Руководства, Инструкции, Бланки

Вы Получили Классное Руководство С Чего Начать Работу img-1

Вы Получили Классное Руководство С Чего Начать Работу

Категория: Руководства

Описание

Классное руководство

Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся по математике

1. Ведение кружков, факультативов, элективных курсов

В школе ведется математический кружок, который посещают учащиеся 6 классов. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с историей возникновения математики, с биографиями выдающихся математиков. Рассматриваются решения занимательных задач, изготавливаются модели многогранников.

С учащимися 11 классов факультативные занятия по предмету

С учащимися 9-10 классов изучаю элективные курсы по темам:

2005-2006 г; 2006-2007г. «Комплексные числа»

Программа курсов разработана мною. По итогам работы курсов учащиеся сдают экзамен и получают сертификат.

2. Выполнение учащимися творческих работ:

а) составление рефератов;

б) составление задач по различным темам;

в) изготовление наглядных пособий

3. Результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся помогает:

а) прививать интерес к предмету;

б) развивать творческие и интеллектуальные способности школьников

в) готовит к сознательному выбору будущей профессии

Позитивные результаты деятельности по выполнению функций классного руководителя.

В течении 33 лет я работаю в качестве классного руководителя. Перед собою ставлю следующие задачи:

1) Воспитание нравственных качеств;

2) Воспитание культуры поведения;

3) Развитие самоуправления;

4) Развитие чувства дружбы, коллективизма;

5) Привитие навыков здорового образа жизни;

6) Развитие познавательного интереса и ответственного отношения к учёбе.

Классное руководство и работа с родителями.

В 2004-2005 учебном году мне пришлось взять классное руководство в 8 классе, так как прежний классный руководитель категорически отказался от классного руководства в данном классе. Начала работу с изучения и анализа индивидуальных особенностей учащихся. Посетила семьи всех своих учеников. Выяснилось, что несколько семей злоупотребляют спиртным, одна семья состоит на учёте в милиции, большинство родителей мало интересуются как жизнью, так и учёбой ребёнка. Столкнулась также с неуважительным отношением к учителю. В школе не хватало учебников по некоторым предметам, поэтому один учебник выдавался на двух, а то и трёх учащихся. Однажды моя ученица принесла мне записку от отца такого содержания: «Г. В. Выдайте Ольге Юрьевне учебник биологии». Небольшое предложение, а как ярко оно характеризует отношение этого родителя к школе, к классному руководителю, только что принявшему класс.

Оказалось, что есть в классе лидер, оказывающий негативное влияние на учащихся. Есть в классе случаи, когда детей угрозами вынуждают не высказывать своего мнения, особенно если оно идёт вразрез с мнением лидера, осуждается хорошая учёба и стремление к знаниям, большинство учащихся в классе имели клички, скрывались негативные поступки, девиз в классе был «Один за всех, все за одного!» Планируя воспитательную работу с классом, взяла на вооружение заповеди классного руководителя, помня, что классный руководитель не имеет права:

а) унижать личное достоинство учащегося, оскорблять его действием или словом;

б) использовать оценку для наказания;

в) злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ученику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

г) использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

Очень было важно создать в классе комфортный микроклимат, позволяющий детям ощутить собственную значимость, создать обстановку, способствующую максимальному усвоению знаний, умению противостоять негативным проявлениям.

Необходимо было установить тесный контакт с семьями учащихся, вовлечь их в совместную деятельность по воспитанию учащихся. В своей работе я использовала такие формы взаимодействия с родителями как родительские собрания, индивидуальные беседы по воспитанию качеств личности, беседы с ребёнком в присутствии родителей, посещение семьи, приглашение на родительский лекторий, обмен опытом воспитания детей в семье, проведение бесед по воспитанию на родительских собраниях.

Большое внимание я уделяла планированию и проведению воспитательной работы. Так основными задачами в этом классе в выпускной год были следующие:

1. Направить всю воспитательную работу на успешное окончание школьного курса каждым учеником.

2. Оказать помощь учащимся в поиске позитивной перспективы в жизни: поставить цель; наметить пути самовоспитания, составить чёткое представление о будущей профессии.

Все учащиеся моего класса успешно окончили школу.

1 ученик поступил в ВУЗ, 15 учащихся поступили в ССУЗ, 2 ученика пошли в ряды вооружённых сил, 1 ученик устроился на работу.

Одним из узловых моментов работы учителя является установление отношений с родителями ребенка. Если ребенок воспитывается в семье, где родители уделяют должное внимание воспитанию, обеспокоены и учебой и развитием ребенка, то наладить доверительные отношения с ними не представляет больших трудностей.

Гораздо сложнее с родителями, которые выслушивают советы учителя, соглашаются с его мнением, но на деле не принимают никаких действий для изменения ситуации. К примеру, ученик регулярно не выполняет домашние задания. При выяснении причины обнаруживается, что он просто забывает его сделать. Контроль со стороны родителей ограничивается вопросом: « Сделал ли уроки?» На что бывает ответ: «Не задали» или «Сейчас сделаю». При собеседовании с родителями указала, что необходимо им хотя бы просматривать наличие домашней работы, в случае отсутствия записи домашнего задания в дневнике позвонить одноклассникам ученика или учителю. Кстати, номер моего домашнего телефона записан в дневнике у каждого моего ученика. Иногда использую такой прием. После проверки домашнего задания ставлю свою подпись и прошу расписаться родителей. Таким образом, я понуждаю родителей к контролю знаний у своего ребенка, а у ученика повышается ответственность за качество работы.

Наиболее трудно установить доброжелательные отношения с родителями, которые злоупотребляют спиртным, а воспитание сводится к тому, что «они также плохо учились, но все же стали людьми и живут не хуже других». В работе с этими семьями необходимо применять метод убеждения, и в этом случае необходима индивидуальная работа классного руководителя.

Работа классного руководителя начинается с изучения семьи каждого ученика. Принимая детей из начальной школы, обязательно провожу классный час «Мои увлечения». Дети рассказывают о себе, о семье, о том, чем занимаются в свободное время, показывают свои поделки, приносят любимые игрушки, книги, рассказывают о компьютерных играх, о любимых домашних питомцах, приносят фотографии. Затем знакомство продолжается на собрании детей с родителями: «Давайте познакомимся». Каждый ребенок знакомит маму и папу с одноклассниками. Родители рассказывают о себе, о семье, об увлечениях своего ребенка, семьи. Наблюдение и тестирование помогают проводить диагностику взаимоотношений в семье. Есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому наиболее эффективным методом диагностики взаимоотношений в семье считаю посещение на дому. Конечно, при этом учитель тратит много времени, не все родители относятся к посещению с пониманием. Веду себя корректно, заранее предупреждаю родителей о приходе, интересуюсь лишь условиями для учебы и развития ребенка.

Большое внимание уделяю проведению родительских собраний. В последнее время родители стали намного реже посещать родительские собрания. Причиной тому является их однообразность, порой родители объясняют свое отсутствие тем, что им стыдно за своего ребенка, нехваткой времени, загруженностью работой. Поэтому стараюсь разнообразить ход ведения собрания, выбираю такие формы проведения, чтобы родители участвовали в обсуждении поставленного вопроса, например, «Шапка по кругу». Проводим отчет старосты класса на родительском собрании о проделанной работе, о результатах учебы, об успехах, которые достигнуты его одноклассниками.

Считаю, что хорошо налаженные отношения с родителями учащихся способствуют лучшему развитию ребенка и усвоению им знаний.

В 2008-2009 уч. году я назначена классным руководителем в 5 «А» класс. Проанализировав уровень воспитанности учащихся, поняла, что он достаточно высок, родители уделяют внимание воспитанию учащихся, поэтому основными задачами были поставлены:

1. Создание классного коллектива.

2. Направить работу на формирование устойчивых мотивов учения.

3. Направить работу на создание у учащихся системы справедливых оценочных суждений.

Считаю, что поставленные задачи выполнены. Дети активны в жизни класса и школы, 50% учащихся окончили пятый класс на 4 и 5.

Задачи на нынешний год:

1. Направить работу на создание активной жизненной позиции учащегося.

2. Продолжить формирование устойчивых мотивов учения.

3. Продолжить работу по формированию у учащихся системы справедливых оценочных суждений.

Видео

Другие статьи

Персональный сайт учителя - Классное руководство

На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье.

Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:

- анкетирование и тестирование;

- открытые мероприятия для родителей;

- привлечение родителей к классным праздникам,

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Не надо забывать, что ребенок в школе не только учиться, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии школьный путь будет непременно успешным и радостным. Чтобы помочь каждому ребенку найти правильную дорогу в школе, чтобы он был психологически здоров, жизнерадостен, в своей работе я использую психологический курс «Тропинка к своему Я» под редакцией О.В.Хухлаевой.

С чего начать воспитательную работу в 5-м классе?

С чего начать воспитательную работу в 5-м классе?

Только недавно отзвенел последний звонок, отшумел выпускной вечер и вот опять пятиклашки. Надо начинать все заново, планировать воспитательную работу, разрабатывать тематику классных часов, цикл экскурсий, т. е. проводить целенаправленную работу, чтобы установилась та незримая связь между учителем и учениками, которая поможет им в течении следующих 7 лет быть одним целым, понимать и чувствовать друг друга, поможет каждому ребенку реализовать свои силы и способности.

С чего же начать? Что любят все дети, на почве чего найти взаимопонимание? Я решила, что это животные. Поэтому первый блок воспитательных мероприятий посвящен животным. В сентябре мы с ребятами ездили на экскурсию в зоопарк. Цель поездки: поближе познакомиться с ребятами, пообщаться с ними в неформальной обстановке, посмотреть, как они передвигаются группами, как реагируют на замечания учителя и, конечно же, понаблюдать за ними при их общении друг с другом.

Почему я выбрала зоопарк? Во-первых, ребятам интересна эта экскурсия, все дети любят животных, во-вторых, зоопарк такое место, где не потеряешься и можно больше внимания уделить общению с ребятами.

После поездки в зоопарк я предложила ребятам провести классный час “Мои домашние животные”. Учащимся было предложено принести в школу своих питомцев, фильм о них или фотографии. Надо отметить, что животные есть у большинства ребят в классе. Я попросила выступающих подготовить дома небольшой рассказ о своем маленьком друге: как он появился у тебя, что он любит, какие смешные истории с ним связаны и т.п. На мой призыв откликнулось более половины учащихся. В результате на классный час принесли 2 собак, 3 кошек, крысу и множество фотографий. Когда ребята начинали рассказывать о своих питомцах, то остановить их было сложно, помимо заготовленных рассказов на ходу вспоминались еще случаи, в результате, рассказывать свои истории захотели и те ребята, которые ничего не принесли. Классный час имел колоссальный успех, я же в свою очередь узнала о своих пятиклашках много нового, просто наблюдая за ними, слушая их.

По окончании классного часа мне был задан вопрос: “А какой классный час будет в следующий раз?”, на что я ответила, что следующий классный час называется “Моя любимая игрушка”. Ребята получили задание: принести свою любимую игрушку, рассказать о ней. С нетерпением все ждали следующей недели. С самого утра в класс стали заглядывать ребята и показывать свои игрушки, среди них преобладали мягкие игрушки, но были и машинки, пистолеты, куклы. Игрушка для ребенка – это их маленькая ценность, для многих – их друг. Рассказы ребят были очень разные. Кто-то подготовился основательно и разыгрывал маленькие спектакли, как правило, у таких ребят игрушка была потрепанная, видно, что он часто играет в нее. возможно, спит с ней. У другого ребенка, наоборот, игрушка новая, красивая и рассказ наигранный. Ребята с удовольствием показывали друг другу свои сокровища, а те, кто ничего не принес, смотрели с завистью. После знакомства с игрушками ребятам было дано задание: пусть твоя игрушка расскажет о своем хозяине.

Вот тут начинается самое интересное, что же рассказать о себе, какой я? Для многих ребят задание оказалось очень сложным. Зато для классного руководителя эти маленькие истории представляют большой интерес. Попробуйте сами рассказать о себе, это трудно.

Последнее мероприятие в этом цикле – посещение театра зверей Дурова. После поездки в театр мы проводим классный час по итогам поездки. Всегда находятся моменты в поведении учащихся, на которые следует обратить внимание ребят. Поэтому возникает следующий цикл классных часов “Как правильно себя вести и как правильно одеваться при посещении общественных мест”.

Для подготовки этих классных часов я разбиваю ребят на группы. Каждая группа получает задание, например, “Поведение в театре”. Ребята должны составить памятку и показать сценку-загадку о том, как правильно одеваться и как себя вести в театре. Весь материал, конечно же, анализируется, а после каждой поездки подводятся итоги.

Помимо этих классных часов проводятся и другие мероприятия: анкетирование “Сведения об учащихся”, социометрия, беседы по ПДД, терроризму. школьному травматизму и другие.

Следующий цикл мероприятий – это экскурсии. Здесь я учитываю возраст учащихся, школьную программу, кроме этого, у каждого человека есть свои любимые места. Заканчивается 1 четверть двухдневной экскурсией по Золотому кольцу России, например, Суздаль-Владимир. На 2 четверть были запланированы экскурсии в литературный музей имени А. С. Пушкина и в музей истории Москвы.

Обычно в начале декабря мы проводим мероприятия, посвященные разгрому фашистов под Москвой. Поэтому в свой план работы я включила классный час по этой теме, запланировав провести его в детской библиотеке. Начинался классный час с просмотра отрывка художественного фильма “Повесть о настоящем человеке”.

На одном из первых классных часов мы с ребятами договорились, что будем активно участвовать во всех мероприятиях, причем по возможности в полном составе. В 5 классе такие обязательства принимать можно, они легко выполнимы, т. к. в этом возрасте все дети активны, у них еще много свободного времени. Мы с вами знаем, что проблема организации свободного времени с каждым годом приобретает все большую остроту. А ведь именно внеурочные мероприятия способствуют развитию творческих способностей учащихся, укрепляют интерес учащихся к школе.

Традиционно, когда я беру 5 класс, то ставлю с ними сказку “Вредный минус”, которую мы показываем для ребят начальной школы. Ребята всегда с удовольствием участвуют в этом спектакле. Другим мероприятием, в котором приняли участие 80% учащихся, стал конкурс поделок и новогодних игрушек. Думаю, это хороший результат.

С самого начала работы с классом я стараюсь ввести традиции, которые будут положительно влиять на формирование мировоззрения ребенка. Например, ведение классного фотоальбома и создание видеотеки наших дел, поздравление ребят с днем рождения, 8 марта и 23 февраля. В конце четверти мы выявляем учащихся, которые получили наибольшее количество 5 и поздравляем их, также мы обязательно подводим итоги работы тех ребят, которые имели постоянные поручения. Ребята дают оценку каждому из них и она бывает очень жесткой. На следующую четверть мы переизбираем руководящий состав.

Особое внимание я уделяю работе с родителями, т. к. они главные наши с вами помощники в деле воспитания ребенка. На 1 родительском собрании я сразу знакомлю их с основными требованиями: еженедельная проверка и подпись дневников, помощь детям в организации классных мероприятий, посещение экскурсий в 5 классе обязательно для всех детей без исключения.

Мы выбираем ответственных за организацию экскурсий, поездок в театр, за поздравление детей с днем рождения и т. п.

На 2 собрании мы говорим уже о роли общения в жизни школьника. Для этого перед собранием я провожу анкету, которая содержит вопросы:

1. Нравится ли тебе рассказывать родителям о прожитом дне?
2. Всегда ли родители выслушивают тебя до конца?
3. С кем в семье ты чаще делишься секретами?
4. Какие праздники в семье ты любишь?
5. Что бы ты хотел изменить в своей семье?

На собрании обсуждаем итоги анкетирования, кроме того я вывешиваю социометрию на доске (с разрешения детей) и обязательно показываю видеофильмы о наших общих делах. Это я буду делать и на всех остальных собраниях.

Хочется отметить, что к концу 1-го полугодия итоги работы уже чувствуются. Дети слышат меня, реагируют на замечания, откликаются на просьбы, призывы, они активны и, думаю, им комфортно в классе, а значит, первый шаг к достижению цели воспитательной работы сделан. А цель поставлена такая: формирование творческой личности учащегося, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива ; воспитание человека, уважающего живущих рядом людей и любящего свою Родину.

Начинающему классному руководителю

Начинающему классному руководителю Предварительный просмотр:

молодому классному руководителю

Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной работе.

Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии с семьей следующие:

- ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,

- систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,

- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

- обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении и воспитании детей

Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится, выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.

Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.

Работу с родителями стройте дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, а другие могут поделиться опытом семейного воспитания. Поэтому не навязывайте всем одинаковые формы взаимодействия, ориентируйтесь на их потребности, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщайте к делам класса, школы. Предоставьте родительскому сообществу информацию о важных для класса и школы дел, чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в них.

Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми, первое родительское собрание.

Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо.

Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.

Формула успешной деятельности классного руководителя: Любовь>Доверие>Понимание>Поддержка.

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу мудрых», - говорил Сократ.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив - будь им!»

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

- сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

- написать характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();

- определить цели, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Продумайте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

* участие вы общешкольных мероприятиях;

* работа с родителями;

* индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;

- план воспитательной работы с классным коллективом;

- тетрадь классного руководителя в любой форме;

- личные дела учащихся;

- психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

- папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  1. кабинет, закрепленный за вашим классом;
  2. помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  3. прикрепленный пришкольный участок;
  4. дни дежурства по школе;
  5. график дежурства по классу;
  6. список учащихся на получение справки для покупки проездного билета;
  7. список многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса, телефона (социальный паспорт класса);
  8. сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  9. распределение общественных поручений;
  10. список учителей-предметников, работающих в классе;
  11. расписание занятий класса;
  12. расписание по личной учебной нагрузке;
  13. состав родительского комитета;
  14. цепочка для срочного оповещения учащихся;
  15. дни рождения учеников по месяцам;
  16. дела, которые требуют предварительной подготовки;
  17. акции, в которых может принять участие класс.

В зависимости от целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам проведения:

Виды родительских собраний:

* общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных вопросов жизнедеятельности;

* дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по запросам родителей в целях решения назревших проблем;

* целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).

Формы проведения собраний:

- «круглый стол», творческая встреча и т.д.

В подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:

1. Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.

2. Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и слышат друг друга.

3. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

5. Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

6. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

7. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

8. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных мероприятиях.

10 Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные занятия по отдельным предметам.

11. Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии у них сменной обуви, о ведении дневников.

12. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум). Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не пришли на собрание.

13. Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации для родителей.

Начало каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

Для получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.

Новым для меня стало…

Меня не смогли убедить в том, что …

Я категорически против того, чтобы…

Я возмущен тем, что…

Чтобы создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе. Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

И еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.

Помните: классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.