Руководства, Инструкции, Бланки

программа соц исследования образец img-1

программа соц исследования образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Разработка программы социологического исследования

Разработка программы социологического исследования

Разработка программы социологического исследования - раздел Философия, ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ИХ ВИДЫ И ТИПЫ Социологические Методы Занимают Особое Место В Инструментарии Исследования Со.

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов. Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются следующие.

1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.

3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.

4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

5. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, — деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентации.

7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем.

Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов.

Программа социологического исследования — документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы социологического исследования — методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Методологическая часть включает в себя следующие подразделы.

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение целей и задач исследования. Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют перевести цель в исполнение рядом операциональных действий.

3. Интерпретация и операционализация понятий. Интерпретация используемых в процессе исследования понятий призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий.

В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлениям должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала. Операционализация понятий означает также переход от концептуальной формы представления знаний к их разложению на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия.

4. Предварительный системный анализ предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть исследуемую проблему.

5. Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза является важнейшим элементом научного исследования. Исследование, не предусматривающее формулировки предварительной гипотезы, будет неполным и нецеленаправленным. Поэтому, формулируя задачу исследования, руководитель проекта должен ответить на вопрос, соответствуют ли полученные результаты исходным гипотезам и насколько эти результаты являются убедительными и обоснованными.

Процедурная (методическая) часть программы нацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих разделов.

1. Стратегический план исследования. При разработке плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования. При дефиците информации составляется разведывательный (поисковый) план, предназначенный для выявления ключевых проблем и формулировки гипотез. При увеличении объема информационной базы и повышении ее качества целью рабочего плана исследования становится выявление функциональных взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей между переменными.

2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии этот уровень принято определять в 5 % от номинала), называется репрезентативной. Мера подобия выборочной модели структуры генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей и характера исследования.

Главным принципом при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки.

Качество выборки зависит от трех условий: 1) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; 2) степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования, 3) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Генеральной совокупностью называется совокупность социальных объектов, находящихся в сфере внимания исследователя с точки зрения целей и задач исследования. Часть объектов генеральной совокупности, выделенной на основании ее свойств и признаков, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.

3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации. Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах. Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем, занимая особое место в инструментарии исследования социально-экономических и политических процессов.

4. Содержательный анализ результатов исследования.

5. Оформление результатов исследования в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и прочее.

Социальное измерение является, прежде всего, содержательной, не механической или математической процедурой, соединяя в себе в первую очередь качественный и затем количественный анализ. Шкалы призваны обеспечить не только правильный и ориенти­рованный на достижение целей исследования сбор информации, но и оптимальные условия для обработки полученной информации.

Главное предназначение процедуры шкалирования заключается в возможности измерения социальных процессов. Процесс измерения требует одновременной гомогенизации единиц наблюдения, приведения их к сравнимому виду на основе единого признака.

При подготовке решений, касающихся достижения альтернатив­ных целей, возникает необходимость формировать единый показатель на основе нескольких частных, способный отразить сравнительную значимость каждой альтернативной цели. Для проведения этой процедуры используется единая мера, или шкала, в которой соизмеряют­ся различные сочетания показателей. Благодаря правильно подобранным шкалам экспертные решения становятся более конкретными, соразмерно задачам, которые ставят перед экспертом заказчики.

Шкала — определённое упорядоченное множество значений какого-либо свойства измеряемых объектов. Шкала является эталоном измерения, обеспечивая качественную классификацию признаков, характеризующих объект исследования. Процедура шкалирования включает в себя несколько стадий.

1. Качественный анализ объекта исследования и выделение признаков, составляющих содержание объекта, процесса.

2. Выделение дискретных участков в режиме протяженности измеряемого качества объекта. К примеру, содержание такого объекта исследования, как отношение к работе, может быть разбито на такие составляющие: ответственное, безразличное, безответственное и прочее.

3. Определение индикатора, при помощи которого оценивается момент перехода от одного качества объекта к другому. Наличие индикатора означает соответствие качественного состояния объекта, его признака определенной степени его количественного выражения, основу которого закладывает созданная для этих целей шкала.

В социологических исследованиях используются следующие виды шкал: номинальная, порядковая (ранговая) и интервальная (шкала равных интервалов).

Номинальная шкала отображает перечень одноуровневых объективных признаков объекта измерения и обозначает максимально полный перечень альтернативных вариантов ответа на поставленные перед экспертом вопросы.

Примеры номинальных шкал:

1. Какая из следующих проблем ощущается Вами наиболее остро? (выберите не более трёх самых важных).

Порядковая (ранговая) шкала используется при отсутствии объективных индикаторов и отображает стадии субъективного отношения респондентов к кому-либо или чему-либо. Позиции порядковой шкалы располагаются в направлении от более значимой к менее значимой либо наоборот. Характерными индикаторами таких шкал являются следующие варианты экспертных оценок: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен».

Для получения численных значений, соответствующих содержательно описанным градациям шкалы, могут быть использованы специальные методы. Методы качественных и количественных экспертных оценок используются и для определения сравнительной предпочтительности целей.

Пример порядковой шкалы:

Оцените свой жизненный уровень:

1 — живу в полном достатке, не испытываю никаких проблем;

2 — живу в достатке, но без излишеств;

4 — живу плохо, собственных доходов не всегда хватает;

5 — живу очень плохо, весь в долгах;

6 — затрудняюсь ответить.

Одна из разновидностей порядковой шкалы — ранговая шкала. Она предполагает полное упорядочение измеряемых объектов или возможных значений определённого их свойства и присвоение им цифр от 1 до N (по числу объектов или значений свойства). Примером образования ранговой шкалы может быть предложение респонденту расположить возможные занятия в свободное время в порядке их личного предпочтения, то есть присвоить им ранги.

При использовании ранговых шкал необходимо помнить, что численность ранжируемых объектов не может быть беспредельно большой. При необходимости упорядочения большего числа объектов (или значений какого-либо свойства) рекомендуется проводить их предварительную группировку и использовать полученные группы при ранжировании как один объект. Группировке целесообразно подвергать те явления, которые располагаются в середине ранговой шкалы. Чтобы повысить чувствительность шкалы, рекомендуется исключить из перечня наиболее очевидные сюжеты (первые и последние).

Оба рассмотренных типа шкал относятся к неметрическим. Два следующих — интервальная и шкала отношений — образуют класс метрических шкал.

Интервальная шкала предполагает выделение определенного числа свойств или признаков, расположенных по равным или неравным интервалам. В виде интервальной шкалы принято обычно располагать сведения о возрасте респондентов, стаже работы и прочее. Интервальная шкала отличается от предыдущих тем, что предполагает наличие или установление единицы измерения, величины интервала и какого-то начала (точки отсчёта). Пример интервальной шкалы:

8) старше 60 лет.

Шкала отношений представляет собой собственно интервальную шкалу с естественным началом отсчёта, то есть с точкой «0», соответствующей отсутствию измеряемого свойства у объекта. Характерной для неё эмпирической операцией, дополняющей все эмпирические операции, обязательные для предыдущих типов шкал, является определение равенства отношений, инвариантных при любой смене основной (базовой) единицы измерения.

В социологии шкалы отношений используются в виде естественных (готовых) метрик для таких, например, свойств, как длина (расстояние), уровень доходов, размер жилья и прочее. Однако в чистом виде они используются чрезвычайно редко. Как правило, они переводятся в форму интервальной шкалы.

Одной из форм шкалирования, лежащей в основе исследования социальных процессов, следует считать метод семантического дифференциала (СД). Метод СД разработан Ч. Осгудом в середине 50-х годов прошлого века для измерения эмоциональных отношений людей к смыслу некоторых понятий и слов.

Метод СД — это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа в анализе смысловых значений. Методику СД можно использовать при анализе политической терминологии, используемой в средствах массовой информации и вызывающей различное отношение к тем или иным понятиям у читателей, или при определении общественно значимых направлений в ходе реформирования предприятия, общества, государства и прочее. Основу метода составляет набор 7- или 5-разрядных шкал, сгруппированных вокруг оппозиционных друг другу смысловых полюсов, несущих на себе возможные ценностные ориентации респондента.

Разнообразие шкал выражает сложный, системный характер информации об исследуемых объектах, в отношении которых вырабатываются устойчивые схемы поведения, определяемые допустимыми в реализации этих схем альтернативами. Благодаря оптимальному набору используемых в опросе шкал достигается максимальный эффект в обработке информации с выделением корреляционных и причинных зависимостей между переменными, служащими индикаторами описания проблемной ситуации.

Все темы данного раздела:

Понятие социального процесса
В научной литературе встречаются различные определения понятия «процесс». Процесс (лат. processus ― прохождение, продвижение) ― это последовательная смена состояний, тес

Способы актуализации социальных процессов
процесс практическая актуализация полное игнорирование противодействие адапта

Параметры процесса
Параметр Характеристика параметра Масштаб Измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлече

И политических процессов
Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие

И политических процессов
Говоря о видах процессов, имеют в виду главным образом их реальное существование. Под типами подразумевают не только их реальное существование, но и степень осознанности их действующими су

Виды социально-экономических процессов
Критерий классификации Типы и виды социально-экономических процессов Степень управляемости

Социально-экономических и политических процессов
Представители основных подходов к исследованию социально-экономических и политических процессов исходят из присущего им теоретического видения социально-экономических и политических

И политические процессы
При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления.

Научное исследование: сущность и виды
Научное исследование ― процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Различают два тесно взаимосвязанных уровня научного

Социально-экономических и политических процессов
Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль. Методология — си

Методы исследований
Научное познание включает два уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне формируется фактологическая база научных исследований, формулируются эмпирические о

И основные задачи
Системный подход возник из необходимости научного исследования сложных систем, в частности технических, социально-экономических, политических и других ситуаций, когда объект исследования потребовал

Системного анализа
Системный анализ в узком смысле представляет собой совокупность научных методов и практических приёмов, которые могут быть использованы при исследовании и разработке сложных

Управления
В целом системный подход обеспечивает управленцу возможность ставить и решать, по крайней мере, два больших класса задач: – расширять и уточнять собственные представления о механизме взаим

Метод структуризации проблемы построения дерева
Системный подход в отображении сложных систем должен быть нацелен на структуризацию, или декомпозицию, целей. Декомпозиционное деление цели осуществляется «сверху вниз» в направлении

И основные формы работы с ним
Исследование социально-экономических и политических процес­сов невозможно без фактов, на которых оно строится. Роль фактов в исследовании заключается в том, что они очерчивают явление, от­крывают п

Методы получения фактологического материала
В процессе исследования используется двух типов: первичная и вторичная. Первичная информация предполагает использование данных, непосредственно отобранных в соответствии с це

Цели, этапы, методы
Социологические исследования представляют собой последовательность определённых этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных ф

Социометрия как инструмент исследования социальных групп
Социометрия (от лат. societas — общество и метрия) — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Я. Морено. С помощью социо

Социальные роли в группе
Объектом социометрических исследований является малая группа — социальное образование, объединяющее ограниченное число чле­нов (не более 20 человек), осознающих свою принадлежность

Социометрические индексы
Различают два типа социометрических индексов: индивидуальные (персональные) и групповые. Первые характеризуют социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые

Исследовании
В исследовании социально-экономических и политических систем управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью исследуемых проблем, отсутс

Экспертные методы анализа данных
В целом можно выделить две группы экспертных оценок: индивидуальные и коллективные. Индивидуальные экспертные методы используют при прогнозировании в относительно узких областях нау

Деятельности
Научно-исследовательская работа является непременным атрибутом деятельности любой организации. Во многих частных компаниях доля расходов на научно-исследовательские и опытно-констру

Матрица закрепления сфер ответственности за должностными лицами
Должност­ной уровень Распоря­жения мэра Письма граждан Исполнение социальных стандартов Целевое распред

Типология научно-исследовательских программ
Процесс научных исследований осуществляется в форме научно-исследовательских программ, включающих в себя не только методологию анализа, инструменты и технологию сбора и обработки ин

Сравнительный анализ проектов и грантов
Категории Проект Грант Цель Результат реализации определен в общих чертах и до конца не осоз

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 9.1. Моделирование как инструмент проектирования систем Проектирование социально-экономическ

Понятие эффективности управленческих решений
Важнейшей составляющей оптимального развития социально-экономических и социально-политических структур является высокая эффективность управленческой деятельности. Эффект (о

Процесс разработки управленческого решения
Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда руководителя имеют определенную технологию — совокупность последовательно применяемых приемов и способов

И риска
В организациях часто приходится разрабатывать решения в условиях недостаточной или ненадежной информации, а результаты реализации решений не всегда совпадают с запланированными. В д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

Другие статьи

Программа социологического исследования - Студопедия

Программа социологического исследования

Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознания действительности. Социологическая культура становится неотъемлемым элементом российской действительности. В своем становлении и развитии российская социология, опираясь, конечно, на собственные традиции и достижения, использует опыт западной социологии. Интерес к социологии естествен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Каждый образованный человек должен иметь представление о социологии. Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.

Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов. Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

2.1. Теоретико-методологические основы социологического исследования:
программа; методологический раздел; формулировка проблемы; определение объекта и предмета исследования; определение целей и результатов социологического исследования.

Программа исследования - это план, которому необходимо следовать, чтобы решить поставленную проблему, т.е. изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно- практической исследовательской деятельности.

Она включает в себя:

1. Теоретико-методологическую часть, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.

2. Методическую часть, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов.

3. Организационную часть, которая позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы. Принципиальный (стратегический) план исследования Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез.

Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска.

1. Разведывательный (поисковый) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.

2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.

3. Аналитико-экспериментальный план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска.

Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений. В том и другом случаях социолог пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментальному плану в научных целях. Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.

4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально- культурном и других разрезах.

Методологический раздел программы:

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Логический анализ основных понятий.

5. Формулировка гипотез исследования.

6. Задачи социологического исследования.

7. Определение обследуемой совокупности.

Процедурный раздел программы:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных Программа должна иметь и рабочий план, в котором уточняются этапы работы, сроки осуществления исследования, а также оцениваются, необходимы ресурсы.

ФОРМУЛИРОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. В социологии имеется пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы — это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения идеологической и управленческой функций социальных явлений или процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, побуждающие их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность. По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений, заведений и т. д.

По масштабам распространенности социальная проблема носит или общесоюзный, или региональный характер (ограничена рамками города, поселка, городского района или микрорайона). По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной. По глубине противоречия различают, во-первых, проблемы одно плановые.

Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного баллотирующегося кандидата в депутаты; принятие (непринятие) решения о переходе на арендные отношения или семейный подряд и др.

Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем, рост преступности в связи с изменением структуры отклоняющегося поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как наркомания, проституция, рэкет.

В-третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением приемлемых для социалистического хозяйствования форм собственности; изменения в политических отношениях общества, функционировании политических и социальных институтов в связи с созданием правового государства и т. д. В процессе формулировки проблемы исследования стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации либо давно решенных» Следует опасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана. Если не удается сразу придать формулировке проблемы ясность и четкость, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки других частей программы. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «много проблемный» социологический анализ.

Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким и логически нестройным, что может снизить качество собираемой социологической информации.

Во-вторых, теряется имеющая для партийной организации немалое значение оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению социологических данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом.

И, в-третьих, как показывает опыт, нецелесообразно, а порой и очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить ее эффективность. Определение объекта и предмета исследования. Как уже было отмечено, социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне политических знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной категории людей: слушателей школ, семинаров, рабочих, колхозников, молодых специалистов и т. д. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем политических знаний), а значит, и быть объектом исследования. Вместе с тем причины возникновения той или иной проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Первым шагом в процессе исследования является анализ имеющейся информации, оценка необходимости проведения дальнейшего исследования. Обзор литературы по теме. Социолог должен изучить работы, которые имеют отношение к теме его исследования, так как какие-то аспекты могут оказаться изученными. Если аналогичных исследований не проводилось, имеет смысл ознакомиться с материалами исследований, проводившимися на близкие темы, выяснив при этом, насколько такие материалы могут быть полезны для него. Следующий шаг - определение цели и задачи исследования. Цель - это общая направленность исследования, то, что должно быть достигнуто в результате работы. Цель может быть как поисковая (наметить пути решения проблемы), описательные, экспериментальные, комплексные. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и не основными. В них формулируются вопросы, на которые в ходе исследования должны будут получены ответы.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объект - подлежащее исследованию явление или процесс. Это люди, их деятельность. Объект характеризуется количественно, структурно. Предмет исследования - те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. Это могут быть виды деятельности, потребности, интересы, мнения. Сложным элементом программы является интерпретация основных понятий.