Категория: Инструкции
В наше время чрезвычайные ситуацииХарактеристика чрезвычайных ситуаций происходят чаще, чем ведение боевых действий или борьба с террористами.
Дежурный по части это должностное лицо, которое принимает сигнал об аварии, уточняет ее место и масштабы и принимает необходимые меры (эвакуация людей и имущества,Эвакуация имущества В каких случаях проводится эвакуация. Порядок эвакуации ликвидация последствий, локализация аварии).
Для этого есть список личного состава штаба ЛЧС и порядок вызова на службу. Открыть документ и скачать его Для посыльных закладываем Пакет с карточками посыльныхРисунок маршрута движения посыльного Эти карточки составляются отдельно от карточек сбора по тревоге. Сначала вызывают военнослужащих штаба ЛЧС, а затем всех военнослужащих, проживающих вне казармы и увольнительными записками.
Затем немедленно следует доклад командиру и ожидается прибытие оперативной группы для ликвидации последствий аварии (штаба ликвидации чрезвычайной ситуации).
Для действий в случае техногенной или природной аварии у него есть Инструкция при возникновении чрезвычайных ситуаций.Инструкция дежурному по части при возникновении чрезвычайных ситуаций, происшествий техногенного характера В Приложении к ИнструкцииПриложение к Инструкции. Действия при отдельных видах чрезвычайных ситуаций Открыть документ и скачать его указано, как действовать при различных ситуациях.
Естественно, пункты Приложения включаются в зависимости от особенностей данной местности.
Документы штаба ЛЧСПримерный перечень документов штаба ЛЧС, образцы документов заложим в сейф дежурному по части, чтобы не пришлось вызывать офицера, который закрыл кабинет или забыл ключи от сейфа.
Говоря об эвакуации вспомним о семьях военнослужащих и гражданских лицах. В каждой квартире должны быть Памятки по подготовке и проведению эвакуации.Памятки для семей военнослужащих. Подготовка вещей. Действия при различных ситуациях Открыть документ и скачать его
Чем дальше разбираемся, тем больше появляется документов.
Оказывается, в установочный приказ необходимо включить и управление штаба ЛЧС (обязательно включить дублеров – резерв – на случай отсутствия основного лица), в Инструкцию дежурному по роте – действия при эвакуации личного состава и ВВТ, а также семей военнослужащих. В Боевой расчет. который старшина зачитывает на вечерней проверке – погрузочные команды и формирования для ликвидации чрезвычайной ситуации (инженерное формирование, защита от ОПМ, расчеты полевой кухни, бани, разведка, наблюдательные посты – радиационный и инженерный, медицинский, расчеты пунктов эвакуации).
Должен быть приказ о подготовке к эвакуации военного городка (довести Памятки по подготовке и проведению эвакуации.,Подготовка вещей. Действия при различных ситуациях. Памятки для семей военнослужащих при подготовке и проведении эвакуации. Открыть документ и скачать его в котором расписаны и обязанности должностных лиц, отвечающих за эвакуацию и время проведения тренировок.
Естественно, после проведения тренировки издается Приказ об итогах тренировки по проведению эвакуации и мерах по улучшению обеспечения эвакуации. Здесь подводятся итоги эвакуации военного городка и эвакуации личного состава, ВВТ и документации.
Я не встречал таких документов, поэтому возможны замечания и дополнения. Я готов внести поправки и обсудить вопросы, возникающие по этим документам.
Действия должностных лиц можно свести к следующим основным мероприятиям.
1. При проявлении признаков ЧС наряд охраны (постовые), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи, подают сигнал «тревога» на ПЦО (ЦОУ) и (или) в дежурную часть ОВД.
Наряд охраны (постовые) принимает меры (в соответствии с выписками из плана обороны объекта) для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны объекта (закрывают входы и выходы из зданий (помещений), требуют от находящихся в них лиц прекратить движение, блокируют вероятные места проникновения правонарушителей).
Работники объекта закрывают (проверив, не осталось ли в них посторонних) помещения, где хранятся материальные ценности, и исключают возможность использования ключей правонарушителями. В дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
Руководитель администрации, при возможности, сообщает о ситуации .на объекте во все заинтересованные ведомства (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее) и организует доступ на объект привлекаемых по оперативному плану (плану обороны объекта) сил.
2. Дежурный ОВД, получив тревожное сообщение, обязан немедленно выслать к объекту экипированный средствами индивидуальной защиты и вооруженный табельным оружием наряд во главе с лицом среднего или старшего начальствующего состава, вручив ему схему расположения объекта и карточку-план объекта.
Категорически запрещается перепроверять по телефону или иным способом причину подачи сигнала «тревога» из важного объекта.
Одновременно к объекту для его блокирования дежурными по ОВД и ПЦО (ЦОУ) направляются ближайшие патрульно-постовые наряды и группы задержания ПЦО (ЦОУ). При срабатывании пожарной сигнализации на объекте об этом сообщается в подразделение пожарной охраны.
По прибытии наряда полиции из ОВД наряд охраны объекта и направленные для блокирования объекта наряды поступают в распоряжение старшего этого наряда и действуют по его указанию.
3. Прибыв к объекту, старший наряда полиции из ОВД оценивает обстановку, организует расстановку личного состава, перекрывая возможные пути отхода правонарушителей и соблюдая меры предосторожности, выясняет причины поступления сигнала «тревога».
При установлении факта нападения на объект или наступления иных чрезвычайных ситуаций докладывает об этом дежурному ОВД и принимает меры к обеспечению надежной охраны объекта, блокированию, обезвреживанию и задержанию правонарушителей. В случае отсутствия реальной угрозы объекту - организует, привлекая наряд охраны и работников службы безопасности объекта, установление причины поступления сигнала «тревога»; после чего докладывает дежурному ОВД и, по его указанию, направляет задействованные дополнительно наряды полиции к местам несения ими службы.
4. Дежурный ОВД, получив сообщение о нападении на объект или наступлении иных чрезвычайных ситуаций, докладывает о нем начальнику ОВД (его заместителям), ответственному по ОВД и оперативному дежурному вышестоящего ОВД. В дальнейшем действует по указанию начальника (руководителя ОШ) или лица, его заменяющего.
5. Начальник ОВД (руководитель ОШ) отдает распоряжение о развертывании ОШ, организует его работу и вводит в действие план обороны объекта.
План обороны объекта хранится в дежурной части ОВД, а выписки из него: о порядке действий постовых по охране объекта и его работников - у постовых и руководителя администрации объекта; о порядке действий нарядов вневедомственной охраны - у дежурного ПЦО (ЦОУ), о порядке действий других нарядов - в соответствующих дежурных частях, в отдельных папках.
Отметим, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» сотрудники ОВД имеют право применять для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемый объект средства непосредственного принуждения: физическую силу (в том числе боевые приемы борьбы), слезоточивый газ, резиновые палки, светозвуковые средства отвлекающего действия, наручники (подручные средства связывания), водометы и бронемашины, служебных собак, а также различные виды стрелкового оружия. Специальные средства и оружие дополнительно привлекаемому личному составу выдаются только по личному указанию начальника ОВД (руководителя ОШ).
Приведенный выше общий порядок действий должностных лиц при обеспечении охраны важного объекта детализируется в инструкциях по действиям в конкретных ситуациях и уточняется, исходя из реально складывающейся оперативной обстановки.
В качестве примера рассмотрим действия должностных лиц в ситуации, получившей в последнее время наиболее широкое распространение и связанной с угрозой взрыва объекта.
Действия должностных лиц на объекте при получении информации об угрозе взрыва
Постовые и работники объекта (службы безопасности):
- немедленно докладывают об этом руководителю объекта, дежурному ОВД, ПЦО (ЦОУ);
- принимают меры к удалению персонала и посетителей на безопасное расстояние от места явного или предполагаемого расположения взрывного устройства (ВУ), взрывчатых веществ (ВВ).
- сообщает о ситуации на объекте руководителю органа местного самоуправления, в вышестоящий орган управления соответствующего ведомства, территориальный орган безопасности (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными ведомствами);
- организует доступ в помещения объекта специалистов привлеченных организаций для обследования объекта на предмет выявления и обезвреживания ВУ;
- определяет степень участия представителей администрации объекта в обследовании;
- при обнаружении подозрительного предмета (вещества) организует отключение бытовых и производственных коммуникаций (газа, воды и т.д.).
Действия дежурной службы ОВД
При получении сообщения об угрозе взрыва:
- по возможности выяснить все обстоятельства происшествия (данные заявителя, место, время, предполагаемое количество взрывчатого вещества или тип взрывного устройства, возможного исполнителя, его местонахождение, адрес проживания и т.п.);
- незамедлительно доложить о поступившем сообщении начальнику ОВД (его заместителям), ответственному дежурному от руководства. В дальнейшем действовать по указанию начальника или лица, его замещающего;
- проинформировать о сигнале дежурные службы ФСБ, прокуратуры, станции скорой медицинской помощи, территориального Штаба гражданской обороны, органа местного самоуправления;
- обеспечить привлечение к проведению поисковых работ и других мероприятий инженерно-саперных подразделений ОМОН, дополнительных сил территориальных ОВД;
- поддерживать постоянную связь с территориальным ОВД по месту нахождения объекта.
В случае обнаружения на объекте ВУ, ВВ или взрывоопасных предметов в результате поисковых мероприятий с целью немедленного направления на место происшествия специалистов информирует:
- при обнаружении штатных устройств и боеприпасов – дежурного по региональному центру по делам гражданской обороны;
- при обнаружении самодельных взрывных устройств, штатных боеприпасов или их элементов, укомплектованных дополнительными устройствами, а также предметов неизвестного происхождения, не характерных для данного объекта, или вызывающих подозрение о возможности нахождения в них взрывных устройств –дежурную службу ФСБ.
Действия должностных лиц и нарядов на месте происшествия
- обеспечивают расстановку имеющихся сил и средств и их инструктаж;
- осуществляют непосредственное руководство действиями нарядов при проведении поисковых мероприятий, по обеспечению общественного порядка и безопасности на объекте и прилегающей территории;
- по согласованию с администрацией объекта организуют имеющимися силами эвакуацию персонала и посетителей из потенциально опасных мест или со всего объекта, принимая меры по избежание паники, регулирования движения людей, выносу ручной клади эвакуируемых;
- в случае несогласия администрации на проведение обследования объекта и эвакуацию, ставят в известность об этом представителей органа местного самоуправления и комиссии по чрезвычайным ситуациям и, по согласованию с ними, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «О полиции», принимают решение о проведении поисковых мероприятий и удалении из опасных мест посторонних лиц;
- запрашивают, в случае необходимости, через дежурную часть ОВД дополнительные силы и средства для проведения поисковых работ и обеспечения охраны общественного порядка и безопасности;
- организуют проведение силами специалистов (в присутствии представителей от администрации объекта, органа внутренних дел, вневедомственной охраны, в случае необходимости и ФСБ) обследование объекта и прилегающей к нему территории с целью обнаружения ВУ или взрывоопасных предметов и веществ. При обследовании объекта следует руководствоваться принципом «извне вовнутрь, снизу вверх» и проводить его, как правило, в следующем порядке: внешние стороны объекта, входы и здания, общественные места (фойе, коридоры, туалеты, гардеробы), лестничные пролеты и лифты, неохраняемые чуланы, подвалы, шахты зданий, внутренние помещения объекта.
- при обнаружении подозрительных предметов:
• организуют вызов к месту происшествия объектовых аварийных служб (пожарной, медицинской, технической и т.д.).
• все последующие действия согласуют и уточняют только со специалистами по взрывам и конструкции ВУ.
Проводимые мероприятия по сбору доказательств не должны снижать эффективность предпринимаемых мер безопасности. Наряд охраны объекта :
- обеспечивает общественный порядок и безопасность непосредственно на объекте и ближайших подступах к нему;
- в случае необходимости - эвакуацию персонала объекта и населения из опасной зоны, а также организацию движения транспорта и пешеходов в районе расположения объектов.
Сотрудники инженерно-саперной службы ОМОН, выделенные для проведения поисковых мероприятий, совместно с представителями администрации объекта, либо самостоятельно:
- осуществляют визуальный осмотр служебных и иных помещений объектов с целью обнаружения ВУ и ВВ;
- в случае обнаружения ВУ, ВВ или предметов, вызывающих подозрение и не характерных для данного объекта, соблюдая меры предосторожности:
• обеспечивают охрану места;
• удаляют из опасной зоны посторонних лиц;
• визуально определяют его характер и попытаются установить владельца. В целях защиты от возможного взрыва запрещается: трогать и перемещать подозрительный предмет: заливать жидкостями, засыпать порошками (грунтом), накрывать материалами этот предмет; пользоваться электро- и радиоаппаратурой поблизости данного предмета:
• докладывают руководителю операции о результатах поиска и действуют в дальнейшем по его указанию.
После обнаружения подозрительных предметов все работы выполняются только специалистами-саперами (инженерно-технических подразделений ОМОН, ОВД, специальных подразделений ФСБ), которые:
- определяют очередность осмотра каждого из них;
- делают видеофиксацию окружающей обстановки, подозрительных предметов и возможных зрителей;
- не допускают прикосновений к предмету других лиц, его перемещений, а также изменений светового режима в помещении, где он обнаружен;
- для уменьшения взрывного воздействия местонахождение предмета огораживают взрыволокализующими средствами;
- подготавливают к использованию средства пожаротушения. Сотрудники службы безопасности объекта (при наличии);
- обеспечивают эвакуацию людей из здания и прилегающей территории охраняемого объекта;
- следят за тем, чтобы в период проведения поиска и эвакуации никто из персонала и посетителей не дотрагивался и не передвигал предметы, предположительно являющиеся ВУ;
- постоянно поддерживают связь с руководителем операции и выполняют его указания.
Наряд вневедомственной охраны :
- во время проведения обследования объекта и эвакуации людей при угрозе взрыва обеспечивает недопущение хищений материальных ценностей. Для решения этой задачи начальник отдела (отделения) вневедомственной охраны может привлечь дополнительные силы (полицейских из резерва) и организовать (через дежурного ПЦО (ЦОУ)) выставление дополнительных постов охраны;
- по окончании обследования объекта делает «зачистку» помещений, зданий в целях исключения оставления на охраняемой территории посторонних лиц.
В случае взрыва на объекте, по указанию начальника ОВД или руководителя проводимой операции, задействуется следственно-оперативная группа и все мероприятия проводятся в соответствии с ее задачами.
Таким образом, общий порядок действий должностных лиц в чрезвычайных ситуациях на важных объектах определяется на этапе планирования обороны (охраны) объекта, детализируется и доводится до них в виде инструкций (выписок из плана). При этом основная роль должна отводиться четырем подразделениям: дежурной части ОВД - в части оперативного доведения информации до заинтересованных лиц; оперативному штабу - как органу управления при ЧС; нарядам вневедомственной охраны - в части недопущения хищений материальных ценностей с объектов;
службе безопасности объекта - по оказанию содействия ОВД в ликвидации ЧС.
Отличительной особенностью реализации планируемых действий является непрерывное, исходя из реального развития обстановки, управление привлекаемыми силами с предоставлением им широкой (в пределах компетенции) инициативы.
Чрезвычайные ситуации на охраняемых объектах или определенной территории (акватории) возникают в результате природных, техногенных, социальных или биологических явлений, наступление которых приводит, либо может привести к значительному ущербу, человеческим жертвам, нарушению условий нормального жизнеобеспечения населения, функционирования органов государственной власти и управления, и требуют немедленного реагирования со стороны правоохранительных органов.
В числе основных направлений повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по охране важных объектов в ЧС можно выделить следующие: совершенствование организаторской работы руководящего состава и, прежде всего, должностных лиц оперативного штаба; повышение профессионального уровня и морально-психологической подготовки личного состава; укрепление материально-технической базы; обновление существующего парка и широкое внедрение в практическую деятельность ОВД технических средств сигнализации.
Вопросы и задания для самоподготовки:
1.Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций.
2.Кто составляет и утверждает перечень особо важных объектов?
3.Какие объекты включаются в перечень важных объектов?
4.Основы организации охраны объектов особой важности в ЧС.
5.Что такое оперативные планы охраны и обороны важных объектов?
6.Действия нарядов полиции, осуществляющих охрану объектов особой важности в условиях угрозы совершения террористических актов и возникновение ЧС.
7.Что такое специальные сводные отряды (ССО) ОВД, из каких функциональных групп они состоят?
8. Действия должностных лиц и нарядов на месте происшествия.
1. Изучить и законспектировать в тетрадях порядок действий нарядов полиции при возникновение ЧС.
Действия при возникновении чрезвычайных ситуаций
Действия при незначительном очаге возгорания (пожара):
Если очаг загорания (пожара) незначителен и он виден (задымление незначительное), до вызова пожарной охраны или одновременно с вызовом необходимо принять меры по тушению его подручными средствами (водой, одеялом, грубой тканью и т. п.) или первичными средствами пожаротушения (огнетушителем).
Действия при развившемся очаге пожара.
Если очаг возгорания не виден из-за сильного задымления помещения, не пытайтесь самостоятельно справиться с огнем.
При этом необходимо:
Примите во внимание:
Вызов пожарной охраны
При пожаре все действия должны быть направлены на исключение паники, на быстрые и наиболее рациональные в сложившейся обстановке действия. Во всех случаях после принятия первоначальных действий по обеспечению личной безопасности о возникновении пожара необходимо немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону «01» или попросить об этом соседей. Если в доме нет телефона и пути эвакуации из здания или квартиры отрезаны огнем и дымом, необходимо уплотнить дверные проемы, открыть окно или выйти на балкон и, взывая о помощи криками «Пожар!», привлечь внимание прохожих.
Требование немедленного вызова пожарной охраны обусловлено динамикой развития пожара: в первые 10 минут пожар распространяется линейно вдоль горючих веществ и материалов и не принимает объемной формы развития, которая наступает при накоплении внутри помещения среднеобъемной температуры 3000 °С. Пожарные подразделения дислоцированы на охраняемой территории с таким расчетом, чтобы прибыть в самую дальнюю точку в первые 10 минут после сообщения о пожаре, т. е. до наступления объемной фазы развития пожара.
Вызывая пожарных, необходимо быть готовым сообщить диспетчеру службы «01»:
В первые секунды сообщения диспетчером службы «01 в сигнал о пожаре направляется в ближайшую к месту пожара пожарную часть. Пожарные подразделения в пути следования получают дополнительную информацию по радиосвязи.
Оказание первой медицинской помощи
К пострадавшему на пожаре немедленно вызывается скорая помощь по телефону «03». До ее прибытия нужно вынести пострадавшего на свежий воздух, освободив от стесняющей одежды, сделать искусственное дыхание и растирание тела, давать обильное питье.
Варианты действия при пожаре
Следует уметь пользоваться огнетушителем и другими первичными средствами пожаротушения и противопожарной зашиты, имеющимися в помещении иди здании. До приезда пожарных необходимо оказывать помощь по спасению людей и тушению пожара.
Природные чрезвычайные ситуации
Ураган - это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое — 200 км/ч.
Бури — длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с. наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.
Опасность для людей при таких природных явлениях заключается в разрушении дорожных и мостовых покрытий, сооружений, воздушных линий электропередачи и связи, наземных трубопроводов, а также поражении людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью. Кроме того, люди могут погибнуть и получить травмы в случае полного разрушения зданий. При снежных и пыльных бурях опасны снежные заносы и скопления пыли («черные бури») на полях, дорогах и в населенных пунктах, а также загрязнение воды.
Это нужно помнить!
Основными признаками возникновения урагана н бури являются: усиление скорости ветра и резкое падение атмосферного давления; ливневые дожди и штормовой нагон воды; бурное выпадение снега и фунтовой пыли.
После получения сигнала о штормовом предупреждении следует:
• освободить балконы и территорию двора от пожароопасных предметов;
• подготовить запас продуктов и воды на 2-3 суток на случай эвакуации в безопасный район, а также автономных источников освещении (фонарей, свечей);
• перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения.
Как действовать во время урагана, бури:
Если ураган (буря) застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений: в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, пол столами. Отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях.
В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи: включите телевизор, радиоприемник для получения информации. Если ураган, буря застали Вас на улице, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, рекламных щитов, деревьев, промышленных объектов. Для защиты от легких обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства. Старайтесь быстрее укрыться в прочных зданиях, имеющихся в населенных пунктах. Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться от новых порывов ветра.
План действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
При эвакуации следует:
1. Выключить бытовые электрические приборы:
2.Взять необходимые вещи.
3.Закрыть водопроводные краны.
4.Выключить газовую плиту.
6.Закрыть входную дверь.
7.Сообщить соседям о полученной информации.
8.Если Ваши соседи — люди пожилого возраста, окажите им помощь в выполнении перечисленных мероприятий.
9.После экстренного выхода Ваше пребывание в пункте временного размещения может продлиться от нескольких часов до нескольких суток. В пунктах временного размещения населения будут организованы медицинская помощь, обеспечение питьевой водой и питанием.
При эвакуации следует взять с собой:
1. Документы, удостоверяющие личность:
2. Теплую и непромокаемую одежду.
Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации
В муниципальном районе создана и находится в постоянной готовности централизованная система оповещения населения, управление которой осуществляется специалистами единой диспетчерской службы района
Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях.
Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться.
Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.
Техногенные чрезвычайные ситуации
Под химической аварией понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств при осуществлении перевозок и т. п. приводящие к выбросу аварийно опасных химических веществ (АОХВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность массового поражения людей и животных.
Это нужно знать!
При аварии на химически опасном объекте могут действовать несколько поражающих факторов (пожары, взрывы, химическое заражение местности и воздуха и др.), а за пределами объекта — заражение окружающей среды. Наиболее вероятны отравления аммиаком и его производными соединениями.
Аммиак — бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воздуха, хорошо растворяется в воде. При соприкосновении жидкого аммиака и его растворов с кожей возникает обморожение, возможен ожог с пузырями.
Признаки отравлении аммиаком:
учащение сердцебиения и пульса, возбуждение, возможны судороги, удушье, резь в глазах, слезотечение, насморк, кашель, покраснение и зуд кожи. В определенных условиях при отравлении возможен смертельный исход.
При опасности отравления АХОВ (аварийно химические опасные вещества) необходимо:
Оказание первой медицинской помощи при отравлении аммиаком:
Радиационная авария или радиоактивное загрязнение местности
Радиационная авария — нарушение пределов безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящий к облучению населения и загрязнению окружающей среды.
Под влиянием ионизирующих излучений в организме человека возникают биологические процессы, приводящие к нарушению жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта и т. д.) и к развитию лучевой болезни.
Человек, находящийся на загрязненной территории, подвергается:
Быстро защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: противогазом, респиратором, а при их отсутствии - ватно-марлевой повязкой, шарфом, платком, полотенцем и т. д. смоченными водой. Закрыть окна и двери, отключить вентиляцию, занять место вдали от окон, веранд, балконов, включить радио, телевизор и ждать указаний по дальнейшим действиям.