Руководства, Инструкции, Бланки

пункт 106 инструкции 157н img-1

пункт 106 инструкции 157н

Категория: Инструкции

Описание

Пункт 106 инструкции 157н

Вопрос-ответ Инвентаризация

В учреждении проводится инвентаризация основных средств в связи со сменой материально ответственного лица. В учете на одной позиции указаны два объекта, которым присвоен один инвентарный номер: системный блок и монитор. В наличии имеется только системный блок. Можно ли разделить в учете эти объекты, чтобы сотрудник мог принять к ответственности только системный блок без монитора?

Ответил пользователь, Ю. Л. Анохина, консультант (anohina)

Согласно пункту 1.5 Методических указаний № 49 при смене материально ответственного лица учреждение в обязательном порядке проводит инвентаризацию имущества. Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). На основании Ведомости (ф. 0504092) составляется Акт

о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Если в учреждении обнаружилось отсутствие какого-либо объекта активов, то этот факт признается недостачей.

Из вопроса следует, что в учреждении компьютер — автоматизированное рабочее место (АРМ) был учтен как основное средство (предполагаем, как комплекс конструктивно сочлененных предметов). Утрата одного из предметов (монитора) сделало объект непригодным к использованию и дает основание к списанию компьютера вследствие недостачи. Несмотря на то, что отсутствует только монитор, списывается весь объект.

Компьютер списывается с баланса по Акту о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), на основании которого производится отметка о выбытии компьютера в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031), которая открывается на каждый объект основных средств (абз. 2 п. 54 Инструкции № 157н). Согласно пункту 220 Инструкции № 157н при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. Если в учете учреждения для системного блока и монитора выделена отдельная стоимость, то каждый предмет списывается отдельно. Если стоимость не разделена в учете, то можно сначала списать всю сумму и впоследствии выделить стоимость объектов, чтобы к недостаче был отнесен только монитор.

Дебет 0 104 34 410

«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения

Кредит 0 101 34 410

«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»

отражена сумма амортизации, начисленная на стоимость выбывших объектов основных средств (системного блока, монитора) при принятии решения об их списании вследствие недостачи;

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций с акти­вами»

Кредит 0 101 34 410

«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»

отражено выбытие остаточной стоимости объекта основных средств (системного блока, монитора) при принятии решения об их списании вследствие недостачи.

Так как системный блок имеется в наличии, его следует принять к учету в качестве материального запаса по оценочной стоимости. Согласно пункту 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Принятие к учету системного блока (по текущей оценочной стоимости) отражается записью:

Дебет 0 105 36 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

принят к учету системный блок.

Далее в случае выявления лица, виновного в недостаче, стоимость утраченного монитора отражается записью:

Дебет 0 209 71 560

«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»

Кредит 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

отнесены суммы выявленных недостач на счет виновного лица.

Списание недостачи нематериального актива в связи с отсутствием виновных лиц отражается записью:

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 0 209 71 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»

списана недостача (монитор) в связи с отсутствием виновных лиц.

Бюджет.ru ответ

Другие статьи

Пункт 99 инструкции 157н - Публичная информация

Пункт 99 инструкции 157н

Рассмотренные в этой статье ситуации могут встретиться в практике учреждений других типов и отраслей. ЖУКОВСКИЙ, начальник отдела автоматизации бюджетного учета Набор видов деятельности ЦСОНов весьма разнообразен. Значительный объем составляет приносящая доход деятельность — оказание социальных услуг на дому за плату. Кроме того, встречаются в ЦСОНах иные услуги: медицинские, питания социальные столовыебытовые — социальные парикмахерские, швейные и сапожные мастерские. Если нельзя использовать Ситуация В перечень видов деятельности ЦСОН входит организация медицинских услуг для льготных категорий граждан на безвозмездной основе. При инвентаризации были выявлены медикаменты с истекшим сроком годности, а также медикаменты, входящие в перечень забракованных и фальсифицированных лекарственных средств. Согласно статье 59 Закона от 12 апреля 2010 г. К недоброкачественным также относятся лекарственные средства с истекшим сроком годности п. Перечни забракованных и фальсифицированных лекарственных средств регулярно доводятся Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в форме информационных писем. Следовательно, в учреждении, использующем в своей деятельности лекарственные средства, должна регулярно проводиться проверка сроков годности, а также проверка всех остатков лекарственных форм по реестру забракованных и фальсифицированных лекарственных средств. Поскольку в реестре фигурирует наименование и серия лекарственных средств, должно быть организовано раздельное хранение разных серий одноименных лекарственных средств. Также рекомендуется вести раздельный бухгалтерский учет лекарственных средств по сериям инвентаризацию производить также с учетом этой зависимости. Прямых указаний о том, как следует отражать в учете списание лекарственных средств с истекшим сроком годности, а также забракованных, то есть непригодных для использования в силу нормативных предписаний, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. В случае «выбытия материальных запасов, пришедших в негодность вследствие физического износа», а также в случае «выбытия объектов помимо воли бюджетного учреждения» списание следует отражать как убытки по подстатье 172 «Доходы от реализации активов» КОСГУ. Специальные указания по выбытию материальных запасов с учетом специфики деятельности учреждений соответствующих ведомств могут быть в ведомственных нормативных актах. С одной стороны, более подходящим кажется выбор подстатьи 172 «Доходы от реализации активов» КОСГУ. Такой подход рекомендуется в различных консультационных материалах. Аналогичная рекомендация была в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Минздравсоцразвития России. Как и во всех случаях, когда какой-то вопрос прямо не оговорен в нормативных документах, решение должно быть принято самим учреждением и закреплено в учетной политике. Ничто не мешает установить различный порядок для списания медикаментов с истекшим сроком годности и забракованных или же установить единый порядок. Далее приведены возможные варианты решения вопроса в учетной политике. Варианты отражения в учете списания медикаментов Списание медикаментов, включенных в официальные списки забракованных лекарственных средств и медицинских препаратов, отражается в учете как убытки от операций с активами — по подстатье 172 «Доходы от реализации активов» КОСГУ. Дебет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Кредит 0 105 31 440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения». Варианты отражения в учете списания медикаментов по истечении срока годности Вариант 1 Списание медикаментов по истечении срока годности отражается в учете как убытки от операций с активами — по подстатье 172 «Доходы от реализации активов» КОСГУ. Дебет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Кредит 0 105 31 440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения». Вариант 2 Списание медикаментов по истечении срока годности отражается в учете в зависимости от того, произошло превышение сроков хранения по вине конкретных лиц или по объективным обстоятельствам на основании распоряжения руководителя: или как убытки от операций с активами — по подстатье 172 «Доходы от реализации активов» КОСГУ с возмещением ущерба за счет виновных или как расходы на нужды учреждения — по подстатье 272 «Расходование материальных запасов» КОСГУ. Если медикаменты, списанные по причине истечения срока годности или включения в реестр забракованных и фальсифицированных лекарственных средств, используются для осуществления приносящей доход деятельности, указанные расходы могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в соответствии с подпунктом 49 статьи 264 Налогового кодекса. Это обосновано нормами пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, в соответствии с которыми расходами для расчета налога на прибыль признаются документально подтвержденные расходы налогоплательщика, связанные с получением прибыли. Еще одним основанием служит законодательный запрет на применение фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Разъяснения по этому вопросу приведены также в письме Минфина России от 4 мая 2012 г. В отношении медикаментов, попавших в реестр забракованных и фальсифицированных лекарственных средств, следует проверить дату их включения в реестр и сравнить ее с датой приобретения. В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса продавец обязан поставлять качественный товар. Если на момент продажи указанные медикаменты уже были включены в реестр забракованных, продавец несет ответственность за поставку некачественного товара в соответствии с положениями пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса, то есть обязан или возместить покупателю стоимость некачественного товара или предоставить качественный товар по выбору покупателяа также возместить покупателю расходы на уничтожение. Согласно статье 477 Гражданского кодекса претензии поставщику забракованных лекарственных средств могут быть предъявлены как минимум в течение двух лет. Независимо от того, в рамках какого источника финансового обеспечения медикаменты были приобретены: по «2» — приносящая доход деятельность собственные доходы учреждения«4» — субсидии на выполнение государственного муниципального задания или «7» — средства по обязательному медицинскому страхованию, расчеты по возмещению ущерба следует относить к операциям со средствами от приносящей доход деятельности. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. Поэтому расчеты с поставщиком в случае предъявления поставщику претензий по поставке забракованных медикаментов в учете могут быть отражены следующим образом: Дебет 2 205 41 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» Кредит 2 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — начислена задолженность по расчетам по возмещению ущерба от поставки забракованных лекарственных средств; Дебет 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» Кредит 2 205 41 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» — поступили средства в возмещение ущерба; Дебет 2 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» Кредит 2 205 41 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» — зачтена задолженность по возмещению ущерба в связи с возмещением в натуральной форме; Дебет 2 105 31 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения» Кредит 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» — возмещен ущерб в натуральной форме. Следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, сумм возмещения убытков или ущерба. Значит, в случае возмещения поставщиком ущерба от поставки забракованных лекарственных средств сумма возмещения увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль. Особо ценные коляски Ситуация Учредитель выделил ЦСОНу субсидию на иные цели в сумме 300 000 рублей на приобретение основных средств — пяти инвалидных колясок с электроприводом. Предписано после приобретения включить указанные инвалидные коляски в состав особо ценного движимого имущества. На первый взгляд ничего сложного для бухгалтера в этой ситуации. Порядок отражения в учете такой операции подробно описан в письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. В данном случае цена инвалидных колясок никакой роли не играет. Для федеральных бюджетных учреждений в соответствии с приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. Как правило, на иных уровнях бюджетов порядок санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78. И, наконец, как быть бухгалтеру? Сама идея о том, что особо ценным имуществом могут быть материальные запасы, до сих пор многим бухгалтерам кажется странной. Также и в форме отчетности для бюджетных учреждений Баланс ф. Но как быть с проводками? Ведь в упомянутом выше письме Минфина России даны проводки по приобретению основных средств с использованием счета 0 106 01 000 «Вложения в основные средства». Такие самостоятельно разработанные корреспонденции следует согласовать с соответствующим финансовым органом. Проводки могут быть такими: Дебет 5 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» Кредит 5 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» — получена целевая субсидия на приобретение инвалидных колясок с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» код 180 КОСГУ ; Дебет 5 206 34 560 «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов» Кредит 5 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечислена предоплата за инвалидные коляски в соответствии с условиями договора с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» код 340 КОСГУ ; Дебет 5 106 24 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» Кредит 5 302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» — отражены вложения в приобретение инвалидных колясок за счет субсидии на иные цели по факту получения колясок; Дебет 5 302 34 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» Кредит 5 206 34 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов» — учтен аванс поставщику; Дебет 5 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» Кредит 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — произведен окончательный расчет с поставщиком за инвалидные коляски с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» код 340 КОСГУ ; Дебет 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» Кредит 5 401 10 180 «Прочие доходы» — начислен доход по предоставленной целевой субсидии на основании принятого учредителем отчета об использовании субсидии; Дебет 5 304 06 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами» Кредит 5 106 24 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» — отражен перевод произведенных за счет субсидии на иные цели вложений в особо ценное движимое имущество ОЦДИ с вида деятельности «5» на вид деятельности «4»; Дебет 4 106 24 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» Кредит 4 304 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»» — отражены вложения в материальные запасы по коду вида деятельности «4»; Дебет 4 105 26 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — особо ценного движимого имущества учреждения» Кредит 4 106 24 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» — приняты к учету инвалидные коляски — ОЦДИ. Шьем — вышиваем Ситуация В ЦСОНе есть швейная мастерская, где производится пошив постельного белья. Этот вид деятельности осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности. Сырье ткани, нитки в учете отражаются на счете 2 105 35 000 «Мягкий инвентарь». Себестоимость готовой продукции формируется на счете 2 109 61 000. Готовая продукция наволочки, простыни, пододеяльники приходуется на счет 2 105 37 000 «Готовая продукция» по цене реализации. В дальнейшем постельное белье собственного изготовления расходуется различными путями: - реализуется малоимущим гражданам; - передается в дневной стационар подразделение ЦСОНа, финансовое обеспечение за счет субсидии на госзадание ; - передается в дом престарелых подразделение ЦСОНа, финансовое обеспечение за счет субсидии на госзадание и за счет приносящей доход деятельности ; - передается безвозмездно другим ЦСОНам. В описанной ситуации видны многочисленные ошибки и проблемы. Эти два признака четко отделяют готовую продукцию от иных видов материальных запасов. Ошибка 1 Материальные запасы, не предназначенные для продажи, были отражены в учете на счете готовой продукции. Если материальные запасы не предназначены для продажи, то они должны отражаться в учете на соответствующих счетах 0 105 01 000 — 0 105 06 000. Та часть, которая предназначена для внутреннего потребления, а также для безвозмездной передачи на сторону, должна учитываться на счете мягкого инвентаря. Ошибка 2 Себестоимость изготовления материальных запасов, не предназначенных для продажи, была отражена на счете себестоимости готовой продукции. То есть в описанной ситуации только в той части мягкого инвентаря собственного изготовления, которая предназначена для реализации, себестоимость допускается формировать на счете 0 109 61 000. Себестоимость мягкого инвентаря собственного изготовления в части, предназначенной для внутреннего потребления или безвозмездной передачи, должна формироваться на счете 2 106 34 000 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Ошибка 3 Готовая продукция была отражена в учете по цене реализации. Никакого варианта учета готовой продукции по цене реализации инструкция не допускает. Учет по цене реализации с отражением наценки на отдельном счете допускается только для товаров. Ошибка 4 Сырье для изготовления мягкого инвентаря было отражено в составе мягкого инвентаря. Учет каких-либо видов сырья на этом счете не предусмотрен. Ткань, нитки и фурнитуру следует учитывать в составе прочих материальных запасов. Кроме этого, вырисовывается серьезная проблема в части организации учета в учреждении: как же быть, если в момент пошива еще не известно, как будут в дальнейшем использованы эти постельные принадлежности? Возможно несколько вариантов решения проблемы. Поскольку пошив мягкого инвентаря в ЦСОНе не разовое мероприятие, а одно из постоянных направлений деятельности, выбранный вариант разумно закрепить в учетной политике. Вариант 1 Если большая часть изготовленных постельных принадлежностей уходит на продажу, а иные направления расходования имеют место реже, разумно все пошитое отражать в учете как готовую продукцию и по необходимости некоторую часть готовой продукции переводить в состав мягкого инвентаря, учитывать и расходовать по соответствующим правилам. Для описанной ситуации: Дебет 2 105 35 440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения» Кредит 2 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции — иного движимого имущества учреждения» и в дебете и в кредите статья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Вариант 2 Если большая часть изготовленных постельных принадлежностей уходит на внутреннее потребление или безвозмездную передачу, а реализация имеет место значительно реже, разумно все пошитое отражать в учете как мягкий инвентарь собственного изготовления. В таком варианте учета для соблюдения норм Налогового кодекса в отношении учета затрат на выпуск продукции необходимо будет отделить мягкий инвентарь собственного изготовления от покупного мягкого инвентаря. В описанной ситуации налоговому учету расходов на изготовление мягкого инвентаря следует уделить особое внимание. Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса при расчете налога на прибыль могут быть учтены только те расходы, которые направлены на обеспечение деятельности, приводящей к получению дохода. Следовательно, если часть изготовленных постельных принадлежностей будет израсходована на осуществление операций, не приносящих дохода, как то: использовано в подразделении, финансируемом исключительно за счет субсидии на госзадание, или передано безвозмездно, расходы на изготовление этой части продукции не могут быть включены в состав расходов, относящихся на уменьшение налога на прибыль. Более того, согласно положениям пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса прямые расходы на изготовление продукции относятся к расходам текущего отчетного налогового периода по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены. Именно эта норма, а также положения пункта 2 статьи 268, подпункта 1 пункта 3 статьи 315 Налогового кодекса определяют необходимость обособленного учета материальных запасов собственного изготовления, в том числе продукции, предназначенной для продажи, для целей ведения налогового учета.

В других проектах
  • Последнее изменение этой страницы: 23.08.2016

Журнал - Зарплата в бюджетном учреждении

Новые правила выдачи средств защиты

В конце февраля изменился порядок выдачи работникам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, а в мае начнут действовать новыеТиповые нормы по обеспечению ими › |. Рассмотрим поправки в законодательстве и нюансы отражения операций со спецсредствами на счетах.

Безопасность работников: нормы уточнены

Обязанность бюджетного учреждения по созданию безопасных условий труда работников установлена статьей 212 Трудового кодекса РФ.

К таким условиям относятся, в частности, приобретение и выдача:
  • сертифицированной специальной одежды и обуви;
  • других средств индивидуальной защиты.

Межотраслевые правила обеспечения работников спецсредствами защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (далее – Правила № 290н). Они распространяются на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Применяют их и к государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям.

Изменения в Межотраслевые правила внесены приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. № 2н, они действуют с 23 февраля 2015 года.

Учреждение обязано обеспечить приобретение и выдачу прошедшей в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия спецодежды своим сотрудникам, занятым на работах:
  • с вредными или опасными условиями труда;
  • выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

28 мая 2015 года вступит в силу приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н, утверждающий новые Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, которые заняты на работах, указанных в пункте 4 Правил № 290н. А до этой даты действуют Типовые нормы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2009 г. № 970н.

Кроме того, перечни основных типовых норм выдачи спецодежды дополнительно регламентированы многочисленными постановлениями государственных органов исполнительной власти для различных сфер деятельности.

Новое в выдаче спецодежды

Изменениями, внесенными приказом № 2н, уточнены правила выдачи работникам различных отраслей спецодежды и средств защиты. В частности, учреждения теперь могут вести карточки учета выдачи работникам спецодежды в электронной форме. При этом обязательна персонификация работника.

Кроме того, можно организовать выдачу спецодежды при помощи автоматизированной системы. Но при выполнении двух условий. Во-первых, такие одежда и спецсредства должны быть простой конструкции (без необходимости давать инструкции по их использованию). Во-вторых, требуется персонификация работника и автоматическое занесение сведений о выданных спецсредствах в электронную форму карточки учета.

Ознакомить работника с правилами выдачи спецодежды теперь надо при вводном инструктаже, а не при заключении трудового договора, как это было ранее.

Также спецодеждой придется обеспечивать руководителей и других специалистов, если они в соответствии с должностными обязанностями посещают производственные помещения, где могут подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов. Спецсредства они получают на время посещения таких объектов.

Что касается новых Типовых норм, которые начнут действовать в мае, отметим следующее. Значительно расширен перечень профессий, для которых предусмотрена выдача спецодежды: с 94 до 195.

Кроме того, сотрудникам, совмещающим профессии или работы, в том числе в составе комплексных бригад, дополнительно предоставляют средства индивидуальной защиты, предусмотренные для совмещаемой профессии. При этом надо внести отметку в личную карточку работника.

Работники всех профессий и должностей, занятые во взрывопожароопасных условиях, получают самоспасатель фильтрующий воздушно-кислородный и специальную одежду. Она должна быть изготовлена из тканей и материалов с огнестойкими антиэлектростатическими свойствами.

Как выдавать спецодежду и сэкономить

Предоставляемая работникам специальная одежда должна соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы ( п. 12 Правил № 290н). К тому же следует организовать надлежащий учет и контроль выдачи спецодежды в установленные сроки ( п. 13 Правил № 290н).

При обеспечении персонала спецодеждой и средствами защиты нужно руководствоваться типовыми нормами, соответствующими виду деятельности учреждения. В случае отсутствия профессий и должностей в типовых нормах можно выдать одежду и спецсредства, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. А при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах допустимо использовать типовые нормы для работников, чьи профессии характерны для выполняемых работ. Интересно, что, согласно Типовым нормам, утвержденным приказом № 997н, работодатель будет вправе выдавать работникам два комплекта средств индивидуальной защиты с удвоенным сроком носки. Цель – улучшение ухода за такими средствами.
Ранее на выдачу спецсредств влияла аттестация рабочих мест. Приказом № 2н в пункте 19 Правил № 290н слова «аттестации рабочих мест по условиям труда» замены словами «проведения специальной оценки условий труда».

Часть 2 статьи 221 Трудового кодекса РФ предоставляет руководству право учитывать мнение:
  • выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • иного представительного органа работников.

Исходя из этого, в учреждении можно установить нормы бесплатной выдачи спецодежды и средств защиты, которые улучшают положение работников по сравнению с типовыми нормами.
Так как спецсредства должно приобретать само учреждение, данный вид расходов разрешено финансировать как за счет бюджетных субсидий, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Кроме того, есть возможность приобретения спецодежды и средств защиты за счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Это предусмотрено Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.

В пункте 2 этих правил сказано следующее. Объем средств, направляемых учреждением на финансовое обеспечение предупредительных мер, не должен превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год. Но за вычетом расходов на выплату обеспечения по этому виду страхования в предшествующем календарном году.

А если бюджетное учреждение с численностью персонала до 100 человек не финансировало предупредительные меры в течение двух предыдущих лет, то объем средств, направляемых на предупреждение травматизма, не может превышать:
  • 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три предыдущих года, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в соцстрах в текущем финансовом году.


Чужим сотрудникам средства защиты не полагаются

Отметим, что в любом случае учреждение не обеспечивает одеждой и спецсредствами работников сторонних организаций. Даже если они прикомандированы для выполнения работы в производственных цехах и участках этого учреждения.

Если в месте командирования есть вредные или опасные производственные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на людей, то чужие работники должны быть обеспечены спецсредствами своим работодателем по нормам, предусмотренным для работников соответствующих профессий и должностей организации, в которую их направляют. Об этом сказано в новом абзаце, введенном приказом № 2н в пункт 18 Правил № 290н.

Учет спецодежды скорректирован

Порядок бухгалтерского учета средств защиты определен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н). На счете 105 05 «Мягкий инвентарь» в составе материальных запасов учитывают:
  • специальную одежду (например, комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, обувь, рукавицы);
  • специальную обувь (от сапог до тапочек);
  • материальные ценности специального назначения (например, очки, шлемы, противогазы, респираторы и др.).

Согласно нормам, изложенным в пункте 102 Инструкции № 157н, спецодежду принимают к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, то есть по сумме всех затрат, связанных с ее приобретением.

В новой редакции Инструкции № 157н появился забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Он предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей. Это позволяет контролировать сохранность, целевое использование и движение имущества учреждения.

Поэтому при переходе учреждения на анализируемые изменения в Инструкции № 157н спецодежду и средства индивидуальной защиты нужно списывать со счета 105 00 «Материальные запасы» в расход учреждения (счет 401 20 272) с одновременным отражением их на забалансовом счете 27.

Аналитический учет спецодежды ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

До выдачи в эксплуатацию материально ответственный работник в присутствии лица, уполномоченного руководителем учреждения, в обязательном порядке маркирует всю одежду специальным штампом (с указанием наименования учреждения) несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета (п. 118 Инструкции № 157н).

Кроме того, дополнительную маркировку (с указанием года и месяца получения одежды со склада) делают при выдаче в эксплуатацию.

Как правильно списать спецодежду

Срок носки (эксплуатации) спецодежды исчисляют со дня фактической выдачи в эксплуатацию. Списанию подлежит только не пригодная для носки одежда, которую невозможно восстановить или восстановление которой экономически нецелесообразно. Окончание срока носки не является основанием для списания СИЗ. › |

В случае если работник при увольнении сдал спецодежду, срок носки которой не истек, комиссия определяет процент ее износа.

При повторной выдаче бывшей в употреблении спецодежды срок носки исчисляют с учетом установленного процента износа. При этом в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты работника делают запись с пометкой «б/у» (бывшая в употреблении).
Если спецодежда не пригодна для носки, то в присутствии комиссии ее списывают с бухгалтерского учета и уничтожают (режут, рвут и т. д.). Другими словами, превращают в ветошь. При этом отрезают штампы, нанесенные на мягкий инвентарь при приеме к учету и выдаче в эксплуатацию.

Ветошь, пригодную для использования в хозяйственных целях, принимают на склад по оформленному в двух экземплярах приходному ордеру № М-4 (ф. 0315003) с указанием веса.
Затем ветошь направляют в подразделения, где используют для уборки помещений и т. д. Ее отражают в бухгалтерском учете по текущей рыночной стоимости (под ней понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи актива на дату принятия к бухгалтерскому учету). Основание – пункт 106 Инструкции № 157н.

Стенечкина К. А. эксперт по бюджетному учету