Руководства, Инструкции, Бланки

руководство фонда социального страхования рф img-1

руководство фонда социального страхования рф

Категория: Руководства

Описание

Фонд Социального Страхования: цифровая трансформация

  • Сфера социального страхования и обеспечения: системные ориентиры развития ФСС РФ

Алексей Руденко, заместитель Председателя, ФСС РФ

  • Клиентоориентированность: тренды и эффективная практика создания информационной инфраструктуры

Михаила Часовникова, директора по корпоративному развитию, OZON.RU

  • «Цифровой переход» в государственном и общественном управлении. Проблемы и перспективы. (по материалам исследования Мирового банка)

Юрий Хохолов, руководитель Института развития Информационного общества

  • 10 ключевых технологий для государственных органов»

Саян Доржиев, Gartner

  • «Цифровой переход» в сфере публичных сервисов в Эстонии

Олег Швайковски, Nortal (Эстония)

Сессия «Практика развития инфраструктуры электронного социального государства»

  • ИТ развитие ФСС РФ за период 2013-2016 годы. Выбор модели и технологий «цифровой трансформации»

Андрей Кошкин, руководитель Департамент информационных технологий и защиты информации ФСС РФ

  • Системный проект электронного правительства в России: развитие электронных сервисов на Единого Портала государственных услуг

Александр Павлович, заместитель Директора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России

Сессия «Социальная информационная сфера: новые технологические идеи и практики»

  • Выступление Сергея Алимбекова. заместителя руководителя Фонда развития интернет -инициатив (ФРИИ) по технологическому развитию;
  • Персональный электронный кабинет получателя услуг Фонда. Практический шаг к полностью электронному взаимодействию в сфере социального страхования -

Выступление представителя компании IBS (разработчик информационной системы)

  • Мобильное приложение для врача: интеграция с инфраструктурой «электронного листка нетрудоспособности»

Выступление представителя инновационного социального проекта DOC+

  • Выступление команды участников конкурса инноваций IBM Interactive Experience: Braintastic Challenge по перспективным сервисам для ФСС РФ

Олег Бяхов. директор по развитию бизнеса, IBM в России и СНГ

  • Стартап по производству специализированных кибер-протезов для детей

Ильи Чеха, руководитель компании, Моторика

Другие статьи

ФСС - Центральный аппарат Фонда

Центральный аппарат Фонда

Руководитель департамента
Барбазюк Михаил Юрьевич

Финансовый департамент
ВРИО руководителя департамента
Грищенко Елена Федоровна

Правовой департамент
ВРИО руководителя департамента
Белай Ольга Викторовна

Департамент страхования профессиональных рисков
Руководитель департамента
Барановский Игорь Григорьевич

Административно-контрольный департамент
Руководитель департамента
Алибеков Геннадий Ромэнович

Департамент администрирования страховых взносов
Руководитель департамента
Орлова Маргарита Анатольевна

Департамент контрольно-ревизионной работы
Руководитель департамента
Аниканова Ирина Владимировна

Департамент социальных программ и сводно-аналитической работы
Руководитель департамента
Кичиков Игорь Владимирович

Департамент государственных услуг и социальных коммуникаций
Руководитель департамента
Лотоцкая Татьяна Викторовна

Департамент информационных технологий и защиты информации
Руководитель департамента
Кошкин Андрей Николаевич

Департамент стратегического развития
Руководитель департамента
Буров Павел Анатольевич

Департамент проектного развития
Руководитель департамента
Шульпин Михаил Николаевич

Департамент обеспечения деятельности центрального аппарата Фонда
ВРИО руководителя департамента
Кожукарь Михаил Григорьевич

Департамент контрактной службы
Руководитель департамента
Хаматханов Тамерлан Муратович

Департамент централизации услуг Фонда и внедрения новых средств клиентского обслуживания
ВРИО начальника управления
Зотова Людмила Николаевна

Управление организации обеспечения страховых выплат
Заместитель начальника управления
Мыльникова Лариса Алексеевна

Управление капитального строительства, текущего и капитального ремонта
ВРИО начальника управления
Леденева Марина Михайловна

Управление учета и защиты имущественных прав Фонда
Начальник управления
Боровик Сергей Петрович

Управление досудебного урегулирования споров получателей услуг Фонда
Заместитель начальника управления
Банников Вадим Викторович

Страховые фонды РФ - Финансовое право (Эриашвили Н

Страховые фонды РФ Правовой статус Фонда социального страхования РФ

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются (ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ):
  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды носят характер налоговых платежей, обязательных для работодателей. Поэтому работодатели, находящиеся на территории РФ, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователей в региональных отделениях Фонда или их филиалах. В качестве работодателей выступают:
  • организации — юридические лица любой организационноправовой формы (в том числе иностранные, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства);
  • граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке, за исключением Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования РФ.

Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом. В сумме средств всех фондов страховые платежи составляют более 90%.

С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25 декабря 1990 г. № 600/9-3 был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 г. он становится финансовокредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822).

Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, правовой режим которого определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ в соответствии с Конституцией России (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ).

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Основными задачами, решаемыми Фондом социального страхования РФ в процессе его функционирования, являются:
  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
  4. разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  5. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда направляются на следующее:
  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком — инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторнокурортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

В 2000 г. Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

С 1 января 2005 г. на Фонд возложена задача по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в той его части, что касается обеспечения граждан — получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Федеральный Закон от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» утвердил этот бюджет по доходам в сумме 258 806 047,5 тыс. руб. из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. руб. из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс.

Правовой статус Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ (Пенсионный фонд России — ПФР) был создан в 1990 г. с целью осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации путем сбора и аккумуляции страховых взносов, направляемых на выплату пенсий и оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. Его правовой статус определен Положением «О Пенсионном фонде Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно п. 1 Положения Пенсионного фонда России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно положениям ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Руководство им осуществляет Правление, которое возглавляет Председатель Правления.

Правление Пенсионного фонда России проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, определяет перспективные и текущие задачи системы Пенсионного фонда России.

Пенсионный фонд России обеспечивает:
  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных п. 6 упомянутого выше Положения;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств Пенсионного фонда России, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда России;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет РФ предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда России.

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда России и других поступлений.
Руководство Пенсионного фонда России осуществляется правлением Пенсионного фонда России и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда России:
  • несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Фонда;
  • определяет перспективные и текущие задачи;
  • утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) Пенсионного фонда России и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
  • назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии Пенсионного фонда России и руководителей его отделений;
  • утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Фонда;
  • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Фонда.

Положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ определен новый статус Пенсионного фонда РФ (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Одновременно положениями Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов, путем применения налогового вычета.

С 1 января 2002 г. были введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. В частности, размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной, при этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ этот бюджет по доходам составит 1 845 094,0 млн руб. из них 1 725 289,6 млн в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (в том числе 88 245,9 млн — средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда), и по расходам — в сумме 1 727 799,9 млн руб. из них 1 718 871,0 млн в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-I определил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Упомянутый выше Закон способствует обеспечению конституционного права граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы. В соответствии с ним средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде, а средства внебюджетных фондов субъектов РФ (включая филиалы) — в территориальных фондах обязательного медицинского страхования.

Общими задачами обязательного и добровольного медицинского страхования являются гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и проведение профилактических мероприятий.

В соответствии со ст. 6. Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на следующие:
  • обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • выбор медицинской страховой организации;
  • выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
  • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
  • предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
  • возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, а также иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане России.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ, его финансовые средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд ОМС выполняет следующие основные задачи:
  • обеспечивает реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
  • обеспечивает права граждан в системе обязательного медицинского страхования;
  • участвует в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
  • разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы по обязательному медицинскому страхованию выделяет дотации и субвенции территориальным фондам в размерах, определяемых в соответствии с перечнем оценочных критериев:
  1. степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» — наличие территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее источниками финансирования, полнота сбора страховых взносов;
  2. эффективность использования финансовых средств участниками системы ОМС;
  3. наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций;
  4. дотационность бюджета субъекта РФ;
  5. комплексный показатель здоровья населения.

Кроме того, Федеральный фонд ОМС финансирует целевые программы развития ОМС.

Финансовые средства, аккумулирующиеся в Федеральном фонде ОМС, поступают из следующих источников:
  1. часть страховых взносов предприятий;
  2. взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;
  3. средства, поступающие из федерального бюджета, на выполнение программ ОМС в масштабах страны;
  4. доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
  5. нормированный страховой запас финансовых средств Федерального фонда ОМС.
Средства из фондов обязательного медицинского страхования расходуются по следующим направлениям:
  • финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями;
  • предоставление кредитов страховщикам;
  • организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • другие мероприятия.
Как уже упоминалось, организация медицинского страхования предусмотрена и в форме добровольного медицинского страхования, которое проводится в индивидуальном порядке — за счет личных взносов граждан и в групповой форме — за счет свободных средств предпринимателей. В связи с такой организацией страхователю обеспечены:
  • возможность свободного выбора лечебного учреждения;
  • получение медицинских услуг сверх установленной нормы и более высокого качества.

Объектом ДМС выступает страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает на руки страховой медицинский полис.

Фонд обязательного медицинского страхования был создан в 1991 г. В обязанности указанного Фонда входит разработка правовых, экономических и организационных основ медицинского страхования, а также усиление заинтересованности и ответственности различных лиц в вопросах обеспечения охраны здоровья работников. Данный фонд имеет двухуровневую структуру — федеральный фонд и независимые территориальные фонды. Бюджеты Фонда ежегодно утверждаются законами федерального и субфедерального уровня.

В настоящее время финансирование Фонда осуществляется из следующих источников:
  • поступления от единого социального налога в размере, определенном налоговым законодательством;
  • перечисления из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (из бюджетов выплачиваются взносы за неработающее население — детей, студентов, пенсионеров, зарегистрированных безработных);
  • прочие поступления (доходы от использования временно свободных финансовых средств, добровольные взносы, поступления от пеней и штрафов).
В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» от 29 декабря 2006 г. № 243-ФЗ доходы бюджета Фонда формируются за счет следующих источников:
  1. налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год», на следующее: обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей); реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения; дополнительную диспансеризацию работающих граждан; диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи; оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами;
  4. прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г. составит по доходам 139 643 350,4 тыс. руб. по расходам 139 573 350,4 тыс. руб.

Обязательное медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством является всеобъемлющим для населения Российской Федерации, гарантирует объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам и реализуется согласно принципам, определенным в федеральных и территориальных программах.