Руководства, Инструкции, Бланки

образец договора на возмещение коммунальных услуг в бюджетном учреждении img-1

образец договора на возмещение коммунальных услуг в бюджетном учреждении

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Вычет НДС у подрядчика при компенсации коммунальных услуг заказчику

Подскажите пожалуйста, организация «Подрядчик» выполняет текущий (капитальный) ремонт в бюджетном учреждении г. Москвы («Заказчик» - школа). На время проведения работ «Заказчик» обеспечивает предоставление коммунальных услуг (электроэнергия, горячая и холодная вода, канализация). Заключен отдельный Договор на возмещение затрат на коммунальные услуги.Вопрос: Может ли организация «Подрядчик», при наличии счет-фактуры от «Заказчика» с выделенной суммой НДС, возместить НДС из бюджета за возмещение затрат на коммунальные услуги. (в Счет-фактуре Продавец - «Заказчик», покупатель - «Подрядчик»)Спасибо Скачайте формы по теме

Если подрядчик не готов к судебному спору с налоговой инспекцией, то ему не стоит заявлять вычет НДС. Такова позиция официальных органов. В нижеследующей подборке приведены статьи о подрядчике и застройщике, но выводы применимы и к вашей ситуации.

1. Из книги «Налоги у застройщиков и подрядчиков: инструкции с выгодными решениями для любых случаев»
1.7. Компенсация затрат на электроэнергию

Что касается НДС, то в плане возмещения платы за электроэнергию можно провести параллель между рассматриваемыми отношениями и арендными отношениями и отметить следующее.

По данному вопросу существует две позиции.

1. Генподрядчик не сможет применить налоговый вычет, потому что застройщик не вправе выставить ему счет-фактуру по коммунальным услугам. Напомним: документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, является счет-фактура (п. 1. подп. 1 п. 3 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

2. Застройщик перевыставляет счет-фактуру от энергоснабжающей организации генподрядчику, который в таком случае имеет право на вычет НДС.

Какой из них руководствоваться?

Позиция 1. По мнению контролирующих органов, счета-фактуры по коммунальным услугам арендодателем арендатору не выставляются, поскольку эти услуги арендодателем не реализуются.

При получении денежных средств, перечисленных одной стороной договора другой стороне в целях компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

В связи с отсутствием соответствующих счетов-фактур по названным услугам суммы НДС к вычету у арендатора не принимаются.

Позиция 2. Арендодатель, получая счета-фактуры от энергоснабжающих организаций, может выставить их в той же самой сумме арендатору, поскольку коммунальные услуги были потреблены непосредственно арендатором.

Здесь имеет место возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей, а не реализация энергоресурсов.

Суммы возмещения расходов, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае происходит не перепродажа этих услуг арендатору, а компенсируются затраты арендодателя.

Компенсация осуществляется на основании счетов-фактур, выставленных арендатору арендодателем. В данной ситуации это не противоречит нормам налогового законодательства. Арендатор, уплачивающий в соответствии с условиями договора аренды стоимость коммунальных услуг арендодателю, вправе применить налоговый вычет на основании перевыставленных ему счетов-фактур.

Мотивируя свое решение, суд указал, что без электроэнергии, воды, теплоэнергии и прочего арендатор не может реализовать право пользования арендуемыми помещениями. Поэтому обеспечение коммунальными услугами неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором и арендодателем за названные услуги значения не имеет.

И все же, поскольку вопрос решается неоднозначно, во избежание налоговых рисков перевыставлять счет-фактуру генподрядчику не следует.

2. Из статьи журнала «Учет в строительстве», № 6, июня 2010
Коммунальные платежи: решаем проблемы

Рассмотрим ситуацию. Организация (генподрядчик) ведет строительство дома. На разные виды работ было привлечено пять субподрядчиков. Руководство приняло решение о возмещении всех коммунальных платежей (за энергию, воду) за счет субподрядчиков. Они не против (коммунальщики предоставление услуг субабонентам не запрещают). С каждым субподрядчиком было заключено допсоглашение к основному договору об оплате «коммуналки». Можно ли продать эти услуги дороже, чем купили? Как все это оформить и отразить в учете?

С какими проблемами придется столкнуться

Если договором или дополнительным соглашением предусмотрено возмещение коммунальных расходов субподрядчиками, возникает закономерный вопрос: а являются ли полученные суммы доходами строительной организации? И, значит, должна ли она учитывать их при исчислении НДС и налога на прибыль? То есть фактически вопрос заключается в следующем: можно ли считать, что строительная компания оказывает коммунальные услуги своим субподрядчикам? Скажем сразу: однозначного решения не существует. Рассмотрим ситуацию с разных точек зрения.

Налог на добавленную стоимость

Позиции чиновников и судей различны.

Генподрядчик может быть поставщиком

Арбитры считают, что генподрядчик (абонент) может выступать в качестве поставщика электроэнергии в отношении своих субподрядчиков (субабонентов). То есть указывать себя в счетах-фактурах в качестве поставщика, но при условии, что основной поставщик (энергоснабжающая организация) не против (ст. 545 Гражданского кодекса РФ ). А субабонент имеет право предъявлять к вычету «входной» НДС, выставленный абонентом. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2008 г. по делу № А56-50375/2007. Аналогично в постановлении ФАС Уральского округа от 16 октября 2008 г. № Ф09-7459/08-С2 суд решил, что заказчик-застройщик хотя и не является энергоснабжающей организацией, все же реализовывал электроэнергию, так как приобретал ее у энергоснабжающей организации, в том числе и для перепродажи своему подрядчику.

Столичные налоговики также ранее указывали на то, что если генподрядная организация от своего имени заключает договор с Мосэнерго на приобретение электроэнергии, часть которой использует субподрядчик при выполнении строительно-монтажных работ, то генподрядчик обязан при передаче электроэнергии субподрядчику отражать ее реализацию и выписывать счета-фактуры (письмо УМНС по г. Москве от 24 января 2002 г. № 24-11/3696 ).

НДС начислять не нужно

Однако Федеральная налоговая служба РФ в настоящее время придерживается противоположной позиции. В частности, в письме от 4 февраля 2010 г. № ШC-22-3/86@ даны следующие разъяснения (хотя они посвящены отношениям арендодателя с арендатором, те же принципы применимы и к отношениям между генподрядчиком и субподрядчиком по возмещению коммунальных платежей). В случае если платежи взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора о возмещении затрат, эти платежи (компенсационные выплаты) при определении налоговой базы по НДС арендодателем не учитываются. И счет-фактуру на них он не составляет. Такая позиция (для рассматриваемой ситуации) влечет два последствия:
– генподрядчик не может поставить к вычету суммы НДС, предъявленные коммунальными службами в части услуг, потребленных и компенсированных субподрядчиком;
– субподрядчик не вправе предъявлять суммы НДС по потребленным коммунальным услугам к вычету.

Специалисты главного финансового ведомства с этим согласны. О том, что операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров для целей НДС, говорилось в письмах Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 03-07-11/392. от 26 декабря 2008 г. № 03-07-05/51 и др. Таким образом, единства мнений между чиновниками и судьями по этому вопросу нет.

На сегодняшний день схема возможных действий такова:
– если стороны решили руководствоваться официальной позицией, то генподрядчик не должен начислять НДС и выставлять счет-фактуру на сумму возмещения стоимости коммунальных услуг, предъявляемую субподрядчику. При этом он лишается возможности вычета «входного» НДС в части, приходящейся на услуги, потребленные и возмещенные субподрядчиком (субподрядчик также не имеет возможности вычета НДС по этим услугам);
– если стороны готовы к спорам с налоговой инспекцией исходя из сложившейся арбитражной практики, генподрядчик может выставлять счет-фактуру на коммунальные услуги, предъявляемые к оплате (компенсации, возмещению) субподрядчику, выделяя в нем сумму НДС. При этом он имеет право на вычет «входного» НДС, предъявленного ему коммунальными службами, а субподрядчик имеет право на вычет НДС по возмещаемым суммам.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Другие статьи

Статья Проверка расчетов по коммунальным услугам

/ КИРвБИНО / Статья Проверка расчетов по коммунальным услугам

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2009, N 8

ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ

Практически каждое бюджетное учреждение имеет на своем балансе недвижимое имущество, на содержание которого, в том числе на оплату коммунальных услуг, ему выделяются средства, как бюджетные, так и от приносящей доход деятельности. В ходе проверок бюджетных учреждений расходам, произведенным на оплату коммунальных услуг, уделяется особое внимание вследствие того, что выделение бюджетным учреждениям средств на оплату таких расходов имеет свои особенности. В данной статье рассмотрены основные нарушения, допускаемые бюджетными учреждениями при учете коммунальных услуг.

На что ревизоры обращают внимание в первую очередь?

Проверка состояния расчетов начинается с изучения документов, которые служат основанием для осуществления расчетов между бюджетным учреждением и поставщиком коммунальных услуг. Таким документом является договор поставки услуги, заключенный в соответствии с нормами российского законодательства. Порядок заключения и требования в отношении договора энергоснабжения содержатся в § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 ГК РФ, в отношении остальных договоров на оказание коммунальных услуг - в иных параграфах этой главы. Кроме того, при заключении договора и государственного (муниципального) контракта бюджетным учреждением должны быть соблюдены требования, изложенные в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме договоров на поставку коммунальных услуг в бюджетной организации должны быть в наличии все необходимые первичные документы и прочие документы, подтверждающие понесенные ею расходы (счета-фактуры, платежные поручения, акты сверки расчетов и др.).

Далее следует отметить, что особенности проверки расчетов по оплате коммунальных услуг заключаются в специфике проверяемого участка.

Во-первых, оплата коммунальных услуг производится по коду классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 223 "Коммунальные услуги". Указанная подстатья (223) является так называемой защищенной статьей, и договоры по коммунальным услугам подлежат учету в органах казначейства.

Во-вторых, бюджетники пользуются коммунальными услугами по специальному тарифу. В ходе проверки ревизор обращает внимание на правильность применения тарифов. Тарифы на электро- и теплоэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии субъекта РФ, на природный газ - Федеральная служба по тарифам, на воду - органы местного самоуправления. Потребление коммунальных услуг производится в пределах лимитов бюджетных обязательств по бюджетному тарифу, все, что сверх, оплачивается за счет внебюджетных средств по тарифу коммерческому либо, если нет внебюджетных средств, после внесения изменений в бюджетную смету учреждения.

Остановимся подробнее на основных моментах проверки расчетов за коммунальные услуги.

Проверка первичных документов по коммунальным услугам

В ходе проверки первичных документов могут быть выявлены нарушения полноты и своевременности принятия к учету оказанных учреждению услуг. Нарушения подтверждаются данными первичных документов в сравнении их с данными регистров бюджетного учета, прежде всего с журналом операций расчетов с поставщиками и подрядчиками и журналом операций с безналичными денежными средствами.

В зависимости от масштаба деятельности учреждения проверка данных операций проводится сплошным или выборочным методом. Выборка на этом участке осуществляется путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом ревизор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем он проверяет наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур или отражение операций в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо карточке учета средств и расчетов.

При проверке своевременности отражения в бюджетном учете оказанных услуг ревизор может выявить расхождения между датами совершения хозяйственных операций и их регистрации в учете. При этом обязательно устанавливаются причины возникновения расхождений, а именно: какой они носят характер - разовый или систематический.

По каждому нарушению должно быть получено объяснение либо от главного бухгалтера, либо от бухгалтера, ответственного за ведение участка, по которому найдено нарушение.

Как правило, документация (первичные учетные документы) по операциям, по которым были обнаружены расхождения, проверяется особенно внимательно. Результаты проверки отражаются в акте проверки. Информация по тем операциям, по которым документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), учитывается при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета.

В ходе проверки расчетов по оплате коммунальных услуг исследуется график документооборота и его соблюдение.

В результате проверки полноты и точности отражения данных первичных документов в регистрах бюджетного учета могут быть выявлены следующие нарушения:

1) в нарушение п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), п. 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н):

- не все документы, которыми оформлены проверяемые операции, зарегистрированы (приняты к учету) своевременно;

- не все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах (прежде всего в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками или карточке учета средств и расчетов);

2) в нарушение п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 3, 197, 199 Инструкции N 148н не все операции, подтвержденные документами на оказание коммунальных услуг, отражены на счете 0 302 06 000 "Расчеты по оплате коммунальных услуг" и не по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;

3) в нарушение п. 4 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 3 Инструкции N 148н выявлены документы, принятые к учету несколько раз.

Проверка правильности отнесения расходов по коммунальным

услугам в соответствии с бюджетной классификацией РФ

В ходе проверок правильности отнесения расходов на статьи, подстатьи КОСГУ в 2009 г. следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее - Указания N 145н).

Обращаем внимание, что, кроме расходов, определенных ранее в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н (действовали в 2008 г.), а именно: расходов на оплату отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения, потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги), потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей, водоснабжения, водоотведения, ассенизации, в 2009 г. на подстатью 223 "Коммунальные услуги" можно относить следующие расходы:

- оплату транспортировки электроэнергии по электрическим сетям;

- оплату договоров водоотведения в части оплаты по повышенному тарифу, если концентрация загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно допустимые значения соответствующих показателей или в связи с превышением установленного договором объема сброса сточных вод в систему канализации (сверхнормативный сброс);

- плату за подключение к электрическим сетям и плату за увеличение потребляемой мощности;

- оплату соответствующей ресурсоснабжающей организацией договоров на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, в ходе проверки правильности оплаты расходов на технологические нужды необходимо обратить внимание, что в Указаниях N 145н дано определение понятия "технологические нужды": это работы, проведение которых является неотъемлемым условием предоставления коммунальных услуг и носит регламентированный условиями предоставления этих услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения).

Следует иметь в виду, что работы по ремонту и восстановлению эффективности функционирования коммунальных инженерных систем и коммуникаций, осуществляемые сверх регламентированного условиями поставки коммунальных услуг перечня работ (технологических нужд), нужно оплачивать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Пример 1. Проверкой правильности отнесения расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с бюджетной классификацией РФ установлено следующее.

В нарушение ст. 23.1 БК РФ, разд. V Указаний N 145н бюджетным учреждением платежным поручением от 05.05.2009 N 54 согласно счету-фактуре от 30.04.2009 N 12 произведена оплата работ по восстановлению функционирования систем теплоснабжения, осуществленных сверх работ по поставке тепловой энергии, определенной договором с энергоснабжающей организацией, в сумме 45 000 руб. по коду 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ, а следовало по коду 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

В соответствии со ст. 289 БК РФ оплата работ по восстановлению функционирования систем теплоснабжения, осуществленных сверх работ по поставке тепловой энергии, в сумме 45 000 руб. является нецелевым использованием бюджетных средств.

Проверка отражения в бухгалтерском учете расчетов

за коммунальные услуги

При проверке состояния расчетов ревизор обращает особое внимание на:

- точность оформления денежно-расчетных документов (платежных поручений) при оплате оказанных учреждению коммунальных услуг;

- своевременность отражения в бюджетном учете и правильность отражения на счетах учета расходов операций по поставке и оказанию коммунальных услуг бюджетному учреждению.

Внимание! Планом счетов бюджетного учета согласно ч. 2 Инструкции N 148н предусмотрен учет авансов на счете 206 06 000 "Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги", однако следует иметь в виду, что:

- в силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон;

- на основании п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 (далее - Порядок N 294), оплата бюджетными учреждениями - потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории РФ не может осуществляться с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву.

Следовательно, бюджетные учреждения могут применять счет 0 206 06 000 лишь в исключительных случаях (например, неправильные расчеты поставщиком коммунальных услуг стоимости предоставленной услуги в счете-фактуре с последующим представлением уточненного документа или авансовые платежи в пределах установленных законодательством размеров оплаты технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и др.). Контролирующие органы могут трактовать наличие остатка на счете 0 206 06 000 "Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги" как нарушение порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ и как неправомерное использование бюджетных средств.

Пример 2. В ходе проверки расчетов за поставленные коммунальные услуги установлено следующее.

В декабре 2008 г. бюджетным учреждением произведена предоплата за поставку электрической энергии за январь 2009 г. в сумме 2466 руб. платежным поручением от 27.12.2008 N 1255.

Совершение данной операции является нарушением ст. 544 ГК РФ, п. 2 Порядка N 294 и классифицируется как неправомерное расходование бюджетных средств.

Учет расчетов за поставленные коммунальные услуги осуществляется на счете 0 302 06 000 "Расчеты по оплате коммунальных услуг".

При проверке обращается внимание на правильность оформления и ведения аналитического учета расчетов с поставщиками коммунальных услуг за оказанные услуги в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками или карточке учета средств и расчетов.

В ходе таких контрольных мероприятий могут быть выявлены нарушения п. п. 154, 198 Инструкции N 148н в части отсутствия аналитического учета либо ведения аналитического учета не в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками или карточке учета средств и расчетов, а иным способом. Кроме того, может быть установлено нарушение требований Приказа Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета" (далее - Приказ N 123н), а именно:

- п. 1: оформление документов аналитического учета не по установленным в Приложении 1 к данному Приказу формам: Журнала операций (форма по ОКУД 0504071) и Карточки учета средств и расчетов (форма по ОКУД 0504051);

- Рекомендаций по применению регистров бюджетного учета (Приложение 2) в части заполнения форм аналитического учета.

Пример 3. В ходе проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения установлено, что аналитический учет расчетов по коммунальным услугам в I полугодии 2009 г. велся в произвольной форме.

В акте проверки бюджетного учреждения будет отмечено грубое нарушение п. 1 Приказа N 123н - ведение бюджетного учета не по установленным формам.

Проверка реальности состояния расчетов

по коммунальным услугам

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности - один из этапов проверки расчетов. Нарушения при расчетах могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов актов и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно обнаружить в ходе проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.

Ревизор в ходе проверки должен убедиться в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны с баланса учреждения.

В результате контрольных мероприятий может быть установлена нереальность числящейся в учреждении задолженности. Как правило, это нарушение требований Инструкции N 148н и Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н (далее - Инструкция N 128н), определяющих порядок отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности задолженности. Нереальность задолженности или, иными словами, недостоверность данных о дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетной отчетности может быть выявлена также в ходе встречной проверки организации - поставщика коммунальных услуг. По результатам встречной проверки составляется акт встречной проверки, который либо подтверждает данные бюджетного учета учреждения (то есть их достоверность), либо опровергает их. При этом такой акт должен содержать описание выполненной работы и выявленных нарушений по вопросам, по которым проводилась встречная проверка, с указанием в акте реквизитов документов, подтверждающих нарушения, с приложением их копий к акту встречной проверки. Пунктом 102 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, определено, что копии документов, подтверждающих выявленные в ходе встречной проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации. Исходя из этого, представители Росфиннадзора и его территориальных органов имеют право потребовать от проверяемого учреждения заверения копий любых документов в рамках проводимой проверки.

Пример 4. Проверкой финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, проведенной в июле 2009 г. за период с 01.01.2008 по 01.07.2009 установлено следующее. В нарушение п. 138 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, на счете бюджетного учета 2 205 10 000 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" в 2008 г. учитывались расчеты по начисленным суммам коммунальных услуг, подлежащим возмещению бюджетному учреждению арендаторами, не в момент возникновения требований бюджетного учреждения к плательщикам и по фактическому потреблению коммунальных услуг арендаторами, а в момент установления в договоре на возмещение стоимости коммунальных услуг расчетных сумм платежей за потребление коммунальных услуг.

В результате по состоянию на 01.01.2009 в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по строке 230 "Расчеты с дебиторами по доходам", в графах 7 "Бюджетная деятельность", 10 "Итого" дебиторская задолженность арендаторов по оплате стоимости коммунальных услуг завышена на сумму 15 025 руб. что отмечено в акте проверки организации.

В ходе проверки правильности списания дебиторской задолженности ревизор должен выяснить, были ли в течение проверяемого периода случаи списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо нереальной к взысканию. Данная задолженность списывается с баланса учреждения по истечении трех лет с момента последнего подтверждения указанной задолженности на забалансовый счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов", на котором учитывается в течение пяти лет с момента ее списания с баланса для наблюдения за возможностью взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должников. Суммы, полученные в погашение такой задолженности, списываются с этого счета и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Аналитический учет по счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника или реквизитов юридических лиц.

Проверяя расчеты за коммунальные услуги, ревизор может установить погашение дебиторской и кредиторской задолженности сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств (в соответствии со ст. ст. 161, 289 БК РФ - нецелевое использование средств федерального бюджета) или в нарушение ст. ст. 6, 14, 161, 162 БК РФ принятие учреждением обязательств сверх утвержденных лимитов, что приводит к образованию несанкционированной кредиторской задолженности.

Проверка проведения инвентаризации расчетов

по коммунальным услугам

В ходе проверки расчетов по оплате коммунальных услуг анализируются материалы инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бюджетного учета. Необходимо отметить, что при проверках часто выявляются случаи отсутствия инвентаризационных описей по результатам инвентаризации расчетов либо ее непроведения, а также случаи фиктивного проведения инвентаризации расчетов без подтверждения сумм задолженности от организаций-контрагентов. Вследствие этого одним из этапов проведения проверки расчетов по оплате коммунальных услуг является установление сроков возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальности, а также лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно п. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года).

Обратите внимание, что согласно п. 7 Инструкции N 128н инвентаризация активов и обязательств, то есть остатков по счетам 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги" и 0 302 06 000 "Расчеты по оплате коммунальных услуг", должна быть проведена перед составлением годовой бюджетной отчетности в установленном порядке. Порядок проведения инвентаризации расчетов определен Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания N 49).

При проверке инвентаризации расчетов по оплате коммунальных услуг могут быть выявлены следующие ошибки и нарушения:

- в нарушение ст. 196 ГК РФ несвоевременно списана либо не списана задолженность с истекшим сроком исковой давности;

- в нарушение п. 7 Инструкции N 128н, п. 1.2 Методических указаний N 49 не проведена инвентаризация (сверка) расчетов.

Проверка расчетов с арендаторами за коммунальные услуги

При проверке расчетов по оплате коммунальных услуг следует установить наличие арендаторов и возмещение ими стоимости коммунальных услуг.

В соответствии с Письмами Минфина России от 12.08.2002 N 3-12-5/49 и от 05.07.2002 N 3-12-3/31 "О порядке возмещения арендаторами затрат бюджетных учреждений - арендодателей на эксплуатационные и коммунальные услуги" на основании заключенных договоров на возмещение стоимости коммунальных услуг организация-арендатор возмещает бюджетному учреждению стоимость потребленных ею коммунальных услуг. Данные суммы поступают на лицевой счет получателя средств бюджета при наличии в генеральном разрешении (разрешении) на осуществление приносящей доход деятельности источника формирования и направлений использования средств от приносящей доход деятельности - средств, поступающих от арендаторов в возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги.

Необходимо отметить, что главные распорядители бюджетных средств могут уточнять порядок возмещения стоимости коммунальных услуг арендаторами для своих подведомственных учреждений (например, Приказ Роскультуры от 15.04.2008 N 199 "О недопущении подведомственными учреждениями Роскультуры нецелевого использования средств федерального бюджета").

В ходе проверки изучаются выставленные организациям-арендаторам счета и счета-фактуры на предмет соответствия предъявленных к оплате документов требованиям договора на возмещение стоимости коммунальных услуг и расчетам стоимости потребленных услуг. Как правило, стоимость потребленных арендаторами коммунальных услуг рассчитывается пропорционально занимаемой ими общей площади зданий, сооружений, находящихся на балансе учреждений. В случае установления счетчиков для учета электрической и/или тепловой энергии расчет производится по данным их показаний.

В ходе проверки правильности и полноты возмещения стоимости коммунальных услуг арендаторами могут быть выявлены следующие нарушения:

- отсутствуют договоры на возмещение стоимости коммунальных услуг организациями-арендаторами;

- оплата коммунальных услуг производится не в полном объеме или не производится вообще;

- учреждение не ведет журнал выставленных счетов-фактур;

- сумма, предъявленная к оплате в возмещение стоимости коммунальных услуг, занижена вследствие неправильно произведенного расчета.

Пример 5. При проверке расчетов за коммунальные услуги в бюджетном учреждении образования за I полугодие 2009 г. установлено следующее.

В нарушение требований Писем Минфина России от 12.08.2002 N 3-12-5/49 и от 05.07.2002 N 3-12-3/31 "О порядке возмещения арендаторами затрат бюджетных учреждений-арендодателей на эксплуатационные и коммунальные услуги", Приказа Рособразования от 18.11.2008 N 1615 "О состоянии и мерах по укреплению финансово-хозяйственной дисциплины в подведомственных учреждениях Федерального агентства по образованию":

- с организациями - арендаторами помещений учреждения общей площадью 89 кв. м не заключены договоры на возмещение стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг на 2009 г.;

- организации-арендаторы в I полугодии 2009 г. не производили возмещение потребленной электрической энергии на общую сумму 2000 руб. потребленной тепловой энергии на общую сумму 15 900 руб.

Таким образом, бюджетным учреждением израсходованы бюджетные средства в общей сумме 17 900 руб. на оплату коммунальных услуг, потребленных арендаторами, что является неэффективным использованием бюджетных средств.

ревизии и проверки

Подписано в печать