Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для маляра по окраске металлоконструкций img-1

инструкция по охране труда для маляра по окраске металлоконструкций

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для маляра по окраске автомобиля

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для маляра по окраске автомобиля

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве маляра по окраске автомобиля допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие предварительный медосмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам работы и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. В процессе дальнейшей работы маляр по окраске автомобиля должен не реже одного раза в три месяца проходить повторный инструктаж по охране труда, периодический медосмотр и проверку знаний требований труда – не реже одного раза в год.
1.3. Маляр по окраске автомобиля обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии.
1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на маляра по окраске автомобиля в процессе работы, являются:
— краски и растворители (легковоспламеняющиеся, взрыво- пожароопасные вещества, а пары таких веществ, попадая в дыхательные пути, вызывают раздражение и могут привести к отравлению);
— оборудование, инструмент и приспособления (применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений может привести к травмированию).
1.5. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми маляр не обучен и не проинструктирован.
1.6. Маляр по окраске автомобиля должен работать в специальной одежде, специальной обуви и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
1.7. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты маляру по окраске автомобиля выдаются:
— комбинезон хлопчатобумажный;
— ботинки кожаные;
— рукавицы комбинированные или перчатки хлопчатобумажные;
— шлем хлопчатобумажный;
— респиратор;
— очки защитные.
1.8. Маляр должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
1.9. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.
1.10. Маляр по окраске автомобиля во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.
1.11. Обо всех замеченных нарушениях требований охраны труда на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты маляр по окраске автомобиля должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения выявленных недостатков.
1.12. Маляр должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи, курением и по окончании работы необходимо мыть руки с мылом.
1.13. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).
1.14. За невыполнение требований настоящей инструкции маляр по окраске автомобиля несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь, приготовить другие средства индивидуальной защиты (очки, шлем, респираторы), для предохранения кожи рук и лица нанести на кожу защитную мазь.
2.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, вытереть его досуха.
2.4. Проверить наличие и исправность оборудования, приспособлений, инструмента, шлангов, красконагнетательного бачка с краскораспылителем (пульверизатором), масловодоотделителя, манометра и предохранительного клапана.
2.5. Включить общую и местную вентиляцию.
2.6. Запрещается работать неисправными инструментами и приспособлениями или на неисправном оборудовании.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Окраску автомобиля производить только при включенной вентиляции.
3.2. Принимать лакокрасочные материалы только в таре, имеющей бирку (ярлык) с точным наименованием содержимого.
3.3. Хранить в окрасочном цехе лакокрасочные материалы в количестве, не превышающем сменной потребности, и в закрытой таре. Взаимно реагирующие вещества хранить только раздельно.
3.4. Перед окраской и сушкой в камере газобаллонного автомобиля необходимо полностью выпустить или слить газ из баллонов и продуть их инертным газом до полного устранения остатков.
3.5. Проявлять осторожность при работе с нитрокрасками, так как они легко воспламеняются, а пары их растворителей, смешиваясь с воздухом, образуют взрывчатые смеси.
3.6. Применять для окраски эмали, краски, грунтовку и другие материалы, содержащие свинцовые соединения, только с разрешения руководителя участка.
3.7. Лакокрасочные материалы, в состав которых входят дихлорэтан и метанол, разрешается применять только при окраске кистью.
3.8. Разъединять и соединять шланги пневматических, окрасочных аппаратов только после прекращения подачи воздуха.
3.9. Во избежание излишнего туманообразования и в целях снижения загрязнения рабочей зоны аэрозолями и ларами красок и лаков при пульверизаторной окраске краскораспылитель держать перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстоянии не более 350 мм от нее.
3.10. Во время работы следить за показаниями манометра.
3.11. Очистку поверхности под окраску ручным и механизированным способом, а также ее обезжиривание производить в местах, оборудованных местным отсосом.
3.12. При удалении старой краски химическим способом следует надевать резиновые перчатки и удалять краску с помощью шпателя.
3.13. При окраске кузовов автобусов, крупных емкостей и другого высоко расположенного оборудования пользоваться прочно установленными подмостями с поручнями и необходимыми приспособлениями, а также лестницами-стремянками.
3.14. Приготовление красок производить в изолированном от окрасочного отделения помещении, при этом обязательно надевать респиратор и защитные очки.
3.15. При окраске, выполняемой на открытом воздухе, находиться необходимо с подветренной стороны.
3.16. Окраску внутри кабины и салона автомобиля, а также салона автобуса производить только в респираторах и при открытых дверях, окнах, люках.
3.17. Во избежание загрязнения пола и оборудования лакокрасочными материалами переливать их из одной тары в другую на металлических поддонах с бортами не ниже 50 мм.
3.18. Разлитые на пол краски и растворители немедленно убирать с использованием песка или опилок с последующим их удалением в специально отведенное место.
3.19. Обтирочный материал после использования складывать в металлические ящики с крышками и по окончании смены убирать из производственных помещений в специально отведенные для этой цели места.
3.20. Не оставлять после работы в производственных помещениях грязный обтирочный материал.
3.21. На окрасочных участках и в местах хранения красок и растворителей не пользоваться открытым огнем и не применять искрообразующие приспособления и оборудование.
3.22. Окраску в электростатическом поле осуществлять в окрасочной камере, оборудованной вентиляцией. При этом вручную разрешается только навешивать и снимать детали вне камеры.
3.23. Пользоваться для освещения внутри тары, в которой находятся (или находились) лакокрасочные материалы, переносным светильником напряжением не выше 42 В.
3.24. Пустую тару из-под лакокрасочных материалов отправлять на специальную площадку (склад) вне окрасочного помещения.
3.25. Очищать окрасочные камеры от осевшей краски ежедневно после тщательного проветривания, а сепараторы – не реже, чем через 160 часов работы.
3.26. Тару из-под лакокрасочных материалов и верстаки чистить скребками и щетками из материалов, не дающих искры.
3.27. Немедленно прекратить работу и обратиться в здравпункт, если во время работы почувствовал недомогание, головную боль и тошноту.
3.28. Маляру запрещается:
— применять открытый огонь или электроприборы не во взрывобезопасном исполнении в помещениях окраски и приготовления красок, а также в местах хранения пустой тары из-под красок и растворителей;
— работать при неисправной или не включенной вентиляции;
— работать без защитных средств;
— применять этилированный бензин в качестве растворителя и для обезжиривания;
— пользоваться для удаления краски паяльными лампами и инструментом, дающим искру при трении или ударе;
— повышать давление в красконагнетательном бачке выше установленного инструкцией завода-изготовителя;
— держать краски и растворители в открытой таре;
— хранить пищевые продукты и принимать пищу на рабочем месте.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, маляр по окраске автомобиля должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или помочь доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение. По возможности сохранить обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не приведет к аварии и/или травмированию других людей.
4.2. Если несчастный случай произошел с самим маляром, он должен по возможности оказать самопомощь и обратиться в медучреждение, а также сообщить о случившемся руководителю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
4.3. В случае возгорания необходимо известить руководство и приступить к тушению имеющимися первичными средствами пожаротушения. При необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Перекрыть кран подачи воздуха к окрасочному оборудованию.
5.2. Очистить от краски пульверизатор и другое оборудование.
5.3. Привести в порядок рабочее место. Убрать инструмент и приспособления после очистки и промывки, а также лакокрасочные материалы в отведенные для них места. Выключить вентиляцию.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для хранения место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
5.5. Вымыть лицо и руки с мылом, по возможности принять душ.
5.6. После работы с красками, содержащими свинцовые соединения необходимо предварительно обмыть руки 1%-ным раствором кальцинированной соды, а затем вымыть их с мылом, потом вымыть лицо теплой водой с мылом, прополоскать рот и почистить зубы, и только после этого принять душ.
5.7. Обо всех недостатках, замеченных во время работы, сообщить своему непосредственному руководителю.

Видео

Другие статьи

Типовая инструкция по охране труда для маляра

1. К работе маляром допускаются лица, не моложе 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие специальное обучение безопасным методам и приемам производства работ и имеющие квалификационное удостоверение.

2. Вновь поступающий на работу маляр допускается к работе только после прохождения им вводного инструктажа по безопасности труда, экологическим требованиям и первичного инструктажа на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Периодическая проверка знаний маляра по безопасности труда должна проводиться один раз в 12 месяцев.

4. Маляр должен проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 3 месяца.

5. При изменении требований безопасности или условий труда (изменение технологического процесса, замена оборудования, приспособлений и инструмента, изменение других факторов, влияющих на безопасность труда), при нарушении требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии или пожару, а также при перерывах в работе более, чем 30 календарных дней, маляр должен пройти внеплановый инструктаж. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.

- выполнять правила внутреннего трудового распорядка и повседневные указания мастера (прораба);

- помнить о личной ответственности за соблюдение требований безопасности при производстве работ и за безопасность товарищей по работе;

- пользоваться выданной спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями;

- следить за исправностью и эффективностью работы местной вытяжной вентиляции и общеобменной приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением;

- не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц;

- выполнять только ту работу, по которой проинструктирован и допущен мастером (прорабом);

- не выполнять распоряжений, если они противоречат требованиям безопасности, о чем поставить в известность вышестоящего руководителя;

- знать правила технической эксплуатации применяемого оборудования и инструмента и безопасные способы подключения и отключения их от воздухопровода, а также основные причины неисправности и безопасные способы их устранения;

- знать местонахождение запорных воздушных кранов, вентилей и электрорубильника.

7. Рабочие места должны быть обеспечены испытанными инвентарными ограждениями, защитными и предохранительными устройствами, приспособлениями.

8. В местах применения нитрокрасок и других лакокрасочных материалов и составов, образующих взрывоопасные пары, запрещаются действия с применением огня или вызывающие искрообразование. Электропроводка в этих местах должна быть на время производства покрасочных работ обесточена или выполнена во взрывобезопасном исполнении.

9. Запрещается приготовлять малярные составы, нарушая требования инструкции завода-изготовителя краски, а также применять растворители, на которых нет сертификата с указанием о характере вредных веществ.

10. Запрещается производить малярные работы на неогражденных рабочих местах, расположенных на высоте более 1 м над уровнем пола или перекрытием, в неосвещенных или затемненных местах.

11. В случае нецелесообразности устройства лесов или подмостей маляр при работе на высоте обязан пользоваться испытанным предохранительным поясом.

Места закрепления предохранительного пояса должны быть указаны мастером (прорабом).

12. Запрещается производить наружные малярные работы на лесах во время грозы, гололеда, тумана, при ветре силой 15 м/с и более.

13. Грузы на лесах и подмостях должны быть расположены в соответствии с вывешиваемыми на рабочем месте схемами размещения и величинами нагрузок, допускаемых на эти леса и подмости.

Скопление на настилах людей в одном месте запрещается.

14. Маляр получает индивидуальные предохранительные приспособления (пользоваться ими разрешается только после специального инструктажа):

- при шлифовании поверхностей, работе с пневматическим окрасочным аппаратом, при механизированном нанесении шпаклевки на поверхность и ее зачистке, при окраске и огрунтовке поверхностей - защитные очки 3Н4-72 или 3M13-T;

- при работе с парами органических растворителей - респиратор ШБ-I "Лепесток", "Кама" или "Снежок - П";

- при работе на высоте - пояс предохранительный;

- при промывке стен раствором соляной кислоты - защитные очки 3Н4-72, 3H13-T, резиновые сапоги и перчатки кислотостойкие, фартук;

- при окраске строительных конструкций, аппаратуры и закрытых емкостей перхлорвиниловыми лаками - противогазы с принудительной подачей чистого воздуха.

15. Материалы на строительной площадке следует хранить:

- масляные краски, лакокрасочные материалы - в отдельном огнестойком и вентилируемом помещении;

- клей - в герметически закрытой таре на расстоянии не менее 2 м от системы отопления;

- раствор кислоты - в плотно закрытых стеклянных бутылях, имеющих бирку (ярлык), в плетеных корзинах, которые устанавливаются на полу в один ряд.

16. Перед началом работы маляр должен:

- надеть спецодежду, приготовить средства индивидуальной защиты (очки, респиратор), для предохранения кожи рук и лица нанести на кожу защитную мазь;

- осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;

- проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;

- проверить наличие и исправность оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты. Особое внимание обратить на исправность шлангов красконагнетательного бачка с краскораспылителем (пульверизатором), масловодоотделителя, манометра и предохранительного клапана;

- проверить надежность настила лесов, подмостей, передвижных столиков, стремянок и т.д.;

- включить общую и местную вентиляцию.

17. Запрещается работать неисправными инструментом и приспособлениями или на неисправном оборудовании.

18. Во время работы маляр должен:

- производить окраску только при включенной вентиляции;

- принимать лакокрасочные материалы для работы только в таре, имеющей бирку (ярлык) с точным наименованием содержимого.

19. Хранить в окрасочном цехе лакокрасочные материалы в количестве, не превышающем сменной потребности, и только в закрытой таре. Взаимно реагирующие вещества хранить только раздельно.

20. Проявлять особую осторожность при работе с нитрокрасками, так как они легко воспламеняются, а пары их растворителей, смешиваясь с воздухом, образуют взрывчатые смеси.

21. Применять для окраски эмали, краски, грунтовые и другие материалы, содержащие свинцовые соединения, только в исключительных случаях, когда их замена менее токсичными материалам невозможна по техническим причинам.

Лакокрасочные материалы, в состав которых входят дихлорэтан и метанол, разрешается применять только при окраске кистью.

22. При работе с пневматическим инструментом необходимо:

- убедиться в исправности рабочей части инструмента (удочки, форсунки, пистолет-распылитель, машинки для шлифовки прошпаклеванной поверхности и др.);

- разъединять и соединять шланги только после прекращения подачи воздуха;

- проверить наличие и исправность манометра, клейм; периодически следить за показателями манометра;

- включать инструмент только после установки его в рабочее положение.

23. Следить, чтобы шланги не были согнуты, не прикасались к тросам, электрокабелю или шлангам газорезочных аппаратов.

24. Замерзшие шланги следует отогревать в теплом сухом помещении. Отогревать паром запрещается.

25. При перерыве в работе или обнаружении неисправности механизмов следует немедленно отключить подачу воздуха, перекрыть воздушный вентиль. Перегибать шланг или завязывать его узлом для прекращения подачи воздуха запрещается.

26. При обнаружении неисправности пневматический инструмент необходимо сдать слесарю.

27. Перед работой пистолетом-распылителем или удочкой проверить надежность креплений шлангов к инструменту и бачку.

28. Очистку поверхности под окраску ручным и механизированным способом, а также ее обезжиривание производить только в местах, оборудованных местным отсосом.

При удалении старой краски химическим способом обязательно надевать резиновые перчатки и удалять краску с помощью шпателя.

29. При окраске кузовов автобусов, крупных емкостей и другого высоко расположенного оборудования пользоваться прочно установленными подмостями с поручнями и необходимыми приспособлениями, а также лестницами-стремянками.

Нижние концы лестниц должны иметь острые металлические наконечники при деревянных полах, резиновые - при бетонных и каменных.

30. Настилы лесов, подмостей, лестницы-стремянки периодически во время работы и после ее окончания необходимо очищать от строительного мусора.

31. Приготовление красок производить только в изолированном от окрасочного отделения помещении, при этом надевать респиратор и защитные очки.

32. При окраске, выполняемой на открытом воздухе, находиться с подветренной стороны.

33. Малярные работы внутри емкостей производить только при наличии принудительной вентиляции с обязательным использованием респиратора звеном из трех человек (из них двое страхующих находятся вне емкости), имеющих соответствующий наряд-допуск.

34. Тару с взрывоопасными материалами (лаки, нитрокраски и т.п.) во время перерывов в работе следует закрывать пробками или крышками и открывать инструментом, не вызывающим искрообразования.

35. Во избежание загрязнения пола и оборудования лакокрасочными материалами, переливать их из одной тары в другую на металлических поддонах с бортами не ниже 50 мм.

36. Разлитые на пол краски и растворители немедленно убрать с использованием песка или опилок и удалить из окрасочного цеха.

37. Обтирочный материал после использования складывать в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить из производственных помещений в специально отведенные для этой цели места.

Не оставлять грязный обтирочный материал на ночь.

38. На окрасочных участках и в местах хранения красок и растворителей не пользоваться открытым огнем и не применять искрообразующие приспособления и оборудование.

39. Пустую тару из-под лакокрасочных материалов отправлять на специальную площадку (склад) вне окрасочного помещения.

40. Запрещается применение лаков, красок, клеев, растворителей и разбавителей при отсутствии паспортных данных, а также импортных клеев и мастик без фирменных указаний и инструкций по их применению.

41. Запрещается курить и принимать пищу на рабочем месте маляра.

42. О выявленных нарушениях требований охраны труда и случаях травматизма немедленно сообщить мастеру (прорабу).

43. Оказать первую помощь пострадавшему на производстве, принять меры по устранению нарушений требований безопасности.

44. Помнить, что нарушение требований производственной санитарии при малярных работах может привести к заболеваниям кожи, внутренних органов, а в отдельных случаях - к отравлению.

45. Для защиты кожного покрова следует применять перчатки двухслойные из латекса, защитную мазь Селисского.

46. По окончании работы маляр обязан:

- отключить от сети механизированный инструмент и оборудование; после полной остановки движущихся частей очистить их механизмы;

- продуть шланги пневмоинструмента; после сброса давления разъединить их и убрать в отведенное место;

- убрать инструмент и приспособления, привести в порядок рабочее место;

- снять спецодежду, спецобувь, предохранительные приспособления и привести их в порядок, и убрать в предназначенное для них место;

- принять душ с мылом;

- обо всех замеченных неполадках и возможных нарушениях охраны труда доложить мастеру (прорабу).

Центральным комитетом профсоюза работников

автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

ППР - Проект производства работ по окрашиванию металлоконструкций пролетного строения

ППР. Проект производства работ по окрашиванию металлоконструкций пролетного строения

СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии

СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии

ГОСТ 12.1.013-78 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Электробезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.3.016-87 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Работы антикоррозионные. Требования безопасности

СТП 001-95* Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания

ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования

ПБ 10-115-96 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением

ГОСТ 12.3.005-75 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ТОИ Р-218-36-94 Типовая инструкция по охране труда для маляра

СНиП 3.01.01-85* Организация строительного производства

ТОИ Р-66-02-93 Типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих верхолазные работы

РД 10-198-98 Типовая инструкция по безопасному ведению работ для рабочих люлек, находящихся на подъемнике (вышке)

ТОИ Р-66-13-93 Типовая инструкция по охране труда для машинистов подъемников мачтовых, стоечных или шахтных

ТОИ Р-66-29-95 Типовая инструкция по охране труда для маляров строительных

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

ПОТ Р М-017-2001 Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах

ГОСТ 9.402-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием

СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство

Проект производства работ по окрашиванию
металлоконструкций пролетного строения

1.1. Настоящий проект производства работ (ППР) по антикоррозионной защите методом окрашивания металлоконструкций пролетных строений моста.

1.3. Требования к оборудованию и конструкциям, подлежащим антикоррозионной защите, должны соответствовать СНиП 2.03.11-85. СНиП 3.04.03-85 и настоящего ППР.

1.4. Работы по окраске пролетного строения в зоне над автомобильной дорогой должны производится с устройством ограждения на участке проезжей части с установкой знаков и ограждения согласно ПОД.

1.5. Работы выполнять в строгом соответствии с требованиями СНиП 3.04.03-85. ГОСТ 9.402-80. СТП 001-95* 2000 г. Руководства по защите металлических конструкций от коррозии и ремонту лакокрасочного покрытия металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов ОС-858-р от 09.10.2002 г.

1.6. Приемо-здаточную документацию составлять согласно СНиП 3.01.01-85. СНиП 3.04.03-85 Технологического регламента.

Все работы должны производится в соответствии с требованиями:

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» часть 1;

- СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» часть 2;

- ГОСТ 12.3.005-75 Группа Т58 «Работы окрасочные»

- РД 10-198-98 «Типовой инструкции по безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике (вышке)». (Утверждена постановлением ГосгортехнадзораРоссии от 02.04.98 № 21, дата введения 1998-07-01);

- ТОИ Р-66-13-93 * «Типовой инструкции по охране труда для машинистов подъемников мачтовых, стоечных или шахтных». (Утверждена постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. № 18-48. Дата введения 1994-1-01);

- ТОИ Р-66-29-95 «Типовой инструкции по охране труда для маляров строительных» (Утверждена постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22 Дата введения 1995-07-01);

- ТОИ Р-218-36-94 «Типовой инструкции по охране труда для маляра» (Утверждена Федеральным дорожным департаментом Министерства транспорта РФ 24 марта 1994 г. Дата введения 1994-07-01);

- ТОИ Р-66-02-93 * «Типовой инструкции по охране труда для работников, выполняющих верхолазные работы» Утверждена постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 года N 18-48 Дата введения 1994-01-01;

- ПБ 10-115-96 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.95 № 20;

- ПОТ Р М-017-2001 «Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах»;

- Санитарных правил при окрасочных работах с применением ручных распылителей.

3.1. Дефектовка поверхностей конструкций пролетных строений моста и заводского грунта

Перед началом проведения окрасочных работ поверхности металлоконструкций должны пройти тщательный контроль и освидетельствование состояния заводского грунта.

Поверхности конструкций, не должны иметь острых кромок, острых пиков и каверн по сварным швам, сварочных брызг, остатков флюса. Острые кромки (радиусом закругления менее 2 мм), пики сварных швов подлежат сглаживанию механическим инструментом, сварочные брызги должны быть удалены механически.

Устранение дефектов металла осуществляется работниками организации, проводившей монтаж данных конструкций.

После устранения механических дефектов и проведения повторного осмотра с участием представителей Генподрядчика и Проверяющей Организации, составляется акт о передаче поверхностей металлоконструкций под окраску. В акте также указываются места с дефектами заводского грунта.

3.2. Очистка поверхностей конструкций от загрязнений.

Перед началом окрасочных работ поверхности конструкций моста очищаются от пыли, грязи, масляных загрязнений, натечной ржавчины. Очистка металлоконструкций эстакады осуществляется поэтапно так, чтобы работы по очистке не мешали проведению окрасочных работ. Наружные поверхности металлоконструкций, при сильном загрязнении, промываются водой под высоким давлением (давление 80 ÷ 120 бар) с помощью аппаратов высокого давления фирмы KÄRCHER (или аналогичных).

Промывка осуществляется работниками организации осуществляющей окрасочные работы.

3.3. Подготовка поверхностей, зон болтовых соединений, сварных швов и дефектных участков заводского грунтовочного покрытия к восстановлению грунта.

Поверхности зон болтовых соединений и сварных швов, не огрунтованные на заводе изготовителе грунтом Stelpant-PU-Zink, очищаются пескоструйным способом до степени 1 - 2 по ГОСТ 9.402-80 .

Дефектные участки грунтовочного покрытия так же очищаются до степени 1 - 2.

Качество подготовки поверхности характеризуется следующим образом: При осмотре без увеличения поверхность должна быть свободной от масла, смазки и грязи, а так же от ржавчины, краски и посторонних частиц. В труднодоступных местах или при малых зонах очистки, где нецелесообразно применение пескоструйного метода, допускается очистка ручными или механическими стальными щетками.

Грунтовочное покрытие в местах прилегания к очищенным до металла участкам должно иметь плавный переход. Ширина полосы перехода может колебаться от 3 до 5 см.

Для пескоструйной очистки следует применять просушенный кварцевый песок фракцией 1,5 ÷ 2,0 мм или аналогичный по качеству материал (гранитный отсев, купершлак и т.п.), удовлетворяющий требованиям абразивных материалов для проведения пескоструйных работ.

Давление сжатого воздуха при пескоструйной очистке должно быть 0,5 ÷ 0,7 МПа.

Сопло установки располагается на расстоянии 15 ÷ 30 см под углом 75° к поверхности.

После очистки поверхность обеспыливается обдувкой сжатым воздухом, промышленными пылесосами или с помощью волосяных щеток.

Контроль состояния поверхности металла после очистки должен производиться не позднее чем через 6 часов после подготовки поверхности.

3.4. Приготовление рабочих составов

Приготовление рабочего состава Stelpant-PU-Zink, заключается в тщательном перемешивании. При безвоздушном распылении лакокрасочные материалы применяются с вязкостью в состоянии поставки. При необходимости допускается добавление растворителя Stelpant-PU-Thinner в количестве не более 5 %.

Неиспользованный в течение смены Stelpant-PU-Zink следует залить небольшим количеством растворителя и плотно закрыть заводской крышкой для предотвращения повышения вязкости при хранении.

Приготовление рабочего состава эмали «Виникор 62» заключается в смешивании основы эмали с отвердителем «АФ-2» в соотношении 100:1,8 или «ДТБ» в соотношении 100:2,2.

Жизнеспособность готовой к употреблению эмали - 24 часа при t 20 °C. При необходимости эмаль разбавляют растворителем «Р-4» в количестве не более 10 % от массы.

4.1. Нанесение грунта на подготовленные поверхности, на болтовые и сварные соединения и восстановление дефектных участков.

Грунт Stelpant-PU-Zink наносится аппаратами безвоздушного распыления.

Для получения равномерного слоя и достаточной толщины покрытия, нанесение грунта на ровные поверхности производится за два прохода. Толщина сухого слоя грунта должна составлять 80 ÷ 100 мкм.

4.2. Нанесение лакокрасочного покрытия.

Поверхность, подготовленная к окрашиванию, должна быть сухой, обеспыленной, без загрязнения маслами и смазками (при наличии повторно обезжирить). После осмотра поверхности составляется акт о пригодности поверхности к окраске или делается запись в Журнал производства работ.

Нанесение лакокрасочных материалов следует производить методом безвоздушного распыления. В труднодоступных местах допускается нанесение лакокрасочных материалов с помощью кисти или валика.

Нанесение Stelpant-PU-Zink, допускается проводить в интервале температур от -10 °C до +35 °C и относительной влажности воздуха от 30 % до 98 %.

Нанесение эпоксидных и винилэпоксидных материалов (Виникор 62) допускается проводить в интервале температур от 0 °C до +35 °C и относительной влажности воздуха до 85 %.

Перед нанесением покрывных слоев («Виникор 62») производится, при необходимости, полосовая окраска кистью торцевых кромок накладок болтовых соединений, болтов, гаек и шайб.

Для обеспечения качественного покрытия при нанесении лакокрасочных материалов сопло распылителя должно располагаться перпендикулярно окрашиваемой поверхности на расстоянии, не превышающем 250 - 300 м.

Для технологического процесса применяется оборудование.

В процессе выполнения защитных работ контролю подлежат качество применяемых материалов, качество подготовки поверхности, качество лакокрасочного покрытия.

6.1 .Контроль качества применяемых материалов.

Контроль качества применяемых материалов проводятся согласно Технологическому регламенту, СТП 001-95* Корпорации «Трансстрой». Для разрешения возникших спорных вопросов возможно привлечение специалистов лаборатории антикоррозионных покрытий ЦНИИ КМ «Прометей» г. Санкт-Петербург, ЦНИИС г. Москва.

6.2. Контроль качества подготовки металлических поверхностей.

В производственных условиях качество абразивной подготовки определяется визуально.

6.3. Контроль качества лакокрасочного покрытия.

Контроль качества лакокрасочного покрытия заключается в определении следующих параметров:

На покрытии должны отсутствовать вздутия, наплывы, непрокрасы, посторонние включения.

Толщина покрытия определяется с помощью магнитного толщиномера. Общая толщина покрытия должна соответствовать утвержденной проектной документации.

Адгезия лакокрасочного покрытия определяется методом решетчатого надреза и метода отрыва по ГОСТ 15140. ISO 2409, ISO 4624.

7.1. Процесс окраски должен производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.005-75. а также «Санитарными правилами при окрасочных работах с применением ручных распылителей» М 991-72, утверждёнными Минздравом СССР от 22.09.72 г. В складах и на участках по ведению окрасочных работ не допускается производство работ, связанных с применением открытого огня, искрообразования, курения и т.д.

Участки необходимо снабдить пенными огнетушителями, ящиками с песком и другим противопожарным инвентарем.

7.2. Производственный персонал не должен допускаться к выполнению окрасочных работ без индивидуальных средств защиты, соответствующих требованиям ГОСТ 12.4.011-89. Рабочие, ведущие окрасочные работы, должны работать в спецодежде. Спецодежду, облитую растворителем или лакокрасочными материалами, следует немедленно заменить чистой.

7.3. Для предохранения органов дыхания от воздействия красочного тумана и паров растворителя рабочие должны пользоваться респираторами типа РУ-60М или РПГ-67, а так же защитными очками.

7.4. Для защиты кожи рук необходимо применять резиновые печатки или мази и пасты по ГОСТ 12.4.068-79 типа ИЭР-1, силиконовый крем и др.

7.5. Тара, в которой находятся лакокрасочные материалы и растворители, должны иметь наклейки или бирки с точным наименованием и обозначением материалов. Тара должна быть исправной и иметь плотно закрывающиеся крышки.

7.6. Опилки, ветошь, обтирочные концы, тряпки, загрязненные лакокрасочными материалами и растворителями, следует складывать в металлические ящики и по окончанию каждой смены выносить в специально отведенные места.

7.7. Около рабочего места должна быть чистая вода, свежеприготовленный физиологический раствор (0,6 - 0,9 % ный раствор хлористого натрия), чистое сухое полотенце, протирочный материал.

При попадании в глаза растворителя или лакокрасочного материала необходимо немедленно обильно промыть глаза водой, затем физиологическим раствором, после чего обратиться к врачу.

7.8. После окончания работы необходимо произвести уборку рабочего места, очистку спецодежды и защитных средств.

7.9. В каждой смене должны быть выделены и обучены специальные лица для оказания первой доврачебной помощи.