Руководства, Инструкции, Бланки

образец творческой характеристики учащегося img-1

образец творческой характеристики учащегося

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тема 7

1. затрудняющие реализацию новых ориентиров в оценке достижений учащихся.

Чаще всего в документах и исследованиях используется дефиниция «образовательные достижения», в которой подчеркивается, что предметом внимания являются такие достижения учащихся, которые возникают именно в процессе образовательной деятельности. В этом смысле все, что изменяется в личностных свойствах и качествах учащегося является образовательным достижением. Однако следует подчеркнуть, что в документах нередко сущность последних ограничивается «учебными достижениями», то есть, традиционными объемами знаний, умений и навыков. Данный подход следует дополнять теми личностно важными изменениями, которые могут быть стимулированы образовательным процессом. Ученые расходятся во мнениях о сущности и структуре личностных достижений.

«Достижение» в толковых словарях трактуется как успех 2. положительный результат работы. В педагогическом контекстедостижение понимается как решенная проблема, т.е. значительно более широкое и эмоционально окрашенное понятие, нежелирезультат .

Личностные достижения учащихся представлены разными авторами как:

степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Илюшин Л.С. 1995 );

личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (Майоров А.Н. 1996);

результат целенаправленной деятельности, характеризующийся личностным вложением и адекватным ему воспитательным эффектом (Рындак В.Г. Утепов М.Б. 2003 );

Личностные достижения - интегральная характеристика личности, отражающая степень ее социализации. Учебно-личностные достижения учащихся - личностная характеристика учащегося как результат его развития и саморазвития в образовательном процессе. Учебные достижения - степень овладения учащимися конкретными знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, измерение которых может осуществляться на различных этапах обучения (Зотова Н.К. Мухамеджанова Н.М. Смирнова Н.В. Саитбаева Э.Р. 2000 );

личностное достижение – это решенная личностно значимая проблема (Лаптев В.В. Тряпицына А.П. 2003 ).

Таким образом, личностные достижениярассматриваются как положительные изменения в качествах и свойствах личности, которые позитивно оцениваются самой личностью и соответствуют требованиям внешней среды (учебным целям, задачам социализации, пр.). Личностные достижения тесным образом связаны с самооценкой и уровнем притязаний личности. В рамках школьного процесса возможна фиксация достижений, связанных с образовательной деятельностью учащихся.

Для контроля развития личности необходимо знать структуру личностных достижений.

О.Е. Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:

1) уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;

2) фонда коммуникативных умений;

3) творческой познавательной активности ребенка;

4) личных социальных достижений внутри школы и вне ее.

Е.В. Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:

ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;

культурологический компонент, т.е. освоение культуры;

компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;

личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.

М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода, выделяет пять потенциалов личности: гносеологический (познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, «личность определяется. тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет» 1 .

В.Г. Рындак и М.Б. Утепов, рассматривая структуру личностных достижений старшего школьника, включают в нее совокупность компонентов: академического (знания, умения, навыки), социально-коммуникативного (личностные проявления в коллективе) и творческого (выражение индивидуальности, личностное самовыражение).

Учеными Санкт-Петербургской научной школы предлагается рассматривать личностные достижения прежде всего как образовательные, что предполагает включение четырех компонентов:

Академическая успеваемость, учитывающая освоение государственного стандарта и другого содержания образования, соответствующего виду образовательной программы. Например, если ученик обучается по гимназической образовательной программе, то он должен освоить не только содержание стандарта, но и расширенное или углубленное содержание, соответствующее уровню гимназической образовательной программы.

Фонд умений, который обеспечивает ученику ориентацию в социуме. В первую очередь это коммуникативные умения.

Познавательная творческая активность школьника на протяжении всего курса обучения, зафиксированная в виде какого-либо документа.

Личные социальные достижения внутри и вне школы, подвергающиеся фиксации 2 .

Таким образом, структура личностных достижений является проблемой обсуждаемой и находится на стадии разработки. В любом случае, авторы исходят из посылки, что имеется инвариативная структура личности, которая может быть измерена, возможно, сформирована (воспитана, развита) с заданными свойствами. С данной позиции интересна концепция жизнеспособной личности, предложенная авторским коллективом ООИПКРО г. Оренбурга:

«…Жизнеспособная личность - это личность, которая обладает следующей системой качеств:

- владение минимально необходимым или максимально возможным (в зависимости от образовательных возможностей) объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей;

- сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии;

- владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;

- социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической культуры;

- интеллектуальную, эмоциональную, нравственную причастность к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры;

- личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства;

- жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т.д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения.

Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека будет определять и основные черты современного типа образования, и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:

формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;

формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;

формирование социальной ответственности перед собой, ближайшим окружением, обществом, государством, человечеством, природой» 1.

Указанное исследование представляет собой попытку переориентации педагогического сообщества на новое понимание результата образовательной деятельности, соответствующее требованиям современного общества.

Становление личностных достижений возможно только в процессе личностно значимой деятельности с опорой на индивидуальные образовательные потребности учащегося. Задача учителя состоит в создании условий, которые обеспечивают востребованность личностных проявлений воспитанника. В мировой практике используются несколько целенаправленных методик.

Каждая из описанных в этом разделе методик позволяет зафиксировать творческие успехи ученика, а также создать условия для их возникновения и развития.

Портфолио как форма оценивания и учета достижений учащихся

ормирование учебного «портфеля» - набора документов - является одной из современных методик оценивания и учета образовательных достижений учащихся.

Портфолио выступает не просто альтернативным способом оценивания или собранием работ, идея портфолио связана с новыми целями образования – с новой культурой учения. Использование этой формы в инновационных образовательных учреждениях позволило накопить значительный опыт. Знакомство с ним показывает особенности использования портфолио в учебно-воспитательном процессе, поскольку портфолио может использоваться как инструмент организации образования, помогает документировать в заданной форме образовательную деятельность учащихся, стимулирует их самоопределение, самооценку и рефлексию. Обычно портфолио формируется как собрание работ учащегося и позволяет фиксировать его личностный рост и развитие академической успешности в продуктивной форме.

Однако накопленный опыт показывает разнообразие моделей портфолио и методик работы с ним. Нет необходимости описывать один из подходов, поэтому предлагаем список источников 2 психолого-педагогического сопровождения использования портфолио как формы оценивания и учета достижений учащихся (см. табл. 1).

Психолого-педагогическое сопровождение портфолио

Представлен опыт работы

В целом, метод портфолио обладает широкими возможностями по выявлению пробелов, трудностей, достижений, индивидуальных особенностей познавательной и творческой деятельности учащихся, стимулирует развитие критического мышления. Как модель развития аутентичного оценивания в большой степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать.

Сундук регалий как форма оценивания и учета достижений учащихся

качестве еще одной методики учета и оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся используется методика «Сундук регалий». «Сундук» является коллекцией работ, которую составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.

«Сундук регалий» может включать:

документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;

характеристики, данные педагогами;

самохарактеристика «моя уникальность»;

членские удостоверения учреждений и организаций;

рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;

перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);

образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);

личные замечания и другие оценки;

Данный список может быть дополнен по усмотрению участников образовательного процесса.

Шотландский Как форма оценивания И учета достижений учащихся

ледующая методика – шотландский аттестат - отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Великобритании. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.

Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.

В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения, т.е. уточняются:

темы, которые должны быть изучены;

умения, которыми необходимо овладеть;

практика, которую необходимо пройти и т.д.

описание личностных качеств ученика, сделанных, как учителем, так и в виде личного заявления, т.е. самооценки, сделанной учеником;

обобщение опыта работы ученика, выраженное в учебных достижениях (описывается как учителем, так и учеником);

учебная книжка с сообщениями по предмету (в которой фиксируются не только отметки, поведение, прилежание, посещаемость, полученные знания, заинтересованность в работе, но и рекомендации учителя, а также ответ родителей).

Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».

Методика «Шотландский аттестат» может быть успешно адаптирована к российским условиям. Так, образовательное учреждение «Международный лицей» разработало подобный вариант аттестата образовательных достижений для лицеистов, обучающихся в течение четырех лет, то есть с 8 по 11 классы.

В аттестат заносится следующая информация:

Учебные достижения, включающие четвертные, полугодовые, экзаменационные (только в 9 и 11 классах по экзаменационным предметам) и итоговые отметки по всем изучаемым предметам в 8-11 классах.

Творческие работы (перечень с краткой характеристикой каждой работы), выполненных по итогам занятий на факультативах и курсах по выбору.

Итоговые документы (сертификат, диплом, свидетельство и т.д.) или творческие работы, полученные и выполненные на дополнительных образовательных курсах.

Результаты выступлений на предметных олимпиадах.

Результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

Примерами творческих работ, выполненных при изучении обязательных учебных предметов, могут служить: техническое творчество, углубленное изучение программных и непрограммных учебных материалов, работы по искусству, педагогическая деятельность, изобретательство, исследования.

Подобный аттестат образовательных достижений позволяет учесть традиции отечественной школы, его внедрение не требует дополнительной разъяснительной работы с педагогическим коллективом и родителями, кроме этого, заполнять аттестат каждый ученик может самостоятельно.

Творческая книжка школьника как форма оценивания и учета достижений учащихся

творческой книжке регистрируются все самостоятельные работы, выполненные учеником сверх учебной программы и соответствующие определенной норме. После выполнения работы в книжке делается запись. Например, 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменная работа (конспект, реферат) объемом не менее 15 страниц и т. д. Это норма по объему работы, но не по времени ее выполнения, дело ученика - работать несколько дней или несколько месяцев. Норма - не догма, а ориентир для учителя. Одно из условий успешной работы в масштабе школы - единство требований. Такое единство и создает нормы. Однако учитель имеет право записать работу и меньшего объема, исходя из интересов ученика.

Записи выглядят примерно так:

1. Техническое творчество (машины, приборы, приспособления, модели, макеты). Указывается конкретная работа и дается ее краткое описание: количество деталей, размер.

2. Углубленное изучение программных и непрограммных учебных предметов. Указывается название изученной работы, количество страниц реферата, рисунков, фотографий и т. п.

З. Работы по искусству. Фиксируются сданные работы (рисунки, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства и т. п.).

4. Педагогическая деятельность. Отражается работа в младшем классе, ведение кружка, уроков в начальных классах.

5. Изобретательство. Описываются изобретения, оформленные в виде простейшей схемы.

6. Исследовательская и опытническая работа. Фиксируется только та, в которой есть хоть и простейший, но самостоятельный вывод.

7. Участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Запись делается, если занято одно из трех призовых мест (на соревнованиях не ниже районного уровня), а также если присвоен спортивный разряд.

8. Факультативы. Запись делается при условии, что ученик занимался не менее полугода.

Как видим, в самостоятельной работе сверх учебной программы для ученика нет никаких ограничений: делай что хочешь, когда, где хочешь и как угодно долго или быстро.

Приведем примеры конкретных записей в творческих книжках:

Английский язык. Районная олимпиада, 1-е место. 6-й класс.

Модели. Сделал кордовую модель самолета (выполнял работу в городском дворце творчества юных). 6-й класс,

Педагогика. Провела 4 урока во 2-м классе. 5-й класс.

Кино. Слайд-фильм по собственному сценарию «Самооткрывающаяся дверь». 2 мин, черно-белый, 16 мм (сделал в школе). 7-й класс.

Фото. Сделал 14 фотографий на тему «Пейзаж» 9х12 см. 5-й класс.

Макеты. Сделал макет старинного амбара (из бревнышек), в котором 65 деталей. Размер 15х10х17 см. 8-й класс.

Слесарное дело. Сделал 15 деталей из металла для макета паркового аттракциона (групповая работа). 7-й класс.

Литература. Переложила на стихи русскую народную сказку «Каша из топора»; 30 строк. 7-й класс.

Как видим, диапазон интересов ребят очень широк. В школе только за несколько лет были выполнены работы почти по 40 направлениям.

По окончании школы на основании записей в творческой книжке составляется характеристика качеств личности, проявившихся в самостоятельной и творческой деятельности сверх учебной программы.

Сначала выделяются склонности ученика, для чего выписываются разделы науки, техники, искусства, по которым он работал, и подсчитывается количество записей по каждому из них (см. табл. 2).

Другие статьи

Презентация на тему: Образец характеристики учащегося Характеристика учащегося ГБОУ СОШ 512 ФИО, __________________________ уч-ся ___ класса, ______ г

Образец характеристики учащегося Характеристика учащегося ГБОУ СОШ 512 ФИО, __________________________ уч-ся ___ класса, ______ года рождения, проживающего. - презентация Презентация на тему: " Образец характеристики учащегося Характеристика учащегося ГБОУ СОШ 512 ФИО, __________________________ уч-ся ___ класса, ______ года рождения, проживающего." — Транскрипт:

1 Образец характеристики учащегося Характеристика учащегося ГБОУ СОШ 512 ФИО, __________________________ уч-ся ___ класса, ______ года рождения, проживающего по адресу :_____________, (адрес регистрации, если нет постоянной прописки) ФИО уч-ся обучается в данной школе с _____ класса, за время обучения проявил себя как ученик______________________________________________________________ Учебные характеристики: Высоко развитая учебная мотивация. Широкая эрудиция, грамотность, умение чётко и системно излагать свои мысли. Владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы. Понимает смысл и причины действий людей и вещей. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берёт больше» из рассказа, фильма или какой-то деятельности, чем другие. Поступил в данный класс, имея хорошие способности по следующим предметам:………………………… Отметки, полученные в начальной школе, подтвердил и учится ……………….

2 Сложности в обучении (если есть): Учебная активность на уроках носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса; Пассивен на занятиях, быстро устаёт, даёт не правильные ответы. Не включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы; с трудом овладевает навыками чтения, письма, счёта; Плохо запоминает даже простое стихотворение имеет ограниченный (бедный) словарный запас; Другие особенности.

3 Мотивационные характеристики: Настойчив в поиске решения задачи. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела. Обычно прерывает других. Прилагает усилия для закрепления действия. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя. Упорный в отстаивании своего мнения. Чувствителен к мнении других. Небезразличен к правильному или неправильному, хорошему и плохому, к справедливости. Может обсуждать людей, события, вещи. Умеет разрешать конфликтные ситуации. Умеет радоваться успехам других.

4 Трудности в усвоении норм поведения: 1.Очень вспыльчив, часто непослушен, спорит со взрослыми; 2. Мешает другим детям на уроках; 3. Не слышит обращённую к нему речь, не меняет своего поведения когда делают замечания; 4. Безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителей; 5. Отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружающей обстановке; 6. Другие трудности

5 Творческие характеристики: Любопытен и любознателен, задаёт много вопросов (не только на реальные темы) Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если бы …) Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению. С увлечением стремится рассказать другим обо всём, что знает сам. Умеет шутить и понимает шутки, всегда находится в центре своих одноклассников. С удовольствием участвует в различных видах исследовательской деятельности в классе и школе. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок. Умеет дружить и сам является хорошим другом.

6 Особенности эмоциональных контактов: Нарушены взаимоотношения со сверстниками (мешает одноклассникам, подсмеивается над ними, запугивает, паясничает, играет роль «клоуна», часто ссорится со сверстниками, находится в плохих отношениях с некоторыми их них, нелюбим другими детьми, над ним часто подсмеиваются, в классе является «козлом отпущения», замкнут, любит наохотиться один, другие нарушения) Нарушены взаимоотношения со взрослыми (при взаимоотношениях со взрослыми теряется, смущается, плачет без веских причин, при ответах говорит тихим голосом, опустив голову, не смотрит в глаза, запинается, избегает контакта с учителем, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным, не выполняет его требований, отвечает дерзко, порой-грубо, выражается нецензурно, даже в присутствии взрослых, другие нарушения)

7 Характеристики ученика как лидера: Берёт на себя ответственность в различных делах класса. Пользуется авторитетом среди одноклассников. Критичен по отношению к себе и другим. Не боится признать свою неправоту. Добр и порядочен, способен к совершению нравственных поступков. Активно участвует в делах класса, школы. Способен защитить честь класса и школы в различных мероприятиях. Лидер в нескольких видах деятельности.

8 Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс обучения: Соматическая ослабленность (частые простуды, головные боли, жалобы на боли в желудке и тошноту, наличие хронических заболеваний) Органические нарушения и физические дефекты (плохое зрение, слабый слух, заикание, плохая координация движений, неловкий, неуклюжий, чрезмерная полнота, маленький рост, другое)

9 Педагогическая некомпетентность родителей: Краткая характеристика семьи. ФИО родителей, где работают, социальный статус (полноценная, многодетная, в разводе, одинокая мать/отец, малообеспеченная, вынужденные переселенцы). Участие родителей в жизни класса и школы. Безнадзорность родители игнорируют не только духовный мир ребёнка, но не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (ребёнок часто неряшливо одет, выглядит так, как будто плохо питается) Жестокое обращение (избиение) Неблагополучная среда проживания (родители не работают, алкоголики, частые скандалы, ссоры, драки в присутствии ребёнка) Повышенная опека (чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей) Преувеличенное представление родителей о хрупкости ребёнка, его болезненности. Противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребёнку свои требования) Отметьте положительные черты учащегося Директор школы:______________/_______________________/ Классный руководитель:__________/_____________________/ «_________»_______________20_____г.

Образец характеристики учащегося - Методическая копилка - Каталог статей - Персональный сайт

Образец характеристики учащегося

(В характеристике представлено типичное поведение ученика)

  1. Высоко развитая учебная мотивация.
  2. Широкая эрудиция, грамотность, умение чётко и системно излагать свои мысли.
  3. Владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы.
  4. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
  5. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берёт больше» из рассказа, фильма или какой-то деятельности, чем другие.
  6. Поступил в данный класс, имея хорошие способности по следующим предметам:…………………………
  7. Отметки, полученные в начальной школе, подтвердил и учится ……………….
  1. Настойчив в поиске решения задачи.
  2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
  3. Обычно прерывает других.
  4. Прилагает усилия для закрепления действия.
  5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя.
  6. Упорный в отстаивании своего мнения.
  7. Чувствителен к мнении других.
  8. Небезразличен к правильному или неправильному, хорошему и плохому, к справедливости.
  9. Может обсуждать людей, события, вещи.
  10. Умеет разрешать конфликтные ситуации.
  11. Умеет радоваться успехам других.
  1. Любопытен и любознателен, задаёт много вопросов (не только на реальные темы)
  2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если бы …)
  3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.
  4. С увлечением стремится рассказать другим обо всём, что знает сам.
  5. Умеет шутить и понимает шутки, всегда находится в центре своих одноклассников.
  6. С удовольствием участвует в различных видах исследовательской деятельности в классе и школе.
  7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
  8. Умеет дружить и сам является хорошим другом.

Характеристики ученика как лидера :

  1. Берёт на себя ответственность в различных делах класса.
  2. Пользуется авторитетом среди одноклассников.
  3. Критичен по отношению к себе и другим.
  4. Не боится признать свою неправоту.
  5. Добр и порядочен, способен к совершению нравственных поступков.
  6. Активно участвует в делах класса, школы.
  7. Способен защитить честь класса и школы в различных мероприятиях.
  8. Лидер в нескольких видах деятельности.