Категория: Бланки/Образцы
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
-составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
-рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).
Формы самообразования педагога:
Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности творческих групп, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.
В индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие направления деятельности:
Что включает в себя каждое направление?
1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2. Разработать рабочие программы в соответствии требований ФГОС.
4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
5. Плановое повышение квалификации на курсах для воспитателей.
7. Профессиональные публикации, брошюры.
8. Участие в конкурсах профессионального мастерства
9.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы.
10. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения
1. Знакомиться с новыми формами, методами и при?мами обучения.
2. Повышение своего уровня педагогического мастерства.
3. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации).
5. Организовать работу с одар?нными детьми и добиться активного и результативного участия воспитанников во всех творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.
6. Посещать деятельность других педагогов и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать картотеку лучших разработок НОД, интересных приемов и находок, сценариев мероприятий.
9. Совершенствовать структуру самоанализа деятельности.
10. Представлять опыт работы через открытые показы деятельности на разном уровне.
11. Участие в олимпиадах, конкурсах.
12. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на творческих группах, педсоветах, конференциях.
13. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
По каждому направлению определяются показатели, виды деятельности и сроки исполнения.
Формы самообразовательной деятельности педагога по программе:
-курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
-подготовка к аттестации;
-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
- освоение информационных технологий образования и воспитания;
-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;
- проведение самоанализа деятельности воспитателя за год, рефлексия своего опыта.
• повышение качества преподавания
• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Формы представления результатов педагогической деятельности воспитателя
- Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности
- Презентация опыта работы по выявленной проблеме
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.
По теме: методические разработки, презентации и конспектыВ статье представлен вариант разработки индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения педагогом ребенка
Старший дошкольный возраст.
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога "Профессиональные достижения"
План по самоообразованию педагога с картой индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016.
Консультация для педагогов ДОО "Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"
Консультация для педагогов ДОО"Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС".
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Индивидуальный образовательный маршрут педагога.
Индивидуальный образовательный маршрут педагогов ГБОУ
Опыт работы старшего воспитателя Федуловой О.Г.
«Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя.
Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой.
Иди рядом, и мы будем одним целым»
Высказывание индейского вождя
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Анализируя потенциал педагогического коллектива (квалификационный, образовательный уровень, стаж работы и т.п.) мы обратили внимание на то, что большинство педагогов работающих в нашем детском саду, отказываются выступать на педагогических советах, мероприятия, которые они проводят проходят скучно и не интересно, вся педагогическая деятельность сводиться к проведению образовательной деятельности взятой из готовых конспектов, в работе нет творческой изюминки.
Чтобы пробудить внутренние резервы коллектива, убедить педагогов, что даже самый заслуженный и авторитетный воспитатель, не ставя перед собой цели и не стремясь к преодолению трудностей, в конечном итоге скатывается на уровень «середнячка». Для развития у педагогов высокого потенциала прежде всего надо научиться прогнозировать и планировать свою деятельность. Было принято внедрить в методическую работу современную технологию - индивидуальный образовательный маршрут. который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и направлением профессионального мастерства. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала.
За основание построения ИОМ был принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность каждого педагога ГБОУ. Педагогам были предложены такие типы маршрутов, которые им были более близки по духу. Педагогами были выбраны: исследовательская деятельность, проектная деятельность, вновь начинающие педагоги выбрали тему - "Вхождение в профессиональную деятельность", более опытные педагоги выбрали тему "Профессиональные достижения".
Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).
При проектировании ИОМ нашим педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсы повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.
В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:
1. Самообразование педагога.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе ОУ.
Согласно обозначенным направлениям деятельности ИОМ, определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
В маршруте педагог сформулированы:
- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом ГБОУ и основной образовательной программой; развитием воспитанников.
- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом сообществе) и внутренних стимулирующих факторов.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута мы начали с работы по его составлению.
1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.
2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.
3этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
Показателями открытого образовательного пространства являются:
- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);
- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.
4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ мы решили проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии является деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Продвижение по ИОМ мы фиксируем в карте ИОМ (таблице) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
(уровень методической работы ОУ)
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой личный ИОМ.
В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».
По теме: методические разработки, презентации и конспектыПримерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образователь.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога "Профессиональные достижения"
План по самоообразованию педагога с картой индивидуального образовательного маршрута.
Консультации для педагогов "Мультимейдийная презентация - одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ"
Консультации для педагогов "Мультимейдийная презентация - одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ".
ИОМ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании и обучении.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Индивидуальный образовательный маршрут педагога.
Автор: Баркалова Наталия Александровна
Организация: МДОУ Детский сад «Золотой ключик»
Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
ФИО Долгова Лидия Андреевна _______________________________________________________________________________________
Должность воспитатель ___________________________________________________________________________
Стаж педагогической работы 44 года _______________________________________________________________________________________
Стаж работы в данном образовательном учреждении 30 лет _________________________________________________________________________
Квалификационная категория первая
Награды, звания, дата награждения Грамоты, Благодарности, Ветеран труда ____________________________________________________________
1. Совершенствование работы по речевому развитию детей в процессе интеграции образовательных областей в контексте ФГОС ДО.
2. Укрепление здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
3. Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Тема самообразования: «Индивидуальный образовательный маршрут педагога»
Цель: Развитие профессиональной компетентности
Задачи профессионального развития:
• Изучение ФГОС, подготовка к его реализации
• Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ЗРР
• Повышение профессиональной компетентности через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, в планировании ОП
• Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога
по развитию профессиональной компетентности
«Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении личностного и профессионального роста».
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В современных условиях особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов. Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории. На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях.
ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.
За основание для классификации ИОМ педагога может быть принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность. Соответственно могут быть такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).
При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.
В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:
1. Самообразование педагога.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе ОУ.
Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
В маршруте педагог может сформулировать:
- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой; развитием воспитанников.
- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и внутренних стимулирующих факторов.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута отличается универсальностью, поэтому начать работу по его составлению можно с любого этапа.
1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.
2. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.
3. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
Показателями открытого образовательного пространства являются:
- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);
- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.
4. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по кварталам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой ИОМ.
В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.