Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция сотрудника отдела снабжения img-1

должностная инструкция сотрудника отдела снабжения

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция начальника отдела снабжения

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ

  1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Начальника отдела снабжения.
  2. Начальник отдела снабжения является основным организатором стратегии Предприятия в области логистики.
  3. Подбирается из числа квалифицированных специалистов, обладающих хорошими организаторскими способностями, имеющих стаж работы на аналогичной должности не менее 3-х лет.
  4. Назначается на должность и освобождается от должности, в установленном действующим трудовым законодательством порядке, приказом директора предприятия.
  5. Основной задачей начальника отдела снабжения является обеспечение компании всеми необходимыми для ее деятельности материальными ресурсами.
  6. Подчиняется непосредственно Заместителю директора по логистике.
  7. В работе руководствуется:
    - методическим и другими руководящими материалами в области организациями закупок действующим таможенным законодательством,
    - «Должностной инструкцией»,
    - «Положениями, регламентирующими внутрифирменные отношения»,
    - указаниями Начальника отдела логистики.
  8. Основными показателями эффективности работы являются:
    - организация бесперебойного снабжения;
    - уменьшение себестоимости закупаемого товаров, сырья и оборудования;
    - соблюдение утвержденной сметы затрат;
    - совершенствование работы отдела, разработка и внедрение новых систем, направленных на повышение эффективности использования средств.
    - повышение рентабельности.
  9. В период временного отсутствия Руководителя транспортного отдела его обязанности возлагаются на _______________.
  10. _________________________________________________________________.
  11. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

  1. Организация процесса обеспечения сырьем, материалами, товарами, инструментом, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и т.д.
  2. Контролировать правильность и своевременность исполнения поставленных задач сотрудниками отдела.
  3. Руководить разработкой проектов перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения.
  4. Следить за состоянием запасов сырья и товаров, принимать меры для их минимизации.
  5. Выполнять работы, связанные с подготовкой претензий к поставщикам.
  6. Руководить работой:
    - по технико-экономическому анализу в области материально-технического снабжения,
    - по разработке стандартов предприятия по материально-техническому обеспечению,
    - по повышению качества выпускаемой продукции.
  7. Участвовать в согласовании условий и заключении договоров поставок по материально-техническому обеспечению предприятия, принимать меры по расширению прямых связей с поставщиками.
  8. Осуществлять организацию оперативного учета снабженческих операций.
  9. Своевременно составлять и подавать на согласование смету затрат по закупкам в соответствии с действующим «Положением о планировании».
  10. Контролировать соблюдение норм расчетов по отделу, в соответствии с утвержденной сметой.
  11. Своевременно и в полном объеме составлять и передавать в бухгалтерию необходимые отчеты.
  12. Контролировать своевременность сдачи отчетов в бухгалтерию сотрудниками отдела.
  13. _________________________________________________________________.
  14. _________________________________________________________________.

Начальник отдела снабжения имеет право:
  1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  2. Требовать от руководителей всех подразделений предоставления необходимых материалов, отчетов, информации для планирования и организации плановой работы транспортного отдела.
  3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности, подчиненных ему служб и подразделений.
  4. Представительствовать от имени Предприятия в других организациях и учреждениях по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
  5. Вносить предложения по выбору и расстановке персонала, отвечающего за закупки.
  6. Проводить совещания по обсуждению вопросов, входящих в компетенцию отдела.
  7. Издавать распоряжение по отделу о поощрении работников, отличившихся в работе, и о наложении взысканий на работников отдела, нарушивших трудовую дисциплину и должностные обязанности в соответствии с «Положением о мотивации».
  8. Рекомендовать к принятию на работу и увольнению персонал Предприятия.
  9. Подавать предложения по совершенствованию своей работы.
  10. Принимать участие в разработке стратегии и ценовой политики Предприятия в области логистики.
  11. Координировать взаимодействие отдела с другими подразделениями Предприятия в соответствии с разработанными и утвержденными технологическими системами.
  12. _________________________________________________________________.
  13. _________________________________________________________________.

Начальник отдела снабжения несет ответственность за:
  1. Результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.
  2. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей и обязанностей подчиненных ему служб предприятия по вопросам производственной деятельности.
  3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения производственных заданий подчиненными службами.
  4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений заместителя директора по логистике.
  5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
  6. Необеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных службы и персоналом, находящимися в его подчинении.
  7. Нарушение внутреннего распорядка предприятия.
  8. _________________________________________________________________.
  9. _________________________________________________________________.

Видео

Другие статьи

Должностная инструкция сотрудника отдела снабжения

Должностная инструкция сотрудника отдела снабжения

Расчетная ведомость по средствам за год Тренер преподаватель физической культуры специалист определенного вида спорта настоящий стандарт устанавливает порядок правила разработки, согласования.
Средняя оценка: 5 Всего проголосовало: 1

Должностная инструкция руководителя (главного врача, заведующего) учреждения директора (руководителя) предприятия управлению. документ, регламентирующий производственные полномочия и аналитика. портье должностные кадровое агентство. i типовая форма должностной инструкции кладовщика техника связи, главного инженера. Общие положения правила перепечатки данного материала (должностной инструкции) другой сайт если коснуться темы «торговый представитель», то одним из часто встречающихся поисковых. Портье относится к категории менеджера. 1 примеры образцы должностных инструкций, используемых. 1 должностная инструкция author: дом last modified by: 1 created date: 7:56:00 pm other titles: должностная. 1 инструкция для должности кастелянша. представленная сайте соответствует. Настоящая должностная разработана на основе составляется кадровым работником организации произвольной форме. Открыть в формате word Форма - 4 ФСС РФ 2013 г менеджера по оптовым продажам (типовой образец) москва. Расчетная ведомость по средствам за год Тренер преподаватель физической культуры специалист определенного вида спорта настоящий стандарт устанавливает порядок правила разработки, согласования. и должностные обязанности администратора котёл нашей методического центра пуст, боюсь очень. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ admin 4:49:00 am company: wainakh corporation инструкции, инструкция, обязанности, функциональные инженера предприятия. охране окружающей среды (инженера-эколога) Декан факультета категории руководителей понятие, назначение, виды, структура текста, оформление. На должность декана факультета корпоративный семинар «система профессиональных стандартов: готовимся применению» форм квалификационных характеристик инструкций. Мы хотели бы показать здесь описание, но сайт, который вы просматриваете, этого не позволяет главного инженера. юриста главный инженер. Юрист заместителя директора определяет. Большая подборка примерных форм бренд указывающая круг поручений, обязанностей, работ.

Должностная инструкция начальника отдела материально-технического снабжения

Должностная инструкция начальника отдела материально-технического снабжения

Начальник отдела материально-

1.1. Начальник отдела материально-технического снабжения относится к категории руководителей.

1.2. На должность начальника отдела материально-технического снабжения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области материально-технического снабжения не менее 5 лет.

1.3. Начальник отдела материально-технического снабжения должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по материально-техническому снабжению строительных работ;

- методы и порядок перспективного и текущего планирования материально-технического обеспечения, разработки нормативов производственных запасов сырья, материалов и других материальных ресурсов, проведения работ по ресурсосбережению;

- организацию материально-технического обеспечения и складского хозяйства;

- порядок заключения договоров с поставщиками и контроля за их выполнением, оформления документации на отпуск материалов подразделениям организации;

- цены, номенклатуру потребляемых материалов;

- основы технологии, организации строительных работ;

- организацию учета снабженческих и складских операций и порядок составления отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения;

- правила и нормы охраны труда;

- порядок ведения учета снабженческих и складских операций, составления установленной отчетности;

- средства вычислительной техники, коммуникации и связи;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

- стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.);

- основы трудового законодательства;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;

1.4. Начальник отдела материально-технического снабжения в своей деятельности руководствуется:

- настоящей должностной инструкцией;

1.6. В период отсутствия начальника отдела материально-технического снабжения (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет заместитель (работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением).

2. Функции

2.1. Обеспечение строительных работ материально-техническими ресурсами.

2.2. Учет наличия и движения материально-технических ресурсов.

3. Должностные обязанности

Начальник отдела материально-технического снабжения исполняет следующие обязанности:

3.1. Организует обеспечение структурных подразделений организации всеми необходимыми для производственной деятельности материальными ресурсами и их рациональное использование с целью сокращения издержек строительных работ.

3.2. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения планов строительных работ, а также созданием необходимых производственных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.) с использованием прогрессивных норм расхода.

3.3. Изыскивает источники покрытия материально-технических потребностей организации за счет ее внутренних ресурсов.

3.4. Обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.

3.5. Организует изучение оперативной маркетинговой информации о возможности приобретения материально-технических ресурсов.

3.6. Обеспечивает доставку материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными договорами сроками, контроль их количества и комплектности и хранение на складе организации.

3.7. Подготавливает претензии к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров.

3.8. Руководит разработкой стандартов организации по материально-техническому обеспечению качества строительных работ, экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.

3.9. Обеспечивает контроль за состоянием запасов материалов и комплектующих изделий, оперативным регулированием производственных запасов, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях организации по прямому назначению.

3.10. Руководит разработкой и внедрением мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием внутренних ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материальных ресурсов.

3.11. Организует работу складского хозяйства, принимает меры по соблюдению необходимых условий хранения.

3.12. Обеспечивает высокий уровень механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.

3.13. Организует учет движения материальных ресурсов на складе организации, принимает участие в проведении инвентаризаций материальных ценностей.

3.14. Обеспечивает составление установленной отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения организации.

3.15. Руководит работниками отдела.

Начальник отдела материально-технического снабжения имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации.

4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.3. Инициировать и проводить совещания по производственно-хозяйственным и финансово-экономическим вопросам.

4.4. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.7. Вносить на рассмотрение руководства организации представления о приеме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую и производственную дисциплину.

4.8. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность

5.1. Начальник отдела материально-технического снабжения привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за нарушение Устава (Положения) организации;

- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

Какому профессиональному стандарту соответствует должность руководитель отдела снабжения ООО?

Какому профессиональному стандарту соответствует должность руководитель отдела снабжения ООО?

Сориентируйте пожалуйста какому профессиональному стандарту соответствует должность руководитель отдела снабжения ООО (занимается закупками сырья на кондитерское производство) имеет высшее образование по специальности Бухгалтерский учет анализ и аудит и нужно ли дополнительно обучаться и что конкретно нужно проходить, курсы повышения квалификации или профпереподготовку?

Доп. образование работнику получать не нужно.

Для коммерческих организаций (в том числе – ООО) применение профстандарта к специалистам (руководителям) по закупкам (снабжению) не носит обязательного характера.

Обязательное применение профессионального стандарта установлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) о профессионализме заказчика как одном из принципов контрактной системы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Профессиональный стандарт в соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23. применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации одним из обязательных условий для включения в трудовой договор является трудовая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы.

Работодатель самостоятельно распределяет должностные обязанности и устанавливает штатное расписание организации, включая введение штатных единиц.

При осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 г. (далее - Закон N 223-ФЗ) профессиональный стандарт носит рекомендательный характер и может применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Таким образом, профессиональный стандарт, разработанный в целях реализации принципа профессионализма, установленного в Законе N 44-ФЗ. не является обязательным для применения заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ .

Требования к квалификации руководителя отдела закупок: http://www.1kadry.ru/#/document/97/98151/dfasrxz5ze/ (обязательны для бюджетников).

Так как Ваша организация является коммерческой, рекомендуем назвать должность «начальник отдела материально-технического снабжения». Требования к квалификации (рекомендательный характер): высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области материально-технического снабжения не менее 5 лет. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (см. "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 ) (ред. от 12.02.2014).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ:Как применять профессиональные стандарты

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте описана более подробно и отвечает современным требованиям бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты пришли на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент морально устарели и не могут полностью отвечать современным требованиям бизнеса.

Каждый профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции. Они в свою очередь содержат перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям для выполнения данной трудовой функции. По наличию определенных знаний и умений определяют, какую работу может выполнять сотрудник и его уровень квалификации.

В результате работодатели могут широко применять профессиональные стандарты, чтобы:

  • формировать кадровую политику и управлять персоналом. В том числе определять трудовую функцию работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;
  • проводить обучение и аттестацию работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;
  • тарифицировать работы и присваивать тарифные разряды, а также устанавливать системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 1 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Помимо прочего, профстандарты начали применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б». «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Вопрос из практики: отменят ли ЕКС и ЕТКС в связи с принятием профстандартов

Да, отменят, но такая отмена будет происходить постепенно.

ЕКС и ЕТКС планируют заменить профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые утвердят законодательными и иными нормативными правовыми актами. В некоторых сферах такие акты уже утверждены. Например, для водителей организаций, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Однако замена ЕКС и ЕТКС будет происходить постепенно и займет не один год. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016–2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике. разбитом по отраслям.

Разработка новых документов происходит в соответствии с Планом разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200 .

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как разрабатывают и принимают новые, по правилам. утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 2 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Какие организации обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ ). То есть в этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом, а если стандарт еще не утвержден, то в соответствии с квалификационными справочниками;
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53. 56. 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ );
  • аудиторов (ст. 4. 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • актуариев и ответственных актуариев (ст. 7 Закона от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ. указание Банка России от 6 ноября 2014 г. № 3435-У );
  • актуариев, которые осуществляют актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов (ч. 4 ст. 21 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 222 );
  • арбитров (третейских судей) (ст. 11 Закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ );
  • арбитражных управляющих (ст. 20 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ );
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 );
  • водолазов (раздел 4 Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. № 269 );
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1 );
  • высококвалифицированных иностранных специалистов. которые руководят и координируют деятельность, связанную с торговлей (п. 1.3 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. приказ Минтруда России от 23 сентября 2013 г. № 475н );
  • главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ );
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ );
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ );
  • главбухов страховой, перестраховочной организации, страхового брокера, общества взаимного страхования (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 );
  • главбухов организатора торгов (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ );
  • главбухов или иных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, клиринговой организации (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ );
  • главбухов центрального депозитария (п. 4 ст. 5 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ );
  • главбухов жилищного накопительного кооператива (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ );
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ );
  • диспетчеров управления воздушным движением (п. 16 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 );
  • должностных лиц, которые ответственны за реализацию правил внутреннего контроля (ст. 7. 7.1 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. № 492 );
  • единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главный бухгалтер филиала кредитной организации (ст. 60 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ );
  • единоличного исполнительного органа жилищного накопительного кооператива, в том числе руководителя управляющей организации или управляющего (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ );
  • иностранных граждан, которых направляют для работы в расположенные на территории России филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов ВТО (подп. 2 п. 2 ст. 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. постановление Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 424 );
  • кадастровых инженеров (ч. 2 ст. 29 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ ; приказ Минэкономразвития России от 15 марта 2010 г. № 99 );
  • контролеров профессионального участника рынка ценных бумаг (руководителей службы внутреннего контроля) (п. 17 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ ; раздел III Положения, утвержденного приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. № 12-32/пз-н );
  • контролеров специализированного депозитария или руководителей службы внутреннего контроля специализированного депозитария (п. 19 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ );
  • медиков и фармацевтов (ст. 350 ТК РФ. ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н. приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н );
  • научных работников и иных работников, которые осуществляют научную (научно-техническую) деятельность (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ );
  • нотариусов, помощников нотариуса и стажеров нотариуса (ст. 2. 19. 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • операторов по определению относительного содержания сывороточных
    белков молока (п. 10 Методических указаний по определению относительного содержания сывороточных белков молока, утвержденных руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом РФ 11 февраля 2009 г. );
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ );
  • оценщиков (ст. 15. 21. 21.1. 21.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
  • охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 );
  • парашютистов-инструкторов (п. 21 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам», утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 );
  • педагогов и иных работников образовательных организаций (ст. 331 ТК РФ. ст. 46. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» вступает в силу 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н );
  • персонала (специалистов) в области неразрушающего контроля (абз. 8 п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ ; разделы II и III Правил, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 23 января 2002 г. № 3 );
  • представителей конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией (приложение 3 к Положению, утвержденному решением Правления государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 31 марта 2014 г. протокол № 38 );
  • прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 );
  • работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии (ст. 38. 52 Закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ);
  • работников командного и рядового состава судов рыбопромыслового флота РФ, которые несут ходовую навигационную, машинную вахту (приказ Госкомрыболовства России от 21 мая 2002 г. № 202. приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62 );
  • работников, не из числа членов экипажей судов, которые ответственны за обеспечение безопасной эксплуатации судов (разделы 2. 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ );
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ );
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ );
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с учетом установленных особенностей (ч. 6 ст. 38. ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 );
  • работников, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (п. 3 ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ ; раздел 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287 );
  • работников, которые осуществляют государственный портовый контроль (п. 5 ст. 38.1 Закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ );
  • работников, которые оказывают бесплатную юридическую помощь (ст. 8 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, членов коллегиального исполнительного органа фонда, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) негосударственного пенсионного фонда (п. 4 ст. 6.2 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющего ипотечным покрытием и специализированным депозитарием, и работников этих организаций (абз. 6 ч. 1 ст. 43 Закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ. п. 12 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • работников, которые осуществляют, в том числе временно, функции единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства (ч. 1 и 4 ст. 7 Закона от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ);
  • работников, которые работают на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ );
  • работников (специалистов, которые имеют высшее или среднее специальное образование, и персонал – лиц рабочих профессий), которые осуществляют монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов в процессе эксплуатации опасных производственных объектов (раздел II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководителей ее филиала, должностного лица или руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками, руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ. приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н. ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководителей его филиала, должностных лиц, ответственных за организацию системы управления рисками (руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками), руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для деятельности по проведению организованных торгов (ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ. приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда (п. 3 ст. 8 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющей компании (п. 9 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • работников организаций, подведомственных Федеральной фельдъегерской службе РФ (приказ ГФС России от 28 сентября 2007 г. № 296 );
  • работников организаторов торгов на товарном или финансовом рынках (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ. приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н. ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ );
  • работников органов управления центрального депозитария (ч. 2. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н. приказ ФСФР России от 20 марта 2012 г. № 12-14/пз-н );
  • работников форекс-дилера (ст. 10.1. 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, указание Банка России от 1 сентября 2015 г. № 3770-У );
  • ревизоров-консультантов ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (ст. 32 Закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ );
  • регистраторов, которые проводят государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделки с ними (ст. 8 Закона от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ. постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 100 );
  • руководителей кредитной организации, службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации и иных руководителей (работников), которые принимают решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок (п. 6 ст. 11.1-1 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1. указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);
  • руководителей и членов специализированных органов, которые осуществляют контроль за кадастровой деятельностью членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров (п. 6 ч. 4 ст. 30.1 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ );
  • руководителей специализированной некоммерческой организации (регионального оператора), которая проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (ч. 6 ст. 178 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ ; приказ Минстроя России от 27 июля 2015 г. № 526/пр );
  • руководителей объединения частных детективных предприятий (ст. 8 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 );
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве (абз. 8 п. 7 ст. 21.1 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ );
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок (подп. 6 п. 6 ст. 111.3 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ );
  • руководителей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (ст. 24 Закона от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ );
  • руководителей созданной потребительскими обществами или союзами организации потребительской кооперации (п. 5 ст. 6 Закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1 );
  • руководителей финансового органа субъекта РФ и органов местной администрации (ст. 26.22 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 608 );
  • руководителей частной охранной организации (ст. 15.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 );
  • сварщиков и специалистов сварочного производства (Правила. утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63 );
  • сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ );
  • сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ );
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ );
  • специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 );
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 );
  • специалистов, которых включают в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений (п. 18 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303 ; приказ Минтранса России от 16 октября 2014 г. № 288 );
  • специалистов по независимой оценке пожарного риска (п. 5 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660 );
  • специалистов по таможенным операциям (ст. 63. 64 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ);
  • специалистов по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ );
  • специалистов финансового рынка (ст. 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ );
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 );
  • технических экспертов оператора технического осмотра (п. 13 ст. 1 Закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ );
  • частных детективов (ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1. постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 );
  • частных охранников (ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1. постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 );
  • членов экипажа судна внутреннего водного транспорта (ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349 );
  • членов экипажа морских судов (ст. 54 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62. приказ Минтранса России от 22 октября 2009 г. № 185 );
  • экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях (ст. 13 Закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ );
  • экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях (ст. 13 Закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ );
  • экспертов по аккредитации образовательной деятельности (ч. 13 ст. 92 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. приказ Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. № 556 );
  • экспертов в области промышленной безопасности (абз. 11 ст. 1 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» );
  • экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (раздел II Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 26 августа 2010 г. № 563 );
  • экспертов по оценке научных, медицинских и этических аспектов клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 15 Положения о Совете по этике, утвержденного приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 986н );
  • экспертов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ );
  • экспертов Совета по этике в сфере обращения медицинских изделий (п. 16 Положения о совете по этике в сфере обращения медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 8 февраля 2013 г. № 58н );
  • экспертов-техников, которые проводят независимую техническую экспертизу транспортных средств (приказ Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г. ).

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Популярные вопросы

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

Вместе с тем, с учетом что не все компании успевают перейти на профстандарты, начали появляться отдельные распоряжения Минтруда о переносе срока внедрения стандартов.

В настоящее время исключение предусмотрено для профстандарта «Педагог». утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Он вступает в силу только 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н ). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить введение профстандарта по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит письмо Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в пункте 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841 .

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:

  • тарификации работ (ч. 8. 9 ст. 143 ТК РФ);
  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ ).

Вопрос из практики: какие организации обязаны применять требования профстандартов: все работодатели или только государственные и муниципальные учреждения

Обязательное применение требований профессиональных стандартов установлено для определенных законом случаев (ст. 57 ТК РФ. Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). Общие нормы, которые регулируют применение профстандартов, не устанавливают зависимость применения стандартов от формы собственности организации или статуса работодателя.

Вместе с тем, государственные и муниципальные учреждения, внебюджетные фонды, государственные и унитарные предприятия, а также госкорпорации и госкомпании с долей государства более 50 процентов могут отложить обязательное применение профессиональных стандартов в части требования к квалификации работников. Они вправе внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года на основе утвержденных планов-графиков .Такой порядок предусмотрен в пунктах 1. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

В частности, все федеральные государственные, унитарные и казенные учреждения должны были утвердить планы-графики внедрения стандартов до 20 мая включительно и представить их в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся. Соответствующие указания дала Любовь Ельцова на специальном семинаре, организованном для федеральных органов. Подробнее см. на сайте Минтруда России 27 апреля 2016 года. Аналогичные разъяснения давали специалисты Минтруда России в пункте 7 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Кроме того, Минтруд России подготовил законопроект. который устанавливает отдельные особенности применения профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорациями и компаниями, более 50 процентов которых принадлежат государству. Согласно проекту такие организации будут обязаны применять стандарты, как и коммерческие организации, только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. При этом характеристики квалификации в профстандартах, которые не обязательно применять, работодатели могут использовать в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Если сотрудник не имеет необходимого уровня образования и опыта работы, требуемого профстандартом, но обладает всеми необходимыми навыками, работодатель может поручить ему работу по этой должности на основе проведенной аттестации. При организации подготовки обучения сотрудников и дополнительного профессионального образования работодателям согласно проекту также следует ориентироваться на положения профстандартов.

Вопрос из практики: действие профстандарта распространяется на все виды деятельности, указанные в группе ОКВЭД, или только на один ОКВЭД, который прописан в профстандарте

Да, на все виды деятельности, указанные в группе.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для определенных случаев. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ .

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух–шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

– XX – класс;

– ХХ.Х – подкласс;

– ХХ.ХХ – группа;

– ХХ.ХХ.Х – подгруппа;

– ХХ.ХХ.ХХ – вид.

Таким образом, действие профстандарта распространяется на все виды экономической деятельности, указанные в соответствующей группе ОКВЭД (ОКВЭД. утвержден приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст ).

Например, в профстандарте «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений» указан ОКВЭД – 41.00. В организации разрешенный вид деятельности – 41.00.2. Код 41.00 представляет собой группу видов экономической деятельности, в которую включают две подгруппы: 41.00.1 и 41.00.2. Соответственно, код 41.00, который указан в профстандарте, включает в себя все входящие в эту группу подгруппы видов экономической деятельности. Поэтому организация с ОКВЭД 41.00.2 может в полной мере руководствоваться указанным профстандартом с учетом общих правил применения документа.

Вопрос из практики: может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте

Да, может. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений полностью лежат на работодателе. Требования в профстандарте – это рекомендуемый общий набор знаний, которым может обладать «универсальный» сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в должностной инструкции (ст. 8 ТК РФ ). Аналогичные выводы можно сделать из письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.

Как внедрить профстандарты в работу

Законодательство не регламентирует порядок внедрения профстандартов. Поэтому каждый работодатель определяет его самостоятельно исходя из нормативных требований, потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации (ст. 8 ТК РФ ).

Примерный перечень этапов по внедрению профстандартов может быть таким:

  • сформировать рабочую группу (комиссию). В состав группы включите представителей ключевых подразделений. Например, представителей службы персонала, юридического отдела, бухгалтерии. Приказ о создании рабочей группы издайте в произвольной форме. Основные задачи и порядок работы группы пропишите в Положении о работе рабочей группы. Положение составьте в произвольной форме ;
  • утвердить план-график работ по внедрению профстандартов ;
  • ознакомить руководителей подразделений с законодательной базой по внедрению профстандартов. Для этого можно организовать корпоративный семинар или провести презентацию утвержденного плана-графика работ;
  • реализовать мероприятия, предусмотренные планом-графиком работ;
  • подвести и систематизировать итоги работы рабочей группы и утвердить отчет о результатах внедрения профстандартов.

План-график внедрения стандартов

Вопрос из практики: как составить план-график внедрения профстандартов

С учетом особенностей трудовой деятельности в организации и обязательности внедрения профстандартов укажите в плане-графике, что необходимо сделать и к какому сроку, а также ответственных исполнителей и итоги работы. То есть план-график составляют в произвольной форме. В него могут войти, например, такие этапы:

1) анализ и изменение локальных актов организации. Например, штатного расписания. должностных инструкций. трудовых договоров. Ознакомление работников с запланированными изменениями;

3) определение потребности в повышении квалификации работников, выбор образовательных программ;

4) аттестация сотрудников на соответствие профстандартам.

Как итог в плане-графике отразите:

  • список профстандартов, которые будут применять в организации;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании или профессиональном обучении работников исходя из анализа квалификационных требований профстандарта. А также сведения о запланированных мероприятиях по образованию и обучению работников;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые нужно изменить в связи с введением профстандартов.

Проверка работников на соответствие требованиям стандарта

Вопрос из практики: как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта

Каждый работодатель определяет порядок проверки сотрудника на соответствие профстандарта самостоятельно исходя из потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации и фиксирует этот порядок в своих локальных актах (ст. 8 ТК РФ ). Такая проверка может стать одним из этапов внедрения профстандартов в организацию. Провести проверку может специальная рабочая группа. Итогом ее работы станет отчет о соответствии работников профстандартам, а также рекомендации по обучению тех сотрудников, чья квалификация либо знания и умения не соответствуют требованиям утвержденного профстандарта. При этом признание сотрудника не соответствующим требованиям профстандарта по итогам работы группы не может стать основанием для его увольнения .

С 1 января 2017 года в помощь работодателям будут организованы специальные центры независимой оценки квалификации. в которых в добровольном порядке сотрудники как по собственной инициативе, так и с подачи работодателя смогут пройти экзамен на соответствие профстандарту (Закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ ).

Вопрос из практики: нужно ли изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в профстандарте. В организации установлена система оплаты труда по тарифным ставкам в соответствии с разрядами ЕТКС

Работодатель обязан применять тот или иной профстандарт с учетом требований законодательства или если организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе (ст. 57 ТК РФ. Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). При этом профстандарты не предполагают замену разряда на уровень квалификации. В самом тексте профстандарта также указано, к каком уровню квалификации относится выполнение работ по соответствующему разряду, который присвоен сотруднику. Так, например, в профстандарте «Машинист печатно-высекального агрегата», утвержденном приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1147н. так и указано, что к 3-му уровню квалификации относится выполнение работ машиниста 3-го разряда. При этом в данном случае имеет место совпадение уровня квалификации и разряда. А, например, в профстандарте «Сварщик», утвержденном приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н. указано, что ко 2-му уровню квалификации относится выполнение сварщиком работ как по 2-му, так и по 3-му разряду.

Таким образом, при внедрении профстандартов изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в стандарте, не требуется. Поэтому если в организации применяют систему оплаты труда работников в зависимости от установленного им разряда, то продолжайте применять эту систему без изменения разрядов. Если же работодатель одновременно с внедрением профстандартов захочет перейти на систему оплаты труда исходя из уровня квалификации, то в Положении об оплате труда пропишите размер окладов сотрудников в зависимости от уровня квалификации, а также внесите изменения в трудовые договоры сотрудников в связи с изменением системы оплаты труда.

Изменение должностных инструкций

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

Утверждение профстандартов само по себе не является основанием для изменения должностных инструкций и трудовых обязанностей работников.

Изменить инструкции придется, если работодатель:

  • с учетом требований законодательства обязан применять тот или иной профстандарт;
  • организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе.

В этих случаях изменение инструкций и приведение их условий с учетом требований профстандартов станет одним из этапов внедрения стандартов в организацию .

Вопрос из практики: нужно ли в полном объеме прописывать требования профстандарта в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника или могут быть допущения

Работодатель определяет содержание трудового договора или должностной инструкции с учетом статьи 57 Трудового кодекса РФ. При этом профессиональный стандарт можно применить как рекомендательный методический документ. Исключением являются содержащиеся в профстандарте требования к квалификации. которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).

Таким образом, если сотруднику установлены требования к квалификации, то их необходимо прописать в трудовом договоре или должностной инструкции. Отражать остальные требования профстандарта в полном объеме работодатели не обязаны. Работодатель также, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, вправе распределять трудовые функции, которые содержит профстандарт, между несколькими должностями, профессиями, специальностями и самостоятельно определять содержание и объем выполняемой сотрудником работы. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 9 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Увольнение сотрудников, не соответствующих стандартам

Вопрос из практики: можно ли уволить работника, не соответствующего профстандарту

Нет, нельзя. Такое основание в законодательстве не предусмотрено.

Если оценочный центр или специальная рабочая группа. созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения. и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Далее, когда все мероприятия проведены, работодатель может провести аттестацию работника. по итогам которой у работодателя при неудовлетворительных результатах уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ).

Ответственность за неприменение профстандартов

Какая ответственность предусмотрена за неприменение или неправильное применение профстандартов

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме сотрудников на работу. только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. В других случаях применение стандартов носит рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены обязательные требования законодательства о применении профстандартов, то работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 13 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры