Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для специалиста по пожарной безопасности img-1

инструкция по охране труда для специалиста по пожарной безопасности

Категория: Инструкции

Описание

Новости для специалиста по охране труда за октябрь 2016 года

Новости для специалиста по охране труда за октябрь 2016 года

Новые госты по охране труда

1) Документ: «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст)

Вступит в силу. 01 марта 2017 года

С 1 марта 2017 года для добровольногоприменения вводится в действие новый межгосударственный стандарт «Организация обучения безопасности труда»

Одновременно, с указанной даты Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст отменен аналогичный межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90.

Необходимость принятия нового стандарта обусловлена произошедшими социально-экономическими переменами, потребовавшими пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации.

Новый стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

2) Документ: «ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»

(введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст)

Вступит в силу. 01 марта 2017 года

С 1 марта 2017 года вводится в действие ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»

Стандарт введен Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст для добровольного применения.

Новый стандарт призван содействовать:

внедрению последовательной стратегии и принципов управления охраной труда у каждого работодателя;

качественному выполнению обязанностей и ответственности работодателей, работников и прочих заинтересованных лиц в том, что касается охраны труда работников;

повышению компетентности работников и иных лиц, задействованных в управлении охраной труда.

3) «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

(введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст)

Вступит в силу. 01 марта 2017 года

С 1 марта 2017 года вводится в действие ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

Стандарт введен Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст для добровольного применения .

Утвержденный стандарт содержит дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания в дополнение к межгосударственному стандарту ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.

Уточнен порядок проведения технического расследования аварий на опасных объектах Документ: Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 818 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. № 848»

Вступил в силу. 6 сентября 2016 г.

Уточнен порядок проведения технического расследования причин аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах, эскалаторах. Внесения изменений потребовало принятие Федерального закона от 09.03.2016 № 56-ФЗ.

Так, установлено, что техническое расследование проводится также в случае аварии на движущихся пешеходных дорожках. По результатам расследования вместо акта технического расследования причин аварии будет составляться акт о причинах и обстоятельствах аварии.

Уточнено само понятие аварии. В частности, указывается, что под аварией понимается повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на ОПО, включая технические устройства, расположенные на посадочных, этажных площадках и во вспомогательных помещениях (шахтах, приямках, машинных и блочных помещениях).

Теперь владелец ОПО обязан информировать об аварии органы внутренних дел (полицию) и следственные органы Следственного комитета РФ.

При наличии на ОПО систем видеонаблюдения владелец объекта обязан принять меры по сохранению имеющихся фото- и видеоматериалов и передать их председателю комиссии по техническому расследованию причин аварии для приобщения к материалам расследования. В состав такой комиссии предусматривается включение представителя организации, осуществляющей техническое обслуживание ОПО.

Обеспечение пожарной безопасности Документ: Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий»

Вступит в силу. с 1 марта 2017 г.

Владельцы территорий, прилегающих к лесу, обязаны обеспечивать ее очистку от сухой травы, мусора и других горючих материалов либо отделять лес противопожарным барьером.

Установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, КФХ, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.

Правительство РФ простимулирует укрепление здоровья сотрудников

Документ: Информация Правительства РФ от 21.09.2016 «О решениях по итогам совещания об охране труда и трудовых отношениях»

Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев раздал поручения министрам и руководителям федеральных ведомств, направленные на снижение травматизма на рабочем месте и улучшение здоровья сотрудников. Они должны будут в срок до 1 декабря 2016 года внести в Правительство РФ свои предложения об изменениях трудового законодательства, которые направлены на повышение уровня безопасности труда. Кроме того, эти изменения также должны предусматривать усиление профилактики травматизма и заболеваемости сотрудников на производстве, повышение роли коллективных договоров.

Кроме того, Максиму Топилину, Веронике Скворцовой, главе Минэкономразвития России Алексею Улюкаеву и руководителю Минфина России Антону Силуанову нужно будет представить в Правительство РФ свои предложения об изменении законодательства об обязательном социальном страховании для усиления профилактики страховых случаев в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Кроме того, главе Минздрава России Веронике Скворцовой совместно с Федерацией независимых профсоюзов России и Российским союзом промышленников и предпринимателей в срок до 1 декабря 2016 года нужно проработать вопрос о механизмах мотивирования работодателями сотрудников к формированию здорового образа жизни.

Источник: Российская газета

Требования статьи 217 ТК РФ распространяются на организации, оказывающие услуги

Документ. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136

Минтруд России прокомментировал требование закона о создании в организациях служб охраны труда. Напомним, что согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Специалисты ведомства напомнили, что в соответствии с определением, приведенным в ст. 209 ТК РФ, производственная деятельность представляет собой совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. На основании этого в письме делается вывод, что производственная деятельность — это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. В связи с чем требования ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяются на организации, оказывающие различные виды услуг.

Новые списки вредных производственных факторов

Документ: Проект приказа Минтруда России и Минздрава России «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»

Минтруд и Минздрав разработали приказ, которым обновили списки вредных и опасных производственных факторов и работ, при которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические осмотры. В перечне вредных факторов пять разделов: химические факторы, биологические факторы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПДФ) и пыли, физические факторы, факторы трудового процесса. В перечни работ предложено внести 17 пунктов. Среди них работы на высоте, подземные, водолазные работы, работа лифтера на лифтах скоростных и высокоскоростных и другие работы.

Новый законопроект о применении риск-ориентированного подхода к трудовым проверкам

Документ: Проект Постановления Правительства РФ от 30.09.2016 б/н

Минтруд России разработал проект постановления Правительства РФ о применении риск-ориентированного подхода к плановым проверкам трудового законодательства. Объясним подробнее, в чем суть проекта и каких изменений ждать работодателям по проверкам трудовой инспекции.

В настоящее время риск-ориентированную модель проверок применяют только в сфере связи, санитарно-эпидемиологическом и пожарном надзоре.

Суть риск-ориентированного подхода заключается в том, что всех работодателей классифицируют с учетом показателя потенциального риска причинения вреда ценностям в сфере труда. При этом учтут количество нарушений, выявляемых при проверках, количество несчастных случаев на производстве, количество жалоб от сотрудника и т. п.

По итогу классификации каждому работодателю присвоят соответствующую категорию. Таких категорий риска всего шесть: низкий, умеренный, средний, значительный, высокий и чрезвычайно высокий. Частота плановых проверок работодателей будет зависеть от присвоенной категории:

  • для категории чрезвычайно высокого риска – проверка один раз в календарном году;
  • для категории высокого риска – один раз в два года;
  • для категории значительного риска – один раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в четыре года;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в пять лет.

Разъяснения официальных ведомств

Минтруд советует отложить декларацию оптимальных и допустимых условий труда

Документ: Письмо от 07.06.2016 № 15–1/ООГ-2092

Задекларировать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями лучше после того, как Минтруд скорректирует порядок.

Как нужно подавать декларацию соответствия, сказано в приказе от 07.02.2014 № 80н. В этом же приказе приведена форма декларации.

Но порядок и форма разработаны под старую редакцию Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. И неясно, как составить и подать декларацию на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Минтруд советует подождать с декларированием, так как готовятся скорректировать Приказ № 80н. Потом работодатели смогут подать декларацию с учетом закона.

Напомним, что с мая 2016 года в Законе № 426-ФЗ появилось новое условие (Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-ФЗ). Теперь работодатели вправе задекларировать рабочие места, если:
— на них нет вредных или опасных факторов. Такие факторы выявляет идентификация;
— условия труда — оптимальные или допустимые. Для этого нужны измерения.

Послабление обернулось проблемами, так как ГИТ на местах оказались не готовы принимать декларации.

Где следует хранить инструкции по охране труда?

Местонахождение инструкций по охране труда для сотрудников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по охране труда могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах. Также их можно хранить в ином месте, доступном для сотрудников. Такие правила установлены пунктами 5.9, 5.10 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.

Учет инструкций по охране труда для сотрудников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда либо иным лицом, ответственным за охрану труда) работодателя.

При этом работодатель может вести Журнал учета инструкций по охране труда для сотрудников и Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для сотрудников подразделений (приложения № 9 и 10 к Методическим рекомендациям, утвержденным постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80). Однако эти журналы носят рекомендательный характер. Поэтому работодатель вправе сам определить порядок и форму выдачи инструкций работникам под подпись. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 15 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3318 (см.ниже).

Письмо Минтруда России от 15.09.2016 № 15-2/ООГ-3318

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с ведением журналов учета и выдачи инструкций по охране труда, и сообщает следующее.

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии со статьей 212 Кодекса работодатель обязан обеспечить в том числе:

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее — Рекомендации).

В соответствии с пунктом 5.10 Рекомендаций рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации приведены в приложениях № 9 и 10 к настоящим Рекомендациям.

Следует отметить, что данные Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и носят рекомендательный характер, следовательно, требование о полном соблюдении вышеуказанных Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.

Учитывая изложенное, поясняем, что ведение журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации носит рекомендательный характер.

Необходимо отметить, что выдача работникам инструкций должна фиксироваться под роспись, при этом порядок и форму выдачи инструкций определяет работодатель.

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М. Жигастова

Как обучать охране труда при совместительстве и совмещении

Евгения БАРАНОВА, генеральный директор Института повышения квалификации «ПРОФЕССИОНАЛ», ООО ЭКЦ «Промышленная Безопасность» (Москва)

Когда нужно подменить отсутствующего работника или выполнить больший объем работ, надо найти специалиста. Проще всего привлечь уже работающих в организации сотрудников. Как позаботиться об охране труда в этом случае, рассмотрим в статье.

Совместительство бывает двух типов:

  • внешнее — когда работник трудится сразу в нескольких организациях;
  • внутреннее — когда работник занимает в одной организации две должности (ст. 60.1 ТК РФ).

По закону совместитель — это такой же «вновь принятый сотрудник», как и тот, что только устраивается на работу. На совместителя распространяются все требования законодательства в области охраны труда, в том числе по обучению. Перед началом работы с сотрудником нужно провести вводный и первичный инструктажи по охране труда (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Затем провести устную проверку знаний и сделать запись в журнал проведения инструктажей.

Первичный инструктаж могут не проходить работники, чья работа не связана:

  • c эксплуатацией, испытанием, обслуживанием и ремонтом оборудования;
  • использованием электрифицированного инструмента;
  • хранением и применением сырья и материалов.

Это регламентирует пункт 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Повторный инструктаж на рабочем месте для совместителей надо проводить не реже 1 раза в 6 месяцев.

Совместителю необходимо пройти обучение по охране труда в течение одного месяца со дня приема на работу. Также его необходимо обучить оказанию первой помощи пострадавшим (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Если это внутренний совместитель, срок исчисляют с момента заключения трудового договора по другой должности.

Если специалист работает в нескольких организациях, то ему необходимо иметь удостоверение по охране труда отдельно в каждой организации, так как в нем прописывают название организации.

Дополнительная работа при совмещении выполняется в то же время, что и основная, и продолжительность рабочего дня не увеличивается (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ)

Внутри организации может быть оформлено совмещение. В этом случае с работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору по месту работы. В договор прописывают новые обязанности, которые будет выполнять работник, а также срок, в течение которого действует соглашение (ч. 3 ст. 60.2, ст. 72 ТК РФ).

Совмещение бывает двух видов:

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания (увеличение объема работ).

При расширении зон обслуживания или увеличении объема работ обучать работника охране труда заново не нужно. Его должностные обязанности не изменяются.

При совмещении профессий или должностей работника надо обучить охране труда. У него появляются новые должностные обязанности (таблица 1).

Таблица 1. Отличие увеличения объема работ от совмещения профессий и должностей

Увеличение объема работ

Другие статьи

Инструкции по охране труда

Инструкции по охране труда

ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСННОСТИ.

1.1.В соответствии с ППБ-01-93, ППБ 101-89 учителя, учащиеся и обслуживающий персонал обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации детей, материальных ценностей и тушению пожара.

1.2. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в мастерской несет учитель трудового обучения, который проводит там занятия и который приказом директора должен быть назначен ответственным за пожарную безопасность в кабинете.

1.3.В мастерской число столов не должно превышать количества, установленного нормой проектирования.

Расстановка мебели и оборудования в мастерской не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

1.4.Школьные мастерские обязательно должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТа 12.4.009-83:

- путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

- путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами в специальные тумбы или на пожарные стенды.

1.5.Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

1.6.Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение попадание на них прямых лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

1.7.Для ревизии, ремонта или замены нельзя отправлять все огнетушители сразу.

Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется учителем трудового обучения.

1.8.Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

1.9.В мастерской запрещается:

- производить перепланировку помещения с отступлением от требований действующих строительных норм и правил;

- устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах;

- применять с целью отопления нестандартные (самодельные) нагревательные приборы;

- использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, электроутюги;

- обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;

- применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари, производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;

- оставлять без присмотра включенные в сеть радиоприемники, телевизоры, кинопроекторы, диапроекторы и др.;

- включать в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергии.

1.10.В мастерской следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса приборы, принадлежности, пособия, которые должны храниться в шкафах, на стеллажах.

1.11.Хранение в мастерской учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами не допускается.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, при работе на электроустановках подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и орудия труда, проверить их исправность.

2.3. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Мастерскую запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.

3.2. Пребывание учащихся в мастерской разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) трудового обучения.

3.3. Все работы учащимися проводятся только в присутствии учителя (преподавателя) трудового обучения.

3.4. Запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.

3.5. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы; не пользоваться приборами с открытой спиралью.

3.6. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны и полярность.

3.7. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

3.8. Электродвигатели должны регулярно очищаться от пыли. Запрещается накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.

3.9. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре должны немедленно устраняться.

3.10. В мастерской запрещается:

- использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

- оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;

- пользоваться поврежденными розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;

- завязывать и скручивать провода, а также оттягивать провода и светильники;

- использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;

- снимать стеклянные колпаки со светильников.

3.11. По окончании занятий в мастерской учитель должен тщательно осмотреть помещение, устранить выявленные недостатки, обесточить сеть и закрыть помещение.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (повышенном их нагреваний, появлении искрения и т.д.), немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре звонить по телефону 01 или 112 с сотового телефона и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

4.3. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование, инструменты, приборы в места их постоянного хранения.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

по охране труда при работе в швейной мастерской

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 5,6,7 классов специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.

1.2. К работе в швейной мастерской допускаются лица, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда. К работе в швейной мастерской допускаются учащиеся с 4-го класса.

1.3. Опасные производственные факторы:

- уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без напёрстка;

- травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами, при работе на швейной машине;

- поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине, при работе с электрическим утюгом;

- ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;

- возникновение пожара при оставлении включенного в сеть утюга без присмотра;

1.4. При выполнении работ в швейной мастерской используется специальная одежда: халат или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик при работе с электроутюгом и при работе на электрической швейной машине;

1.5. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его ближайшее лечебное учреждение.

1.6. После выполнения работ в швейной мастерской тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или закрепить заколками;

2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок;

2.3. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга, швейной машины;

2.4. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины, утюга.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, коробочке или другой игольнице) не разбрасывать их на рабочем месте;

3.2. Не пользоваться ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот; шить иголками только с напёрстком;

3.3. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать их друг другу ручками (кольцами) вперёд.

3.4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины;

3.5. Не держать пальцы рук около лапки и иглы швейной машины во-избежании травмы;

3.6. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами;

3.7. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками, берясь за вилку;

3.8. Утюг ставить на термоизоляционную подставку; следить за тем, чтобы горячая подошва не касалась электрического шнура утюга;

3.9. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой;

3.10.Не оставлять без присмотра включенный в сеть утюг во-избежании пожара;

3.11.Следить за нормальной работой утюга, отключать утюг от сети только за вилку,

а не дергать за шнур.

4. ТРЕБОВАЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. При неисправности в работе швейной машины, электрического утюга - работу немедленно прекратить, отключив приборы от электросети и сообщить об этом учителю, работу продолжать после устранения неисправности;

4.2. При возникновении пожара немедленно отключить утюг, швейную машину от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения;

4.3. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать их в урну;

4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

5.1. Отключить электрическую швейную машину, утюг от сети;

5.2. Убрать инструменты и приспособления в отведённые для хранения места;

5.3. О неисправном оборудовании или инструментах сообщить учителю;

5.4. Привести в порядок рабочее место;

5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. К выполнению работ с тканью допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

К выполнению работ с тканью в швейной мастерской допускаются учащиеся с 4-го класса.

1.2. Опасные производственные факторы:

— уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без наперстка;

— травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами, при работе на швейной машине и утюге;

— поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине и утюге.

1.3. При выполнении работ с тканью используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный или фартук, косынка.

1.4.При работе на электрической швейной машине и утюге используется диэлектрический коврик.

1.5. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

1.6. После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.

2.3. Убедиться в наличии и исправности инструментов и оборудования, используемого при работе с тканью: защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины и утюга

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

3.3. Шить иголками только с наперстком.

3.4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

3.5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками (кольцами) вперед.

3.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

3.7.Не держать пальцы рук около лапки и иглы швейной машины

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1.В случае поломки или неисправности используемого в работе с тканью оборудования – прекратить работу и сообщить учителю о случившимся. Работу продолжать после устранения неисправности.

4.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.

4.3. При порезах, уколах, ушибах воспользоваться аптечкой и обратиться в медпункт.

4.4. В случае тяжёлых травм учитель должен вызвать "скорую помощь", сообщить администрации школы, оказать первую помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

5.1. Отключить электрооборудование от сети.

5.2. Проверить наличие рабочего инструмента, убрать его в отведённое для хранения место и привести в порядок рабочее место.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К работе с электрическим утюгом допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе с электрическим утюгом учащиеся допускаются с 5-го класса.

1.2. Опасные производственные факторы:

— ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;

— возникновение пожара при оставлении включенного в сеть утюга без присмотра;

— поражение электрическим током.

1.3. При работе с электрическим утюгом используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик.

1.4. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или использовать заколки для волос.

2.2. Проверить исправность вилки, розетки и изоляции электрического шнура утюга.

2.3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками только за вилку.

3.2. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.

3.3. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.

3.4. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно изделие водой.

3.5. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

3.6. Следить за нормальной работой утюга, устанавливать терморегулятор в соответствии с видом ткани, при необходимости использовать проутюжильник.

3.7. При перегреве – утюг выключить и остудить, проводя подошвой утюга по влажному проутюжильнику.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. При возникновении неисправности в работе электрического утюга, появлении искрения и т.д. немедленно отключить утюг из электросети и сообщить об этом учителю.

4.2. При возникновении пожара немедленно отключить электрический утюг от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

5.1. Отключить электрический утюг от электросети.

5.2. Очистить подошву утюга от загрязнения (при необходимости) специальными средствами.

5.3. Привести в порядок рабочее место.

5.4. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.

на универсальной промышленной швейной машине

1. Общие требования охраны труда

1.1.Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 7 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.

1.2.К выполнению практических работ допускаются учащиеся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.

1.3.Перед допуском к самостоятельным работам с учащимися учитель проводит первичный инструктаж в соответствии с настоящей инструкцией с последующим опросом и регистрацией в специальном журнале.

2. Перед началом работы

2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками.

2.2.Стул установить против игловодителя машины.

2.3.Убрать со стола предметы, не требующиеся при выполнении задания.

2.4.Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклоняясь вперед, спина прямая.

2.5.Ноги на педаль поставить так, чтобы носок правой ноги был выдвинут немного вперед. Левую ногу расположить ближе к переднему краю педали.

2.6.Расстояние от глаз до изделия 30 – 40 см.

2.7.Кисти рук располагают на платформе, перед лапкой машины. Локти – на одном уровне со столом.

3. Во время работы

3.1.Включить машину с помощью кнопки "пуск".

3.2.Работать обеими руками. Направлять детали изделия, скользя руками по поверхности стола.

3.3.В начале работы на универсальной промышленной швейной машине следует

повернуть маховое колесо от себя.

3.4.При соединении двух деталей без намётывания не допустить посадки нижней детали, для этого во время стачивания её нужно слегка натягивать.

3.5.Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руки к игле.

4. В аварийной ситуации

4.1.В случае неисправности кнопки "пуск", поломки иглы, искрении, ощущении покалывания при касании к металлическим частям швейной машины, обрыва приводного ремня, появлении запаха горелой резины – прекратить работу и сообщить учителю.

4.2.При возникновении пожара немедленно отключить швейную машину от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения;

4.3.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.

5. По окончании работы

5.1.Выключить машину с помощью кнопки "стоп".

5.2.Убрать своё рабочее место, разложить инструменты на отведённые для хранения места.

5.3. При необходимости произвести чистку и смазку.

5.4.Подложить ткань под лапку машины, опустить лапку.

по охране труда учащихся при работе

на швейной машине краеобмёточной промышленной (оверлок)

1. Общие требования охраны труда

1.1.Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 8 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, руководство по эксплуатации краеобмёточной машины серии GN-1.

1.2.К выполнению практических работ допускаются учащиеся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.

1.3.Перед допуском к самостоятельным работам с учащимися учитель проводит первичный инструктаж в соответствии с настоящей инструкцией с последующим опросом и регистрацией в специальном журнале.

2. Перед началом работы

2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками.

2.2.Стул установить против игловодителя машины.

2.3.Проверить наличие диэлектрического коврика под педалью машины.

2.4.Перед включением убедитесь в отсутствии нарушения изоляции в присоединительных проводах и в исправности электроаппаратуры.

2.5.Убрать со стола предметы, не требующиеся при выполнении задания.

2.6.Удалить булавки из изделия.

2.7.Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклоняясь вперед, спина прямая.

3. Во время работы

3.1.Включить машину с помощью кнопки "пуск".

3.2.Запрещается пускать машину с поднятой лапкой.

3.3.Маховое колесо вращать только по часовой стрелке от себя.

3.4.Работать обеими руками. Направлять детали изделия, придерживая руками.

3.5.Соблюдать осторожность при перемещении иглы и ножей вверх и вниз и постоянно следить за положением ткани и рук при шитье.

3.6.Нельзя тянуть и подталкивать ткань во время работы на машине, чтобы не поломать иглу.

3.7.На переходных швах скорость обработки должны быть снижена.

3.8.Во избежание перегрева электропривода необходимо через 30 минут работы делать перерыв не менее 10 минут.

3.9.Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руки к игле и ножам.

4. В аварийной ситуации

4.1.В случае неисправности кнопки "пуск", поломки иглы, искрении, ощущении покалывания при касании к металлическим частям швейной машины, обрыва приводного ремня, сильном нагреве педали – прекратить работу и сообщить учителю.

4.2.При возникновении пожара немедленно отключить швейную машину от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения;

4.3.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.

5. По окончании работы

5.1.Выключить машину с помощью кнопки "стоп".

5.2. Следует отсоединить машину от сети после окончания работы, при проведении профилактики машины, при замене механических деталей или принадлежностей.

5.3.Убрать своё рабочее место, разложить инструменты на отведённые для хранения места.

5.4. После окончания работы удалить очёсы и другие загрязнения из зоны иглы, двигателя ткани и петлителей.

5.5.Частота смазки зависит от степени использования машины.

на бытовой швейной машине с ножным приводом

1. Общие требования охраны труда

1.1.Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 5 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.

1.2.К выполнению практических работ допускаются учащиеся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.

1.3.Перед допуском к самостоятельным работам с учащимися учитель проводит первичный инструктаж в соответствии с настоящей инструкцией с последующим опросом и регистрацией в специальном журнале.

2. Перед началом работы

2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками.

2.2.Стул установить против игловодителя машины.

2.3.Убрать со стола предметы, не требующиеся при выполнении задания.

2.4.Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклоняясь вперед, спина прямая.

2.5.Ноги на педаль поставить так, чтобы носок правой ноги был выдвинут немного вперед. Левую ногу расположить ближе к переднему краю педали.

2.6.Расстояние от глаз до изделия 30 – 40 см.

2.7.Кисти рук располагают на платформе, перед лапкой машины. Локти – на одном уровне со столом.

3. Во время работы

3.1.Пуск машины осуществлять маховым колесом в направлении "на себя".

3.2.Работать обеими руками. Направлять детали изделия, скользя руками по поверхности стола.

3.3.Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руки к игле.

3.4.Обрезать нитки нитеобрезывателем или ножницами.

4. В аварийной ситуации

4.1.В случае поломки иглы, искрении, обрыве приводного ремня, – прекратить работу и сообщить учителю.

4.2.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.

5. По окончании работы

5.1.Поставить машину на свободный ход.

5.2.Убрать своё рабочее место, разложить инструменты на отведённые

для хранения места.

5.3. При необходимости произвести чистку и смазку.

5.4.Подложить ткань под лапку машины, опустить лапку.

5.5.При длительном перерыве в работе снять приводной ремень и накрыть машину чехлом или убрать в тумбу.

1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ

2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

3. СанПиН 2.4.2.1178-02"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"

4. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. сборник 2: Профессионально-трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело, сельскохозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство / В.В. Воронкова. – Москва. ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

5. Руководство по эксплуатации краеобмёточной швейной машины серии GN – 1.

6. Мозговая Г.Г.Швейное дело: учеб. для 7 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. - М. Просвещение, 2007. – 181 с. ил. ( с.6 – 7)

7. Мозговая Г.Г.Швейное дело: учеб. для 5 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. - М. Просвещение, 2007. – 160 с.

8. Мозговая Г.Г.Швейное дело: учеб. для 6 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. - М. Просвещение, 2007. – 168 с.

9. Масленников М.М. Разработка инструкций по охране труда: методические рекомендации / М.М. Масленников, С.Т. Гончар. – 3-е изд. доп. – Ульяновск. УИПКПРО, 2009. – 80 с.

10. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника – 4-е изд. перераб. И доп. – М. Высшая школа. 1993.- 431 с.:ил.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.