Категория: Руководства
Алексей Руденко, заместитель Председателя, ФСС РФ
Михаила Часовникова, директора по корпоративному развитию, OZON.RU
Юрий Хохолов, руководитель Института развития Информационного общества
Саян Доржиев, Gartner
Олег Швайковски, Nortal (Эстония)
Сессия «Практика развития инфраструктуры электронного социального государства»
Андрей Кошкин, руководитель Департамент информационных технологий и защиты информации ФСС РФ
Александр Павлович, заместитель Директора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России
Сессия «Социальная информационная сфера: новые технологические идеи и практики»
Выступление представителя компании IBS (разработчик информационной системы)
Выступление представителя инновационного социального проекта DOC+
Олег Бяхов. директор по развитию бизнеса, IBM в России и СНГ
Ильи Чеха, руководитель компании, Моторика
Руководитель департамента
Барбазюк Михаил Юрьевич
Финансовый департамент
ВРИО руководителя департамента
Грищенко Елена Федоровна
Правовой департамент
ВРИО руководителя департамента
Белай Ольга Викторовна
Департамент страхования профессиональных рисков
Руководитель департамента
Барановский Игорь Григорьевич
Административно-контрольный департамент
Руководитель департамента
Алибеков Геннадий Ромэнович
Департамент администрирования страховых взносов
Руководитель департамента
Орлова Маргарита Анатольевна
Департамент контрольно-ревизионной работы
Руководитель департамента
Аниканова Ирина Владимировна
Департамент социальных программ и сводно-аналитической работы
Руководитель департамента
Кичиков Игорь Владимирович
Департамент государственных услуг и социальных коммуникаций
Руководитель департамента
Лотоцкая Татьяна Викторовна
Департамент информационных технологий и защиты информации
Руководитель департамента
Кошкин Андрей Николаевич
Департамент стратегического развития
Руководитель департамента
Буров Павел Анатольевич
Департамент проектного развития
Руководитель департамента
Шульпин Михаил Николаевич
Департамент обеспечения деятельности центрального аппарата Фонда
ВРИО руководителя департамента
Кожукарь Михаил Григорьевич
Департамент контрактной службы
Руководитель департамента
Хаматханов Тамерлан Муратович
Департамент централизации услуг Фонда и внедрения новых средств клиентского обслуживания
ВРИО начальника управления
Зотова Людмила Николаевна
Управление организации обеспечения страховых выплат
Заместитель начальника управления
Мыльникова Лариса Алексеевна
Управление капитального строительства, текущего и капитального ремонта
ВРИО начальника управления
Леденева Марина Михайловна
Управление учета и защиты имущественных прав Фонда
Начальник управления
Боровик Сергей Петрович
Управление досудебного урегулирования споров получателей услуг Фонда
Заместитель начальника управления
Банников Вадим Викторович
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются (ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ):Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке, за исключением Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования РФ.
Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом. В сумме средств всех фондов страховые платежи составляют более 90%.
С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25 декабря 1990 г. № 600/9-3 был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 г. он становится финансовокредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822).
Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, правовой режим которого определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ в соответствии с Конституцией России (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ).
Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Основными задачами, решаемыми Фондом социального страхования РФ в процессе его функционирования, являются:В 2000 г. Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.
С 1 января 2005 г. на Фонд возложена задача по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в той его части, что касается обеспечения граждан — получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.
В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Федеральный Закон от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» утвердил этот бюджет по доходам в сумме 258 806 047,5 тыс. руб. из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. руб. из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс.
Правовой статус Пенсионного фонда РФПенсионный фонд РФ (Пенсионный фонд России — ПФР) был создан в 1990 г. с целью осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации путем сбора и аккумуляции страховых взносов, направляемых на выплату пенсий и оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. Его правовой статус определен Положением «О Пенсионном фонде Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно п. 1 Положения Пенсионного фонда России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно положениям ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
Руководство им осуществляет Правление, которое возглавляет Председатель Правления.
Правление Пенсионного фонда России проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, определяет перспективные и текущие задачи системы Пенсионного фонда России.
Пенсионный фонд России обеспечивает:Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:Положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ определен новый статус Пенсионного фонда РФ (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.
Одновременно положениями Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов, путем применения налогового вычета.
С 1 января 2002 г. были введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.
Положениями Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. В частности, размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной, при этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ этот бюджет по доходам составит 1 845 094,0 млн руб. из них 1 725 289,6 млн в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (в том числе 88 245,9 млн — средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда), и по расходам — в сумме 1 727 799,9 млн руб. из них 1 718 871,0 млн в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФЗакон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-I определил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Упомянутый выше Закон способствует обеспечению конституционного права граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы. В соответствии с ним средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде, а средства внебюджетных фондов субъектов РФ (включая филиалы) — в территориальных фондах обязательного медицинского страхования.
Общими задачами обязательного и добровольного медицинского страхования являются гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и проведение профилактических мероприятий.
В соответствии со ст. 6. Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на следующие:На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, а также иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане России.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ, его финансовые средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд ОМС выполняет следующие основные задачи:Кроме того, Федеральный фонд ОМС финансирует целевые программы развития ОМС.
Финансовые средства, аккумулирующиеся в Федеральном фонде ОМС, поступают из следующих источников:Объектом ДМС выступает страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает на руки страховой медицинский полис.
Фонд обязательного медицинского страхования был создан в 1991 г. В обязанности указанного Фонда входит разработка правовых, экономических и организационных основ медицинского страхования, а также усиление заинтересованности и ответственности различных лиц в вопросах обеспечения охраны здоровья работников. Данный фонд имеет двухуровневую структуру — федеральный фонд и независимые территориальные фонды. Бюджеты Фонда ежегодно утверждаются законами федерального и субфедерального уровня.
В настоящее время финансирование Фонда осуществляется из следующих источников:Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г. составит по доходам 139 643 350,4 тыс. руб. по расходам 139 573 350,4 тыс. руб.
Обязательное медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством является всеобъемлющим для населения Российской Федерации, гарантирует объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам и реализуется согласно принципам, определенным в федеральных и территориальных программах.