Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по сапожно-башмачному ремеслу img-1

руководство по сапожно-башмачному ремеслу

Категория: Руководства

Описание

Книга - Жизни для книги - Сытин Иван - Читать онлайн, Страница 16

Жизни для книги

ем шире развивалась моя издательская работа, тем больше созревала у меня мысль, что в России издательское дело безгранично и что нет такого угла в народной жизни, где русскому издателю совсем нечего было бы делать.

Народное просвещение, народное здоровье, народное богатство, народное хозяйство, народное ремесло — все требовало помощи, все искало опоры в науке и знании и не находило ничего. Кругом была пустыня, девственный лес, и, окидывая глазом эту страну неограниченных возможностей и неограниченного невежества, я испытывал как бы угрызения совести и часто спрашивал себя:

— А что сделало наше огромное издательское предприятие для сельского хозяйства в России?

— А что сделано для кустаря, для ремесленника, для скотовода, для огородника?

И всякий раз чувство неисполненного долга горькой полынью отравляло душу: как же можно в самом деле пройти мимо промышленного образования в России и ничего не сделать в этой области!

В одну из таких горьких минут в нашем Товариществе и возникла мысль об организации особого отдела промышленного образования.

Этот отдел должен был обслуживать все отрасли народного хозяйства, и в первую голову сельское хозяйство и кустарные промыслы.

На первых порах предполагалось выбросить на рынок в огромной массе дешевые популярные издания, рассчитанные на самый широкий круг читателей, и лишь потом приступить к изданию капитальных сочинений.

Но тут перед нами встал вопрос: в каком виде надо преподносить русскому крестьянину сельскохозяйственные знания? Достаточно ли сказать: делай так, а почему — не спрашивай. Все равно не поймешь, да и толковать с тобой некогда. Или же следует доказать, убедить, мотивировать каждый совет.

В первом случае задача упрощалась до последнего предела, а сельскохозяйственная книга стоила бы буквально грош. Но мы избрали все-таки второй способ, как более надежный. Всякое нововведение в хозяйстве только тогда и плодотворно, когда хозяин берется за него сознательно, а не вслепую. Поэтому в наших книгах на каждый вопрос читателя «почему?» давался краткий, но обстоятельный ответ: потому-то и потому.

Принята была в соображение и реальная обстановка русского крестьянского хозяйства. Для работы по отделу сельского хозяйства нами были приглашены лучшие русские агрономы, как земские, так и правительственные. Работа началась дружная, спорая, продуктивная, и скоро мы выпустили 55 названий.

Но в какой мере эта работа оправдывалась коммерчески? Ведь мало сделать хорошую книгу — ее нужно еще протолкнуть к читателю, а при русских условиях и русской грамотности это было далеко не последнее дело. Надо было победить косность, предубеждение и просто непривычку к книге, в особенности научной. Короче сказать, нужна была агитация.

С этой целью мы приступили к выпуску плакатов, где кратко, ясно и наглядно доказывали пользу сельскохозяйственного знания. «Лен и его обработка», «Как и какими семенами сеять», «Промышленный огород», «Удобряйте поля, сады и огороды» — вот некоторые из таких плакатов. Плакаты помещались в ожидальнях больниц и земских управ, в волостных и сельских правлениях, сельских школах и в крестьянских избах. А так как плакаты были ярки и хорошо раскрашены, то, несомненно, они не оставались незамеченными.

Несколько сложней и трудней была задача кустарно-ремесленного отдела. Здесь нужно было думать и о детях, и о взрослых, об обучении методическом и показательном. Для детей тип методического руководства по ремеслу уже довольно прочно установился, но методическое обучение взрослых было еще в новинку, и Товариществу пришлось самому протаптывать эту новую дорожку. Дело это очень осложнялось из-за отсутствия авторов, хорошо знающих ремесло и умеющих написать книжку.

Тем не менее трудности оказались преодолимыми, и на рынок стали выбрасываться новые, еще невиданные издания: «Руководство к чемоданному делу», «Паяние, лужение и окраска металлов», «Руководство по сапожно-башмачному ремеслу», «Улучшенный ручной ткацкий станок» и др.

Это были наши первые издания такого рода. А затем появились и другие, где на первом месте стояла целая серия книг по игрушечному делу: «Игрушка — радость детей», «Игрушка, ее история и значение», «Как делают игрушки», «Руководство по игрушечному промыслу», «Токарная, резная и столярная игрушка» и др.

Все издания но промышленному образованию имели очень большой, можно даже сказать выдающийся, успех. Во главе дела стоял у нас молодой человек, П. Е. Юницкий, земский деятель и специалист по промышленному образованию. С его помощью дело с каждым годом развивалось все больше и больше, и спрос на техническую книгу неизменно возрастал.

Большой успех имели и плакаты, которые расходились в огромном количестве. Это агитационное средство оправдало себя в полной мере.

Другие статьи

Любовь безусловная

Учебно-показательная мастерская по сапожно-башмачному делу в д. Бережках

Учреждение в д. Бережках, Судогодского уезда, Владимирской губернии, учебно-показательной мастерской по сапожно-башмачному делу

В губернскую управу поступило ходатайство съезда учреждений мелкого кредита Судогодского уезда через уездную управу об открытии учебно-показательной мастерской в д. Бережках, Судогодского уезда, Владимирской губернии, по сапожно-башмачному промыслу. Аналогичное ходатайство решило возбудить учредительное собрание кустарной артели д. Бережки. Промысел в д. Бережки является довольно распространенным, из 70 домохозяев имеется 49 дворов, занимающихся промыслом. Всех занятых в промысле не менее 100 человек, из них 22 ученика.
К этому нужно еще несколько человек из соседних деревень, в которых промысел хотя и значительно развит слабее, чем в д. Бережках, но тем не менее изготовление обуви на продажу встречается и в этих селениях.
Губернская управа полагает, что учебная мастерская, учрежденная в д. Бережках с целью улучшения техники и снабжения доброкачественным материалом кустарей сапожников, будет во многом способствовать развитию местного промысла.
Возникновение в д. Бережках сапожной артели, на первых порах нуждающейся в различного рода указаниях и посредничестве по сбыту изделий, также говорит в пользу учреждения такой мастерской.
Переходя далее к своевременному состоянию ученичества в д. Бережках и его ненормальному положению, губернская управа считает, что с открытием учебной мастерской ученики получат возможность нормально изучать сапожное ремесло под руководством мастера, не отвлекаясь в сторону с изучением ремесла, ничего не имеющего общего.
Мастерскую возможно открыть на совместные средства губернского и уездного земств, с пособием от казны по уставу и смете, которые при сем прилагаются.
Губернская управа считает нужным довести до сведения губернского собрания, что уездное Судогодское собрание 1912 г. признало устройство мастерской в д. Бережках желательным и внесло необходимые средства на 1913 г. требующиеся от уездного земства 66 руб. 37 коп и ежегодно 150 руб.
Заключение губернской управы:
1) Учреждение учебно-показательной мастерской в д. Бережках по сапожно-башмачному промыслу необходимо.
2) Устав учебно-показательной мастерской и смета по оборудованию и содержанию при сем прилагаемые являются целесообразными.
3) Ассигнование из средств губернского земства единовременно на оборудование 150 рублей и ежегодно по 300 руб. на содержание, а всего на 1913 год 450 рублей является необходимым.
4) Возбуждение ходатайства перед отделом сельской экономии через губернское собрание об отпуске пособия в размере 225 руб. единовременно и 450 руб. ежегодно, а всего на 1913 год 675 рублей является необходимым.

Смета на оборудование и содержание сапожно-башмачной мастерской
1. Оборудование.
2 швейных машины – 175 руб.
Инструменты и колодки – 100 руб.
Столы, табуретки и пр. мелкий расход – 75 руб.
Приобретение образцовых изделий и пособий – 50 руб.
Итого – 400 руб.

2. Содержание.
Мастеру по 40 руб. в месяц – 480 руб.
Квартира для мастерской – 120 руб.
Отопление и освещение – 80 руб.
Непроизводительное расходование материалов для обучения – 170 руб.
Мелкие расходы – 50 руб.
Итого – 900 руб.

УСТАВ
учебно-показательной мастерской в дер. Бережки

1. Учебно-показательная мастерская по сапожно-башмачному производству имеет своей целью обучение сапожному ремеслу подростков, начиная с 12-летнего возраста, окончивших сельскую школу и улучшение техники изделий у взрослых кустарей, путем соответствующих указаний со стороны мастера мастерской.
2. Мастерская состоит в ведении губернского земства.
3. Мастерская содержится на средства губернского и уездного земств и на пособие от отдела сельской экономии; расходы распределяются в отношении ?. 1/3. 1/6 – ? отдела сельской экономии, 1/3 губернского земства и 1/6 уездного земства.
4. При мастерской с показательной целью должны быть образцовые изделия и пособия по ремеслу.
5. Мастерская может принимать заказы; заказы соответствующие учебным целям исполняются самой мастерской, другие заказы передаются кустарям для исполнения под руководством мастерской; вместе с этим мастерская может заняться снабжением кустарей доброкачественными материалами, предметами оборудования, образцовыми изделиями и т.д. Подобные операции, а равно и покупка материала совершается из особых средств из фонда губернского земства (на обороты по учебным мастерским).
6. Продолжительность курса в мастерской 2 года; 3-й год ученики работают, исполняя заказы на мастерскую и получая соответствующие дополнительные указания.
7. Количество учащихся не может быть более 15 человек.
8. Обучение в мастерской бесплатное, на втором году пребывания в мастерской ученики принимают участие в доходах мастерской от продажи их изделий за вычетом стоимости материалов.
9. Учебные занятия происходят с 1 сентября по 15 июля каждого года.
10. Учебные занятия происходят с 8 часов утра до 6 час. вечера с 1 ? часовым перерывом.
11. Заведывание мастерской осуществляется через попечительный совет мастерской, состоящий из представителя губернского и уездного земств и заведующего кустарными мероприятиями губернского земства. Представители уездного и губернского земств намечаются соответствующими управами и могут не принадлежать к составу управы и гласных.
12. На совет мастерской возлагаются обязанности по подысканию мастера мастерской, рассмотрение программы занятий; заботы о средствах и благосостоянии мастерской, заведывание имуществом мастерской и т.д.
Для ведения непосредственной работы попечительный совет выделяет из своей среды одного члена, в обязанность которого входит также сношение с губернской управой по делам, касающимся мастерской.
13. Обучение подростков подчиняется особой программе, которая в общих чертах должна сводить к: 1) объяснению снятия мерки с ноги, 2) изготовление выкроек различных фасонов, 3) кройка материала, 4) шитье заготовки, 5) приготовление стельки, 6) прием затяжки заготовки на колодку, 7) изготовление подошвы и пришивка ее, 8) приготовление каблука и постановка или приделка его, 9) строчка ранта и каблука, 10) отделка подошвы и каблука, 11) снятие с колодки, 12) починка обуви, 13) обучение взрослых не подчиняется каким-либо программам.
15. На обязанности мастера лежит обучение ремеслу подростков, инструктирование взрослых кустарей, заботы о сохранности инструмента, материалов и т.д.

Учебная мастерская в д. Бережках была открыта с сентября 1914 г. Мастером инструктором был приглашен С.С. Ерофеев, окончивший Выездно-Слободскую школу с 1 мая. Мастеру было поручено заняться оборудованием мастерской, приспособлением наемного помещения под мастерскую и т.д. С окончанием полевых работ должны были начаться правильные занятия с учениками.
Было принято в мастерскую 10 учеников. В сентябре мастеру Ерофееву пришлось оказывать ряд содействий Бережковской артели по делу исполнения его заказа для армии сапог через посредство губернской земской управы. Ввиду этого, согласно постановления попечительного совета и одобрения этого постановления губернской управой, в помощь Ерофееву был приглашен на временную службу подмастерье. Но в октябре 1914 года как Ерофеев так и подмастерье были призваны как ратники по мобилизации. Мастерскую пришлось временно закрыть и учеников распустить. Ерофеев был по ходатайству губернской управы прикомандирован для руководства поставками сапог и заниматься в мастерской не мог.
С 1 декабря на временную службу приглашен в качестве мастера Щепетов и мастерская снова была открыта.
Расход по содержанию мастерской в 1914 году выразился в 1096 руб. за счет сметы 1914 г. и 826 руб. 90 коп. за счет сметы 1913 г.
Приход по мастерской выразился в 553 руб. 33 коп. ассигнование губернским земством в 605 руб. пособие от О.С. экономии в 294 руб. в ассин. уездного земства и других поступ. а всего 1452 руб. 33 коп.
Главнейшие расходы по содержанию мастерской выразились в содержании за 8 месяцев:
Мастеру инструктору по 65 руб. – 520 руб.
В оплате помещения – 100 руб.
Остальные были израсходован по разным статьям. Судогодский уезд

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Читать онлайн Жизни для книги автора Сытин Иван Дмитриевич - RuLit - Страница 20

Читать онлайн "Жизни для книги" автора Сытин Иван Дмитриевич - RuLit - Страница 20

Принята была в соображение и реальная обстановка русского крестьянского хозяйства. Для работы по отделу сельского хозяйства нами были приглашены лучшие русские агрономы, как земские, так и правительственные. Работа началась дружная, спорая, продуктивная, и скоро мы выпустили 55 названий.

Но в какой мере эта работа оправдывалась коммерчески? Ведь мало сделать хорошую книгу — ее нужно еще протолкнуть к читателю, а при русских условиях и русской грамотности это было далеко не последнее дело. Надо было победить косность, предубеждение и просто непривычку к книге, в особенности научной. Короче сказать, нужна была агитация.

С этой целью мы приступили к выпуску плакатов, где кратко, ясно и наглядно доказывали пользу сельскохозяйственного знания. «Лен и его обработка», «Как и какими семенами сеять», «Промышленный огород», «Удобряйте поля, сады и огороды» — вот некоторые из таких плакатов. Плакаты помещались в ожидальнях больниц и земских управ, в волостных и сельских правлениях, сельских школах и в крестьянских избах. А так как плакаты были ярки и хорошо раскрашены, то, несомненно, они не оставались незамеченными.

Несколько сложней и трудней была задача кустарно-ремесленного отдела. Здесь нужно было думать и о детях, и о взрослых, об обучении методическом и показательном. Для детей тип методического руководства по ремеслу уже довольно прочно установился, но методическое обучение взрослых было еще в новинку, и Товариществу пришлось самому протаптывать эту новую дорожку. Дело это очень осложнялось из-за отсутствия авторов, хорошо знающих ремесло и умеющих написать книжку.

Тем не менее трудности оказались преодолимыми, и на рынок стали выбрасываться новые, еще невиданные издания: «Руководство к чемоданному делу», «Паяние, лужение и окраска металлов», «Руководство по сапожно-башмачному ремеслу», «Улучшенный ручной ткацкий станок» и др.

Это были наши первые издания такого рода. А затем появились и другие, где на первом месте стояла целая серия книг по игрушечному делу: «Игрушка — радость детей», «Игрушка, ее история и значение», «Как делают игрушки», «Руководство по игрушечному промыслу», «Токарная, резная и столярная игрушка» и др.

Все издания но промышленному образованию имели очень большой, можно даже сказать выдающийся, успех. Во главе дела стоял у нас молодой человек, П. Е. Юницкий, земский деятель и специалист по промышленному образованию. С его помощью дело с каждым годом развивалось все больше и больше, и спрос на техническую книгу неизменно возрастал.

Большой успех имели и плакаты, которые расходились в огромном количестве. Это агитационное средство оправдало себя в полной мере.

а одном из заседаний правления нашего Товарищества я внес такое предложение: ввиду предстоящих юбилеев исторических событий: 1) в 1911 году — 50-летие со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости, 2) в 1912 году — столетие Отечественной войны и другие — предлагаю правлению ознаменовать эти исторические годовщины и выпустить роскошные издания.

Предложение было принято правлением, оно постановило пригласить паучные силы по возможности всех русских университетов принять участие в создании этих литературных памятников. Издание должно быть в полном смысле слова роскошное — как по своему объему, так и по художественному исполнению.

Считая эти юбилеи крупными датами русской истории, правление решило не жалеть средств и выпустить книги в полном соответствии со значением празднуемых событий, как бы ни были велики расходы. Сверх того правление предложило мне принять все меры, чтобы крупнейшие научные силы России обязательно были привлечены к этим изданиям.

Юбилейное издание «Отечественная война 1812 и русское общество», т. III. Издание И. Д. Сытина

Получив такое лестное предложение, я принялся за эту работу с особенным увлечением. Необходимо было собрать все, что было в нашем отечестве лучшего, талантливого и яркого, чтобы и будущие книги могли стать памятником русской науки и русского печатного дела.

Но кто может объединить ученых? На кого следует возложить редакцию этого огромного многотомного труда?

Мне казалось, что всего лучше остановиться не на лицах, а на учреждении.

«Великая реформа» [35]. юбилейное издание в память освобождения крестьян, было выпущено под редакцией Исторической комиссии учебного отдела Русского технического общества. В издании приняли участие более 60 профессоров, приват-доцентов, писателей и педагогов. Книги были иллюстрированы портретами и картинами на отдельных вкладных листах по способу меццо-тинто и в красках. Издание состояло из шести томов (105 печатных листов) и стоило 24 рубля.

Признаюсь, я редко принимал так близко к сердцу судьбу русских книг, как принял судьбу этого юбилейного издания, посвященного крестьянину. Через мои руки прошли сотни тысяч книг, но ни одна меня так не волновала. Я смотрел на эти книги, как на свои собственные, точно это я был их автором, точно каждую из них я выстрадал в муках творчества. Очень может быть, что тут сказалось мое крестьянское происхождение и та неистребимая память о мучительном рабстве, которая жила в моей душе. Мне хотелось, чтобы русская наука спустя 50 лет поближе заглянула в русскую деревню и подвела итоги: что было сделано за 50 лет для народа и до конца ли истреблены в русской жизни остатки рабства. По себе, по личному опыту я знал, что не до конца. Моего сына не принимали в Поливановскую школу [36]. потому что он был крестьянин. На выставках меня обходили наградами, потому что я был крестьянин. Нельзя крестьянину получить золотую медаль, а только бронзовую!

Самый многочисленный класс населения, выдержавший на своих плечах всю тяжесть государства, наш «сеятель» и «хранитель», как называл его поэт, все-таки не достиг полноправия даже через 50 лет после освобождения.

Эту сословную боль знает каждый крестьянин, потому что, как бы далеко ни ушел он от своего тягла и своей полоски земли, неравноправие шло за ним по пятам и всегда различало кость белую от кости черной.

Юбилейный лист, посвященный А. С. Пушкину. Издание И. Д. Сытина

И оттого мне хотелось приложить все силы, чтобы создать настоящий литературный памятник, достойный великого события. Я смотрел на это издание как на кровное дело Сытина-крестьянина и думал, что мое звание обязывает меня.

С таким же увлечением я смотрел на те семь томов, которые были посвящены Отечественной войне [37] и русскому обществу.

Но и здесь мое крестьянское происхождение давало себя знать. Наше воинство было составлено из всех сословий, и все с честью стояли за родную землю, полагая живот свой, но, когда кончилась война и слава русского оружия прогремела по всему миру, а русский царь стал повелителем всей Европы, кто из русских сословий был обойден, кого забыли при разделении наград и милостей? Мужика забыли, солдата забыли.

Все сословия были взысканы царской милостью, и только крестьянин не получил ничего. Тот, кто освобождал отечество, сам не был освобожден от рабства. В свободной России он один остался рабом, и еще полвека после наполеоновских войн его продавали, как скотину. Это была неслыханная неблагодарность, и мне хотелось, чтобы хоть через 100 лет на могилу русского солдата, солдата-раба, пришла история и поклонилась его светлой памяти.

Юбилейные издания расходились превосходно, и сравнительно высокая цена их ничуть не отразилась на сбыте.

«Великая реформа (19 февраля 1861 — 19 февраля 1911). Русское общества и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем». Юбилейное издание под редакцией А. К. Дживелегова, С. П. Мельгунова, В. И. Пичета. Тт. 1–6. Изд. И. Д. Сытина, М. 1911.

Поливановская школа — привилегированная частная гимназия Л. И. Поливанова в Москве.

«Отечественная война и русское общество (1812–1912)». Юбилейное издание под редакцией А. К. Дживелегова, С. П. Мельгунова, В. И. Пичета. Тт. 1–7. Изд. И. Д. Сытина, М. 1911–1912.

Читать Жизни для книги - Сытин Иван Дмитриевич - Страница 1

Художник Н. Симагин

Составление и подготовка текста А. 3. Окорокова

Рукопись этой книги имеет свою историю. В 1922 году автор представил ее в Госиздат с просьбой — «просмотреть». Она была прочитана многими руководящими работниками советского издательства того времени. Скромнейший и добрейший из виденных мною политических редакторов — Д. А. Фурманов, между прочим, сказал: («Как это все интересно, хоть роман пиши…» Но печатание книги все-таки было отложено до более удобных времен.

В последующее время в советском издательском мире не раз вспоминали о поучительном труде известного книгоиздателя дореволюционной России, но рукописи не могли обнаружить, она затерялась в несовершенных тогда архивах. И только вот теперь сын покойного автора обнаружил один из экземпляров рукописи среди бумаг отца и предложил ее вниманию издательства.

Труд старейшего представителя полувековой эпохи книгоиздательского дела теперь становится достоянием советской общественности. Многочисленные деятели литературы, культуры, народного просвещения, книгоиздательства и книготорговли с большим интересом встретят издание книги, найдут в ней много ценного. И не только они — молодые, пытливые советские читатели с пользой и удовольствием прочтут эту книгу и как повесть о жизни и делах удивительного капиталиста, захваченного в сферу чудесного влияния книги, идей просвещения, и как исторический документ о тех преследованиях, «препонах» и «карах», какими встречал книгу и просвещение дикий, невежественный и жестокий строй дворянско-чиновничьей олигархии.

Великий писатель нашей эпохи А. М. Горький так оценил деятельность И. Д. Сытина: «Одним из таких редких людей я считаю И. Д. Сытина, человека весьма уважаемого мною. Он слишком скромен для того, чтобы я мог позволить себе говорить о его полувековой работе и расценивать ее Значение, но все-таки я скажу — огромная работа. Пятьдесят лет посвящено этой работе, но человек, совершивший ее, не устал, не утратил своей любви к труду… И я горячо желаю Ивану Дмитриевичу доброго здоровья, долгой жизни для успешной работы, которую его страна со временем оценит правильно…»

При чтении этой книги нельзя забывать, что написал ее семидесятилетний человек иного общественного мира, несвободный от многих заблуждений и предрассудков (наивная вера в благожелательного бога, преувеличение роли личной предприимчивости, преклонение перед патриархальными нормами отношений между людьми и т. п.). Тем ярче предстанут перед глазами читателя личные черты этого человека: страстная любовь к книге, неукротимая энергия в достижении целей, стремление умножать, украшать и широко распространять книгу как орудие культуры и прогресса.

Можно напомнить читателю, что этот замечательный книгоиздатель второй половины XIX и начала XX века жил в то время, которое В. И. Ленин характеризовал так:

«…Земледельческий капитализм впервые подорвал вековой застой нашего сельского хозяйства, дал громадный толчок преобразованию его техники, развитию производительных сил общественного труда.»

«Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка.»

«…все указанные изменения старого хозяйственного строя капитализмом неизбежно ведут также и к изменению духовного облика населения»[1] .

Эти изменения не могли не вызвать стремления к грамотности, школе, книге. Это и благоприятствовало той жизненной деятельности, в сферу которой вступил И. Д. Сытин.

Деревенский паренек из села Гнездникова Костромской губернии, родившийся еще при крепостном праве (в 1851 году), начал жизнь с единственным достоянием — физическим здоровьем, весьма скромной грамотностью (по псалтырю), крестьянской любовью и уважением к своему и чужому труду. Очень метко писатель Вас. Ив. Немирович-Данченко в юбилейном приветствии назвал его «сам себе предок», ибо не было у деревенского мальчишки ни наследственного имущества, ни влиятельных родственников, помогающих ему «строить жизнь».

Если добавить, что Сытин безусловно обладал живым, пытливым умом, практической сметкой, чуткостью ко всему новому, полезному, то этим будет сказано главное.

14 лет (в 1866 году) Сытин стал «учеником для всех надобностей» в маленькой книжно-картинной и скорняжной лавочке Шарапова на Никольском рынке в Москве. Это была патриархальная торговля лубочными картинами, преимущественно религиозного содержания, и традиционной литературой Никольского рынка — аляповатыми песенниками, письмовниками, сказками типа «Бовы-королевича», «Еруслана Лазаревича» и т. п. Книги и картины распространялись вразнос мелкими торговцами — коробейниками (офенями). Многие из них торговали единолично, а некоторые объединялись в артели со своеобразным «хозяином» во главе, обеспечивавшим их товаром, кредитом и связью с оптовыми поставщиками. Коробейники торговали не только картинами и книгами, но и различными мелкими хозяйственными предметами, украшениями. Шарапов снабжал эти «универмаги на ногах» картинами и лубочной литературой, будучи не издателем, а только посредником.

Но и в эту примитивную, совсем непросветительскую деятельность молодой Сытин внес что-то новое. Он начал машинное производство картин, улучшил их качество. Книжки, издаваемые Сытиным, лучше исполняются полиграфически, становятся предельно дешевыми. В этих традиционных условиях «издателя для Никольского рынка» Сытин впервые в лубочной литературе издает известную повесть «Наталка Полтавка», не оставляет поиска нового типа народной книжки. Здесь же зарождается (под влиянием Л. Н. Толстого) мысль об издании подлинно художественной литературы для народа.

К чести молодого торговца-издателя нужно сказать, что в «минуты горестных раздумий» он признавал: «Все изъяны Никольского рынка я очень хорошо видел. Чутьем, догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы и как переплелись в нашем деле добро и зло, красота и безобразье, разум и глупость. »

Скоро Сытин становится основным поставщиком лубочных картин и книжек Никольского рынка. Он использует и картины крупных художников (Микешина, А. Васнецова и других).

Мы остановились несколько подробнее на первоначальном периоде деятельности И. Д. Сытина, так как в нем уже раскрываются ее основные черты (новаторство, широкий размах, борьба за качество и дешевизну).

Через пол века (в 1916 году) И. Д. Сытина приветствует цвет русской прогрессивной интеллигенции: ученые, писатели, великие художники, педагоги, общественные деятели, в том числе В. Бехтерев, С. Ольденбург, Н. Рерих, Ф. Батюшков, М. Горький, И. Бунин, Н. Рубакин, В. Чертков, A. Куприн, Н. Телешов, И. Грабарь, А. Васнецов, М. Нестеров, И. Павлов, B. Поленов, В. Суриков, К. Юон, В. Вахтеров, С. Венгеров, А. Кони, Н. Тулупов, имена которых вошли в историю нашей культуры.

Все они вместе с сотнями и тысячами передовых людей страны оценивают Сытина как крупнейшего книгоиздателя-просветителя, давшего России сотни миллионов дешевых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотек и библиотечек по самообразованию, освоению ремесел и искусств, развитию сельского хозяйства и промышленности.

Один из виднейших педагогов того времени, автор многих учебников и детских книг, Н. Тулупов, так выражает чувства и мысли лучшей части прогрессивной интеллигенции по отношению к деятельности И. Д. Сытина: «Он приблизил к народу настоящую книгу. Он претворил в плоть и кровь благородные стремления лучших умов нашей интеллигенции — дать народу Здоровую духовную пищу. В этом величайшая заслуга Сытина, дающая ему право занять почетное место в ряду деятелей русского просвещения»[2] .