Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция Gr-менеджера img-1

должностная инструкция Gr-менеджера

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция PR-менеджера

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ PR-МЕНЕДЖЕРА

  1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность PR-менеджера.
  2. PR-менеджер относится к категории руководителей.
  3. PR-менеджер назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга (отдела рекламы, отдела по связям с общественностью).
  4. Прямое подчинение начальнику отдела маркетинга (отдела рекламы, отдела по связям с общественностью).
  5. Отдает распоряжения PR - специалистам.
  6. PR-менеджера замещает лицо, назначенное директором предприятия.
  7. Квалификационные требования PR-менеджера:
    Образование - высшее профессиональное (гуманитарное), дополнительную подготовку в области менеджмента.
    Опыт работы - опыт работы в рекламной сфере, по связям с общественностью и средствами массовой информации не менее _____ (2 лет; 3 лет; др.), опыт в проведении PR-мероприятий.
  8. Должен знать:
    - Основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса.
    - Основы маркетинга.
    - Общую методологию PR.
    - Место PR-менеджера в структуре предприятия.
    - Методы определения целевых аудиторий.
    - Основные PR-средства работы (средства массовой информации, корпоративный бюллетень, ассоциации, антураж, информация и т.д.).
    - Принципы планирования PR, PR-кампаний.
    - Методы организации и проведения PR-кампаний.
    - Структуру и функции средств массовой информации.
    - Методику работы со средствами массовой информации.
    - Порядок организации и подготовки пресс-релизов, информационных сообщений, проведения брифингов, пресс-конференций, медиа-китов, бэкграундов.
    - Основные принципы клиентского PR, внутрикорпоративного PR, кризисного PR, иных видов PR.
    - Основные принципы работы с конкурентной средой.
    - Принципы административного руководства.
    - Основы менеджмента.
    - Законодательство о рекламе.
    - Компьютерные технологии и программное обеспечение по автоматизированной обработка информации (текстов, базы данных и т.д.).
    - Основы этики, социологии, психологии, филологии.
    - Правила ведения деловой переписки.
    - Состав информации, являющийся государственной, служебной и коммерческой тайной, порядок ее защиты и использования.
  9. Документы, регламентирующие деятельность PR-менеджера:
    - Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.
    - Устав предприятия.
    - Приказы и распоряжения директора предприятия.
    - Положение об отделе маркетинга (отделе рекламы, отделе по связям с общественностью).
    - Должностная инструкция PR-менеджера.
    - Правила внутреннего трудового распорядка.
  10. _________________________________________________________________.
  11. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности


PR-менеджер:
  1. Организует работу по связям с общественностью и средствами массовой информации.
  2. Руководит штатом (отделом) PR-специалистов или иных подчиненных ему работников предприятия, распределяет между ними задания, контролирует выполнение поставленных перед ними задач.
  3. Разрабатывает:
    - стратегию общения с представителями общественности и средствами массовой информации;
    - общие контуры фирменного стиля предприятия;
    - план мероприятий по формированию или корректировке имиджа корпоративной культуры предприятия;
    - проект тематико-финансового плана работы PR-специалистов.
  4. Разрабатывает план проведения PR-кампаний, составляет прогнозы влияния на имидж предприятия тех или иных планируемых акций.
  5. Определяет бюджет PR-кампаний.
  6. Разрабатывает способы представления:
    - отношения предприятия к экономическим, политическим, экологическим и социальным вопросам;
    - информации об основных направлениях развития предприятия, социально-экономическом положении предприятия и отрасли в целом, достижениях предприятия в научных исследованиях, пр.
  7. Организует пресс-конференции, брифинги, медиа-киты, бэкграунды, интервью руководителей предприятия в средствах массовой информации.
  8. Организует подготовку пресс-релизов о деятельности предприятия, корпоративных бюллетеней, иных информационных материалов о деятельности предприятия для средств массовой информации, аудиториями «специалисты» и «наблюдатели», готовит публичную отчетную документацию предприятия.
  9. Анализирует внешнюю среду на предмет изучения отношения к деятельности предприятия, организует опросы, анкетирование и интервьюирование общественности с целью выявления реального отношения к имиджу и политике предприятия.
  10. Организует взаимодействие с центрами изучения общественного мнения и составляет собственные программы по изучению и определению мнения общественности о деятельности предприятия.
  11. Информирует руководство предприятия о результатах опросов общественного мнения (потребителей, средств массовой информации, представителей властных структур, партнеров и клиентов предприятия, пр.).
  12. Анализирует социальные, экономические и политические аспекты жизни общества, разрабатывает прогнозы на будущее и заблаговременное выявление неблагоприятных тенденций.
  13. Анализирует запросы средств массовой информации и других представителей общественности о деятельности предприятия, дает рекомендации РR-специалистам по освещению и интерпретации тех или иных событий на предприятии.
  14. Использует информационные поводы (выставки, презентации, события, пр.), чтобы извлечь пользу для имиджа предприятия от привлечения общественного внимания через прессу без прямой рекламы.
  15. Анализирует предложения по участию предприятия в организации разнообразных акций (выставок, пресс-конференций, презентаций, «круглых столов», фестивалей, благотворительных акций и пр.), дает заключение о возможности совместного участия в PR-акциях, проводимых сторонними организациями.
  16. Использует в своей работе любые необходимые средства доведения информации обо всех успешных акциях предприятия до потенциальной аудитории (потребителей, акционеров, инвесторов и т.д.), от которой зависит процветание предприятия.
  17. Анализирует эффективность проведенных PR-кампаний.
  18. Обобщает, анализирует и доводит до сведения руководства предприятия материалы средств массовой информации о предприятии (товарах, услугах), не инициированные предприятием и PR-персоналом предприятия.
  19. Реагирует на высказывания в адрес предприятия критических замечаний (подготавливает ответные выступления, пресс-конференции, организует разъяснение и комментирование критики в иных формах).
  20. Организует тренинги руководства предприятия по взаимодействию со средствами массовой информации, представителями общественности.
  21. Анализирует PR-стратегии конкурентов, выявляет их сильные и слабые стороны.
  22. Организует опросы среди служащих предприятия для получения материалов по необходимости проведения внутрикорпоративных PR-акций (для усовершенствования кадровой политики предприятия, предотвращения внутренних конфликтов и т.д.).
  23. Разрабатывает предложения по совершенствованию структуры взаимодействия PR-персонала с другими структурными подразделениями предприятия.
  24. Организует работу PR-архива предприятия (куда включаются все запросы от общественности, ответы, материалы осуществленных акций и т.д.).
  25. Представляет отчеты о проделанной работе руководству предприятия.
  26. _________________________________________________________________.
  27. _________________________________________________________________.

PR-менеджер имеет право:
  1. На информацию обо всех показателях работы предприятия, на доступ к коммерческой информации.
  2. Привлекать к работе профильных специалистов предприятия.
  3. Запрашивать и получать от руководителей профильных подразделений предприятия и специалистов необходимые информацию и документы.
  4. Действовать от имени предприятия, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, представителями средств массовой информации и общественности.
  5. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы.
  6. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия, а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.
  7. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности, критерии оценки качества исполнения обязанностей.
  8. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
  9. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения обязанностей.
  10. _________________________________________________________________.
  11. _________________________________________________________________.

PR-менеджер несет ответственность:
  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.
  3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

Видео

Другие статьи

Что такое GR

Что такое GR

Модернизация бизнес-структур, развитие общественных представительских институтов и перманентная трансформация органов государственной власти предопределяют совершенствование механизмов коммуникации между этими общественными группами. Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зача­стую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т. д. Все эти изменения привели к необходимости институционального выделения новой категории управленца – менеджера по связям с органами государственной власти, или GR-менеджера.

В западной научной литературе наряду с понятием «лоббизм» суще­ствуют термины Government Relations, Public Affairs, Advocacy и Government and Public Affairs. Все они, по большому счету, являются составными частями общей предпринимательской коммуникационной стратегии, которая направлена, в первую очередь, на максимизацию прибыли при минимизации издержек. Поясним значения этих терминов и постараемся разграничить эти понятия, чтобы избежать путаницы в понимании предмета статьи.

В первую очередь, отметим, что использование термина Government Relations (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия «лоббирование», которое зачастую перегружено отрицательными характеристиками. Однако это не означает, что лоббизм и GR – это одно и то же. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR же относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только и не столько взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями (отдел маркетинга, PR, информационно-аналитиче­ское управление и т. д.) и внешними сотрудниками, осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить мониторинг деятельности органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т. д.

Центр по изучению проблем взаимодействия власти и бизнеса Lobbying.ru – лаборатория, созданная в 2006 году для проведения научно-исследовательских и консалтинговых работ в области лоббизма, связей с госорганами (government relations) и социальной ответственности (social responsibility). Центр специализируется на комплексном аналитическом обеспечении GR-подразделений (структурных подразделений по работе с органами государственной власти) крупных коммерческих компаний по внешней и внутренней GR-эффективности.
www.lobbying.ru

Таким образом, GR-специалист может и не заниматься непосредственно лоббированием. Ему достаточно знать соответствующих специалистов и снабжать их необходимыми указаниями и информацией. Вместе с тем наибольшая продуктивность деятельности GR-менеджера достигается за счет комплексного подхода к решению поставленных задач. Поэтому к основным функциям специалиста по GR можно отнести 1 :
  • создание благоприятного имиджа в сфере политической элиты;
  • решение практических вопросов с государственными компаниями;
  • создание благоприятной атмосферы отношений с регуляторными органами;
  • решение судебных вопросов;
  • решение вопросов входа на новый рынок.
Стоит также отметить, что GR-специалист работает на постоянной основе, получая фиксированную заработную плату, взбирается по корпоративной лестнице и отстаивает интересы одного заказчика – своей компании. Лоббист работает за гонорар и процент от сделки, обладает широкой сетью контактов в органах государственной власти. Наиболее эффективные лоббисты – бывшие чиновники или депутаты. Опыт работы на государственной службе позволяет изучить все тонкости принятия политических решений, психологии и особенностей коммуникации между чиновниками. Таким образом, лоббист является специалистом кулуарных переговоров и политического торга, его ключевой ресурс – способность реализовывать поставленные задачи через акторов, принимающих политические решения.

Существует несколько трактовок термина Public Affairs (PA).

Согласно одной точке зрения, PA совпадает с GR. Это целенаправленное введение субститута термина «лоббизм», который зачастую ассоциируется с коррупцией и криминалом. Такой подход характерен в основном для Европы, где еще сильны воспоминания о «деле Локхид» и Уотергейтском скандале. Однако в рамках этого течения наблюдается новое ответвление, в рамках которого Public Affairs понимается как более общая функциональная область, которая, помимо лоббизма, включает также решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с медиасообществом (media relations), продвижение интересов при помощи рядовых граждан, симпатизирующих лобби (grass roots), и ряд других форм 2 .

Вместе с тем, существует мнение, что PA входит в понятие Public Relations (PR). Ключевое различие между этими двумя терминами заключается в том, что PR – это взаимодействие со всеми общественными институтами, в то время как специалисты по Public Affairs ведут диалог лишь с лидерами общественного мнения и тем самым влияют на процессы публичной политики. Таким образом, в понятие PA входят ведение социально ответственной политики и коммуникация с местным сообществом и профсоюзами.

Распространение термина Advocacy в России достаточно ограниченно. Этот термин означает продвижение интересов, но, в отличие от лоббирования, речь идет о продвижении интересов не только через органы государственной вла­сти, но и через любые другие структуры. Таким образом, понятие Advocacy – более широкое по сравнению с лоббизмом 3 .

В ряде зарубежных компаний подразделения по связям с госорганами и общественностью объединены в один департамент (GPA или GPR-департамент). Благодаря этому осуществляется комплексное взаимодействие с основными группами, оказывающими влияние на деятельность компании – органами вла­сти и гражданским обществом (профсоюзы, НКО и др.). В данном случае можно говорить о создании целенаправленной стратегии предпринимательской коммуникации. Фактически возникает некий общий широкоформатный вид воздей­ствия на общественное мнение и органы власти. Таким образом, появляется перспектива расширения средств и методов, используемых в GR-менеджменте, за счет инструментария рекламы и PR.

В нашей стране подобное структурное подразделение имеет российское представительство французской нефтегазовой компании Total.

Рассматривая GR через призму субъектно-объектных отношений, проанализируем его основные элементы. В данной работе речь пойдет лишь о субъекте и объекте GR. Технологии и предмет рассмотрим в следующих статьях.

Ключевыми акторами, использующими GR-технологии и имеющими соответ­ствующие подразделения в своей структуре, являются деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдель­ные территориальные единицы.

Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ими группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относятся координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных во­просов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерче­скими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т. д.

В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России больше всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют мест­ные подразделения по GR. Они были преобразованы из бывших благотворительных фондов компании «СИДАНКО», которая была практически полностью поглощена ТНК в 2001 году.

Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ.

Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих страновых рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний также организуют GR-департаменты в своих филиалах. Зачастую GR-специалисты привлекают к продвижению частных интересов посла своей страны.

Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства также может считаться GR-деятельно­стью. Более того, отечественный бизнес и государство зачастую координируют свои действия на международной арене. GR-функции государства могут осуществлять, например, посольства, служба внешней разведки, фонды, религиозные секты и другие организации. Помимо этого, большое значение имеет запуск собственных СМИ на территории ино­странных государств.

Также GR-технологии используют территориальные единицы государств. Например, в Ярославской области был создан Центр информации и стратегиче­ского планирования 4. В состав новой структуры вошло уже существующее управление общественных связей, информации и печати, а также вновь созданное управление регионального маркетинга. Основной задачей вновь созданного центра стало формирование имиджа региона в России и за ее пределами с целью привлечения российских и иностранных инвестиций, инноваций и туристов.

Классическими объектами GR являются исполнительная и законодательная ветвь власти. В настоящее время становится очевидным, что судебная власть также является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти.

Таким образом, можно признать, что GR способствует сокращению рисков при ведении предпринимательской деятельности в любой из существующих отраслей экономики.

1. По версии старшего вице-президента телекоммуникационного холдинга Altimo Кирилла Бабаева.
2. Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. – М, 2007. С. 25.
3. Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России // Сайт «Стратагема» (http://www.stratagema.org/lobbizm.php?nws=ds31t2063414134).
4. 27.04.2007 вошел в состав Департамента внутренней политики при Администрации Ярославской области.

GR-менеджеры в России

GR-менеджеры в России

В последнее время все большей популярностью пользуются профессии, так или иначе связанные с отношениями — relations. Кроме популярного PR — public relations, на рынке труда стали появляться и такие вакансии как HR менеджер — специалист по «человеческим ресурсам», GR — менеджер по связям с государственными структурами, и FR — менеджер, занимающийся систематическим поиском спонсорских средств для осуществления социальных проектов. На западе существует довольно много профессионалов, занимающихся в сфере relations, однако в России такие специалисты только начали появляться.

Внедрение GR в Российские компании

Российские бизнесмены постепенно стали осознавать, что каждой компании необходима должность GR-менеджера. Человека, который организовывал бы успешное взаимодействие с представителями государственной власти и адаптировал бы компанию к действиям государства. В наше время доля успеха любой компании зависит от того, насколько удачно она преподнесет себя власти и как хорошо наладит отношения с ее представителями. Именно поэтому в современных компаниях этими вопросами занимаются профессиональные GR-менеджеры.

Тем не менее, до настоящего времени ни в одном вузе страны не было специальности GR, хотя потребность в специалистах росла с каждым днем. И только недавно в Высшей школе экономики открылась кафедра «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти». И нет сомнения, что выпускники без работы не останутся.

Что касается современных «джиарщиков», уже работающих в этой сфере, то это, чаще всего выходцы из органов исполнительной и законодательной власти, политики. Одним словом люди, умеющие разговаривать с клиентами на их языке и имеющие связи в государственных органах.

Кто такой GR?

Менеджер по взаимодействию с органами власти — это ответственное лицо, осуществляющее управление отношениями компании с органами власти. Специалист по GR должен уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью не путем подкупа, а с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании.

Таким образом, «джиарщик» должен быть человеком, похожим на чиновников по ряду критерий, чтобы ему было проще налаживать с ними отношения.

Что касается требований, предъявляемых к кандидату на должность GR-менеджера, то их можно свести до трех определяющих показателей: опыт, образование, знания и умения.

Образование обязательно должно быть высшее, приоритетными считаются сферы государственного управления, юриспруденции и экономики. Приветствуется также образование в сфере деятельности компании, будь то химия, журналистика или коммерция.

Обязателен и опыт работы, например, на аналогичной должности в бизнес-компаниях, общественных организациях, государственной администрации.

Среди качеств, которыми должен обладать «джиарщик», можно отметить высокие коммуникативные способности, так как без умения правильно организовать диалог с представителем государственного органа цель GR-менеджера может быть не достигнута. К качествам, предъявляемым кандидатам, относятся также навыки эффективного межличностного общения, стратегическое мышление, умение формулировать проблемы и задачи и лидерские качества. Ко всем перечисленным требованиям можно добавить глубинное понимание особенностей функционирования законодательной и исполнительной власти, специфики межведомственных отношений и навыки лоббирования, а также креативность, то есть способность к нестандартному мышлению. Дополнительным плюсом будет наличие персональных связей в государственных органах власти, опыт участия с предвыборных компаниях и знание иностранных языков. Клиентами также высоко ценится наличие научной степени или прочих званий, так как это вызывает уважение.

Основой деятельности «джиарщика» является наличие серьезных навыков межличностного общения и коммуникационных способностей. Опытный GR-менеджер должен уметь выстроить и поддерживать связь не только с органами государственной власти, СМИ, но и с самой компанией — ее высшим руководством, руководителями функциональных подразделений, сотрудниками. GR-менеджер должен обладать организаторскими способностями, так как реализация крупных проектов требует сложной системы мероприятий: конференций, кампаний в СМИ, реализации социальных проектов компании.

Оплата труда «ДЖИАРЩИКА»

Что касается заработной платы, то она зависит от ряда факторов. На минимальную зарплату от кандидата требуется высшее образование и опыт работы по специальности, имеющей отношение к GR. Таким образом, на зарплату от $1000 как предлагаемую работодателями, так и ожидаемую соискателями, претендуют выпускники вузов, имеющих небольшой опыт работы. Чем больше профессиональных навыков окажется у кандидата, тем выше будет его зарплата. На максимальную московскую зарплату в $25000 может претендовать только опытный «джиарщик» с хорошей репутацией, нужными связями и рекомендациями, так называемый профессионал, акула GR-бизнеса. Безусловно, он должен знать иностранные языки, уметь обращаться с компьютером, обладать необходимыми навыками одним словом, соответствовать всем требованиям, предъявляемыми не только работодателями, но и самими государственными структурами.