Руководства, Инструкции, Бланки

режиссерский монтажный лист образец img-1

режиссерский монтажный лист образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Монтажный лист


Бабушка с палочкой идет по двору дома, подходит к дверному проёму.
Голос бабушки(за кадром):

Едем мы в Сибирь, поезд как провалился под землю, глазам не разглядеть, гора пополам разломанная, а там атомный завод строили. Я это очень много пережила. Я рада пообщаться с народом, с хорошим народом пообщалася, и рада, что и посмотрела, и Сибирь посмотрела…


Овцы в хлеву, рядом стоит девочка.
Голос бабушки(за кадром):

и также Москву. Я не знаю, сколько мне было лет, лет семь, наверное, или шесть, а я сильно любила одного парня. И вот я его сильно любила. Вот маленькая, а его сильно любила. Он меня всё провожал…


Девочка с соломенной птицей стоит у бревенчатой стены, их освещает луч.
Голос бабушки(за кадром):

Это молоденькое детство, полюбишь которого человека, невеста, невеста,…


Из ЗТМ:
Автор сценария и режиссёр Александра Стреляная
Оператор Александр Демьяненко
Композитор и звукорежиссер Александр Ланеев
Художник по костюмам Любовь Васильева
Операторская группа Глеб Климов
Мастер по свету Анатолий Пилипенко
Осветитель Виктор Макаров
Стэдикам Виктор Зубарев
Оформление синхронных шумов Антон Леоничев
Шумовые спецэффекты Андрей Васильев
Цветокоррекция Светлана Анисимова
Декорационный цех

Шеве Максим
Изготовление титров


Водитель Александр Манаков
Редактор Жанна Романова
Директор картины Вячеслав Харьков
Продюсер Алексей Тельнов
Песни в исполнении


Голосовая реконструкция обряда

Видео

Другие статьи

Видеомонтаж - дело тонкое!


НЕМНОГО ТЕОРИИ
Прежде всего, что такое монтаж? В примитивном смысле - это процесс "сборки" фильма из отдельных элементов - кадров. Но вырезать неудачные места и склеить оставшиеся еще не значит "смонтировать". Грамотный монтаж, даже в самых простых фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение целого набора правил. Правила эти основаны на некоторых физиологических законах восприятия зрительной и звуковой информации. Они выработаны чисто эмпирическим путем на протяжении первых двух-трех десятилетий существования кино и с тех пор не претерпели существенных изменений. Так называемый современный "клиповый" монтаж - это чаще всего либо примитивный параллельный монтаж двух или более разных эпизодов, либо малоталантливые попытки изобрести велосипед в области эмоционального монтажа.
Когда речь идет о монтаже одной сцены (а именно такой частный случай мы и будем разбирать), задача автора добиться того, чтобы зрителю было понятно, что происходит на экране и где разворачивается действие, если автор не ставит перед собой противоположной задачи - "запудрить" зрителю мозги. При этом в большинстве случаев весьма желательно, чтобы при просмотре зритель не замечал того, что эта сцена состоит не из одного, а из нескольких склеенных между собой кадров. В теории это иногда называется комфортным восприятием стыка или склейки. На практике чаще говорят, - эти кадры между собой монтируются, а другие не монтируются.
Сведения, приведенные в этом разделе, безусловно, помогут вам при монтаже снятого материала. Однако, читая о требованиях, предъявляемых к кадрам, которые могут быть "склеены" вместе, вы, скорее всего, обнаружите, что в вашем материале нет ни одной пары кадров, отвечающих всем условиям "гладкого стыка". Ничего страшного, прочитав о правилах монтажа, вы сможете последующие свои съемки вести с учетом их требований. Не расстраивайтесь, если не все условия будут выполнены - изложенные правила при реальных хроникальных съемках часто невыполнимы в полном объеме. Как выйти из положения в том случае, когда два кадра "не хотят" стоять рядом, будет рассказано в конце этого раздела.

О КАДРЕ, ПЛАНЕ И ДРУГИХ ТЕРМИНАХ
Прежде чем начать разговор о монтаже, нужно привести несколько определений из кинематографического и телевизионного лексикона.
Съемочный кадр или план - любой участок исходной видеоленты, с записью от нажатия кнопки RECORD до паузы, следующее нажатие - начинается следующий съемочный кадр. Монтажный кадр или план - элемент смонтированного видеофильма - то, что осталось от съемочного кадра после того как его "подрезали" и вставили в нужное место.
Монтажный лист - описание исходного материала или готового фильма с последовательным указанием содержания каждого кадра и его координат на пленке (по счетчику).
Объект - место съемки (улица, квартира, пляж и т.п.), другое значение - персонаж, действующий в кадре.
Исходные материалы (исходники) - материал, записанный непосредственно видеокамерой.
Мастер-кассета (мастер) - кассета, на которую записывается монтируемый фильм.
Термин "план" имеет еще одно значение - это изображение определенного масштаба или крупности.
Определим планы в порядке уменьшения масштаба:
1. Сверхкрупный план или Деталь - кадр, в котором помещается только часть лица (глаза и нос или нос и рот, например), какой-нибудь небольшой предмет или его фрагмент (зажигалка, несколько кнопок на клавиатуре).
2. Крупный план - кадр, в котором голова человека занимает почти все место.
3. 1-й средний план - человек по пояс.
4. 2-й средний план - человек по колени.
5. Общий - человек в полный рост.
6. Дальний план - человек занимает очень маленькую площадь кадра.

МОНТАЖ ПО КРУПНОСТИ
Самый распространенный случай монтажа, это когда нужно смонтировать два изображения одного и того же героя снятого разными планами (масштабами). Например, вы хотите сначала показать человека в полный рост (общий план), чтобы зритель мог увидеть его костюм, походку, предметы или людей, которые его окружают. Потом вы хотите дать зрителю возможность разглядеть лицо героя, поэтому после общего ставите крупный план, когда лицо занимает почти всю площадь кадра.
Такой стык вряд ли останется незамеченным зрителем. Дело в том, что на общем плане, как правило, черты лица плохо различимы, а на крупном плане выпадают из кадра предметы, окружающие героя. Поэтому зрителю приходится некоторое время после начала крупного плана сопоставлять два изображения и искать связь между ними. Происходит задержка восприятия, зритель не следит за действием, а пытается сообразить, что к чему.
Другой вариант склейки: после поясного плана героя (1-й средний) зритель видит крупный. Сомнений в том, что на обоих кадрах один и тот же человек не возникает, черты лица на 1-м среднем плане видны отчетливо. Однако и этот стык будет не очень удачным - разница в масштабах изображения столь незначительна, что сознание зрителя может воспринять такой переход как резкий скачок героя с одного места на другое.
Многолетним опытом было установлено, что наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися на приведенной выше шкале через один. То есть, общий план монтируется с 1-м средним и наоборот, 2-й средний с крупным, и т.д. Исключения: крупный план монтируется с деталью, общий план с дальним.
Еще одна рекомендация. Чтобы ваш стык выглядел на все 100%, не поленитесь на съемке при переходе со среднего плана на крупный, приблизившись к объекту на пару шагов, сделать также шаг в сторону. При этом слегка изменится ракурс и фон за героем, что тоже благоприятно отразится на восприятии склейки.

МОНТАЖ ПО ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Предположим, вы снимали концерт какого-то эстрадного певца. Ваше место в зале находилось недалеко от сцены, чуть правее центра. Певец во время выступления в основном смотрел в центр зала. На вашей записи преобладающее направление его взгляда будет справа налево. В какой-то момент вам захотелось поснимать публику. Вы повернулись направо и включили запись.
Если всЈ так и было, то при монтаже этих кадров вы столкнетесь с серьезной проблемой. Дело в том, что и певец и публика на этих кадрах смотрят в одну сторону, справа налево. Зрителю, особенно тому, который не был на концерте, придется напрягать извилины, чтобы сориентироваться в пространстве. Проблема бы не возникла, если бы для съемки публики вы повернулись не направо, а налево. Тогда глаза исполнителя и людей в зале имели бы встречное направление, и было бы ясно, кто на кого смотрит.
Простейший случай монтажа по положению объектов в пространстве - монтаж диалога двух персонажей (так называемая "восьмерка"). Если взгляды этих людей будут направлены навстречу, кадры смонтируются, если в одну сторону - нет.
В общем случае правило формулируется так: съемка двух взаимодействующих объектов должна производиться строго по одну сторону от линии их взаимодействия. Линия взаимодействия - это воображаемая линия, проходящая через оба объекта.

МОНТАЖ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ
Допустим, находясь где-то в незнакомом городе на автобусной экскурсии, вы сняли много красивых кадров во время движения по улицам, снимая как через правое, так и через левое окно. При монтаже у вас обязательно возникнут трудности связанные с тем, что кадры, снятые через левое и правое окно "не захотят" стоять рядом. У зрителя, да и у вас, неизбежно возникнет ощущение ожидания столкновения, вызванное тем, что на кадре, снятом через левое окно, дома и люди будут пролетать справа налево, а в кадре, снятом через правое окно наоборот. Зрителю будет казаться, что эти кадры были сняты из автомобилей, движущихся навстречу друг другу.
Чтобы выйти из положения, нужно во время съемки сделать несколько кадров через переднее стекло автобуса. Такие кадры будут монтироваться с любым из предыдущих кадров (разумеется при соблюдении еще ряда условий, о которых ниже). Кроме того, если в конце кадра, снимаемого, например, через левое окно, перевести камеру на какой-нибудь неподвижный объект (крупный план человека, сидящего у окна), то следующий кадр смонтируется "без вопросов).
Это, только один из многих возможных случаев монтажа по движению. Если вам придется столкнуться на практике с ситуациями, когда придется монтировать кадры с движущимися объектами запомните: изменение направления движения объекта на стыке кадров не должно быть больше чем на 90 градусов. При этом не должна пересекаться вертикальная ось. То есть, если на одном кадре объект движется от нас чуть налево, то в следующем кадре он не должен двигаться направо.
Один из важных выводов, который должен сделать для себя начинающий видеолюбитель - нельзя склеивать горизонтальные панорамы, снятые в разных направлениях. Профессиональные операторы всегда начинают и заканчивают съемку панорам короткими статичными кусками. Это дает возможность монтировать панорамы через небольшую паузу в движении.

МОНТАЖ ПО ФАЗЕ ДВИЖЕНИЯ
Вернемся еще раз к примеру, рассмотренному нами при разборе монтажа по крупности. Если ваш герой во время съемки активно жестикулирует, то, кроме смены крупности плана вам придется учесть еще один фактор - фазу движения. Это значит, что если в конце общего плана человек начал поднимать, левую руку, то в начале среднего плана эта рука также должна подниматься. Иначе изображение на "склеится". Фазу приходится учитывать при монтаже циклически повторяющихся положений объекта. Это может быть идущий человек, велосипедист, вращающий педали, жонглер в цирке и т.п.
Монтаж по фазе движения очень непростая вещь. В игровом кино многие эпизоды снимают несколько раз не только для того, чтобы иметь несколько дублей одного кадра. Одно и то же действие, как правило, снимается несколько раз планами разной крупности. Монтажер, таким образом, имеет возможность на монтажном столе подгонять каждое движение по фазе с точностью до кадрика. В кино кадриком называется одиночная картинка на кинопленке. В видеомонтаже используется термин - frame. Любительская техника (кроме систем нелинейного монтажа) не может обеспечить такую точность склейки, поэтому иногда при монтаже вам придется прибегать к помощи промежуточных кадров, чтобы избегать "сдвига по фазе".

МОНТАЖ ПО КОМПОЗИЦИИ
(СМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ)
Начинающие видеолюбители предпочитают центральную композицию кадра. То есть, располагают главный объект по центру. Такая компоновка кадра очень распространена, и без нее не обойтись ни в кино, ни на телевидении. Однако, для часто для большей выразительности, а иногда и по необходимости главный объект съемки располагается не по центру кадра. И тогда при монтаже возникает необходимость согласования соседних кадров по композиции. Еще раз вернемся к ситуации, когда нам нужно смонтировать общий и средний план человека. Если на общем плане человек заметно смещен в одну сторону кадра, а на среднем в другую, при просмотре в месте склейки зритель на время потеряет из вида объект из-за резкого смещения центра внимания. Чтобы этого не произошло, во время съемки и при монтаже нужно помнить еще одно правило: смещение центра внимания по горизонтали при переходе от кадра к кадру не должно превышать одной трети ширины экрана. Ситуация, когда может возникнуть резкое смещение центра внимания по вертикали, встречается значительно реже, но и тут действует аналогичное правило.

МОНТАЖ ПО СВЕТУ
В практике кино и видеосъемки часто встречаются случаи, когда при смене положения камеры относительно объекта съемки резко меняется фон, на который проецируется объект. Например, съемка человека, стоящего недалеко от окна. На одном кадре фигура видна на фоне темной стены, в другом на фоне яркого окна. Даже при соблюдении всех уже рассмотренных нами правил монтажа стык между планами будет очень грубым из-за того, что слишком резко изменится характер освещения. Чтобы этого не произошло, нужно при съемке первого кадра "прихватить" немного окна, а при съемке второго - немного стены.Тогда оба изображения будут тесно связаны между собой общими деталями, и стыковка пройдет гладко. Отсюда следует правило: соседние кадры не должны резко отличаться по тону и характеру освещения. Это относится и к ситуации, когда, например, дальний план снят при солнечном освещении, а общий или средний при пасмурном. Профессиональные киношники в таких случаях снимают облака в тот момент, когда они закрывают солнце. Такой промежуточный монтажный кадр позволяет перейти от "солнечного" кадра к "пасмурному".

МОНТАЖ ПО ЦВЕТУ
Рассмотренный выше монтаж по свету является частным случаем монтажа по цвету. Обобщая вывод, сделанный по отношению к тону и характеру освещения объекта, можно легко перейти к следующему правилу: соседние кадры в месте стыка не должны резко отличаться по цвету. Если в новом кадре возникают новые цвета, то они должны занимать не более одной трети площади кадра.

ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО - "ПЕРЕБИВКА"
Мы рассмотрели основные, но далеко не все правила монтажа двух соседних кадров. Видеолюбителю, впервые узнавшему о них, может показаться, что выполнение всех этих правил просто невозможно в полном объеме. В некотором смысле он окажется прав. Даже опытный профессиональный оператор при репортажной съемке в силу разных причин иногда не имеет возможности или времени чтобы снять всЈ по правилам, хотя бы потому, что снимая материал, он не всегда знает, как будет монтироваться тот или иной сюжет. Поэтому при монтаже могут возникать и возникают проблемы нестыковки. На этот случай у киношников и у телевизионщиков есть одно универсальное волшебное средство, которое называется перебивкой.
Перебивка - это кадр, который вклеивается между двумя другими кадрами, связанными между собой единством объектов и места действия. Содержание перебивки всегда резко отличается от предыдущего и следующего за ней кадров, но оно должно быть прямо или косвенно связанным с основным содержанием. Наиболее часто перебивки применяются на телевидении при монтаже длинных монологов. Если нужно сократить часть выступления человека, снятого длинным статичным средним планом, то без перебивки не обойтись (хотя нынешние редакторы теленовостей часто обходятся, но это на их совести). Для вставки перебивки выбирается место примерно за одну две секунды до того как. когда говорящий делает небольшую паузу. К среднему плану клеится перебивка, во время которой звучит конец фразы. Следующий кадр - опять средний план героя, который начинает говорить с нужного редактору места.
Перебивкой в этом случае может служить кадр, на котором снята картина, висящая на стене кабинета, часы или книга на письменном столе и т.п. Однако, если в монологе речь идет именно о той картине или о том, что на ней изображено, то кадр с картиной уже нельзя назвать перебивкой. Он становится вполне самостоятельным смысловым кадром. Для рассмотренного варианта перебивки необходимо иметь возможность независимого монтажа звука и изображения, если ваш видеомагнитофон не имеет функции audio dubbing, то вам придется резать одновременно и звук и картинку. Это не очень хорошо, но для домашнего видео вполне приемлемо.
Перебивками нужно пользоваться с большой осторожностью и ни в коем случае не злоупотреблять ими. Большое количество перебивок в одной сцене свидетельствует либо о неумении снимать "монтажно", либо об отсутствии у автора четкой творческой идеи.

ПРИСТУПАЕМ К МОНТАЖУ
Прежде чем начать монтаж нужно провести некоторую подготовительную работу - написать монтажные листы исходного материала. Если есть возможность вывести на экран телевизора показания счетчика ленты - очень хорошо, это существенно облегчит процесс.

ПОДГОТОВКА МОНТАЖНЫХ ЛИСТОВ
Просмотрите весь исходный материал и выпишите содержание и показания счетчика (начало и конец) тех кадров, которые вы собираетесь использовать в своем фильме. На этом этапе можно опускать бракованные и малоинтересные кадры. Запись может выглядеть следующим образом:

Камера, мотор: Маша Трушкина о профессии помощника режиссера

Камера, мотор: Маша Трушкина о профессии помощника режиссера

Жизнь в кино: какая она? Бывшая студентка Lande Project Маша Трушкина, отработавшая помощником режиссера на съемках фильма «Мафия» (2014, реж. Сарик Андреасян) делится своим опытом и взглядом на кино.

О съемках фильма «Мафия»:

«Чем мне нравится кино – это такая профессия, где, если ты что-то изобретаешь, тебе не скажут нет. Здесь нет жестких рамок».

Фильм «Мафия» — русская фантастика, вдохновленная «Голодными играми»» и «Пунктом назначения». В его основе лежит одноименная карточная игра, а действие происходит в далеком будущем. Режиссер Сарик Андреасян.

Он снял такие фильмы, как «Беременный», «Что творят мужчины», «Мамы» — все вот эти прокатные русские комедии – это его. Все, что делает сейчас сборы и очень круто окупается – это Сарик Андреасян и продакшн компания Enjoy Мovies. На самом деле, на нем действительно много фильмов, просто где-то он выступает как режиссер, где-то — как продюссер. Работает и в международных проектах. Например, летом 2013 он выступил режиссером криминальной драмы «Ограбление по-американски» с Эдрианом Броуди, Хейденом Кристенсеном, Джорданой Брюстер и реппером Эйконом в главных ролях.

О профессии помощник режиссера: хлопушка, монтажная карточка, создание атмосферы, работа с актерами.

В общем, моя функция – чтобы с монтажными листами все было хорошо, чтобы у меня все было записано, и, если спросят, то я обязательно должна знать длительность дубля, сцены, чтобы с режиссером и вторым режиссером были полная гармония, и понимание.

Хлопушка. В связи с тем, что помощник режиссера отвечает за то, чтобы хлопушка попала в кадр, на площадке его так и называют — «хлопушка». Хлопушка используется в кино для синхрона звука и изображения (при монтаже по хлопку выравнивают звук), а также для систематизации отснятых дублей и записанных фонограмм в соответствии с номерами отснятых сцен и дублей.
На хлопушке должна быть написана сцена, кадр, дубль, камеры и объективы. То есть, допустим, камера А, объектив 50, камера Б, объектив 32, камера С, объектив 100.
Помощнику режиссера нужно располагаться так, чтобы хлопушка попадала во все камеры, то есть во все объективы. Но если хлопушка попадает только в 2 камеры из трех, то я, либо сама доворачиваюсь, либо прошу заранее, чтобы оператор довернулся на меня, хлопаю и убегаю. Если меня видят все камеры, я могу хлопнуть 1 раз сказать и всем просто показать. Если одна из камер меня вообще не видит, то сказать я могу 1 раз, а хлопнуть 2 раза, один из них – на камеру, которая меня не видит.
Делать все это нужно оперативно, быстро. Потому что когда произносится «Камера! Мотор!», все смотрят, естественно, на тебя: как ты среагируешь, как ты это сделаешь, как ты убежишь. Чтобы работа была ровная. Чтобы никто не волновался, о том, спряталась у нас «хлопушка» или нет.
И, если какие-то вопросы, у тебя все должно совпадать со звукорежиссером. У тебя может, например, быть неправильно написан дубль, но ты можешь написать монтажке – «сверять по звуку».

Монтажный лист. Как я понимаю профессию помощника режиссера на данный момент – самое главное, чтобы у тебя с монтажом все было хорошо. Потому что самое главное, что ты ведешь – это монтажные листы. А по монтажкам создается,скрепляется фильм.
Монтажный лист – это таблица, которая фиксирует сцену, кадр, дубль, объективы, тайм-код (либо файлы). Эту таблицу ты ведешь от руки. По тайм-коду и файлам ребята сверяют кадр и дубль, плюс по ним сверяются звук и картинка. Его фиксируют для того, чтобы при монтаже не приклеилось что-то не то. Например, сериалы монтируют отдельные от съемок люди. Там очень много материала. Поэтому при монтаже важны четкость и упорядоченность информации.

Тайм-код и файлы должны совпадать с тем, что мы снимаем. То есть, допустим, мы сейчас сняли 2 дубль 3 кадра 9 сцены и это файл номер 9. Соответственно, в монтажном листе у тебя должно быть написано, что это 9 файл.
Потом, естественно, фиксируешь флешки. То есть на 46 флешке у нас такой-то материал, на 47 – такой-то. Важно соблюдать порядок и контролировать отсутствие дублирования флешек, так как в противном случае при монтаже может быть удален отснятый материал.

Создание атмосферы. Ну и вообще, конечно, очень круто, когда помощник режиссера создает атмосферу режиссерско-операторской группе. Это очень ценно. В принципе, помощник режиссера должен помогать процессу. Делать его легче.

Работа с актерами. Помощник режиссера взаимодействует с актерами только образом меток. Метки делаются для того, чтобы снять в нужном ракурсе движение актера, чтобы он попадал во все камеры.
Основные метки в нормальных условиях – это буква Т – означающая серединку актера и его ноги по бокам, а когда, допустим, стоит шеренга людей — мы делаем уголочек — обозначающий границы шеренги. Ну еще так же самая метка – это траектория. Например, актеру нужно пройти по ровной линии или, наоборот, как-то по-особенному, и ты просто рисуешь, по какой траектории ему нужно пройти. То есть это опять же работа с режиссерско-операторской группой, потому что этой работой руководит второй режиссер и операторы говорят как что.
Например, когда мы снимали на заводе ЗИЛ, там песок, и мы какими-то палками метки ставили, какими-то несусветными штуками, какими-то железяками. То есть там было просто по условиям. И это нормально, я считаю. Даже здорово.

Статью подготовила Полина Панфилова (с)

Фото: Мария Трушкина (с)

Приступаем к монтажу

Приступаем к монтажу

Прежде чем начать монтаж, нужно провести некоторую подготовительную работу. Во-первых, нужно просмотреть все исходные материалы, чтобы обновить их в памяти, и заполнить специальную таблицу, монтажный лист. Затем, используя монтажный лист (или листы, если их будет несколько), нужно составить монтажный план фильма, то есть заполнить еще одну таблицу, в которую войдут уже только выбранные вами фрагменты, стоящие в монтажном плане в нужной последовательности. Делая монтажный план, нужно помнить о тех правилах монтажа по крупности, положению в пространстве, цвету, освещению и направлению движения, которым была посвящена статья в предыдущем номере нашего журнала. Если вы собираетесь озвучивать ваш фильм дикторским текстом, музыкой или и тем и другим, то в монтажном плане в соответствующих местах таблицы это также должно быть отмечено. Когда монтажный план будет готов, можно приступать к монтажу, используя одну из доступных вам технических систем. Остановимся чуть подробнее на каждом из этапов, предшествующих монтажу.

ПОДГОТОВКА МОНТАЖНЫХ ЛИСТОВ

Просмотрите весь исходный материал в режиме, когда тайм код выводится на монитор камеры или телевизора. Выпишите содержание и тайм коды начала и конца тех кадров или их фрагментов, которые вы собираетесь использовать в своем фильме. На этом этапе можно опускать бракованные и малоинтересные кадры. Запись может выглядеть следующим образом.

И так далее. ПНР — это панорама, zoom — наезд или отъезд трансфокатором.

Если материал, из которого вы хотите монтировать фильм, располагается на двух или более кассетах, они должны быть пронумерованы, а их номера вписаны в монтажные листы, чтобы не было путаницы, вызванной тем, что кадры из разных кассет будут иметь одинаковые тайм коды. Если на исходной кассете есть «дыра», то есть где-нибудь в середине показания счетчика прерываются и опять начинаются с нуля, это также необходимо отметить в монтажном листе.

МОНТАЖНЫЙ ПЛАН ФИЛЬМА

После того как вы подготовили монтажные листы исходного материала, можно составить план будущего фильма и в соответствии с ним выбирать из монтажных листов кадры в той последовательности, которая вам кажется подходящей. Запись монтажного плана ведется на такие же бланки, как и те, на которые вы записывали исходный материал. Если предполагается, что фильм будет озвучиваться, то в таблице должны быть дополнительные столбцы, содержащие комментарии по музыке и дикторскому тексту. Еще раз напоминаем, что при составлении плана вы должны максимально учитывать правила, изложенные в №6 нашего журнала за 2003 год.

ВСПОМНИМ ШКОЛУ

Перед тем как вы начнете составлять монтажный план, вспомните, как на школьных уроках литературы вам рассказывали, что в любом художественном литературном произведении можно выделить вступление (экспозицию), завязку, кульминацию и развязку. По такой же схеме можно анализировать и фильмы. Даже если вы снимаете не постановочный фильм по заранее написанному сценарию, а просто репортаж о каком-то событии, вы должны организовать съемку и монтаж так, чтобы человеку, который на этом событии не присутствовал, было бы интересно смотреть ваш фильм и понятно, о чем в нем идет речь. А для этого очень желательно, чтобы в начале в них присутствовали кадры, где место действия снято общим планом. Это может быть один или несколько статичных кадров, проезд, снятый общим планом, панорама или кадры с использованием трансфокатора. Злоупотреблять общими планами не стоит, поскольку, давая представление об объекте или действии в целом, они не позволяют разглядеть интересные подробности, которые чаще всего просматриваются на средних и крупных планах. Средняя длина общих планов — 5—8 секунд. Длина кадра, конечно, зависит и от характера объекта — если картинка лаконичная, можно обойтись тремя секундами, если же на ней много интересных деталей, которые хочется рассмотреть, то можно подержать общий план и подольше. Впрочем, для монтажа методом вставки могут быть использованы и более длинные съемочные кадры. Но при этом они «прорезаются» более короткими планами другой крупности.

Итак, у вас есть начало — с помощью одного или нескольких кадров вы дали зрителю представление о месте действия. Теперь можно переходить к деталям — давать крупные и средние планы главных героев, чтобы подробнее показать их действия и эмоции. Герой должен заинтересовать зрителя либо своим внешним видом, либо тем, что и как он делает, либо тем и другим одновременно. Старайтесь избегать длинных монтажных кадров, показывая героев в то время, когда их действия мало занимательны. Лучше снять несколько коротких планов разной крупности, меняя при этом точку съемки, чем один длинный, к тому же снятый не со штатива, а с рук. Единственный случай, когда допускаются длинные планы, это когда необходимо записать от начала и до конца большой «синхрон», как говорят телевизионщики. «Синхроном» на телевизионном жаргоне называется кадр, главный объект которого — говорящий человек. При съемке телевизионных сюжетов синхроны записываются полностью, а потом сокращаются различными монтажными методами.

Для того чтобы происходящее на экране было понятным и не затянутым по времени, в кино- и видеомонтаже используются два очень эффективных приема «сжатия» времени — чередование крупности и параллельный монтаж.

Допустим, что вы сняли на морском берегу красивую, но мало динамичную сцену, которая продолжалась несколько минут. И все это время вы не выключали камеру, боясь пропустить момент, когда пароход окончательно скроется за горизонтом. Рядом стоял художник, который изобразил ту же сцену общим планом.

В отличие от живописца вы могли при съемке менять крупность, то есть делать наезды на отдельные объекты, составляющие основу композиции общего плана, панорамировать с одного объекта на другой и менять точку съемки. Профессионал обязательно работал бы с нескольких точек и имел бы снятые спереди, а не со спины средние и крупные планы пары, наблюдающей за уходящим пароходом. Но даже если вы, не будучи профессионалом, сняли все с одной точки, у вас наверняка должен быть не только общий план, но и небольшой набор планов разной крупности. При первом же просмотре вы выяснили, что смотреть длинную сцену, в которой практически ничего не происходит, невыносимо скучно. Попытки сократить ее, вырезая середину из длинных кадров (а именно так пытаются «монтировать» некоторые любители), привели к появлению небольших, но сильно действующих на нервы скачков изображения.

ЧЕРЕДОВАНИЕ КРУПНОСТИ

Давайте попробуем существенно сократить эту сцену, пользуясь простым чередованием крупности планов. Заметим сразу, что может существовать множество монтажных решений одного и того же эпизода. Монтаж — процесс не менее творческий, чем съемка. А многие режиссеры считают монтаж гораздо более важным этапом создания фильма, чем съемочный период. Итак, рассмотрим один из вариантов монтажа, позволяющего существенно сократить продолжительность сцены. При этом не будем забывать правила монтажа по крупности, изложенные в №6 2003.

Еще пять лет назад, когда не существовало дешевых FireWire контроллеров и плат видеомонтажа для формата DV, существовала разновидность линейного монтажа с использованием компьютера в качестве устройства управления камерой и видеомагнитофоном.

Одной из самых удобных, хотя и не очень дешевой, являлась система, использующая так называемый J-терминал и JLIP протокол, разработанные фирмой JVC. Специальное устройство подключалось через com порт к компьютеру и видеокамере или магнитофону, имеющему J-терминал. Это позволяло просматривать через монитор исходные материалы и управлять синхронной работой камеры и магнитофона. Программа JLIP Video Pdoducer позволяла с высокой точностью размечать исходники и составлять монтажный план. Потом по этому плану компьютер осуществлял сборку фильма. Программа монтажа имела очень удобный интерфейс, и монтировать с ее помощью было одно удовольствие (по сравнению с линейным монтажом с камеры на магнитофон). Можно было не записывать фильм на пленку, а смотреть его через компьютер. В этом случае компьютер осуществлял управление только одним источником исходного изображения. Это называлось «программируемым воспроизведением» отобранных фрагментов. И хотя JLIP все еще используется со старыми моделями видеокамер JVC, самым «передовым» на сегодняшний день является нелинейный монтаж на компьютере, о котором мы расскажем в одном из ближайших выпусков.

Обобщая вышеизложенный материал, напомним, что видеомонтаж можно осуществлять не только на дорогом специальном оборудовании, но и с помощью обычной домашней видеотехники. Поэтому я желаю всем видеолюбителям поскорее заняться этим интересным и полезным делом. Удовольствие от процесса и результата гарантирую.


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru .
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -

Место для рекламы: