Руководства, Инструкции, Бланки

структура дипломной работы образец img-1

структура дипломной работы образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Примеры структуры дипломной работы (проекта) - Студопедия

Примеры структуры дипломной работы (проекта)

Пример 1. Дипломный проект« Разработка проекта управления внедрением здоровьесберегающих технологий в школе №4 г. Новозыбкова»

Примерный план: Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях

1.1. Сущность и виды здоровьесберегающих технологий в образовании

1.2. Возможности применения инструментария управления проектами в общеобразовательном учреждении

1.3. Анализ факторов внешней и внутренней среды общеобразовательной школы

Глава 2. Практика внедрения здоровьесберегающих технологий в деятельность школы №4 г. Новозыбкова

2.1. Общая организационно-экономическая характеристика образовательной системы школы №4 г. Новозыбкова

2.2. Концепция проекта управления средней общеобразовательной школой на здоровьесберегающей основе

2.3. Проектные мероприятия и рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в деятельность школы №4 г. Новозыбкова

Список использованной литературы

Пример 2. Дипломный проект« Разработка интегрированной базы данных для автоматизации расчета заработной платы сотрудников школы по новой системе оплаты труда»

Глава 1. Теоретические аспекты автоматизации деятельности бухгалтера учебного заведения

1.1. Требования к программному обеспечению для автоматизации бухгалтерской деятельности

1.2. Постановка задачи проектирования приложения для расчета заработной платы сотрудников школы

1.3. Обзор программных средств автоматизации бухгалтерской деятельности в учебном заведении

1.4. Обоснование выбора языка и среды программирования

Глава 2. Разработка и реализация программной части проекта

2.1. Разработка информационной модели базы данных

2.2. Формирование интерфейса приложения

2.3. Алгоритмы работы основных обработчиков событий

2.4. Инструкция по работе с программой

Список использованной литературы

Пример 3. Дипломная работа «Содержание взаимодействия семьи и школы»Примерный план:

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы

1.1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы

1.2. Принципы взаимодействия школы и семьи

1.3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе

Глава 2. Методика организации взаимодействия семьи и школы

2.1. Психолого-педагогическое изучение семьи

2.2. Организация совместной деятельности семьи и школы

2.2.1. Педагогическое просвещение родителей

2.2.2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

2.2.3. Участие родителей в управлении школой

2.3. Диагностика современного состояния взаимодействия школы и семьи

Список использованной литературы

Приложение3. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

Работа выполняется в печатном виде на листах формата А4 (210х288 или 210х297), в редакторе Microsoft Office Word, шрифт - «Times New Roman», кегль 14, интервал – 1,5.

Верхнее и нижнее поля – 2 см; левое поле – 3 см, правое поле – 1 см, отступ (абзац) – 1,25 см.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способами.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Структура заключения дипломной работы

Структура заключения дипломной работы

Дипломная работа – это целый научно-исследовательский труд студента, как будущего специалиста в своей области. К его написанию и оформлению предъявляются особые требования. Кроме установленных нормативов, вуз может иметь свои рекомендации по написанию и оформлению письменных работ.

Дипломный проект состоит из нескольких составляющих частей. Структура аналогична другим видам письменных работ. В ней важен каждый момент. Один из таких структурных элементов – это раздел «заключение». Простыми словами – это логическое завершение проделанной научной работы.

Структура раздела

Несмотря на столь, казалось бы, простую постановку задачи, как написать заключение, этот раздел вызывает вопрос. Как скомпоновать общую мысль, выделив ее из общего объема?

Весь раздел несет общую смысловую нагрузку, образно которую можно поделить на три тематики:

· Выводы, сделанные студентом по теоретической части дипломного проекта.

· Выводы по аналитической части диплома.

· Рекомендации по усовершенствованию ряда мероприятий по изучаемому объекту.

Приводимые выводы должны быть представлены в краткой форме, но при этом передавать всю их полноту. Здесь нужен плавный переход от общего описания к частному, то есть к конкретным предметам.

Сама структура раздела независимо от выбранной темы одинакова. Следуя данной структуре, студент сможет логически завершить или другими словами, подвести мысль к ее завершению.

Отвечая на вопросы – конструируем раздел

Перед началом проекта кроме исследовательской деятельности, студент получает задание в виде определения и достижения цели. Для того чтобы достичь цели, необходимо решить несколько задач. Всю структуру раздела можно определить по следующей формуле: задачи + решения = цель.

1. Дать определение цели. Какова была цель, и удалось ли ее достичь.

2. Какие задачи следовало решить, чтобы достичь цели.

3. Привести выводы по каждой главе в краткой форме, но в полном объеме.

4. Внести свои идеи и предложения, которые должны иметь под собой обоснования и которые приведут к дальнейшему совершенствованию.

В отличие от основной части работы, раздел «заключение» на главы не делится. В дипломном проекте заключительной части должно быть посвящено не менее трех страниц машинописного листа формата А4, учитывая стандартное использование шрифта и его размера, а также промежуточного интервала. Однако, три страницы это не показатель, так как у вуза могут быть свои требования к оформлению и выполнению. Требования оформляются, как правило, в методическом пособии.

Совет: если пояснения в описание достаточно размытые и у студента все равно не складывается структура заключительной части, то схема ее написания идентична структуре написания вводной части дипломной работы. Разница лишь в том, что во введение были перечислены задачи, в то время как в заключительной части даются ответы на них.

Небольшие рекомендации и примеры

Заключительную часть необходимо начинать со вступительных слов, протяженностью в несколько предложений. Вступление должно касаться теоретической части проекта. Говоря о вступление, стоит напомнить, что с него должен начинаться любой раздел дипломного проекта.

Не стоит забывать и о стиле изложения. Несмотря на приведенные собственные выводы, студент должен понимать, что стиль изложения строго научный. Это особый пункт и требует к себе более пристального рассмотрения. При защите дипломной работы, равно как и при его проверке, комиссия уделяет большое внимание владению студентом данным стилем.

При научном изложении информации применяется лексика, включающая в себя отраслевую, научную и узконаправленную терминологию. Под общенаучной лексикой подразумеваются следующие слова и выражения: система, функциональность, квалификация, факторы, явления и так далее.

Отраслевая лексика – это употребление слов и словосочетаний, характерных для конкретной дисциплины. Например, если дипломный проект имеет экономическую тематику, то основной дисциплиной выступает математика, как предмет, которому присущи слова «формулы», «таблицы» и так далее. Однако все они являются связующими и служат для межевания некоторых предложений.

Без употребления терминов не обходится ни одна работа, особенно дипломная. Требованиями вуза и ГОСТом обусловлено их прямое использование. Кроме того, студент в своей работе дает определение, расшифровку каждому использованному термину. Они будут присутствовать и на защите дипломного проекта. По их грамотному потреблению комиссия может составить свое мнение о студенте, как о квалифицированном специалисте.

Независимо от заданной тематики, заключение оканчивается собственными выводами студента о проделанной работе. В проекте нужно употреблять такие выражения, как «мной изучено», «мной изложено».

Для студентов не секрет, что при проверке работ, все 70, а то и больше страниц, возможно, читаться не будут, но раздел «введение» и «заключение» будут изучены в доскональном порядке.

Дипломные работы

Написание дипломной работы является завершающим этапом обучения в вузе и формой итогового контроля знаний и умений студента. То, как студент напишет диплом и какую оценку ему выставит комиссия в ходе защиты, может рас­сматриваться как окончательный результат всего периода учебы. Поэтому качество дипломной работы, степень ее самостоятельности, аргументированность и логическое изящество защиты имеют очень большое значение.

С одной стороны, дипломная работа — это расширенное и углубленное подобие курсовой. К выпускному курсу у сту­дента уже имеется опыт написания трех курсовых работ. Следовательно, в общих чертах вы уже пред­ставляете себе, как выбрать тему диплома, что с ней де­лать, как вести себя на защите.

С другой стороны, дипломная работа — это далеко не курсовая. Требования, предъявляемые к ней, на порядок выше, и ее написание намного сложнее.

1. Примерный объем курсовой работы должен составлять 25—30 страниц печатного текста, напечатанного через два интервала. Примерный объем диплома вдвое больше: 50—60 печатных страниц.

2. Структура курсовой работы является простой (план, помимо введения и заключения, состоит из пунктов, соответствующих разделам; обычно разделов бывает два). Структура дипломной работы более сложная. Главы дипломной работы (их обычно две) в свою очередь, делятся на параграфы. Кроме этого диплом содержит приложения.

3. Курсовая работа считается успешно выполненной, если студенту удалось в ней на основе анализа рекомендованных источников правильно поставить и корректно сформулировать проблему. Для курсовой работы постановки проблемы достаточно. В задачу дипломной работы входит не только постановка проблемы, но и нахождение пути ее решения или хотя бы общая обрисовка перспективы такого пути. Следовательно, с научной точки зрения уровень дипломной работы качественно отличается от уровня курсовой и требует уже сформировавшихся навыков теоретического мышления.

4. Объем и количество задействованных в подготовке курсовой работы источников примерно вдвое меньше. чем при написании диплома. Когда вы пишете дипломную работу, в вашу задачу входит рассмотрение истории изучения темы, существующих в науке в этой связи концепций, анализ имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования, используемых дипломной работе. В курсовой работе все это тоже делается, но в самых общих чертах, вопрос же о методологии и методах исследования вообще опускается.

Итак, вы видите, что различий между курсовой и дипломной работой достаточно. Опыт, приобретенный в процессе написания курсовых. безусловно, вам пригодится. Однако требуется и много нового, того, чего вы пока не умеете. Дипломная работа, в принципе, как мы уже говорили, может стать продолжением и развитием курсовых или одной них, если взять за основу или за отправной пункт исследован ия её и деи, накопленные научные материалы. В таком случае происходит переход на новый теоретический уровень разработки той же проблемы. Вы можете даже использовать основной текст курсовой работы в качестве одной из глав, произведя в нем необходимые изменения, чтобы согласовать его с общим замыслом диплома.

Приведем некоторые рекомендации по подготовке дипломной работы.

Во-первых, все изложение и структура работы должны быть подчинены единой логике реализации поставленной перед вами цели. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, уводящего в сторону от основной смысловой нити. Однако определенное количество отступлений допустимо, если они косвенно служат более полному раскрытию темы и находятся в правильном пропорциональном соотношении с общим объемом текста.

В частности, к структуре работы, отраженной в оглавлении, предъявляется требование правильной логической субординации темы всей работы и названий глав и разделов. Так, тема должна быть в смысловом отношении шире каждой из глав, а название каждой главы — шире каждого из составляющих ее разделов. Все структурные элементы представляют собой конкретные шаги раскрытия темы.

Во-вторых, материал должен излагаться логически связно, последовательно, аргументировано. Высказываемые теоретические положения обязательно нужно доказывать или обосновывать.

В-третьих, большое значение имеет стиль использования источников. Работу не следует перегружать цитатами, в особенности пространными. Но это не означает, что изло­жение совсем не должно опираться на использованную ли­тературу, однако избыток прямых цитат в тексте обычно производит впечатление несамостоятельности автора. Поэто­му лучше прямое цитирование перемежать косвенным, т. е. фактически пересказом того или иного места источника. На­конец, в ряде случаев можно ограничиться обобщенным упо­минанием в тексте о той или иной концепции или точке зре­ния, воспользовавшись подстраничной сноской.

В-четвертых, рецензент обязательно оценивает культуру изложения, стилистику, использование научной лексики и принятых для научных текстов оборотов. В работе не следует прибегать к просторечиям, выражениям, в стилистической правильности которых вы не уверены. Не стоит злоупотреблять простыми предложениями: уровень подачи научного текста предполагает известную сложность языка.

С другой стороны, не надо делать текст неудобочитаемым из-за обилия специальной терминологии там, где она не является обязательной, канцелярских оборотов письменной речи, слов иностранного происхождения, если их вполне можно заменить привычными слуху русскими синонимами.

Обилие малопонятных слов иногда используют как специальный прием, предназначенный для маскировки слабости или вторичности концепции. Поэтому оно часто настораживает рецензента. Опытный глаз легко различает грань между необходимым и чрезмерным количеством иностранных слов и терминов.

Хорошо, если изложение будет живым и эмоциональным, однако слишком эмоциональный текст, перенасыщенный риторическими вопросами и восклицаниями, производит не очень хорошее впечатление. Конечно, в работе не должно быть грамматических и пунктуационных ошибок.

Структура дипломной работы и требования к ее структурным элементам

Объем дипломной работы — примерно 50 – 60 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала.

Дипломная работа должна включать:

1) титульный лист;

2) содержание (оглавление);

3) введение (4 – 5 страниц);

4) основную часть (40 – 55 страниц);

5) заключение (4 – 5 страниц);

6) список использованных источников (не менее 40);

Титульный лист является первой страницей дипломной работы. Его включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

В содержании последовательно перечисляются заголовки дипломной работы: введение, номера и заголовки разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок.

Все заголовки в содержании записывают строчными буквами (первая — прописная).

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, на которой расположен заголовок. Номер страницы проставляют справа арабской цифрой без буквы "с" и знаков препинания.

Слово "содержание" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами.

Введение по объему занимает примерно 10% от всего текста (4 – 5 страниц). Прежде всего, здесь раскрывается значение избранной темы и проблем, рассматриваемых в работе, обосновывается акту­альность и важность темы.

Актуальность исследования определяется несколькими фак­торами:

· необходимостью дополнения теоретических построений, от­
носящихся к изучаемому явлению;

· потребностью в новых данных;

· потребностью в новых методах;

Обосновать актуальность - проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Обоснование актуальности требует ответа на следующие воп­росы:

· Почему новое научное знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

· Что определило выбор темы?

· Чем эта тема интересна для Вас?

· Какова основная идея исследования?

· Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

Далее производится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой темы в литературных источниках, обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по теме исследования. Приводятся используемые в работе методы решения выдвинутых проблем.

По сравнению с аналогичным пунктом введения к курсовой работе это звено введения должно быть гораздо богаче. Следует подробно и полно охарактеризовать конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку темы, а также очертить существующие, на ваш взгляд, "белые пятна", пробелы в рассмотрении темы. Отражается также уровень теоретической раз­работки проблемы, ее новизна.

На основе вышеизложенного излагается краткая характеристика актуальной проблемной ситуации, вычленяется основная проблема, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования, выдвигаются гипотезы. Все формулировки должны быть краткими, четкими, логически последовательными, с безукоризненным соблюдением принципа логического следования от цели к задачам и гипотезам.

Необходимо, чтобы, в конечном счете, изложение в целом соответствовало поставленной во введении цели и полностью реализовывало ее. Если выясняется, что готовый текст несколько отклоняется от цели, лучше подкорректировать ее формулировку.

Основная часть дипломной работы может содержать две-три главы, каждая из которых может состоять из разделов. Последние, в свою очередь. могут быть разбиты на пункты.

Содержание первой главы (15 – 20 стр.) обычно имеет теоретико-методологический характер и фактически является раскрытием методологических установок, сделанных во введении (проблема и её рассмотрение в литературе).

Эта глава даже имеет собственное функциональное название – литературный обзор. В главе дается многоплановый теоретический анализ проблемы с точки зрения философии, психологии, истории и современной науки; критический анализ исследования и практики исследуемой деятельности; история вопроса. Важно более полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подходы к изучению и решению проблемы.

Возможные содержательные компоненты 1 главы:

· история изучаемого вопроса;

· сравнение взглядов различных научных школ;

· анализ степени изученности проблемы;

· описание сущности изучаемого явления;

· определение ключевых понятий.

Далее излагаются собственные взгляды автора на проблему и пути ее решения. Они аргументировано доказываются и обосновываются теоретическими выкладками с опорой на проработанные отечественные и зарубежные источники.

Назначение и содержание второй главы (15 – 20 стр.) может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом. Эта глава, если можно так выразиться, является частно-методологической.

В том случае, если вся работа является теоретико-аналитической. то вторая глава, как и первая, служит продолжению раскрытия проблемы на теоретическом уровне.

В таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов — экономических, социологических, исторических и т.д. а также — когда это нужно — математического аппарата.

Если работа имеет практический, эмпирико-исследовательский характер. то содержание второй главы представляет собой практическую или «экспериментальную» часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного прикладного исследования, его стадии и этапы, подводятся общие итоги. Анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

Основная часть, состоящая из трёх глав, также очень распространённое явление. Такое построение представляется даже более предпочтительным.

Третья глава посвящена анализу полученных результатов эмпирических исследований автора.

В ней последовательно описываются и подвергаются анализу графики, таблицы, построенные автором и позволяющие наглядно пред­ставить полученные данные. Дается тщательный анализ полученных результатов, выявляются определенные зависимости и связи в изу­чаемых явлениях, проверяющих гипотезы исследования.

Рекомендуемый объем 3 Главы - не более 40-50 % от общего объема.

Каждая глава завершается выводами, которые носят обоб­щающий характер по конкретным вопросам, рассмотренным в соответствующей части работы.

В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. В заключении отражаются ответы на вопросы, поставленные во Введении (цель и задачи исследования). Текст заключения не дол­жен дублировать содержание выводов предшествующих глав и параграфов.

Рекомендуемый объем - не более 4-5 страниц.

Выполняется в соответствии с ГОСТом. В библиографическом списке отражается литература, проработанная исследователем, независимо оттого, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.

В курсовой работе при написании рекомендуется использо­вать не менее 20 источников, в квалификационной — не менее 40.

Представляются расширенные таблицы, протоколы исследований, разработанные конспекты занятий, методические рекомендации и дидактичес­кие материалы, сценарии и другой иллюстративный материал.

Каждое приложение начинается на новой странице, должно иметь заголовок и надпись: "Приложение №__" в верхнем правом углу.

Структура курсовой работы по ГОСТ

Объем и структура научных работ промежуточной и итоговой аттестации

Приступая к написанию учебной работы важно определить объём предстоящего труда, причём не в трудо-часах, а именно в страницах. Правильное определение объёма учебной работы позволяет эффективно собрать нужное количество информации и исключить пустую трату времени на неинтересные и малоинформативные данные.

Объём курсовой работы | объем реферата | объем диплома

; <br /> border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;"> Наименование показателя

; <br /> border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;"> Значение

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;">

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Объём реферата (сюда же отнесём информацию по объёму рефератов, докладов и сообщение)

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;"> - составляет от 3 до 15 страниц. Количество страниц в реферате (докладе) зависит от темы и обычно не имеет строго регламентации.

; <br /> border-left:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Объем курсовой работы меняется от курса к курсу

; <br /> "> - составляет не менее 15—25 страниц.

; <br /> border-left:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Объем выпускной квалификационной работы зависит от ее формы:

; <br /> "> - для бакалаврской работы он составляет 30—50 страниц;
- для дипломной работы — 60—80 страниц;
- для магистерской работы — 75—100 страниц.


Данные цифры являются приблизительными и зависят от темы ВКР или определяются требованиями выпускающей кафедры вуза.

Структура курсовой работы | структура дипломной работы по ГОСТ


Структура курсовой или дипломной работы является следующей: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы (для дипломной работы и магистерской диссертации — библиографический список), приложение.
Титульный лист.
Прежде всего следует обратить внимание на оформление титульного листа. Он является первой страницей научной работы, хотя номер страницы на нем не проставляется. Как правило, его заполняют по образцу, установленному вузом. Кроме того, здесь необходимо указать ученую степень (кандидат. наук, доктор. наук) и должность (профессор, доцент, ст. преподаватель) научного руководителя, консультанта, рецензента.
Содержание научной работы.
В содержании отражается формализованная структура научной работы. Содержание научной работы включает введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов, заключение, список использованной литературы (библиографический список для дипломных работ и магистерских диссертаций), а также, если имеются в наличии, приложения с указанием номеров страниц. Наименования всех структурных частей работы должны соответствовать названиям разделов, подразделов и пунктов основной части.
Введение.
Введение курсовой работы (как и любой другой научной работы) является важнейшим структурным элементом исследования и представляет собой ее развернутый план. Написав введение, автор определяет архитектуру исследования, пути поиска ответов на все поставленные вопросы. Приступать к работе над ним следует, собрав и проанализировав имеющийся материал и составив план. В зависимости от формы научной работы (курсовая, бакалаврская, дипломная работы или магистерская диссертация) объем введения меняется и содержит не все структурные элементы. Обязательными для всех форм учебных научных работ являются актуальность, историографический обзор, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, теоретическая значимость, практическая значимость. В выпускных квалификационных работах, помимо прочего, указывают материал исследования, его научную новизну, приводят сведения об апробации работы и ее структуре.
Для магистерской диссертации, а нередко и для дипломной работы, обязательны также положения, выносимые на защиту. Ниже приведены структурные элементы введения в той последовательности, которая соответствует логике построения научной работы.
1. Актуальность исследования. Актуальным исследование является в том случае, если оно имеет определенную значимость на современном этапе развития науки. Обоснование актуальности — обязательное требование к любой научной работе. Для этого необходимо четко сформулировать аргументы в защиту своей позиции, а также обратить внимание на оценку степени теоретической разработанности проблемы и необходимости ее дальнейшего научного изучения.
2. Историография исследования. Под историографией работы подразумевается корпус научных источников, на основании которых она строится. К таковым могут относиться словари, учебные пособия (для курсовых работ), монографии, диссертации/авторефераты, статьи, обзоры, рецензии и пр. Показывая знание истории вопроса, при перечислении источников целесообразно систематизировать их по степени значимости: отделить фундаментальные работы от прикладных, диахронические от синхронических, отечественные от зарубежных. Перечислять фамилии ученых, занимающихся данной проблемой, следует в алфавитном порядке.
Главный итог историографического обзора — выявление состояния научной разработанности темы.
3. Объект и предмет исследования. С формулированием понятий «объект» и «предмет» исследования часто возникают сложности. Объект — это область действительности, на которую направлена поисковая деятельность исследователя. Предмет — это часть объекта исследования, которая требует осмысления. Самая общая формулировка, помогающая понять различие между объектом и предметом, заключается в том, что объект исследования всегда гораздо шире предмета.
Предмет, как правило, является характеристикой объекта и находит выражение в названии темы научной работы.
4. Постановка цели и задач научной работы. Цель исследования — это предполагаемый результат научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки. Задачи исследования — направления, изучение которых обеспечит автору достижение поставленной им цели. Как правило, цель исследования одна (в магистерской диссертации их может быть несколько), тогда как задачи исследования, конкретизируя поэтапное изучение материала, четко формулируются и составляют не менее 3—4 пунктов для курсовых, бакалаврских работ и более для дипломной работы и магистерской диссертации.
5. Методы исследования. Метод — это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе.
Выбор методов исследования определяется темой научной работы.
6. Материал исследования. В качестве материала исследования следует назвать авторов анализируемых или изучаемых текстов, указать другие источники исследования, привести статистические данные.
7. Научная новизна работы — это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных. Новизна связана с использованием имеющейся методологической базы для исследования нового объекта, что выражается в углублении, уточнении и добавочной аргументации излагаемых в работе научных проблем. Элементы новизны, которые могут быть представлены в научной работе — это новые:
• объект исследования;
• применение известного решения или метода;
• результаты эксперимента, их следствия.
8. Теоретическая значимость исследования — это значимость результатов теоретического изучения. В этом качестве может быть приведено теоретическое обобщение в какой-либо области знаний. Обычно она обусловливается новизной работы. В это части введения даются ответы на вопросы, какой вклад полученные научные результаты вносят в раскрытие известных ранее закономерностей, насколько широки рамки научного приложения новых доказательств, методов, содержащихся в работе.
9. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для написания научных работ разных жанров, а также способствует восполнению пробелов в той или иной области прикладного знания.
10. Апробация исследования предполагает наличие выступления по исследуемой проблеме на научно-практических студенческих конференциях в своем или других вузах, а также публикаций статей по теме исследования.
11. Положения, выносимые на защиту, — это сжато и емко сформулированные научные достижения автора ВКР, все новое, что удалось ему выявить в результате изучения данной проблемы. Как правило, положения, выносимые на защиту, приводятся в конце вводной части магистерской диссертации (или дипломной работы) и являются логическим следствием изучения проблемы. Такие положения, 3—4 лаконичные фразы, обычно однозначны в плане терминологии, а их смысл понятен без прочтения научного исследования.
12. Структура работы. Необходимо привести данные о структуре научной работы.

Элементы структуры учебной работы

Рекомендуется писать окончательный вариант введения после того, как написана основная часть работы. Пример написания введения приведен в Приложении А.
Основная часть. Основная часть научной работы показывает умение автора последовательно располагать и систематизировать материал, формулировать мысли. Необходимое требование — это логичность изложения материала и указание источников при их цитировании в сносках или ссылках. Данную часть работы необходимо разбить на главы, которые, в свою очередь, — на параграфы. Чему именно посвящены конкретные главы и параграфы, раскрывается в их названии. Заголовки глав и параграфов без изменения воспроизводятся в содержании научной работы.
Научная работа, как правило, делится на две главы, одна из которых является теоретической, вторая — практической. В первой главе раскрываются основные понятия и сущность изучаемого явления, приводится обзор истории вопроса и степень его изученности. Вторая глава — это анализ собранного студентом материала с опорой на теоретические знания, изложенные в первой главе. Рекомендуется давать промежуточные выводы (или резюме) в конце каждой главы, впоследствии они могут быть использованы их при составлении заключения всей работы.
При написании глав основной части, и особенно теоретической, следует помнить, что работа — компиляция фрагментов уже опубликованных статей и книг. Основная часть представляет собой структуру, которая наполнена научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т. д. Здесь необходимо изложение нового: обобщения сведений, почерпнутых из обширной литературы, материалов исследований, в которых проявляется авторское видение проблемы и предлагаются варианты ее решения. Поэтому автор работы должен не только излагать взгляды ученых на рассматриваемые проблемы, но и высказывать свое мнение о них. При этом рекомендуется не только отметить согласие или несогласие с позицией того или иного исследователя, но и выразить собственное мнение. Формулируя свою точку зрения, выпускник должен привести необходимые аргументы, показать теоретическую и практическую значимость высказанного положения, проиллюстрировать его примерами.
Для аргументированного изложения теоретической части (особенно при освещении истории вопроса, в случае дефиниции понятий, при описании имеющихся классификаций) недопустимо переписывание, следует ссылаться на ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, и приводить в тексте цитаты. Необходимо помнить о том, что присвоение чужих мыслей является плагиатом и нарушением авторских прав. Как правило, цитаты уместны в теоретической главе, нежелательны в практической части и неуместны в обобщениях.
При делении основного текста работы на части необходимо учитывать следующие логические правила:
1. Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста, быть по возможности лаконичными, однако чрезмерная краткость нежелательна.
2. Основания деления на главы и параграфы остаются неизменными на всем протяжении работы и основаны на логике изложения.
3. Содержание главы равно содержанию входящих в нее параграфов.
4. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связанными, а компоненты содержания параграфов внутри главы — равноправными по отношению друг к другу.
5. Деление текста работы на части проводится последовательно, без пропусков важных мыслей и без излишнего дробления материала.
Объем основной части курсовой работы значительно меньше, чем бакалаврской, дипломной работ и магистерской диссертации.
Заключение. Как и введение, оно является важнейшим структурным элементом научной работы. В этом разделе подводятся итоги проделанной научной работы и даются краткие выводы, отражающие решения поставленных задач. Выводы формулируют четко и лаконично, при этом они должны быть понятны без чтения основного текста работы. Выводы — не повторение приведенных в работе данных, а их обобщение. Недопустимы в заключении описания общеизвестных положений и ничего не значащие общие фразы. Выводы излагают в виде пронумерованных арабскими цифрами абзацев в соответствии с логикой построения научной работы. В заключении может быть высказана позиция автора по рассматриваемой проблеме и указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Образец написания заключения приведен Приложении Б.
Список использованной литературы. Представляет собой пронумерованный насквозь перечень источников в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы. Вначале перечисляется произведения на русском языке, затем — на иностранных. Список использованной литературы является структурным элементом курсовой и бакалаврской работы.
Библиографический список. Это — необходимый элемент справочного аппарата дипломной работы и магистерской диссертации.
Библиографический список имеет свою структуру и включает несколько разделов (документы, источники исследования, использованную литературу, словари и др.). Количество разделов и их наименования могут быть различными. Это зависит от направления подготовки студента.
Разделы библиографического списка следующие:
1. Источники исследования представляют собой материал, который подвергся анализу в научной работе. Ими могут быть тексты произведений художественной литературы (в том числе поэтических), периодические издания (газеты, журналы), словари (если предполагается сплошная выборка материала), аудиозаписи, фильмы, архивные документы.
2. Использованная литература включает монографии, сборники, многотомные издания, учебно-методическую литературу, статьи из научных сборников и периодических изданий, рецензии, диссертации, авторефераты диссертаций, в том числе и на электронных носителях.
3. Словари и справочники — это перечень энциклопедических словарей, толковых словарей, словарей синонимов, этимологических словарей, словарей лингвистических терминов, многоязычных словарей, словарей-тезаурусов и др. которые использовались выпускником для проведения научного исследования.
Общие правила оформления библиографического списка:
1. Заголовки разделов библиографического списка печатаются прописными буквами, располагаются по центру страницы, указываются без кавычек и точки в конце и выделяются полужирным шрифтом.
2. Разделы библиографического списка не нумеруются.
3. Нумерация всего библиографического списка сквозная, следующая через все разделы.
4. Оформление списка внутри каждого раздела рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий). Сначала указывается литература на русском языке, затем — на иностранных.
5. Издания на электронных носителях и материалы, взятые из Интернета, помещают в пределах каждого раздела библиографического списка в общем порядке.
• Общее количество произведений в списке использованной литературы должно составлять не менее 50—60 наименований для дипломной работы и магистерской диссертации. Количество использованных источников в курсовой работе должно быть
свыше 10—20, для бакалаврской работы — 40—50.
• Указание источника в списке использованной литературы / библиографическом списке дается в форме стандартного библиографического описания. Для этого необходимо соблюдать единые правила, установленные ГОСТом Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», предназначенные для авторов. Никакая импровизация в составлении таких описаний и их списков не допускается. В основном тексте работы при ссылке (даже если она уже содержит фамилию автора и название упоминаемого источника) должна быть сделана стандартная отсылка к библиографическому описанию, позволяющая однозначно установить связь между ссылкой, автором и его работой.
Приложения. Если целесообразно привести полностью исследуемый материал, словари, диаграммы, таблицы, рисунки, то их следует оформить в виде приложения. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение А). Для научных работ меньшего объема приложение необязательно.


Ниже представлены речевые клише для каждого структурного элемента научной работы.
1. Введение.
Современная наука проявляет интерес к проблеме.
В последние годы проблема. получила существенное развитие в трудах языковедов по. (при перечислении фамилии ученых указывать по алфавиту)
Описаны. определены. рассмотрены.
Была показана важность.
Однако до сих пор явление. на этом материале почти не подвергалось систематическому исследованию.
Между тем. играет существенную роль.
В теоретическом плане остаются недостаточно изученными.
Актуальность темы (исследования) обусловлена недостаточной изученностью. необходимостью. важностью исследования.
Актуальность исследования объясняется.
Объект исследования — это. Предметом исследования являются.
Объектом исследования выступают (являются). Предмет исследования — это.
Целью исследования является.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач.
Пели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования.
Материалом для исследования послужили.
В качестве материала исследования используются.
Материалом исследования являются.
Определен материал исследования.
Научная новизна работы заключается в выявлении. описании. установлении. разграничении.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении знаний. систематизации материала. углублении представлений.
Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в.
2. Основная часть. Теоретическая глава.
В последние годы актуальными становятся исследования. Современный этап развития. связан.
Разработка основных категорий. представлена в работах. Центральной проблемой. является. Исследователи давно обратили внимание на. Кратко представим.
Анализ научных источников показывает, что. Иное определение. предложено. В работах. дается определение.
В трудах таких ученых, как. представлена противоположная точка зрения.
Представляет интерес выявление сходства и различия.
Исследователь. предлагает различать.
Существенную роль в решении проблемы. сыграла работа.
Как справедливо указывал еще.
Современные научные данные свидетельствуют о том, что.
Так, рядом исследователей отмечается.
Существуют разные точки зрения на.
Важное место среди. отводится.
К числу таких вопросов относится, в частности.
Вопрос о. ставится не случайно, поскольку выяснение. неразрывно связано с.
Не менее важным вопросом, без решения которого невозможно. является.
Наше понимание вопроса соотносится.
На этом закончим обзор основных понятий.
В нашем исследовании мы используем методику. разработанную.
Основные методологические положения этого подхода заключаются в следующем.
Наше исследование посвящено изучению.
3. Выводы по теоретической главе.
В результате изучения и обобщения разных научных взглядов на. можно выделить следующие положения, которые определяют теоретико-методологическую основу нашего исследования.
Основываясь на взглядах. мы понимаем. Мы выдвигаем рабочее определение.
Большую роль для создания. играют.
Способность текста производить определенный. называется.
Перевод определяется как процесс.
В дайной работе используется методика. Основные методологические положения этого подхода.
4. Практическая часть.
В нашем исследовании в качестве. используются.
Выбор материала исследования определен рядом причин.
Прежде чем перейти к. остановимся на.
Далее остановимся более подробно на.
Если теперь обратиться к. то первое, что нужно отметить.
Описание. продолжается в.
Автор использует.
Рассмотрим перевод.
Проведенный анализ лексических значений показывает, что.
Рассмотрев. перейдем к анализу.
Полагаем, что.
Обратимся к анализу результатов эксперимента.
Проведенный эксперимент позволяет утверждать, что.
Как видно из приведенных результатов анкетирования.
Изложенные наблюдения позволяют.
Это позволяет утверждать, что.
Не менее важно и то, что.
Последнее замечание важно потому, что.
Как показало исследование языкового материала.
Все сказанное позволяет.
Подводя итоги вышесказанному.
5. Выводы по практической главе.
В результате исследования. можно сделать следующие выводы.
Анализ. позволяет выявить.
Наиболее широко представлен.
Наиболее актуальными для. оказываются.
В переводе. передается.
Переводчик. сохраняет.
При помощи статистического метода нами установлено.
Таким образом, есть все основания считать.
6. Заключение.
В дипломной (курсовой) работе исследовано. изучено.
Материалом для исследования послужили.
В исследовании установлены.
Как показало проведенное исследование.
Исходя из вышеизложенного. В заключение следует отметить, что. Особенностями. являются следующие. Изучение. является важной составляющей. Исследование. может быть продолжено.

В заключение важно отметить, что требования к содержанию, объему и структуре курсовой работы, бакалаврской работы и магистерской диссертации могут уточняться и определяются выпускающей кафедрой высшего учебного заведения.

Лекция, реферат. Структура курсовой работы по ГОСТ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.