Руководства, Инструкции, Бланки

логопедическое представление дошкольника для пмпк образец заполнения img-1

логопедическое представление дошкольника для пмпк образец заполнения

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Логопедическое представление на ПМПК

добавление числа слогов: ( +/ - )

13. Состояние зрительной функции

1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.

2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:

а) схема тела сформирована;

б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);

в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и

левых частей тела сидящего напротив человека);

г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8

допускал единичные ошибки;

д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено

конструирование и реконструирование геометрических фигур по

представлению. По словесной инструкции не справился со многими

3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных

проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.

Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные,

написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.

Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь

Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов.

Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква « в », чем отличаются « т » и « п ».

14. Рассказ по серии сюжетных картинок

Критерий смысловой целостности

Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.

Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.

Отсутствует описание ситуации.

2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.

Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.

Рассказ не оформлен.

Пересказ прослушанного текста

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Критерии смысловой целостности.

Воспроизведены все смысловые звенья

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.

2) Критерии лексико-грамматического оформления

Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.

Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.

Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.

14. Характеристика письма.

Отсутствие орфографических ошибок.

При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).

В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.

Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б,д-в.

Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).

Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»)

Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).

Темп письма медленный.

Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.

Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.

Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.

Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР :

(1 КЛ.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР ( ФФН,ФН).

Темп плавности судорожного (несуд.) характера.

( 2-3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.

( перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.

Логопедическое заключение может быть:

звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.

на основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

Направления лого-коррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования.

( подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).

1.Развитие слухового восприятия.

Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.

3.Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

4..Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________

7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.

8. Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

9.Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие понимания речи.

11. Развитие слухо-зрительного внимания.

12.Развитие памяти ( слухоречевой, зрительной).

13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

14. Формирование элементарных математических представлений.

15. Развитие крупной /мелкой моторики.

Другие статьи

Боровцова документация1

/ 01-10-2014_21-21-12 / боровцова документация1

УДК 373 БГ)К 74.102 Б83

Б83 Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. - М. ТЦ Сфера, 2008. - 64 с. (Библиотека журнала "Логопед"). (1)

В пособии представлены основные виды документации учителя-логопеда и подробные рекомендации по ее ведению с учетом требований специальных (коррекционных) программ и нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждении.

Все методические материалы иллюстрированы таблицами, схемами, примерными образцами планов, конспектами.

Пособие адресовано учителям-логопедам, заведующим ДОУ. слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 373 ББК 74.102

Норовиста Лариса Анатольевна

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Методическое пособие

Главный редактор Т.е. Цветкова РедакторыО.А.Степанова, Л.С.Киммеяь Дизайнер обложкиО.В.Максимова КорректорыТ.Э.Балпуноаа, Л.Б.Успенская Компьютерная версткаСИ.Гаммиш Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат 77.99.6U.4S3. Д.013736.11.07 от 23.11.2007 г. Пиаиныш в печать 26.12.07. Формат 60 x 90'/. Гарнитур 3 Taiivc. Усл. п л. 4.0. Тираж 5000>kj. ЗаказN» 8625. Издательство «'ГЦ Сферам Москва. Сельскохозяйственная ул. 1 Я, корп. 3. Тел. (495) 656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивах ОАО ордена «Знак Почета» • Смоленская областная типография им В И. Смирнова-». 214000, 1 Смоленск, проспект им. Ю.Гагарина. 2.

С ООО -TС Сфера. 2008

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;

— карта логопедического обследования ребенка;

— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;

— планы (конспекты) групповых занятий;

— план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год;

— индивидуальные планы занятий с ребенком;

— индивидуальная тетрадь ребенка;

— тетрадь учета посещаемости детьми занятий;

— тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;

— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса;

— отчет учителя-логопеда за учебный год;

— паспорт логопедического кабинета;

— план самообразования учителя-логопеда.

Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификационного разряда при аттестации.

Основные виды документации учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии

На основании психолого-педагогической классификации речевых нарушений в ДОУ комплектуются следующие группы:

— для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФН);

— с общим недоразвитием речи (далее ОНР);

— для заикающихся детей.

Отбор детей с нарушениями речи в специальные группы ДОУ и их комплектование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Обследование детей членами ПМПК и зачисление их в логопедические группы проводятся с согласия родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих).

Обычно в мае — июне каждого года члены ПМПК проводят выездные заседания в ДОУ. После проведения комплексного диагностического обследования комиссия выносит логопедическое заключение и определяет дальнейший образовательный маршрут ребенка. Секретарь ПМПК заполняет протоколы по набору в логопедическую группу и выпуску детей из нее. Дубликаты протоколов оформляются учителем-логопедом в «Тетради протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)», которая хранится в ДОУ. Страницы данного документа нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью учреждения.

Примерная форма протокола заседания ПМПК но набору детей в логопедическую группу

Фамилии, имя ребенка

Заполненные протоколы заседаний ПМПК и дубликаты заверяются подписями всех ее членов и печатью комиссии.

Для ДОУ протоколы ПМПК — основной документ, который позволяет открывать речевые группы, определять их профиль, утверждать штаты. Логопед но основании заключений и рекомендаций ПМПК комплектует логопедические группы, определяет совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.

Карта логопедического обследования ребенка

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные отпеты детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.

В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

Примерная карта обследования ребенка с ОНР

I. Анкетные данные

Дата поступления в группу___________________________________________________________

Откуда поступил ___________________________________________________________________

От какой беременности ребенок_______________________________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)__

Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ______________________________________________

Когда закричал _____________________________________________________________________

когда принесли кормить______________________________________________________________

грудное или искусственное___________________________________________________________

Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему ______________________________

III.Раннее физическое и психическое развитие

Начал держать голову____(Nк 2 мес), сидеть _______ (Nк 6 мес), стоять с помощью опоры______(Nк 8—9 мес), ходить_____ (Nк 1 году).

Гуление _______ (Nв 2—3 мес), лепет _______ (Nв 5—6 мес), первые слова_____(Nк 1 году), первые фразы _____(Nк 1,5—2 годам), фразовая речь_______ (Nк 3 годам)

до 1 года___________________________________________________________________________

после 1 года ________________________________________________________________________

Ушибы, травмы головы______________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие _____________________________________________________

IV.Речевая и социальная среда

Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения _____________________________________

Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении_________________

С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой. ) __________________________

Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста ____________________________________

V.Объективные данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невропатолог) ________________________________________________

Состояние слуха (оториноларинголог) _________________________________________________

Состояние зрения (окулист) __________________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог)_________________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)___________________________________________________

VI.Разговорно-описательная беседа

(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)

Как тебя зовут?_____________________________________________________________________

Сколько тебе лет?___________________________________________________________________

Где ты живешь? ____________________________________________________________________

С кем ты живешь?___________________________________________________________________

Как зовут маму, папу? _______________________________________________________________

Есть ли у тебя брат (сестра)? __________________________________________________________

Кто работает в твоей семье? А кто учится? ______________________________________________

С кем ты дружишь в детском саду?_____________________________________________________

Помогаешь ли ты взрослым дома?_____________________________________________________

Что ты умеешь делать?_______________________________________________________________

Какая у тебя любимая сказка? О чем она? _______________________________________________

Другие сведения об окружающем мире_________________________________________________

VII.Моторная сфера

1. Состояние общей моторики_______________________________________________________

Постоять на одной ноге (попеременно)_________________________________________________

Попрыгать на двух ногах_____________________________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно)________________________________________________

Постоять на цыпочках_______________________________________________________________

Присесть, руки в стороны_____________________________________________________________

2. Состояние мелкой моторики_______________________________________________________

Пальчиковые упражнения: «Коза»___________«Зайчик» _____________ «Колечко»________ (правая, левая рука, синхронно)

«Кулак — ребро — ладонь»___________________________________________________________

«Пальчики здороваются» (соединить пальцы рук)________________________________________

Нанизывание колечек, бусинок на тесьму _______________________________________________

Собрать мозаику (спички и др.) _______________________________________________________

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)_______________________________________________

Нахмурить брови ___________________________________________________________________

Изобразить радость (печаль) __________________________________________________________

Надуть щеку (щеки)_________________________________________________________________

4. Навыки самообслуживания (умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать шнурки и т.д.)____________________________________________________

VIII. Психические процессы

1. Внимание ________________________________________________________________________

(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)

запоминание предметов (слов) ________________________________________________________

добавление предмета в линейный ряд __________________________________________________

уменьшение предметов в линейном ряду________________________________________________

заучивание слов при 1-, 2-, 3-, 4-кратном повторении _____________________________________

3. Зрительное восприятие____________________________________________________________

узнавание предметов в неполном изображении___________________________________________

узнавание предметов в условиях наложения _____________________________________________

силуэтное изображение ______________________________________________________________

восприятие цвета, оттенков___________________________________________________________

восприятие формы __________________________________________________________________

4. Пространственные представления__________________________________________________

(справа_______. слева_____. впереди____. сзади_____. выше____, ниже _____, дальше _____, ближе______, в центре__________ )

5. Временные представления__________________________________________________________

времена года _______________________________________________________________________

6. Мышление _______________________________________________________________________

исключение «4-го лишнего»__________________________________________________________

складывание разрезных картинок______________________________________________________

восстановление сюжета (серия картинок)_______________________________________________

понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») __________________

7. Математические представления____________________________________________________

простейшие арифметические действия__________________________________________________

8. Работоспособность (снижена, достаточна)___________________________________________

IX. Строение органов артикуляционного аппарата

Губы______________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)

Зубы____________________________ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Челюсти__________________ (норма, прогения, прогнатия)

Прикус_________ (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)

Твердое нёбо____________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое небо__________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык____________________________________ (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

Подъязычная связка _______ (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)

Кончик языка _______________ (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)

Позиция языка в полости рта ______ (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит па дне полости рта, при фонации в межзубном положении)

X. Подвижность органов артикуляционного аппарата

Губы_________________________ (достаточно подвильные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)

Язык ____________ (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация — отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор — подергивание, изменение цвета; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)

Саливация___________ (норма, повышенная)

Состояние дыхательной и голосовой функций тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)_________ характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)

Выразительность речи______________ (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)

XI. Фонематический слух и фонематическое восприятие

1.Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):

да-та-та ___ ка-га-га ___

ба-па-ба ___ ко-го-го ___

то-то-до ___ бу-бу-пу_____

вы-ви-вы ____ ма-мя-мя _____

2. Различение слов со сходным звуковым составом:

кот — ток___ тень — день ____

том — дом ___ коза — коса ___

суп — зуб ____ рак — лак ____

мышка — мишка ___

3. Определение звука в ряду других звуков___ (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук)

4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук__________________________

5. Выделение, ударного гласного в начале слова __________________________________________

6.Выделение первого и последнего звука в словах6 лет) кот _____. дом _____, утка ____

7. Придумывание слов с заданным звуком _

Милиционер стоит у светофора _______________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу_____________________________________________

Троллейбус остановился на перекрестке________________________________________________

Жираф живет в зоопарке_____________________________________________________________

(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.)

XIV. Лексическая сторона речи

1. Понимание обращенной речи________________________________________________________

(ограниченно, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи)

2. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:

ваза _______ венок _______ пылесос _________ корни ______ аквариум ________ тротуар ______ винегрет _______________ клумба ___________ сердитый __________ острый _________ томатный ____________ зазеленело__________ гремит ______________

3. Знание названий предмета и его частей:

стул (ножки, сиденье, спинка)_________________________________________________________

чайник (крышка, ручка, носик, донышко)_______________________________________________

машина (кабина, кузов, колеса. )______________________________________________________

4. Употребление обобщающих слов:

овощи ___________ мебель ________________ домашние животные __________________

фрукты ___________ посуда____________________ дикие животные____________________

одежда ______________ цветы ___________________ грибы_____________________

обувь __________________ деревья______________________ рыбы_________________

ягоды ____________________ насекомые __________________________

бытовые приборы _____________________ продукты питания _____________________

5. Знание названий животных, птиц и их детенышей:

кошка _______________лиса _______________ курица _________________ корова ____________

заяц ______ гусыня _______ собака _________ медведь __________

утка ___________ коза ______________. волк _________________ овца. __________

лошадь _________________ свинья __________________ белка_____________________

6. Кто где живет?

медведь____________________лиса ______________ белка________________птица ___________ волк _______________ собака ________________

7. Кто как кричит?

Корова_______________лягушка___________утка _______________собака___________воробей ___________ гусь _________лошадь _________ кошка ______________ мышь________________

8. Кто как передвигается?

змея________комар _______ заяц __________ бабочка ______________ гусеница _____________

уж ___________ рыба __________ лягушка _____________ птица________________

9. Подбор прилагательных к имени существительному (2— 3 слова ):

облака (какие?) _____________________________________________________________________

10. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам:

с 5 лет: с 6 лет: