Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по боевой работе пво img-1

руководство по боевой работе пво

Категория: Руководства

Описание

Назначение, состав и организационная структура войск ПВО

Назначение, состав и организационная структура войск ПВО. Назначение, задачи и боевые свойства ЗРВ ВВС. Выбор позиции для РЛР(РЛУ) и предъявляемые к ним требования. страница 17

высота, м – 15000

высота мах, м > 15000

дальность, км – 15000

38 ядерных или 128 обычных бомб

64. Постоянная боевая готовность и организация боевого дежурства в подразделениях РТВ ПВО.

Постоянная БГ – состояние войск мирного времени, из которого соединения, части и подразделения способны немедленно выполнить боевую задачу с составом дежурных сил и средств и способны приступить к приведению в БГ остальных сил и средств.

Находясь в постоянной боевой готовности РТВ несут круглосуточное боевое дежурство сокращенными боевыми расчетами и способны выполнять поставленные боевые задачи.

Состав полных боевых расчетов определяется наставлением РТВ ПВО, сокращенных расчетов приказом главкома войск ПВО.

Сокращенные боевые расчеты назначаются на сутки и предусматривают возможность посменной боевой работы лиц офицерского и рядового состава. Время непрерывной работы операторов за экранами РЛС и АСУ не должно превышать 2-х часов.

Радиотехнические подразделения, в которых осуществляется дежурство РЛС по графику, расположенные при аэродромах, а также совмещенные с ПН иа, осуществляющие выдачу информации на КП соединений и частей ЗРВ, частей РЭБ содержатся в готовности №2.

Дежурные рт подразделения и части могут привлекать для обеспечения полетов авиации по плану боевой подготовки без снижения установленной степени готовности этих частей и подразделений.

Анализ и уточнение обнаруженной локационной цели производится в процессе передачи информации о ней.

Включение РЛС для непрерывного ведения рл разведки производится в соответствии с графиком дежурства РЛС. График составляется начальником РТВ округа ПВО.

64. ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА В БОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ РТВ

Для выполнения задач боевого дежурства привлекаются КП РТ частей и все развернутые на позициях РТ подразделения (кроме подразделений, выделенных для создания резервного РЛ поля)

При несении боевого дежурства ряд РЛС находятся во включенном состоянии, часть в выключенном.

РТ подразделения несут дежурство в двух режимах

2)включение по команде

РТ подразделения, которые обеспечивают безопасность полетов авиации находятся втой степени боевой готовности, в которой находятся авиационные полки.

Переход в повышенные степени готовности осуществляется решением командира, оперативного дежурного вышестоящего КП или данного КП.

При выходе из строя РЛСредств принимаются все необходимые средства для восстановления РЛ поля.

При получении информации о приближении к зоне видимости противника осуществляется доклад на вышестоящий КП.

При обнаружении нарушителя режима полета информация выдается на ЕСВД.

Особое внимание оказывается целям, находящимся в 150 км зоне от государственной границы.

Если время включения РЛС не обеспечивает своевременного обнаружения приближающихся целей, решением оперативного дежурного допускается экстренное включение станций.

Информация обо всех обнаруженных воздушных целях с первой отметки передаются на вышестоящий КП. При наличии большого количества целей в первую очередь выдается информация о воздушных судах, летящих в направлении государственной границы.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА

1.Обнаружение массового полета СВН противника в сторону границы РФ

2.Нарушение правил использования воздушного пространства и угон самолета.

3. Нарушение гос границы самолетом (действия в 150-мильной зоне)

4. Полет контрольной цели

В-выдать. обеспечить выдачу инф-и о возд. обстановке на ВКП. обеспечить КП ,

взаимодейств.КП+прием от их

О-объявить готовностьN1исходя из складывающейся обстановки

Д-доложить на ВКП,ОКП ,ком-ру части и обеспечиваемые взаимодействие КП о сложившейся обстановке.

К-контролировать вкл.ср-ва контроля и осущ-ть контроль за действиями подчин боевых расчетов

А -анализировать сложившуюся обстановку и принимать меры

ДЛЯ СЛУЧАЕВ КОНКРЕТНО

1. объявить боевую тревогу по решению ком-ра ,ВКП, своим решением с немедленным докладом на ВКП. Управлять подч. подразделением до прибытия ком-ра или его замов. Уточнить задачи подч. подразделениям и расчетам по выдаче боевой и разведывательной инф-и

2.Поставить задачу расчетам на обнаружение и сопровождение возд. судов с сигналом "бедствие"

отклонившихся от возд трасс или имеющих др признаки угона.

- выдать инф-ю о местонахождении возд. судна на ближ органы ЕСОрВД

-обеспечить непрерывное р/л сопровождение в районе угона или угрозы угона

-в случае принуждения к посадке возд. судна обеспечить наведение на него перехватчиков

3. Обеспечить устойчивое сопровождение наруш.+самолетов перехватчиков и оказание помощи на ближайший аэродром

- вне150км .зоне по запросу органов ЕСОрВД вкл. необходимое количество рлс

4. Уточнить задачи подчин. подразделениям и расчетам по непрерывному сопровождению контр. целей и выдаче инф-и о них на обеспечиваемые и вышестоящие КП.

Постоянная БГ -состояние РТВ в мирное время, из которого соединения и части способны немедленно выполнить поставленные боевые задачи составом дежурных сил и средств и приступить к приведению в боевую готовность остальных сил и средств.

Находясь в постоянной БГ, РТВ несут круглосуточное боевое дежурство сокращенными боевыми расчетами и способны выполнять поставленные боевые задачи. Подразделения занимаются плановой деятельностью.

65. Определение и выдача координат цели – постановщика активных помех радиотехническими подразделениями, имеющими на вооружении 5Н55М.

При реализации триангуляционного метода возможны два способа определения местоположения ПАП: неавтоматизированный и автоматизированный.

При неавтоматизированном способе съем угловых координат ПАП осуществляется на РЛС визуально с последующей их неавтоматизированной выдачей на КП части, где они вручную обрабатываются на триангуляционном планшете. Местонахождение ПАП определяется в фиксированные моменты времени по пересечению пеленгов 2-3х подразделений – низкая точность.

Другие статьи

Развитие системы наведения истребителей ПВО в годы войны - Военное обозрение

Развитие системы наведения истребителей ПВО в годы войны

26 сентября 2016

В предвоенные годы управление истребительной авиацией ПВО (ИА ПВО) и организация ее взаимодействия с другими родами войск, в том числе с зенитной артиллерией, были, мягко говоря, не на должной высоте. Авиационным частям отдавались боевые распоряжения зачастую без информации о задачах зенитной артиллерии. Днем наведение истребителей на цели осуществлялось при помощи выложенных на земле стрел, показывавших направление летящих самолетов «противника». В ясную погоду эти стрелы были различимы с высот порядка 5000 м, и летчики-истребители, ориентируясь по ним, предпринимали поиск «вражеских» самолетов. В темное время суток наведение осуществлялось ракетами, трассирующими пулями, освещением целей прожекторами.

Общемировые тенденции, качественное развитие советской авиации, ее перевооружение накануне войны на новые, более скоростные самолеты, потребовали оснащения новых машин приемопередающими радиостанциями. Но имели их в этот период далеко не все самолеты. На истребителях старых конструкций радиостанции вообще отсутствовали. Комплектная рация устанавливалась на самолетах командиров эскадрилий (одна рация на 15 машин); на остальных ставились только приемники. В виду отсутствия двусторонней связи с пилотами, командиры не успевали своевременно наводить истребители на цели.


В первые месяцы войны основные способы наведения оставались такими же, как и до войны. Лишь к окончанию осени 1941 года радиосвязь начала завоевывать прочное место в авиационных частях ПВО. Была также заложена база для создания качественно новой системы наведения истребителей, основанной на принципе радиолокации. Складывалась она постепенно, на основе поступления в войска новой техники и исходя из боевого опыта, полученного истребительной авиацией и иными родами войск ПВО в ходе жестокой борьбы с германскими ВВС. Еще 8 июля 1941 года командованием Московской зоной ПВО была издана специальная инструкция «О работе постов ВНОС». Инструкция требовала, чтобы посты ВНОС не только своевременно обнаруживали вражеские летательные аппараты, но и определяли их количество, курс и тип, оперативно передавали эти данные на Главный пост ВНОС и КП полков 6 истребительного авиакорпуса ПВО. Этот документ обобщил итоги первых боев и сыграл известную роль в улучшении наведения истребителей ПВО на цели.

9 июля 1941 года ГКО принял постановление «О противовоздушной обороне г. Москвы», в котором, среди прочего, предусматривалось увеличение постов ВНОС, радиолокационных станций и самолетов-истребителей новейших конструкций, оборудованных приемопередающими радиостанциями. В соответствии с этим постановлением до конца июля было развернуто более 700 постов ВНОС. (На 22 июня 1941 года в 1-м корпусе ПВО, охранявшем небо столицы, насчитывалось 580 постов ВНОС.) В Можайске вступила в строй радиолокационная установка РУС-2, которая сумела сыграть важную роль в период обороны столицы, когда вследствие приближения фронта к Москве уменьшилась глубина сети постов ВНОС. К октябрю 1941 года было развернуто уже 8 таких станций. За полгода боевых действий они зафиксировали и провели более 8700 воздушных целей.

В Московской зоне ПВО были осуществлены важные мероприятия, повышающие надежность управления советскими истребителями в воздухе. На наиболее вероятных направлениях пролетов вражеских самолетов в системе ВНОС имелись специальные посты, оборудованные радиостанциями. Командные пункты 6 иак ПВО и его полков были связаны с ними прямой телефонной связью. В районах Клина и Серпухова находились радиолокационные станции РУС-2, для каждой из которых был выделен сектор наблюдения. Оперативно станции были подчинены командирам авиационных полков, осуществлявших с их помощью наведение истребителей на цели. Была выпущена инструкция по улучшению организации наведения и управления ИА, которая легла в основу боевого управления истребителями в Московской зоне ПВО.

1 октября 1942 года ГКО издал постановление «Об улучшении подготовки летчиков-истребителей и качеств самолетов-истребителей». Это постановление предусматривало внесение некоторых усовершенствований в конструкцию и оборудование серийных самолетов того времени - Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, Ла-5 и требовало установки на каждом втором самолете, выпускаемом авиапромышленностью, передающей радиостанции.

Большое внимание совершенствованию системы наведения уделяло и командование Войск ПВО страны. Оно придавало немаловажное значение использованию в этих целях общегосударственной сети проводной связи и улучшению работы всех видов радиосвязи. 22 ноября 1941 года командующим Войсками ПВО страны генерал-майором М.С. Громадиным был издан приказ «Об упорядочении оповещения о воздушном противнике на территории страны», требующий «в кратчайший срок пересмотреть существующие (разработать заново) схемы оповещения о воздушном противнике на всей территории зон и районов ПВО, включая в них оповещение соседей, а в прифронтовых районах организовать взаимное оповещение со штабами фронтов и армий». Следуя этому приказу, во всех зонах и районах ПВО были разработаны схемы оповещения с учетом передислокации зенитных и авиационных частей.

Более широко и эффективно стали использоваться ротные и батальонные радиостанции. Например, в Череповецко-Вологодском дивизионном районе ПВО, который осуществлял прикрытие Северной железной дороги, Мариинской водной системы и промышленно-экономических объектов на территории Вологодской области, как указывалось в одном из приказов по 148 над ПВО, особое внимание командиров и штабов обращалось «на четкую работу радиосредств, широкое использование радиосети ротных и батальонных постов ВНОС». Благодаря этому летчики дивизии стали лучше выполнять поставленные боевые задачи. Принципиальное значение для развития системы наведения сыграла директива командующего Войсками ПВО от 14 ноября 1942 года «О немедленном освоении и боевом применении станций радиообнаружения «Редут» и «Пегматит» для целей наведения истребительной авиации на самолеты противника».

Директива требовала от командующих районами ПВО и командиров авиасоединений применять «Редут» и «Пегматит» в качестве основного средства целеуказания и наведения наших истребителей на цели. После получения директивы в частях развернулась более интенсивная работа по использованию станций радиообнаружения. Особенно активно она осуществлялась в осажденном Ленинграде, где специфическая обстановка блокады требовала изыскивать эффективные способы управления истребительными силами в воздухе. Группой офицеров штаба 7 иак ПВО (впоследствии 2 глиак ПВО) под руководством генерал-майора авиации Н.Д. Антонова была разработана и внедрена в практику централизованная система управления и планшетного наведения истребителей на воздушные цели. Штаб 7 иак ПВО использовал данные от имевшихся в его распоряжении установки «Редут» и десяти СОН-2, которые обслуживали полки зенитной артиллерии Ленинградской армии ПВО. С каждой станцией «Редут» и СОН-2 командный пункт корпуса имел прямую телефонную связь. С поступлением информации от Главного поста ВНОС об обнаруженной цели истребители приводились в готовность №1. Одновременно офицер наведения давал команду старшему оператору о включении станции «Редут» и указывал сектор поиска. Получив от расчета станции данные о воздушных целях, оператор прокладывал на планшете курс их движения. Курс взлетевших на перехват истребителей наносился на планшет вторым оператором. Наблюдая за проекцией курсов и контролируя их правильность по дополнительной информации, поступавшей с Главного поста ВНОС и постов ВНОС, офицер наведения подавал истребителям радиокоманды, добиваясь, чтобы они в определенной точке воздушного пространства встретились с противником.

Новая система наведения позволила истребителям более успешно осуществлять перехват вражеских летательных аппаратов. Всего за годы войны летчики 2 глиак ПВО произвели 45395 самолетовылетов и сбили более 900 самолетов противника. Так, в войсках ПВО, прикрывавших Ленинград от фашистских авианалетов, был разработан и внедрен в практику метод централизованного боевого управления и планшетного наведения истребителей на цели. Благодаря ему повысились надежность ПВО города и эффективность каждого вылета, увеличились потери германской авиации.

В это время большое значение для блокированного с суши Ленинграда имели пути сообщения, связывающие город с тылом страны, - водная и ледовая коммуникации и подходившие к ним железные дороги. Их прикрывали Осиновецкий и Свирский бригадные районы ПВО во взаимодействии с ИА 7 иак ПВО, ВВС Ленинградского фронта и КБФ. Управление истребителями производилось с КП частей и пунктов наведения, организованных на берегу Ладожского озера. Весь район прикрытия был поделен на зоны, а зоны - на участки. Каждый из них обозначался ориентирами, хорошо видимыми с воздуха. Все это обеспечивало более успешное наведение перехватчиков на цели.

Большое значение в боевом управлении истребителями при прикрытии Ладожской коммуникации имели радиолокационные станции. Практически было доказано, что информация о самолетах противника, поступавшая от станций РУС-2, была настолько надежной и достоверной, что при быстром и правильно принятом решении на подъем самолетов-истребителей на перехват всегда имелась возможность встретить противника на ближних подступах к объекту нападения.

Система наведения в Мурманском корпусном районе ПВО имела свои специфические особенности: истребители 122 иад наводились на цели также с помощью РЛС, но по заранее разработанным таблицам радиосигналов и с использованием ориентиров на местности. Оповещение о противнике поступало от расчетов постов ВНОС и радиолокационных станций Мурманского корпусного района ПВО. Для более оперативного решения вопросов наведения и взаимодействия на КП зенитной артиллерии находился офицер 122 иад ПВО 15. Благодаря оптимальному использованию имевшихся возможностей для наведения в условиях Заполярья, четкой организации руководства истребительной авиацией летчики 122 иад ПВО успешно выполняли поставленные задачи. За годы войны дивизией было проведено 260 воздушных боев и сбито 196 самолетов противника.

Летом 1942 года германское командование развернуло второе генеральное наступление. Разгорелась одна из величайших битв второй мировой войны. Определенную роль в ее ходе сыграли войска Сталинградского корпусного района ПВО и 102 иад ПВО, пять полков которой обеспечивали перехват и уничтожение самолетов врага на подступах к Сталинграду, прикрывали Астрахань и пути сообщения в границах корпусного района ПВО.

Боевые действия ИА ПВО велись в соответствии с наземной и воздушной обстановкой. Первоначально попытки командования ПВО использовать три станции «Пегматит», установленные в Калаче, Абганерове и Красноармейске, в целях наведения наших истребителей оказались безуспешными из-за задержек данных целеуказания, которые доходили до исполнителей с опозданием. В конце августа, когда немцы подошли непосредственно к Сталинграду, 102 ор ВНОС была оперативно подчинена командиру 102 иад ПВО. С этого времени станции «Пегматит» стали успешно обеспечивать наведение советских истребителей. Они устанавливались непосредственно на полевых аэродромах, и их расчеты своевременно наводили самолеты на цели. С июля по декабрь 1942 года летчики дивизии уничтожили 330 машин противника.

Весьма активно и умело использовались радио- и радиотехнические средства при организации ПВО Баку. Много специфических особенностей в процессе наведения было в Рыбинско-Ярославском, Курском и других районах ПВО. Этот опыт, равно как и опыт истребительной авиации ВА, был обобщен. Весной 1944 года командующий ВВС утвердил инструкцию по боевому управлению ИА. В ней были изложены принципы централизованного управления истребителями на основе использования радиолокационных станций.

Осуществляя наведение истребителей на цели с помощью радио- и радиотехнических средств, командиры авиационных соединений и частей ПВО стали более четко руководить воздушным боем, активно влиять на его ход и исход. Одновременно повысились возможности надежного и эффективного перехвата бомбардировщиков противника из положения «дежурство на аэродромах». Если в 1943 году ИА ПВО из этого положения произвела всего 25% от числа всех самолетовылетов, то в 1944-м уже 58%. Экономичность и надежность этого способа вполне оправдали себя.

В июне 1944 года немцы впервые применили самолеты-снаряды против Англии. Опыт английской системы ПВО свидетельствовал, что отражение самолетов-снарядов являлось трудной задачей. В Англии людские потери от крылатых и баллистических ракет составили 53 тыс. человек. На Восточном фронте, где германские войска терпели в это время одно поражение за другим, можно было ожидать нанесения ударов беспилотными средствами по Ленинграду и Мурманску. 19 июля 1944 года военный совет артиллерии РККА утвердил и направил во фронты ПВО «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами». В них содержались основные принципы организации ПВО объектов для отражения беспилотных средств нападения, даны конкретные рекомендации по использованию средств ПВО против этого нового вида вражеского оружия.

На основе этих указаний командованием Ленинградской армии ПВО был разработан план борьбы с неприятельскими самолетами-снарядами. В нем, среди прочего, командиру 2-го гв. Ленинградского иак ПВО генерал-майору авиации Н.Д. Антонову вменялось в обязанность «в случае установления методического обстрела Ленинграда дополнительно высылать самолеты-истребители на удаленные подступы в зоны ожидания». Для оповещения и наведения перехватчиков на цели каждая часть обеспечивалась станцией «Пегматит».

Командование и штаб Ленинградской армии ПВО провели несколько учений по отражению массированных налетов самолетов-снарядов. Летчики и зенитчики ПВО успешно действовали на этих учениях. Все самолеты Як-9, имитировавшие ФАУ-1, были своевременно обнаружены радиолокационными средствами, перехвачены истребителями, точно наведенными на цели. Ни один самолет, условно действовавший за противника, не сумел прорваться к Ленинграду.

Другим наиболее вероятным объектом, который мог подвергнуться обстрелу ФАУ-1, был Мурманск с его незамерзающим портом. Применение самолетов-снарядов на этом театре было возможно только с подводных лодок в Баренцевом море или с суши при помощи самолетов-носителей. Учитывая эти обстоятельства и климатическую специфику Заполярья, командованием 122 иад ПВО был разработан конкретный план уничтожения беспилотных самолетов-снарядов.

По сигналу тревоги экипажи 122 иад ПВО из готовности номер один и два вылетали с резким набором высоты в установленные для каждого полка зоны: 767 иап - в зону № 1, 768 иап - в зону № 2, 769 иап - в зону № 3. Здесь экипажи эшелонировались по высоте, ожидая указаний с КП дивизии на уничтожение, у подступов к Мурманску самолетов-снарядов. Для лучшей их ориентировки была разработана сетка наведения. Прилегающая к городу местность разбивалась на 6 квадратов, которые имели кодированные номера. Для посылки в тот или иной квадрат, пилоту по радио сообщалась трёхзначная цифра. Командование дивизии провело несколько тренировочных вылетов для освоения летчиками новой системы наведения. Разгром фашистов в Заполярье в октябре 1944 года исключил возможность применить БПЛА на этом ТВД.

Как видим, система наведения истребительной авиации ПВО претерпела в годы войны серьезные качественные изменения. Создавалась она постепенно, на базе поступающей в войска новой техники и полученного боевого опыта. Основой системы наведения становилась радиосвязь и радиолокация. Уступая США, Великобритании и Германии в общем количестве радиолокационных станций в войсках, отечественные образцы РЛС по своим характеристикам не уступали лучшим мировым образцам и помимо обнаружения самолетов могли успешно применяться в интересах наведения. С их помощью в войсках ПВО были созданы и проверены на практике разнообразные методы наведения истребителей-перехватчиков на цели, которые, в конечном счете, позволили создать систему централизованного боевого управления и планшетного наведения. Это существенно повысило эффективность использования истребителей. Были также разработаны принципы управления и наведения ИА ПВО при отражении беспилотных средств нападения противника. Применявшиеся формы и методы наведения истребительной авиации ПВО полностью себя оправдали. За время боевых действий советские летчики ПВО совершили 269465 самолетовылетов и уничтожили 4168 самолетов противника. Это был значительный вклад в общее дело победы над врагом.

Источники:
Светлишин Н. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. М: Наука, 1979. С.109-149, с. 328-330.
Группа авторов. Войска противовоздушной обороны страны. М. Военное издательство, 1968. С. 235-242.
Комаров Н. Совершенствование системы наведения истребительной авиации ПВО. // ВИЖ. 1986. №12. С.94-99
Францев О. Некоторые вопросы тактики истребительной авиации ПВО в ночных условиях.// Военная мысль. 1984. №4. С.19-26.
Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. Минск: Харвест, 2001. С.421-426.
Лобанов М. Из прошлого радиолокации. М. Военизат, 1969. С. 144-148

Персональный сайт по истории пво - ЗРК С-75 (продолжение)

  • Правила стрельбы ПС-75 http://yadi.sk/d/Yq21uNg28V3UW
  • Дополнения к правилам стрельбы зенитными управляемыми ракетами системы-75М (С-75М2 и С-75М3).Особенности стрельбы. 1986 г. http://yadi.sk/d/2aVJ4KMj8V3_I
  • Пояснительная записка к правилам стрельбы ПС-75.Постатейное обоснование правил. http://yadi.sk/d/thIYp6Qf8V3fI
  • Дополнения к Руководству по боевой работе (РБР) зенитного ракетного дивизиона С-75М "Волхов" http://yadi.sk/d/xTxBBtdE8YWWR
  • Руководство ЗРВ ПВО.Боевая работа зенитного ракетного дивизиона С-75М2 (М3) "Волхов". http://yadi.sk/d/r2Fq5sBY8V3u6
  • Руководство по боевой работе технического дивизиона С-75М "Волхов",С-75М3 "Волхов-3". http://yadi.sk/d/3mTelKT88V3zq
Транспортно-заряжающая машина ПР-11 ДА (ПР-11Д ) Технический дивизион С-75.
  • Технологическое оборудование для ракеты В-760.(ракета со спец.зарядом) http://yadi.sk/d/tZDesln78V4Iu
  • Контрольно-испытательная передвижная станция КИПС-В-75М.Техническое описание книга 5.Контрольная аппаратура КФР-15В.Альбом схем. http://yadi.sk/d/IljEXzjB8V4Ry

  • Автозаправщик 5Л62А.Техническое описание и инструкция по эксплуатации.Книга 1.Устройство автозаправщика,уход за автозаправщиком и его сбережение. http://yadi.sk/d/_x3OgPXq8YWM5
  • Автозаправщик 5Л62А.Техническое описание и инструкция по эксплуатации.Книга 2.Выполнение работ автозаправщиком.(Исполнение 2). http://yadi.sk/d/cLoxP-y48V8H0
Пояснительные записки .

В процессе эксплуатации комплексов происходит непрерывная работа по улучшению их характеристик - модернизация.Необходимые для этого доработки сводятся в так называемые бюллетени (сборники) доработок.Доработки аппаратуры расписаны в бюллетене БУ,доработки эксплуатационной документации (ТО,ИЭ, и т.д.) в бюллетене БЭ.На заводах - изготовителях бюллетени внедряются в производство с "комплекта номер. ",и с этого комплекта выпускается уже модернизированная аппаратура .Ранее выпущенные комплексы дорабатываются по бюллетеням прямо в войсках.Для объяснения производимых доработок к бюллетеням придаются пояснительные записки - в них описываются зачем и какие производятся изменения в аппаратуре.

Эксплуатация комплексов С-75:

  • Габариты транспортировки технических средств комплексов С-75М,С-125,С-200. http://yadi.sk/d/h7ohF8HW8YWhl
  • Отчет по оценке технического состояния РСН-75В и СНР-125 в различных климатических зонах http://yadi.sk/d/PzUC6XTX8YmG5
  • Исследование результатов войсковой эксплуатации ракет 20ДСУ в условиях Йемена. http://yadi.sk/d/wKFeP_-28V5Mg
  • Альбом "Основные характеристики ракет В-750ВМ,В-755,В-759,В-760,В-760В,5В55К,5В61Р. http://yadi.sk/d/3LB8c3oI8V5Yo
  • Отчёт по результатам лётных испытаний 3-х ракет В-755 и 6-ти ракет В-750ВН,выделенных для обоснования сроков хранения и периодичности обслуживания ЗУР системы-75. 1979 г. http://yadi.sk/d/P-w9nbce8YmUf
  • Отчёт по результатам лётных испытаний 15-ти ракет 5Я23 прошедших 5-летнею эксплуатацию в войсках ПВО страны. 1979 г. http://yadi.sk/d/H_ZuEfNf8V5kG
  • Отчёт по испытаниям ракет В-755 с целью продления сроков эксплуатации. 1984 г. http://yadi.sk/d/P-w9nbce8YmUf
  • Программа технического освидетельствования советскими специалистами изделий 11Д,20Д,5Я23 и их модификаций у инозаказчиков при продлении сроков эксплуатации. http://yadi.sk/d/6rQ3O6fmDuhNt
  • Итоговый отчёт по результатам разборок,осмотров,проверок и испытаний ракет В-755 и их комплектующих изделий в соответствии с решением 277-85. http://yadi.sk/d/gXlMqocpFJ7Do
  • Отчёт о НИР 086-241 "Адъютант".(Промежуточный отчёт по 3-му этапу).Часть 2. http://yadi.sk/d/6VHvsZUCNPQ63
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 4.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных ракетных комплексов системы-75. 1982 г https://yadi.sk/d/u9EowLGkbZvKs
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2-му этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 4.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных ракетных комплексов системы-75. 1983 г. http://yadi.sk/d/5zJzcHZzNPRKs
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 5.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных управляемых ракет В-760,В-760В,В-759,24Я6,В-755,В-750ВН. 1983 г https://yadi.sk/d/yFikUwF9bZx7y
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 6.Контроль эксплуатационной надёжности стартового оборудования зенитных ракетных комплексов системы-75. 1983 г https://yadi.sk/d/yFLoRS9obZxA2
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 6.Контроль эксплуатационной надёжности стартового оборудования зенитных ракетных комплексов системы-75. 1982 г. http://yadi.sk/d/u4GujkcANPSab
  • НИР 083-205 "Ординарец".Отчёт по 2-му этапу.Часть 2. http://yadi.sk/d/zhqxX8xTNPTgg
  • НИР 083-205 "Ординарец".Отчёт по 3-му этапу.Часть 2. http://yadi.sk/d/jjKv85AWNPUyJ
  • "Волхов".Программа и методика оценки технического состояния изделия.В 20-ти частях.Часть 1.Программа проведения работ.Методические указания. 1982 г. https://yadi.sk/d/ILxecrYTTFeP7
Боевая работа комплексов С-75 .
  • Войска ПВО-единственные войска СССР,которые воевали с наиболее сильными ВВС в мире-американскими и израильскими.Как проходили эти бои-ранее было секретно.Теперь можно об этом прочитать. http://yadi.sk/d/3krpQa8S8V62Q
  • Особенности боевой работы и стрельбы комплексами С-75и С-125 в условиях радиопротиводействия противника.http://yadi.sk /d/iz084SvN8V5t8
  • Особенности эксплуатации ЗРК С-75 И С-125 во время боевых действий в Египте. http://yadi.sk/d/JhkBmpp78V6BS
ЗРК С-75М4 -последняя модернизация С-75.


Последняя модернизация С-75 - С-75М4.Она поддерживалась военными,как подстраховка на случай неудачи с разработкой С-300П,ведь сроки разработки неоднократно срывались.Новые антенны "узкого" луча значительно улучшили характеристики системы.Да и поначалу характеристики С-300П с "командной" ракетой "К" уступали С-75М4.Например дальняя граница поражения у С-300 - 45км,а у С-75М4 -56км,верхняя граница у С-300 - 25км,у С-75М4 - 35км.Но в конце концов С-300П приняли на вооружение и С-75М4 не состоялась,хотя и прошла Государственные испытания в полном объеме.

  • ЗРК С-75М4 (раскладушка) https://yadi.sk/d/XFpWK5GVWREij
  • РСН-75В4.Общий вид введенных и доработанных блоков. http://yadi.sk/d/siVWmX7w8V7n8
  • Зенитная ракетная система С-75М4.Акт предварительных испытаний.Часть 1.Основные результаты испытаний.1977 г. http://yadi.sk/d/GC1u4XrDNPYKk
  • Зенитная ракетная система С-75М4.Акт предварительных испытаний.Часть 2.Протоколы испытаний.1977 г. http://yadi.sk/d/6gPoyWB_NPZKh
  • Акт ГИ ЗРС С-75М,модернизированной по 4-му этапу.(С-75М4) Часть 1. Основные результаты испытаний.1978 г. http://yadi.sk/d/akKLTi-X8YW_b
  • Акт ГИ ЗРС С-75М,модернизированной по 4-му этапу.(С-75М4) .Часть 2 .Приложение 1.Ведомость соответствия опытного образца изделия "Волхов-4" ТТЗ.1978 г. http://yadi.sk/d/c4v1K2bQ8Ylr5
  • Акт ГИ ЗРС С-75М,модернизированной по 4-му этапу.(С-75М4).Часть 3 .Приложение 1?.Протоколы по отдельным пунктам "Программы испытаний. ".1978 г. http://yadi.sk/d/QpcF1f108Ym0h
  • Отчёт по уточнению ТТХ ЗРК С-75М4 в различных условиях боевого применения. 1980 г. http://yadi.sk/d/JUghPOzA8Ym79
  • Отчёт."Точность наведения и вероятность поражения целей F-4,SR-71,B-52,КРМ и целей типа МИГ-17 зенитными ракетами В-755СУ и В-759". (Реализация замечаний комиссии по ГИ ЗРК С-75М4). http://yadi.sk/d/J-z5GRkl8V8sw
ЗРК С-75М5 "Волхов-5"

Техническое задание на модернизацию ЗРК С-75М4. http://yadi.sk/d/2UPYdske8V7wu

Модернизация ЗРК С-75.Проект "Волга-2А"

Наряду с проектом "Печора-2А" разрабатывался и проект "Волга-2А".Характерным являлась унификация на 95% схемных решений и разработанной аппаратуры.Материалы эскизного проекта "Волга-2А"(не осуществленного):

Информационно-технические бюллетени по эксплуатации и боевому применению комплексов С-75 (СА-75)