставляются в текст пояснительной записки с использованием редактора формул – Math Type: Equation.

3.1.7. Единицы измерения, размерности и индексы

В пояснительной записке единицы измерения и другие размерности должны соответствовать международной системе СИ и ГОСТам.

В таблицах, выводах, на чертежах и графиках в расшифровке формул размерности пишутся в сокращённом виде.

Нижними (подстрочными) индексами при буквенных обозначениях могут быть цифры (И1 ), строчные буквы русского алфавита (Кп ), буквы латинского и греческого алфавита (Vx. V? ). Отдельные слова, формулы, условные знаки можно вписывать чертёжным шрифтом.

3.1.8. Ссылки на использованные источники

В пояснительной записке к дипломному проекту студент обязан давать ссылки на использованные источники. Это позволяет при необходимости разыскать первоисточники информации, проверить её достоверность.

Ссылка на источник в тексте осуществляется путём приведения в квадратных скобках его номера по списку. Если источник имеет небольшой объём или используются его идеи или методики, то достаточно привести лишь номер источника. Например, расчёт себестоимости единицы продукции произведен (или производим) по методике, изложенной в [7]. Если же осуществляется прямое цитирование, необходимо указать номер источника, номер страницы, номер таблицы. Например: [13. с.231, табл. 2.7] (здесь 13 – номер источника в списке, 231 – номер страницы, 2.7 – номер таблицы).

3.1.9. Оформление библиографического указателя (литература)

Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 с указанием или без указания объёма в страницах. Примеры описания приведены ниже.

1. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные одним-тремя авторами. Бабук, И. М. Экономика предприятия: Учеб. пособие для студ. техн. спец. / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006.

2. Монографии, учебники, учебные пособия, написанные более чем тремя авторами. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич [и др.]; Под общ. ред. А. И. Ильина, В. П. Волкова. – М. Новое знание, 2003.

3. Стандарты. ГОСТ 2. 106-96. Международный стандарт ЕСКД. Текстовые документы. – Введ. 1997-10-01. – М. Стандартинформ, 2005.

4. Статья из сборника. Александров, А. В. Оценка уровня использования материальных ресурсов в промышленности Республики Беларусь // Проблемы экономики в переходном периоде: Сб. статей молодых учёных. – Минск: БГЭУ, 2001. – С. 3-6.

5. Статья из журнала. Давыдов, А. Г. Совершенствование оперативного планирования работы вспомогательных цехов // Информатика. 2006. № 2 (9). С.47-49.

6. Тезисы докладов. Александров, А. В. Система показателей оценки использования материальных ресурсов // Повышение эффективности производства и мотивации труда. Тез. докл. науч. конф. Бобруйск, 22 дек. 2000 г. / Бобруйский филиал Белорус. гос. экон. ун-та. – Бобруйск, 2000. – С. 26 – 27.

7. Интернет-ресурс. Наганова, Т. Е. Так что же считать НМА предприятия? // (http://www.br.minck.by). С.27-29.

3.1.10. Оформление приложений

Приложения располагаются в конце пояснительной записки после списка использованных источников. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы с правой стороны прописными буквами пишется слово “ПРИЛОЖЕНИЕ”. Если в пояснительной записке более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами. Например, ПРИЛОЖЕНИЕ 3. В следующей строке по центру даётся содержательный заголовок приложения.

Рисунки, таблицы, формулы, помещённые в приложениях, нумеруются в пределах каждого приложения. Например: Рис. П 2.3 (третий рисунок второго приложения, Таблица П 1.1 (первая таблица первого приложения), (П 1.2) – (вторая формула первого приложения).

Связь приложений с текстом пояснительной записки осуществляется через ссылки, употребляемые со словом “смотри”, его принято сокращать и помещать вместе с указанием номера приложения в скобках. Например, (см. прил. 10). Приложения – это составная часть пояснительной записки, поэтому на каждое приложение в пояснительной записке должна быть ссылка.

Страницы приложений нумеруются вместе с остальной частью пояснительной записки.

3.2. Требования к оформлению графического материала

Графическая часть дипломного проекта должна иметь прямое отношение к теме проекта. Чертежи и другие графические материалы должны быть подобраны так, чтобы в совокупности с докладом раскрывали сущность проделанной студентом работы.

Общее количество графического материала, как указывалось в п. 2.3, должно быть в количестве 4-6 листов.

Чертежи, таблицы, рисунки, плакаты и т.д. представляются на листах ватмана формата А1 и могут быть выполнены с использованием чертёжных принадлежностей или путём распечатки на плоттере. В любом случае должны соблюдаться ГОСТы.

На всех демонстрационных плакатах и чертеже в правом нижнем углу располагается штамп основной надписи. Примеры заполнения основной надписи представлены в прил. 10.

3.3. Требования к оформлению проекта на электронном носителе

В качестве электронных носителей могут быть использованы дискеты или компакт-диски. Все файлы дипломного проекта должны быть расположены в одной папке. Графический материал приложения представляется отдельными файлами. Допускается выделять отдельными файлами титульный лист, задание по дипломному проекту, реферат.

Имя папки должно состоять из названия темы дипломного проекта, номера группы, фамилии и инициалов студента, фамилии и инициалов руководителя, года защиты проекта.

Пояснительная записка представляется в формате RTF или MS Word 2000-2004.

Приложения могут быть представлены в формате HTML, RTF, MS Word 2000-2004, MS Excel, MS Access, MS Power Point или в виде графического файла в формате JPG. Файлы приложений должны быть обозначены, например ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2, задание по дипломному проекту и т.д.

Если в качестве приложений используются бланки или распечатки из специализированных программных приложений, то они должны быть отсканированы как графические объекты и сохранены в формате JPG.

Электронный носитель должен иметь этикетку с указанием темы дипломного проекта, номера группы, фамилии и инициалов дипломника, фамилии и инициалов руководителя, года защиты проекта (прил. 11).

4. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ЗАЩИТЕ

Подготовка к защите дипломного проекта включает: составление текста доклада, согласование его с руководителем дипломного проекта, подготовку графической части проекта.

При подготовке доклада необходимо тщательно отредактировать его текст, стремясь к чёткости формулировок, избегая шаблонных фраз, общих слов.

Доклад должен содержать следующие основные вопросы:

? полное наименование темы дипломного проекта;

? обоснование актуальности темы проекта;

? краткий анализ существующей на предприятии организации производства, управления, технико-экономические показатели работы предприятия (подразделения), выводы;

? принятые решения, их новизна, значимость, экономическая эффективность от внедрения;

? заключение о возможности реализации предложений.

Доклад должен быть тесно увязан с графическим материалом и таблицами. На все чертежи, графики, таблицы, представленные ГЭК, должны быть сделаны ссылки в докладе. Графический материал должен быть расположен в последовательности, соответствующей изложению материала в докладе.

Следует стремиться подчеркнуть в докладе всё то новое, что внесено и предложено самим студентом-дипломником. Во время доклада студент имеет право пользоваться кратким конспектом, обращаться к данным пояснительной записки. Немаловажное значение имеет поведение студента во время защиты, его умение аргументированно защищать принятые им проектные решения, следить за установленным регламентом выступления. Рекомендуемое время доклада – до 10 минут.

После окончания доклада члены ГЭК задают интересующие их вопросы. Вопросы могут касаться как темы выполненного проекта, так и носить общий характер в пределах дисциплин специальности, изучаемых на протяжении обучения в вузе. Уяснив сущность вопроса, студент должен дать краткий ответ. Если вопрос неясен студенту, он может попросить повторить его или уточнить. Во время ответа можно пользоваться пояснительной запиской, графическим материалом, представленными таблицами. Студент имеет право обдумать вопрос. В ответе студент-дипломник должен продемонстрировать умение быстро ориентироваться в различных вопросах, показать научную и общую эрудицию.

Ответы на замечания рецензента по дипломному проекту должны быть заранее согласованы с руководителем (консультантом), продуманы и чётко сформулированы.

ГОСТ 2.105-95. Межгосударственный стандарт ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – Введ. 01.01.1997. – М. Стандартинформ, 2005.

ГОСТ 2.106-96. Межгосударственный стандарт ЕСКД. Текстовые документы. – Введ. 01.10.1997. – М. Стандартинформ, 2005.

ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 01.11.2004. – Мн. БелГИИСС, 2004.

ГОСТ 7.82-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 01.01.2003. – Мн. БелГИСС, 2002.

Инструкция по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях. Утверждена приказом Министра образования Республики Беларусь 27 июня 1997 № 356.

Конструкторская документация. Чертежи деталей: Учеб. пособие по курсу “Конструирование РЭУ” для студ. спец. “Проектирование и производство РЭС” / Ж.С.Воробьева, Н.С.Образцов, Н.А.Смирнова и др. – Мн. БГУИР, 2003.

Методические рекомендации по прогнозированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь. – М. РУП “Промпечать”, 2004.

Основы конструирования изделий радиоэлектроники: Учеб. пособие по курсу “Основы конструирования изделий радиоэлектроники” для студ. спец. Э.03.01.00 “Экономика и управление предприятием” днев. и заочн. форм обучения / Ж.С. Воробьева, Н.С.Образцов, Н.А.Смирнова и др. – Мн. БГУИР, 2001.

Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 31.08.2005, № 158. – Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005, № 158, рег. № 8/13184.

Разработка и оформление конструкторской документации РЭА: Справочное пособие / Э.Т.Романычева, А.К.Иванова, А.С.Куликов и др. – М. Радио и связь, 1989.

Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. 8-е изд. – Мн. Новое знание, 2003.

Садовская Т.В. Экономика предприятия радиоэлектронной промышленности: Метод. пособие к выполнению курсовой работы по теме “Экономическое обоснование инвестиционного проекта по производству нового изделия” для студ. спец. “Экономика и организация производства” дневн. и заочн. форм обучения. – Мн. БГУИР, 2006.

Старова Л.И. Методические указания к практическим занятиям по курсам “Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия” и “Анализ хозяйственной деятельности предприятия”. В 2 ч.

Ч. 1. – Мн. БГУИР, 1999.

Ч. 2. – Мн. БГУИР, 2001.

Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: Метод. пособие для студ. всех спец. БГУИР дневн. и заочн. форм обуч. В 4 ч.

Ч. 1: Научно-исследовательские проекты / Г.Т.Максимов. – Мн. БГУИР, 2003.

Ч. 2: Расчёт экономической эффективности инвестиционных проектов / А.А.Носенко, А.В.Грицай. – Мн. БГУИР, 2003.

Ч. 3: Методика расчёта экономической эффективности инновационных технологий / Л.И.Старова. – Мн. БГУИР, 2004.

Пример написания заявления на утверждение темы дипломного проекта

Заведующему кафедрой менеджмента БГУИР

ОАО – открытое акционерное общество;

ТЭП – технико-экономические показатели;

ОП – объём производства;

ОР – объём реализации;

ПТ – производительность труда;

ИП – источник питания.

Примечание. Условные обозначения составляются к конкретному дипломному проекту. В разных дипломных проектах одна и та же аббревиатура может иметь разное значение.

Схема написания введения к дипломному проекту

Актуальность темы дипломного проекта.

Объект исследования (например: в качестве объекта исследования было выбрано такое-то предприятие – ведущий производитель такой-то продукции в Республике Беларусь. Данное предприятие характеризуется… Именно поэтому представляет интерес проанализировать … ).

Предмет исследования (например: себестоимость и пути её снижения или финансовое состояние предприятия и пути его улучшения или организация технико-экономического планирования на предприятии и пути его совершенствования и т.д. ).

Цель исследования (например: на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на конкретном объекте, найти возможные конкретные пути её решения, доказав их целесообразность и эффективность).

Задачи исследования (например: достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:… ).

Методы исследования (например: для решения поставленных задач в дипломном проекте использовались такие-то методы ).

Источники информации: (например: годовой отчёт предприятия за 2005, 2006 и 2007 годы; бизнес-план предприятия; план технического развития предприятия на 2005-2010 годы и т.д.).

Схема написания заключения к дипломному проекту

Актуальность темы дипломного проекта.

Цель дипломного проекта. Например: Цель дипломного проекта состояла…

Данная цель была достигнута путём разработки конкретных предложений…

Для этого в научно-исследовательском разделе были рассмотрены…

В аналитическом разделе проведен анализ … Анализ показал (дать краткое содержание выводов).

В проектном разделе на основании результатов анализа и выявленных при этом недостатков разработаны конкретные предложения, позволяющие решить исследуемую проблему, в частности:(перечислить в виде пунктов предложения с их кратким содержанием по всем подразделам проектной части и разделу по охране труда и экологической безопасности).

Экономическая целесообразность предложений. Например: Предложенные мероприятия позволяют … Указать возможность внедрения, экономический и социальный эффект.

Форма и примеры заполнения штампов (основных надписей)

Форма и размеры штампа на рабочих чертежах и плакатах

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 080104 Экономика труда подготовка и защита дипломной работы – непременное условие профессиональной квалификации студента и признания его специалистом с высшим образованием.

Методические указания по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения специальности 080507 – «Менеджмент организации».

Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальности 080504 (061 ) – «Государственное

Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальности 080504 (061 ) – «Государственное

Перестройка Сталина и по сей день является тайной, в книге мы ее рассмотрим и подтвердим во всех возможных подробностях, которые сами по себе, в отдельности, являются детективными сюжетами.