Категория: Руководства
Утверждено
распоряжением Минтранса России
от 19.06.2003 г. № ОС-555-р
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ИНТЕНСИВНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
МИНИСТЕРСТВОТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
Разработаны ОАО «ГИПРОДОРНИИ» в части прогнозирования интенсивности движения на автомобильных дорогах общего пользования и НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры в части прогнозирования интенсивности движения на улично-дорожной сети городов, а также в пригородной зоне крупных городов при оценке интенсивности движения автотранспорта, выезжающего с рекреационными целями.
Внесены Управлением дорожной политики и развития сети автомобильных дорог.
Утверждены в качестве отраслевой дорожной методики (ОДМ) для опытного применения распоряжением Росавтодора № ОС-555-р от 19 июня 2003 г.
Настоящее Руководство предназначено для расчета существующейи прогнозирования ожидаемой на соответствующий перспективный периодсреднегодовой суточной интенсивности движения на участках сети автомобильныхдорог общего пользования, на улично-дорожной сети (УДС) городов, в пригороднойзоне крупных городов при оценке интенсивности движения автотранспорта,выезжающего с рекреационными целями, а также средней скорости движенияавтотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок на сетиавтомобильных дорог общего пользования при планировании дорожных работ, разработкепрограмм развития и совершенствования сети автомобильных дорог разного уровня,обоснованиях инвестиций на отдельные автомобильные дороги и сооружения на них.Руководство позволяет рассчитывать «шахматки» корреспонденций между отдельныминаселенными пунктами, районами и территориями.
При планировании строительства и реконструкции автомобильныхдорог общего пользования настоящее Руководство дает возможность оценитьожидаемую интенсивность движения на автомобильных дорогах задолго до выполненияработ без проведения детальных экономических изысканий в части сбора данных обобъемах грузовых и пассажирских перевозок.
При установлении соответствия численности населенияпроизводственным мощностям отдельно стоящим предприятиям, Руководство такжеможно использовать для прогнозирования интенсивности движения на дорогах,обеспечивающих технологические перевозки, например, нефтяной и газовой добычи.
Руководство не распространяется на прогнозированиеинтенсивности движения автотранспорта при наличии платных участковавтомобильных дорог и улиц, ограничений, связанных с дефицитом парковочных меств городах, при введении платы за парковку или за въезд в отдельные районы изоны городов для определенных категорий транспортных средств.
В настоящем Руководстве используются нормативные ссылки на СНиП 2.05.02-85«Автомобильныедороги» иВСН42-87«Инструкция по проведению экономических изысканий для проектированияавтомобильных дорог».
1.ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Общие положения
1.1.1. В соответствии с настоящим Руководством расчетсуществующей и прогнозирование перспективной интенсивности движения наавтомобильных дорогах заключается в определении вероятного количестваавтотранспортных средств, совершающих поездки между парами корреспондирующихнаселенных пунктов рассматриваемой территории, корреспонденции между которымиявляются значимыми. При этом прогнозирование интенсивности движения сводится кформированию потоков имеющегося или перспективного парка автотранспортныхсредств на соответствующей сети автомобильных дорог рассматриваемой территории.
1.1.2. Реализация программ развития сети автомобильныхдорог, особенно в части сокращения перепробега, оказывает существенное влияниена эффективность работы автотранспорта и сопровождается изменениями егоинтенсивности и маршрутов движения. Эти изменения связаны с генерациейавтотранспортных потоков и их перераспределением на сети дорог. Чем болеесущественны изменения в сети дорог, тем значительнее изменения в объемах имаршрутах автотранспортных потоков. Изменения последних могут быть выявленытолько в результате учета изменений в условиях движения автотранспорта,совершающего поездки между корреспондирующими пунктами, в том числе ивозможности использования более коротких и комфортабельных маршрутов.
1.1.3. При расчете интенсивности движения между паройкорреспондирующих населенных пунктов кратчайшее расстояние между нимиустанавливают исходя из времени и комфортабельности сообщения. В связи с этимпри расчетах используют приведенную длину участков автомобильных дорог.Коэффициент приведения длины участков дорог устанавливают по соотношениюскорости движения на рассматриваемом участке к скорости движения при эталонныхусловиях движения. В качестве эталонных условий при определении коэффициентаприведения длин участков автомобильных дорог принято движение по дороге Iб категории с разделительной полосой.
1.1.4. Интенсивность движения между корреспондирующиминаселенными пунктами зависит от численности населения в этих пунктах. Припрогнозировании интенсивности движения используется сумма численности населенияв корреспондирующих пунктах. Однако при равной суммарной численности населенияв корреспондирующих пунктах, но разном ее соотношении (300 тыс. жит. + 300 тыс.жит. и 590 тыс. жит. + 10 тыс. жит.), интенсивность движения будет разной.Поэтому интенсивность движения следует рассчитывать по приведенной суммарнойчисленности населения в двух корреспондирующих населенных пунктах, определяемойпо численности населения в меньшем из пунктов и по соотношению численностинаселения в них.
1.1.5. Интенсивность движения, при прочих равных условиях,зависит от административной значимости и подчиненности корреспондирующихнаселенных пунктов, т.е. от уровня их связанности. С целью учета этих факторовнаселенные пункты рекомендуется подразделять на следующие группы:
1 группа - территориальные центры и города федеральногоподчинения;
2 группа - районные центры и города территориальногоподчинения;
3 группа - прочие города, поселки городского типа ицентральные усадьбы;
4 группа - прочие сельские населенные пункты.
1.1.6. Корреспонденции между населенными пунктами являютсязначимыми, если для их реализации требуется более 1 авт./месяц.
1.1.7. Рассматриваемую территорию устанавливают с учетомвозможности определения интенсивности движения транзитных относительноисследуемой территории автотранспортных средств в зависимости от численностинаселения в территориальных центрах разрабатываемых программ развития исовершенствования сети автомобильных дорог или объектов дорожногостроительства.
При разработке Национальной программы рассматриваемаятерритория должна включать территорию Российской Федерации и территориисоседних государств на глубину, определяемую по численности населенияприграничных территориальных центров или крупнейших городов, зона рассмотрениякоторых перекрывает зону рассмотрения приграничных территориальных центров. Приэтом на территории Российской Федерации подлежат учету населенные пункты 1 - 2групп, а на территории соседних государств - 1 группы и прочие города счисленностью населения более 50 тыс. жит.
При разработке Региональных программ рассматриваемаятерритория должна включать территорию исследуемого региона и территориисоседних регионов на глубину, определяемую по численности населениятерриториальных центров, а в случае рассмотрения приграничных регионов - исоседних государств. При этом на территории исследуемого региона подлежат учетунаселенные пункты 1 - 3 групп, а на территории соседних регионов и государств -1 - 2 групп и прочие города с численностью населения более 10 тыс. жит.
При разработке территориальных программ рассматриваемаятерритория должна включать территорию исследуемого субъекта и территориисоседних субъектов РФ, а в случае рассмотрения приграничных территорий - исоседних государств, на глубину, определяемую по численности населения втерриториальном центре. При этом на территории исследуемого субъекта подлежатучету все населенные пункты, имеющие выход на дороги общего пользования, натерритории соседних субъектов и государств - 1 - 2 групп и прочие города с численностьюнаселения более 4 тыс. жит.
1.1.8. При обосновании инвестиций на развитие отдельнойдороги рассматриваемая территория должна включать обслуживаемую дорогойтерриторию Российской Федерации, а для объектов, обеспечивающих внешниеавтотранспортные связи, - и территории соседних государств. Ширинуобслуживаемой территории следует принимать до 100 км в каждую сторону отрассматриваемой дороги, а при отсутствии параллельных дорог в этой зоне - допараллельных дорог, но не более 500 км. Подлежащие при этом учету населенныепункты определяют по их удаленности от дороги и значимости последней. Натерритории, прилегающей к дороге, следует учитывать все населенные пункты, а помере удаления от дороги - только населенные пункты более высокого ранга.
Интенсивность движения на конкретном участке автомобильнойдороги формируется в результате суммирования интенсивности движения,рассчитанной между всеми парами населенных пунктов, связь между которымиосуществляется с использованием данного участка.
1.1.9. Формирование потоков автотранспорта следует выполнятьс разделением по типам на легковые автомобили, автобусы и грузовыеавтотранспортные средства.
1.1.10. Интенсивность движения между парой рассматриваемыхкорреспондирующих пунктов определяют по формуле
где Nij - ожидаемая среднегодовая суточнаяинтенсивность движения между i-ми j-мнаселенными пунктами, авт./сут;
Рр - суммарная приведенная численностьнаселения в i-ми j-мнаселенных пунктах, жит.;
Кс - коэффициент связанности i-го и j-го населенных пунктов, определяемый взависимости от их административной значимости и подчиненности;
Qл- существующий или перспективный уровень насыщения территории легковымиавтомобилями, авт./1000 жит.;
Vл- средняя скорость движения легковых автомобилей в эталонных условиях,принимается равной 83 км/ч;
tл - средняя продолжительность работы в течениесуток легковых автомобилей, ч/сут;
Кл - коэффициент, характеризующийпользование легковыми автомобилями;
Lпр - приведенное расстояние между i-ми j-мнаселенными пунктами, км;
Qa- существующий или перспективный уровень насыщения территории автобусами,авт./1000 жит.;
Va- средняя скорость движения автобусов в эталонных условиях, принимается равной60 км/ч;
tа - средняя продолжительность работы в течение сутокавтобусов, ч/сут;
Ка - коэффициент, характеризующийиспользование автобусов;
Qг- существующий или перспективный уровень насыщения территории грузовымиавтотранспортными средствами, авт./1000 жит.;
Vг- средняя скорость движения грузовых автотранспортных средств в эталонныхусловиях, принимается равной 75 км/ч;
tг - средняя продолжительность работы в течениесуток грузовых автотранспортных средств, ч/сут;
Кг - коэффициент, характеризующийиспользование грузовых автотранспортных средств;
a - показатель степени, используемый при расчетеинтенсивности движения грузовых автотранспортных средств.
1.1.11. Интенсивностьи скорость движения на участках сети автомобильных дорог устанавливают врезультате выполнения нескольких итерационных расчетов ожидаемой интенсивностимежду всеми парами корреспондирующих населенных пунктов. После выполнениярасчетов на соответствующем шаге итерации для каждого участка сетиавтомобильных дорог определяют скорость, которую должен иметь потокрассчитанной интенсивности при данных дорожных условиях, и сопоставляют ее соскоростью, принятой при данном шаге итерационного расчета. В случае, если этискорости движения отличаются более, чем на 1 км/ч, для данного участкапереопределяют скорость движения и его приведенную длину. После рассмотрениявсех участков сети автомобильных дорог расчет повторяют.
Итерационные расчеты повторяют до тех пор, пока хотя бы наодном участке сети автомобильных дорог скорость, принятая при расчетеинтенсивности движения на данном шаге итерации, будет отличаться более, чем на1 км/ч от скорости, рассчитанной при интенсивности движения, полученной наданном шаге итерации, т.е. до достижения соответствия между скоростью иинтенсивностью движения на всех участках сети автомобильных дорог.
1.1.12. Интенсивность движения, рассчитанную присуществующих показателях работы автотранспорта и состоянии сети автомобильныхдорог, целесообразно сопоставлять с данными учета интенсивности движения,проводимого дорожно-эксплуатационной службой в соответствии с действующими нормативнымидокументами по учету интенсивности движения, и контрольного учета движения,проводимого проектной организацией при разработке обоснований инвестиций иинженерного проекта в соответствии с ВСН42-87. По результатам сопоставления расчетных и фактических данных делаетсязаключение о достоверности результатов расчета и о необходимости корректировкииспользованных при расчете интенсивности движения исходных данных.
1.2.Подготовка исходных данных
Определение суммарнойприведенной численности населения
1.2.1. Суммарную приведенную численность населения для i-го и j-го корреспондирующих населенных пунктовопределяют в зависимости от соотношения численности населения в них:
- при отношении численности населения в большем населенномпункте (Pmax)к численности населения в меньшем населенном пункте (Pmin) меньше 7,38, - по формуле
вовсех остальных случаях - по формуле
Определениекоэффициента связанности населенных пунктов
1.2.2. Коэффициент связанности между i-м и j-м корреспондирующими населеннымипунктами определяют в зависимости от их административной значимости иподчиненности по табл. 1.1.
Определениепоказателей, используемых для расчета интенсивности движения соответствующихтипов автотранспортных средств
1.2.3. При расчете существующей интенсивности движенияпоказатели уровня насыщения соответствующими типами автотранспортных средствустанавливают на основе данных статистической отчетности или материалов ГИБДДМВД РФ для каждого субъекта федерации. При разработке территориальных программи обосновании инвестиций на отдельные объекты следует принимать единый уровеньнасыщения соответствующими типами автотранспортных средств - для исследуемойтерритории.
1.2.4. При разработке региональных программ и Национальнойпрограммы следует принимать данные для соответствующих территорий и увеличиватьих на 30 и 60 % соответственно для компенсации погрешности, возникающей из-занеучета мелких населенных пунктов.
1.2.5. При прогнозировании интенсивности движения на10-летнюю перспективу уровень насыщения легковыми автомобилями рекомендуетсяувеличивать в 1,4 - 1,6 раза и грузовыми автотранспортными средствами - в 1,3 -1,5 раза, а на 20-летнюю перспективу - в 2,0 - 2,4 раза и в 1,6 - 1,8 разасоответственно. При прогнозировании интенсивности движения на другиеперспективные периоды эти показатели можно принимать исходя из указанных данныхна основе интерполяции и экстраполяции.
1.2.6. Среднюю продолжительность работы в течение сутоклегковых автомобилей следует принимать равной 1 ч/сут.
1.2.7. Коэффициент, характеризующий пользование легковымиавтомобилями в будние дни, определяют по формуле
Кл = 1 - (Dн + Dр), (4)
где Dн - доля автомобилей, учтенных вматериалах статистической отчетности, но не используемых из-за техническихнеисправностей (при отсутствии данных можно принимать равной 0,15);
Dр- половина доли автомобилей,используемых с рекреационными целями для выезда на дачные участки в период сапреля по октябрь, а также с другими целями только в воскресные ипраздничные дни (при отсутствии данных можно принимать равной0,1).
1.2.8. Среднюю продолжительность работы в течение сутокавтобусов определяют по формуле
гдеТна - средняя продолжительность работы автобусов в наряде, ч;
2 - средняя продолжительность простояавтобусов во время обеда и отдыха водителей, ч.
1.2.9. Коэффициент, характеризующий использование автобусов,определяют по формуле
где Га - коэффициент готовности автобусов(доля технически исправных из учтенных в материалах статистической отчетностиили ГИБДД);
Ква - коэффициент выхода автобусов на линию.
1.2.10. Среднюю продолжительность работы в течение сутокгрузовых автотранспортных средств определяют по формуле
где Тнг - средняя продолжительностьработы грузовых автотранспортных средств в наряде, ч;
1,5 - средняяпродолжительность простоя грузовых автотранспортных средств во время обеда иотдыха водителей, ч.
1.2.11. Коэффициент, характеризующий использование грузовыхавтотранспортных средств, определяют по формуле
где Гг - коэффициентготовности грузовых автотранспортных средств (доля технически исправных изучтенных в материалах статистической отчетности или ГИБДД);
Квг - коэффициент выхода грузовых автотранспортных средствна линию.
1.2.12. Среднюю продолжительность работы в наряде,коэффициенты готовности и выхода на линию автобусов и грузовых автотранспортныхсредств принимают согласно территориальным статистическим данным.
1.2.13. При отсутствии статистических данных уровеньнасыщения легковыми автомобилями можно принимать равным 90 - 110, автобусами -3 и грузовыми автотранспортными средствами - 20 - 22 авт./тыс. жит. Среднююпродолжительность работы в наряде автобусов можно принимать равной среднемузначению по России, - 11,6 ч, а грузовых автотранспортных средств - 9,1 ч.Коэффициент использования грузовых автотранспортных средств для существующегосостояния можно принимать равным 0,25, а на перспективу - 0,5 - 0,6,коэффициент использования автобусов для существующего состояния можно приниматьравным 0,6, а на перспективу - 0,7 - 0,8.
Определениеприведенного расстояния между корреспондирующими пунктами
1.2.14. Приведенное расстояние между корреспондирующиминаселенными пунктами определяют как сумму приведенных длин участковавтомобильных дорог, соединяющих их:
гдеLz- приведенная длина z-гоучастка, км.
При расстоянии между населенными пунктами менее 10 кмпринимается расстояние, равное 10 км.
1.2.15. В качестве участка принимается отрезок автомобильнойдороги между точками, являющимися населенными пунктами, пересечениями, или в которыхизменяются технические параметры дороги, оказывающие влияние на скоростьдвижения автотранспортных средств.
1.2.16. Приведенную длину участка автомобильной дорогиопределяют по соотношению средней скорости движения грузовых автотранспортныхсредств на эталонном и конкретном участке с учетом ее снижения местнымиусловиями:
гдеLф- физическая длина z-гоучастка дороги, км;
Vz- средняя скорость движения грузовых автотранспортных средств на z-м участке дороги, км/ч;
dV- коэффициент снижения скорости движения в населенных пунктах;
dR- коэффициент снижения скорости движения объектами регулирования движения.
1.2.17. При первой итерации в качестве средней скоростидвижения принимают среднюю скорость одиночных грузовых автотранспортных средствсредней грузоподъемности, реализуемую при соответствующих техническихпараметрах участка автомобильной дороги. Эту скорость следует определять всоответствии с действующими методиками оценки транспортно-эксплуатационныхкачеств автомобильных дорог. При соответствии технических параметров участковдорог (ровность, коэффициент сцепления и т.п.) определенным категориям этускорость можно принимать по табл. 1.2.
Для участков автомобильных дорог с паромными переправами ипрочими объектами, прерывающими движение на длительный период (пограничныепереходы), скорость движения устанавливают с учетом всех видов задержек.
Категория участка дороги
1.2.18. На участкахавтомобильных дорог, прилегающих к населенным пунктам, скорость движенияустанавливают с учетом влияния населенного пункта, обусловленного движениемместных автомобилей населенных пунктов, для чего определяют коэффициентснижения скорости движения в населенном пункте и длину зоны влияния населенногопункта.
1.2.19. Коэффициент снижения скорости движения в населенныхпунктах за счет местного транспорта определяют в зависимости от численностинаселения в нем, Р, жит.:
- при численности населения 3 тыс. жит. и более - по формуле
dV = 0,8 - 0,0434·(Ln(P) - 11,51); (11)
- при численности населения менее 3 тыс. жит. - принимаютравным 0,95.
Длину зоны влияния населенного пункта, Lв,км, определяют в зависимости от численности населения в нем по формулам:
- при численности населения 100 тыс. жит. и более
- при численности населения менее 100 тыс. жит.
Lв = Ln(P) / (12,51 - Ln(P)). (13)
Значения коэффициентов снижения скорости движения научастках, прилегающих к центрам населенных пунктов и длин зоны влияниянаселенных пунктов при соответствующей их численности, приведены в табл. 1.3.
РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНТРАНСА РФ ОТ 19.06.2003 N ОС-555-Р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "РУКОВОДСТВА ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ" (ДЛЯ ОПЫТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ)"