Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по системам управления охраной труда мот-суот 2001 Ilo-osh 2001 img-1

руководство по системам управления охраной труда мот-суот 2001 Ilo-osh 2001

Категория: Руководства

Описание

Руководство по системам управления охраной труда

Руководство по системам управления охраной труда. Мот-суот 2001 / ilo-osh 2001 РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001


Международное Бюро Труда · Женева


Copyright © Международная организация труда 2001 г.

ILO / МОТ
Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001.
Женева: Международное бюро труда, 2003.

Ключевые слова: охрана труда, национальный уровень, уровень предприятия, технические аспекты.


Каталог публикаций МОТ


Названия, используемые в публикациях МОТ в соответствие с принятой в Организации Объединенных Наций практикой, и представление материала в настоящей публикации ни в коем случае не являются выражением какого-либо мнения Международной организации труда, касающегося правового статуса любой страны, региона или территории, или их властей, или их установленных границ.
Ответственность за мнения, высказанные в подписанных статьях, исследованиях и других материалах, лежит исключительно на их авторах, и факт публикации не означает, что Международная организация труда поддерживает излагаемые в них мнения.
Упоминание названий фирм и коммерческих изделий либо процессов не означает их одобрения Международной организацией труда, как и отсутствие упоминания конкретной фирмы, коммерческого изделия или процесса не свидетельствует об их неодобрении со стороны МОТ.
Издания МОТ могут быть получены через основных распространителей книжной продукции или через местные представительства МОТ в различных странах; либо непосредственно через Отделение публикаций МОТ по адресу: ILO Publications, International Labour Office, CH-1211 Geneva 22, Switzerland.
Каталог или список новых публикаций можно получить бесплатно по вышеназванному адресу или по электронной почте.

Предисловие


Защита работников от связанных с работой недомоганий, болезней и травм является частью исторического мандата МОТ. Болезни и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельности, а бедность не может служить оправданием невнимания к безопасности и здоровью работников. Первоочередная цель МОТ - содействовать созданию возможностей для женщин и мужчин получить достойную и производительную работу в условиях свободы, равенства, социальной защищенности и соблюдения человеческого достоинства. Мы объединили все это понятием «достойная работа». Достойная работа - это безопасная работа. А безопасная работа со своей стороны является положительным фактором повышения производительности и экономического роста.
Сегодня технологический прогресс и интенсивное давление конкуренции стремительно меняют условия труда, его процессы и организацию. Первостепенное значение принадлежит законодательству, но само по себе оно недостаточно для того, чтобы направлять эти изменения или поспевать за новыми опасностями и рисками. Организации тоже должны постоянно реагировать на вызовы, брошенные им в сфере охраны труда, и разрабатывать эффективные ответы в виде динамичных стратегий управления. Настоящее «Руководство по системам управления охраной труда» окажет поддержку этим усилиям.
Руководство было подготовлено на основе широкомасштабного подхода с участием МОТ, входящих в нее представителей трех сторон социально-трудовых отношений и других заинтересованных сторон. Оно основано на признанных во всем мире принципах охраны труда, определенных соответствующими международными трудовыми стандартами. Вследствие этого оно является уникальным и мощным инструментом развития стабильно поддерживаемой культуры обеспечения безопасности на предприятиях и за их пределами. Оно принесет пользу всем: работникам, работодателям, системам обеспечения безопасности и охраны здоровья и охраны окружающей среды.
МОТ имела честь возглавить опыт по разработке данного Руководства. Уверен, что оно станет незаменимым инструментом для работодателей и работников и их организаций, национальных учреждений, для всех, кто вносит вклад в гарантированное обеспечение того, чтобы рабочие места были еще и безопасными, и здоровыми.

Хуан Сомавия / Juan Somavia
Генеральный директор МОТ

Другие статьи

Руководство по системам управления охраной труда мот-суот 2001 ilo-osh 2001

МОТ. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001
  • Файл формата pdf
  • размером 1,32 МБ
  • Добавлен пользователем AlexanderLav 28.05.2012 12:33
  • Отредактирован 28.05.2012 14:30
  • Скачан 27 пользователями

Женева: МОТ, 2003. – 28 с. Настоящее Руководство по системам управления охраной труда разработано Международной Организацией Труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами, определенными входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Практические рекомендации настоящего Руководства предназначены для использования всеми, кто несет обязательства и ответственность за управление охраной труда.
Содержание
Введение
Цели
Национальные основы систем управления охраной труда
Национальная политика
Национальное Руководство
Специальные Руководства
Система управления охраной труда в организации
Политика
Политика по охране труда
Участие работников
Организация
Обязанности и ответственность
Компетентность и подготовка
Документация системы управления охраной труда
Передача и обмен информацией
Планирование и осуществление
Исходный анализ
Планирование, развитие и осуществление СУОТ
Цели по охране труда
Предотвращение опасностей
Мониторинг исполнения и оценка результативности
Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья
Проверка / Аудит
Анализ эффективности СУОТ руководством
Действия по совершенствованию
Предупредительные и корректирующие действия
Непрерывное совершенствование
Глоссарий (Словарь специальных терминов)
Библиография
Приложение

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Модель 3 - Система стандартов безопасности труда

Охрана труда Модель 3 - Система стандартов безопасности труда

За основу модели 3 принято два практически идентичных документа:

  1. ДСТУ ГОСТ 12.0.230-2008 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования;
  2. ILO - OSH 2001 Cuidelines on occupational safety and health management systems (IDT), в русском варианте - МОТ-СУОТ 2001 Руководство по системам управления безопасностью и гигиеной труда.

Первый (стандарт) был подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей «Центра безопасности и гигиены труда», Федерации независимых профсоюзов России, на базе собственного аутентичного перевода Руководства по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ) ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational Safety and health management systems и принят Евразийским агентством по стандартизации, метрологии и сертификаций (ЕАСС) с приданием ему статуса межнационального стандарта (ГОСТ 12.0.230-2007) с введением его в действие с 1 июля 2009 года; за его принятие проголосовали представители 11 стран, в том числе Украина.

Учитывая, что общие требования по управлению охраной труда, установленные в стандарте, не имеют национальных особенностей, и все они без исключения применимы в государствах СНГ. В резолюции, принятой участниками Международной Конференции «Состояние охраны труда в государствах - участниках СНГ. Внедрение ГОСТ 12.0.230-2007. » от 27-28 июня 2008 года рекомендуется внедрение нового стандарта в странах - участниках Содружества Независимых Государств при участии трёхсторонних партнеров. В Украине этот стандарт принят в качестве межгосударственного стандарта.

К числу основных особенностей стандарта относятся следующие.

По своей структуре стандарт приближается к Рекомендациям Госстандарта СССР и по этой причине его легче адаптировать к существующим СУ.

В соответствии со стандартом управление охраной труда рассматривается как некая подсистема, которая должна быть интегрирована в общую систему управления предприятием, предусматривает разработку и использование таких методов и принципов, которые могли бы побуждать предпринимателей, работодателей, топ-менеджмент предприятий, а также работников и их представителей постоянно улучшать и повышать эффективность деятельности в области охраны труда.

Создание системы управления охраной труда изначально предполагает, что она будет нацелена на предотвращение опасностей на основе постоянной оценки степени опасности и рисков, т.е. система должна работать на профилактику путём исключения или уменьшения рисков, заменой того, что опасно на то, что менее опасно или не опасно.

Это осуществляется на основе исходного анализа системы, цель которого - идентифицировать, оценить и предусмотреть опасности и риски для жизни и здоровья человека, определить достаточность планируемых или принятых мер защиты для устранения, предупреждения и минимизации опасности и рисков.

Руководство МОТ СУОТ 2001 разработано Международной Организацией Труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трёх сторон социально-трудовых отношений. Этот трёхсторонний подход предполагает гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда внутри организации (предприятия). Рекомендации руководства по системам управления охраной труда носят добровольный характер, отражают признанные ценности МОТ и используемые этой организацией как средства, позволяющие защищать безопасность и здоровье работников.

Практические рекомендации, содержащиеся в указанных регламентах, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление безопасностью и охраной (гигиеной) труда. Они не являются юридически обязательными и не направлены на то, чтобы заменить национальное законодательство, действующие правила или утверждённые стандарты. Их применение не требует сертификации. И тем не менее, нося статус международных, их нельзя не учитывать наряду с другими при разработке национальных регламентов и положений (стандартов) на производственном уровне, т.к. они отражают философию международного сообщества в области обеспечения гигиены труда, безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Указанные регламенты определяют цели системы (она должна быть направлена на защиту работников от имеющихся производственных опасностей, недопущение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве), предполагают создание органа и назначение лица, ответственного за функционирование СУ, выработку механизма по формированию нормативно-правовой базы; в них рассматриваются вопросы, связанные с формированием национальных систем управления ОТ; содержатся также рекомендации по выработке политики по вопросам ОТ, предполагается привлечение работников и их представителей к активному участию в консультациях, в организации, планировании и реализации процессов, в оценке и действиях по совершенствованию СУОТ.

Это является одним из основных руководящих принципов МОТ: система выстраивается на принципах социального партнёрства, распределения и осознания ответственности в вопросах охраны труда путём реализации, так называемой «триграммы»: «власть - компетенция - средства», при этом «компетентность» в триграмме занимает особое место, т.к. от компетентности участников процессов зависит эффективность функционирования СУОТ. Требования по компетентности должны предъявляться не только к руководителям организации, но и к работникам. Особенно это касается кадров и персонала, работающих в условиях и на рабочих местах или эксплуатирующих объекты с повышенными рисками.

Говоря об ответственности, следует отметить, что это совпадает с положениями другого документа, определяющего вопросы социальной ответственности сторон, связанных трудовыми отношениями, SA - 8000 Social responsibility.

В представленных системах рассматривается широкий круг вопросов, связанных с осуществлением активного и реактивного видов мониторинга процессов, их особенностей, выбора показателей и критериев оценки, с расследованием несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья. Как результат оценки и анализа, должны определяться предупреждающие и корректирующие действия, направленные на совершенствование и повышение результативности Системы управления.

Важной основой для обеспечения непрерывного совершенствования является системный подход к решению проблем управления охраной труда на уровне организации в той форме, как это установлено в указанных регламентах. Однако, несмотря на то, что в формировании и совершенствовании СУ не существует единого подхода, в организациях должно иметь место единообразие (идентичность) основных характеристик и практических действий в вопросах обеспечения безопасности труда. Всё это является основой для результативного функционирования СУОТ и непрерывного её совершенствования.

Охрана труда Законодательство и РД

ГОСТ -2009 Система управления охраной труда Общие требования по разработке

/ Охрана труда Нормативные акты / Организация системы ОТ / ГОСТ 12.0.007-2009 Система управления охраной труда Общие требования по разработке

от 21 апреля 2009 г. N 138-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРИМЕНЕНИЮ,

ОЦЕНКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Occupational safety standards system.

Labour protection management system in organization.

General requirements on development, implementation,

audit and improvement

ГОСТ Р 12.0.007-2009

1 июля 2010 года

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Разработан Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации Независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО "Центра безопасности и гигиены труда".

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 "Безопасность труда".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст.

Стандарт направлен на реализацию нормы раздела X Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ с изменениями и дополнениями.

В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда" <1> (ILO-OSH 2001 "Guidelines on occupational safety and health management systems").

<1> В официальных источниках Международной организации труда на русском языке приводится вариант перевода МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда" (ILO-OSH 2001 "Guidelines on occupational safety and health management systems"). Однако в России некоторые специалисты используют другой вариант перевода с английского - МОТ-СУОТ 2001 "Руководство по системам управления охраной труда".

4. Введен впервые.

На совместном совещании ИСО и Международной организации труда (MOT/LO) было решено, что наиболее подходящей организацией для разработки международных документов по управлению охраной труда является МОТ, которая имеет трехстороннюю структуру с равными голосами представителей правительства, объединения работодателей и работников при формировании политики и ее программ. Таким образом, МОТ представляет собой международный центр трудового и социального партнерства.

На основе проведенных исследований разработан международный трудовой документ МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда" (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems) [1], который ратифицирован группой представителей трех сторон социально-трудовых отношений, что имеет исключительное значение для него, так как системы управления охраной труда являются социальными системами. В документе МОТ-БГТ 2001 [1] использованы международные принципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГТ 2001 [1] является международным и практическим инструментом улучшения охраны труда в организациях.

Основной целью МОТ-БГТ 2001 [1] является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда. Поэтому МОТ-БГТ 2001 направлен для достижения конкретных результатов охраны труда, а не на сертификацию. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001) [1].

Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001 [1], является основной для обеспечения непрерывного совершенствования. Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Профилактическая работа основывается на непрерывном и эффективном контроле и оценке действий по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда. Поэтому результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации. Однако без участия работников система управления охраной труда не будет внедрена. Их участие необходимо на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирование концепции охраны труда. Поэтому огромное значение для обеспечения участия работников имеет правильная организация и работа комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов. Только участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда обеспечивает создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда. Эти особенности и отличают документ ILO-OSH 2001 от других существующих стандартов по системам управления охраной труда.

Правительства, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации является эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повышение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации. Кроме этого, внедрение системы управления охраной труда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшению отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов. Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельности, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к организации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

В 2006 году на 95-й Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция 187 [2]. В пункте 6 рекомендацией [3] конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001 [1]. Для реализации этого пункта рекомендаций в Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT). В Российской Федерации действует законодательство и нормативные правовые акты по охране труда, поэтому положения межгосударственного стандарта необходимо адаптировать применительно к национальным условиям. Таким образом, ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) и настоящий стандарт позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса [4] и Конвенции МОТ 187 [2] о применении документа ILO-OSH 2001 [1]. Модель системы управления охраной труда приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель системы управления охраной труда

В основе настоящего стандарта лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: "организация - планирование и применение - оценка (контроль) - действия по совершенствованию", кратко описываемого следующим образом:

- "концепция" (политика): разрабатывают руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления охраны труда в организации;

- "организация": организация работ по созданию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;

- "планирование и применение": разрабатывают цели и процессы, необходимые для достижения результатов, в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;

- "оценка (контроль)": осуществляют проверку процессов обеспечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателям, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают;

- "действия по совершенствованию": рассматривают результаты анализа руководством, принимают решения по улучшению результативности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

Управление в организации осуществляют по различным направлениям ее деятельности (например, качеству продукции или услуг, охраны окружающей среды), поэтому системы управления организации целесообразно создавать исходя из одних и тех же принципов и методологии построения, соответствующих МС серии 9000 и МС серии 14000. Настоящий стандарт предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления охраной труда, которые могут быть объединены с элементами других систем управления с тем, чтобы содействовать организациям в создании интегрированной системы управления.

Стандарт не предназначен для управления процессами, связанными с охраной окружающей среды и не содержит требований к ней. Однако он не запрещает организациям осуществлять объединение элементов управления охраной труда с элементами управления охраной окружающей среды. Тем не менее, требования стандарта могут быть применены к процессу сертификации только к аспектам системы управления охраной труда.

Применение в организации управляемой системы непрерывных взаимодействующих процессов, влияющих на охрану труда (при производстве), с использованием ресурсов называется "процессным подходом". Каждый из процессов необходимо организовывать так, чтобы выполнялись требования замкнутого цикла управления для процесса и для организации в целом.

Многие организации управляют своей работой, применяя систему процессов, а также их взаимодействий. ИСО 14001 [5] применяет процессный подход. Так как принцип управления применим ко всем процессам, то это позволяет считать эти две методики совместимыми.

Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации и особенно ее высшим руководством. Такая система дает организации возможность разрабатывать свою концепцию (политику) по охране труда, устанавливать цели охраны труда и применять процессы, направленные на выполнение взятых в рамках концепции (политики) обязательств на принятие необходимых мер для повышения результативности обеспечения охраны труда, а также на создание социально-ориентировочного производства и на демонстрацию (декларирование) соответствия своей системы требованиям настоящего стандарта. Наряду с демонстрацией (декларированием) успешного внедрения настоящего стандарта организация может использовать процедуру сертификации такой системы управления для того, чтобы заинтересованные стороны убедились в независимой оценке наличия у нее надлежащей системы управления охраной труда.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

Задачами стандарта являются:

- содействие защите работников от опасностей и рисков;

- оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда.

Настоящий стандарт может быть применен к любой организации, которая предполагает:

- сформулировать концепцию (политику) охраны труда;

- разрабатывать и обеспечивать эффективное функционирование системы управления охраной труда и осуществлять ее непрерывное совершенствование;

- информировать (или повышать информирование) работников об опасностях и рисках, связанных с их профессиональной деятельностью, а также предоставлять им информацию по безопасным условиям труда;

- развитие положений ГОСТ 12.0.230 с учетом требований национального законодательства и нормативных правовых актов по охране труда;

- подтверждать соответствие системы управления охраной труда ГОСТ 12.0.230 путем самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230 и информирования об этом в виде заявления; а также добровольного подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230 с получением сертификата соответствия у третьей стороны.

Настоящий стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH 2001, IDT)

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Безопасные условия труда, безопасность труда: Условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключены либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [4].

3.2. Вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [4].

3.3. Несчастный случай на производстве: Событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

3.4. Профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного(ых) производственного(ых) фактора(ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

3.5. Опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [4].

3.6. Охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [4].

3.7. Оценка состояния здоровья работников: Процедуры оценки состояния здоровья работников путем медицинских осмотров.

3.8. Производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг [4].

3.9. Работник: Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем [4].

3.10. Работодатель: Физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры [4].

3.11. Рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя [4].

3.12. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [4].

3.13. Требования охраны труда: Государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда [4].

3.14. Условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника [4].

3.15. Система: Множество элементов, связанных и взаимодействующих между собой, образующих присущую данной системе целостность (единство) для достижения определенной цели. Элемент системы представляет собой ее часть, обладающую самостоятельностью по отношению к данной системе.

3.16. Система управления охраной труда: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых ресурсов.

3.17. Управление: Целенаправленная деятельность, превращающая с помощью установленных процедур неорганизованную группу людей в организованную, эффективную, целенаправленную и производительную группу.

4. Основы систем управления охраной труда

4.1. Системный подход в управлении охраной труда

4.1.1. Система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы.

4.1.2. Системный подход в управлении охраной труда определяет систему производственных процессов, их связи и принципы взаимодействия, выявляет процессы, которые приводят к достижению желаемых результатов с минимальными затратами. Он позволяет сосредотачивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В результате повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере.

4.1.3. Принцип (или петля) управления представляет собой цикл управления, содержащий перечень последовательно выполняемых функций управления, к которым относятся логически связанные функции управления: планирование, выполнение плановых мероприятий, их контроль, принятие решения и совершенствование системы управления. Многократно повторяющиеся циклы управления при последовательной их реализации составляют процесс управления.

4.2. Интеграция системы управления охраной труда

Управление в организации осуществляется по различным направлениям ее деятельности, в том числе по качеству, экологии и охране труда, поэтому системы управления всех направлений деятельности организации следует создавать исходя из одной и той же методологии их построения.

5. Организация разработки систем управления охраной труда

5.1. Начальные этапы создания системы управления охраной труда

5.1.1. Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования состоят из нескольких этапов, которые начинаются с формулирования идеи или плана создания системы управления охраной труда, продолжаются на этапе непрерывного совершенствования, могут заканчиваться прекращением работ. Для обеспечения разработки и функционирования системы управления охраной труда целесообразно составлять план выполнения работ с указанием этапов, перечня работ и исполнителей. Этапы разработки приведены в Приложении А.

5.1.2. На начальном этапе следует сформулировать цель системы управления охраной труда, например:

- улучшение эффективности работ по охране труда;

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- улучшение общей результативности работ по охране труда;

- соблюдение законодательных требований и требование норм по охране труда;

- выполнение требований, диктуемых рынком;

- проведение процедуры сертификации системы управления охраной труда.

5.1.3. После определения цели и ожидаемого результата следует осуществлять учет возможных подходов для их реализации. Учитывают существующие национальные системные подходы к управлению охраной труда в организации или иные решения и подходы, например:

- подходы, применяемые в системах управления охраной труда корпоративных организаций определенных видов экономической деятельности;

- подходы с использованием программ безопасности или анализа риска;

- подход к управлению охраной труда, основанный на повышении доступности работника к информации об опасностях и рисках, связанных с его профессиональной деятельностью. Например, к информации о свойствах опасных веществ и материалов, с которыми работник может соприкасаться в процессе своей профессиональной деятельности, и мерах по безопасному обращению с ними;

- программы безопасности, функционирующие в организации;

- специфические вопросы безопасности, такие как установка ограждений для механизмов и машин;

- использование эргономических программ;

- улучшение контроля безопасности работ;

- программы защиты органов дыхания;

- программы решения проблем замкнутого пространства.

5.1.4. На выбор нестандартного подхода разработки системы управления охраной труда оказывают влияние следующие факторы:

- поддержка руководства организации;

- наличие необходимых ресурсов;

- необходимость объединения с другими системами управления.

5.1.5. Внедрение системы управления охраной труда зависит от структуры организации.

На первом этапе необходимо учитывать все организационные проблемы по внедрению системы управления охраной труда, а также следует оценивать:

- прямые и непрямые затраты по внедрению системы управления охраной труда и время внедрения;

- финансовые, человеческие ресурсы, необходимые для реализации системы управления охраной труда;

- уровень принятия положений системы управления охраной труда, ее поддержки как у руководства и работников, так и у компетентных лиц подразделений;

- взаимодействие с профсоюзами;

- целесообразность объединения системы управления охраной труда с системой управления охраной окружающей среды, а также системой качества;

- необходимость дополнения выбранного подхода информацией от других систем управления;

- влияние организационной и территориальной структуры на внедрение системы управления охраной труда;

- возможные ошибки предыдущих работ в этой области;

- возможные трудности с учредителями организации;

- усилия по достижению быстрого эффекта и результата;

- готовность и мотивированное желание провести сертификацию системы управления охраной труда.

Обоснования создания системы управления охраной труда, их согласования, проведенные на начальном этапе, оформляют в удобной для ознакомления форме и рассылают персоналу организации для ознакомления.

5.1.6. Процесс выбора подхода по системе управления охраной труда представляет собой набор информации по внедрению системы. При рассмотрении нескольких системных подходов целесообразно разрабатывать перспективные планы внедрения каждого подхода. В этом случае могут быть обнаружены некоторые заметные различия, которые могут влиять на принятие окончательного решения. Допускается использовать подход, при котором выбор конкретного системного подхода как основного дополняется рекомендациями или требованиями другого подхода. Например, выбирая ГОСТ 12.0.230 за основу, его дополняют положениями корпоративных нормативных документов, не снижающих уровня, предусмотренного первым. При этом целесообразно совместить тексты в документе, описывающем предлагаемую систему для внедрения. Единый документ исключает множество ссылок, что облегчает его использование.

5.2. Система управления охраной труда и ее ориентация на работников организации