Руководства, Инструкции, Бланки

поименный список в пенсионный фонд инструкция img-1

поименный список в пенсионный фонд инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Поименный список в пенсионный фонд инструкция

Программа профессиональной переподготовки «Управление персоналом (Профессиональный стандарт)»
Очно-дистанционный курс профессиональной переподготовки Национального союза кадровиков и Московского технологического университета (МИРЭА) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом». Диплом государственного образца государственного университета о прохождении профессиональной переподготовки и удостоверение Национального союза кадровиков.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

23 Дек, 2016 г. - 18:07

22 Дек, 2016 г. - 10:47

23 Дек, 2016 г. - 14:49

О сайте
Обсуждения, касающиеся работы сайта. Здесь Вы можете задавать вопросы о том, как пользоваться тем или иным сервисом.
Модераторы Skate. luna198. Евгений К.

08 Окт, 2016 г. - 18:38

Видео

Другие статьи

У вас работают льготники или досрочники? переходим на новый уровень! Правительство Республики Карелия

У вас работают "льготники" или "досрочники"? - переходим на новый уровень!

Известно, что существует целый ряд профессий - медики, преподаватели, водители троллейбусов, газорезчики, каменщики и другие – с такими условиями труда, которые дают право на льготную пенсию. Стаж, выработанный гражданами в таких организациях или предприятиях, называется «специальным» стажем.

Такой стаж определяется вредным производством, тяжелыми условиями (Списки №1, 2), или перечнем особых льготных специальностей (указаны в ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). И, как уже говорилось, такой стаж даёт право на льготную, или досрочную, пенсию.

Об указанной «специфике» организаций в Пенсионном фонде знают. Работодатель, отчитываясь за своих работников (сдавая индивидуальные сведения), обязан указать, что у него трудятся граждане, имеющие соответствующую льготу. Но, когда дело дойдет до назначения досрочной трудовой пенсии, могут понадобиться дополнительные сведения, которые зачастую не указаны в трудовых книжках и не содержатся в индивидуальных сведениях. Возможные мытарства работников исключают кадровые службы. Они заранее предоставляют в Пенсионный фонд дополнительную информацию, в виде Перечня льготных работ и Поименного списка работников, имеющих «специальный» стаж и, соответственно, право на досрочную пенсию.

В недавнем прошлом такие Перечень и Поименный список (вместе с индивидуальными сведениями) сдавались раз в год, затем — каждые полгода. Теперь это делается ежеквартально, то есть 4 раза в год работодатели отчитываются за каждого из потенциальных «досрочников». Это в разы прибавило работы соответствующим службам. Ведь до сегодняшнего дня Перечень и Поименный список, подтверждающие «специальный» стаж, составлялись вручную, каждый раз заново. Но наступили другие времена.

В Пенсионном фонде РФ сегодня разработаны программы, позволяющие автоматизировать процесс сдачи дополнительных сведений для учета специального стажа работников (сдача индивидуальных сведений была автоматизирована до этого). Они называются «Перечень ЛП» (ЛП расшифровывается как «льготные профессии» и «Сверка ИС и Перечней» (ИС – индивидуальные сведения). Рассчитанные на широкий круг пользователей, они максимально упрощены. Об этом свидетельствует «Руководство пользователя», после прочтения которого программы освоит даже тот, кто с компьютером на «Вы». В настоящий момент программы размещены на региональной странице Отделения ПФР по Республике Карелия сайта Пенсионного фонда РФ (www.pfrf.ru/ot_karel/ ) в разделе «Работодателям региона», вкладка «Программное обеспечение». Кроме того, сотрудники территориальных органов ПФР республики проведут обучение каждого страхователя работе в новых программных комплексах.

Программы не просто значительно облегчают представление дополнительных сведений по специальному стажу в Пенсионный фонд, (а значит, экономят самое дорогое — время). Уникальная возможность программного комплекса заключается в том, что, единожды сформировав «базовые» электронные файлы Перечня и Поименного списка, в дальнейшем работникам кадровых служб необходимо будет только уточнять указанные файлы путем включения в них новых работников, либо исключения работников, которые право на льготу утратили. Программы также позволяют страхователям самостоятельно проверять правильность оформления Перечня и Поименного списка, так как в автоматическом режиме сведения по «специальному» стажу будут соотнесены с индивидуальными сведениями, представленными для целей персонифицированного учета. Новшество немаловажное: ранее за представление недостоверных сведений могли следовать, в том числе, финансовые санкции. Хлопот доставляли и выездные проверки сотрудников Пенсионного фонда, если достоверность сведений вызвала сомнения.

Перечни и Поименные списки за 1-4 кварталы 2011 года, 1 квартал 2012 года, сформированные страхователями с использованием новых программных комплексов, будут по графикам приниматься территориальными органами Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия, начиная с 16 февраля 2012 года.

Создано 11 января 2012. Отредактировано 11 января 2012.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.

Пенсии не будет

Пенсии не будет

По всей стране люди могут потерять стаж работы и сумму страховых пенсионных взносов за 2003 год Деньги на будущие пенсии граждан не перечисляются по всей России

2003 год скорее всего будет назван годом скандалов на почве реформирования российской пенсионной системы. После того как граждане получили возможность заглянуть в свои накопления, выяснилось, что практически по всей стране предприятия нарушают Налоговый кодекс и не перечисляют в Пенсионный фонд суммы на пенсионное обеспечение своих сотрудников. По закону у пострадавших граждан есть только один путь отстоять свои права - подать на работодателя иск в суд. Но мало кто прибегает к такой возможности, попросту опасаясь лишиться работы.

Что делать, если вы получаете письмо из Пенсионного фонда, в котором написано, что денег на вашем личном пенсионном счету - ноль или весьма мифическая сумма, близкая к нулю? Увы, только выяснять отношения с Пенсионным фондом, который скорее всего отправит вас выяснять отношения с вашим же работодателем. А у нас в стране право работающих граждан выяснить что-то у своего работодателя закреплено только на бумаге. На деле всем известно, что конфликтных работников никто не любит и каждый работодатель от таких стремится избавиться.

На вопрос к Минтруду, какие санкции ведомство будет применять к предприятиям, которые не платят отчисления в Пенсионный фонд, его представители искренне удивились. "А почему вопрос к нам? Вы же прекрасно понимаете, что наш статус в системе правительства пока неясен".

Вместе с тем председатель Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений Олег Еремеев уверенно заявил "Известиям", что с нарушениями пенсионных прав можно и нужно бороться: "На открытый в конце прошлого года абонентский ящик (119017, Москва, а/я 413 "Накопительная пенсия") поступали обращения граждан, по которым мы запрашивали работодателей, и мы знаем, что меры к виновным были приняты". Проводимые в стране преобразования - и в особенности пенсионная реформа - призваны создать у людей мотивацию к экономически активному поведению, считает Еремеев: "Работник теперь имеет право не только распоряжаться своими пенсионными накоплениями. Помимо этого, по существующему законодательству он имеет право на получение от своего работодателя всей информации о приобретаемых пенсионных правах. И это тот механизм, который "снизу" должен обеспечить эффективную работу пенсионной системы".

То есть ответ понятен: хотите пенсию - сами теребите своих работодателей.

Вот что из этого выходит на практике.

Около 2000 предприятий-работодателей в Ульяновской области до сих пор не предоставили в фонд сведения об отчислениях за прошлый год.

- Мы попросту не знаем, на чьи пенсионные лицевые счета разносить суммы, указанные этими организациями в общей отчетности, - разъяснил "Известиям" исполняющий обязанности руководителя регионального отделения Пенсионного фонда в Ульяновске Александр Чернышов, - то есть в документах значатся только страховые суммы, перечисленные за всех работников. А поименных сведений нет. И это вина работодателей, которые не предоставили нам соответствующие списки. Получается, что их сотрудники работали, получали заработную плату и исправно платили взносы в Пенсионный фонд. Теперь же из-за отсутствия элементарных бумаг стаж за прошлый год этим людям зачислен не будет. И уплаченные ими страховые пенсионные взносы за этот период тоже не будут учтены при расчете пенсии. Сейчас эта печальная участь ожидает более 10 тыс. ульяновцев.

Сотрудники Пенсионного фонда всячески пытаются воздействовать на недисциплинированных работодателей, но большинство из них даже отыскать трудно. Они поменяли адреса, телефоны. Среди таких - ЗАО "Колос", ЗАО МПФ "Симбирские семена", компания "УАЗ-сервис".

Действия последней организации особо неприятны для Ульяновского автомобильного завода, ведь многие, в том числе и сотрудники Пенсионного фонда, принимают "УАЗ-сервис" за дилеров УАЗа.

- Нет, это предприятие не имеет к нам никакого отношения, - заверил "Известия" сотрудник пресс-службы автозавода Дмитрий Погодин. - Мы ничего о нем не знаем, и оно не является ни официальным дилером, ни дистрибьютором УАЗа.

Новое местонахождение "УАЗ-сервис" пенсионному фонду пока неизвестно. Мобильный телефон руководителя этой организации Натальи Меркуловой не отвечает.

К счастью, крупных предприятий среди должников-отчетников нет, но региональное отделение Пенсионного фонда смущает их количество и халатное отношение к наемным работникам. Многие даже не воспринимают заявление руководства ПФ всерьез. Например, руководитель ПМК-5 Светлана Пономарева. По ее словам, отчетность ее фирма не предоставила вовремя, потому что не успела.

- Это вообще не проблема! - сказал "Известиям" сотрудник той же организации Эдуард Пономарев. - Будут от ПМК эти документы со временем.

Наемные же служащие не предоставивших нужный отчет организаций даже не подозревают о действиях своих работодателей.

- Неужели это правда? - удивляется Елена Головина, одна из потенциальных пострадавших, продавщица одного из недобросовестных частных предпринимателей, не предоставивших списки в фонд. - Я день и ночь горбатилась, на меня все шишки, все проверяющие, я за все в ответе - и что же? Ни стажа, ни пенсии? Не может такого быть! Я уверена, что начальник просто "закрутился" и решит проблему.

- Как же, решит, - вмешалась в разговор женщины с корреспондентом "Известий" одна из покупательниц - Ольга Баранова, - мой муж не то что стаж и пенсию, зарплату до сих пор за прошлый год не всю получил. Им на нас наплевать. Может, и мой начальник этот самый список в Пенсионный фонд не отдал, нам-то он не доложит, скажет: все, мол, в порядке. А потом уж и разбираться поздно будет.

Руководство Пенсионного фонда считает, что выход у пострадавших от работодателей ульяновцев есть.

- Надо смело отправляться в суд и подавать иск на нерадивое руководство, - считает Александр Чернышов, - мы уже консультировались с юристами по этому поводу. Дело выигрышное на все 100%. Еще и компенсацию за моральный ущерб можно потребовать.

Кроме того, работники Пенсионного фонда нашли управу и на работодателей, скрывающих свои "грешки" перед сотрудниками и не ставящих их в известность о том, что их предприятие не предоставило в Пенсионный фонд нужную отчетность.

- Через неделю списки всех организаций, по вине которых люди могут остаться без стажа и пенсий, будут опубликованы на сайте фонда и в средствах массовой информации. Пусть ульяновцы знают их в лицо и принимают соответствующие меры уже сейчас, пока еще есть время исправить ситуацию.

По данным отделения ПФР по Ставропольскому краю, 45 млн. руб. уплаченных за работавших в 2003 году, остаются неопознанными, то есть не подтвержденными индивидуальными сведениями, кому именно из работников и в каком размере они предназначены.

- Проблема не нова, - считает заместитель управляющего отделением фонда Ирина Шинкаренко. - В прошлом году, например, мы так и не нашли конкретных адресатов на три миллиона рублей, поступивших к нам от работодателей в качестве страховых взносов за 2002 год. И до сих пор не знаем, что делать с этими деньгами, поскольку они ничьи. Между тем, по нашим сведениям, этих средств не дождались около 700 работников, для которых указанные рубли были бы отнюдь не лишними. В нынешнем году ситуация гораздо острее, поскольку отсрочки работодателям на предоставление сведений решено не давать. Будем воспитывать их штрафами и судебными исками.

По сведениям Шинкаренко, в судах края выиграно уже более десятка пенсионных дел, связанных с недобросовестными работодателями. В частности, поясняет она, кузнец ручной ковки Александр Беленко из Туркменского района при поддержке юристов Пенсионного фонда сумел высудить у своего сельхозпредприятия больше 15 тыс. руб. льготной пенсии, которой он лишился из-за несвоевременной подачи сведений работодателем в ПФР. Заодно суд обязал сельхозпредприятие предоставить информацию в Пенсионный фонд обо всех остальных работниках.

В самих предприятиях, породивших пенсионную неразбериху, чаще всего объясняют свою нерасторопность жесткими сроками отчетов и кадровой чехардой.

- За минувший год у нас из-за низкой зарплаты поменялось несколько финансистов, - говорит бухгалтер Ставропольского аэроклуба РОСТО Таисия Верховец. - При таком "наследстве" быстро представить точные сведения в ПФР немыслимо.

Как сообщила "Известиям" замуправляющего Тульским отделением ПФ Вера Погудина, в области из 17 266 страхователей только 16 466 представили индивидуальные сведения в срок. По состоянию на 15 марта к 304 страхователям, представившим индивидуальные сведения о стаже и начисленных страховых взносах с нарушением срока, предъявлены штрафные санкции в сумме 84 218 руб.

В связи с непредставлением индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах из поступивших в ПФР за 2004 год 3.38 млрд. руб. не принято к разнесению по индивидуальным лицевым счетам только более 25 млн. руб. Основная категория не сдавших индивидуальные сведения - это предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд. А это означает, что сотрудники, на которых не представлены индивидуальные сведения о стаже и начисленных страховых взносах, не смогут получить извещения о состоянии своего лицевого счета за 2004 год, так называемые "письма счастья", сделать перерасчет пенсии, увеличить свой пенсионный капитал.

Крупных предприятий, которые бы до сих пор не представили сведения об отчислениях за прошлый год, в области нет. В прошлом году в области было около тысячи человек, на которых данные пришли с опозданием.

Если работодатели вообще не сдадут данные на своих сотрудников (такие случаи бывали в УИН), пенсионный капитал будет перечислен в доход государства. Однако до сих пор, по данным Погудиной, ни одного такого иска в Тульской области не было.

В Ростовской области до сих пор не поданы сведения об отчислениях в Пенсионный фонд на несколько тысяч работников предприятий.

- Среди тех, кто не предоставил нам информацию, есть крупные предприятия (например, ростовский часовой завод), немало и предпринимателей, у которых работает 1-2 человека, в основном это продавцы торговых лотков, - говорит начальник отдела взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами отделения Пенсионного фонда по Ростовской области Наталья Алешина. - Конечно, в первую очередь мы принимаем меры к крупным предприятиям, защищая права их коллективов. Информацию о тех, кто не уплачивает страховые взносы или опаздывает с предоставлением информации, мы передаем в администрации районов. Там действуют межведомственные комиссии, работающие с неплательщиками.

У районных администраций есть возможность воздействовать на нерадивых работодателей, например, не выдавая разрешение на торговлю. Парадокс в том, что по закону Пенсионный фонд может оштрафовать тех работодателей, которые несвоевременно представили информацию, однако нельзя "наказать рублем" тех, кто не отчитался вообще. Впрочем, штраф даже для малых предпринимателей может быть смехотворным: они часто официально "показывают" годовую зарплату своих работников в размере, не превышающем 300 рублей в месяц, в качестве страховых взносов платят 300 рублей. По закону штраф составляет 10% от причитающихся Пенсионному фонду платежей, соответственно потерять 30 рублей в качестве штрафа никто не боится.

- Мы рекомендуем работникам подавать на работодателей в суд, но таких случаев в Ростовской области еще не было. Понятно, что, если кто-то начнет судиться, может вообще лишиться работы, - говорит Наталья Алешина. - Даже те, кому скоро идти на пенсию, предпочитают не конфликтовать.

По данным, которые предоставило "Известиям" отделение Пенсионного фонда по Краснодарскому краю, из 148 030 зарегистрированных в фонде предприятий, фирм и иных юридических лиц свыше 14 тыс. не представили сведений об отчислениях за 2003 год. Это примерно девять процентов всех организаций-работодателей. Количество предприятий, которые вообще не отчисляют ни копейки в Пенсионный фонд, пока не подсчитано, но в 2002 году число подобных организаций, имеющих нулевые счета, равнялось 101 тысяче. Соответственно работники этих предприятий будут лишены пенсионных начислений и стажа работы. Всего же задолженность Пенсионному фонду по краю составляет 1 млрд. 326 тыс. 705 рублей.

Во Владимирской области "сотни предприятий и организаций не предоставили сведений о перечислении средств в отделение Пенсионного фонда". Как сообщили в фонде "Известиям", в результате в ПФ не могут ни пересчитать пенсию работающим пенсионерам, ни начислить ее с учетом работы в прошлом году выходящим на пенсию (при этом пенсионер будет получать свою пенсию не полностью), ни произвести начисления на накопительную часть пенсии. "Сведения должны быть направлены в отделение Пенсионного фонда до 1 марта, если они приходят с опозданием, то все начисления за 2003 год Пенсионный фонд осуществит только в 2005 году. А если сведения не поступят вообще, то переведенные предприятием деньги и вовсе уйдут в федеральный бюджет, что обиднее всего!" - рассказала "Известиям" заместитель начальника отделения Инна Сычугова.

Как выяснилось, граждане должны сами всерьез озаботиться состоянием своего лицевого пенсионного счета. Как рассказали в отделении Пенсионного фонда по Владимирской области, во-первых, каждое предприятие должно предоставить копию сведений, отправляемых в Пенсионный фонд, своему работнику, во-вторых, любой гражданин может получить эти сведения в отделении Пенсионного фонда после 1 июня каждого года, и наконец, в-третьих, само отделение Пенсионного фонда должно каждый год высылать эти самые "письма счастья".

В отделении Пенсионного фонда по Владимирской области просто развели руками: "За непредставление сведений мы штрафуем провинившихся в размере 10% от суммы начислений - это же громадные суммы. И что характерно: штрафы платят, а сведения все равно не предоставляют!"

В Нижегородской области ситуацию с подачей сведений об отчислениях в Пенсионный фонд не считают критической. В плане подачи сведений в Пенсионный фонд здесь поставлен своеобразный рекорд. Все сведения, которые в прошлом году в фонде собирали целый год, на этот раз собраны уже за три месяца.

- В Нижегородской области 39 500 работодателей. И все они уже сдали сведения об отчислениях за прошлый год, - сообщила "Известиям" заместитель управляющего Пенсионным фондом Ирина Афонина. - Поскольку в этом году количество работодателей увеличилось, мы получили сведения более чем из 40 тыс. предприятий.

Такая активность работодателей в основном объясняется деятельностью самого Пенсионного фонда. Сотрудники фонда присылают уведомления на предприятия, а также предоставляют главам районных администраций "черный" список тех работодателей, которые не предоставили сведений в срок. Эффект не заставляет себя долго ждать.

По словам Ирины Афониной, на 1 марта в списках должников числится всего 200 предприятий области. К ним будут применены штрафные санкции. Работники этих фирм не пострадают.

Проверка работодателей (страхователей) органами Пенсионного фонда

Проверка работодателей (страхователей) органами Пенсионного фонда

Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на органы налоговой службы (п. 1 ст. 25).

Сведения, предоставляемые работодателем (страхователем)

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон от 01.04.96 № 27-ФЗ) и в связи с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета территориальные органы Пенсионного фонда (ПФ) РФ наделены правами:

  • требовать от страхователей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
  • осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в т. ч. по их учетным данным;
  • выполнять в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, корректировку этих сведений и вносить уточнения в лицевой счет, письменно уведомив об этом страхователя и застрахованное лицо, и т. д.

В соответствии со ст. 15 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ в обязанности страхователя (работодателя) входит:

  • своевременно представлять в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах, определенные Законом от 01.04.96 № 27-ФЗ, по формам, установленным ПФР ;
  • получать в территориальном органе страховые свидетельства и выдавать их работающим у него застрахованным лицам;
  • проверять соответствие реквизитов предъявляемого застрахованным лицом страхового свидетельства реквизитам его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и т. д.

Страхователь представляет в территориальные органы ПФР сведения об уплачиваемых страховых взносах, заработке (доходе) на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Сведения, указанные в ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ, страхователь представляет в территориальные органы ПФР один раз в год, но не позднее 1 марта. Сведения касаются каждого работающего у него застрахованного лица:

  • дата приема на работу и дата увольнения (для застрахованного лица, принятого или уволенного данным страхователем в течение отчетного периода);
  • сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
  • сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и т. д.

Установление жестких сроков связано с тем, что ст. 17 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) предусмотрен перерасчет страховой части трудовой пенсии, если лицо осуществляло работу или иную деятельность не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета. Назначение пенсии и перерасчет может быть выполнен только на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Полная и достоверная выписка может быть сделана лишь в том случае, если работодатель своевременно представит отчет в ПФР.

Наряду с этим ограничение срока связано с тем, что Законом от 01.04.96 № 27-ФЗ и Федеральным законом от 24.06.02 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусмотрена рассылка Пенсионным фондом РФ застрахованным лицам извещений, содержащих сведения о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Для этого территориальным органам ПФР необходимо принять индивидуальные сведения на застрахованных лиц от работодателей, ввести их в базу данных ПФ РФ, отработать все возможные ошибки и разнести представленную работодателем информацию на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Сведения представляются по формам, установленным Пенсионным фондом РФ. Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.06 № 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкция по их заполнению. В настоящее время утверждено 24 формы, в т. ч.:

  • «Анкета застрахованного лица (АДВ-1)»;
  • «Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7)»;
  • «3аявление об обмене страхового свидетельства (АДВ-2)»;
  • «3аявление о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3)»;
  • «Листок исправлений (АДВ-9)»;
  • «Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж (СЗВ-СП)»;
  • «3апрос застрахованного лица о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗВ-2б)»;
  • «Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5)» и т. д.
Выездные документальные проверки

Органы ПФ РФ проводят выездные документальные проверки в целях определения права застрахованного лица на досрочное назначение пенсий (по Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет), стажа для конвертации пенсионных прав застрахованных граждан по состоянию на 1 января 2002 г. а также для своевременного внесения изменений в трудовую книжку работника и исправления ошибок, допущенных при оформлении записи работодателем.

Для своевременной подготовки документов и проведения документальных проверок (в т. ч. по льготному стажу) при назначении пенсии в ПФ РФ по месту регистрации работодателя представляются списки работников, выходящих на пенсию в ближайшие 2 года.

В учреждениях (организациях), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляются поименные списки лиц, осуществляющих указанную деятельность, с указанием Ф. И. О. должности, кода льготы и периода работы в указанной должности.

Поименные списки представляются в территориальные органы ПФР по месту регистрации организации один раз в год, одновременно с отчетом по персонифицированному учету. Специалисты ПФР один раз в 3 года осуществляют плановую проверку с выходом в организации для сверки поименных списков, представленных в ПФ РФ, с первичными документами работодателя. Одновременно проверяются лицензия на ведение медицинской и педагогической деятельности, штатное расписание, тарификационные списки, трудовые книжки, приказы, лицевые счета; при проверках стажа творческих работников – планы проведения концертов, спектаклей, афиши.

Указанные проверки осуществляются в соответствии с п. 3 ст. 18, ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях и постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Ф

Плановые проверки выполняются на основании «Постановления о проведении проверки», в котором указываются: цель проверки, истребуемые документы, сроки проверки, Ф. И. О. и должности специалистов, направляемых для осуществления проверки. Постановление подписывается начальником территориального Управления ПФР и заверяется печатью Управления ПФР. Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается у страхователя-работодателя, где проводится проверка.

Если проверяется льготный стаж для первичного назначения пенсии или для конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, проверка проводится без оформления «Постановления о проведении проверки» на основании запросов пенсионных отделов либо запросов других территориальных подразделений ПФР, где производится назначение пенсии либо конвертация пенсионных прав.

При плановых документальных проверках или документальных проверках для назначения досрочной пенсии истребуются следующие документы:

  • приказы о приеме / увольнении, переводе на другие работы, об отпусках (учебных, административных и пр.), периодах работы с неполным рабочим днем и т. д.;
  • трудовые договоры;
  • расчетно-платежные ведомости (лицевые счета);
  • формы № Т-2;
  • технологические процессы, инструкции по технике безопасности, технические параметры оборудования и другие документы, на основании которых можно определить характер работы и соответствие ее условий ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.

При составлении отчета по персонифицированному учету на работников, осуществляющих деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, заполняются формы СЗВ-4–1, которые представляются отдельной пачкой. Такие формы проверяются в два этапа. Первоначально проверяется соответствие представленному Поименному списку на отчетный год, а затем соответствие документам, имеющимся в Наблюдательном деле территориального органа ПФР, которое ведется с момента регистрации организации.

Формы СЗВ-4–1 требуют проставления кода льготы в соответствии с постановлением Правления ПФР от 31.07.06 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».

Проверка годовой отчетности работодателя

К формам годовой отчетности страхователя-работодателя относятся:1. Форма АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов» – представляется по итогам расчетного периода.2. Формы СЗВ-4–1 «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» и СЗВ-4–2 (Списочная форма) при предоставлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии. Индивидуальные сведения представляются на магнитном носителе в сопровождении бумажного носителя.3. Форма АДВ-6–1 «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР».

Рассмотрим ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике при проверке документов.

Отчетность от страхователей за год принимается только в полном объеме, т. е. сдаются индивидуальные сведения на всех сотрудников без исключения. По этой причине необходимо до начала отчетного периода осуществить анкетирование всех вновь принятых сотрудников, не зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования. В случае отсутствия у работников страхового свидетельства на момент представления отчетности, территориальные органы ПФР применяют штрафные санкции к работодателям по нормам ст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.

Одним из контрольных показателей для проверки правильности отражения сведений является нулевая разница между суммами показателей «Начислено страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии» и «Начислено страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии» по формам СЗВ-4–1 (СЗВ-4–2) и теми же показателями за расчетный период по форме АДВ-11 в целом по организации. Если разница между этими показателями отлична от нуля, организации необходимо дать объяснение о данном несоответствии в письменном виде и в двухнедельный срок предоставить исправленные формы. В противном случае формы индивидуальных сведений считаются непринятыми, с последующим начислением штрафных санкций.

При предоставлении отчетности в территориальные органы ПФР работодатели-страхователи часто допускают следующие ошибки:

  • неверное заполнение страхового номера;
  • орфографические ошибки в Ф. И. О.;
  • неверное отражение начисления взносов в ПФР;
  • периоды стажа не содержат разбивки в случае увольнения, изменения условий труда;
  • при предоставлении сведений по льготному исчислению стажа не указываются код льготы, особые условия труда, ставка, часы нагрузки.

При заполнении форм (АДВ-11) типичные ошибки такие:

  • неверно указан отчетный период;
  • не указано количество пачек документов, содержащих исходные формы СЗВ-4–1 (СЗВ-4–2), за отчетный период и общее количество исходных форм СЗВ-4–1 (СЗВ4–2), предоставляемых работодателем; неверное указание признака тарифа «М» – максимальный тариф и «Р» – применение регрессивной шкалы начисления взносов;
  • реквизит «начислено взносов в ПФР» не всегда содержит суммы начисленного ЕСН в целом по организации, подлежащего зачислению в ПФР – нарастающим итогом.

«Ведомость уплаты страховых взносов», форма АДВ-11, – заполняется в соответствии с платежами, уплаченными на счет ПФР по видам платежей. На этапе приема АДВ-11 производится сверка платежей по данным Федерального казначейства. Сверка заканчивается формированием протокола к ведомости, в котором отражаются только платежи, подтвержденные органами Федерального казначейства, а также полнота поступления страховых взносов раздельно на страховую и накопительную части трудовой пенсии в разрезе периодов, за которые произведена уплата.

Что делать, если обнаружено расхождение сведений по фонду оплаты труда (ФОТ)?

Предположим, при принятии отчета организации, содержащего формы СЗВ-4–1 (СЗВ-4–2) и АДВ-11, за 2007 г. обнаружено расхождение сведений, поданных в ПФР, с формой налоговой декларации по ЕСН, сданной в ИМНС.

Предприятию предложили предоставить для проверки расчетной величины ФОТ по АДВ-11 следующие документы:

  • кадровые документы – приказы по основной деятельности, договоры на выполнение работ, трудовые договоры, личные карточ­ки формы Т-2;
  • бухгалтерские документы – расчетно-платежные ведомости, лицевые счета, табель учета рабочего времени.

В результате проверки выявлено неправомерное включение в ФОТ, подлежащий налогообложению, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении у одного работника, а также включение в ФОТ пособия по временной нетрудоспособности – у двух работников. Таким образом, расчетный ФОТ по АДВ-11 превысил налоговую базу ЕСН.

Предприятию предложено предоставить корректирующие формы СЗВ-4-1 (СЗВ-4-2) на троих работников, в индивидуальных сведениях которых обнаружены ошибки, новую АДВ-11 и сдать уточненную налоговую декларацию в ИМНС.

В случае обнаружения ошибок в формах документов персонифицированного учета, поданных в территориальный орган, страхователь в двухнедельный срок должен представить исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Индивидуальные сведения, представляемые в территориальный орган страхователем, являющимся юридическим лицом, заверяются подписью руководителя и печатью организации.

Индивидуальные сведения, представляемые в территориальный орган страхователем, не являющимся юридическим лицом, заверяются его подписью.

Сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением требований ПФР в части форм документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии территориальный орган возвращает страхователю с указанием обнаруженных нарушений.

Подготовка годового отчета

Для подготовки годового отчета индивидуальных сведений застрахованных лиц ответственные за ведение персонифицированного учета на предприятии (в организации) могут использовать любые программные продукты, содержащие документы индивидуального (персонифицированного) учета. С 1 января 2008 г. отчетность в ПФР, в т.ч. документы прошлых отчетных периодов, принимаются только в формате 7.0 (ХМL-формат). Перечень интернет-сайтов организаций – разработчиков программ для страхователей размещен на сайте Отделения по г. Москве и Московской области (www.pfrmsk.ru).

В случае отсутствия на предприятии автоматизированного рабочего места (АРМ) бухгалтера или кадровика для подготовки отчета предлагается использовать следующие документы: кадровые документы – приказы по основной деятельности, договоры на выполнение работ, трудовые договоры, личные карточки формы Т-2; бухгалтерские документы – расчетно-платежные ведомости, лицевые счета, табель учета рабочего времени; дополнительные документы – тарификационные списки, графики работ, наряды и другие документы, подтверждающие наличие условий для назначения досрочной трудовой пенсии.

В целях снижения трудозатрат при подготовке документов индивидуального (персонифицированного) учета, удобства сдачи отчетности, установления защищенного документооборота, ПФР предлагает воспользоваться услугой представления сведений о застрахованных лицах в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи.

Применение системы электронного документооборота ПФР (электронно-цифровой подписи) в массовом порядке позволяет оптимизировать и ускорить работу специалистов территориальных органов ПФР по приему индивидуальных сведений и дает возможность бухгалтерам представлять отчетность в ПФР, не покидая рабочего места.

Территориальные органы Пенсионного фонда приступили к приему сведений индивидуального (персонифицированного) учета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с привлечением сторонних удостоверяющих центров (УЦ). С этой целью заключаются «Соглашения о совместных действиях по организации и функционированию системы представления сведений о застрахованных лицах в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и об обеспечении взаимного признания сертификатов ключей подписи».

Территориальный орган ПФР сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в ПФР.

Сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период, подтвержденные органами федерального казначейства, включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Принципиальным является включение в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений не только о начисленных, но и об уплаченных страховых взносов в ПФР, что позволяет в дальнейшем использовать сведения персонифицированного учета для исчисления пенсий с применением условно-накопительного метода и накопительного элемента.

В Правилах учета страховых взносов сказано, что при расчете пенсионного капитала нужно принимать только те взносы, которые поступили от страхователя на счет ПФР в расчетном периоде. Таким периодом является календарный год. Во время сдачи индивидуальных сведений с каждым страхователем производится сверка информации по платежам. Проверяются суммы, уплаченные им в расчетном периоде и поступившие на счет ПФР. Сверка заканчивается определением коэффициента уплаты страховых взносов. А взносы за 2007 г. которые организация заплатила в 2008 г. будут учтены при сдаче индивидуальных сведений за расчетный период 2008 г. и отражены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц также в 2008 г.

Если задолженность по страховым взносам за 2007г. была оплачена после 1 января 2008г. то в этом случае сумма оплаченных страховых взносов будет учитываться по страховой и накопительной частям в 2008г. а коэффициент уплаты за 2007г. будет меньше единицы. Если по состоянию на 1 января 2008г. задолженность по страховым взносам за 2007 г. отсутствует, сумма оплаченных взносов будет учитываться по страховой и накопительной частям в 2007г. Коэффициент уплаты за 2007 г. будет равен единице.

В случае же если в текущем году была переплата по страховым взносам, то излишне перечисленные суммы не нужно учитывать при определении коэффициентов уплаты за этот календарный год. Их следует зачесть в счет предстоящих платежей в следующем году. Сумма переплаты может быть возвращена страхователю в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.

Статьей 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ определено: страхователи, в т. ч. физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления согласно Федеральному закону достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. За непредставление в условленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в т. ч. физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10% причитающихся за отчетный период платежей в ПФР.

Что будет с размером пенсии, если страхователь несвоевременно или не полностью уплачивает страховые взносы в ПФР?

Неисполнение страхователем обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов за застрахованное лицо, которое выполняло оплачиваемую работу по трудовому договору и подлежало в этот период обязательному пенсионному страхованию, влечет за собой такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии.

НА № 10‘2007 Между тем в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.07 № 9-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный п сказано: впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФ РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению ПФ РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия, за счет средств федерального бюджета.

При решении вопроса о включении в страховой стаж периодов работы гражданина по трудовому договору, за которые страхователями не уплачивались страховые взносы, территориальные органы ПФР должны руководствоваться указанным выше постановлением Конституционного Суда РФ.

Регистрация застрахованных лиц

Каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. Регистрация застрахованного лица предусматривает открытие лицевого счета на застрахованное лицо с выдачей ему страхового свидетельства. Датой регистрации является дата открытия лицевого счета.

При заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, с застрахованным лицом, не зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган в течение 2 недель с даты заключения договора. Форма анкеты застрахованного лица утверждается ПФР.

Правильность указанных в анкете застрахованного лица сведений заверяется подписью застрахованного лица и проверяется страхователем.

Анкеты застрахованных лиц передаются страхователем в территориальный орган вместе с описью документов, форма которой утверждается ПФР.

Территориальный орган ПФР в течение 3 недель со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации, которое сообщается страхователю и застрахованному лицу. При необходимости территориальный орган в этот же срок направляет страхователю запрос об уточнении сведений, форма которого утверждается Пенсионным фондом РФ.

Застрахованное лицо расписывается в сопроводительной ведомости в получении страхового свидетельства.

Для регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ответственное лицо на предприятии (в организации) предоставляет в ПФР на бумажном и магнитном носителях:

  • «Анкету застрахованного лица», форма АДВ-1;
  • «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР», форма АДВ-6–1.

Наиболее характерные ошибки, допускаемые при представлении анкеты застрахованного лица, состоят в следующем:1. При заполнении фамилии, имени или отчества допускаются орфографические ошибки, а именно не соблюдается условие заполнения реквизитов в именительном падеже.2. Дата рождения указывается неверно, т. е. без указания дня и месяца рождения.3. Адрес регистрации заполняется не в обязательной последовательности: страна, регион, район, город, населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира.4. Не учитывают, что реквизит «Адрес места жительства фактический» заполняется только в случае отличия его от «Адреса регистрации»; он необходим для ознакомления застрахованного лица с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Указанные сведения должны содержать исчерпывающий перечень сведений для формирования будущего пенсионного дела.

В случае изменения Ф. И. О. даты рождения, места рождения или пола застрахованного лица страхователь обязан предоставить в органы ПФР следующие формы: «Заявление об обмене страхового свидетельства» (АДВ-2), «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР» (АДВ-6–1) на бумажном и магнитном носителях.

Наиболее часто страхователи допускают ошибки при заполнении страхового номера, анкетных данных, а также неполно указывают сведения из страхового свидетельства. Это затрудняет поиск застрахованного лица по базе ПФР.

В случае утраты или непригодности страхового свидетельства в ПФ должны быть предоставлены формы: «Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства» (АДВ-3) и «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФ» (АДВ-6–1) на бумажном и магнитном носителях. При предоставлении этих форм страхователи иногда неверно заполняют номер страхового свидетельства или неполно указывают его данные.

В случае выявления ошибок в исходных документах, выдаваемых ПФР страхователю или застрахованному лицу (в страховом свидетельстве, запросе об уточнении сведений, отказе в выдаче документа), подается форма «Листок исправлений» (АДВ-9). При заполнении этой формы необходимо заносить данные, как содержащиеся в ошибочном документе, так и правильные.

Что делать, если подана ошибочная анкета застрахованного лица?

Рассмотрим конкретный пример.

Предприятие подало документы на своего работника Кравчука Александра Павловича для назначения пенсии по старости. Органы ПФР сделали запрос на выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из базы данных персонифицированного учета пришел отказ в предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на Кравчука Александра Павловича по причине отсутствия факта регистрации данного гражданина в системе ПФР, и было указано, что по данному страховому номеру зарегистрировано лицо с другими анкетными данными – Кравчук Александра Павловна.

Предприятию предложили предоставить документы для уточнения факта работы и анкетных данных работника предприятия:

  • паспорт застрахованного лица;
  • кадровые и бухгалтерские документы – приказы по основной деятельности, лицевые счета.

В результате проверки выявлено, что при подаче «Анкеты застрахованного лица» (АДВ-1) для регистрации в системе ПФР была допущена ошибка в имени и отчестве гражданина. Анкета была подана на Кравчук Александру Павловну.

Для исправления ошибки предприятию предложили представить формы «Заявление об обмене страхового свидетельства» (АДВ-2) и «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР» (АДВ-6–1).