Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция к европейской патентной конвенции img-1

инструкция к европейской патентной конвенции

Категория: Инструкции

Описание

Международно-правовая охрана изобретений

/ Международно-правовая охрана изобретений

37. Международные договоры о патентной кооперации.

1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 (участвуем)

2. Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 г. (участвуем)

3. Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г (участвуем)

4. Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 г. (участвуем)

5. Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г. (не участвуем)

6. Европейской патентной конвенции, вступившей в силу в 1977 г (не участвуем)

1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. не создает единого патента для государств-участников и не унифицирует процедуру получения патентов. Кроме правил о национальном режиме, конвенционном приоритете и независимости патентов в Конвенции содержится и ряд унифицированных материально-правовых норм, относящихся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам. охраняемым, как правило, на основе патентов.

1. ст. 4 ter устанавливает личное неимущественное право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте (право на имя).

2. закреплено правило о патентоспособности объектов. ограниченных в обороте на территории государства-участника. В выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным только на основании того, что запатентованный или изготовленный запатентованным способом продукт ограничен в обороте на территории государства-участника.

3. Конвенция предусматривает право государств-участников принимать меры. необходимые для предотвращения злоупотреблений, могущих возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например в случае длительного неиспользования изобретения. Под такими мерами в первую очередь понимается выдача третьим лицам принудительных лицензий на использование охраняемого объекта. Однако право на использование принудительных лицензий Принудительная лицензия не может быть истребована

до истечения срока в четыре года с даты подачи заявки на патент

или трех лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который истекает позднее.

В выдаче лицензии должно быть отказано, если патентообладатель докажет, что неиспользование было вызвано уважительными причинами. Выдаваемая принудительная лицензия является неисключительной. Передаваться в форме выдачи сублицензии она не может, кроме как вместе с частью предприятия, на котором данная лицензия используется.

Данное правило обусловлено тем, что использование запатентованного объекта является не только правом, но и обязанностью патентообладателя. В противном случае может создаться ситуация, когда разработка патентуется исключительно с целью помешать третьим лицам в ее использовании, т. е. имеет место типичное злоупотребление правом.

В случае, если выдача принудительной лицензии оказывается недостаточной для пресечения злоупотреблений, национальное законодательство может предусмотреть возможность лишения прав на патент (кроме патента на промышленный образец), но не ранее двух лет с момента выдачи первой принудительной лицензии .

4. Парижская конвенция предусматривает свободное (т. е. без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения ) использование запатентованных объектов, если они являются частью транспортных средств. В каждой из стран Союза не рассматривается как нарушение применение средств, содержащих изобретения, полезные модели, промышленные образцы, защищенные патентами, в конструкции или при эксплуатации транспортных средств (морских, воздушных, наземных и др.) другой страны при условии, что указанные средства временно или случайно находятся на территории такой страны и используются исключительно для нужд транспортного средства.

5. Парижская конвенция устанавливает правила в отношении ввоза продуктов, изготовленных запатентованным в стране ввоза способом. В таком случае патентообладатель будет иметь все права в отношении ввезенного продукта, которые предоставляются ему внутренним законодательством страны ввоза на основании патента на способ производства в отношении продуктов, произведенных внутри этой страны. Это положение введено для обеспечения возможности патентной охраны способов производства в том случае, если товар, произведенный запатентованным в стране способом, ввозится из-за рубежа («косвенная охрана»).

2. Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 г.(РСТ ) Условием участия в Договоре является участие в Парижской конвенции.

Договор относится только к охране изобретений и полезных моделей . Промышленные образцы не подпадают под его действие. Выдачу единого патента РСТ не предусматривает, но создал процедуру, применение которой значительно упрощает зарубежное патентование изобретений.

Заявитель, желающий запатентовать изобретение в других государствах-участниках, подаетоднузаявку в свое национальное ведомство (или межправительственную организацию) с указанием всех государств, в которых он желал бы получить патенты. Если в отношении какого-либо государства можно испрашивать региональный патент, то заявитель может указать региональный патент в заявке. Такая заявка называется международной. Требования к оформлению международной заявки - заявка должна содержать заявление о выдаче патентов, описание изобретения, один или несколько пунктов формулы изобретения, чертежи (если это необходимо) и аннотацию (реферат). Датой подачи международной заявки является дата ее получения национальным ведомством (международной организацией) либо дата получения исправлений к заявке, если они были необходимы.

Правовые последствия подачи международной заявки заключаются в том, что любая правильно оформленная международная заявка с установленной датой международной подачи имеет силу правильнооформленной национальной заявкив каждом указанном в ней государств. Таким образом, заявитель вместо подачи отдельных заявок в каждом государстве. в котором он желает осуществить патентование, причем с соблюдением множества национальных процедур', может подать одну международную заявку с соблюдением требований РСТ.

После подачи один экземпляр международной заявки хранится в получающем ее ведомстве. один направляется в Международное бюро ВОИС для регистрации и один — в международный поисковый орган для проведения по заявке международного поиска (получающее ведомство может одновременно обладать правом проведения международного поиска, как, например, Патентное ведомство РФ).

Поиск проводится с целью выявления уровня техники . Выявление уровня техники необходимо для того, чтобы определить, соответствует ли изобретение таким критериям патентоспособности, как новизна и изобретательский уровень. По итогам проведенного поиска составляется отчет, направляемый заявителю и Международному бюро ВОИС. На основании отчета заявитель, оценивает возможность получения патентов на свое изобретение. Например, если в ходе поиска установлено, что данное изобретение уже известно из уровня техники, может оказаться разумным отозвать заявку, чтобы избежать дальнейших расходов на уплату пошлин. Заявитель может также внести изменения в формулу изобретения либо оставить ее без изменений.

Если заявитель не отозвал заявку, она вместе с отчетом о поиске рассылается в каждое из ведомств государств (международных организаций), указанных в заявке. Кроме того, каждая неизъятая международная заявка публикуется Международным бюро по истечении 18 месяцев с даты приоритета этой заявки. Правовые последствия международной публикации международной заявки в государствах, в ней указанных, будут такими же, как последствия национальной публикации.

После получения заявки указанные ведомства проводят по ней экспертизу и выносят решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче на основании национального законодательства. При этом национальные законодательства не могут предъявлять иных или дополнительных требований к форме или содержанию международной заявки, кроме тех, которые предусмотрены Договором и Инструкцией к нему, за исключением некоторых случаев, указанных в пп. 2 и 3 ст. 27.

Впрочем, данное правило РСТ относится только к требованиям о форме и содержании заявок. Иные требования (относительно критериев патентоспособности, уровня техники и т. д.) устанавливаются правом договаривающихся государств. Разумеется, заявитель может просить о применении к форме и содержанию заявки национального законодательства, если его положения более благоприятны.

Кроме международного поискапо просьбе заявителяпроводится имеждународная предварительная экспертиза по международной заявке. Ее целью является составление предварительного и необязываюшего заключения о том, представляется ли заявленное изобретение новым, соответствует ли оно изобретательскому уровню и может ли быть промышленно применимым, т. е. установление критериев патеноспособности. Заключение такой экспертизы не содержит никаких утверждений о патентоспособности или непатентоспособности согласно какому-либо национальному законодательству. В заключении утверждается по каждому пункту формулы, представляется ли он удовлетворяющим критериям новизны, изобретательского уровня (неочевидности) и промышленной применимости. Выводы международной экспертизы не предопределяют выводы экспертиз, проводимых национальными (региональными) ведомствами, и служат тому, чтобы заявитель мог более точно оценить перспективы зарубежного патентования. Однако некоторые развивающиеся страны придают актам международной экспертизы обязательную силу.

Что касается патентования в зарубежных странах изобретений, полезных моделей, созданных в Российской Федерации, то оно осуществляется не ранее чем через 6 месяцев после подачи заявки в Патентное ведомство.

3. Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г. заключена между государствами —членами СНГ . Условием участия в Конвенции является членство в ООН и участие в Парижской конвенции и Договоре о патентной кооперации. В отличие от Парижской конвенции и РСТ Евразийская конвенция представляет собой региональный договор о выдаче единого патента (только на изобретения).

Выдаваемый в соответствии с Конвенцией патент именуется евразийским патентом . Он является именно международным, а не национальным . Это означает, что его правовой режим (в том числе процедура получения, объем охраны, права и обязанности патентообладателей) определяется не национальным законодательством. а положениями Евразийской конвенции и Патентной инструкции к ней

Основные положения Конвенции, учреждена Евразийская патентная организация, цель которой — выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей Евразийских патентов. Важнейшее подразделение организации — Евразийское патентное ведомство (г. Москва).

Конвенция и Инструкция к ней содержат материальные нормы права, регулирующие правовой режим евразийского патента. В частности, установлены условия патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), правило относительно приоритета (он определяется в соответствии с Парижской конвенцией), срок действия патента (20 лет).

Процедура получения евразийского патента. Правом на евразийский патент обладает изобретатель или его правопреемник, вне зависимости от того, является ли он гражданином государства-участника. В отношении служебных изобретений право на патент определяется в соответствии с законодательством государства, в котором служащий имеет основное место службы. Если государство, в котором служащий имеет основное место службы, не может быть определено, применяется законодательство того государства, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий.

Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство договаривающегося государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство .

Евразийское ведомство проверяет соответствие поступившей евразийской заявки формальным требованиям Конвенции и Патентной инструкции и проводит поиск по этой заявке. По результатам поиска составляется отчет о поиске, высылаемый заявителю. Заявка вместе с отчетом публикуется по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, —с даты приоритета. В течение 6 месяцев с даты публикации отчета о поиске заявитель может подать ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу. По результатам такой экспертизы коллегиями экспертов Евразийского ведомства принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийскою патента. При несогласии с решением об отказе в выдаче патента заявитель может в 3-месячный срок с даты получения уведомления об этом подать Евразийскому ведомству возражение, которое должно быть рассмотрено вновь сформированной коллегией экспертов.

Отказ в выдаче Евразийского патента не препятствует заявителям в получении патентов по национальной процедуре . В частности, до истечения 6 месяцев с даты получения уведомления об отказе в выдаче евразийского патента заявитель может подать в Евразийское ведомство ходатайство с указанием договаривающихся государств, в которых он' хочет получить патент по национальной процедуре. При этом в каждом указанном, государстве евразийская заявки, которая является предметом такого ходатайства, считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка.

Евразийский патент может быть получен и по процедуре PCТ, так как он является региональным патентом, подпадающим под действие этого Договора.

Существуют и другие международные договоры, предусматривающие аналогичные процедуры о выдаче региональных патентов, в частности Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г. (выдачу осуществляет Европейское патентное ведомство в г. Мюнхене), Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности 1977 г. и др.

4.Международная регистрация промышленных образцов осуществляется в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 г. Участником Женевского акта может стать любое государство—участник ВОИС и любая международная организация, имеющая ведомство, в котором может быть получена охрана на промышленные образцы.

Международную регистрацию в соответствии с Женевским актом осуществляет Международное бюро ВОИС. Правом на подачу заявки обладают: граждане государств-участников; граждане государств—членов международных организаций, участвующих в Женевском акте; лица, имеющие постоянное или обычное местожительство на территории договаривающейся стороны или имеющие на этой территории действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие. Заявка может быть подана по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро. либо через национальное ведомство государства-участника, которому, принадлежит заявитель. Требования к форме и содержанию заявки - в ней должны быть указаны договаривающиеся стороны, в которых заявитель желает получить охрану.

Международная заявка может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любой стране— участнике Парижской конвенции или стране—члене Всемирной торговой организации, либо в отношении такой страны. Международный приоритет по такой заявке регулируется правилами ст. 4 Парижской конвенции.

По поданной международной заявке Международное бюро проводит экспертизу на предмет соответствия заявки требованиям Женевского акта и Инструкции. В случае выявления несоответствий заявителю предлагается внести необходимые исправления в заявку в течение 3-месячного срока. Если Международное бюро считает, что заявка соответствует применимым к ней требованиям, оно регистрирует промышленный образец в Международном реестре, направляет свидетельство владельцу и производит публикацию сведений о международной регистрации. Датой такой регистрации считается дата подачи международной заявки или исправлений к ней.

Международная регистрация в каждом из указанных в заявке государств-участников имеет такое же действие, что и предоставление охраны на промышленный образец в соответствии с национальным законодательством.Срок охраны промышленного образца, прошедшего международную регистрацию, составляет пять лет с даты, регистрации. Он может продлеваться на дополнительные периоды по пять лет при условии уплаты пошлин. Общий срок охраны составляет 15 лет, кроме случаев, когда национальное законодательство предусматривает более длительный срок.

Так как экспертизы по существу Международное бюро не проводит (т. е. им не устанавливается соответствие промышленного образца критериям патентоспособности в каждой из стран-участниц) и единого правового режима для промышленных образцов Женевский акт не устанавливает, то право принимать решение об отказе впредоставлении охраны на территории государства-участника принадлежит его национальномуведомству . Оно может полностью или частично отказать в признании действия любой международной регистрации на территории данного государства в том случае, если не соблюдены предусмотренные национальным законодательством условия предоставления охраны (например, права на аналогичный образец в этом государстве уже принадлежат другому лицу). Однако по формальным основаниям (несоответствие формы или содержания международной заявки требованиям национального закона) такой отказ не допускается.

Об имевшем место отказе национальное ведомство уведомляет Международное бюро с указанием мотивов. Бюро сообщает об этом правообладателю, который имеет право на те же средства защиты, как если бы он подал заявку на данный промышленный образец в соответствии с национальным законодательством. Такие средства защиты, по крайней мере, должны включать возможность повторного рассмотрения или пересмотра решения об отказе или его обжалования.

5. Договор о патентном правеот 1 июня 2000 г. направлен на унификацию патентного законодательства государств-участников, особенно в части процедур и формальных требований, предъявляемых при подаче заявки на патент. Делается это путем установления минимальных стандартов, которым должно соответствовать законодательство договаривающихся государств. При этом допускается установление правил, являющихся более благоприятными для заявителей и патентообладателей по сравнению с теми, которые предусмотрены Договором. Таким образом, заявитель или патентообладатель может быть уверен, что законодательство государства-участника либо соответствует положениям Договора, либо предусматривает меньше требований и является, следовательно, более благоприятным.

6. Также хотелось бы упомянуть и о Европейской патентной конвенции, вступившей в силу в 1977 г., поскольку ее участниками в настоящее время являются 30 европейских государств, т.е. охрана объектов промышленной собственности в рамках Европейской патентной конвенции становится возможной практически на всей территории Европы. Между тем, необходимо отметить, что Конвенция предоставляет охрану только изобретениям.

В соответствии с процедурой, регламентированной Европейской патентной конвенцией, заявитель имеет возможность вместо нескольких патентных заявок на разных языках, подаваемые в различные патентные ведомства, подать только одну заявку на одном языке, по которой будет проведена только одна экспертиза – в Европейском патентном ведомстве.

В случае положительного решения экспертизы заявителем приобретаются патентные права, действующие независимо в тех европейских государствах, которые были указаны заявителем в заявке на выдачу европейского патента при ее подаче.

При этом следует учитывать, что на сегодняшний день в рамках Европейской патентной конвенции не существует единого охранного документа – европейского патента и в случае принятия Европейским патентным ведомством решения о выдаче патента заявитель получает своеобразный “букет” из национальных патентов, каждый из которых действует независимо от других. Таким образом, реализуется основополагающий принцип Конвенции, согласно которому осуществление прав, возникающих вследствие выдачи европейского патента, регулируется нормами национального законодательства каждой из стран-участниц Европейской патентной конвенции. Это касается и сроков действия патента в каждой отдельной стране, и применяемых мер пресечения недобросовестной конкуренции.

Видео

Другие статьи

Европейская и евразийская региональные патентные системы: значение, анализ и соотношение – тема научной статьи по государству и праву, юридическим нау

Европейская и евразийская региональные патентные системы: значение, анализ и соотношение Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам. автор научной работы — КОЖЕВНИКОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА,

Объект патентного права, созданный в многонациональном соавторстве: право авторства и право на получение патента

2015 / ИВАНОВА ДИАНА ВЛАДИМИРОВНА
  • Оптимизация налогообложения и налоговое планирование для аптечных организаций, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями

    2014 / МАГОМЕДОВА Ф.Т. БАТ Н.М. ПОПОВА Е.А. КАБАКОВА Т.И.
  • Евразийский экономический союз и геополитические интересы России

    2016 / ЛАЗАРЕВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
  • Обеспечение экономической безопасности государств Евразийского экономического союза в условиях конкуренции моделей интеграции

    Патентные институты в системе институтов финансовой информации

    2015 / СОКОЛОВ БОРИС ИВАНОВИЧ, ВОРОНОВ В.С.

  • Текст научной работы на тему «Европейская и евразийская региональные патентные системы: значение, анализ и соотношение». Научная статья по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ

    региональные патентные системы:

    ЗНАЧЕНИЕ, АНАлИЗ И СООТНОШЕНИЕ

    © Кожевникова А. В. 2015

    Иркутский государственный университет, г. Иркутск

    Рассмотрены европейская и евразийская региональные патентные системы: предпосылки и причины их создания, структура, процедура получения патентов, их последующее поддержание и защита. Также отмечаются плюсы и минусы некоторых положений соответствующих региональных соглашений и перспективы дальнейшего развития рассматриваемых патентных систем.

    Ключевые слова: европейский патент; евразийский патент; единый патент Евросоюза; единый патентный суд.

    В нынешний век научно-технического и экономического прогресса интеллектуальная собственность с каждым годом играет все более важную роль в развитии успешного постиндустриального общества. Все больше инновационных предприятий и отдельных изобретателей понимают необходимость официального оформления своих технических решений и их защиты посредством патентования. Национальные патентные системы во многих странах развиваются достаточно давно и обеспечивают требуемый уровень охраны и защиты в рамках одной страны. Однако порой у патентообладателя есть необходимость защитить это техническое решение в нескольких государствах. Первоначально в таком случае ему необходимо было проходить процедуру регистрации отдельно в каждом национальном патентном ведомстве, и требования в них могли значительно различаться. Разумеется, это требовало больших затрат — как финансовых, так и затрат определенных усилий и времени.

    Для решения данной проблемы необходимо было создать межгосударственные нормы, которые могли бы предоставить владельцам промышленной собственности определенный объем исключительных прав и их защиту в других странах. И первым документом, созданным в этих целях, стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности, вступившая в силу 7 июля 1884 г. и действующая до сих пор [1]. Данная конвенция предусматривала создание Союза по охране промышленной собственности и закладывала основу для облег-

    чения охраны прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения.

    В документе предусматривались следующие механизмы решения проблемы:

    Во-первых, для граждан стран Союза обеспечивался национальный режим, согласно которому их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам (ст. 2).

    Во-вторых, в Конвенции было предусмотрено так называемое право приоритета, которое обеспечивало заявителю возможность, основываясь на заявке, поданной в одном из государств — участников Парижской конвенции, в течение определенного срока заявить о своих правах в другом государстве-участнике, указав при этом в качестве даты подачи дату, указанную в первой заявке (ст. 4).

    Кроме того, следует отметить важность и таких правил Конвенции, как обеспечение временной охраны разработок, помещенных на официальных международных выставках (ст. 11), свободное использование запатентованных объектов в транспортных средствах, временно или случайно находящихся на территории, где они пользуются правовой охраной (ст. 5), обязательное осуществление изобретений и выдача

    принудительных лицензий (ст. 5), независимость друг от друга патентов, выданных в разных странах (ст. 4) и др.

    В целях дальнейшего облегчения процедуры подачи заявки на патентование одного и того же объекта в разных странах и сокращения дублирования в работе ведомств в 1970 г. был заключен Договор о патентной кооперации (англ. Patent Cooperation Treaty (РСТ)) [2]. Он предусматривал возможность подачи в национальное патентное ведомство одной международной заявки. Данная процедура помогла упростить заявителю процесс патентования в нескольких странах, так как не было необходимости оформлять заявку отдельно в каждую страну. После рассмотрения международной заявки результаты могут быть направлены в выбранные государства, где уже на основе данных документов национальными патентными ведомствами может быть выдан необходимый охранный документ [3].

    Несмотря на безусловное положительное влияние описанных выше международных договоров, они оставляют ряд вопросов вне пределов своего рассмотрения. Однако то, что в них предусмотрено право государств заключать отдельно между собой специальные соглашения по охране промышленной собственности, в том числе договоры о региональном патенте, если они не противоречат их положениям, позволило государствам-участникам разработать договоры, упрощающие процедуру регистрации патента в нескольких государствах, а также продолжить процесс унификации норм патентного права в дальнейшем.

    Со временем, в связи с активным взаимодействием инновационных предприятий, особенно в рамках отдельных регионов, появилась необходимость большей конкретизации предусмотренных ранее норм и упрощения подачи заявки на результаты изобретательской деятельности. Для этих целей и стали появляться так называемые региональные патентные системы. В общем любая региональная процедура предусматривает подачу заявки в региональное патентное ведомство. Заявителям предоставляются права, предусмотренные в определенной региональной конвенции. Использование данной системы имеет смысл тогда, когда государства, в которых заявитель предполагает получить охранный документ, являются участниками одного договора о региональном патенте.

    Первая региональная патентная система, которую мы рассмотрим, — европейская патентная система. Ее создание закреплено в Конвенции о выдаче европейских патентов (англ. Convention on the Grant of European Patents), также известной как Европейская патентная конвенция (ЕПК) (англ. European Patent Convention (EPC)), подписанной в Мюнхене в 1973 г. и вступившей в силу 1 октября 1977 г. [4].

    Конвенция как раз таки представляет собой специальное соглашение, предусмотренное в ст. 19 Парижской конвенции, и договор о региональном патенте в соответствии с п. 1 ст. 45 Договора о патентной кооперации. Она предусматривает создание общей законодательной системы выдачи патентов на изобретения, называющихся, согласно ст. 2, «европейскими патентами». Данные патенты в любом из государств-участников, для которых они выдаются, подчиняются тем же условиям, что и национальные патенты, выданные данным государством, если Конвенция не предусматривает иное. Это означает, что заявителю предоставляются те же права, какие ему предоставил бы патент, полученный непосредственно в этом государстве, а нарушения европейского патента рассматриваются в соответствии с национальным законодательством. Патент может быть получен в одном или нескольких государствах — участниках Конвенции по выбору заявителя [5].

    Итак, основой данной патентной системы является Европейская патентная организация (ЕПО) (англ. European Patent Organisation, EPO). Главная ее задача — выдача патентов на основе норм, являющихся общими для всех участников — стран ЕС. В соответствии со ст. 4 Европейской патентной конвенции, ЕПО имеет два органа: Европейское патентное ведомство, выполняющее функции исполнительного органа, и Административный совет, являющийся надзорным и, в предусмотренных случаях, законодательным органом [6].

    Основными направлениями деятельности Европейского патентного ведомства (ЕПВ) являются рассмотрение заявок и выдача патентов в соответствии с ЕПК. Штаб-квартира ЕПВ расположена в Мюнхене, филиал располагается в Гааге. Руководителем ведомства является президент, который назначается административным советом и подотчетен ему в своей деятельности. Вице-президенты также назначаются администра-

    тивным советом по согласованию с президентом Европейского патентного ведомства.

    Для осуществления производства по заявкам в ЕПВ создаются следующие подразделения: секция приема заявок, отделы поиска, отделы экспертизы, отделы рассмотрения возражений, юридический отдел, апелляционные комиссии, расширенная апелляционная комиссия.

    Согласно Конвенции, административный совет состоит из представителей и заместителей представителей договаривающихся стран. Договаривающаяся страна имеет право назначить одного представителя и одного заместителя представителя в состав административного совета, которые, в свою очередь, могут привлекать себе в помощь референтов и экспертов. Председатель административного совета и его заместитель избираются из числа представителей договаривающихся государств и их заместителей на срок в три года с возможностью переизбрания. Административный совет проводит свои очередные заседания один раз в год. Также он может созываться по инициативе его председателя или по просьбе одной трети договаривающихся государств. Президент Европейского патентного ведомства принимает участие в работе административного совета [7].

    Кроме того, предусматривается возможность присутствия на заседании наблюдателей: представителей Всемирной организации интеллектуальной собственности или же других межправительственных организаций, которым поручено выполнение международных процедур в области патентов и с которыми Организация заключила соответствующее соглашение, или же которые были приглашены административным советом для обсуждения определенных вопросов.

    Стоит отметить, что в определенных случаях административный совет правомочен вносить изменения в положения, закрепленные в ЕПК, а также принимать или изменять финансовый регламент, должностные инструкции для постоянных сотрудников и условия найма иных служащих Европейского патентного ведомства, шкалу окладов, руководство по системе пенсионного обеспечения и размер существующих пенсий для приведения их в соответствие с повышением окладов, правила, относящиеся к пошлинам, свои правила процедуры. Административный совет правомочен поручать президенту Европейского

    патентного ведомства вести переговоры, заключать договоры от имени Европейской патентной организации с государствами, межправительственными организациями и центрами документации, созданными на основе соглашений с такими организациями.

    Каким образом можно получить патент в Европейской патентной организации? Первое, что стоит отметить, — здесь заявитель может получить патент только на изобретение. На остальные объекты патентного права действие Конвенции не распространяется. Критерии патентоспособности стандартные: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Не регистрируются в качестве изобретений открытия, научные теории и математические методы, эстетические решения, схемы, правила и методы игр интеллектуальной или хозяйственной деятельности, программы для компьютеров, простое представление информации.

    Заявка в ЕПВ подается при помощи патентного поверенного. В ней уточняются те страны — участницы Европейской конвенции, в которых планируется получать охрану патента. Есть возможность подать заявку на одном из трех официальных языков Организации: английском, французском или немецком. Если же заявление составлено на каком-либо другом языке, необходимо предоставить его перевод на один из вышеназванных языков в течение двух месяцев.

    Процесс рассмотрения заявления в ЕПВ начинается с проверки соблюдения формальных требований (формальной экспертизы) и патентного поиска. Результаты данной стадии публикуются в Европейском патентном бюллетене. Вторая стадия — экспертиза по существу. На ней осуществляется проверка соответствия предлагаемого изобретения критериям патентоспособности. В случае наличия определенных сомнений или замечаний к заявке, данная стадия может продолжиться перепиской с заявителем, в ходе которой им представляется дополнительная аргументация или вносятся рекомендуемые исправления. Стадия завершается либо выдачей патента, либо отказом в выдаче. Стоит уточнить, что вторая стадия также начинается по ходатайству заявителя и после уплаты пошлины, так как, изучив отчет о поиске, он может отказаться от продолжения процедуры, к примеру, из соображений целесообразности

    или в случае, если замечания эксперта носят непреодолимый характер. Кроме того, заявителю дается время для внесения в заявку необходимых изменений [8].

    Патент вступает в силу после уплаты пошлины и перевода формулы изобретения на оставшиеся два официальных языка Конвенции. Заявитель получает патентную грамоту и становится патентообладателем. По сути, он приобретает целый «букет» национальных патентов, которые существуют независимо друг от друга и действуют на условиях, предусмотренных национальным законодательством. Аннулирование патента на территории одной из стран не влечет за собой автоматического аннулирования в других государствах.

    После публикации сведений о выдаче патента любое лицо, кроме самого патентообладателя, может в течение 9 месяцев подать в ЕПВ мотивированное возражение, решение по которому принимает специальный отдел по возражениям ЕПВ. Апелляция на решения отделов ЕВП может быть направлена в этот же отдел или в апелляционную коллегию, а в некоторых случаях материалы могут быть переданы в расширенную апелляционную коллегию.

    Европейский патент действует в течение 20 лет. Для того чтобы поддерживать действие своего патента, его обладателю необходимо уплачивать пошлину в соответствующие национальные ведомства выбранных государств за третий и каждый последующий год со дня подачи заявки. Защита данного патента осуществляется национальными судами [9].

    В целом получение патента в странах ЕС посредством такой процедуры можно назвать достаточно удобным. Оно имеет ряд плюсов. Во-первых, экспертиза патента проводится в соответствии с единообразными требованиями Конвенции, т. е. во всех государствах патент будет иметь одинаковую формулировку и одинаковый объем охраны. Ведь несмотря на то, что патентное право в ЕС достаточно гармонизировано, сами процедуры выдачи патента в государствах все равно могут проводиться по-разному, и это может привести в итоге к определенным различиям. Во-вторых, с учетом всех пошлин за процедуру выдачи, стоимости представительства и производства, европейский патент будет равен по стоимости приблизительно трем-четырем национальным патентам. Соответственно,

    если заявитель планирует получить охрану патента в большем количестве государств, получение европейского патента представляется значительно более выгодным в экономическом плане.

    Однако у данной системы нельзя не отметить и наличия определенных минусов. Ведь несмотря на то, что заявитель оформляет одну заявку, после получения патента последний должен быть утвержден в каждом государстве — члене ЕС. Кроме того, дополнительные финансовые затраты ложатся на заявителя в связи с необходимостью перевода формулы изобретения на другие языки и поддержанием патента в каждом отдельном государстве.

    В связи с этим после длительных переговоров, которые увенчались успехом 17 декабря 2012 г. заявителю была предложена еще одна процедура — выдача единого патента Евросоюза (European Unitary Patent), который предоставляет защиту изобретения сразу на территории 25 государств — членов ЕС [10]. Его получение происходит путем прохождения всего одного дополнительного административного этапа — отправления запроса на единый европейский патент в Европейское патентное ведомство на бесплатной основе не позднее, чем за месяц после отметки о выдаче европейского патента в Европейском патентом бюллетене. Благодаря тому, что единый патент будет представлять собой уже не набор национальных патентов, а действительно один документ, не требующий валидации (включая перевод) и национального администрирования в каждом государстве отдельно, заявитель сможет сэкономить значительное количество средств и времени [11].

    Кроме того, было принято еще одно очень важное решение — создание единого патентного суда — единой судебной инстанции, решение которой будет признаваться всеми странами, в которых действует единый европейский патент.

    Соглашением о создании единого патентного суда предусмотрено, что в его компетенцию входит разрешение споров в связи с нарушением и недействительностью европейских патентов, выданных согласно ЕПК, европейских патентов с единым действием и сертификатов о дополнительной защите таких патентов [12].

    Также предусмотрено две инстанции: суд первой инстанции и апелляционный суд.

    Суд первой инстанции разделен на центральные (Париж, а также Лондон и Мюнхен), местные и региональные отделения. Решения единого патентного суда подлежат исполнению на территории любой страны, участвующей в соглашении.

    Появление данного суда, безусловно, окажет положительное влияние на развитие патентного права в ЕС и в общем на внутренний рынок Союза. Однако Соглашение вступит в силу только после того, как его ратифицируют тринадцать участвующих стран, при условии, что среди них будут Великобритания, Франция и Германия. На момент написания данной статьи оно ратифицировано семью государствами: Австрией, Бельгией, Данией, Люксембургом, Францией, Мальтой и Швецией [13].

    Вторая региональная патентная система, которую мы рассмотрим в рамках данной статьи, — евразийская. Она представляет для нас большой интерес, кроме всего прочего, еще и потому, что Российская Федерация принимает в ней непосредственное участие. Итак, эта патентная система дает возможность защитить права на изобретения на основе евразийского патента, действие которого распространяется на территории 9 государств-участников: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Туркменистана и Республики Таджикистан [14]. Учреждена она Евразийской патентной конвенцией (ЕАПК) от 9 сентября 1994 г. [15]. Эта конвенция, так же как и европейская, является специальным соглашением в соответствии со ст. 19 Парижской конвенции и договором о региональном патенте в соответствии со ст. 45 Договора о патентной кооперации.

    Конвенция провозглашает создание Евразийской патентной организации (ЕАПО), необходимой для обеспечения выполнения административных задач и выдачи евразийских патентов. Все договаривающиеся государства являются членами ЕАПО. Данная организация, по примеру ЕПО, состоит из двух органов: административный совет и Евразийское патентное ведомство. Ведомство возглавляет президент — высшее должностное лицо и представитель организации.

    В административном совете представлено каждое из государств (по одному голосу на государство). Кворум составляет две

    трети от числа голосов. Решения принимаются на основе консенсуса или же простым большинством участвующих в голосовании полномочных представителей. Административный совет собирается на заседание один раз в год. К его полномочиям относятся: утверждение своих правил процедуры, годового бюджета, избрание председателя административного совета, назначение президента Евразийского ведомства, предоставление президенту Евразийского ведомства рекомендаций в отношении назначения вице-президентов Евразийского ведомства, утверждение большинством в две трети голосов патентной инструкции, финансовой инструкции и административной инструкции и иные действия, направленные на решение задач организации. Всемирная организация интеллектуальной собственности принимает участие в заседаниях административного совета с правом совещательного голоса в соответствии с соглашением ЕАПО и ВОИС [16].

    Евразийское патентное ведомство выполняет административные функции, оно является секретариатом организации. Президент ЕАПВ определяет его структуру и назначает персонал. На сегодняшний день ведомство имеет в своей структуре следующие подразделения: управление экспертизы (отдел формальной экспертизы, отдел химии и медицины, отдел механики, физики и электротехники, отдел по рассмотрению возражений, жалоб и контролю качества), отдел права, отдел реестра евразийских патентов, управление патентной информации и автоматизации, отдел по работе с персоналом и иные отделы, обеспечивающие работу ведомства. Для классификации евразийских патентных документов ведомство использует Международную патентную классификацию (МПК), введенную Страсбургским соглашением о международной патентной классификации.

    Теперь рассмотрим, каким образом можно получить патент в Евразийской патентной организации. Точно так же, как в ЕПО, правовая охрана здесь предоставляется исключительно изобретениям. Критерии патентоспособности изобретений по Евразийской патентной конвенции предусмотрены аналогично положениям Договора о патентной кооперации и Европейской патентной конвенции. Евразийские патенты не могут быть выданы на сорта растений и породы животных, топологии

    интегральных микросхем, изобретения, коммерческое использование которых необходимо предотвратить в целях охраны общественного порядка или морали, включая охрану жизни и здоровья людей и животных или охрану растений, либо во избежание нанесения серьезного ущерба окружающей среде.

    Для получения евразийского патента в Евразийское ведомство (или в соответствующих случаях в национальное ведомство) согласно требованиям, установленным Конвенцией и патентной инструкцией, подается одна евразийская заявка (как на бумажном носителе, так и в электронном виде). Она может быть подана на любом языке с последующим предоставлением перевода на русский язык. Кроме того, патент также может быть получен на основе международной заявки, поданной по процедуре РСТ [17].

    Процедуру рассмотрения поданной заявки можно условно разделить на две части. Первая часть начинается с установления даты подачи заявки. В случае если заявитель планирует воспользоваться правом приоритета, он обязан указать на это при подаче евразийской заявки или в течение трех месяцев с даты поступления евразийской заявки, а также предоставить документы, подтверждающие правомерность такого требования. Далее следует формальная экспертиза.

    Евразийская заявка должна содержать: заявление, описание изобретения, формулу изобретения, чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения, реферат, а также иные материалы, предусмотренные инструкцией и другими нормативными правовыми актами ЕАПО. Далее осуществляется патентный поиск, результаты которого в последующем подлежат публикации.

    Вторая часть включает в себя, в первую очередь, экспертизу по существу, где проверяется соответствие заявленных изобретений требованию единства изобретения, правомерность испрашивания приоритета, возможность принятия к рассмотрению дополнительных материалов и, конечно, соответствие рассматриваемого изобретения условиям патентоспособности. При необходимости во время проверки также может осуществляться переписка с заявителем. Итогом данной стадии является решение о соответствии или несоответствии изобретения условиям, выдача и публикация патента.

    В случае, когда заявитель не согласен с решением Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента, у него есть возможность в течение трех месяцев подать возражение, которое рассматривается коллегией Евразийского ведомства. В состав этой коллегии должны входить минимум два эксперта, которые ранее не принимали решений по данному возражению. В случае несогласия с действиями коллегии при рассмотрении возражения или с ее решением заявителем в течение четырех месяцев может быть подана жалоба на имя президента Евразийского ведомства. По ее результатам президент ЕАПВ может назначить повторное рассмотрение возражения или же отклонить его. При этом постановление об отклонении является окончательным [18].

    Вся процедура рассмотрения заявки в Евразийском патентном ведомстве предусматривает поэтапную оплату пошлин. Первая оплата осуществляется при подаче заявки, вторая — при ходатайстве о проведении экспертизы по существу и третья — за выдачу и публикацию евразийского патента. При этом пошлина за подачу евразийской заявки уменьшается на 25 %, если заявка содержит отчет о международном поиске или отчет о поиске международного типа, подготовленный одним из международных поисковых органов, если же эти отчеты подготовлены Роспатентом — на 40 %. Кроме того, стоит отметить, что заявителям из государств — участников Конвенции предоставляются льготы: пошлины, связанные с подачей евразийской заявки, получением патента, передачей и восстановлением прав, для них снижаются на 90 % [19].

    В течение шести месяцев с даты публикации сведений о выдаче евразийского патента любое лицо может подать в ЕАПВ возражение в письменной форме с изложением соответствующих обоснований и требование об административном аннулировании патента. При соответствии формальным требованиям это возражение рассматривается с учетом мнения обеих сторон. Данная процедура может завершиться принятием решения об аннулировании евразийского патента, об отклонении возражения либо о внесении в патент исправлений и изменений. Это решение может быть оспорено посредством подачи апелляции президенту ЕАПВ.

    Евразийский патент так же, как и европейский, предоставляет своему владельцу

    защиту изобретения сроком на 20 лет, при этом ежегодно необходимо уплачивать пошлину отдельно для каждой из стран, в которой заявитель планирует поддерживать свой патент (перечень этих государств указывается после получения патента). Во всех государствах — участниках ЕАПО цены за поддержание различны. Может отличаться также и год действия патентной охраны, с которого требуется уплачивать пошлину.

    Споры, касающиеся действительности или нарушения евразийского патента, разрешаются национальными судами государств-участников или иными их компетентными органами, руководствующимися по данным вопросам положениями ЕАПК и патентной инструкции. Стоит отметить, что принятое решение будет иметь силу только на территории этого государства. За нарушение евразийского патента в каждом из государств предусмотрена та же ответственность, что и за нарушение национального патента.

    В целом, рассматривая европейскую и евразийскую региональные патентные системы, мы можем найти большое количество схожих аспектов и в структуре организаций, и в процедуре подачи заявки, и в самом правовом регулировании. Безусловно, пример европейской патентной системы, появившейся почти за 20 лет до евразийской, был конструктивно использован при создании второй. Однако необходимо отметить и ряд существенных отличий. Первым таким отличием можно назвать то, что в случае принятия Европейским патентным ведомством решения о выдаче патента заявитель получает своеобразный набор из национальных патентов, каждый из которых действует независимо от другого. Евразийская же система предусматривает получение охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории всех договаривающихся государств. Данную проблему заявитель может разрешить посредством получения появившегося недавно единого патента Евросоюза, который, однако, пока не действует на территории некоторых государств — членов ЕС.

    Кроме того, положительным аспектом применения Евразийской патентной конвенции, на наш взгляд, является отсутствие необходимости перевода патента при положительном результате экспертизы еще на несколько официальных языков. Это значительно удешевляет процесс регистрации патента и исключает ряд проблем, с

    которыми сталкиваются заявители при регистрации европейского патента. Согласно ЕАПК, перевод евразийского патента на государственный язык другого договаривающегося государства должен быть предоставлен в случае запроса. Данное требование, безусловно, является вполне оправданным.

    Новшеством европейской патентной системы на данный момент является создание единого патентного суда — единой судебной инстанции, решение которой будет признаваться всеми странами, в которых действует единый европейский патент. К сожалению, ратификация Соглашения о создании в странах ЕС проходит достаточно медленно. Плюсы и минусы появления данного органа на практике мы сможем увидеть лишь по прошествии некоторого времени после начала его функционирования. Тогда же представится возможным сделать выводы, сможет ли заимствование данного опыта внести какие-либо улучшения в евразийскую региональную патентную систему или же защита посредством обращения в национальные суды, уже зарекомендовавшая себя на практике, так и останется наиболее приемлемой и действенной в рамках данной системы. ^

    1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г. ред. от 2 окт. 1979 г.) // Закон. 1999. № 7.

    2. Договор о патентной кооперации (РСТ) (подписан в г. Вашингтоне 19 июня 1970 г. с изм. и доп. от 3 окт. 2001 г.) // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo. int/treaties/ru/text.jsp?file_id=288641.

    3. Инструкция к Договору о патентной кооперации [Электронный ресурс] // Там же.

    4. Convention on the Grant of European Patents of 5 October 1973 // European Patent Organisation [Электронный ресурс]. URL: http://www.epo.org/law-practice/legal-texts/html/epc/ 1973/e/ma1.html.

    5. Инструкция по применению Конвенции о выдаче европейских патентов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. URL: http://www.rupto.ru/rupto/nfile/e6280dce-305a-11e1-351c-9c8e9921fb2c/ exhibition_corr_ormatted.pdf.

    7. Административная инструкция к Евразийской патентной конвенции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской патентной организации. URL: http://www.eapo. org/ru/documents/ norm/adminstr_txt.html.

    8. Как получить европейский патент. Руководство для заявителей. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rupto.ru/ rupto/nfile/8697821e-4021-11e1-658a-9c8e9921 fb2c/ kak_po_patent.pdf.

    9. Проспект. Получение европейского патента [Электронный ресурс]. URL: http://www.rupto.ru/ rupto/ nfile/ 4efdd7ff-2faa- 11e1-351 c-9c8e9921 fb2c/Pol_evro_patent.pdf.

    10. An Enhanced European Patent System [Электронный ресурс]. URL: http://www.unified-patent-court.org/images/ documents/enhanced-european-patent-system.pdf.

    11. Еременко В. И. О едином патенте Европейского союза // Законодательство и экономика. 2013. № 9. С. 45.

    12. An Enhanced European Patent System [Электронный ресурс]. URL: http://www.unified-patent-court.org/images/ documents/enhanced-european-patent-system.pdf.

    13. Agreement on a Unified Patent Court: Ratification Details [Электронный ресурс]. URL: http://www.consili-um.europa.eu/en/documents-publications/agreements-conven-tions/agreement/?aid=2013001.

    14. Евразийская патентная организация [Электронный ресурс]. URL: http://www.eapo.org/ ru.

    15. Евразийская патентная конвенция от 9 сент. 1994 г. // Собр. законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2323.

    16. Комментарий Евразийского патентного законодательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской патентной организации. URL: http://www.eapo. org/ru/documents/ norm/ comment_txt.html.

    17. Зарубежное патентование [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. URL: http://www.rupto.ru/ activities /inter/coop/ wipo/pct/interpatlaw/article_1?starblind=100.

    18. Патентная инструкция к Евразийской патентной конвенции [Электронный ресурс]. URL: http://www.eapo.org/ ru/documents/norm/instrconv_txt.html.

    19. Положение о пошлинах Евразийской патентной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.eapo.org / ru/documents/norm/poshlina_txt.html.

    Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г. ред. от 2 окт. 1979 г.) // Закон. - 1999. - № 7.

    Договор о патентной кооперации (РСТ) [Электронный ресурс] (подписан в г. Вашингтоне 19 июня 1970 г. с изм. и доп. от 3 окт. 2001 г.) // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. — URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/ text.jsp?file_id=288641 (дата обращения: 10.04.2015).

    Евразийская патентная конвенция от 9 сент. 1994 г. // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 20. — Ст. 2323.

    Административная инструкция к Евразийской патентной конвенции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской патентной организации. — URL: http://www.eapo.org/ru/ documents/norm/ adminstr_txt.html (дата обращения: 10.04.2015).

    Гаврилов Э. П. Региональные патентные системы // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. — 2013. — № 7. — С. 52—58.

    Евразийская патентная организация [Электронный ресурс]. офиц. сайт. — URL: http://www.eapo. org/ru/ (дата обращения: 10.04.2015)

    Еременко В. И. О едином патенте Европейского союза / / Законодательство и экономика. — 2013. — № 9. — С. 45—62.

    Зарубежное патентование [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. — URL: http://www.rupto.ru/ activities/inter/ coop/wipo/pct/ interpatlaw/ artic-le_1?starblind= 100 (дата обращения: 11.04.2015).

    Инструкция к Договору о патентной кооперации [Электронный ресурс] // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. — URL: http://www.wipo.int/treaties/ ru/ text.jsp?file_id= 350425 (дата обращения: 10.04.2015).

    Инструкция по применению Конвенции о выдаче европейских патентов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. — URL: http://www.rupto.ru/rupto/nfile/e6280dce-305a-11e1-351 c-9c8e9921 fb2c/exhibition_corr_ormatted .pdf (дата обращения: 11.04.2015).

    Как получить европейский патент. Руководство для заявителей. Ч. 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rupto.ru/rupto/nfile/8697821e-4021-11e1-658a-9c8e9921fb2c/ kak_po_patent.pdf (дата обращения: 10.04.2015).

    Кожевникова А. Евразийская и российская патентные системы: анализ и соотношение / / Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной

    деятельности в Российской Федерации. материалы Междунар. студ. науч. конф. Иркутск, 12 апр. 2014 г. / [отв. ред. Н. В. Безик]. — Иркутск, 2014. — С. 298—301.

    Леанович Е. Б. Региональные патентные организации // Белорус. журн. междунар. права и междунар. отношений. — 1998. — № 4.

    Комментарий Евразийского патентного законодательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской патентной организации. — URL: http: / / www. eapo. org/ru/ documents/norm/ com-ment_txt.html (дата обращения: 10.04.2015)

    Патентная инструкция к Евразийской патентной конвенции [Электронный ресурс]. URL: http:/ / www.eapo.org/ ru/ documents/ norm/ instrconv_txt.html (дата обращения: 10.04.2015).

    Положение о пошлинах Евразийской патентной организации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eapo.org/ ru/documents/norm/ poshli-na_txt.html (дата обращения: 10.04.2015).

    Правила составления, подачи и рассмотрения евразийских заявок в Евразийском патентном ведомстве [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eapo. org/ru/documents/norm/ zayavki2014_txt.html (дата обращения: 10.04.2015).

    Проспект. Получение европейского патента [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rupto.ru / rupto/ nfile/ 4efdd7ff-2faa- 11e1 -351 c-9c8e9921fb2c/ Pol_evro_patent.pdf (дата обращения: 10.04.2015).

    Слобожанин С. В. Единый европейский патент: реалии и перспективы // Патентный поверенный. — 2013. — № 4. — С 56—62.

    Agreement on a Unified Patent Court [Электронный ресурс]. — URL: http://unified-patent-court.org/ images/documents/upc-agreement.pdf (дата обращения: 25.05.2015).

    Agreement on a Unified Patent Court: Ratification Details [Электронный ресурс]. — URL: http:/ / www.consilium.europa.eu/en/documents-publications/ agreements-conventions/ agreement/? aid=2013001 (дата обращения: 25.05.2015).

    An Enhanced European Patent System [Электронный ресурс]. — URL: http://www.unified-patent-court. org/images/documents/enhanced-european-patent-system.pdf (дата обращения: 13.05.2015).

    Convention on the Grant of European Patents of 5 October 1973 [Электронный ресурс] // European Patent Organisation. — URL: http://www.epo.org/ law-practice/legal-texts/html/ epc/1973/ e/ma1.html (дата обращения: 10.04.2015).

    Regulation (EU) No 1257/2012 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://eur-lex.euro-pa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2012:361: 0001:0008:EN:PDF (дата обращения: 25.05.2015).

    The European and Eurasian Patent Systems: Value, Analysis and Correlation

    © Kozhevnikova A. 2015

    The article considers the European and Eurasian patent systems. The prerequisites and reasons for creation of which are described, as well as their structure, acquisition of patents, keeping them valid and vindicated. We mention the benefits and implications of the number of establishments of the corresponding regional agreements and prospects of the future development of the patent systems in question.

    Key words: European patent; Eurasian Patent; European Unitary Patent; Unified Patent Court.