Руководства, Инструкции, Бланки

тест равена инструкция

Категория: Инструкции

Описание

IQ тест прогрессивные матрицы Равена

ТЕСТ РАВЕНА

Тест прогрессивных матриц (Raven Progressive Matrices) разработан в 1936 г. в Англии Дж. Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Предназначен для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену).

Состоит из 5 серий по 12 заданий:

  • серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения);
  • серии B (аналогия между парами фигур матрицы);
  • серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали);
  • серии D (перегруппировка фигур матрицы);
  • серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы).

В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности.

Материал задания

Каждая из 60 матриц черно–белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6–8 предложенных вариантов.

Время проведения теста - 30 мин. В тестировании могут участвовать испытуемые от 8 до 65 лет.

Прочитайте внимательно инструкцию!

Вам будет предложено 60 заданий, в каждом из которых есть основное изображение (в левой части окна), имеющее определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой определенной зависимостью. При этом в нижнем правом углу основного изображения не хватает фрагмента или элемента. Вы должны установить закономерность, связывающую между собой элементы изображения и выбрать среди предлагаемых вариантов ответа (в правой части окна) недостающий элемент, кликнув мышкой номер данного ответа.

тест равена инструкция:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Тесты Равена - как проводить и расшифровывать?

    Тесты Равена - как проводить и расшифровывать?

    November 13, 2015

    Интеллектуальное развитие детей - важная составляющая их адаптации в социуме, развития психических процессов, межличностного общения и становления ребенка как личности. Существует немалое количество методик, проверяющих уровень развития мышления и интеллектуальных способностей. Одной из таких методик являются тесты Равена. Они получили известность благодаря своей адаптированности к восприятию детей и легкости в интерпретации.

    Описание теста Равена

    Эта методика еще носит название "прогрессивные матрицы Равена", в ней задания построены по принципу возрастания сложности. Эти матрицы хорошо расшифровывают те дети, которые быстрее и точнее понимают логику их решения. Детям предоставляются графические объекты, которые имеют определенное количество необходимых для расшифровки признаков.

    Тесты Равена упорядочены в пять серий. Каждая из них содержит в себе 12 задач, каждая из которых сложнее предыдущей. Эта методика имеет временное ограничение, то есть на решение задач дается 20 минут, но возможен вариант прохождения теста без учета времени. В таком случае результат интерпретируется с помощью специальной таблицы.

    Для специалиста, который проводит исследование, необходимо убедиться, что дети понимают, что они должны делать. Перед тем как проводить тесты Равена, нужно изучить инструкцию и правила проведения, чтобы потом сопоставлять результаты с общепринятыми нормативами. Цветной вариант методики проводится для детей в возрасте от 5 до 9 лет.

    Пять серий теста

    Детский тест Равена имеет 5 уровней сложности, которые обозначены латинскими буквами.

    Серия А: здесь ребенку необходимо определить взаимосвязь в структуре задания. Нужно дополнить недостающую часть картинки.

    Серия В: необходимо найти аналогию между парными фигурами. Для этого ребенок определяет принцип, по которому распределены эти картинки.

    Серия С: происходит усложнение фигур, где ребенок должен указать на их изменения и подобрать недостающий фрагмент.

    Серия D: здесь задания усложняются тем, что происходит перегруппировка фигур. Она может происходить как горизонтально, так и вертикально. Ребенку необходимо определить ее.

    Серия Е: основной рисунок здесь расчленяется на определенные элементы. Обследуемый должен определить нужные фигуры для дополнения изображения. Здесь исследователь проверяет развитие свойств мышления - анализ и синтез.

    Инструкция к тесту

    Исследователь должен обратить внимание детей на то, что до команды начинать тест они не должны подсматривать в задания. Как только время выполнения подойдет к концу, все строго по команде должны закончить. Проводя тесты Равена, специалист немного расшифровывает цель в инструкции. Для этого он обращает внимание детей на серьезность исследования, призывая их добросовестно, обдуманно и точно выполнять задания. Можно отметить, что методика предназначена для уточнения логики мышления детей.

    Расшифровка результатов

    Этот тест можно интерпретировать с нескольких позиций:

    • оценка количества правильно решенных заданий (10-балльная шкала);
    • учет трудности и правильности в результатах (19-балльная шкала);
    • пятибалльная шкала со знаками "+" и "-";
    • качественный взглад на выполнение теста: решение быстрое но с неправильными ответами относит ребенка в категорию "скоростников", медленное, но точное выполнение говорит о ребенке, как о "точняке" или "тугодуме".

    IQ по тесту Равена оценивается по 5 уровням развития:

    1. Особо высокий - результаты свыше 95%.
    2. Выше среднего - оценки в диапазоне от 75 до 94%.
    3. Средний - результат 25-74%.
    4. Ниже среднего - при выполнении задания оценки составляют 5-24%.
    5. Дефект интеллекта - получение результата ниже 5%.

    Тест прогрессивных матриц Равена - Студопедия

    Тест прогрессивных матриц Равена

    Прогрессивные матрицы Равена (RavenProgressiv Matrices ) – тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития.

    Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

    Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

    Всерии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

    Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому, построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

    Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

    Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

    Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

    Методические указания к проведению теста

    Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – испытуемый не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Закрыть таблицы».

    После этого взять таблицу и открыть для показа 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры.

    По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть таблицы!

    Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального интеллекта. Оно позволяет проводить в уме (но с опорой на непосредственное зрительное восприятие) операции сравнения различных изображений и их деталей, а так­же продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление по­зволяет проводить операции, которые нельзя реализовать, оста­ваясь только в рамках зрительного восприятия.

    Зона 1. Уровень патологии. Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органичес­кие дефекты или функциональные отклонения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует при­влечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер.

    Зона 2. Слабый уровень развития линейного визуально­го мышления. Попытки использовать рисунки, схемы и другие графические вспомогательные материалы при объяснении уро­ков успеха иметь не будут, так как они сами по себе непонятны ребенку (непонимание не распространяется на предметные и сю­жетные изображения, несущие образно воспринимаемое содер­жание). Ребенка надо учить разбираться в чертежах и схематичес­ких рисунках с помощью речевых рассуждений, находить «эталон­ные» фигуры (прямоугольники, треугольники, параллельные и пер­пендикулярные линии, углы и пр.) в различных положениях на плос­кости и в пространстве, в условиях «помех». Таким способом можно в некоторой степени сформировать навыки, необходимые для ре­шения задач по физике и математике, заданных графически, но полноценное линейное визуальное мышление в средней школе уже не развить. Ребенок будет испытывать трудности при анализе про­стейших схематических рисунков, где визуальная информация не будет явно систематизирована. Ему будет трудно выделить какие-то части, соотнести их, проследить зависимости, восстановить частично нарушенное изображение, мысленно дополнить скрытые детали, самостоятельно представить и изобразить информацию в виде чертежа или схематического рисунка.

    Зона 3. Средний уровень развития визуального линей­ного мышления. Ребенок может понять смысл схематического рисунка, поясняющего условия задачи или изложение текстово­го материала, но затрудняется с переводом вербальной инфор­мации в визуально-графическую. Именно этим ему нужно как можно больше заниматься, помогая себе рассуждениями, иначе затруд­нения с простейшими видами графического анализа будут со­провождаться задержкой формирования визуального интеллек­та в целом.

    Зоны 4 и 5. Хороший и высокий уровни развития визу­ального линейного мышления. Ребенок без затруднений пользу­ется вспомогательным графическим материалом, может созна­тельно прибегать к рисункам, чтобы лучше разобраться в инфор­мации. Если он испытывает затруднения при анализе каких-либо схематичных изображений, то причина не в слабости визуально­го мышления, а в незнании самого материала.

    Серия Б. Структурное визуальное мышление

    Структурное визуальное мышление позволяет видеть про­стейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими законо­мерностями, переносить их в рамках данной структуры, то есть мыслить по аналогии. Отличие заданий этой серии от предыду­щей заключается в том, что требуется «продублировать» прин­цип связи между элементами, а не сами элементы.

    Зона 1. Уровень патологии. Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органичес­кие дефекты или функциональные нарушения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует при­влечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять ме­дицинское и дефектологическое обследование.

    Зона 2. Слабый уровень развития структурного визуаль­ного мышления. Ребенок не может отвлечься от графического изображения как такового и видит не закономерности, для объяс­нения которых используется рисунок, а сам рисунок. Если изоб­ражение точно, хотя и схематично передает содержание текста, то ребенку оно может быть понятно. Если графически выделены связи, отношения, то рисунок становится непонятным. Взрослые не всегда сами осознают «уровень отвлеченности» графического изображения и поэтому недоумевают, почему ребенок перестает понимать. В этом случае использование рисунков следует пред­варять рассуждениями. Ребенок должен с помощью речевого анализа сначала представить то, что будет изображено графи­чески. Его надо научить изображать алгоритмы с помощью блок-схем, то есть выделять и акцентировать сам принцип действия, последовательность связей; при анализе чертежей к задачам учить искать сначала графическое выражение правила или теоремы, на которых основывается решение. Уделять больше внимания по­строению чертежей к задачам. Любая графическая работа долж­на предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.

    Зона 3. Средний уровень развития визуального струк­турного мышления. Ребенок может понимать смысл информа­ции, когда он передан графически, но самостоятельно не пользу­ется визуальными способами выделения логических связей или закономерностей, содержащихся в тексте. Обычно предпочита­ет прочесть пояснения к схемам и чертежам, чем разбираться самостоятельно. Если визуальное мышление не будет активно использоваться, то оно деградирует и развить его в старших клас­сах будет невозможно. Если визуальное мышление будет посто­янно задействовано, то оно может развиться и без каких-либо дополнительных усилий. Рекомендуется на первых порах все же сопровождать визуальный анализ рассуждениями.

    Зоны 4 и 5. Визуальное структурное мышление развито хорошо (или высоко). Ребенок легко выделяет связи, законо­мерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи. Самостоятельно применяет рисунки и схемы для лучшего понимания материала. Может использовать визуальные аналогии и тем самым частично компенсировать не­достатки в развитии понятийного логического мышления.

    Серия С. Структурно-динамическое визуальное мышление

    В заданиях серии С симультанно (одновременно и целост­но) представлены разнонаправленные, но взаимозависимые из­менения структуры изображения. Эти изменения происходят одновременно по нескольким параметрам (элементам, свойствам), но образуют в итоге некий единый результирующий вектор, кото­рый и надо «увидеть». Можно сказать, что в заданиях серии С моделируется (визуально упрощенно) процесс развития.

    Для кинестетиков задания серии С представляются наиболее простыми, так как в них отражено движение, динамика. Кинестетики обычно посредственно справляются с серией А, совсем не справляются с серией В и хорошо выполняют задания серии С.

    Зона патологии для структурно-динамического визуально­го мышления не выделяется.

    Зона 2. Слабый уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Ребенок не умеет «читать» таб­лицы, не понимает смысл информации, представленной в таб­личном виде. Если таблицы содержатся в тексте, то он ограничи­вается чтением поясняющих их фраз. Может испытывать трудно­сти с систематизацией материала по истории, биологии и хи­мии. Мышление в целом может оставаться статичным, описа­тельным. Ребенок может пересказывать материал, но не пони­мать, например, законы исторического развития или биологи­ческой эволюции. Будут трудны для понимания те разделы мате­матики, где используются таблицы и графики. Развитие струк­турно-динамического мышления надо начинать с активизации визуально-двигательных схем. Ребенок должен учиться выклады­вать таблицы из материала, в котором одновременно и взаимо­связано изменяются два свойства (например, из кружочков, раз­личающихся по размеру и интенсивности окраски). Можно иг­рать в «Морской бой» и аналогичные игры. Следует помогать ребенку в использовании табличной формы для обобщения ма­териала по истории, биологии, географии, акцентируя внима­ние на последовательной изменчивости показателей, учить изоб­ражать в виде таблиц числовые массивы. Все игры и действия должны предваряться и сопровождаться рассуждениями.

    Зона 3. Средний уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Ребенка можно научить пользо­ваться таблицами, чертить графики функций без дополнитель­ных развивающих игр. Он в принципе способен все это понять, но придется приложить много усилий, чтобы не только сформи­ровать эти конкретные визуальные навыки, но и развить мышле­ние в целом, «внедрить» в него динамический вектор.

    Зона 4. Хороший уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Использование таблиц способ­ствует лучшему пониманию и усвоению материала. Простейшие функциональные зависимости ребенок легче понимает, когда они выражены графически. Однако структурно-динамическое мышле­ние может действовать только при условии визуально-графичес­кой представленности материала, и широкого переноса может не быть. Необходим опыт самостоятельного перевода вербальной информации в табличную форму. Этому ребенок может научиться при обобщении материала по истории, биологии, географии.

    Зона 5. Высокий уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Операциональные механиз­мы структурно-динамического мышления могут быть перенесе­ны и использованы в других видах мышления (образном, вер­бальном, символическом). Ребенок легко идентифицирует объект, явление во всех фазах развития, быстро понимает принцип, со­гласно которому происходят преобразования, может прогнози­ровать характер изменения объекта еще до того, как они про­изойдут. Он не только легко воспринимает информацию, пред­33А33ем33ную в табличном виде, но и сам обычно старается преоб­разовать различные описания в таблицы для лучшего понимания и запоминания. Способен быстро понять принцип функциональ­ной зависимости, обучиться графически ее выражать, пользо­ваться координатными осями для нахождения возможных значе­ний изменяемого признака. За счет высокого уровня развития структурно-динамического визуального мышления может не только обеспечиваться компенсация недостатков понятийного логичес­кого мышления и операции категоризации, но и стимулировать­ся их развитие.

    © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

    Цветные прогрессивные матрицы Равена

    Цветные прогрессивные матрицы Равена

    Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.

    Инструкции по проведению обследования дошкольников с помощью Цветных Прогрессивных Матриц Равена
    Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.

    При использовании книжной формы теста нельзя увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. Поэтому важно всякий раз удостовериться, что ребенок внимательно посмотрел на рисунок и что он убежден, что указанный им фрагмент является единственным, который правильно дополняет матрицу.

    Тому, кто проводит тест, необходимо иметь следующие материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета. Не допускается делать никаких пометок в тестовом буклете с ЦПМ. В процессе предварительной беседы занесите данные об испытуемом в бланк ответов, удостоверившись, что указанный возраст соответствует дате рождения.

    Откройте буклет на первом задании А1 .
    - Посмотри сюда.
    Укажите на верхнюю фигуру
    - Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из этих кусочков внизу.
    Укажите на каждый из фрагментов по очереди
    -. имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Номер 1 имеет правильную форму, но неправильный рисунок. Номер 2 вообще не имеет рисунка. Номер 3 совсем неправильный. Номер 6 почти правильный, но вот здесь не подходит.
    Укажите на белое пятно на фрагменте номер 6.
    - Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок.
    Если испытуемый не показывает на правильный фрагмент, продолжайте объяснение, пока суть задания не будет им полностью уяснена.
    Переходите к заданию A2 .
    - А теперь покажи кусочек, который подойдет сюда.
    Если испытуемый не справляется, продемонстрируйте ему снова задание А1. а затем опять попросите решить задание А2. Если задание выполнено правильно, переходите к заданию A3. работая по той же схеме.
    Перейдя к заданию А4. перед тем как предоставить испытуемому возможность подумать и указать на один из фрагментов скажите.
    - Посмотри внимательно на эти кусочки.
    Укажите пальцем поочередно на каждый из фрагментов.
    - Только один из этих кусочков подходит для завершения рисунка. Будь внимателен. Сначала посмотри на каждый из этих шести кусочков.
    Снова укажите на каждый из шести фрагментов.
    - Теперь покажи на кусочек, который подойдет сюда.
    Укажите на рисунке место, куда должен подойти фрагмент.
    Когда испытуемый укажет на один из фрагментов, независимо от правильности его ответа, скажите.
    - Этот кусочек действительно подходит сюда?
    Если испытуемый скажет «да», примите его выбор с одобре­нием независимо от того, правильный он или неправильный. Если он захочет изменить свой выбор, скажите.
    - Хорошо. Тогда покажи на правильный кусочек,
    Независимо от правильности ответа снова спросите.
    - Этот подходит?
    Если испытуемый удовлетворен своим решением, примите его выбор независимо от правильности, но, если вам кажется, что он все еще сомневается, спросите.
    - Ну так какой же из кусочков, по твоему мнению, действительно правильный?
    Отметьте номер окончательного выбора в соответствующей части бланка.
    Предъявите задание А5 тем же способом, что и задание А4.
    На любой стадии тестирования в интервале между А1 и А5 задание А1 может быть использовано заново, чтобы еще раз показать испытуемому, что надо сделать, с последующей просьбой к нему попробовать снова выполнить соответствующее задание. Если испытуемый не справляется с заданиями А1A3. следует перейти к планшетной форме теста.
    Если эти пять заданий решены, переходите к заданию А6.
    - Посмотри внимательно на этот рисунок. Какой из этих кусочков.
    Укажите на каждый фрагмент по очереди.
    -. подходит сюда?
    Покажите на свободное место, которое следует заполнить.
    - Будь внимателен, подходящий кусочек только один. Какой? Если ты действительно уверен, что нашел правильный кусочек, укажи на него.
    Запишите окончательный ответ.

    По мере предъявления следующих заданий продолжайте использовать те же инструкции до тех пор, пока в них есть необходимость.
    Если ребенок проявляет беспокойство по поводу небольших дефектов на рисунках, убедите его, что об этом не стоит беспокоиться. Если ребенок «застрял» на конкретном задании, предложите ему двинуться дальше и посмотреть, не справится ли он со следующими заданиями, а затем вернитесь к заданию, вызвавшему трудности.
    Если вы сочтете это нужным, то можно предложить ребенку просто угадать ответ, так как «догадки иногда бывают правильными».

    Завершив серию А, предъявите первое задание Серии АB. снова указывая по очереди на каждую из трех фигур на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
    - Ты видишь, как они расположены. Так. Так. Так. Что тут должно получиться? Какой из кусочков подходит сюда? Будь внимателен. Посмотри на каждый из них по очереди. Правильный — только один. Который?
    При выполнении заданий от АB1 до АB5. после того как ребенок указал на один из фрагментов, правильный или неправильный.
    - Он действительно подходит, чтобы дополнить рисунок?
    Укажите на рисунок на матрице и на вырез в ней.
    Как и прежде, если испытуемый отвечает «да», примите (и запишите) его вы­бор с одобрением. Если ребенок хочет изменить свой выбор, действуйте так же, как в Серии А, и примите его окончательный выбор.
    При выполнении шестого задания ребенка не следует спрашивать, правильный ли выбор он сделал. Просто скажите.
    - Посмотри внимательно на картинку.
    Укажите по очереди на каждую фигуру на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
    - Будь внимателен, только один из этих кусочков правильно дополняет картинку.
    Укажите по очереди на каждый из фрагментов.
    - Какой из них?
    Зафиксируйте окончательный выбор на бланке, либо записывая номер выбранного фрагмента рядом с номером задания, либо для бланка легкого подсчете зачеркивая номер выбранного ответа одной короткой линией.
    Если была сделана ошибка или испытуемый хочет изменить свой ответ, зачеркните ранее записанный номер, а затем запишите номер окончательного выбора. При работе с бланком легкого подсчета зачеркните отмененный ответ еще одной чертой.
    Не пытайтесь стирать неправильно отмеченные ответы. Те же указания можно использовать при работе с остальными заданиями Серий АB и В. пока это является целесообразным.

    Подсчет баллов.
    За каждый правильный ответ начисляется один балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков — чистых или использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по тесту.
    Если обследуемый делает ошибки в первых пяти задачах Серии А. то нельзя считать, что он понял идею задачи. Полученные при этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных вариантов.

    При использовании планшетной формы теста некоторые дети после того, как они положили правильный фрагмент теста на место, беспокоятся, что он не вполне хорошо совпал с вырезом, и хотят его заменить. По этой причине, а также потому, что «смышленые» дети хотят поиграть с тестовым материалом, желательно спросить ребенка, по какой причине он сдвигает или перемещает фрагмент. При необходимости задание теста может быть разъяснено еще раз, чтобы ребенок понял, что в первую очередь надо положить на место правильный фрагмент, а потом, попробовав другие, вернуть правильный на место и что мелкие несовпадения фрагмента с вырезом не имеют никакого значения. Если дети не в состоянии выразить свои суждения словами, это не значит, что они не могут решить задачу интуитивно. Правильное решение никогда не следует фиксировать как «ошибку», если ребенок не может его объяснить. Напротив, неверные ответы, исправляемые в результате проб и ошибок, дают значимую психологическую информацию, хотя обычно они не включаются в общий балл по тесту из соображений строгости интерпретации процентильных результатов данного ребенка по таблице нормативов. В тех случаях, однако, когда ребенок осознанно обнаружил и исправил свою ошибку, окончательно вставленный фрагмент может быть учтен.

    Когда тест проводится индивидуально по книжной форме. засчитывается как «верный» или «ошибочный» тот фрагмент, на который испытуемый указывает как на свой окончательный выбор.
    Когда книжная форма используется для самотестирования или при групповом тестировании с использованием открытых бланков регистрации ответов, всякому, кто записывает больше, чем одну цифру против номера любого задания, необходимо сказать, чтобы он вычеркнул все, кроме одной. Если это обнаружено после завершения процедуры тестирования, рассматривается только последний номер справа независимо от того, верны или ошибочны другие ответы.
    Когда используется бланк легкого подсчета, испытуемым необходимо показать, как исправлять ошибки, зачеркивая крестом (X) неправильные ответы и оставляя перечеркнутым одной короткой чертой номер своего окончательного выбора.

    Несогласованности и ошибки .
    Когда используется книжная форма теста, несогласованность в распределении баллов испытуемого можно оценить вычитанием его балла по каждой серии из баллов, ожидаемых при таком же общем балле.

    Представление результатов
    Наиболее адекватным способом интерпретации значимости полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той же возрастной группы. Преимущество этого способа над другими состоит в том, что он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном распределении. В практических целях удобно рассматривать определенные процентные доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной группе.

    УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы.
    УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+. если оценка равна или больше 90%.
    УРОВЕНЬ III. «Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже. чем медиана.
    УРОВЕНЬ IV. «Интеллектуальные возможности явно ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%.
    УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта», если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.

    Общий балл, согласованность оценки и достигнутый уровень развития удобно представлять в следующем виде:
    Общий балл 24
    Несогласованности -1,0,+1
    Уровень II +
    Количество ошибок: Нормальное.


    Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (вся серия - А + АВ + В)