Руководства, Инструкции, Бланки

н.е щуркова классное руководство рабочие диагностики img-1

н.е щуркова классное руководство рабочие диагностики

Категория: Руководства

Описание

Диагностика уровня воспитанности детей дошкольного возраста - Практическая работа, страница 5

показателями являются мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.

Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Диагностические методики должны подбираться педагогом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня воспитанности дошкольников целесообразно будет использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

1) Буре Р.С. Островская Л.Ф. Воспитатель и дети, Москва, Просвещение, 1985.

2) Данилова О. Диагностика дошкольников.

Проективные методики // www.efekton.ru

3) Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений, Москва, Академия, 2000.

4) Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Москва, Академия, 2000.

5) Крулехт М.В. Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании, Москва, Академия, 2002.

6) Наваренко А.Н. Особенности диагностики воспитательного процесса в образовательном комплексе «Начальная школа - детский сад» // Первое сентября, www.1september.ru

7) Нравственное воспитание детей. www.adalin.ru, 2007.

8) Островская Л. Ваш ребенок воспитан // Дошкольное воспитание, 1986 г. № 6 - стр. 9

9) Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов, Москва, Владос пресс, 2001.

10) Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, Просвещение, 1985.

11) Сапогова Е.Е. Психология развития человека, Москва, Аспект пресс, 2005.

12) Фридман Л.Л. Волков К.Н. Психологическая наука учителю, Москва, просвещение, 1985.

13) Чекина Л. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности, www.relga.ru, 2005.

14) Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики, Москва, Педагогическое общество России, 2001.

15) Щукина Е.Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, Москва, Педагогика, 1988.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА К/р

1. Теоретическая часть

1.1. Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

1.2. Школьник как субъект педагогической диагностики.

1.3. Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики.

1.4. Виды и принципы диагностики

1.6. Неэкспериментальные методы

1.6.2. Анализ продуктов деятельности

1.7. Диагностические методы

1.8. Экспериментальные методы

1.8.1. Лабораторный эксперимент

1.8.2. Естественный эксперимент

1.8.3. Моделирующий эксперимент

1.9. Формирующие методы

1.9.3. Сообщение результатов

2. Практическая часть

Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Список использованной литературы.

Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. (1;7)

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание - дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания

2. Планирование работы

3. Реализация плана (выполнение работы)

4. Анализ и оценка результатов работы

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности. (1; 8)

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников. Что значит - изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает учителю? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе? Об этом далее и пойдет речь.

1. Теоретическая часть.

Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования.

Диагностика - 1. Диагностировать - поставить диагноз

2. Учение о способах диагноза

3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз - распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности. (4, 94)

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.

4. Определение перспектив развития свойства (качества).

5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для диагностики.

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности

учебно - воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно - воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся - самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания). (4; 96)

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возник5али. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

1.2. Школьник как субъект и объект педагогической диагностики.

Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие природным сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания. Типичное в людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и т.д.) связывается с типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и производства, воспитания и семейных отношений). (4; 98)

Другие статьи

Комментарий - страница 3

Культурологическая концепция воспитания Н. Е. Щурковой

Смысл воспитания. Воспитание — это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших «ценностей достойной жизни достойного человека» и формирование у ребенка способности выстраивать «индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни».

Цель воспитания. Цель воспитания — формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Поставив такую цель, педагог начинает ориентироваться на конечный результат: выпускник школы - это субъект социальных отношений, осознающий смысл происходящего и производимого и соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший на себя ответственность за свою собственную жизнь и за те стороны общей жизни, которые от него зависят. Цель воспитания достигается в процессе решения ряда задач, исчерпывающих цель. Задачи воспитания логически вытекают из поставленной цели. Среди них:

  • формирование образа жизни, достойной человека;

  • формирование образа достойного человека;

  • формирование способности быть субъектом собственной жизни;

  • формирование образа общества и системы общественных связей человека и общества;

  • формирование образа мира и представления о его устройстве;

  • формирование жизненной позиции — общего отношения к жизни как таковой и к собственной жизни в этом мире;

  • формирование культурологических умений взаимодействия с ми ром во всех его проявлениях.

1 Из имеющегося в литературе многообразия концепций воспитания выбраны те из них, которые, на взгляд автора, более всего имеют практическое значение и имеют серьезные основания для их реализации.

' См. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М. 1994; Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. — М. 1997; Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М. 1997; Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. — М. 1998; Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. — М. 1998; Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М. 1999; Щуркова Н.Е. Новое воспитание. — М. 2000; Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. — М. 2000; Щуркова Н.Е. Потанина Л. Т. Символика поведения. — М. 2001; Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. — М. 2002; Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. — М. 2002.

Цель воспитания предполагает оснащение школьника системой знаний о мире, формирование умений взаимодействия с миром и отношений к нему.

Основаниями целеполагания являются:

  • педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;

  • педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

  • максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

  • постепенное решение проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

  • философско-педагогическое представление о жизни Человека как цепи вечных проблем жизни, решение которых ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем, а значит, представление о воспитании как приобщении и приучении к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор.

Содержание воспитания. Содержание воспитания - это система отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, при этом знания и умения являются средствами проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром.

Содержание воспитания определено в Программе воспитания школьников.

Общая модель Программы воспитания (для каждого работника школы — от директора до технического персонала) такова:

  1. формирование ценностных отношений к Природе как общему дому человечества;

  2. формирование ценностных отношений к нормам культурной жиз ни;

  3. формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;

  4. формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

  5. формирование образа жизни, достойной Человека;

  6. формирование жизненной позиции; развитие способности к ин дивидуальному выбору жизненного пути.

Программа воспитания школьника (модифицированные программы обращены непосредственно к классному руководителю, воспитателю, куратору и др.) показывает отношение к ценностям:

  • природе как дому человечества (для первоклассника);

  • нормам культурной жизни (для младшеклассника);

  • человеку как феномену мира (для младшего подростка);

  • обществу как феномену культуры (для старшего подростка);

  • образу жизни (для старшеклассника);

  • жизненной позиции личностного «Я» (для выпускника).

Культурологический подход (методологические основания) к организации воспитания.

Культурологический подход в отношении воспитания предполагает анализ педагогических событий через призму существующих культурных норм жизни и наивысших культурных ценностей, учет прогрессивных тенденций мировой культуры к воспитанию молодых людей как граждан мира, способных принимать общечеловеческие ценности и гармонично сочетать их с национальными. Такой подход соответствует стремлению человечества к единому мировому сообществу. Воспитание в таком случае выполняет роль фактора развития единства всех людей Земли.

Культурологический подход к воспитанию обеспечивает каждому молодому человеку наилучшие психологические условия для жизни в мировом сообществе, формирует способность к жизнедеятельности на данном уровне достижений культуры, предотвращает выход личности за пределы реальной культуры.

Культурологический подход предполагает применение разнообразных воспитательных средств, воспитательных методик и методических форм работы с детьми, что дает возможность достичь цели воспитания и, следовательно, придать воспитанию его сущностный целенаправленный характер.

Надо признать, что осуществлять практическую воспитательную работу с культурологической позиции в настоящее время достаточно трудно: во-первых, обострены противоречия между содержанием воспитания и содержанием общественной жизни; во-вторых, низкий культурный уровень педагогов-профессионалов тоже вступает в противоречие с задачами воспитания; в-третьих, система профессиональной подготовки педагога в педвузе и педучилище все еще ориентирована на тоталитарное рекомендательно-контролирующее воспитание прошлых лет.

Принципы воспитания. К принципам воспитания относятся следующие:

  1. основополагающий принцип — принцип ценностной ориентации: ориентация на социально-ценностное отношение воспитанника;

  2. процессуальный принцип — принцип субъектности: учет и призна ние индивидуальности личности воспитанника;

  3. методический принцип — принцип ценности: взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» воспитанника, взаимная трансакция «Я».

В первую очередь производится соотнесение поступка ребенка с социально ценностными нормами современной культуры. Далее происходит мгновенный анализ его сил, способностей и его состояния.

Первый шаг к взаимодействию совершается как трансляция учителем своего личностного «Я», что стимулирует ответное открытие «Я» ребенка: таким образом определяется последующий ход педагогического взаимодействия.

Ключевая идея. «Воспитание присутствует там и только там, где присутствует отношение».

Педагогическая технология как элемент концепции воспитания. Педагогическая технология — это компонент педагогического мастерства, пред-

ставляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром.

Целью педагогической технологии является формирование у учащихся отношений к миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.

Практически педагогическая технология реализуется через систему методов, среди которых можно выделить основные и дополнительные.

К основным методам относятся:

  • технология педагогического общения;

  • технология педагогической оценки;

  • технология педагогического требования;

  • технология педагогического создания и разрешения конфликта;

  • технология педагогического информативного воздействия (речево го и демонстрационного).

К дополнительным методам относятся:

  • технология организации групповой воспитывающей деятельности;

  • технология создания ситуации успеха и благоприятного психологи ческого климата;

  • технология этической защиты;

  • технология организации воспитывающей среды;

- технология педагогической реакции на поступок и др. Условия эффективности воспитания:

  1. материально-техническое обеспечение для обеспечения соответ ствующего культурного уровня;

  2. письменные документы, фиксирующие ход налаженной работы. Без них нельзя говорить о педагогической культуре. К ним относятся в первую очередь программа воспитания, план работы на учебный год и педагогическая картотека («педагогический анамнез»), прослеживающая индивидуальное духовное развитие школьника;

  3. функциональное распределение обязанностей педагогов (кто вы полняет роль стратега воспитания, кому принадлежит лидерство в раз работке тактического, т.е. методического, искусства, на кого из них воз лагается курирование индивидуального развития личности?);

  4. разнообразие организуемой деятельности детей (все ли ее виды присутствуют в школе, квалифицированно ли ведется руководство, ка ковы качественные результаты представленного деятельностного спект ра, нет ли школьников, отлученных в силу обстоятельств от активной работы?);

  5. благоприятный социально-психологический климат в школе, влия ющий через самочувствие школьника на его продуктивность в работе;

  6. профессиональное мастерство учителей школы, сумевших созда вать и поддерживать (не сумевших, не способных создавать) педагоги чески ценностный климат. Анализ производится с позиции ценностно- отношенческой: в какой мере педагогу момент общений (предметного или свободного) с детьми удается преобразовать в акт ценностного вза имодействия их с миром;

  7. отношение воспитателя к воспитаннику — «ядро профессиональ ной педагогической работы».

Концепция воспитания И.П.Иванова1

Смысл воспитания. Воспитание — это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.

Воспитание — это процесс целенаправленного развития личности, т.е. развития и преодоления не любых личных отношений человека, а самого сложного их вида — личностных отношений.

Цель воспитания. Цель воспитания — социально-активная личность.

Содержание воспитания. Содержание воспитания составляют два типа отношений — отношения товарищеского творческого обучения и отношения творческого содружества поколений; это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности.

К видам деятельности относятся:

- поведение — образ жизни и действий, общение с окружающим миром (людьми, природой, окружающими предметами);

  • общение — обмен личным опытом (универсальный вид деятельности);

  • трудовая деятельность — создание материальных ценностей и соот ветственно трудовая забота;

  • познавательная деятельность — открытие явлений и закономерно стей мира и соответственно познавательная забота;

  • художественно-эстетическая деятельность — создание художествен ных образов и соответственно художественно-эстетическая забота;

  • оздоровительно-спортивная деятельность — укрепление здоровья, закалка организма и соответственно жизненно-практическая, оздорови тельно-спортивная забота;

  • организаторская деятельность — обеспечение условий для решения жизненно-практических и воспитательных задач и соответственно орга низаторская забота.

Комплексный подход. Комплексный (целостно-многосторонний) подход к воспитанию предполагает синтез всех частей воспитания. Это означает, что основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной творческой личности. В общей творческой заботе в единстве осуществляются многие функции воспитания, происходит:

  • как открытая, так и скрытая передача готового опыта;

  • не только открытое, но и незаметное усвоение передаваемого опыта;

  • создание нового опыта совместно с воспитателями и воспитанни ками (под руководством воспитателей);

1 См. Иванов И. П. Формирование юных общественников и организаторов. — Л. 1969; Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М. 1982; Иванов И. П. Энциклопедия коллективной творческой деятельности. — М. 1989; Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М. 1990; Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи // Классный руководитель. — 2002. — № 3, 4.

  • обмен между воспитанниками и воспитателями не только усвоен ным учебным, но и собственным опытом;

  • накопление и укрепление вновь созданного опыта и закрепление его в виде традиции и привычек;

  • преодоление отрицательного опыта.

В общей творческой заботе осуществляются такие различные стороны воспитательного процесса, как:

  • «воспитание (открытое и скрытое) воспитателями воспитанников»;

  • «самовоспитание воспитателей (взаимное и личное)»;

  • «воспитание воспитателей воспитанниками»;

  • «самовоспитание воспитанников».

Исходные положения, которыми руководствуется педагог в организации процесса воспитания.

Положение 1. Целеустремленность воспитания — единство образа жизни и воспитания. Только в общей работе на общую пользу. Главным мотивом демократического воспитания является, по сути, педагогика общей творческой заботы (коллективное творческое воспитание, педагогика коллективной творческой жизни).

В основе демократического воспитания («закона целенаправленности воспитания») лежит закон единства цели и пути воспитания.

Этот объективный закон можно сформулировать так: чем полнее и глубже проявляется в разных сферах деятельности, в разных областях жизни творческая забота каждого человека о строительстве справедливого демократического общества, о других людях и о себе как их товарище, тем успешнее достигается цель воспитания, тем результативнее воспитательный процесс.

Положение 2. Товарищество поколений. Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, их творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище.

Положение 3. Гуманизм воспитания. Чем полнее и глубже выражается (всеми видами и методами товарищеской воспитательной заботы) единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе, тем полнее и глубже развиваются объективные отношения товарищества (отношения общей заботы).

Воздействовать следует так, чтобы включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместную деятельность на общую пользу и радость (в поиск нужного окружающим людям, в выбор и открытие лучших вариантов и средств решения жизненно полезных задач, в практическое использование приобретенных знаний и умений, в обмен опытом, в преодоление трудностей при выполнении задуманного, в борьбу со всем, что мешает добру и красоте в нашей жизни, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее).

Нужно проявлять внутреннее, духовное отношение (уважение, веру в него, требовательность) к воспитаннику как к младшему товарищу.

Нужно развивать в единстве все три стороны личности человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Следует формировать научные знания, гуманные и демократические

взгляды, убеждения, идеалы, возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы и потребности, развивать необходимые каждому умения, способности, привычки и черты характера.

Влиять нужно так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников стали бы способами воздействия самих воспитателей на себя, воспитанников, друг на друга и каждого воспитанника на себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех звеньев — воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников — взаимного и личного, самовоспитания воспитателей — тоже взаимного и личного. Тогда каждую личность будет воспитывать единый коллектив, и каждый его участник — старший и младший — будет влиять на жизнь коллектива.

Нужно использовать различные виды воспитательного воздействия — открытые и незаметные, прямые и опосредованные, а также творчески многообразные приемы.

Ключевая идея. «Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников — это главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях».

Формы, методы, средства воспитания. В основе воспитания лежит методика коллективного творческого воспитания.

Три условия успеха воспитания. Первое условие — развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.

Второе условие — развитие отношений творческого содружества воспитанников старших и младших поколений.

Третье условие — развитие отношений творческого содружества самих воспитателей.

Уровни развития заботливого отношения у педагогов к людям.

Существуют четыре уровня развития заботливого отношения педагогов к людям: нулевой, низкий, средний и высокий.

Нулевой, или отрицательно-нулевой, уровень — отсутствие заботливого отношения к людям и интереса к педагогической деятельности, неучастие или формальное участие в учебной и общественной работе, наличие эгоистического отношения к людям, наличие отрицательных (отвлекающих) интересов.

Низкий уровень — узко-избирательное заботливое отношение к людям (особенно это относится к товарищеской заботливости) в единстве, слабый, ситуативный интерес к педагогической деятельности, пассивная подражательность и несамостоятельность в борьбе с эгоистическо-по-требительским отношением к людям.

Средний уровень — избирательно-широкое заботливое отношение к людям (особенно это относится к товарищеской заботливости), избирательный интерес к педагогической деятельности, подражательная активность и исполнительская самостоятельность в борьбе с эгоистически-потребительским отношением к людям.

Высокий уровень — развернуто-широкое заботливое отношение к людям (особенно это относится к товарищеской заботливости), глубокий и широкий интерес к педагогической деятельности, творческая активность и полная организаторско-исполнительская самостоятельность в борьбе с рецидивами эгоистически-потребительского отношения к людям.

Концепция гражданского воспитания школьников1

Смысл гражданского воспитания. Гражданское воспитание — это совокупность последовательных действий (взаимодействий) воспитателя и воспитанника с целью формирования и развития гражданственности как интегративного качества личности школьника в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности педагога.

Ведущими социальными ролями гражданина являются роли профессионала, общественника и семьянина. Социальная роль — это совокупность норм, правил поведения в конкретной деятельности в определенной социальной группе.

Общая характеристика ведущих социальных ролей2


^^^Социальная ^х. роль Харак- ^^^ теристика ^х^


Создание благополучия, счастья в семье


Правила реализации ведущей социальной роли


1. Обладать профессиональной компетентностью. 2. Неустанно стремиться к профессиональному росту (карьера). 3. Непрерывно совершенствовать мастерство. 4. Осваивать новые технологии организации труда, культуры труда. 5. Быть верным профессиональному долгу. 6. Творчески относиться к работе. 7. Рационально использовать рабочее время. 8. Быть ответственным за выполнение профессиональных задач


1. Активно участвовать в общественной жизни. 2. Бережно относиться к природе, любить Родину. 3. Уважать традиции, культуру, историческое прошлое страны, родного края. 4. Соблюдать общепринятые социальные нормы и ценности. 5. Вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества в целом. 6. Развивать, совершенствовать активную жизненную позицию. 7. Быть ответственным за свою судьбу и судьбу страны


1. Уважать и любить членов семьи. 2. Заботливо относиться к старшему поколению и детям. 3. Воспитывать детей в соответствии с нормами морали, традициями, ценностями. 4. Бережно относиться друг к другу, ценить добрые отношения. 5. Поддерживать друг друга в трудную минуту. 6. Быть ответственным за каждого члена семьи. 7. Обладать общностью быта и совместно вести хозяйство


Цель воспитания. Цель воспитания — гражданственность личности школьника как интегративное качество Гражданина России XXI в. Модель выпускника1.

  1. Быть полноправным членом общества, внутренне осознавая себя в различных социальных ролях, и прежде всего в ведущих («профессио нал», «общественник», «семьянин»), иметь потенциальные способности и реальные возможности для их осуществления (сформированные уста новки, ценности, стереотипы и картины мира человека).

  2. Заботливо относиться к Родине, родному краю, к проблемам охра ны природы и окружающей среды.

  3. Обладать коммуникативной культурой, иметь необходимую степень независимости, свободы в поступках и ответственности за свои действия.

  4. Осознавать необходимость «учения через всю жизнь», неустанно овла девая знаниями, умениями и навыками, способствующими активному, творческому, полноценному включению человека в профессиональную, общественную и социально-педагогическую деятельность, а также предоп ределяющими его способность к саморазвитию и самореализации в социуме.

  5. Стремиться к полноценной жизни в семье, созданной на основе любви, заботы и взаимоуважения, постоянно овладевая и совершенствуя навыки социально-педагогической деятельности.

Задачи-доминанты реализации модели выпускника представлены в следующей таблице.

Задачи-доминанты реализации модели выпускника


1. Формировать представление о семье как наивысшей ценности, понятия сущности социальных ролей: отец— мать, сын— дочь, муж— жена и т. д. 2. Формировать уважительное отношение и память к предкам (генеалогическому дереву). 3. Формировать нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни: супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности


1. Формировать потребность к труду. 2. Психологически готовить учащихся и формировать у них способность ориентироваться на рынке труда в течение всей жизни. 3. Формировать способность к самосовершенствованию через всю жизнь


1. Формировать убежденность в необходимости социальной активности личности. 2. Формировать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям. 3. Формировать у молодежи готовность к достойному выполнению общественных функций


Примерное содержание гражданского воспитания: готовность к выполнению ведущих социальных ролей. Содержание гражданского воспитания представлено в нижеследующей таблице.


^ч Социаль-\^ мая n. роль

(готовность к социально-педагогической деятельности)

(готовность к общественной деятельности)

(готовность к профессиональной деятельности)


Нормы полоро-левого поведения человека: - особенности поведения мужчин и женщин в обществе; - отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек; - правила поведения, осваиваемые мальчиками и девочками; - нежность и изящество поведения девочек, деятельность и готовность мальчиков к помощи любому человеку


«Малая» и «большая» родина, ее историческое прошлое, многообразная флора и фауна, культура и национальные традиции; - бережное отношение к природе родного края, горд ость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества; - Земля как уникальное творение Вселенной


Трудовые нормы жизни (бытовой труд, учебный труд, труд по благоустройству окружающей среды, помощь взрослым в труде): - привычка ухаживать за местом работы (приводить в порядок инструменты, сохранять их в рабочем состоянии); - привычка убирать и украшать учебную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения; - привычка соблюдать порядок, сохраняя результаты трудовых усилий, труд как отношение к людям и себе, отношение к труду Другого; - труд как постоянная забота о людях и о себе; - физический труд и умственная работа, их единство; - признание ценности человека


>v Социаль-N> нал \ч роль

(готовность к социально-педагогической деятельности)

(готовность к общественной деятельности)

(готовность к профессиональной деятельности)


как «работника», «мастера своего дела», «умельца», «труженика»; - первые пробы создания материальных ценностей


Мужские и женские особенности человека: - отличительная роль мужчин в обществе («лидер», «сильный», «почитатель женщины»); - отличительная роль женщины в обществе («слабая», «ведомая», «прекрасная»), особенности поведения, продиктованные ролью; - семья человека в контексте жизни общества; - любовь как основа семейной жизни; - семья как защита человека; - мать и отец — безусловная ценность для каждого человека; - родословная, корни семьи, традиции семьи, забота каждого о каждом;


Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающее выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека: - регулятивные функции общества; - человек в системе общественных связей, выполнение им социальных норм; - общепринятые ценности жизни как основа социального развития; - соборность (коллективизм) как наивысший принцип общественного устройства; - Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни; - понятие Родины (край, город, село,


Роль активных усилий в достижении успеха деятельности: -успех, удача, карьера как формы ре зультативной деятельности; - поиск «дела жизни», мастерство и профессионализм как проявление достоинства человека; - признание и непризнание другими деятельностных заслуг человека; - рад ость любимого дела и уныние принудительной деятельности; - деятельность предметная, деятельность одухотворенная; - профессиональный труд как средство заработка и радость созидания


nv Социаль-n. нал \\роль

(готовность к социально-педагогической деятельности)

(готовность к общественной деятельности)

(готовность к профессиональной деятельности)


- семейные роли человека (мать-жена; отец-муж; дети-сын-дочь; бабушка, дедушка), ответственность за семью, каждого ее члена; - значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья


улица, дом, школа — моя Родина); - человек как патриот своей родины; - государство как система органов управления и система регулирования обустройства, хозяйства и собственности граждан


Жизнь мужчины и женщины (общее и особенное): - специфика полового восприятия жизни; - специфика характера деятельности мужчины и женщины; - половое предназначение мужчины и женщины; - половые различия как основа гармонии половых отношений; - семья как одна из сфер жизни человека; - роль семьи в жизни человека и роль отдельного человека в жизни семьи


Мир в его целостном восприятии: - гармония и единство мира; - роль личности в развитии общества; - назначение человека в жизни; - жизненная позиция; - жизненный путь человека; - человек как творец жизни


Выбор профессии: мотивы, предвидение последствий выбора, способности, круг профессионального общения


Подходы. Ведущими подходами гражданского воспитания являются личностно-деятельностный, социально-средовой и тендерный подходы.

  1. Личностно-деятельностный подход предполагает максимальное раз витие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов са моразвития, самообразования, самовоспитания; предполагает максималь ную обращенность к внутреннему миру личности.

  2. Социально-средовой подход предполагает учет конкретных условий, социальной среды, конкретных исторических обстоятельств при органи зации педагогического процесса; подчеркивается актуальность измене ния социального окружения. Особое внимание уделяется семье и школе, а также привлечению в педагогический процесс социальных работни ков, педагогов, представителей различных профессий.

  3. Гендерный подход предполагает рассмотрение социализации и вос питания личности в соответствии с исторически сложившимися (усто явшимися) моделями маскулинности и фемининности в обществе и го сударстве.

Принципы воспитания. К принципам воспитания относятся:

  • принцип природосообразности;

  • баланс традиций и перемен, сущность которого заключается в том, чтобы изменяя настоящее, добиться его органического слияния с дос тигнутым прошлым с ориентацией на будущее;

- воспитание в коллективе и через коллектив. Основные идеи.