Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный образовательный маршрут воспитателя доу образец img-1

индивидуальный образовательный маршрут воспитателя доу образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка на тему: Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Методическая разработка на тему:
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

  • изменения, происходящие в образовании;
  • запросы и потребности участников образовательного процесса.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

-составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

-рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе.

Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога:

Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности творческих групп, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

В индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие направления деятельности:

  • Профессиональное
  • психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  • информационно-компьютерные технологии
  • здоровье

Что включает в себя каждое направление?

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

2. Разработать рабочие программы в соответствии требований ФГОС.

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

5. Плановое повышение квалификации на курсах для воспитателей.

7. Профессиональные публикации, брошюры.

8. Участие в конкурсах профессионального мастерства

9.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы.

10. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

1. Знакомиться с новыми формами, методами и при?мами обучения.

2. Повышение своего уровня педагогического мастерства.

3. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации).

5. Организовать работу с одар?нными детьми и добиться активного и результативного участия воспитанников во всех творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.

6. Посещать деятельность других педагогов и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать картотеку лучших разработок НОД, интересных приемов и находок, сценариев мероприятий.

9. Совершенствовать структуру самоанализа деятельности.

10. Представлять опыт работы через открытые показы деятельности на разном уровне.

11. Участие в олимпиадах, конкурсах.

12. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на творческих группах, педсоветах, конференциях.

13. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

  1. Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
  2. Совершенствовать навыки работы на компьютере.
  3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
  4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
  5. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
  6. Составление мультимедийных презентаций.
  7. Разработать комплект сценариев НОД с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов
  8. Участие в конкурсах в Интернете.
  9. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

По каждому направлению определяются показатели, виды деятельности и сроки исполнения.

  • Изучение литературы, связанной с темой самообразования
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
  • Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по месяцам, семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Формы самообразовательной деятельности педагога по программе:

-курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

-подготовка к аттестации;

-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;

- освоение информационных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;

- проведение самоанализа деятельности воспитателя за год, рефлексия своего опыта.

• повышение качества преподавания

• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Формы представления результатов педагогической деятельности воспитателя

- Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности

- Презентация опыта работы по выявленной проблеме

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);

• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);

• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:

  • не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
  • не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите, прежде всего, то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
  • стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.

На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен вариант разработки индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения педагогом ребенка

Старший дошкольный возраст.

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога "Профессиональные достижения"

План по самоообразованию педагога с картой индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016.

Консультация для педагогов ДОО "Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"

Консультация для педагогов ДОО"Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС".

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Индивидуальный образовательный маршрут педагога.

Видео

Другие статьи

Методическая разработка по теме: Индивидуальный образовательный мартшрут педагогов ДОУ

Методическая разработка по теме:
Индивидуальный образовательный мартшрут педагогов ДОУ
Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут педагогов ГБОУ

Опыт работы старшего воспитателя Федуловой О.Г.

«Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя.

Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой.

Иди рядом, и мы будем одним целым»

Высказывание индейского вождя

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Анализируя потенциал педагогического коллектива (квалификационный, образовательный уровень, стаж работы и т.п.) мы обратили внимание на то, что большинство педагогов работающих в нашем детском саду, отказываются выступать на педагогических советах, мероприятия, которые они проводят проходят скучно и не интересно, вся педагогическая деятельность сводиться к проведению образовательной деятельности взятой из готовых конспектов, в работе нет творческой изюминки.

Чтобы пробудить внутренние резервы коллектива, убедить педагогов, что даже самый заслуженный и авторитетный воспитатель, не ставя перед собой цели и не стремясь к преодолению трудностей, в конечном итоге скатывается на уровень «середнячка». Для развития у педагогов высокого потенциала прежде всего надо научиться прогнозировать и планировать свою деятельность. Было принято внедрить в методическую работу современную технологию - индивидуальный образовательный маршрут. который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и направлением профессионального мастерства. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала.

За основание построения ИОМ был принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность каждого педагога ГБОУ. Педагогам были предложены такие типы маршрутов, которые им были более близки по духу. Педагогами были выбраны: исследовательская деятельность, проектная деятельность, вновь начинающие педагоги выбрали тему - "Вхождение в профессиональную деятельность", более опытные педагоги выбрали тему "Профессиональные достижения".

Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).

При проектировании ИОМ нашим педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсы повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.

В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:

1. Самообразование педагога.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3. Участие педагога в методической работе ОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности ИОМ, определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

В маршруте педагог сформулированы:

- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом ГБОУ и основной образовательной программой; развитием воспитанников.

- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;

- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.

Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом сообществе) и внутренних стимулирующих факторов.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута мы начали с работы по его составлению.

1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.

3этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);

- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.

4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ мы решили проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии является деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Продвижение по ИОМ мы фиксируем в карте ИОМ (таблице) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

(уровень методической работы ОУ)

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);

• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);

• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой личный ИОМ.

В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образователь.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога "Профессиональные достижения"

План по самоообразованию педагога с картой индивидуального образовательного маршрута.

Консультации для педагогов "Мультимейдийная презентация - одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ"

Консультации для педагогов "Мультимейдийная презентация - одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ".

ИОМ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании и обучении.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Индивидуальный образовательный маршрут педагога.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы ДОУ

Автор: Баркалова Наталия Александровна

Организация: МДОУ Детский сад «Золотой ключик»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Сертификат о публикации статьи

Диплом об участии в конкурсе

Диплом участника конференции

Диплом за детский конкурс

Методическая разработка на тему: Индивидуальный образовательный маршрут педагога - quot; Профессиональные достижения - quot

Методическая разработка на тему:
Индивидуальный образовательный маршрут педагога "Профессиональные достижения"

ФИО Долгова Лидия Андреевна _______________________________________________________________________________________

Должность воспитатель ___________________________________________________________________________

Стаж педагогической работы 44 года _______________________________________________________________________________________

Стаж работы в данном образовательном учреждении 30 лет _________________________________________________________________________

Квалификационная категория первая

Награды, звания, дата награждения Грамоты, Благодарности, Ветеран труда ____________________________________________________________

1. Совершенствование работы по речевому развитию детей в процессе интеграции образовательных областей в контексте ФГОС ДО.

2. Укрепление здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

3. Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Тема самообразования: «Индивидуальный образовательный маршрут педагога»

Цель: Развитие профессиональной компетентности

Задачи профессионального развития:

• Изучение ФГОС, подготовка к его реализации

• Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ЗРР

• Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, в планировании ОП

• Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

по развитию профессиональной компетентности

МБДОУ №52 - Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

Представьтесь пожалуйста: Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении личностного и профессионального роста».

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

В современных условиях особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов. Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории. На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях.

ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.

Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

За основание для классификации ИОМ педагога может быть принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность. Соответственно могут быть такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.

Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).

При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.

В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:

1. Самообразование педагога.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3. Участие педагога в методической работе ОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

В маршруте педагог может сформулировать:

- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой; развитием воспитанников.

- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;

- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.

Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута отличается универсальностью, поэтому начать работу по его составлению можно с любого этапа.

1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.

3. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);

- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.

4. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по кварталам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);

• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);

• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой ИОМ.

В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.