Руководства, Инструкции, Бланки

постановление о предоставлении результатов орд бланк img-1

постановление о предоставлении результатов орд бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовному делу

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовному делу

Материал из CrimLib.info

Ст. 1 ФЗ "Об ОРД" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013), определены цели ОРД -защита от преступных посягательств. Инструкция о порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд. от 27.09.2013.

В постановлении о производстве ОРМ должна быть указана цель, Задачи ОРД - ст. 2 ФЗ, борьба с преступностью, розыск, добывание информации, конфискация. Органы, осуществляющие ОРД (ст. 13).

Результаты ОРД - сведения, получ. в соотв. с ФЗ о приготовлении к преступлению и лицах, их совершивших. Не может рассматриваться как самостоятельное доказательство. Следователь не является субъектом ОРД, может только участвовать в планировании. Результатов ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; используются в доказывании по уголовным делам.

Предоставляются в виде: рапорта об обнаружении признаков преступления; сообщения о результатах ОРД. Получив уголовное дело, необходимо обратить внимание на это. Результаты ОРД предоставляются на основании постановления о предоставлении о предоставлении руководителя органа (начальника или его заместителя), - в двух экземплярах (1 следователю).

При предоставлении проверочной закупки; контролируемой поставки; оперативного эксперимента, оперативного внедрения, прилагается постановление о проведении ОРМ, утвержденного руководителем органа (начальника или его заместителя).

В случае ограничения конституционных прав граждан, приобщаются копии судебных решений.

Допускается предоставление материалов в копиях, выписках, в том числе с переносом наиболее важных моментов на единый носитель. Подлинники хранятся в ОВД до вступления приговора в законную силу. Понятые в ОРМ не предусмотрены, но если они участвуют, то обязательно производится их допрос.

Другие статьи

Инструкция о предоставлении результатов орд 2013 - и другие инструкции

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации


Уполномоченным должностным лицам органам представляются результаты орд, которые соответствуют установленным истинной аннотацией требованиям и могут: быть применены для подготовки и воплощения следственных и судебных действий, предусмотренных упк. При представлении уполномоченным должностным лицам органам результатов орд, а также оперативного опыта либо оперативного внедрения, вольная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, осуществляющего орд начальника либо его заместителя, о проведении данного орм, веществ и продукции, к ним прилагается постановление управляющего органа, приобретенных при проведении проверочной закупки либо контролируемой поставки предметов. Вы сможете приобрести систему. Упк, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления. Расположенный в вашем городке, регионе. Правовой основой представления результатов орд органу дознания, следователю либо в трибунал судье. Требования, предъявляемые к результатам орд, представляемым уполномоченным должностным лицам органам. Результаты орд представляются в виде рапорта о обнаружении признаков преступления либо сообщения о результатах оперативно - розыскной деятельности. Аннотация, следователю либо в трибунал, о порядке представления результатов оперативно - розыскной деятельности органу дознания. Приказ мвд рф N 776, фсин рф N 535, ск рф N 68 от 27.09.2013 о утверждении аннотации о порядке представления результатов оперативно - розыскной деятельности органу дознания, следователю либо в трибунал записанно в минюсте рф 05.12.2013 N 30544, фтс рф N 1820, минобороны рф N 703, фскн рф N 398, фсб рф N 509, фсо рф N 507, свр рф. Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр риц сети консультантплюс. Фз о порядке воплощения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и сохранности страны. Указанное постановление составляется в 2-ух экземплярах, в случае его отсутствия, 1-ый из которых направляется уполномоченным должностным лицам органам, 2-ой - приобщается к материалам дела оперативного учета либо, к материалам номенклатурного литерного дела. Рассмотрение вопросца о необходимости рассекречивания сведений, составляющих муниципальную тайну, содержащихся в представляемых результатах орд, и их носителей; представление результатов орд уполномоченным должностным лицам органам для воплощения проверки и принятия процессуального решения в порядке статей. Либо заказать ее бесплатную демонстрацию. Федеральный закон от 12 августа 1995. По уголовным делам и материалам проверки сообщений о грехах, что при этом были нарушены его права, о непредставлении либо представлении не в полном объеме органом, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения гос тайны; выполнения требования суда судьи о представлении документов по уголовным делам, сведений о приобретенной о этом лице инфы в пределах, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, находящимся в их производстве; выполнения требования суда судьи о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, находящимся в его производстве, виновность которого в совершении преступления не подтверждена в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно - розыскных мероприятий и считает, и по указанным в статье .

Инструкция о предоставлении результатов орд 2013

Инструкция о предоставлении результатов орд 2013

Группа: Пользователь
Сообщений: 12
Регистрация: 11.06.2012
Пользователь №: 15795
Спасибо сказали: 1 раз(а)

инструкцию о предоставлении результатов орд 2013

Группа: Администраторы
Сообщений: 1272
Регистрация: 24.08.2007
Пользователь №: 8
Спасибо сказали: 686 раз(а)

Кем утверждаются аннотации для работающих. Инженер - строитель назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора по представлению главенствующего инженера. Участвует в решении вопросцев о внесении в проекты конфигураций в связи с внедрением наиболее прогрессивных технологических действий, объемно - планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих понижение стоимости и улучшение технико - экономических характеристик объектов строительства и реконструкции.

22.01.2016, 15:34
автор: hjoijhh

Тут много еще чего же увлекательного. Доставка занимает от - х до - ми дней, не считая выходных. Дубльгис для вас в помощь, при поиске данных остановок, доставка в черте городка.

Постановление № 1-187

Постановление № 1-187/2015 от 7 мая 2015 г. по делу № 1-187/2015

07 мая 2015 года

Судья районного суда г. ГапушинаИ.Ю.

при секретаре Михайловой М.В.,

с участием помощника межрайонного прокурора Попковой Ю.В.,

обвиняемой Райлян О.Н.,

защитника – адвоката Митрофанского Б.Ю.,

рассмотрев в порядке предварительного слушания материалы уголовного дела в отношении

Райлян. род. ДД.ММ.ГГГГ в Республики. зарегистрированной там же по адресу. гражданки Республики в Российской Федерации проживающей. незамужней, неработающей, несудимой,

- обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УКРФ,

Райлян О.Н. обвиняется в совершении деяний, направленных на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией.

Обстоятельства предъявленного обвинения подробно изложены в обвинительном акте.

Защитником заявлено и поддержано обвиняемой ходатайство о признании ряда доказательств недопустимыми и о возвращении дела прокурору, мотивированное допущенными в ходе предварительного расследования нарушениями законодательства, в том числе уголовно-процессуального кодекса, которые не позволяют считать ряд доказательств допустимыми, препятствуют постановлению приговора или вынесению иного решения на основе имеющегося обвинительного акта.

Так в ходатайстве защитника указано следующее.

На основании рапорта начальника отделения ОУР УВД по СВ. от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками полиции ДД.ММ.ГГГГ проведены оперативно-розыскные мероприятия с целью проверки информации об организации притона и занятия проституцией.

Анализ материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, по мнению защитника, свидетельствует, что процессуальное решение принято с нарушением требований уголовно-процессуального закона.

Согласно рапорту в ходе работы на территории обслуживания ОМВД России по району им совместно с сотрудниками 6 ОРЧ ОУР УВД по ГУ МВД России по выявлено нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по адресу. проспект. где под видом эротического массажа оказываются интимные услуги за денежное вознаграждение. В сети Интернет размещена реклама с фотографиями девушек и номерами телефонов. Далее указывает, что проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которого получена информация о том, что по данному адресу оказываются услуги сексуального характера, деньги получает администратор которая впоследствии выплачивает 40% от стоимости услуг девушкам, занимающимся проституцией. Исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен ст. (ред. от 03.07.2016) > "Об оперативно-розыскной деятельности" > Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий > Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия' target='_blank'>6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», порядок их предоставления определен ст. (ред. от 03.07.2016) > "Об оперативно-розыскной деятельности" > Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий > Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности' target='_blank'>11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В материалах уголовного дела документы, подтверждающие проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 1 ст. (ред. от 03.07.2016) > "Об оперативно-розыскной деятельности" > Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий > Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия' target='_blank'>6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ходе которых получены сведения, изложенные в рапорте отсутствуют. Вместе с тем, в материалах уголовного дела содержатся документы, свидетельствующие о проведении сотрудниками полиции единственного оперативно-розыскного мероприятия - «проверочная закупка». Данное мероприятие проведено ДД.ММ.ГГГГ года.

Основанием для его проведения, помимо вышеуказанного рапорта стало постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное врио начальника 6 ОРЧ «О» ОУР УВД по ГУ МВД России по Ефремовым А.В. утвержденное начальником полиции УВД по о проведении оперативно-розыскных мероприятий: наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, опрос, оперативное внедрение, проверочная закупка, обследование помещений.

Данное постановление, по мнению защитника, не соответствует требованиям ст. 8 ФЗ «Об ОРД», которой определены условия, при которых требуется вынесения постановления. Сведения о лицах, которым поручено проведение оперативно-розыскных мероприятий, в материалах дел отсутствуют. При этом в постановлении приведены недостоверные (ввиду отсутствия подтверждения в материалах дела) данные о наличии у сотрудников полиции сведений о противоправных действиях группы лиц, организовавших и содержащих притон для занятий проституцией и осуществления деятельности по организации занятия проституцией другими лицами. Также в постановлении приведены ложные сведения об оказании сексуальных услуг стоимостью от 2000 рублей. В рапорте такие данные отсутствуют, а к материалам уголовного дела приобщены распечатки Интернет страниц с указанием о предоставлении услуг массажа стоимостью от 1800 рублей. Согласно позиции Европейского суда по правам человека (дела Ваньян против РФ, Худобин против РФ, Тейшера против Португалии), простое заявление сотрудников органов внутренних дел о том, что они располагали информацией о причастности лица к совершению преступления, не может приниматься во внимание. По мнению Европейского суда, публичные интересы не могут служить оправданием провокаций со стороны правоохранительных органов. В этой связи Конституционным судом Российской Федерации высказана позиция, что решения должностных лиц о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны опираться не только на предположения о наличии признаков противоправного деяния, но и на конкретные фактические обстоятельства, подтверждающие обоснованность таких предположений.

Сведения о причастности Райлян О.Н. к преступной деятельности у сотрудников полиции отсутствовали, а расследованием установлено, что услуги сексуального характера она не оказывала и сама лично не предлагала. Таким образом, как указано защитником, вышеуказанное постановление вынесено в нарушение требований ст.ст. 5 и 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Порядок предоставления результатов ОРД установлен Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд.

Инструкцией установлены формы постановлений о предоставлении результатов ОРД, рассекречивания документов и сообщения о результатах ОРД.

Сообщение о результатах ОРД направляется руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, к которым врио начальника в силу приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № №, не относится.

Требования, предъявляемые Инструкцией к сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности также не соблюдены, поскольку в нем отсутствует информация о прилагаемых предметах, материальных носителях информация с описанием их индивидуальных признаков, времени, места и обстоятельств их получения.

Не отвечает требованиям Инструкции и постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности ввиду отсутствия в нем перечня документов, подлежащих направлению.

Стоит отметить, что на сообщении о предоставлении результатов ОРД штамп о поступлении в ОД УВД по (входящий номер), а также резолюция уполномоченного должностного лица о порядке его разрешения поступивших материалов отсутствуют.

Вместе с тем, в материалах уголовного дела содержится рапорт оперуполномоченного ОУР УВД по об обнаружении в действиях Раелян О.Н. по результатам оперативно-розыскной деятельности признаков преступления, предусмотренного ст. Особенная часть > Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка > Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности > Статья 241. Организация занятия проституцией' target='_blank'>241 УК РФ. который зарегистрирован в КУСП УВД по ДД.ММ.ГГГГ его проверка поручена

Инструкцией (пункт 6) установлено, что результаты ОРД предоставляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Документы, подтверждающие проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении Райлян О.Н. или (Раелян О.Н.) отсутствуют, тем самым оснований для составления рапорта об обнаружении преступления, с учетом наличия постановления о предоставлении результатов ОРД, не имелось.

Несмотря на допущенные нарушения закона и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности и предоставления ее результатов, а также порядок проверки сообщений о преступлениях, достоверно установлено, что материалы сформированы и зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ года.

В протоколе очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ, не указано номер уголовного дела, использование компьютера как технического средства, отсутствует основание вызова свидетелей (повестка, задержание) не понятно откуда они взялись и почему дают такие показания. Также на вопрос оказывала ли услугу в виде эротического массажа. Получен ответ: Да (В данном случае должно быть указано место, время и конкретные случаи)

Такие же нарушения фигурируют в протоколе очной ставки О. от ДД.ММ.ГГГГ, а также в протоколе очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно не указан мотив отказа от подписи. Аналогичные нарушения во всех протоколах очной ставок с участием Раялян О.Н.

В протоколе осмотра предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ, также отсутствует № уголовного дела и кем предоставлены данные анкеты и какое отношение они имеют к обвиняемой Раялян О.Н. это касается и других анкет в материалах уголовного дела. Если сотрудниками полиции не проводились оперативные действия с участием понятых, а именно копирование, фотографирование, изъятие с сервера данных анкет, то откуда они взялись и какое отношение имеют к данному уголовному делу. Ни одной подписи понятых на анкетах не обнаружено. Анкета размещенная в интернете не обладает признаками вещественных доказательств.

Постановление о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное дознавателем ОД УВД по капитаном полиции вынесено не законно, не уполномоченным лицом, так как в материалах дела отсутствует поручение или приказ о формировании следственной группы.

Изложенные обстоятельства, по мнению защитника, свидетельствуют о том, что решение о возбуждении уголовного дела принято при отсутствии достаточных оснований, то есть незаконно.

В этой связи защитник ходататйствует об исключении и признании незаконными следующих документов:

Рапорт начальника от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ

Постановление о предоставлении результатов ОРД

Рапорт о\у ОУР УВД от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки. от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки. от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки и Раялян О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ

Протоколе осмотра предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ

Анкеты из протокола осмотра предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того защитником указано, что дознавателем под надуманным предлогом отказано в ознакомлении с вещественными доказательствами – денежными средствами, использовавшимися при проведении оперативно-розыскного мероприятия, а также фактически оставлено без удовлетворения ходатайство защитника о проведении дополнительных допросов и проведении между ними и Райелян очных ставок.

Прокурор возражала против удовлетворения ходатайства стороны защиты, указывая, что оснований для признания на данной стадии разбирательства по делу доказательств недопустимыми, а также для возвращения дела прокурору, не имеется.

Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В материалах дела отсутствует сообщение о происшествии, которое бы позволяло дознавателю ОД ОМВД России по району. проводить ДД.ММ.ГГГГ следственное действие – осмотр места происшествия, при условии, что рапорт об обнаружении признаков преступления составлен и зарегистрирован по КУС в УВД по ГУ МВД России по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, вынесенное заместителем начальника УВД – начальником полиции не содержит перечня рассекреченных материалов. Изложенное указывает на нарушение требований ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 144-Фх «Об оперативно - розыскной деятельности», а также нарушение п. 9 Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд".

Поскольку судом установлены бесспорные основания требующие возвращение уголовного дела прокурору, суд не входит в оценку иных доводов защитника, и полагает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства об исключении из числа доказательств указанных защитником доказательств.

Оснований для изменения в отношении обвиняемой меры пресечения участниками процесса не сообщено, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 237, 97, 99, 100, 107, 109, 255, 256 УПКРФ, суд,

В удовлетворении ходатайства защитника об исключении доказательств из доказательственного ряда отказать.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Райлян О.Н. оставить без изменения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке Московский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий подпись И.Ю. Гапушина

Савеловский районный суд (Город Москва) (подробнее)

Судьи дела:

Гапушина Ирина Юрьевна (судья) (подробнее)

Использование результатов ОРД в уголовном судопроизводстве - Билеты к зачёту по ОРД

Билеты к зачёту по ОРД. Ответы - файл 1.doc Использование результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.


Результаты ОРД могут стать доказательствами (ст. 89 УПК РФ) после их проверки + в случае соответствия их требованиям, предъявляемым к доказательствам. Необходимо принимать меры к обеспечению сохранности доказательств. – добывание информации по всем элементам; – создание ситуации, когда фактические данные собирались и закреплялись способами, предусмотренными УПК.

Справки, рапорты – непроцессуальные способы фиксации обстоятельств ? гарантия объективности сообщаемых сведений.

Требования к обеспечению уголовно-процессуальных доказательств

  1. Предпринимаемые меры не должны побуждать к формирования умысла на совершение ОО деяний;

  2. Восприятие фактических данных должно происходить в таких условиях, чтобы обеспечить возможность собирания и проверки информации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

  3. Должны быть достоверные данные, имеющие отношение к предмету доказывания по конкретному у/д ;

  4. Должна исключаться возможность необеспечения нарушения прав, свобод, интересов граждан, организаций, учреждений;

  5. Не должна допускаться утечка сведений об организации и тактике проведения ОРМ, так как это гос. тайна;

  6. Проводимые ОРМ должны основываться на принципе сочетания гласного и негласного методов.

Представление результатов ОРД должно сопровождаться сведениями о проведении ОРМ (кем, когда, с использованием каких средств собиралась информация). Следователь должен ознакомиться и вынести постановление о приобщении к материалам у/д.
  1. ^ Порядок предоставления фактических данных, полученных в результате ОРД, органу дознания, следствию или в суд.


Нормативно-правовое обоснование: К РФ, УПК, ФЗ "Об ОРД", ведомственные акты.

– могут быть поводами, основаниями для возбуждения у/д;

– могут использоваться в доказывании;

– могут использоваться в качестве вспомогательной информации.

Данные должны содержать сведения: когда, где обнаружены признаки преступления, об очевидцах преступления, о местах нахождения следов и т.д. (о наличии события преступления, о безвестном отсутствии лица, об уклонении от следствия и суда), об источниках доказательств, о сведениях о месте нахождения орудий преступления, денежных средств и др.

Данные могут представляться по результатам отдельных поручений следователя, указаний прокурора, определению суда + по инициативе органа, осуществляющего ОРД (должно быть основание необходимости представления этих данных) – в сопроводительном документа.

Инструкция "О порядке представления данных органу дознания, следствия и суда".

    1. вынесение руководителем органа ОРД постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, следствию, в суд;

    2. вынесение постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих гос. тайну;

    3. составление сопроводительных материалов и их фактическая передача.

Постановление состоит из частей (в 1 экземпляре):

  • вводная часть – наименование документа (место, время вынесения, ФИО и звание руководителя, основания вынесения данного постановления);

  • описательная часть – в итоге какого ОРМ и какие результаты получены (с указанием конкретных статей УК) ссылка на ст.ст. 11, 12 ФЗ "Об ОРД");

  • резолютивная часть – решение руководителя о представлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД (какие документы, предметы).

Право выносить постановление имеют те должностные лица, которые вправе санкционировать проведение ОРМ. Должны быть приняты защитные меры, обеспечивающие сохранность представляемых материалов. Если следователь направляет отдельное поручение, в течение 3 дней после получения должно быть направлено мотивированное письмо с объяснением, почему ОРМ не может быть проведено. Виды содействия органам, осуществляемым ОРД.


Участниками оперативно-розыскной деятельности, помимо должностных лиц и оперативных сотрудников, могут быть и иные частные физические лица. Это граждане, участвующие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (содействующие оперативно-розыскному органу); лица, изучаемые, и лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности; а также субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней.

Лицом, содействующего оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, т. е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств.

“Привлечение” означает побуждение лица принять участие в осуществлении ОРМ.

во-первых . что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа;

во-вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности задействования лица в ОРМ принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп:

^ По степени участия в ОРД различают основную группу (агент, доверенное лицо и др.) и дополнительную (специалист, переводчик и др.).

По форме оказания содействия оперативно-розыскным органам привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент), только гласно (доверенное лицо, дружинник и др.) и в смешанной форме (специалист, переводчик и др.).

^ По способам (этапам) задействования деление производится на лиц, подготавливающих ОРМ и непосредственно участвующие в его проведении.

По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечение производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент).

^ Основания и общие условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности. Единственным основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, детализирующие указанный закон применительно к специфике своего ведомства

Среди общих условий выделяют две группы:

  1. основные (обязательные);

  2. факультативные.

Известны три условия, которые выработаны теорией или нормативно закреплены в Федеральном Законе об ОРД.

Во-первых . к участию в ОРД можно привлекать только физическое лицо, но не юридических лиц, каких-либо общественных организаций и т. п.

Во-вторых . такое привлечение должно происходить индивидуально и на добровольной основе. Не разрешается привлекать граждан на “общем собрании”, одновременно двух и более лиц.

В-третьих . согласно ч. 1 ст. 17 Федерального Закона об ОРД требуется согласие лица к привлечению к участию в оперативно-розыскной деятельности с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества.

При даче согласия лицо должно действовать с пониманием, умышленно. Оно всегда должно осознавать значимость принимаемого решения и предвидеть возможность наступления соответствующих последствий в результате выражения согласия (интеллектуальный момент согласия). Вместе с тем желание лица (волевой момент согласия) может быть выражено как непосредственно (т. е. активно желает сотрудничать с оперативно-розыскным органом), так и опосредственно (пассивно, т. е. не желает, но сознательно допускает сотрудничество, при чем его воля при этом направлена на достижение какой-либо иной цели, а сотрудничество воспринимается как средство ее достижения).

Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.).

Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить и от оперативника. Однако решение о нем принимает привлекаемое лицо самостоятельно, и решение должно быть выражено не двусмысленно, а утвердительно. Для получения согласия у любого лица оперативники (оперативные органы) не вправе использовать физическую силу или психологическое насилие.

Факультативными условиями называются потому, что относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к тем, кто изъявил желание оказывать содействие на конфиденциальной основе.

Первым из этих условия является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества.

Вторым – заключение контракта.

Руководство лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам.


Конфиденты – это частные физические лица, с которыми оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, установили на платной или безвозмездной основе отношения государственного сотрудничества, предполагающие оказание этими гражданами указанным операппаратам содействия на конфиденциальной основе в разрешение возложенных на них задач.

Для лица, извившего желание оказывать содействие в осуществление ОРМ на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности:

Первая состоит в том, что лицо должно сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (ч. 1 ст. 17). Она обусловлена принципом конспирации и сутью конфиденциального сотрудничества, в ходе которого лицо становится обладателем конфиденциальной информации (ст. 2 Закона об информации и ст. 2 Закона об участии в международном информационном обмене.).

Вторая – не предоставлять заведомо ложную информацию (ч. 1 ст. 17 Федерального Закона об ОРД). Она связана, с одной стороны, с необходимостью не допустить оговора какого-либо, а с другой – не допустить отвлечение оперативных сил и средств на ложный объект, т. е. направить оперативно-розыскной орган по ложному следу, заведомо не позволяющему решить конкретную задачу ОРД и достичь цели – обеспечить защиту охраняемого объекта от преступных посягательств.

Предоставление заведомо ложной информации является разновидностью фальсификации информации.

Следует отметить, что оперативные работники операппаратов криминальной полиции рассматривают конфидентов как родовую категорию, а затем дифференцируют физических лиц - конфидентов на определенные виды.

В целом признается, что конфидент как лицо, не входящее в систему охраны правопорядка, периодически или регулярно может предоставлять информацию должностному лицу правоохранительных органов о преступной деятельности. Столь неоценимая помощь обеспечивает успешное разрешение различных криминальных задач, в связи с чем сотрудники сыскных ведомств, в интересах постоянного получения и надлежащего использования таких сведений, разрабатывают и придерживаются специальных процедур в отношении конфидентов. Исходным положение здесь является разделение конфидентов на различные классификационные группы.

В современных условиях оперативные подразделения обязаны контролировать деятельность конфиденциально сотрудничающих с ними физических лиц в сфере и инфраструктуре преступности, используя для этого средства и методы ОРД, предусмотренные в оперативно-розыскных законах. В практике полицейской разведки различных стран в связи с этим серьезное внимание уделяется определению мотивации конфидента, влияющего на его поведение. Если отдельные из них передают сведения (информацию) за деньги, то финансовые соображения должны здесь со стороны полиции доминировать над другими мотивами. Считается, что конфиденты, предоставляющие сведения за денежное вознаграждение, обычно могут рассматриваться надежными источниками информации, поскольку понимают, что от ее качества зависит выплата денег. Тем не менее, это не освобождает соответствующего сотрудника от строгой оценки конфиденциальной информации, так как конфиденты криминальной полиции (милиции), будучи, порой, естественно частью социально аномальной среды и ее инфраструктуры, сами совершают противоправные деяния. Считается, что вознаграждение секретного сотрудника находится в прямой зависимости от ценности даваемых им сведений, и поэтому важное значение имеет оптимальное стимулирование разведывательно-поисковой работы конфидентов.

Помимо этого, важным аспектом работы с конфидентами является прекращение отношений с ними. Этот закономерный процесс должен быть обоснованным и своевременным. Отступление от названных требований ведет, как об этом свидетельствует опыт оперативно-розыскной работы, к нарушению стабильности специализированной системы источников оперативной информации, к их текучести и другим негативным последствиям. Поэтому в любом случае принятие решения о таком прекращении нужно четко определять его целесообразность и необходимость, объективно оценивать все “за” и “против”, имея при этом в виду, что непродуманные заключения, принятые по данному вопросу, ослабляют такую систему.

Сущность социальной и правовой защиты участников ОРД.


Защита есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность деятельности оперативников и иных участников ОРД по решению поставленных задач, а также законность решений и ОРМ в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершения правонарушения – возмещения вреда.

С учетом различных критериев выделяют несколько оснований для классификации мер такой защиты.

Во-первых, в зависимости от сферы реализации норм известно два блока мер:

1) их социальной защиты (право на денежное содержание, обеспечение жилой площадью, телефоном, бесплатный проезд, государственное страхование, отдых, пенсию, возмещение причиненного им вреда и др.);
2) защиты юридического статуса (правовой защиты).

На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты которых они входят.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 2) правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этим лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита субъектов ОРД, также является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти и местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты должностных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующие характеру оперативно-розыскной работы и ее роли в защите человека, общества и государства от преступных посягательств.

Во-вторых, в зависимости от фиксации в том или ином нормативном правовом акте различают две группы предписаний, содержащих гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц оперативно-розыскных органов:

1)группа социальной защиты, изложенные в Федеральном Законе об ОРД;
2) группа правовой защиты,включенные в некоторые законодательные и иные нормативные правовые акты согласно отсылочных (бланкетных) норм Федерального Закона об ОРД.

Субъекты, контролирующие ОРД и надзирающие за ней.


Субъектами, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением оперативно-розыскной деятельности, а равно Генеральной прокуратурой Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением оперативно-розыскными органами законом Российской Федерации.

Классификация субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней происходит в зависимости от трех основных критериев:

Во-первых, их группируютпо функциям . Таких групп две:

1) субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность (реализующие функцию контроля);
2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (реализующие функцию прокурорского надзора);

Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных “контролерам” полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный).

Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководители оперативно-розыскного органа, прокурор).

^ Субъекты, осуществляющие внешний (ведомственный) контроль в области оперативно-розыскной деятельности. Согласно Федерального Закона об ОРД этот контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, и федеральными законами осуществляют:

  • Президент Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОРД). В частности в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения безопасности России входит следующее:

а) он формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом (п. “ж” ст. 83 Конституции РФ); б) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).

  • Федеральное собрание Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОР Д) также является одним из субъектов осуществляющим контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции Российской Федерации парламентский контроль реален только:

а) в ходе законотворческой работы, когда парламентарии в праве принять (отклонить) законопроекты в области оперативно-розыскной деятельности; б) за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств.

  • Правительство Российской Федерации ( ст. 20 Федерального Закона об ОРД).

^ Судья как субъект оперативно-розыскных правоотношений. Судья - должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти в России; гражданин России (достигший 25 летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее установленного законом срока), в конституционном порядке наделенный полномочиями осуществлять правосудие от имени государства и исполняющий обязанности на профессиональной основе. Применительно к оперативно-розыскной работе судья наделен широкими полномочиями. Так, предметом ведения судьи в оперативно-розыскной деятельности является:

  • рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Федерального Закона об ОРД).

  • последующая проверка законности решений и действий оперативно – розыскных органов и их должностных лиц (ч. 3, 4 ст. 8 Федерального Закона об ОРД);

  • рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 2, 3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД);

  • разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и оперативно-розыскного органа в связи с отказом в проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 6 ст. 9 Федерального Закона об ОРД).

^ Прокурор как субъект оперативно-розыскных правоотношений. Прокурорский надзор за исполнением Федерального Закона об ОРД осуществляют:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации;

2) уполномоченные им прокуроры (ст. 21 Федерального Закона об ОРД).

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов оперативно-розыскными органами является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального Закона об ОРД – исполнение предписаний этого Федерального закона. В частности, к ним относится:

  • рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД);

  • законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и в том числе при производстве дел оперативного учета (ст. 10 Федерального Закона об ОРД).

Различаются два вида прокурорского надзора:

1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом);

2) по инициативе уполномоченного прокурора.