Руководства, Инструкции, Бланки

ошибки и просчеты советского руководства во внешнеполитической деятельности накануне второй мировой войны img-1

ошибки и просчеты советского руководства во внешнеполитической деятельности накануне второй мировой войны

Категория: Руководства

Описание

Внешняя политика советского государства накануне Второй мировой войны

Внешняя политика советского государства накануне Второй мировой войны Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе. Внешняя политика советского государства накануне войны. Советско-германский пакт о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов.

реферат [31,1 K], добавлен 06.09.2006

Подписание договора о ненападении между Германией и Францией в декабре 1938 года. Заключение советско-японского перемирия в 1939. Переговоры СССР с Англией и Францией. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией (пакт Молотова-Риббентропа).

курсовая работа [43,2 K], добавлен 27.01.2011

Международное положение СССР в начале 30-х гг. Взаимное недоверие СССР и европейских держав. Проблемы коллективной безопасности. Рост военной угрозы, международная изоляция. Советско-германские отношения, война с Финляндией. Начало Второй мировой войны.

презентация [139,8 K], добавлен 16.12.2013

Международное положение СССР в 30-е годы, внешняя политика советского правительства. Экономическое развитие советского государства перед началом Второй мировой войны. Техническое оснащение Красной Армии, последствия репрессий и уничтожения командиров.

реферат [27,3 K], добавлен 12.09.2012

Направления экономического развития советского государства перед Второй мировой войной. Приоритеты мировой и внешней политики СССР накануне войны. Развитие международных отношений СССР с малыми государствами в предвоенные годы, международные договора.

контрольная работа [44,5 K], добавлен 16.01.2015

Сущность предвоенного политического кризиса. Советско-германские отношения в конце 30-х гг. XX ст. Договор о ненападении от 23 августа 1939 г. Борьба СССР за создание коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские военные переговоры.

контрольная работа [36,8 K], добавлен 08.10.2012

Исследование войны Советского Союза с Финляндией, её влияния на общий ход Второй мировой войны в целом. Внешнеполитические отношения двух государств до возникновения военного конфликта. Причины советско-финляндской войны. Цели, которые преследовал СССР.

научная работа [44,2 K], добавлен 09.02.2009

Исследование внешнеполитических связей СССР в 1930 гг. анализ и оценка "друзей" и "врагов" государства в те годы. Рассмотрение пакта о ненападении и советско-германского договора 1939 г. Война с Финляндией, определение ее роли и значения для страны.

контрольная работа [26,7 K], добавлен 21.12.2010

Коренные изменения в мире и международных отношениях как следствие Второй мировой войны. Усиление военного и политического влияния Советского Союза. Начало "холодной войны", "железный занавес", перестройка. Взаимоотношения со странами "третьего мира".

дипломная работа [67,8 K], добавлен 20.10.2010

Подписание советско-германского пакта о ненападении, его положительная роль в советстко-японских отношениях. Дипломатическое и общественное напряжение в Англии и Франции. Сообщение советского правительства о продолжении англо-франко-советских переговоров.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 10.08.2009

Реферат на тему:

"Внешняя политика советского государства накануне Второй мировой войны"

  • 1. Международное положение СССР 3
    • 2. Советско-немецкие отношения, разногласия и разделение сфер влияния 4
  • Литература 11
1. Международное положение СССР Внешнеполитическая деятельность страны в предвоенные годы строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных отношений. При всем различии подходов к тактике во внешней политике общая тенденция международного развития в начале 30-х гг. советским руководством была определена правильно: обострение международной обстановки, нарастание сил реваншизма и войны, движение мира к новой войне. Какой же была в этих условиях внешнеполитическая практика страны? Наблюдается активная деятельность, направленная на борьбу с фашистской агрессией, создание системы коллективной безопасности в Европе, развитие международных отношений на основе политики мирного сосуществования. Реализацией этой линии внешней политики было установление в 1933-1935 гг. дипломатических отношений СССР с Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией, которые в течение более 25 лет не признавали нашу страну. Особое место в международных событиях этих лет занимает установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. Все это свидетельствовало об ук-реплении международного авторитета СССР и создавало более благоприятные условия для активизации его внешнеполитической деятельности. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Вос-точный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реакционных кругов Франции. В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. - договор о ненападении между СССР и Китаем. Серьезным фактором, осложнившим в эти годы международную обстановку, явилось подписание между Германией, Италией, Францией и Англией Мюнхенского соглашения 1938 г. по которому Чехословакия потеряла свою самостоятельность. В создавшихся условиях советская дипломатия стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой - принимать все необходимые меры по укреплению обороны страны. 2. Советско-немецкие отношения, разногласия и разделение сфер влияния В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. Возникает вопрос: было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством в этот период? СССР был поставлен перед дилеммой: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. На этот счет имеются различные точки зрения историков. Некоторые специалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудший вариант, сравнивают его с Мюнхеном, утверждают, что пакт с Германией провоцировал вторую мировую войну. Другая точка зрения сводится к попытке сравнивать заключение советско-германского пакта о ненападении с подписанием Брестского мира, рассматривать его как пример использования компромисса, умения использовать межимпериалистические противоречия. Что же побудило Германию пойти на союз с СССР? Для Гитлера это был тактический шаг: ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши и разворачивать дальше военные действия. Советская же сторона, подписывая договор, стремилась, с одной стороны, обеспечить безопасность СССР накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой, - обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии. Заключив в 1939 г. пакт с Германией о ненападении, когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два фронта. В целом же этот пакт не дал возможности создать в Европе единый антисоветский фронт. Таким образом, заключив пакт, СССР оттянул на время начало военных действий и отодвинул свои границы от жизненно важных центров страны. Но, несомненно, и то, что полученную отсрочку СССР использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту. Несколько слов о секретном протоколе к этому договору, который держался в глубокой тайне. Если сам договор от 23 августа 1939 г. можно объяснить и оправдать конкретными обстоятельствами, то принятие 28 сентября 1939 г. дополнительных протоколов к советско-германскому договору было серьезной политической ошибкой, которой в тот период можно было избежать. В 1989 г. 24 декабря II Съезд народных депутатов СССР, заслушав сообщение Комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 г. осудил секретный протокол к нему и признал их "юридически несостоятельными с момента их подписания". Было признано также, что ". решение об их подписании было по существу и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несет ответственности за этот сговор" (1939 г. Уроки истории. М. 1990. С. 496-497). Назовем и другие внешнеполитические акции СССР. В эти годы была возвращена в состав Советского государства Бессарабия. Несколько раньше, в сентябре 1939 г. народам Западной Украины и Западной Белоруссии была возвращена территориальная общность с Украиной и Белоруссией. 17 сентября 1939 г. т.е. когда Германия вела военные действия с Польшей, советские войска перешли ее восточную границу. В официальном заявлении Советского правительства эти действия оправдывались необходимостью "взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии". Последняя акция была прямым следствием реализации секретных протоколов к советско-германскому пакту, где Польша рассматривалась с позиций "сферы интересов" СССР. Подобные силовые позиции проявились во взаимоотношениях СССР с его прибалтийскими соседями. В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка, т.е. около 2710 квадратных километров, в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5523 квадратных километров. Финская сторона не приняла эти условия, и переговоры 13 ноября были прерваны, а затем между СССР и Финляндией вспыхнул военный конфликт. Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда, все же нельзя не признать, что эта война нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. По требованию ряда стран, 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций. К концу мая 1940 г. стало ясно, что военные действия в Западной Европе, развязанные Германией в результате начала 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны, близятся к завершению. Из этой кампании Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях. Одержав верх над Францией и Великобританией, Германия потеряла всякий интерес к сохранению "дружбы" с СССР. Война вплотную подходила к территории СССР. В этих условиях СССР был заинтересован в том, чтобы германские войска находились как можно дальше от его границ и его действия в 1940 г. были направлены на то, чтобы, используя советско-германский договор 1939 г. ограничить сферы распространения германской агрессии. В заключение попытаемся коротко сформулировать ответ на вопрос: Обеспечила ли внешняя политика СССР в 30-е гг. безопасность страны? Ответы на этот вопрос неоднозначны. Если раньше вся внешняя политика СССР этого периода оценивалась как безошибочная, то сегодня мы встречаем суждения совершенно противоположные. Факты того периода говорят о том, что внешнеполитическая деятельность СССР в 30-е гг. носила противоречивый характер, методы ее осуществления в первой и во второй половине 30-х гг. отличались между собой, что объяснялось конкретной обстановкой, ее изменением, стремлением любой ценой оттянуть войну, что неизбежно повлекло ошибки и просчеты. В результате многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось. Второй, но очень важный вопрос, который требует своего объяснения, - это советско-германские отношения, связанные не только с подписанием самого договора 1939 г. но и с последующими событиями, вплоть до вероломного нападения Германии на СССР. В этой связи принципиальное значение имела поездка руководителя Советского правительства В.М.Молотова в Германию в ноябре 1940 г. Эта поездка стала сенсацией, сразу облетевшей весь мир. Миссия Молотова до сих пор привлекает внимание общественности и вызывает повышенный интерес исследователей, которые по-разному трактуют и оценивают ее. Этот интерес не случаен, ибо советские материалы переговоров Молотова с рейхсканцлером Гитлером, рейхсминистром иностранных дел Риббентропом, беседы с германским послом в СССР Шеленбергом, рейхсмаршалом Герингом, заместителем Гитлера Гессом важны для понимания взаимоотношений двух государств накануне войны между ними. Визит Молотова в столицу "третьего рейха" проходил на фоне трагических событий Второй мировой войны, пламя которой раздувал Гитлер. "Третий рейх" установил свое господство над значительной частью Европы. К ноябрю 1940 г. вермахт оккупировал Польшу, Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Данию и Норвегию. Германия угрожала высадить экспедиционный корпус на Британские острова. Германские войска находились также в Финляндии и Румынии. Переговоры выявили скрытое политическое и дипломатическое соперничество двух государств. Отклонение Гитлером предложений о выводе немецких войск из Финляндии свидетельствовало о твердости Берлина в проведении намеченных им планов. По существу ни один из обсуждаемых вопросов не был решен или урегулирован. Переговоры обнажили жестокую реальность и подлинные намерения Германии. А между тем Советский Союз не был готов к великим испытаниям и большой войне, которая приближалась к его границам. К сожалению, высшее военное командование Красной Армии в то время еще не осознало и не оценило в полной мере принципиальных изменений, произошедших благодаря вермахту в военно-оперативном искусстве. Доказательством тому - заявление наркома обороны СССР С.К.Тимошенко на совещании высшего руководящего состава РККА, проходившем с 23 по 31 декабря 1940 г. "В смысле стратегического творчества опыт войны в Европе, пожалуй, не дает ничего нового". Не менее любопытное признание сделал впоследствии Молотов: "Мы знали, что война у порога, не за горами, что мы слабее Германии, что нам придется отступать. Весь вопрос был в том, докуда придется отступать - до Смоленска или до Москвы, это перед войной мы обсуждали". Сталин действительно боялся надвигавшейся войны с Германией. Он всеми средствами старался оттянуть ее начало. Эту цель преследовали в определенной мере и поставки в Германию из СССР нефти, пшеницы и сырья в 1940-1941 гг. Но этим Сталин лишь укреплял потенциального противника и помогал ему в подготовке к походу на Восток. Десять дней спустя после возвращения Молотова из Берлина советское правительство изложило свою позицию по вопросу заключения пакта четырех государств (Германии, Италии, Японии и СССР) о политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи. 25 ноября 1940 г. в Кремле Молотов заявил Шеленбергу о готовности СССР принять проект пакта четырех держав о политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи при условии вывода немецких войск из Финляндии, заключения пакта о взаимопомощи между Советским Союзом и Болгарией, признания его территориальных устремлений южнее Батуми и Баку в направлении Персидского залива, предоставления морских и сухопутных баз СССР в районе Босфора и Дарданелл, отказа Японии от угольных и нефтяных концессий на Северном Сахалине. Все эти предложения подлежали оформлению в виде пяти секретных дополнительных протоколов к пакту четырех (Новая и новейшая история. 1993. № 5. С. 69-99). В Москве с нетерпением ждали ответа. Время шло, а гитлеровское правительство молчало. Ответ Берлина так и не поступил. Каковы были причины, определявшие поведение Гитлера и его дипломатии, характер переговоров и столь быструю потерю интереса к миссии Молотова? Их было много. Но все же главным обстоятельством являлось принятое рейхсканцлером решение начать войну против Советского Союза. 31 июля 1940 г. Гитлер официально сообщил высшему генералитету о предстоящей военной кампании. В дневнике начальника Генштаба сухопутных войск генерал-полковника Ф. Гальдера в этот день появилась запись: "Начало (военной кампании) - май 1941 г. Продолжительность всей операции - пять месяцев". Генштаб спешно приступил к разработке стратегического плана ведения войны против СССР. В основу планирования было положено требование максимально быстрого, молниеносного разгрома вооруженных сил Советского Союза. 1 августа 1940 г. начальник штаба 18-й армии генерал Э. Маркс, а также германский военный атташе в Москве генерал Э. Кестринг представили общий замысел операции. 5 августа Гальдеру был доложен оперативно-стратегический план "Фриц", предусматривавший нанесение ударов в направлении Москвы и Киева. 17 сентября первый заместитель начальника Генштаба сухопутных войск генерал Ф. Паулюс закончил в основном разработку стратегического сосредоточения и развертывания войск. Планы агрессии против СССР отрабатывались и в штабе оперативного руководства сухопутных войск под началом генерала А. Йодля. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 верховного главнокомандования вооруженных сил Германии (ОКВ) о нападении на СССР и дал ей кодовое название "Барбаросса" (Новая и новейшая история. 1993. № 5. С. 64-68). Литература 1. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1. М. Международные отношения, 1992. 2. Согрин В. Политическая история современной России. М. 1994. 3. Соколов Б.Ю. Цена победы Великой Отечественной: неизвестное об известном. М. 1991. 4. Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М. 1989. 5. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М. 1994.

Другие статьи

Глава 11

Глава 11. Великая Отечественная война § 1. Внешняя политика Советского государства накануне войны

Внешнеполитическая деятельность страны в предвоен­ные годы строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международ­ных отношений.

При всем различии подходов к тактике во внешней политике общая тенденция международного развития в начале 30-х гг. советским руководством была определена правильно: обострение международной обстановки, нарастание сил реваншизма и войны, движение мира к новой войне. Какой же была в этих условиях внешнеполитичес­кая практика страны? Наблюдается активная деятель­ность, направленная на борьбу с фашистской агрессией, создание системы коллективной безопасности в Европе, развитие международных отношений на основе политики мирного сосуществования. Реализацией этой линии внеш­ней политики было установление в 1933-1935 гг. дипло­матических отношений СССР с Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Алба­нией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией, которые в течение более 25 лет не признавали нашу страну. Особое место в международных событиях этих лет занимает ус­тановление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. Все это свидетельствовало об ук­реплении международного авторитета СССР и создавало более благоприятные условия для активизации его внеш­неполитической деятельности.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которо­му СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Вос­точный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реак­ционных кругов Франции.

В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. — договор о не­нападении между СССР и Китаем.

Серьезным фактором, осложнившим в эти годы меж­дународную обстановку, явилось подписание между Герма­нией, Италией, Францией и Англией Мюнхенского согла­шения 1938 г. по которому Чехословакия потеряла свою самостоятельность.

В создавшихся условиях советская дипломатия стре­милась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой — принимать все необходимые меры по укрепле­нию обороны страны.

В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Фран­цией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приня­ло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении.

Возникает вопрос: было ли заключение договора с Гер­манией о ненападении наилучшим вариантом решения про­блем, вставших перед Советским правительством в этот период?

СССР был поставлен перед дилеммой: или договорить­ся с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. На этот счет имеются различ­ные точки зрения историков.

Некоторые специалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудший вариант, сравнива­ют его с Мюнхеном, утверждают, что пакт с Германией провоцировал вторую мировую войну. Другая точка зре­ния сводится к попытке сравнивать заключение советско-германского пакта о ненападении с подписанием Брест­ского мира, рассматривать его как пример использования компромисса, умения использовать межимпериалистичес­кие противоречия.

Что же побудило Германию пойти на союз с СССР? Для Гитлера это был тактический шаг: ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши и разво­рачивать дальше военные действия. Советская же сторона, подписывая договор, стремилась, с одной стороны, обеспе­чить безопасность СССР накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских це­лях Прибалтийских государств, с другой, — обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии. За­ключив в 1939 г. пакт с Германией о ненападении, когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два фронта.

В целом же этот пакт не дал возможности создать в Европе единый антисоветский фронт. Таким образом, за­ключив пакт, СССР оттянул на время начало военных действий и отодвинул свои границы от жизненно важных центров страны. Но несомненно и то, что полученную от­срочку СССР использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту. Несколько слов о секретном протоколе к этому договору, который держался в глубокой тайне.

Если сам договор от 23 августа 1939 г. можно объяс­нить и оправдать конкретными обстоятельствами, то при­нятие 28 сентября 1939 г. дополнительных протоколов к советско-германскому договору было серьезной политической ошибкой, которой в тот период можно было избе­жать*.

* В 1989 г. 24 декабря II Съезд народных депутатов СССР, заслушав сообщение Комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 г. осудил секретный протокол к нему и признал их "юридически несостоятельными с момента их подписания". Было признано также, что ". решение об их подписании было по существу и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несет ответственности за этот сговор" (1939 г. Уроки истории. М. 1990. С. 496-497).

Назовем и другие внешнеполитические акции СССР. В эти годы была возвращена в состав Советского государства Бессарабия. Несколько раньше, в сентябре 1939 г. народам Западной Украины и Западной Белоруссии была возвраще­на территориальная общность с Украиной и Белоруссией. 17 сентября 1939 г. т.е. когда Германия вела военные дейст­вия с Польшей, советские войска перешли ее восточную границу. В официальном заявлении Советского правитель­ства эти действия оправдывались необходимостью "взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Бело­руссии".

Последняя акция была прямым следствием реализации секретных протоколов к советско-германскому пакту, где Польша рассматривалась с позиций "сферы интересов" СССР.

Подобные силовые позиции проявились во взаимоотно­шениях СССР с его прибалтийскими соседями.

В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегичес­кое значение для наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка, т.е. око­ло 2710 квадратных километров, в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5523 квадратных километ­ров. Финская сторона не приняла эти условия, и перегово­ры 13 ноября были прерваны, а затем между СССР и Финляндией вспыхнул военный конфликт.

Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегичес­кие позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленин­града, все же нельзя не признать, что эта война нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общест­венное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. По требованию ряда стран, 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.

К концу мая 1940 г. стало ясно, что военные действия в Западной Европе, развязанные Германией в результате на­чала 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны, близятся к завершению. Из этой кампании Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях. Одержав верх над Францией и Великобританией, Германия потеря­ла всякий интерес к сохранению "дружбы" с СССР. Война вплотную подходила к территории СССР. В этих условиях СССР был заинтересован в том, чтобы германские войска находились как можно дальше от его границ и его действия в 1940 г. были направлены на то, чтобы, используя советско-германский договор 1939 г. ограничить сферы распро­странения германской агрессии.

В заключение попытаемся коротко сформулировать ответ на вопрос: Обеспечила ли внешняя политика СССР в 30-е гг. безопасность страны? Ответы на этот вопрос не­однозначны. Если раньше вся внешняя политика СССР это­го периода оценивалась как безошибочная, то сегодня мы встречаем суждения совершенно противоположные. Факты того периода говорят о том, что внешнеполитическая дея­тельность СССР в 30-е гг. носила противоречивый харак­тер, методы ее осуществления в первой и во второй половине 30-х гг. отличались между собой, что объяснялось конкрет­ной обстановкой, ее изменением, стремлением любой ценой оттянуть войну, что неизбежно повлекло ошибки и просче­ты. В результате многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.

Второй, но очень важный вопрос, который требует своего объяснения, — это советско-германские отношения, связан­ные не только с подписанием самого договора 1939 г. но и с последующими событиями, вплоть до вероломного нападе­ния Германии на СССР.

В этой связи принципиальное значение имела поездка руководителя Советского правительства В.М.Молотова в Германию в ноябре 1940 г. Эта поездка стала сенсацией, сразу облетевшей весь мир. Миссия Молотова до сих пор привлекает внимание общественности и вызывает повышен­ный интерес исследователей, которые по-разному тракту­ют и оценивают ее. Этот интерес не случаен, ибо советские материалы переговоров Молотова с рейхсканцлером Гитле­ром, рейхсминистром иностранных дел Риббентропом, бе­седы с германским послом в СССР Шуленбергом, рейхсмаршалом Герингом, заместителем Гитлера Гессом важны для понимания взаимоотношений двух государств накану­не войны между ними.

Визит Молотова в столицу "третьего рейха" проходил на фоне трагических событий Второй мировой войны, пламя ко­торой раздувал Гитлер. "Третий рейх" установил свое господ­ство над значительной частью Европы. К ноябрю 1940 г. вер­махт оккупировал Польшу, Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Данию и Норвегию. Германия угрожала выса­дить экспедиционный корпус на Британские острова. Герман­ские войска находились также в Финляндии и Румынии.

Переговоры выявили скрытое политическое и дипло­матическое соперничество двух государств. Отклонение Гитлером предложений о выводе немецких войск из Фин­ляндии свидетельствовало о твердости Берлина в проведе­нии намеченных им планов. По существу ни один из обсуж­даемых вопросов не был решен или урегулирован.

Переговоры обнажили жестокую реальность и подлин­ные намерения Германии. А между тем Советский Союз не был готов к великим испытаниям и большой войне, которая приближалась к его границам.

К сожалению, высшее военное командование Красной Армии в то время еще не осознало и не оценило в полной мере принципиальных изменений, произошедших благода­ря вермахту в военно-оперативном искусстве. Доказатель­ством тому — заявление наркома обороны СССР С.К.Тимошенко на совещании высшего руководящего состава РККА, проходившем с 23 по 31 декабря 1940 г. "В смысле страте­гического творчества опыт войны в Европе, пожалуй, не дает ничего нового". Не менее любопытное признание сде­лал впоследствии Молотов: "Мы знали, что война у порога, не за горами, что мы слабее Германии, что нам придется отступать. Весь вопрос был в том, докуда придется отсту­пать — до Смоленска или до Москвы, это перед войной мы обсуждали".

Сталин действительно боялся надвигавшейся войны с Германией. Он всеми средствами старался оттянуть ее на­чало. Эту цель преследовали в определенной мере и по­ставки в Германию из СССР нефти, пшеницы и сырья в 1940-1941 гг. Но этим Сталин лишь укреплял потенциаль­ного противника и помогал ему в подготовке к походу на Восток.

Десять дней спустя после возвращения Молотова из Берлина советское правительство изложило свою позицию по вопросу заключения пакта четырех государств (Герма­нии, Италии, Японии и СССР) о политическом сотрудниче­стве и экономической взаимопомощи. 25 ноября 1940 г. в Кремле Молотов заявил Шуленбергу о готовности СССР принять проект пакта четырех держав о политическом со­трудничестве и экономической взаимопомощи при условии вывода немецких войск из Финляндии, заключения пакта о взаимопомощи между Советским Союзом и Болгарией, при­знания его территориальных устремлений южнее Батуми и Баку в направлении Персидского залива, предоставления морских и сухопутных баз СССР в районе Босфора и Дарданелл, отказа Японии от угольных и нефтяных концессий на Северном Сахалине. Все эти предложения подлежали оформлению в виде пяти секретных дополнительных про­токолов к пакту четырех (Новая и новейшая история. 1993. № 5. С. 69-99). В Москве с нетерпением ждали ответа. Вре­мя шло, а гитлеровское правительство молчало. Ответ Бер­лина так и не поступил.

Каковы были причины, определявшие поведение Гит­лера и его дипломатии, характер переговоров и столь бы­струю потерю интереса к миссии Молотова?

Их было много. Но все же главным обстоятельством являлось принятое рейхсканцлером решение начать войну против Советского Союза. 31 июля 1940 г. Гитлер офици­ально сообщил высшему генералитету о предстоящей воен­ной кампании. В дневнике начальника Генштаба сухопутных войск генерал-полковника Ф. Гальдера в этот день появи­лась запись: "Начало (военной кампании) — май 1941 г. Про­должительность всей операции — пять месяцев". Генштаб спешно приступил к разработке стратегического плана ве­дения войны против СССР. В основу планирования было положено требование максимально быстрого, молниеносно­го разгрома вооруженных сил Советского Союза. 1 августа 1940 г. начальник штаба 18-й армии генерал Э. Маркс, а также германский военный атташе в Москве генерал Э. Кестринг представили общий замысел операции. 5 августа Гальдеру был доложен оперативно-стратегический план "Фриц", предусматривавший нанесение ударов в направлении Мос­квы и Киева. 17 сентября первый заместитель начальника Генштаба сухопутных войск генерал Ф. Паулюс закончил в основном разработку стратегического сосредоточения и раз­вертывания войск. Планы агрессии против СССР отрабаты­вались и в штабе оперативного руководства сухопутных войск под началом генерала А. Йодля. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 верховного главнокоман­дования вооруженных сил Германии (ОКВ) о нападении на СССР и дал ей кодовое название "Барбаросса" (Новая и новейшая история. 1993. № 5. С. 64-68).