Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации вл 0.4-10 кв img-1

инструкция по эксплуатации вл 0.4-10 кв

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по эксплуатации ВЛ- 6 кВ

Инструкция по эксплуатации ВЛ- 6 кВ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящая инструкция определяет порядок эксплуатации и ремонта воздушных линий электропередач (далее ВЛ) напряжением 6 кВ. Инструкция составлена в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами устройства электроустановок, глава 7» .

1.2. Воздушной линией электропередачи называется устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенными на открытом воздухе и прикрепленными с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях.

1.3. Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предохранение элементов ВЛ от преждевременного износа.

1.4. Для выполнения обязанностей электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием ВЛ, допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие квалификацию электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (далее электромонтер), прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний, сдавшие экзамены в заводской аттестационной комиссии, получившие удостоверение установленной формы.

1.5. Электромонтер должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже III.

1.6. Допуск к самостоятельной работе электромонтеров оформляется распоряжением директора завода после проведения первичного инструктажа по охране труда и безопасности на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, прошедших стажировку от 2 до 14 смен, дублирование от 2 до 12 смен в установленном порядке, получивших под роспись настоящую инструкцию. Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в 3 месяца.

1.7. Повторная проверка знаний по электробезопасности не реже одного раза в 12 месяцев. Результаты повторной проверки знаний оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.

1.8. Электромонтёр, допущенный к самостоятельной работе должен знать:

1.8.1. Инструкцию по охране труда и безопасности для электромонтеров, занятых ремонтом и обслуживанием электрооборудования и выполнять ее требования;

1.8.2. Электрическую схему ВЛ;

1.8.3. Основные причины повреждений и аварий на ВЛ, уметь находить и устранять их;

1.8.4. Способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае на производстве;

1.8.5. Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения.

2.УСТРОЙСТВО ВЛ

2.1. Воздушная линия электропередач состоит из железобетонных опор, штыревых стеклянных изоляторов, закрепленных на стандартных штырях на специальной металлической траверсе.

2.2. На ВЛ используются неизолированные многопроволочные сталеалюминевые провода.

Для обеспечения достаточной надежности электроснабжения и предупреждения опасных воздействий атмосферных и внутренних перенапряжений служат заземление отдельных элементов.

Кабельная вставка воздушной линии защищена по обоим концам кабеля от грозовых перенапряжений защитными аппаратами.

На опорах ВЛ на высоте 2-3 м. нанесены постоянные знаки:

- порядковый номер опоры ВЛ;

- информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ;

- предупреждающие знаки на всех опорах в населенной местности.

2.3. Кабельные вставки при их длине менее 1, 5 км. должны быть защищены по обоим конца кабеля от грозовых перенапряжений вентильными разрядниками.

2.4. Вентильные разрядники не должны иметь трещин, сколов, загрязненности, ожогов.

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЛ

3.1. При эксплуатации ВЛ выполняются следующие виды работ:

3.1.1. Включение ВЛ в работу.

3.1.2. Отключение ВЛ с переводом на резервную линию при техническом обслуживании или проведении ремонтов.

3.1.3. Включение и выключение линии производится по письменной заявке диспетчеру электрических сетей …..

3.2. Эксплуатация ВЛ заключается в проведении технического и оперативного обслуживания, текущего и капитального ремонтов.

3.3. Оперативное обслуживание проводится при аварийном отключении ВЛ, при выводе линии в ремонт, при выводе линии в резерв.

3.4. Текущий ремонт проводится для обеспечения работоспособности электрооборудования и аппаратов и производится не реже 1 раза в год.

3.5. Капитальный ремонт ВЛ заключается в проведении комплекса мероприятий по поддержанию и восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ВЛ. При капитальном ремонте дефектные детали и элементы заменяются либо на равноценные, либо на более прочные, улучшающие эксплуатационные характеристики ВЛ.

3.6. Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет.

3.7. Для охраны ВЛ устанавливается охранная зона, в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими на 2 м. с каждой стороны от проекций крайних проводов на поверхности земли при неотклоненном их положении.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЛ

4.1. Проверка состояния трассы ВЛ производится не реже 1 раза в год, измерение высоты кустарников и деревьев – по мере необходимости.

4.2. Проверка состояния фундаментов опор производится 1 раз в 6 лет.

4.3. При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

4.4. У железобетонных опор проверяют антикоррозийный износ металлических элементов, прогиб и разрушение бетона.

4.5. Измерение сопротивления изоляции штыревых изоляторов на ВЛ производится в соответствии с планами ППР, с учетом местных условий эксплуатации, а так же выборочно по результатам внешнего осмотра.

4.6. Состояние линейной арматуры производится внешним осмотром, но не реже 1 раза в год.

4.7. В обязательном порядке осмотр проводить после стихийных бедствий (снегопада, урагана, ливневых дождей и.т.д.)

4.8. В труднопроходимой местности и в условиях неблагоприятной погоды осмотр ВЛ должны выполнять два лица с группой по электробезопасности не ниже III. В остальных случаях осмотр может делать одно лицо с группой по электробезопасности не ниже II.

4.9. При осмотре в темное время суток идти под проводами не разрешается.

4.10. При поиске повреждений лица, осматривающие ВЛ, должны иметь предупреждающие плакаты, чтобы установить их при обнаружении неисправности.

4.11. При техническом обслуживании у опор проверить состояние фундаментов, приставок. Не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждения в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление.

4.12. У опор не должно быть наклона или смещения в грунте, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений, отрывов механических элементов, коррозии металла, трещин и повреждения железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них.

4.13. Оттяжки опор в сетях с изолированной нейтралью, закрепленные нижним концом на высоте менее 2, 5 м. от земли, должны быть заземлены с сопротивлением заземляющего устройства не более 10 Ом или изолированы при помощи натяжного изолятора, расчитанного на напряжение ВЛ и установленного на высоте 2, 5 м. от земли. В сетях с глухозаземленной нейтралью оттяжки должны быть присоединены к нулевому защитному проводу.

4.14. На проводах и тросах не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок.

4.15. Соединение проводов должно проводиться при помощи соединительных зажимов или сваркой.

4.16. В одном пролете допускается не более одного соединения на каждый провод.

4.17. Крепление проводов к штыревым изоляторам следует производить проволочными вязками или специальными зажимами.

4.18. Изоляторы не должны иметь боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки на штыри или крюки, повреждения защитных рогов.

4.19. На арматуре не должно быть трещин, перетирания или деформации отдельных деталей.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

5.1. Для подготовки рабочего места при работах на ВЛ должны быть выполнены следующие технические мероприятия:

а) произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры.

б) проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для эащиты от поражения электрическим током.

в) установить переносные заземления.

г) вывесить предупреждающие и предписывающие плакаты, оградить при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Все работы на ВЛ, за исключением осмотров, производятся только по наряду-допуску.

6.2. Надеть, полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

6.3. Перед каждым применением следует:

6.3.1. В очках проверить исправность очковых стекол (при наличии трещин, cколов, царапин пользование ими не разрешается), отрегулировать натяжение наголовной ленты.

6.3.2. Перед каждым применением осмотреть диэлектрические перчатки, обратив внимание на отсутствие механических повреждений, загрязнения и увлажнения, а также наличие проколов путем скручивания перчаток в сторону пальцев, проверить по штампу не истек ли срок очередного испытания. Диэлектрические перчатки испытываются 1 раз в 6 месяцев.

6.2.3. Галоши диэлектрические осмотреть с целью обнаружения возможных дефектов (отслоения облицовочных деталей или подкладки, наличие посторонних жестких включений). Диэлектрические галоши испытываются 1 раз в год.

6.3.4. Инструмент (отвертки, плоскогубцы, пассатижи, кусачки) осмотреть, изолирующие покрытия не должны иметь дефектов, которые приводят к ухудшению внешнего вида и снижению механической и электрической прочности. Запрещается пользоваться неисправными защитными средствами, а также, если истек срок очередного испытания, указанный на штампе. Инструмент испытывается 1 раз в год.

6.4. Переносить инструмент к рабочему месту только в специальной сумке или ящике. Переносить инструмент в карманах спецодежды или в руках запрещается.

6.5. Следить за тем, чтобы руки, одежда и обувь всегда были сухими. Помните, что работа связана с электрическим током.

6.6. Обо всех замеченных недостатках на данном рабочем месте поставить в известность мастера и лицо, ответственное за безопасное производство работ, и до их указаний к работе не приступать. Самому устранять какие-либо недостатки, если это не входит в круг ваших обязанностей, запрещается.

6.7. Подниматься на опору разрешается членам бригады:

а) с группой по электробезопасности III при всех видах работ до верха опоры;

б) с группой не ниже II при работах со снятием напряжения -до верха опоры, а при работах без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, - не выше 2 м. до уровня нижних проводов;

в) с группой I при всех видах работ – не выше 3 м. от земли (до ног);

6.8. При работе на стойке опоры располагаться следует таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением;

6.9. При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) в случаях их применения;

6.10. При производстве работ с опоры, телескопической вышки без изолирующего звена или с другого механизма для подъема людей расстояние от человека или от применяемых им инструмента и приспособлений до проводов ВЛ, радиотрансляции, телемеханики должно быть не менее 0,6 м. Если при работах не исключена возможность приближения к перечисленным проводам на меньшее расстояние, они отключаются и заземляются на месте производства работ.

6.11. Работа, связанная с непосредственным прикосновением к проводу, находящемуся под напряжением, допускается при условии изоляции человека от земли посредством изолирующих устройств;

6.12. Запрещается работать на ВЛ, находящихся под напряжением, при тумане, грозе, дожде, снегопаде, в темное время суток, а так же при ветре, затрудняющем работы на опорах;

6.13. При осмотре ВЛ подниматься на опору или конструкцию запрещается;

6.14. Чистку арматуры с телескопической вышки без изолирующего звена разрешается выполнять по наряду со снятием напряжения с проводов производителю работ или члену бригады с группой не ниже III ;

6.15. При расчистке трассы от деревьев производитель работ обязан перед началом работы предупредить всех членов бригады об опасности приближения к проводам ВЛ сваливаемых деревьев, канатов и.т.п.

6.16. Стоять со стороны падения деревьев и залезать на спиливаемые деревья запрещается;

6.17. В случае падения дерева на провода запрещается до снятия напряжения с ВЛ приближаться к дереву на расстояние менее 8 м.

6.18. Запрещается групповая валка деревьев.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За нарушение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации .

Видео

Другие статьи

Обход и осмотры воздушных линий

Обход и осмотры воздушных линий

Система эксплуатационного обслуживания ВЛ включает техническое обслуживание и ремонт.

К техническому обслуживанию ВЛ относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных конструкций и деталей от преждевременного износа путем проведения профилактических измерений и устранения мелких повреждений и неисправностей, а именно:
— обходы и осмотры ВЛ;
— установка, замена и осмотр трубчатых разрядников;
— измерение сопротивления соединений проводов (болтовых, плашечных и болтовых переходных);
— контроль тяжения в оттяжках опор;
— проверка и подтяжка болтовых соединений и гаек анкерных болтов;
— осмотр конструктивных элементов ВЛ при приемке их в эксплуатацию;
— наблюдение за работами, проводимыми вблизи линии электропередачи сторонними организациями;
— замена отдельных элементов ВЛ и выправка отдельных опор;
— измерения и испытания, направленные на повышение уровня их технического обслуживания;
— мероприятия, связанные с охраной линий;
— чистка изоляции;
— вырубка деревьев (угрожающих разрастанием в сторону линий на недопустимые расстояния), обрезка сучьев на отдельных деревьях, расчистка участков трассы от кустарника;
— замена нумерации и предупредительных плакатов. Периодические обходы ВЛ проводятся с целью наблюдения за состоянием линии и ее трассы и выявления неисправностей, которые могут быть обнаружены при осмотре линии с земли.

Периодичность осмотров должна осуществляться не реже 1 раза в 6 мес. На участках линии, где часто наблюдаются повреждения, а также на линиях, подверженных загрязнению или воздействию каких-либо других внешних факторов, которые могут вызвать повреждения, сроки между периодическими обходами могут быть сокращены до одного месяца. Обходы ЛЭП осуществляет электромонтер. Кроме того, 1 раз в год производится осмотр ВЛ инженерно-техническим персоналом с целью определения объема ремонтных работ, проверки общего состояния линий лицами более высокой квалификации.

При осмотре опор ВЛ необходимо обратить внимание на их наклон поперек и вдоль линии, проседание грунта у оснований опор, отсутствие в креплениях деталей опор болтов и гаек, трещин сварных швов; определить состояние номеров, условных наименований линий, предупредительных плакатов по технике безопасности, количество и ширину раскрытия трещин железобетонных опор, ослабление и повреждение оттяжек опор, наличие на опорах птичьих гнезд.

При осмотре трассы ВЛ следует обращать внимание на наличие деревьев, различных предметов (лесоматериалы и др.). высоту зарослей. Особую опасность представляют несогласованные строительные и земляные работы, которые производятся под ВЛ и в охранной зоне, а также работы по сооружению и реконструкции линий электропередачи и линий связи в этой зоне.

При осмотре проводов и тросов обращают внимание на наличие оборванных или перегоревших жил, следов оплавления и разрегулировки проводов, набросов, усталостных разрушений в месте крепления провода, коррозии проводов и тросов, неисправности петель провода на анкерных опорах.

При осмотре изоляторов исследуют наличие следов перекрытия гирлянд и отдельных элементов, отклонение от нормального положения подвесных гирлянд вдоль линии, отсутствие замков или шплинтов в гирлянде, ржавление арматуры, загрязненность и сколы тарелок изоляторов, трещины в шапках изоляторов, наличие птичьего помета на гирлянде.

При осмотре арматуры необходимо проверять наличие гаек, шплинтов, шайб на деталях арматуры, следов перегрева на натяжных зажимах и соединителях; отсутствие коррозии зажимов и арматуры, вытяжку или проскальзывание проводов в зажимах.

При осмотре заземляющих устройств и средств защиты от атмосферных перенапряжений обращают внимание на состояние заземляющих спусков на опоре и указателей срабатывания разрядников.

После окончания обхода ВЛ электромонтер заполняет листок осмотра, куда заносит все выявленные дефекты и неисправности. В случае выявления дефектов аварийного характера электромонтер обязан сообщить об этом своему руководителю.

Листок осмотра сдается мастеру, который своей подписью удостоверяет взятие на учет обнаруженных дефектов. На основании собранных данных составляется план работы, в котором указываются сроки устранения дефектов.

При осмотрах с земли не удается проверить состояние верхней части опоры, узлов крепления гирлянд изоляторов с опорой и арматурой, а также и мест крепления грозозащитных тросов. Поэтому на ВЛ 10 кВ и выше не реже 1 раза в 6 лет производится верховой осмотр линий с выборочной проверкой состояния проводов и тросов в зажимах.

На линиях с пролетами более 120 м, не оборудованных защитой от вибрации, и на участках, проходящих по открытой местности выборочную проверку состояния провода и троса в зажимах рекомендуется производить 1 раз в 3 года, на остальных линиях — не реже 1 раза в 6 лет. На воздушных линиях 0,4— 10 кВ верховые осмотры проводятся по мере необходимости.

Внеочередные (специальные) осмотры ВЛ электропередачи производят при возникновении условий, которые могут вызвать повреждения линий, а также после автоматических отключений, даже если работа линии не нарушена.

К условиям, вызывающим повреждения, относятся: голо-ледно-изморозевые отложения, сильный туман, моросящий дождь или мокрый снег, пожары на трассе, сильный ветер, вскрытие рек и наступление ледохода.

Цель осмотров при гололедно-изморозевых отложениях — наблюдение за скоростью гололедообразования и размерами гололедных отложений для организации их своевременной плавки.

При интенсивном тумане, моросящем дожде или мокром снеге осматриваются участки ВЛ, подверженные интенсивному загрязнению. При увлажнении слоя загрязнения возрастает ток утечки по поверхности изолятора, что может привести к перекрытию изоляции. Опасность перекрытия может быть определена по силе потрескивания и характеру поверхностных разрядов.

При пожарах на трассе ВЛ следует принять необходимые меры, чтобы не допустить приближения огня к опорам. В случае больших лесных и торфяных пожаров персонал обязан определить их характер, скорость движения огня и направление его распространения, состояние опор линий и сообщить об этом своему руководителю.

При сильном ветре и морозах возможны повреждения, которые (если не принять соответствующие меры) могут привести к аварии (сильный наклон опоры, перемещение проводов в зажимах, разрегулировка проводов). Для осмотров в этих случаях рекомендуется применять вертолеты, самолеты и специальную технику.

Весной, при вскрытии рек и наступлении ледохода и половодья, организуется специальное наблюдение. В зависимости от результатов наблюдений принимают меры для защиты опор от повреждений (защита фундаментов, подрыв ледяных заторов и др.).

Целью внеочередных обходов после автоматического отключения линии является определение места и причины ее отключения, необходимости и объема ремонтных работ.

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи (ВЛ) включает проведение осмотров (различных видов), выполнение профилактических проверок и измерений, устранение мелких неисправностей.

Осмотры ВЛ подразделяются на периодические и внеочередные. В свою очередь периодические осмотры делятся на дневные, ночные, верховые и контрольные.

Дневные осмотры (основной вид осмотров) проводятся 1 раз в месяц. При этом визуально проверяется состояние элементов ВЛ, в бинокль осматриваются верхние элементы линии. Ночные осмотры выполняют для проверки состояния контактных соединений и уличного освещения.

При проведении верховых осмотров ВЛ отключается и заземляется, проверяется крепление изоляторов и арматуры, состояние проводов, натяжение оттяжек и т. д. Ночные и верховые осмотры планируются по мере необходимости.

Контрольные осмотры отдельных участков линии осуществляет инженерно-технический персонал 1 раз в год с целью проверки качества работы электромонтеров, оценки состояния трассы, выполнения противоаварийных мероприятий.

Внеочередные осмотры проводятся после аварий, бурь, оползней, сильных морозов (ниже 40 о С) и других стихийных бедствий.

Перечень работ, проводимых при техническом обслуживании воздушных линий электропередачи включает:

проверку состояния трассы (наличие под проводами посторонних предметов и случайных строений, противопожарное состояние трассы, отклонение опор, перекосы элементов и др.);

оценку состояния проводов (наличие обрывов и оплавлений отдельных проволок, наличие набросов, величина стрелы провеса и др.);

осмотр опор и стоек (состояние опор, наличие плакатов, целостность заземления);

контроль состояния изоляторов, коммутационной аппаратуры, кабельных муфт на спусках, разрядников.

Проверка состояния трассы ВЛ

При осмотре трассы ВЛ электромонтер проверяет охранную зону. просеку, разрывы.

Охранная зона L определяется прямыми 1 (рис. 1), отстоящими от проекции крайних проводов 2 на расстояние 1, которое зависит от номинального значения напряжения ВЛ (для ВЛ до 20 кВ включительно 1 = 10 м).

Рис. 1. Охранная зона

Просеки устраиваются при прохождении линии в лесных массивах и зеленых насаждениях. При этом ширина просеки (рис. 2) С = А+6м при h4м, где С — нормируемая ширина просеки, А — расстояние между крайними проводами, h — высота деревьев.

Рис. 2. Определение ширины просеки

В парках и заповедниках ширину просеки разрешается уменьшать, а в фруктовых садах при высоте деревьев до 4 м вырубка просеки необязательна.

Разрыв определяется расстоянием по горизонтали от крайних проводов линии при их наибольшем отклонении до ближайших выступающих частей здания или сооружения. Для ВЛ до 20 кВ разрыв должен быть не менее 2 м.

В охранной зоне запрещается размещение стогов сена и соломы, лесоматериалов и других горючих веществ, т. к. при воспламенении может произойти замыкание на землю. Вблизи проводов и опор запрещаются земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог и т. д.

При прохождении ВЛ с деревянными опорами в местах, где возможны низовые пожары, вокруг каждой опоры в радиусе 2 м земля должна быть очищена от травы и кустарников или же применены железобетонные приставки.

Практика эксплуатации воздушных линий электропередачи показывает, что часто причиной аварий являются нарушения правил охраны линий и неправильные действия населения (набросы на провода посторонних предметов, влезания на опоры, запуск змеев, пользование в охранной зоне длинными жердями и т. п.). Аварийные ситуации могут возникнуть также при проезде автокранов, автовышек и другой техники высотой более 4,5 м под линиями электропередачи вне дорог.

При выполнении работ вблизи ВЛ с использованием механизмов расстояние от их выдвижных частей до проводов должно быть не менее 1,5 м. При пересечении дороги с ВЛ с обеих сторон устанавливаются сигнальные знаки с указанием допустимой высоты для транспорта с грузом.

Руководство организации, эксплуатирующей сети, должно проводить разъяснительную работу с производственным персоналом об особенностях работы вблизи воздушных линий электропередачи, а также среди населения о недопустимости нарушений правил охраны линий.

Проверка положения опор

При осмотре трассы ВЛ контролируется степень отклонения опор сверх допустимых норм от вертикального положения, вдоль и поперек линии. Причинами отклонения могут быть осадка грунта у основания опоры, неправильная установка ее, слабое крепление в местах сопряжения деталей, ослабление оттяжек и др. Наклон опоры создает дополнительное напряжение от собственного веса в опасных сечениях у земли и может привести к нарушению механической прочности.

Отклонение вертикальных частей опоры от нормального положения проверяют по отвесу (рис. 3) или с помощью геодезических приборов. Изменение положения горизонтальных частей проверяют на глаз (рис. 4) или с помощью теодолита.

Рис. 3. Определение положения опор

Рис. 4. Определение положения траверсы

При определении наклона по отвесу необходимо отойти от опоры на такое расстояние, чтобы нить отвеса проектировалась на вершине опоры. Наблюдая за нитью отвеса у поверхности земли, замечают какой-либо предмет. Замерив расстояние от него до оси основания опоры, определяют величину наклона. Более точные результаты при замерах получают с использованием специальных геодезических приборов.

Проверка состояния опор

При осмотрах железобетонных опор основное внимание должно быть уделено выявлению видимых дефектов. К таким дефектам относятся плохое сцепление арматуры с бетоном, односторонний сдвиг арматурного каркаса относительно оси ствола опоры.

В любом случае толщина защитной стенки бетона должна быть не менее 10 мм. Особенно тщательно обследуются трещины, так как при дальнейшей эксплуатации они приводят к коррозии арматуры и разрушению бетона преимущественно на уровне грунтовых вод. Для железобетонных опор допускается наличие не более 6 кольцевых трещин на один погонный метр шириной до 0,2 мм.

Следует иметь ввиду, что крен железобетонных опор вдоль и поперек линии способствует усилению трещинообразования, так как вследствие большого веса опоры вероятность перенапряжения ее увеличивается. Важна также правильная заделка опоры.

Плохая засыпка и трамбовка котлована способствует крену опоры, и она может сломаться. Поэтому в первый и второй годы после приемки в эксплуатацию особенно тщательно осматривают опоры и своевременно проводят их правку.

Механические повреждения железобетонных опор возможны при неправильной организации монтажных и восстановительных работ, а также при случайных наездах транспортных средств.

Главным недостатком деревянных опор является загнивание. Процесс разрушения дерева идет наиболее интенсивно при температуре порядка +20°С, влажности дерева 25 - 30 % и достаточном доступе кислорода. Наиболее быстро разрушаемые места — приставки у поверхности земли, стойки в торцевой части и в местах сочленения с пасынком и траверсой.

Основным средством борьбы с поражением древесины является пропитка материала опор антисептиками. При обслуживании воздушных линий электропередачи степень загнивания древесины деталей опор периодически контролируется. При этом определяются места загнивания и замеряется глубина распространения гнили.

В сухую и неморозную погоду опору простукивают для установления загнивания сердцевины. Чистый и звонкий звук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие загнивания.

Для проверки загнивания приставок их раскапывают на глубину 0,5 м. Величина загнивания определяется в наиболее опасных местах — на расстоянии 0,2 - 0,3 м ниже и выше уровня грунта. Измерения проводят прокалыванием деревянной опоры с фиксацией прилагаемого усилия. Опора считается здоровой, если на прокол первых слоев требуется приложить усилие, превышающее 300 Н.

Глубина загнивания определяется как среднее арифметическое трех измерений. Пораженный участок не должен превышать 5 см при диаметре опоры 20 - 25 см, 6 см при диаметре 25 - 30 см и 8 см при диаметре более 30 см.

В случае отсутствия прибора можно использовать обычный буравчик. В этом случае глубину загнивания определяют по внешнему виду стружки.

Для неразрушающего контроля наличия загнивания в деталях древесины опор в последнее время используется определитель загнивания. Этот прибор работает на принципе фиксации изменения ультразвуковых колебаний при прохождении через древесину. Индикатор прибора имеет три сектора — зеленый, желтый, красный, соответственно для определения отсутствия загнивания, незначительного и сильного загнивания.

В здоровой древесине колебания распространяются практически без затухания, а в пораженной части происходит частичное поглощение колебаний. Определитель состоит из излучателя и приемника, который прижимается к контролируемой древесине с противоположной стороны. С помощью определителя загнивания можно ориентировочно определить состояние древесины, в частности, для принятия решения о подъеме на опору для производства работ.

По завершению контроля, если делалось отверстие в древесине, оно закрывается антисептиком.

На ВЛ с деревянными опорами, кроме загнивания, может иметь место возгорание опор от действия токов утечки при загрязнениях и дефектах изоляторов.

Проверка проводов и тросов

После возникновения первых повреждений жил в проводе нагрузка на каждую из оставшихся возрастает, что ускоряет процесс их дальнейшего разрушения вплоть до обрыва.

При обрыве жил более 17 % общего сечения устанавливается ремонтная муфта или бандаж. Наложение бандажа в месте обрыва жил препятствует дальнейшему расплетению провода, однако при этом не восстанавливается механическая прочность.

Ремонтная муфта обеспечивает прочность до 90 % от прочности целого провода. При большем числе оборванных жил прибегают к установке соединителя.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) нормируют расстояние между проводами, а также между проводами и землей, проводами и любыми другими устройствами и сооружениями, находящимися в зоне трассы ВЛ. Так, расстояние от проводов до земли ВЛ 10 кВ должно быть 6 м (в труднодоступной местности — 5 м), до полотна шоссейной дороги — 7 м, до проводов связи и сигнализации — 2 м.

Замеры габаритов производятся при приемосдаточных испытаниях, а также в процессе эксплуатации при появлении новых пересечений и сооружений, при замене опор, изоляторов и арматуры.

Важной характеристикой, позволяющей контролировать изменение габаритов ВЛ. является стрела провеса провода. Под стрелой провеса понимают расстояние по вертикали от наинизшей точки провеса провода в пролете до условной прямой линии, проходящей на уровне высоты подвеса провода.

Для измерения габаритов используются геодезические угломерные приборы, например, теодолит и штанги. Работа может выполняться под напряжением (используются изолирующие штанги) и со снятием напряжения.

При работе со штангой один из электромонтеров касается провода ВЛ концом штанги, другой замеряет расстояние до штанги. Проверка стрелы провеса может производиться путем глазомерного визирования. Для этого на двух смежных опорах закрепляются рейки.

Наблюдатель находится на одной из опор в таком положении, чтобы его глаза были на уровне рейки, вторая рейка перемещается по опоре до тех пор, пока низшая точка провисания не будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные рейки.

Стрела провеса определяется как среднее арифметическое расстояние от точек подвеса проводов до каждой рейки. Габариты ВЛ должны удовлетворять требованиям ПУЭ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на 5 %.

При измерениях учитывается температура окружающей среды. Фактические величины замеров приводятся к данным при температуре, обеспечивающей максимальное значение стрелы провеса, с помощью специальных таблиц. Измерение габаритов не рекомендуется проводить при ветре более 8 м/с.

Проверка состояния изоляторов

Анализ работы воздушных линий электропередачи показывает, что около 30 % повреждений ВЛ связано с отказами изоляторов. Причины выхода из строя разнообразны. Сравнительно часто имеет место перекрытие изоляторов во время грозы из-за потери электрической прочности нескольких элементов в гирлянде, при повышенных механических усилиях из-за гололеда и пляски проводов. Способствуют процессу загрязнения изоляторов плохие погодные условия. При перекрытии может происходить повреждение и даже разрушение изоляторов.

В процессе эксплуатации часто наблюдаются случаи появления кольцевых трещин на изоляторах из-за неправильной заделки и температурных перенапряжений от действия прямых солнечных лучей.

При внешнем осмотре проверяется состояние фарфора, наличие трещин, сколов, повреждений и загрязнений. Изоляторы признаются дефектными, если трещины, сколы занимают 25 % поверхности, оплавлена и обожжена глазурь, наблюдается стойкое загрязнение поверхности.

Для контроля исправности изоляторов разработаны достаточно простые и надежные методы.

Простейшим методом обнаружения пробитого изолятора является проверка наличия напряжения на каждом элементе гирлянды. Используется штанга длиной 2,5 - 3 м с металлическим наконечником в виде вилки. При проверке одним концом вилки касаются шапки одного изолятора, а другим соседнего. Если при отводе конца вилки от шапки искра не возникает — изолятор пробит. К этой работе допускаются специально обученные электромонтеры.

Более точный метод — измерение напряжения, приходящегося на изолятор. Изолирующая штанга имеет на конце разрядник с регулируемым воздушным промежутком. Накладывая вилку штанги на металлические шапки изоляторов, добиваются разряда. Величина промежутка указывает на значение напряжения пробоя. Отсутствие пробоя свидетельствует о неисправности изолятора.

На ВЛ со снятым напряжением для контроля состояния изоляторов проводят измерение сопротивления изоляции мегаомметром напряжением 2500 В. Сопротивление каждого изолятора не должно быть менее 300 МОм.

Для крепления проводов и изоляторов используется различная арматура: скобы, серьги, ушки, коромысла и т. д. Основная причина повреждения арматуры — коррозия. При наличии в атмосфере агрессивных компонентов процесс коррозии ускоряется. Арматура может также разрушаться за счет сплавления при перекрытии гирлянды изоляторов.

Статьи и схемы Полезное для электрика