Руководства, Инструкции, Бланки

заключение психолога на взрослого образец img-1

заключение психолога на взрослого образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ОБРАЗЦЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПСИХОЛОГА - Студопедия

ОБРАЗЦЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПСИХОЛОГА

Представим краткие образцы заключений по каждой методике у одного испытуемого и общий вывод по этому испытуемому, обобщающий данные всего обследования.

Мальчик Саша Т. 14 лет. Ученик 8 класса гимназии.

1. Самооценка и уровень притязаний

Уровень притязаний — 97 б.

Уровень самооценки — 89 б.

Степень расхождения уровней самооценки и притязаний — 8 б.

Степень дифференцированности притязаний — 6

Степень дифференцированности самооценки — 9

Сашу характеризует завышенные, слабо дифференцированные уровни притязаний и самооценки при низкой степени дифференцированности этих уровней. Это свидетельствует о том, что для мальчика характерно глобальное нереалистично завышенное отношение к собственным возможностям. Подобный результат свидетельствует о нарушениях в личностном развитии, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, ставить перед собой реалистичные цели.

Для определения характера подобного нарушения необходимо провести наблюдение за поведением Саши на уроках и переменах, его отношении к собственным успехам и неудачам, ошибкам.

Мальчик относится к группе риска.

2. Мотивация учения

Полученные результаты: 24 балла, III уровень.

Познавательная активность — 24 балла (средний уровень) Мотивация достижения — 36 баллов (высокий уровень) Тревожность —12 балов (низкий уровень) Гнев — 24 балла (высокий уровень).

Сашу характеризует примерно равная выраженность позитивной и негативной мотивации учения, амбивалентное отношение к учению. С учетом яркой выраженности мотивации достижения и эмоции гнева, а также среднего уровня познавательной мотивации и сравнительно низкой успеваемости мальчика (средний балл 3,4, постоянно отстает по математике и иностранному языку) можно сделать вывод о том, что ведущим мотивом

учения Саши является достижение успеха. Переживание неудовлетворенности данного мотива отражается в показателях гнева. По характеристикам мотивации учения Сашу можно отнести к группе риска.

Общее самоотношение — 75 баллов — V уровень.

1. Поведение — 4 б. Подросток рассматривает свое поведение как не соответствующее требованиям взрослых.

2. Интеллект — 14 баллов. Высокая самооценка интеллекта.

3. Ситуация в школе — 2 б. Подросток оценивает школьную ситуацию как неблагоприятную. Школа вызывает у него неприязнь.

4. Внешность — 8 баллов. Подросток оценивает себя как человека с привлекательной внешностью.

5. Тревожность — 3 балла. Низкий уровень тревожности.

6. Популярность среди сверстников — 16 баллов. Высокая самооценка популярности в общении, в целом соответствующая, по данным социометрии и референтометрии, положению Саши в группе.

7. Счастье и удовлетворенность — 5 баллов — средний уровень.

8. Положение в семье — 8 баллов — высокий уровень удовлетворенности семейной ситуацией.

9. Уверенность в себе — 18 баллов — предельно высокий уровень, носящий компенсаторно-защитный характер.

10. Фактор социальной желательности — 4 балла.

Сашу характеризует предельно высокий уровень самоотношения, свидетельствующий о защитно-высоком самоотношении. Высокий уровень самоотношения проявляется прежде всего в сферах, значимых для подростка — интеллектуальной сфере и сфере общения. Относительно низко школьник оценивает соответствие своего поведения требованиям взрослых, что, в соответствии с возрастом, также характеризует высокую самооценку в данной области, и ситуацию в школе.

По показателям методики Саша относится к группе риска по предельно высокому, нереалистичному отношению к себе как в целом, так и в наиболее значимых областях.

4. Отношение к прошлому, настоящему и будущему. Полученные данные: Отношение к прошлому: +13 б. Отношение к будущему: — 6 б. Суммарный балл — 7 баллов.

Отношение к настоящему: — 3 б, выбирает в качестве «золотого возраста» возраст младенца.

Мальчик повышенно позитивно относится к своему прошлому, он явно неудовлетворен настоящим и испытывает существенные опасения «по отношению к будущему».

4. Готовность к саморазвитию. Полученные данные:

1. Отношение к саморазвитию — 31 балл, без пропусков

2. Проявление в поведении — 22 балла, 7 пропусков.

3. Общий балл — 42,6=43 — IV уровень

Для школьника характерен низкий уровень готовности к саморазвитию. Обращает на себя внимание то, что при относительно высоком позитивном отношении к саморазвитию Саша затрудняется в оценке проявления готовности к саморазвитию в поведении, о чем свидетельствуют многочисленные пропуски. По всей видимости, Саша не занимается самовоспитанием, не владеет его средствами и способами. Позитивное стороной является его положительное отношение к саморазвитию.

5. Социальная компетентность.

Социальная компетентность выявлялась по методу экспертов, в качестве которых выступали отец мальчика и его классный руководитель.

Оценка со стороны отца

И отец мальчика, и учитель определяют его социальную компетентность, как соответствующую его возрасту, т. е. отвечающую в целом социальному нормативу. Вместе с тем, обращает на себя внимание низкая оценка со стороны отца организованности мальчика и его отношения к собственным обязанностям. Это может свидетельствовать о повышенных требованиях, предъявляемых к Саше в семье.

Нереалистично завышенная самооценка, предельно высокий уровень самоотношения при фрустрированность потребности в достижении в учении и переживание неудовлетворенности настоящим, идеализация прошлого свидетельствуют о наличии у Саши внутреннего самооценочного конфликта между высокими притязаниями и уже появившейся, но еще неосознанной неуверенностью в себе. В этой связи обращает на себя внимание расхождение по показателям удовлетворенности актуальной жизненной ситуации, полученной по опроснику Пирса-Харриса и с помощью косвенного показателя (методика «золотого возраста»). Причины данного положения могут корениться в повышенной требовательности, к мальчику в семье, повышенных ожиданиях к результатам его деятельности, особенностям поведения. По данным проведенного исследования Саша нуждается в психологической помощи в плане развития реалистичного отношения к себе.

Учитывая значимость для мальчика сферы общения и реальный в этой области, высокий коэффициент социальной компетентности следует опираться именно на эти области.

При проведении коррекционной работы можно опираться также на позитивное отношение Саши к саморазвитию.

Другие статьи

Заключение психолога на взрослого образец - База информации

Как мы пишем заключение психолога частная консультация

Заключение психолога может быть представлено по. А означает клиенту психолога станет отлично, а самому психологу будет не постыдно за свою работу.Они неплохи для утехи, но ценность и пригодность психодиагностической инфы, приобретенной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю.

Как видите, всё это достаточно просто, если психолог не ленится и отлично знает свою профессию. Нельзя написать заключение психолога на основании собственного личного взора на клиента после психической консультации.

Психологическое заключение - 5psy ru

Умение интегрировать в психологическое заключение. Который пишет заключение психолога на малыша.Заключение и результаты тестирования, основной диагноз.Что предложенный нами метод не идеал и не эталон для.Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не налгал ли либо не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. более обычные случаи для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра.

Прослибо студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтоб иметь какой-то эталон, которому можно подражать. Используя информацию, полученную при помощи собственного уникального набора тестов, психолог методен открыть тайну психики отдельного человека. Под ожесточенным воззванием мы осознаем хоть какое действие либо бездействие по отношению к все права защищены.

Какие систематизации психотипа избрать для анализа это вопрос личных предпочтений психолога. неизменное воззвание внимание малыша на эмоциональное состояние окружающих и свое собственное, вербализация эмоций. Это нескончаемо творческая работа, тут очень много тонкостей и полутонов, и все это очень лучше отразить в заключении психолога.

Психологу это не прибыльно, клиенту тоже, так что лучше сходу всё сделать верно, чем позже сталкиваться с неуввязками. Для предстоящей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Архив скачивается, извлечение файлов невожможно, выдает - нет файлов для извлечения.

Заключение психолога на взрослого образец

Добавлен: 19 Окт 2016 от: romashka_007

Заключение специалиста № _ (по результатам психологического освидетельствования)

Заключение специалиста № _ (по результатам психологического освидетельствования)

«_» _ 201_ г. г. Москва

Заключение специалиста № _

(по результатам психологического освидетельствования)

…. _._.20_ года рождения

Проведено на основании ч. 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению законного представителя …. с просьбой выявления особенностей представления об отношении …. к матери – …

Дата проведения: _ __ 201_года 15.20 до 16.50

По результатам проведенной экспертизы, психологом составлено заключение специалиста.

Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.

Специалист, проводивший психологическое освидетельствование:

…. – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.

Цель психологического освидетельствования:

Исследования особенностей представлений о матери, и особенностей взаимодействия с ней.

1. Определить опосредованное отношение и привязанность ребенка к матери.

3. Определить особенности представления о матери ребенка.

  • Первичная беседа по сбору анамнеза
  • Тестирование
  • Наблюдение
  • Проективные методы
  • Клиническая беседа с ребенком

Структура психологического исследования:

1 этап (подготовительный)

На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.

На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.

2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):

Второй этап (проведение исследования) включал предъявление батареи методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.

3 этап (подготовка заключения):

На третьем этапе психологического освидетельствования, была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.

Содержание диагностической программы психологической экспертизы:

методики, предлагаемые ……

Позволяет определить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:

В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:

1. Тест « Рисунок семьи»

Девочка находится в положительном эмоциональном состоянии, немного стесняется, застенчива, после показа рисунков, входящих в диагностический блок идет на контакт и разговаривает, интересуется, что будем делать.

На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) папа, сам ребенок, няня и брат. Далее рисует большой дом, упоминает, что этот дом очень красивый и хороший. В окнах дома рисует бабушку и дедушку. Рисунок выполнен в четырех цветах.( девочка и няня выполнены одним розовым цветом, папа и брат остальным цветами; дом, в котором живут бабушка и дедушка, а так же люди выполнен розовым цветом). Рисунок расположен по центру, большого размера. Фигуры крупные, яркие.

Для ребенка характерно восприятие семьи как нуклеарной. [i] (при этом роль мамы отводится няне).

Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ребенка: это отец и няня. В процессе рисования девочка очень старается нарисовать папу, просит помощи у психолога, так как не знает, как рисовать красивые брюки. Проявляет заинтересованность в качестве полученного результата, очень старается, чтобы получилось красиво – «Это мой папа», констатирует результат работы. Няне украшает платье цветами (единственная одежда на рисунке с узорами).

Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это папа и няня. Няня эмоционально ближе к девочке. Няня и папа обладают большей властью по сравнению с братом. бабушкой и дедушкой и самой девочкой.

В беседе к рисунку, выявляется еще большее расширение семьи ( только за счет родственников). Самыми любимы членами семьи, являются бабушка няня. Мама на рисунке отсутствует. В дополнительных ответах на вопросы беседы по рисунку, так же отсутствует какое либо упоминание о матери.

2. Социометрическая проба «День рождение»

Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ребенка развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым девочка отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют как родственники, няня так и дети из двора. Так же на рисунке присутствует отец. Самые эмоционально близкие и значимые люди для девочки – няня и бабушка.

На сегодняшний день значимая среда общения – это и семья, и дети. Мама в «социометрической пробе» отсутствует и упоминания о ней не выявлены.

3. Социометрический опросник.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: няня, бабушка, дедушка и родственники, а так же детей. Самую высокую значимость в реализации потребности в общении имеют дети и сиблинг,также няня и бабушка принимают активное участие в жизнедеятельности ребенка. Доминанта в общении отводится детям. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это взрослые родственники, с другой стороны дети (как сиблинги так и дети не связанные друг с другом родственными связями).

В ответах на вопросы упоминание о матери отсутствует.

4. Методика определение самооценки «Лесенка»

Полученные результаты говорят о завышенной самооценки ребенка.

В ходе освидетельствования у …, 20_ г.р. не было выявлено представлений о матери как о значимом взрослом и эмоционально близком человеке. Высказывания о матери отсутствуют в речи ребенка. При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют близкие и дальние родственники, сиблинг и дети, близких родственником

[i]семья. состоящая из родителей и детей.

Образец психологического заключения на взрослого - результат сформирован

У нас также ищут:

Пример заключения по результатам психологического - hr-portal

психические советы эталон психического заключения. В базу данного заключения легли проведенные исследования смил взрослый и. толика моторных конструктов (в норме у взрослых может повстречаться 1-2. Используя информацию, полученную при помощи собственного уникального набора тестов, психолог способен открыть тайну психики отдельного человека.

Испытуемой подойдет творческая работа, требующая инициативы и ответственности, позволяющая использовать развитую социальную компетентность. Независима в отстаивании собственного представления, но в случае необходимости проявляет упругость в построении отношений с людьми. Несколько советов психологу для написания психического заключения.

Образец психологического заключения - psy-diagnoz com

эталоны заключений санкт-петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. принципно принципиально отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а конкретно на каком их уровне появляются трудности. Помощи со стороны взрослого, обучаемость малыша в целом. лучше соединить всю эту информацию в целостное представление о профиле аффективной организации (сформированности ее уровней). В психическом заключении резюмируются данные об особенностях.

по другому говоря, психологическое заключение - это конечный итог и вывод всех лет обучения и практической подготовки психолога. Учет специфичности определенной аудитории состава группы, целей обучения на тренинге все права защищены. Могут служить прототипом для начинающих психологов в их нелегком труде в ходе.). Идеализм и перфекционизм (рвение делать все, за что берется, очень отлично, работать над собой, развиваться). При персональной работе со взрослыми делает задания еще. В психическом заключении резюмируются данные об особенностях развития малыша, приобретенные при обследовании. Опросник защитные механизмы личности, взрослый вариант. В конце статьи ссылка для скачки схем психических заключений и образцов их написания, их можно взять за базу написания вашего психического заключения.

Пример заключения психолога по ребенку 7-ми лет

Пример заключения психолога по ребенку 7-ми лет.

Заключение психолога в нашем правозащитном центре можно получить по самым разным вопросам:

в ситуации развода, агрессии другого родителя, при конфликте в садике или школе.

  • Такое заключение может быть использовано в суде и других организациях в качестве доказательства.

Я приведу пример психологического заключения в отношении ребенка 7-ми лет, который может быть полезен как родителям так и специалистам (конфиденциальная информация изменена или скрыта).

Первичное психологическое заключение

На приеме ребенок Кинова Мария (обследуемая) с матерью Екатериной. Обследование проводилось в форме беседы и тестирования, в два приема, общее время обследования составило 2 часа. Беседа и тестирование проводились в кабинете психолога.

Дата проведения беседы. 2016 г. дата проведения тестирования. 2016 г.

1. Биографические данные

-ФИО Кинова Мария Сергеевна

-Дата рождения. года рождения.

Отец Кинов Сергей Сергеевич (47 лет, высшее образование, инженер).

Мать Кинова Екатерина Александровна (46 лет, высшее образование, инженер).

Сестер, братьев нет.

В настоящее время проживают совместно мать Екатерина и дочь Мария, с отцом ребенка не живут 8 месяцев, часто приходит для помощи по дому и с ребенком бабушка (мать Екатерины) Иванова Елена Егоровна.

Отец регулярно навещает Марию.

Мария посещала детский сад с 2-х лет (проявляла протестные реакции, много плакала и болела). В настоящее время посещает 1 класс школы, танцевальную студию, бассейн.

2. Повод для обследования

К психологу обратилась мать ребенка. Поводом послужила конфликтная ситуация развода в семье родителей, возросшая тревожность ребенка. Перед специалистом поставлены следующие задачи:

- оценить отношение ребенка к ситуации развода, к матери, к отцу и прояснить влияние поведения отца (отец может посадить девочку на колени, целовать ее в губы, а также проявляет агрессию);

- выявить уровень тревожности девочки в настоящее время, и разработать рекомендации для психологического оздоровления и поддержки ребенка.

3. Краткие сведения из истории развития ребенка

На момент обследования девочке 7 лет. Беременность у матери протекала хорошо. Родилась доношенной в срок, роды длительные, завершились кесаревым сечением. До года девочка практически не болела, развитие соответствовало возрасту, без особенностей. После наступления возраста 3-х лет наблюдалась у невролога, диагнозы «гиперактивность», «невроз», «энурез».

Родилась в браке, проживала с отцом и матерью в 3-х комнатной квартире.

Через год после рождения Маши у матери диагностировали тяжелое заболевание (диагноз и характер заболевания не описываю согласно пожеланию матери). В возрасте с 1,5 до 3 лет ребенка ее матери Екатерине проводили длительное лечение. В связи с этими обстоятельствами воспитанием дочери Маши занималась бабушка по материнской линии – Иванова Елена Егоровна.

Маша, со слов матери, особых проблем в воспитании не доставляла, однако с 3-х лет начала проявлять активность и непослушание, агрессивную позицию в отстаивании своих желаний.

Согласно заполненным анкетам, по отношению к дочери обоими родителями применяются физические наказания.

Среди проблем с дочерью Екатерина указывает также боли в животе, запоры, кусание ногтей, бруксизм, навязчивая мастурбация, воровство, раздражительность и плаксивость.

По поводу отношений с дочерью Екатерина пояснила, что они напряженные, и дочь может назвать ее «дурой», сказать «ты ноль», «ты уродина», отказаться выполнять разумные требования. Также со слов матери, девочка может ее, Екатерину, ударить, а Екатерина может ударить в ответ, и тогда получается «драка».

Екатерина полагает, что это связано с тем, что девочка научилась этому у отца или у ее матери (бабушки Маши).

С отцом у ребенка отношения хорошие, как утверждает мать, однако наблюдаются эпизоды, когда девочка жалуется на давление отца, когда тот делает с ней уроки, или отказывается говорить с ним по телефону при звонке отца.

Мать описывает характер дочери так: «Целеустремленная, любит и чувствует людей, плаксивая, имеет лидерские качества, любит командовать, хочет получать все, что пожелала». На вопрос, чем дочь похожа на нее, отвечает «неуверенностью в себе, тревожностью», а также «жизнелюбием». На вопрос, чем дочь походит на отца, ответила «стремится все доводить до конца».

8 месяцев назад муж переехал на отдельную квартиру. С этого времени родители Маши вместе не проживают.

В квартире, где проживает сейчас Маша с матерью, 3 комнаты, у Маши имеется своя комната и кровать, выделена игровая зона. В комнате девочки спит мама.

С отцом Маша видится часто; со слов матери, он приходит к ним домой, играет с Машей, делает с дочкой уроки, читает ей, забирает ее с собой, отвозит ее на занятия в бассейн и к невропатологу.

Возросшую тревожность дочери мать связывает в основном с ситуацией ухода мужа и отца Маши из дома, напряженными отношениями и разводом.

4. Содержание обследования

Проведена анамнестическая беседа с матерью, в ходе которой были записаны необходимые биографические и другие сведения, а также за ребенком и отношениями мать-ребенок произведено наблюдение.

Также в отсутствие матери были проведены психологические тесты с ребенком: «рисунок семьи», тестирование в виде «неоконченных сказок», тестирование САТ, проведен опрос по отношениям с отцом и матерью, наблюдение в ходе игровой деятельности ребенка.

5. Полученные психологические данные и результаты

При первом впечатлении ребенок приветлив: девочка улыбается, здоровается. Адекватно реагирует на общение с незнакомым человеком. Далее проявляет повышенную активность, задает специалисту вопросы, привлекает к себе внимание, знакомится с кабинетом.

На замечания матери реагирует избегающее, с улыбкой, без выражения агрессии, с попыткой продолжать делать выбранное действие. После уговоров матери и выдачи сладостей Маша спокойно отпускает мать из кабинета психолога и демонстрирует готовность к сотрудничеству.

Девочка социально адаптирована в пределах возрастной нормы, легко устанавливает контакт. В начале беседы охотно подчиняется правилам, высказанным доброжелательным тоном. Отвечает на вопросы охотно, однако стремится или переключить внимание на игровую деятельность или играть одновременно.

В незнакомом помещении ведет себя свободно, творчески исследуя его в установленных границах. Движения демонстрирует спонтанные, часто неловкие, иногда хаотичные, резкие. В контакте со специалистом заинтересована.

Несмотря на признаки гиперактивности (двигательную расторможенность, возбуждение), Маша сохраняет устойчивое внимание при недолгом личном обращении – пока длится речь, обращенная лично к ней, или пока она думает над вопросом и отвечает на него. Когда в ходе беседы контакт с ней прерывается, быстро переключает внимание.

Соответственно, можно сделать вывод об избирательности внимания, связанной с объемом личной заинтересованности в объекте внимания. Для ее возраста способность к концентрации внимания представляется адекватной, при условии одновременной игровой деятельности. Проявления способности Маши удерживать внимание при условии запрета на игру не исследовались, такой задачи перед специалистом не стояло.

Маша во время беседы проявляет разные чувства: гнев, радость, грусть, страх и вину, различая их интеллектуально. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены, разнообразны. Выражение лица также подвижно, как и тело. С эмоциями справляется, речь логически обоснована.

В ответах на вопросы Маша в основном осознает свои желания и опасения. При этом она говорит об обеспокоенности только ситуацией развода в семье. Она не упоминает о друзьях или занятиях в школе или кружках, ее не интересует ничего, кроме мамы и папы. Указанное, а также выбор игрушек, сделанный Машей и характер ее игры в кабинете психолога, позволяет говорить о ранней фиксации на оральной стадии развития психики и заметном стрессогенном влиянии ситуации развода.

В целом складывается впечатление, что незрелость ее личности усиливает эффект травматизации ситуацией развода и реакцией матери на это. Маша упоминает в разное время и в ответах на разные вопросы, что «мама плачет», «мама кричит», «мама ругает папу, а папа не может слушать и уходит». В ходе беседы на фоне игровой деятельности Маша комментирует, что родители разводятся из-за нее, утверждает, что боится, если они разойдутся. В ответах на вопросы о ситуации Машу заметно беспокоит чувство вины, страх потерять родителей как пару. Повышение стресса усматривается в вовлечении Маши в отношения между взрослыми, при лавировании между мнениями отца и матери.

Способность к вербализации чувств согласуется с возрастной нормой. Маша изъясняется короткими предложениями, говорит часто с выражением, темп речи быстро меняется от замедленного до возбужденного и обратно.

Специалистом в начале первой беседы были озвучены правила поведения в кабинете: нельзя ломать вещи и игрушки, нельзя ничего выносить, нельзя нападать на психолога (как и психологу нельзя нападать на Машу); и можно брать и использовать все игрушки, карандаши и бумагу, подушки и пр. вещи. Соблюдая правила поведения в кабинете, Маша, тем не менее, неоднократно просит что-то забрать с собой. Тон просьбы хныкающий, требовательный и снова жалостливый. Когда девочка просит подарить ту или иную вещь и получает отказ и напоминание и сожаление о принятых правилах, она всякий раз выражает сожаление о невозможности получить желаемое.

Это говорит нам о сложности соблюдать и выдерживать все озвученные границы, о привычке получать свое путем повторения просьб и об опыте девочки, что правила можно сдвинуть, если несколько раз попросить или настоять на своем. Также мы можем рассматривать это как призыв ребенка получить от специалиста больше, чем две диагностических сессии и запрос на поддержку, которую можно «унести с собой».

По просьбе специалиста Маша участвует в выполнении заданий, отвечает на вопросы, выполнила рисунок. Проявляет способность к выбору используемых материалов, учитывает свои предпочтения в цветовой гамме карандашей. Осуществляемая деятельность целенаправленна, логична.

Предложенный рисунок семьи выполняет охотно, уточняя – «Можно ли нарисовать только маму». Получив ответ специалиста, что это ее рисунок и она может рисовать как хочет, рисует мамино лицо во весь лист.

Такой выбор может означать переживание ребенком собственной незначимости по сравнению с восприятием личности матери, отсутствие контакта с собственной личностью и нарушение раннего контакта с матерью (в возрасте до 6 мес.). Последнее согласуется в признаками фиксации на оральной стадии в целом, замеченными в ходе тестирования.

Также в ходе обследования была использована методика детского апперцептивного теста (CAT по Л. Беллак), который предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Исследование проводилось в игровой форме. Маше выборочно были предъявлены картинки с просьбой рассказать о том, что на них происходит. Результаты рассказов были проинтерпретированы.

Например, на картинке 2 «Медведи, перетягивающие канат», где изображен один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону, - ребенок идентифицирует себя с фигурой, которая сотрудничает с матерью.

Это выглядит как серьезная борьба, сопровождающаяся страхом для Маши, однако по поводу расстановки сил она поясняет, что у двоих слабых – мамы и Маши – много сил вместе, и они перетянут канат и победят папу.

По поводу картинки 3 «Лев с трубкой», где изображен лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, а в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе: Маша пренебрежительно поясняет, что Лев злой и настойчивый, и он как король, но он только вообразил себя королем. На самом деле он не король, а только воображает. По поводу мышки девочка говорит, что та очень добрая, и боится, как бы Лев ее не съел. Мы можем предположить, что Лев представляется отцовской фигурой, при этом агрессивной, и потому ее требуется побыстрее развенчать. Выраженное сочувствие к фигуре мышки говорит нам об идентификации девочки скорее с мышкой, что говорит о переживании ею своей беззащитности и страха, а также незначимости – Лев не замечает мышку.

При этом важно отметить, что в целом идентификация с конкретным героем представляется для Маши затруднительной.

Приведем также наблюдения в связи с работой с картинкой 7 «Разъяренный тигр и обезьяна». На ней изображены тигр с обнаженными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух. Здесь Маша демонстрирует свои страхи, говоря о том, что тигр охотится за надоевшими ему обезьянами. - «Он не хотел играть с обезьяной, а она просила, и теперь он хочет ее разодрать. Ей не убежать, он ее поймает». При рассказе становится очевидной степень напряжения ребенка, что аналогично напряжению из тестирования с помощью неоконченной сказки, где Маша рассказывает о преследующем монстре (далее описано).

Заметно, что Маша не привыкла, что родители спокойно и свободно могут играть с ней. Согласно анкете, Маша не умеет играть. Нарушение игровой способности в возрасте 7 лет говорит нам о серьезных сложностях в психическом развитии ребенка и травматизации.

И комментарий по поводу картинки 8 «Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой», где две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. И одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

- Маша при описании этой картинки говорит о том, что на переднем плане «бабушка выговаривает что-то сынку, чтобы он не бегал. А он слушается». На заднем плане сидят мама и папа, и шепчутся о своем». В данном случае мы можем заметить, что девочка, идентифицируясь с «сынком» - с ребенком, помещает себя внутри семьи рядом с бабушкой, воспринимая ее делающей выговор, подавляющей фигурой. Причем заметно, что перепутаны роли – бабушка выговаривает не внуку (внучку), но ребенку (сынку).

Так мы видим, что Маша бессознательно не очень понимает, чья она дочь – своей матери или своей бабушки. С этим частично связаны и агрессивные эпизоды нападения Маши на мать – ей необходимо убедиться, что она дочь своей матери, и та сможет за себя (а, значит, и за дочь) постоять.

Это подтверждается элементами анкеты, где в графе описания своего характера мать переходит на описание характера Маши (мать путает себя и ребенка), что подчеркивает межпоколенческую перепутанность - «бабушка воспитывает Машу, хотя не воспитывала меня» - так говорит об этом Екатерина, мать Маши.

Машино убеждение, что сзади родители шепчутся о своем, может говорить как о том, что Маше нет места среди родительской пары, так и о желании видеть мать и отца вместе в связи с травмирующим разводом.

Также во второй день обследования с девочкой проводилось тестирование в игровой форме «Неоконченная сказка».

• Нами была использована сказка «Отъезд».

Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

Маша сообщила, что далеко уехал дядя Федор из мультика Простоквашино. Такое высказывание ребенка может говорить о том, что актуального конфликта с близкими людьми, который при этом можно проявить в предложенной обстановке, у нее не наблюдается.

Мы также можем задуматься о том, кто этот «дядя Федор», может ли он быть отцом, который несет в себе угрожающую часть для слияния с матерью.

• В ходе тестирования была также использована сказка «Новость».

Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родные могут не подозревать. «Одна девочка возвращается с прогулки, и мама ей говорит: «Наконец-то ты пришла. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ей мама?»

Маша отреагировала сообщением, что мама скажет, что девочка должна остаться одна дома, а мама уйти в магазин. И девочке страшно. Данный вариант ответа говорит о нарушении доверия у Маши к матери, и негативных ожиданиях от нее в виде оставления в одиночестве.

• Также Маше была рассказана неоконченная сказка «Страх», целью которой является выявление наличия страхов у ребенка. «Одна девочка как-то раз сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего она боится?» Маша сказала, что девочка боится, потому что она заснула и ей приснился ужасный сон. Как будто спал монстр, а девочка его разбудила. И она скорее проснулась, а монстр сказал «постой, девочка», а она уже открыла глаза. Данный вариант ответа говорит о том, что Маша находится в напряжении, и не ощущает себя в безопасности.

Спасающей фигуры в этой истории не наблюдается, что подчеркивает, что Маша не воспринимает родителей или бабушку, как гарантов своей безопасности. Это может быть связано как с ранней фиксацией на оральной стадии развития (около 2-х месяцев) – а именно, с нарушением процесса формирования базового доверия к миру в ранних отношениях с матерью, так и с ситуацией развода и агрессивным поведением родителей по отношению друг к другу и к ребенку.

Также этот вариант ответа указывает на повышенную тревожность Маши, связанную именно с актуальной ситуацией – девочка из рассказа едва успела спастись.

Выводами первичного психологического заключения согласно поставленным задачам исследования являются:

- У девочки наблюдается повышенная тревожность и гиперактивность (двигательная расторможенность и моторная неловкость), отсутствие базового доверия к миру, недифференцированная агрессия, страхи и чувство вины по поводу ситуации развода.

- Выявлена незрелость психического развития ребенка (при сохранности интеллекта), фиксация на ранних стадиях формирования психики, что затрудняет возрастную и социальную адаптацию к новым задачам (школа, установление дружеских социальных связей, сепарация от матери).

- К матери выявлено отношение по типу слияния (ребенок не способен опираться на мать, как на сильного взрослого и фрустрирован этим, при этом девочка не ощущает границ между собственной личностью и образом матери, а фигуру матери бессознательно путает с фигурой бабушки) – что дополнительно свидетельствует о незрелости психики.

- К отцу выявлено амбивалентное отношение – девочка испытывает к нему и любовь и страх, что предположительно связано как с реальной агрессией отца, так и с опасным образом мужского, презентуемым матерью. Информация о сексуально-окрашенном поведении отца либо абьюзе не нашла своего подтверждения в заданных рамках исследования, что не исключает указанного.

Страхи и тревога ребенка связаны как с ситуацией развода, когда родители демонстрируют агрессию друг к другу, втягивая в конфликт ребенка, так и с особенностями развития. Мир девочки под угрозой, а ее чувства никто не называет и не может разделить, и без помощи взрослых ей трудно справляться с текущей ситуацией.

Причиной указанных сложностей является не только текущий семейный конфликт, но и сложившийся в ходе роста и развития ребенка климат внутри семьи и отношения, а также недостаточно развитая способность семьи устанавливать и выдерживать межличностные границы, и организовывать диалог.

1. Разрешение конфликта родителей с помощью соответствующих специалистов, достижение взаимного согласия по ситуации развода, сообщение ребенку о достигнутом согласии, демонстрация родителями взаимного уважения.

2. Установление договоренностей по поводу правил в семье, касающихся Марии, и одинаковое соблюдение правил всеми членами семьи, в том числе и бабушкой, участвующей в воспитании Марии. В случае, если с бабушкой договориться не удастся, рекомендована помощь спокойной и устойчивой няни, готовой выполнять общие правила семьи.

3. Также обоим родителям вместе необходимо в спокойной обстановке простыми словами рассказать дочери о том, что означает развод, что родители навсегда останутся ее родителями, хотя их отношения как мужчины и женщины завершены. Марии важно знать, с кем она останется жить, а также как и когда она будет видеться с другим родителем, и быть уверенной, что отношения ее родителей как мужчины и женщины – ее, как ребенка, не касаются.

4. Коррекция воспитательных приемов, применяемых родителями. Устранение насилия в отношении к ребенку или другим членам семьи. Повышение способности к уважительному диалогу. Отказ от вовлечения ребенка в отношения родителей и других взрослых между собой.

5. Устранение перевозбуждения ребенка - а именно, обеспечение сна девочки в отдельной комнате без присутствия взрослых, отказ от совместного сна или нахождения в постели с любым из родителей, отказ отца от поцелуев дочери в губы, и прочих эротизированных действий со стороны взрослых, пояснение для Марии, что ее тело принадлежит ей и никто не вправе ее трогать или обнимать, если она не хочет. Исключением являются случаи экстренной медпомощи.

6. Рекомендован курс психологического консультирования родителя, с кем проживает ребенок либо обоих родителей – по возможности. Возможной целью может стать прояснение межличностных границ внутри семьи, прояснение чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, одновременно с повышением способности выносить тяжелые чувства, и поддерживать ребенка в таких переживаниях.

7. Рекомендована длительная психокоррекционная работа с девочкой согласно выявленным потребностям психики. Возможной целью может стать развитие психического аппарата до возрастной нормы, снятие соматических симптомов и тревоги, перечисленных ранее, повышение адаптации к школьным нагрузкам и установление дружеских контактов и связей вне дома.

психолог Покровская Арина Ильинична

Ольга Владимировна Мазуркевич

Спасибо, полезная информация, однако

Покровская Арина Ильинична писал(а):
Среди проблем с дочерью Екатерина указывает также боли в животе, запоры, кусание ногтей, бруксизм, навязчивая мастурбация, воровство, раздражительность и плаксивость

То, что вы описываете ( факты не являющиеся достоянием общественности) - не является нарушением конфиденциальности?

№1 | 17 октября 2016

Арина, а кто был заказчиком поставленных задач перед специалистом?

№1 | Ольга Владимировна Мазуркевич писал(а):
То, что вы описываете- не является нарушением конфиденциальности?

Нет, не является - не указаны конф. данные!

№2 | 17 октября 2016

Зайтуева Стелла Умаровна

Покровская Арина Ильинична писал(а):
2. Повод для обследования

Здравствуйте, я бы назвала. поводом или причиной обращения, а не обследованием, звучит грубо очень

№3 | 17 октября 2016

Покровская Арина Ильинична

Ольга Владимировна Мазуркевич. Из цитаты, что вы привели, никак не будет ясно, кто этот ребенок в реальности. Потому конфиденциальность защищена не только сменой анкетных данных, но и изменением любых деталей, что могут указать на конкретных людей.

№4 | 17 октября 2016

Удалено автором комментария

Покровская Арина Ильинична

Возможно, повод для обращения звучит лучше. Но важно, что в реальности проведено было обследование ребенка. И такое заключение родитель сам решает, кому показать и как использовать, как законный представитель ребенка.

№6 | 17 октября 2016

Гавриленко Виталий Анатольевич

№3 | Зайтуева Стелла Умаровна писал(а):
поводом или причиной обращения, а не обследованием, звучит грубо очень

Коллега - это стандартная фраза в патопсихологических заключениях.
Уважаемая Арина Ильинична, благодарю Вас за пример. Думаю вполне может быть определенным образцом, для психологов не имеющих подготовку и навык написания подобных заключений.

№7 | 17 октября 2016

Повторюсь в ожидании ответа: Арина, а кто был заказчиком поставленных задач перед специалистом?

№8 | 17 октября 2016