Руководства, Инструкции, Бланки

образец карточки участника соревнований по плаванию img-1

образец карточки участника соревнований по плаванию

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правила соревнований по плаванию в 2015-2016 году

Сайт о плавании

5.3.3. Любая часть тела пловца должна разрывать поверхность воды во время заплыва, за исключением разрешения пловцу быть полностью погруженным во время поворота, на финише и на расстоянии не более 15 м после старта и каждого поворота. У этой точки его голова должна разорвать поверхность воды.

5.3.4. При выполнении поворота пловец должен коснуться стенки любой частью тела.Во время выполнения поворота плечи могут быть опрокинуты по вертикали к положению на груди, после чего можно сделать один непрерывный гребок рукой или одновременно двумя руками для вхождения в поворот. Пловец должен вернуться в положение на спине до отталкивания от стенки.

5.3.5. На финише дистанции пловец должен коснуться стенки, находясь в положении на спине.

5.4.1.С начала первого гребка руками после старта и после каждого поворота пловец должен лежать на груди. Поворот на спину запрещен в любое время. На всем протяжении дистанции полный цикл должен выполняться в такой последовательности: один гребок руками и один толчок ногами.

5.4.2.Все движения рук должны быть одновременны и выполняться в одной горизонтальной плоскости без чередующихся движений.

5.4.3.Руки должны выноситься вперед от груди по, выше или ниже поверхности воды. Локти должны находиться под водой, за исключением последнего гребка перед поворотом, во время выполнения поворота и финального гребка на финише. Руки должны возвращаться назад по поверхности воды или под водой. Руки не должны заходить за линию бедер, исключая первый гребок после старта и каждого поворота.

5.4.4.В течение каждого полного цикла, какая-либо часть головы пловца должна разорвать водную поверхность. После старта и каждого поворота пловец может сделать один полный гребок руками до бедер. Голова должна разорвать поверхность воды прежде, чем руки начнут движение внутрь из наиширочайшей части второго гребка. Разрешается одно дельфинообразное движение ногами вниз во время или после выполнения полного гребка руками перед толчком ногами брассом пока тело полностью погружено в воду. После этого все движения ног должны быть одновременными и выполняться в одной горизонтальной плоскости без чередующихся движений.

Объяснение: удар ногамидельфином не является частью цикла движений и разрешается только после старта и поворота, пока выполняется гребок руками к ногам или после выполнения полного гребка руками перед толчком ногами брассом пока тело полностью погружено в воду. Не разрешается выполнять дельфинообразное движение ногами до момента начала гребка руками после старта и поворота.

5.4.5.Во время активной части толчка стопы должны быть развернуты в стороны. Ножницеобразные, вибрирующие или дельфинообразные удары книзу не допускаются, исключая момент по п.5.4.4. Нарушение поверхности воды стопами ног разрешается, если только вслед за этим не следует дельфинообразный удар книзу.

На каждом повороте и на финише дистанции касание должно быть сделано обеими руками одновременно выше, ниже или по поверхности воды. Голова может погружаться в воду после последнего гребка руками перед касанием при условии нарушения ею поверхности воды в какой-либо точке во время последнего полного или неполного цикла, предшествующего касанию.

5.5. Плавание способом баттерфляй

5.5.1.От начала первого гребка руками после старта и после каждого поворота тело должно находиться на груди. Разрешены подводные удары ногами в стороны. Поворот на спину не разрешен в любое время.

5.5.2.Обе руки должны проноситься вперед вместе над водой и возвращаться обратно одновременно в продолжение всего заплыва, допуская п.5.5.5.

5.5.3.Все движения ног вверх и вниз должны выполняться одновременно. Ноги или ступни могут быть не на одном уровне, но их положение относительно друг друга не должно меняться. Движения ног брассом не разрешаются.

5.5.4.На каждом повороте и на финише касание должно быть одновременно обеими руками по поверхности, выше или ниже поверхности воды.

5.5.5.При старте и на поворотах пловцу разрешается сделать под водой одно или несколько движений ногами и один гребок руками, которые должны вынести его на поверхность. Пловцу разрешается полное погружение на отрезке не более 15 м после старта и каждого поворота. В этой точке голова спортсмена должна разорвать поверхность воды. Пловец должен оставаться на поверхности до следующего поворота или до финиша.

5.6. Комплексное плавание и эстафетное плавание

5.6.1.В комплексном плавании спортсмен должен преодолеть дистанцию четырьмя способами,меняя их после прохождения каждой четверти дистанциив следующем порядке: баттерфляй, на спине, брасс и вольный стиль. Завершение каждой четверти дистанции должно выполняться по правилам финиша данного способа плавания.

5.6.2. В комбинированной эстафете спортсмены должны проплыть дистанцию четырьмя способами в следующем порядке: на спине, брасс, баттерфляй, вольный стиль.

5.6.3. Каждый участник эстафеты должен финишировать в соответствии с правилами данного способа плавания.

5.7.1. Спортсмен, участвующий на дистанции один, должен проплыть всю дистанцию, для того, чтобы его результат был засчитан.

5.7.2. Пловец должен закончить дистанцию на той же дорожке, по которой он стартовал.

5.7.3. Во всех заплывах при выполнении поворотов пловец должен коснуться стенки или поворотного щита на конце бассейна. Поворот должен быть сделан от стенки, делать шаг или отталкиваться ногами от дна бассейна не разрешается.

5.7.4. Пловец, вставший на дно бассейна во время заплывов вольным стилем или на этапе вольного стиля в комбинированной эстафете, не дисквалифицируется, если он не идет и не отталкивается от дна.

5.7.5. Участникам не разрешается подтягиваться, держась за разделительные дорожки, бортики, лестницы, а также отталкиваться от них.

5.7.6. Пловец, оказавшийся при прохождении дистанции на чужой дорожке и помешавший другому пловцу пройти дистанцию, должен быть дисквалифицирован. Если такое нарушение повлияло на результат пострадавшего участника, то рефери имеет право предоставить ему новую попытку в другом заплыве; если это произошло в финале (полуфинале) - вынести решение о повторном розыгрыше финала (полуфинала). Если это нарушение совершено намеренно, то рефери должен доложить о нем представителю ОПС и представителю Федерации, членом которой является нарушитель.

5.7.7.Во время соревнований пловцам не разрешается использовать или надевать какие-либо приспособления, увеличивающие скорость, плавучесть или выносливость (такие, как перчатки с перепонками, ласты и т.д.). Разрешается надевание защитных очков.

5.7.8. Любой пловец, не являющийся участником проходящего заплыва и вошедший в воду до завершения заплыва всеми участниками, должен быть отстранен от д

Понравилась статья, поделись с друзьями:

Другие статьи

Правила и регламенты соревнований в гиревом спорте (Соревнования)

Правила и регламенты соревнований в гиревом спорте (Соревнования) Характер соревнований

1.1. По характеру соревнования по гиревому спорту делятся на:

В личных соревнованиях засчитывается только личный результат участника и в соответствии с этим определяется его место в соревнованиях.

В командных соревнованиях засчитываются результаты команды в целом и в соответствии с этим определяется место команды.

В лично-командных соревнованиях засчитывается отдельно результат одного участника и команды в целом и в соответствии с этим определяются личные места участников и команд.


1.2. Характер соревнований в каждом отдельном случае определяется Положением о соревнованиях.

1.3. Соревнования с гирями 16,24 и 32 кг проводятся по программе:

- толчок двух гирь от груди (короткий цикл),

- толчок двух гирь от груди с опусканием в положении виса после каждого подъема (длинный цикл),

- рывок гири поочередно одной и другой рукой,

- классическое двоеборье (толчок и рывок)

- командные соревнования (эстафеты).

Программа соревнований


1.4. Программа соревнований определяется Положением и должна быть составлена так, чтобы спортсмен мог выступать в один день не более чем в одном из видов и эстафете.

1.5. Победитель определяется в каждой весовой категории, как в отдельных упражнениях, так и в классическом двоеборье по наибольшей сумме подъемов. В рывке в зачет идет средний результат суммы подъемов, выполненных одной и другой рукой. При одинаковом количестве подъемов у нескольких спортсменов преимущество получает:

- участник, имеющий меньший собственный вес до выступления,

- участник, имеющий меньший собственный вес после выступления,

- участник, выступающий по жеребьевке впереди соперника.


1.6. Места в командном первенстве определяются по результатам зачетных участников одним из способов, определяемых Положением (по таблицам уравнивающих коэффициентов, по местам в личном первенстве).

Учебник ¦ «Физкультура и Спорт» - Сторінка 25

Учебник ¦ «Физкультура и Спорт»

План проведения церемоний открытия и закрытия соревнова­ний составляется главным судьей и его заместителем. После согла­сования с ответственными работниками организации, проводя­щей соревнования, этот план передается представителям команд и судьям.

8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию

Основной документацией соревнований по плаванию являются:

— именная заявка на участие в соревнованиях (см. Приложе­
ние 1), подписанная врачом, руководителем организации и стар­
шим тренером;

—техническая заявка (см. Приложение 2), подписанная пред­ставителем команды;

- карточка участника соревнований (см. Приложение 3); в хо­
де соревнований в нее заносятся результаты участника, показан­
ные на данных соревнованиях, разряд, место и очки.

На основании картотеки секретариат составляет стартовый протокол, который вывешивается на стенде в бассейне до начала соревнований. После окончания соревнований секретариат гото­вит итоговый протокол, в котором указываются результаты, пока­занные участниками соревнований, а также их места, очки и спор­тивные разряды. Итоговый протокол подписывают главный судья соревнований и главный секретарь.

После окончания соревнований составляется отчет судейской коллегии. В нем указываются название соревнований, дата их про­ведения, проводящая их организация, наименование спортивной базы и город, где проходили соревнования.

В отчете приводятся также сведения об участниках соревнова­ний (общее количество, в том числе женщин и мужчин; возраст; число участников от организаций: мужчины, женщины, тренеры, всего; образование; социальное положение; спортивные разряды) и сведения о тренерах (общее количество, в том числе женщин и мужчин; образование, в том числе физкультурное; спортивное зва­ние, стаж работы).

Далее дается анализ технических результатов спортсменов, в ко­тором отмечается, сколько всего участвовало спортсменов-разряд­ников (из них мужчин и женщин) и сколько участников выполни­ли (подтвердили) разрядные нормативы. Приводятся результаты лично-командных соревнований, количество рекордов и фамилии рекордсменов, прилагается итоговый протокол соревнований. От-

мечаются нарушения дисциплины участниками и меры, принятые к нарушителям. Дается оценка работы судей (отличившиеся судьи, перемещение и отстранение от судейства), медико-санитарного обеспечения соревнований. Отмечаются недостатки в организации и проведении соревнований и даются предложения по их устране­нию и улучшению учебно-спортивной базы данной организации.

Отчет подписывается главным судьей и главным секретарем со­ревнований.

На основании итоговых документов и отчета судейской колле­гии организация, проводящая соревнования, издает приказ, ут­верждающий результаты соревнований, анализирующий недос­татки в их организации и проведении и намечающий мероприятия по дальнейшему развитию плавания.

Одним из важных документов, без которого невозможно прове­дение соревнований, является смета расходов (см. Приложение 4), которая составляется представителем организации, проводящей соревнования — в соответствии с рангом соревнований, количест­вом участников, тренеров и судей, согласно Положению о сорев­нованиях, и нормами финансового обеспечения.

Смета согласовывается с отделом проведения соревнований и с бухгалтерией и утверждается руководителем организации, прово­дящей соревнования.

Заявка на участие в соревнованиях по плаванию

П редставитель команды


Фамилия, имя, отчество участника

призы за 3-й места

Инструктор. Начальник УСО

^ 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию

При составлении календарного плана спортивных мероприя­тий сроки проведения соревнований должны быть намечены с учетом занятий в школе. Наиболее благоприятное время для про­ведения соревнований — каникулы. Программа соревнований должна быть составлена в соответствии с правилами; в ней указы-

ваются дистанции и способы плавания для детей и подростков. Как правило, детям рекомендуется стартовать в течение дня не бо­лее одного или двух раз (включая эстафеты). Соревнования прово­дятся в соответствии с Положением.

Однообразные мероприятия быстро утомляют детей, поэтому в соревнования необходимо включать различные эстафеты, показа­тельные заплывы лучших пловцов. От организаторов и судейской коллегии особенно требуются четкость и образцовое проведение соревнований. Желательно, чтобы соревнования были не продол­жительными по времени. Плохо организованные соревнования нередко являются причиной недисциплинированности отдельных участников.

Художественное оформление места проведения соревнований, дикторский текст должны соответствовать возрасту участников.

Чтобы участники соревнований имели время на подготовку, они должны быть проинформированы о начале соревнований не менее чем за месяц. В школе необходимо повесить объявление о предстоящих соревнованиях по плаванию с указанием условий и сроков их проведения, содержания программы соревнований.

За день до начала соревнований проводится совещание судей­ской коллегии с представителями команд-участниц. Каждая ко­манда (класс) сдает в мандатную комиссию заявку на участие в со­ревнованиях, заверенную школьным врачом, а также карточки участников.

На школьных соревнованиях по плаванию в состав судейской коллегии входят: главный судья, врач, главный секретарь и секре­тарь, комендант, судья при участниках, судья-информатор, стар­тер, судья по технике плавания, судьи на повороте и на финише, старший судья-секундометрист и судьи-секундометристы (по чис­лу дорожек в бассейне).

^ Главный судья. Проверяет готовность места для проведения со­ревнований; принимает меры по обеспечению безопасности уча­стников и зрителей; распределяет судей по участкам работы и кон­тролирует выполнение ими своих обязанностей; проводит семи­нар с судьями перед началом соревнований.

^ Главный секретарь. Несет ответственность за правильное оформ­ление документации соревнований; работает с заявками участни­ков и картотекой; составляет стартовый протокол; во время сорев­нований оценивает результаты участников (определение мест, на­числение очков); готовит итоговый протокол соревнований.

^ Судья при участниках. Предупреждает спортсменов о времени старта; готовит участников очередного заплыва, проверяя их фа-

милии по карточкам; организованно выводит участников к месту старта.

Судья-информатор. Объявляет участникам и зрителям програм­му соревнований; представляет участников зрителям; информиру­ет о результатах соревнований.

Стартер. Дает старт участникам заплыва, решает, правильно ли взят старт. Во время подачи сигнала стартер должен находиться на боковой стороне бассейна (примерно в 5 м от линии старта), что­бы секундометристы могли хорошо видеть или слышать стартовый сигнал, а участники — слышать его.

^ Судья по технике плавания. Следит за соблюдением участника­ми соревнований требований к технике конкретного способа пла­вания (в соответствии с правилами). Должен находиться на боко­вой стороне бассейна.

^ Судья на повороте. Следит за выполнением правил поворота от начала последнего гребка руками перед касанием и до завершения первого гребка руками после поворота.

^ Судья на финише. Занимает место на одной линии с финишем; после каждого заплыва принимает решение о том, в каком поряд­ке финишировали участники заплыва, и сообщает об этом старше­му судье-секундометристу.

^ Старший судья-секундометрист. Перед началом соревнований организует проверку секундомеров; распределяет судей-секундо­метристов по дорожкам; проверяет умение работать с секундоме­ром; записывает в карточки участников время, зафиксированное секундомером, и сверяет эти показания с финишным листком; со­общает стартеру о готовности судей-секундометристов.

Судейство соревнований по плаванию должно проводиться в полном соответствии с правилами соревнований, в которых изло­жены требования к участникам, обязанности судей и правила су­действа.

Если место для проведения соревнований или плавательная подготовка участников не отвечают требованиям правил соревно­ваний по плаванию, то соревнования могут быть проведены по уп­рощенным программе и правилам, с меньшим количеством судей.

Соревнования должны стать праздником для участников и зри­телей, поэтому очень важно тщательно подготовить торжествен­ные церемонии их открытия и закрытия, награждения победите­лей, а также обеспечить размещение участников и гостей соревно­ваний.

В настоящее время с целью массового привлечения школь­ников к участию в соревнованиях по плаванию проводится

«Тест мэра Москвы», Участники этих соревнований должны проплыть дистанцию 25 м вольным стилем. После окончания соревнований подводятся итоги: определяются процент участ­ников от общего списочного состава класса, место, которое за­нимает данный класс в школе, а также место данной школы среди школ города.

С целью обеспечения безопасности при проведении массовых соревнований по плаванию должны дежурить спасатели, которые располагаются по боковым сторонам бассейна.

^ 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)

Успех праздника зависит от предварительной подготовки. Для организации праздника на воде создается оргкомитет, кото­рый знакомится с местом проведения праздника, соответствием его санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопас­ности; затем составляется сценарий праздника, определяется необходимый инвентарь, продумывается его художественное оформление.

План проведения праздника должен составляться заблаговре­менно, чтобы можно было провести репетиции и внести необхо­димые коррективы. Сценарий праздника окончательно утвержда­ется только после проведения генеральной репетиции. Каждый участник праздника на воде должен быть ознакомлен с планом его проведения заранее.

Для обеспечения безопасности проведения водного праздника привлекаются работники ближайшей спасательной службы, а так­же, спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов старших отрядов.

Чтобы праздник получился более зрелищным, надо продумать художественное оформление места его проведения, а также ориги­нальные костюмы участников. Важное значение для более успеш­ного проведения праздника имеют дикторский текст и музыкаль­ное сопровождение.

Для привлечения зрителей и болельщиков желательно заранее вывесить красочные объявления о празднике.

Программа праздника на воде может быть весьма разнообраз­ной - важно, чтобы он получился зрелищным, имел пропаган­дистское значение, а главное, соответствовал возрасту и уровню подготовленности участников. В нее могут включаться следующие мероприятия:

264

  1. Соревнования по плаванию на короткие дистанции (дети до
    12 лет — 25 м, 12—13 лет — 50 м, старше 13 лет — 100 м).

  2. Ныряние в ластах в длину.

  3. Прыжки в воду.

  4. Водное поло.

  5. Эстафетное плавание — 10x25 м и 8x50 м.

Участники плывут разными способами или по элементам - в зависимости от уровня плавательной подготовленности.

Каждый участник команды (отряда) при условии проплывания своей дистанции получает 1 наградное очко.

По итогам соревнований выявляется лучший пловец лагеря в каждой возрастной группе, лучший отряд в лагере. Затем централь­ный штаб клуба «Нептун» определяет 15 лагерей-победителей. Луч­шему из них вручается переходящий приз — «Золотой трезубец».

  1. Показательные выступления лучших пловцов. Демонстрация
    техники различных способов плавания.

  2. Выполнение упражнений подводного спорта (ныряние в мо­
    ноласте; плавание в ластах и маске с трубкой и т.д.).

  3. Групповые и сольные выступления представительниц син­
    хронного плавания.

  4. Шуточные эстафеты, аттракционы, комические прыжки в
    воду.

Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Во время церемонии закрытия награ­ждаются победители соревнований.

После спортивной части можно провести интересный празд­ник на воде — праздник Нептуна — как итог всей работы по массо­вому обучению плаванию в лагере.

Разработка сценария такого праздника должна проводиться со­
вместно с ребятами; придумываются стихи или песни для «руса­
лок», «дельфинов», самого »Нептуна» и т.д. >и.

^ Примерный план подготовки и проведения праздника Нептуна

  1. В начале лагерной смены подготовить и подбросить на пляж
    запечатанную бутылку с запиской о прибытии в лагерь морского
    бога Нептуна. В бутылке должен находиться также приказ Непту­
    на: всем детям научиться плавать. Оповестить об этом весь лагерь.

  2. Написать сценарий праздника и разучить его со свитой Неп­
    туна, состоящей из лучших пловцов лагеря.

  3. Дать задание вожатым, ведущим работу в различных круж­
    ках, подготовить костюмы, маски и «оружие» для свиты Нептуна.

265

4. Провести репетицию праздника со свитой и Нептуном (во время «тихого часа»).

Примерный сценарий праздника Нептуна

1. Торжественная линейка, посвященная

началу праздника. —. 17.00

  1. Прибытие Нептуна со свитой — 17.30

  2. Сдача рапорта Нептуну ответственными
    за спортивную работу в лагере (о количестве
    научившихся плавать, грести на лодке;

о ребятах, ставших инструкторами по плаванию) - 17.45

4. Наказание для тех, кто не выполнил приказ

Нептуна и не научился плавать (окунание в воду) — 18.00

  1. Финальные соревнования лучших пловцов : .
    (чемпионов отрядов) и награждение победителей
    грамотами Нептуна - 18.15-19.00

  2. Ознакомление Нептуна с лагерем

и лагерными делами —19.00-19.30

7. Морской ужин на лужайке (меню из
рыбных блюд; на траве расстелены скатерти,

блюда раздают русалки) —19.30—20.00

8. Концерт у костра подвластных Нептуну
народов (танцы морских коньков,

дельфинов и т.п.) -20.00-21.00

9. Прощание с Нептуном, уплывающим

в свои владения ¦ — 21.30

10. Завершение праздника песнями у костра — до 22.00

Контрольные вопросы и задания ,

  1. Расскажите о требованиях, предъявляемых к выбору места для
    проведения занятий по плаванию на открытых водоемах.

  2. Расскажите, как можно соорудить простейший бассейн на от­
    крытом водоеме.. ''¦•.-¦. ; i •!.¦¦¦. • -:

Рекомендуемая литература •. -, г. >

  1. Плавание: Учебник для педагогических факультетов ИФК/ Под
    ред. проф. И.Ж. Булгаковой. - М. ФиС, 1984.

  2. Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения
    плаванию: Лекции для студентов ЩОЛИФКа.^ М. ЩОЛИФК,
    1989.'¦ -:>.-¦ .-. -..•. ¦ -,¦¦¦

  3. Плавание: Правила соревнований. — М. 1999. ¦ .

  4. Чеботарева И.В. Организация и судейство соревнований по пла­
    ванию: Методические разработки для студентов и слушателей ФУС
    ЩОЛИФКа. - М. ЩОЛИФК, 1985. . -.

267

Вступление
А89 Ваш малыш может не болеть.— М. Советский спорт, 1990.— 30 с. ил.— (Физкультура для здо­ровья)

Образец карточки участника соревнований по плаванию

/ Плавание

призы за 2-е места

призы за 3-й места

Инструктор. Начальник УСО

8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию

При составлении календарного плана спортивных мероприя­тий сроки проведения соревнований должны быть намечены с учетом занятий в школе. Наиболее благоприятное время для про­ведения соревнований — каникулы. Программа соревнований должна быть составлена в соответствии с правилами; в ней указы-

ваются дистанции и способы плавания для детей и подростков. Как правило, детям рекомендуется стартовать в течение дня не бо­лее одного или двух раз (включая эстафеты). Соревнования прово­дятся в соответствии с Положением.

Однообразные мероприятия быстро утомляют детей, поэтому в соревнования необходимо включать различные эстафеты, показа­тельные заплывы лучших пловцов. От организаторов и судейской коллегии особенно требуются четкость и образцовое проведение соревнований. Желательно, чтобы соревнования были не продол­жительными по времени. Плохо организованные соревнования нередко являются причиной недисциплинированности отдельных участников.

Художественное оформление места проведения соревнований, дикторский текст должны соответствовать возрасту участников.

Чтобы участники соревнований имели время на подготовку, они должны быть проинформированы о начале соревнований не менее чем за месяц. В школе необходимо повесить объявление о предстоящих соревнованиях по плаванию с указанием условий и сроков их проведения, содержания программы соревнований.

За день до начала соревнований проводится совещание судей­ской коллегии с представителями команд-участниц. Каждая ко­манда (класс) сдает в мандатную комиссию заявку на участие в со­ревнованиях, заверенную школьным врачом, а также карточки участников.

На школьных соревнованиях по плаванию в состав судейской коллегии входят: главный судья, врач, главный секретарь и секре­тарь, комендант, судья при участниках, судья-информатор, стар­тер, судья по технике плавания, судьи на повороте и на финише, старший судья-секундометрист и судьи-секундометристы (по чис­лу дорожек в бассейне).

Главный судья. Проверяет готовность места для проведения со­ревнований; принимает меры по обеспечению безопасности уча­стников и зрителей; распределяет судей по участкам работы и кон­тролирует выполнение ими своих обязанностей; проводит семи­нар с судьями перед началом соревнований.

Главный секретарь. Несет ответственность за правильное оформ­ление документации соревнований; работает с заявками участни­ков и картотекой; составляет стартовый протокол; во время сорев­нований оценивает результаты участников (определение мест, на­числение очков); готовит итоговый протокол соревнований.

Судья при участниках. Предупреждает спортсменов о времени старта; готовит участников очередного заплыва, проверяя их фа-

милии по карточкам; организованно выводит участников к месту старта.

Судья-информатор. Объявляет участникам и зрителям програм­му соревнований; представляет участников зрителям; информиру­ет о результатах соревнований.

Стартер. Дает старт участникам заплыва, решает, правильно ли взят старт. Во время подачи сигнала стартер должен находиться на боковой стороне бассейна (примерно в 5 м от линии старта), что­бы секундометристы могли хорошо видеть или слышать стартовый сигнал, а участники — слышать его.

Судья по технике плавания. Следит за соблюдением участника­ми соревнований требований к технике конкретного способа пла­вания (в соответствии с правилами). Должен находиться на боко­вой стороне бассейна.

Судья на повороте. Следит за выполнением правил поворота от начала последнего гребка руками перед касанием и до завершения первого гребка руками после поворота.

Судья на финише. Занимает место на одной линии с финишем; после каждого заплыва принимает решение о том, в каком поряд­ке финишировали участники заплыва, и сообщает об этом старше­му судье-секундометристу.

Старший судья-секундометрист. Перед началом соревнований организует проверку секундомеров; распределяет судей-секундо­метристов по дорожкам; проверяет умение работать с секундоме­ром; записывает в карточки участников время, зафиксированное секундомером, и сверяет эти показания с финишным листком; со­общает стартеру о готовности судей-секундометристов.

Судейство соревнований по плаванию должно проводиться в полном соответствии с правилами соревнований, в которых изло­жены требования к участникам, обязанности судей и правила су­действа.

Если место для проведения соревнований или плавательная подготовка участников не отвечают требованиям правил соревно­ваний по плаванию, то соревнования могут быть проведены по уп­рощенным программе и правилам, с меньшим количеством судей.

Соревнования должны стать праздником для участников и зри­телей, поэтому очень важно тщательно подготовить торжествен­ные церемонии их открытия и закрытия, награждения победите­лей, а также обеспечить размещение участников и гостей соревно­ваний.

В настоящее время с целью массового привлечения школь­ников к участию в соревнованиях по плаванию проводится

«Тест мэра Москвы», Участники этих соревнований должны проплыть дистанцию 25 м вольным стилем. После окончания соревнований подводятся итоги: определяются процент участ­ников от общего списочного состава класса, место, которое за­нимает данный класс в школе, а также место данной школы среди школ города.

С целью обеспечения безопасности при проведении массовых соревнований по плаванию должны дежурить спасатели, которые располагаются по боковым сторонам бассейна.

8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)

Успех праздника зависит от предварительной подготовки. Для организации праздника на воде создается оргкомитет, кото­рый знакомится с местом проведения праздника, соответствием его санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопас­ности; затем составляется сценарий праздника, определяется необходимый инвентарь, продумывается его художественное оформление.

План проведения праздника должен составляться заблаговре­менно, чтобы можно было провести репетиции и внести необхо­димые коррективы. Сценарий праздника окончательно утвержда­ется только после проведения генеральной репетиции. Каждый участник праздника на воде должен быть ознакомлен с планом его проведения заранее.

Для обеспечения безопасности проведения водного праздника привлекаются работники ближайшей спасательной службы, а так­же, спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов старших отрядов.

Чтобы праздник получился более зрелищным, надо продумать художественное оформление места его проведения, а также ориги­нальные костюмы участников. Важное значение для более успеш­ного проведения праздника имеют дикторский текст и музыкаль­ное сопровождение.

Для привлечения зрителей и болельщиков желательно заранее вывесить красочные объявления о празднике.

Программа праздника на воде может быть весьма разнообраз­ной - важно, чтобы он получился зрелищным, имел пропаган­дистское значение, а главное, соответствовал возрасту и уровню подготовленности участников. В нее могут включаться следующие мероприятия:

Соревнования по плаванию на короткие дистанции (дети до
12 лет — 25 м, 12—13 лет — 50 м, старше 13 лет — 100 м).

Ныряние в ластах в длину.

Эстафетное плавание — 10x25 м и 8x50 м.

Участники плывут разными способами или по элементам - в зависимости от уровня плавательной подготовленности.

Каждый участник команды (отряда) при условии проплывания своей дистанции получает 1 наградное очко.

По итогам соревнований выявляется лучший пловец лагеря в каждой возрастной группе, лучший отряд в лагере. Затем централь­ный штаб клуба «Нептун» определяет 15 лагерей-победителей. Луч­шему из них вручается переходящий приз — «Золотой трезубец».

Показательные выступления лучших пловцов. Демонстрация
техники различных способов плавания.

Выполнение упражнений подводного спорта (ныряние в мо­
ноласте; плавание в ластах и маске с трубкой и т.д.).

Групповые и сольные выступления представительниц син­
хронного плавания.

Шуточные эстафеты, аттракционы, комические прыжки в
воду.

Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Во время церемонии закрытия награ­ждаются победители соревнований.

После спортивной части можно провести интересный празд­ник на воде — праздник Нептуна — как итог всей работы по массо­вому обучению плаванию в лагере.

Разработка сценария такого праздника должна проводиться со­
вместно с ребятами; придумываются стихи или песни для «руса­
лок», «дельфинов», самого »Нептуна» и т.д. >и.

Примерный план подготовки и проведения праздника Нептуна

В начале лагерной смены подготовить и подбросить на пляж
запечатанную бутылку с запиской о прибытии в лагерь морского
бога Нептуна. В бутылке должен находиться также приказ Непту­
на: всем детям научиться плавать. Оповестить об этом весь лагерь.

Написать сценарий праздника и разучить его со свитой Неп­
туна, состоящей из лучших пловцов лагеря.

Дать задание вожатым, ведущим работу в различных круж­
ках, подготовить костюмы, маски и «оружие» для свиты Нептуна.

4. Провести репетицию праздника со свитой и Нептуном (во время «тихого часа»).

Примерный сценарий праздника Нептуна

1. Торжественная линейка, посвященная

началу праздника. —. 17.00

Прибытие Нептуна со свитой — 17.30

Сдача рапорта Нептуну ответственными
за спортивную работу в лагере (о количестве
научившихся плавать, грести на лодке;

о ребятах, ставших инструкторами по плаванию) - 17.45

4. Наказание для тех, кто не выполнил приказ

Нептуна и не научился плавать (окунание в воду) — 18.00

Финальные соревнования лучших пловцов : .
(чемпионов отрядов) и награждение победителей
грамотами Нептуна - 18.15-19.00

Ознакомление Нептуна с лагерем

и лагерными делами —19.00-19.30

7. Морской ужин на лужайке (меню из
рыбных блюд; на траве расстелены скатерти,

блюда раздают русалки) —19.30—20.00

8. Концерт у костра подвластных Нептуну
народов (танцы морских коньков,

дельфинов и т.п.) -20.00-21.00

9. Прощание с Нептуном, уплывающим

в свои владения ¦ — 21.30

10. Завершение праздника песнями у костра — до 22.00

Расскажите о требованиях, предъявляемых к выбору места для
проведения занятий по плаванию на открытых водоемах.

Расскажите, как можно соорудить простейший бассейн на от­
крытом водоеме. . ''¦•.-¦< -¦•-¦..

Какие требования необходимо соблюдать, чтобы обеспечить
безопасность на занятиях по плаванию?

Какие правила нужно выполнять при купании в естественных
водоемах?

Каковы обязанности администрации образовательного учреж­
дения в организации процесса обучения плаванию ?

Расскажите о подготовке преподавателя (инструктора) к уро­
ку плавания.

Дайте характеристику основных частей конспекта урока пла­
вания.

В чем заключаются особенности построения урока плавания ?

Какие методы организации занимающихся могут быть исполь­
зованы на уроке плавания?

Перечислите мероприятия, предшествующие началу соревно­
ваний по плаванию.

Назовите основные документы, которые готовятся до сорев­
нований.

Расскажите о Положении о соревнованиях.

Как составляется именная заявка на участие в соревнованиях
и кем она должна быть подписана?

Как составляется техническая заявка на участие в соревнова­
ниях по плаванию и кем она должна быть подписана ?

Как оформляется карточка участника соревнований ?

Что должно быть отражено в отчете судейской коллегии о
проведении соревнований ?

Как организовать и провести школьные соревнования по пла­
ванию ? .

Перечислите основные обязанности членов судейской коллегии.

Как организовать проведение водного праздника (на примере
праздника Нептуна) ? ¦. • -.••.>.; i •!.¦¦¦. • -:

Рекомендуемая литература •. -, г. >

Плавание: Учебник для педагогических факультетов ИФК/ Под
ред. проф. И.Ж. Булгаковой. - М. ФиС, 1984.

Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения
плаванию: Лекции для студентов ЩОЛИФКа.М. ЩОЛИФК,
1989.'¦ -:>.-¦ .-. -..•. ¦<¦¦ - •. •..-.

Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. — 3-е изд. пере-
раб.-М.:ФиС, 1989.

Горлов О. Борисов Е. Плавание: Организация и судейство сорев­
нований. - С-П. 1996.

Кислое А.А. Нептун собирает друзей. — М. ФиС, 1983.. ¦>-,¦¦¦

Плавание: Правила соревнований. — М. 1999. ¦ .

Чеботарева И.В. Организация и судейство соревнований по пла­
ванию: Методические разработки для студентов и слушателей ФУС
ЩОЛИФКа. - М. ЩОЛИФК, 1985. . -.

ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Ежегодно в России погибает на воде около 30 тысяч человек — гораздо больше, чем в локальных войнах, где применяется совре­менное вооружение. Поэтому важнейшим видом прикладного плавания, обеспечивающим сохранение жизни людей, является спасение тонущих.

Более 50% утонувших — люди, не умеющие плавать или нару­шающие правила поведения на воде. Поэтому обучение плаванию введено в предмет «Физическая культура» для школьников началь­ных классов, а прикладное плавание — для старшеклассников.

Прикладное плавание решает задачи профессионально-при­кладной физической подготовки населения: умение плавать в экс­тремальных условиях и оказывать помощь тонущим; обучение правилам поведения на воде.

9.1. Плавание в экстремальных условиях

Неожиданные или сложные ситуации на воде могут вызвать у неопытного пловца растерянность и страх, которые являются од­ной из основных причин неправильных действий и гибели людей. Поэтому очень важно знать, как действовать в воде в экстремаль­ных условиях.

Длительность безопасного пребывания в воде. Способность чело­века к длительному плаванию ограничена по времени и скорости. Особенно сильно снижают скорость плавания и время пребыва­ния в воде экстремальные условия: груз, одежда, холодная вода, волны, течение и т.п.

Пребывание человека в воде и плавание связано с очень боль­шими энергозатратами, поэтому время нахождения в воде зависит от степени охлаждения организма. При температуре +4° С на воз­духе человек может находиться без каких-либо серьезных послед­ствий более 8 ч, а в воде той же температуры он погибнет пример­но через 2 ч (рис. 56). Длительное плавание даже в теплой воде мо­жет привести к переохлаждению организма, потере сознания и

Рис. 5(5. Вероятноевремяпребываниячеловекавводеразличнойтемпературы (по У. Вудсону, Д. Коноверу, 1 968)

утоплению. В начале переохлаждения учащаются дыхание и серд­цебиение, затем появляется озноб. Первый признак переохлажде­ния — «гусиная» кожа; затем появляется легкая дрожь мышц всего тела, а слизистые оболочки и кожа становятся синюшными. Воз­никают онемение отдельных участков кожи и судорожные сокра­щения мышц; далее — мучительная зевота, скованность движений и частые позывы к мочеиспусканию. При температуре тела до 32—34° отмечаются апатия, слабость, неразборчивая речь. При температуре тела 30—32° речь становится неосмысленной; отсутст­вуют самостоятельные движения; наблюдается провал памяти, предшествующий потере сознания. В воде даже легкий обморок может привести к утоплению.

В воде, температура которой ниже +15°С, может возникнуть также внезапная потеря сознания и смерть от холодового шока.

Шоку нередко способствует перегревание организма перед пла­ванием и быстрое погружение в холодную воду. Во время длитель­ного плавания необходимо оберегать от охлаждения голову и шею, так как эти места наиболее чувствительны к холоду.

Температура воды в плавательных бассейнах поддерживается на уровне 24—28°С, что способствует предупреждению переохлажде­ния организма. По этой причине заниматься плаванием в откры­тых водоемах при температуре воды ниже +15°С не рекомендуется, так как происходит резкое охлаждение тела. Повысить степень ус­тойчивости к холодной воде можно путем закаливающих про-

цедур, регулярно выполняемых в течение нескольких лет. Рекорд длительного пребывания в воде составляет 79 ч 30 мин.

Тренируясь, человек способен достигнуть высоких результатов и в дальних проплывах. Так, в 1951 г. результат в плавании на 150 км по Волге среди женщин был показан Л. Второвой и равнялся 29 ч 45 мин. Среди мужчин лучший результат в плавании на этой дистанции — 27 ч 59 мин — был показан А. Козыревым. В 1953 г. И. Файзуллин проплыл 200 км по Амуру за 26 ч 08 мин.

На Западе популярны проплывы через Ла-Манш шириной 32 км. Впервые переплыл этот пролив в обе стороны без остановки за 43 ч 04 мин А. Альбертонс (1961 г.). Известны высокие результаты и многодневных проплывов. Так, в 1980 г. В. Стоянов проплыл 2 000 км по Дунаю, затратив на это 45 дней «чистого» времени.