Руководства, Инструкции, Бланки

программа приёмочных испытаний образец img-1

программа приёмочных испытаний образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Пример протокола межведомственных приемочных испытаний опытных образцов огнетушителей (рекомендуемая форма): образец, бланк, шаблон

Пример протокола межведомственных приемочных испытаний опытных образцов огнетушителей (рекомендуемая форма) ПРИМЕР ПРОТОКОЛА МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ 2. Порядок проведения испытаний

В соответствии с программой проведены следующие проверки и испытания:

рассмотрена техническая документация;

проведена проверка внешнего вида и этикетки огнетушителей;

измерена масса заряда и давление вытесняющего газа;

проверены следующие основные параметры огнетушителей:

1) габаритные размеры;

2) масса огнетушителя, масса и марка ОТВ;

3) взаимозаменяемость узлов огнетушителя;

4) продолжительность приведения огнетушителя в действие;

5) падение давления при наддуве корпуса огнетушителя;

6) продолжительность подачи ОТВ;

7) длина струи ОТВ;

8) остаток заряда ОТВ после полной разрядки огнетушителя;

9) прочность ручки огнетушителя и надежность ее крепления;

10) усилия приведения огнетушителя в действие;

11) прочность основных узлов огнетушителя;

12) огнетушащая способность огнетушителя на очагах пожаров классов А и/или В.

3. Рассмотрение технической документации 5. Выводы и предложения

5.1. Опытные образцы (опытная партия) переносных (передвижных) _________ огнетушителей ________________ испытания выдержала (не выдержала).

5.2. На основе анализа конструкторской, технической документации и результатов проведенных испытаний комиссия отмечает:

Другие статьи

Форма титульного листа программы и методики приемочных технических испытаний образцов медицинского изделия - образец РБ 2016

Форма титульного листа программы и методики приемочных технических испытаний образцов медицинского изделия Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Госстандарт»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 23 декабря 2016

  • Внесены корректировки в

    Договоры по тегам

    Советы работнику офиса

    Плохие привычки, которые способны стать хорошими

  • Почему вы не любите свою работу?

  • Скачать РД НИИКраностроения 02-05 Краны стреловые общего назначения

    РД НИИКраностроения 02-05 Краны стреловые общего назначения. Типовые программы испытаний 1. Область применения 2. Нормативные ссылки

    2.1. ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

    2.2. ПБ 10-257-98 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов.

    2.3. РД 10-525-03 Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин.

    2.4. ГОСТ 22827-85 Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия.

    2.5. ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.

    2.6. ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.

    2.7. ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность.

    2.8. ГOCT 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

    2.9. ИСО 4310 Краны. - Правила и методы испытаний.

    2.10. ИСО 4306-1: 1990 Краны - Словарь - Часть 1: Общие термины.

    2.11. ИСО 4306-2: 1994 Подъемные устройства - Словарь - Часть 2: Самоходные краны.

    2.12. Система сертификации ГОСТ Р.

    2.13. Система сертификации механических транспортных средств и прицепов.

    3. Термины и определения

    В настоящем РД применяются термины и определения, приведенные в ПБ 10-382-00, ПБ 10-257-98, ГОСТ 16504-81, ГОСТ 27.410-87, ГОСТ 15.309-98, ГОСТ 15.001-88 и ИСО 4306.1,2. Кроме того, в настоящем РД применяются дополнительные термины и определения, которые приведены ниже.

    3.1. Испытания предварительные (заводские) - испытания опытного образца крана, которые проводятся до приемочных испытаний для определения соответствия техническому заданию, требованиям технических регламентов, правил, стандартов и рабочей документации, для проверки технических решений, использованных в кране.

    3.2.Испытания приемочные - испытания опытного образца крана, которые проводятся для определения соответствия техническому заданию, требованиям технических регламентов, правил, стандартов и рабочей документации, оценки технического уровня и качества изготовления с целью принятия решения о постановке на серийное производство.

    3.3. Испытания квалификационные - испытания первого образца из установочной серии или первой промышленной партии, которые проводятся с целью определения готовности производства к серийному выпуску продукции на основе отработанного производственного процесса (при изменении изготовителя крана документация новому изготовителю передается либо разработчиком проекта, либо старым изготовителем крана). Количество установочной серии и промышленной партии не более 5 шт.

    3.4. Испытания периодические - испытания серийно выпускаемого крана, которые проводятся для контроля стабильности производства, устранения дефектов, выявленных в процессе эксплуатации, в том числе по полученным рекламациям. Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в 3 года.

    3.5. Испытания приемосдаточные - контрольные испытания серийного крана и/или его отдельных узлов, которые проводятся перед сдачей заказчику.

    3.6. Испытания типовые - испытания, которые проводятся для проверки всех технических решений, использованных в кране при модернизации или изменении технологического процесса изготовления, в том числе функционирования, прочности и надежности.

    3.7. Испытания сертификационные - испытания серийного крана, которые проводятся для выявления фактических показателей качества, подтверждения соответствия конструкции требованиям технических регламентов, правил, стандартов, норм, технических условий и других нормативных документов.

    4. Общие положения

    4.1. Программы испытаний кранов должны соответствовать настоящему РД.

    4.2. Программы испытаний должны разрабатываться исполнителем проекта и/или изготовителем крана и согласовываться в соответствии с порядком, установленным Правилами ПБ 10-382-00 и ПБ 10-257-98. Допускается привлекать к разработке программ аккредитованные в установленном порядке испытательные подразделения.

    4.3. К предварительным (заводским) испытаниям должен предъявляться опытный образец крана с неокрашенными металлическими конструкциями, с полным комплектом конструкторской и эксплуатационной документации в соответствии с требованиями Правил ПБ 10-382-00, ПБ 10-257-98. Документация должна также включать паспорта и сертификаты на комплектующие и материалы, результаты стендовых испытаний сборочных единиц, предусмотренных технологическим процессом.

    4.4. К приемочным испытаниям должен предъявляться опытный образец крана, прошедший предварительные испытания, приведенный к товарному виду, с полным комплектом конструкторской и эксплуатационной документации в соответствии с требованиями Правил ПБ 10-382-00, ПБ 10-257-98. Документация должна также включать материалы предшествующих испытаний и гигиеническую оценку крана в соответствии с приказом Минздрава РФ № 217 от 20.07.98 г.

    4.5. К квалификационным испытаниям должен предъявляться первый образец крана из установочной или первой промышленной партии с полным комплектом конструкторской и эксплуатационной документации в соответствии с требованиями Правил ПБ 10-382-00, ПБ 10-257-98. Документация должна включать паспорта и сертификаты на комплектующие и материалы, результаты стендовых испытаний сборочных единиц, предусмотренных технологическим процессом.

    4.6. К периодическим испытаниям должен предъявляться серийный образец крана с полным комплектом конструкторской и эксплуатационной документации в соответствии с требованиями Правил ПБ 10-382-00, ПБ 10-257-98, включая отчет с анализом дефектов, выявленных в процессе эксплуатации, в том числе по полученным рекламациям.

    4.7. К приемосдаточным испытаниям должен предъявляться каждый серийный кран, подлежащий сдаче заказчику, с полным комплектом конструкторской и эксплуатационной документации в соответствии с требованиями Правил ПБ 10-382-00, ПБ 10-257-98.

    4.8. К типовым испытаниям должен предъявляться опытный образец крана, в конструкции которого вследствие модернизации и/или изменений в технологическом процессе изготовления приняты новые технические решения, с полным комплектом конструкторской, технологической и эксплуатационной документации со всеми новыми решениями.

    4.9. К сертификационным испытаниям должен предъявляться серийный кран, выбранный для целей сертификации, с полным комплектом конструкторской и эксплуатационной документации в соответствии с требованиями Правил ПБ 10-382-00, ПБ 10-257-98 и Системы сертификации ГОСТ Р. Краны и краны-манипуляторы на колесном транспортном средстве или на собственном колесном ходу должны испытываться также в соответствии с требованиями Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

    4.10. Сертификационные испытания крана, в том числе в соответствии с требованиями Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, должны выполняться Органом по сертификации, аккредитованным Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии.

    5. Типовая программа предварительных (заводских) испытаний опытного образца крана

    Предварительные (заводские) испытания должны предусматривать следующие проверки:

    5.1. Предварительный этап:

    5.1.1. Изучение рабочих программы и методики предварительных (заводских) испытаний.

    5.1.2. Подготовка испытательной площадки.

    5.1.3. Установка крана на испытательной площадке.

    5.1.4. Подбор оборудования.

    5.1.5. Подбор измерительной аппаратуры.

    5.1.6. Изучение конструкторской и эксплуатационной документации.

    5.1.6.1. Изучение конструкторской документации, ее полноты.

    5.1.6.2. Изучение соответствия конструкции требованиям нормативных документов.

    5.1.6.3. Изучение технических условий.

    5.1.6.4. Изучение паспорта крана.

    5.1.6.5. Изучение руководства по эксплуатации.

    5.1.6.6. Изучение экспертизы рабочей документации, подготовленной головной организацией по стреловым кранам и кранам-манипуляторам и проверка выполнения мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в экспертизе.

    5.2. Испытания на соответствие крана паспортным данным, измерение его параметров, взвешивание и т.п. в соответствии с ИСО 4310

    5.3. Визуальный контроль крана в соответствии с ИСО 4310.

    5.4. Проверка функционирования крана без груза (на холостом ходу).

    5.5. Испытания при работе с грузом в соответствии с ИСО 4310.

    5.5.1. Качественная оценка функционирования механизмов крана.

    5.5.2. Измерение скорости подъема.

    5.5.3. Измерение скорости опускания, в том числе плавной посадки.

    5.5.4. Измерение скорости поворота.

    5.5.5. Измерение скорости подъема/опускания стрелы.

    5.5.6. Измерение скорости телескопирования.

    5.5.7. Статические испытания.

    5.5.8. Испытания на устойчивость против опрокидывания, включающие проверку грузовой устойчивости, собственной устойчивости и устойчивости при внезапном снятии нагрузки на крюке. Испытания собственной устойчивости и устойчивости при внезапном снятии нагрузки на крюке для кранов-манипуляторов проводятся при оснащении их противовесом.

    5.5.9. Динамические испытания.

    5.6. Испытания крана на надежность, в том числе при выполнении условных циклов.

    5.6.1. Испытания металлических конструкций крана на прочность.

    5.6.2. Испытание новых узлов крана на надежность в составе крана и/или на стендах.

    5.7. Проверка работы приборов безопасности.

    5.8. Проверка работы узлов гидропривода (электропривода), системы управления.

    5.9. Ходовые испытания.

    Ходовые испытания краноманипуляторных установок не производятся.

    5.10. Проверка условий работы машиниста.

    5.11. Проверка эргономических параметров крана.

    5.12. Проверка требований по охране окружающей среды.

    5.13. Экспертиза состояния крана и его узлов после окончания испытаний.

    5.14. Проверка производства.

    5.15. Оформление результатов испытаний.

    6. Типовая программа приемочных испытаний опытного образца крана

    Приемочные испытания должны предусматривать следующие проверки:

    6.1. Предварительный этап:

    6.1.1. Изучение рабочих программы и методики приемочных испытаний.

    6.1.2. Подготовка испытательной площадки.

    6.1.3. Установка крана на испытательной площадке.

    6.1.4. Подбор оборудования.

    6.1.5. Подбор измерительной аппаратуры.

    6.1.6. Изучение конструкторской и эксплуатационной документации.

    6.1.7. Изучение результатов предварительных (заводских) испытаний.

    6.2. Испытания на соответствие крана паспортным данным, измерение его параметров, взвешивание и т.п. в соответствии с ИСО 4310.

    Примечание. Разрешается использовать результаты предварительных испытаний.

    6.3. Визуальный контроль крана в соответствии с ИСО 4310.

    6.4. Проверка функционирования крана без груза (на холостом ходу).

    6.5. Испытания при работе с грузом в соответствии с ИСО 4310.

    6.5.1. Качественная оценка функционирования механизмов крана.

    6.5.2. Измерение скорости подъема.

    6.5.3. Измерение скорости опускания, в том числе плавной посадки.

    6.5.4. Измерение скорости поворота.

    6.5.5. Измерение скорости подъема/опускания стрелы.

    6.5.6. Измерение скорости телескопирования.

    6.5.7. Статические испытания.

    6.5.8. Испытания на грузовую устойчивость против опрокидывания.

    6.5.9. Динамические испытания.

    6.6. Проверка работы приборов безопасности.

    6.7. Проверка работы узлов привода (гидропривода, электропривода и др.), системы управления.

    6.8. Ходовые испытания.

    Ходовые испытания краноманипуляторных установок не производятся.

    6.9. Проверка производства.

    6.10. Оформление результатов испытаний.

    7. Типовая программа квалификационных испытаний

    Квалификационные испытания предусматривают следующие проверки:

    7.1. Предварительный этап:

    7.1.1. Изучение рабочих программы и методики квалификационных испытаний.

    7.1.2. Подготовка испытательной площадки.

    7.1.3. Установка крана на испытательной площадке.

    7.1.4. Подбор оборудования.

    7.1.5. Подбор измерительной аппаратуры.

    7.1.6. Изучение конструкторской и эксплуатационной документации.

    7.2. Визуальный контроль крана в соответствии с ИСО 4310.

    7.3. Проверка функционирования крана без груза (на холостом ходу).

    7.4. Испытания при работе с грузом в соответствии с ИСО 4310.

    7.4.1. Качественная оценка функционирования механизмов крана.

    7.4.2. Измерение скорости подъема.

    7.4.3. Измерение скорости опускания, в том числе плавной посадки.

    7.4.4. Измерение скорости поворота.

    7.4.5. Измерение скорости подъема/опускания стрелы.

    7.4.6. Измерение скорости телескопирования.

    7.4.7. Статические испытания.

    7.4.8. Испытания на грузовую устойчивость против опрокидывания.

    7.4.9. Динамические испытания.

    7.5. Проверка работы приборов безопасности.

    7.6. Проверка работы узлов гидропривода (электропривода), системы управления.

    7.7. Ходовые испытания (при необходимости).

    7.8. Проверка производства.

    7.9. Оформление результатов испытаний.

    8. Типовая программа периодических испытаний

    Периодические испытания предусматривают следующие проверки:

    8.1. Предварительный этап:

    8.1.1. Изучение программы и методики периодических испытаний.

    8.1.2. Подготовка испытательной площадки.

    8.1.3. Установка крана на испытательной площадке.

    8.1.4. Подбор оборудования.

    8.1.5. Подбор измерительной аппаратуры.

    8.1.6. Изучение полученных рекламаций.

    8.1.7. Изучение конструкторской и эксплуатационной документации.

    8.2. Визуальный контроль крана в соответствии с ИСО 4310.

    8.3. Проверка функционирования крана без груза (на холостом ходу).

    8.4. Испытания при работе с грузом в соответствии с ИСО 4310.

    8.4.1. Качественная оценка функционирования механизмов крана.

    8.4.2. Проверка паспортных данных.

    8.4.3. Статические испытания.

    8.4.4. Испытания на грузовую устойчивость против опрокидывания.

    8.4.5. Динамические испытания.

    8.5. Проверка работы приборов безопасности.

    8.6. Проверка работы узлов гидропривода (электропривода), системы управления.

    8.7. Проверка производства.

    8.8. Оформление результатов испытаний.

    9. Типовая программа приемосдаточных испытаний

    Приемосдаточные испытания должны предусматривать проверки в соответствии с ИСО 4310:

    9.1. Испытания на соответствие крана паспортным данным.

    9.2. Визуальный осмотр.

    9.3. Испытания при работе с грузом.

    9.4. Проверка работы приборов безопасности.

    9.5. Оформление результатов испытаний.

    10. Типовая программа типовых испытаний

    Типовые испытания предусматривают следующие проверки:

    10.1. Предварительный этап:

    10.1.1. Изучение программы и методики типовых испытаний.

    10.1.2. Подготовка испытательной площадки.

    10.1.3. Установка крана на испытательной площадке.

    10.1.4. Подбор оборудования.

    10.1.5. Подбор измерительной аппаратуры.

    10.1.6. Изучение конструкторской и эксплуатационной документации со всеми конструктивными изменениями.

    10.2. Визуальный контроль крана в соответствии с ИСО 4310.

    10.3. Проверка функционирования крана без груза (на холостом ходу).

    10.4. Испытания при работе с грузом в соответствии с ИСО 4310.

    10.4.1. Качественная оценка функционирования механизмов крана.

    10.4.2. Проверка паспортных данных.

    10.4.3. Статические испытания.

    10.4.4. Испытания на грузовую устойчивость против опрокидывания.

    10.4.5. Динамические испытания.

    10.5. Проверка работы приборов безопасности.

    10.6. Проверка работы узлов гидропривода (электропривода), системы управления.

    10.7. Ходовые испытания (при необходимости).

    10.8. Проверка производства.

    10.9. Оформление результатов испытаний.

    11. Типовая программа сертификационных испытаний

    Сертификационные испытания предусматривают следующие проверки:

    11.1. Проверка крана в объеме периодических испытаний.

    11.2. Проверка эргономических параметров крана.

    11.3. Проверка параметров безопасности конструкции крана, не контролируемых при периодических испытаниях (электробезопасность, пожарная безопасность и т.д.).

    11.4. Проверка требований по охране окружающей среды.

    11.5. Проверка работы стабильности производства и системы управления качеством.

    11.6. При сертификации крана как транспортного средства должны быть предусмотрены проверки в объеме требований Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов в зависимости от категории автомобиля/шасси, на котором установлен кран.

    11.7. Проверка выполнения требований заключения головной организации о результатах технической экспертизы проекта на изготовление крана.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Область применения. 1

    2. Нормативные ссылки. 2

    3. Термины и определения. 2

    4. Общие положения. 3

    5. Типовая программа предварительных (заводских) испытаний опытного образца крана. 4

    6. Типовая программа приемочных испытаний опытного образца крана. 5

    7. Типовая программа квалификационных испытаний. 5

    8. Типовая программа периодических испытаний. 6

    9. Типовая программа приемосдаточных испытаний. 6

    10. Типовая программа типовых испытаний. 6

    11. Типовая программа сертификационных испытаний. 7

    ТПр 126-85 Типовая программа государственных приемочных испытаний дальномеров

    1. РАССМОТРЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

    Проверка соответствия технических характеристик испытуемого прибора (до документации) требованиям ТЗ

    Сопоставление с ТЗ. При наличии расхождений в требованиях ТЗ и значениях технических характеристик разработанного прибора (по ТУ), комиссии или организации проводящей испытания, необходимо дать оценку целесообразности имеющего место отступления от требований ТЗ и высказать мнение о допустимости таких отступлений с точки зрения обеспечения выполнения основных требований ТЗ

    Проверка соответствия испытуемого дальномера (по документации) требованиям распространяющихся на него стандартов

    Сопоставление данных технической документации каждого конкретного типа испытуемого дальномера с требованиями стандартов ГОСТ 19223 -82. При наличии в технической документации отступлений от требований стандартов, необходимо проверить имеется ли разрешение Госстандарта СССР на отступление

    Проверка полноты, правильности и способов выражения метрологических характеристик, нормированных в технической документации

    Проверка полноты и правильности методов и средств контроля технических характеристик испытуемого дальномера, принятых в технической документации

    Сопоставляются методы испытаний, описанные в технической документации на дальномер с методами испытаний, указанными в ГОСТ 19223 -82. При отсутствии в стандарте описания методов контроля необходимого параметра, техническая документация испытуемого дальномера должна иметь методику, содержащую минимальное, но достаточное количество проверок, обеспечивающих определение этого параметра

    Сравнение технических характеристик испытуемого дальномера с характеристиками аналогичных по назначению серийно выпускаемых отечественных и зарубежных дальномеров (по документации)

    Сравнения производятся по данным карты технического уровня. В документации должна быть ссылка на источник информации, где описан самый последний зарубежный аналог.

    Оценка эксплуатационной документации с точки зрения удобств ее использования потребителем

    При рассмотрении эксплуатационной документации следует обращать особое внимание на качество исполнения и доступность понимания по форме и содержанию изложения методов поверки дальномера (с указанием средств поверки), на отсутствие противоречий в требованиях технических условий и свойствах дальномера, описанных в эксплуатационной документации. Если не имеется остальных документов (стандартов, методических указаний, инструкций) на методы и средства поверки дальномера данного типа, то методика поверки эксплуатационной документации должна быть изложена так, чтобы эта поверка могла быть произведена без привлечения других требований нормативных документов (с учетом требований ГОСТ 8.042-83)

    Оценка возможности метрологического обслуживания и нормативных значений метрологических характеристик при серийном выпуске дальномеров

    Необходимо выяснить наличие справки предприятия по п. 6 Приложения 1 ГОСТ 8.001-80. подписанной руководителем метрологической службы этого предприятия, и наличие проекта нормативного документа по поверке дальномера (отдельный документ или соответствующий раздел технического описания)

    Оценка возможности метрологического обслуживания используемого дальномера территориальными органами Госстандарта и ведомственными метрологическими службами (по документам)

    Необходимо выяснить, имеются ли образцовые средства для поверки разработанного прибора при эксплуатации последнего, выпускаются ли эти средства серийно, обеспечены ли территориальные органы Госстандарта и ведомственные метрологические службы.

    Оценка необходимости разработки новой образцовой аппаратуры для обеспечения возможности поверки испытуемого дальномера

    В случае отсутствия образцовых средств в территориальных органах и ведомственных метрологических службах необходимо выяснить намечены ли мероприятия по обеспечению образцовыми средствами

    Рассмотрение конструкции дальномера, оценка ремонтопригодности, удобства и безопасности эксплуатации дальномера

    Рисунки, чертежи, фотографии, изображающие конструкцию дальномера, должны быть четкими (при сложной конструкции иметь несколько проекций). Конструкция дальномера должна отвечать общим эргономическим, антропологическим и физиологическим требованиям по ГОСТ 12.2.033-78. Размещение органов управления и устройств отображения информации должно удовлетворять требованиям ГОСТ 22269-76. В эксплуатационной документации должна быть информация о возможности ремонта дальномера в гарантийный срок и по его окончании. Необходимо выяснить наличие в эксплуатационной документации раздела, касающегося мер безопасности

    1.3. На основе рассмотрения технологической документации производится оценка технического уровня дальномера, составляется перечень обнаруженных отступлений от установленных требований и вырабатываются предложения по их устранению.

    2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    2.1. Экспериментальное исследование образцов дальномеров производится в лабораторных и полевых условиях. В лабораторных условиях для исследований используют контрольно-измерительное оборудование и испытательные стенды, аттестованные в установленном порядке. В полевых условиях измерения расстояний должны производиться на специально оборудованных полигонах, предварительно аттестованные образцовыми средствами измерений. Точность измерений базисов на полигонах должна быть не менее, чем в 2 раза выше точности исследуемых дальномеров.

    2.2. Контрольно-измерительная и стендовая аппаратура, применяемая при испытаниях, должна быть проверена в соответствии с инструкцией по эксплуатации и аттестована соответствующими службами Госстандарта. Допускается по согласованию с головной метрологической организацией проведение государственных приемочных испытаний производить на контрольно-измерительной и стендовой аппаратуре организации-разработчика.

    2.3. Содержание работ по экспериментальному исследованию дальномера должна соответствовать перечню табл. 2. Ссылки в графе 3 табл. 2 соответствуют разделу 3 (методика испытаний) настоящей типовой программы. Образцовые средства измерений и вспомогательная аппаратура, используемые при проведении испытаний должны соответствовать п. 4 таблицы 2. Допускается использование аналогичных средств измерений и вспомогательной аппаратуры с сохранением требований к их метрологическим характеристикам.

    3. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

    3.1. Проверить соответствие дальномера ТУ и КД.

    3.2. Упаковка и комплектность должна удовлетворять требованиям соответствующих разделов ТУ.

    3.3. При наружном осмотре проверяется маркировка, качество окраски и защитных покрытий. Маркировка должна быть выполнена в соответствии с указаниями ТУ. Антикоррозийные покрытия металлических деталей должны быть прочными, равномерными, без пятен и пропусков. Следы коррозии не допускаются. Окрашенные детали дальномера должны иметь равный слой краски, без подтеков, пузырьков, бугорков и трещин. Крепежные и стопорные винты не должны проворачиваться. Сорванные или смятые резьбы и шлицы не допускаются.

    3.4. Габаритные размеры дальномера проверяются с помощью линейки, масса отдельных частей и в целом прибора проверяется взвешиванием и не должны превышать величины, указанные в соответствующих разделах ТУ.

    3.5. Максимально потребляемая мощность дальномера измеряется косвенным методом путем измерения напряжения и силы тока. Дальномер включается в соответствии со схемой раздела ТУ. Потребляемая мощность определяется по формуле:

    где I - ток в амперах;

    U - напряжение в вольтах;

    Р - мощность в ваттах.

    3.6. Приборная поправка и ее стабильность определяются в соответствии с разделом «Регламентные работы» ИЭ на дальномер. Отклонение приборной поправки не должно превышать величину, указанную в ТУ.

    3.7. Погрешность измерения расстояния проверяется при рабочих условиях эксплуатации, указанных в ТУ. Измерение расстояния производится в соответствии с разделом «Измерение линии» ИЭ (ТО, ТУ). Рекомендуется определять среднюю квадратическую погрешность измерения светодальномером в виде mD = ± (a + bD ) по методу наименьших квадратов, для чего составляют систему нормальных уравнений с неизвестными a и b

    где n - число контрольных линий; D 0 i - значение длины i -ой контрольной линии; mi = Di - D 0 i - погрешность измерения i -ой контрольной линии; - погрешность измерения i -ой контрольной линии с учетом погрешности ОСИ (mg ); Di - результат измерения i -ой контрольной линии. Решают систему уравнений и находят значение коэффициентов a и b. Значения коэффициентов a и b и погрешность измерения mD не должны превышать значения, указанные в ТУ на прибор. Набор аттестованных контрольных линий должен быть определен в ТУ на конкретный прибор.

    3.8. Диапазон измерения проверяют измерением двух линий, соответствующих нижнему и верхнему пределам диапазона. Выполняют независимые измерения (в количестве, указанном в ТУ на конкретный дальномер) с вычислением среднего квадратического отклонения

    где Vi - отклонение результатов измерений от их среднего арифметического значения; n - число независимых измерений. Значение mV не должно превышать величину, установленную в ТУ на конкретный дальномер.

    3.9. Проверка циклической погрешности для дальномеров фазового типа производится в случае существования поправки и величина этой поправки больше или сравнима с величиной погрешности дальномера. Необходимость проверки должна быть указана в технической документации на дальномер. Проверка производится согласно соответствующему разделу и по методике, указанной в ТУ на дальномер. Измерения проводят на геодезическом базисе (компараторе или измерителе перемещений) в нескольких точках фазового цикла. Минимальное расстояние между точками выбирают из условия, чтобы поправка на фазовый цикл (вводимая в конечный результат) между двумя ближайшими точками не превышала 0,1 от абсолютной величины погрешности дальномера.

    3.10. Увеличение Г зрительной трубы дальномера определяют по формуле

    где Д - диаметр отверстия диафрагмы, установленной перед объективом зрительной трубы и измеряемой штангенциркулем с погрешностью не более 1 мм; Ди - диаметр изображения отверстия диафрагмы за окуляром трубы, измеряемой с погрешностью не более 0,02 мм. Отклонение значения Дд от диаметра светового отверстия объектива не должно быть более 10 %. Перед измерением Дд и Ди окуляр зрительной трубы следует установить на нуль диоптрий, а трубу отфокусировать на бесконечность. Допускается измерять диаметр выходного зрачка, его удаление от окуляра и увеличение зрительной трубы по методике, изложенной в ОСТ 1684-73 «Приборы телескопические. Методы измерения диаметра выходного зрачка и его удаления от окуляра. Методы измерения увеличения».

    3.11. Угол поля зрения 2 w зрительной трубы дальномера определяют как разность отсчетов по лимбу теодолита типа Т5 и Т2 по ГОСТ 10529 -79 при наведении его трубы на крайние точки, отмеченные на стене по краям поля зрительной трубы дальномера с одной и той же точки стояния дальномера. Определение угла поля зрения зрительной трубы дальномера допускается проводить на широкоугольном коллиматоре. Если известна линейная мера поля зрения приемной трубы в пространстве предметов, удаленных от дальномера на расстояние S. то угол поля зрения вычисляют по формуле

    3.12. Наименьшее расстояние Smin визирования зрительной трубы дальномера получают измерением рулеткой длины 2 м (5 м) (или нитяным дальномером любого теодолита) отрезка линии по рейке от вертикальной оси вращения дальномера до ближайшего к нему четко видимого в трубу предмета.

    3.13. Проверку возможности фокусирования зрительной трубы на бесконечность выполняют путем наведения на их сетку коллиматора с фокусным расстоянием не менее 1000 мм по шкале окулярного колена, которую устанавливают на отсчет, соответствующий «бесконечности», или путем наблюдения четкого предмета местности на расстоянии 1 км.

    3.14. Масштабная частота на соответствие номинальному значению проверяется с помощью частотомера после прогрева прибора в течение времени, указанного в ТУ. Значение масштабной частоты не должно отличаться от величины, указанной в ТУ на дальномер.

    3.15. Стабильность масштабной частоты определяется с помощью частотомера и секундомера посла прогрева прибора в течение времени, указанного в ТУ на дальномер. Нестабильность масштабной частоты не должна превышать величины, указанной в ТУ на дальномер.

    3.16. Работоспособность прибора при повышенном и пониженном напряжении определяется путем определения погрешности измерения расстояния на базисе при пониженном и повышенном напряжении питания на величину, указанную в ТУ. Величина погрешности измерения расстояния не должна превышать величину, указанную в ТУ на прибор. Программа измерений не должна отличаться от программы измерения одной линии.

    3.17. Требования к устойчивости воздействия повышенной (пониженной) температуры окружающей среды на дальномер оговорены в ГОСТ 19223 -82.

    Работоспособность дальномера при предельных значениях повышенной (пониженной) температуры определяют опробованием непосредственно в камере тепла (холода) после выдерживания в ней испытуемого прибора в течение времени, указанного в ТУ на конкретный дальномер. Отклонения действительного значения температур от заданных значений не должны быть более 3 °С. После выдержки дальномера в камере тепла (холода), не изменяя температуры в камере, проверяют соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для испытания данного вида. После проверки характеристик дальномера температуру в камере повышают (понижают) до температуры окружающего воздуха, выдерживают при этой температуре в течение времени, указанного в ТУ на конкретный дальномер, проверяют соответствие характеристик и оценивают состояние покрытий.

    Если проверка характеристик без извлечения дальномеров из камеры технически невозможна, допускается проводить проверку после извлечения его из камеры. Время, в течение которого должна быть проведена проверка, указывается в ТУ на конкретный прибор.

    Допускается помещать дальномер в камеру тепла (холода) с заранее установленной температурой. В этом случае дальномер необходимо помещать в камеру в футляре и извлекать из камеры в футляре. Время, через которое извлекается дальномер из футляра, должно быть указано в ТУ на конкретный дальномер.

    3.18. При испытании дальномера на устойчивость пониженному атмосферному давлению дальномер в футляре помещают в барокамеру, снижают давление в барокамере до 400 мм рт.ст. и выдерживают в этих условиях в течение 3 час. после чего давление в барокамере поднимают до наружного атмосферного и извлекают из барокамеры. Соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для данного вида испытаний, проверяют до и после воздействия пониженным давлением.

    3.19. При испытании дальномера на устойчивость к повышенной влажности его помещают в камеру влаги. Через 2 часа после установления в камере температуры (20 ± 3) °С относительную влажность повышают до значения, указанного в ГОСТ 19223 -82, этот режим поддерживают постоянно в течение времени, указанного в технических условиях на конкретный дальномер, но не менее 6 часов. По истечении времени выдержки в камере влаги дальномер проверяют на соответствие его характеристик требованиям, установленным для испытания данного типа дальномера.

    Воздействие повышенной влажности не должно вызывать нарушения покрытий, появления следов коррозии, налетов на оптических деталях, нарушения надписей, нарушения плавности движения подвижных частей и появления других дефектов, оговоренных в технических условиях на конкретный дальномер.

    Допускается помещать дальномер в камеру влаги с установившимся режимом. Допускается проверять характеристики дальномера в течение 0,3 часа после извлечения его из камеры.

    3.20. При испытании на брызгозащищенность дальномер, уложенный в футляр, помещают в камеру дождя и в течение 1 часа подвергают равномерному обрызгиванию водой под углом 45° с интенсивностью (4 ± 1) мм/мин. Температура воды должна быть (15 ± 1) °С, а температура воздуха не ниже указанной для воды. По окончании испытаний футляры с дальномерами извлекают из камеры, открывают, проверяют наличие воды на поверхностях дальномера.

    Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемый испытаниям, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер.

    3.21. При испытании на пылезащищенность дальномер, уложенный в футляр, помещают в камеру пыли и обдувают просушенной пылевой смесью, содержащий 30 - 70 % песка, 15 - 20 % мела и каолина. Количество смеси должно составлять 0,1 % полезного объема камеры. Размеры частиц пылевой смеси не должны быть более 0,2 мм. Испытания проводят в течение 0,5 часа при скорости воздушного потока не более 15 м/с.

    По окончании испытаний футляр извлекают из камеры, удаляют пыль с наружных поверхностей, открывают футляр и проверяют наличие пыли на поверхностях дальномера.

    Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемый испытанию, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер.

    3.22. При испытании на воздействие виброускорения дальномер, уложенный в футляр, помещают в амортизационный ящик и жестко крепят к столу вибростенда. Проводят испытания в течение 1 часа. После испытаний дальномер извлекают из футляра и проводят осмотр с целью выявления механических повреждений. Соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для данного вида испытаний, проверяют до и после испытаний.

    Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемых испытанию, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер.

    3.23. Испытания на воздействие ударных нагрузок проводят в соответствии с ТУ на конкретный прибор. Проводят испытания путем воздействия многократных ударов в течение 0,5 часа, затем не менее трех одиночных ударов. Частота и длительность ударных импульсов должна быть указана в ТУ. Отличие частоты ударов от номинального значения не должно быть более 20 ударов в минуту, отличие длительности ударных импульсов от номинального значения не должно быть более 1 мс.

    Допускается дальномеры испытывать на устойчивость к воздействию многократных ударов при перевозке дальномеров в кузове грузовых автомашин по булыжной (3-й категории) или грунтовой дороге на расстояние не менее 200 км со средней скоростью 30 км/час. Необходимость такого испытания указывается в ТУ на конкретный дальномер.

    Соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для данного вида испытаний, проверяют до и после испытаний.

    Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемых испытанию, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер.

    3.24. Надежность дальномера характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью. Допускается применять комплексные показатели надежности. Проверяется соответствие нормированных показателей надежности и методов их контроля, указанных в ТУ на конкретный прибор, результатам расчетов, периодичности поверки и требованиям ГОСТ 19223 -82.

    4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

    По результатам государственных приемочных испытаний составляют акт по форме обязательного приложения 4 ГОСТ 8.001-80. который вместе с материалами испытаний направляют в ведущий метрологический институт по специализации для экспертизы и представления в Госстандарт.

    При составлении акта должно быть также отмечено следующее:

    4.1. Оценка технического уровня вновь разрабатываемого дальномера (по технической документации).

    4.2. Оценка соответствия прибора техническому заданию и техническому условию (по результатам испытаний).

    4.3. Оценка целесообразности организации серийного производства вновь разработанного дальномера.

    4.4. Перечисление модификаций средств измерений данного типа, которые могут быть разрешены к производству на основании проведенных государственных приемочных испытаний разработанного дальномера.

    4.5. Составление сводки результатов испытаний, замечаний по результатам экспериментальных исследований и сводки результатов рассмотрения конструкции прибора.

    4.3. Составление замечаний и предложений разработчику по корректировке технической документации.

    4.7. Составление перечня недостатков прибора и его технической документации, которые должны быть устранены до изготовления установочной серии.

    4.8. Формулировка особых требований к последующим государственным испытаниям образцов приборов из установочной серии.

    4.9. Перечисление модификаций (с указанием пределов измерения образцов), предусмотренных ТУ на данный тип дальномера, которые должны быть дополнительно предъявлены на государственные приемочные испытания для решения вопроса об их выпуске.

    Начальник НИО И.С. ОЛЕЙНИК

    Начальник НИС А.М. АНДРУСЕНКО

    Старший инженер Н.Я. МИЛЕНИН