Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по аэродрому шереметьево img-1

руководство по аэродрому шереметьево

Категория: Руководства

Описание

Руководители аэропорта Шереметьево — лидеры рейтинга лучших менеджеров России в сфере транспорта


Руководители аэропорта Шереметьево — лидеры рейтинга лучших менеджеров России в сфере транспорта

03 октября 2016

Руководители АО “Международный аэропорт Шереметьево” (АО “МАШ”) заняли лидирующие позиции в 17-м ежегодном рейтинге “Топ-1000 российских менеджеров” по версии Ассоциации менеджеров и ИД “Коммерсантъ”.

Генеральный директор АО “МАШ” Михаил Василенкозанял первое место в рейтинге высших руководителей транспортных компаний. Директор Дирекции по связям с общественностью АО “МАШ” Анна Захаренкова заняла четвертое место в рейтинге директоров по общественным и корпоративным связям транспортных компаний.

Под руководством Михаила Василенко в 2015-2016 гг. Шереметьево стал крупнейшим аэропортом России по пассажирским и грузовым перевозкам. В аэропорту был реализован комплекс проектов, направленных на совершенствование качества обслуживания пассажиров, внедрение новых сервисов и инновационных технологий, что способствовало закреплению лидерства аэропорта в международных рейтингах качества и пунктуальности полетов.

В настоящее время Шереметьево реализует масштабную комплексную программу развития и модернизации, рассчитанную до 2024 года. Важнейшим этапом программы развития станет подготовка аэропорта к Чемпионату мира по футболу-2018. К этому времени будут введены в строй новый Терминал В на 20 млн пассажиров ежегодно, межтерминальный переход, включающий два тоннеля (пассажирский и грузовой), третий альтернативный топливно-заправочный комплекс мощностью 1 млн 200 тыс. тонн авиатоплива в год, современный карго-комплекс производительностью в 380 тыс. тонн грузов в год. Годовая пропускная способность аэропорта к 2018 году при сохранении высокого качества обслуживания увеличится до 58 млн пассажиров.

Аэропорт Шереметьево сочетает большие объемы перевозок с высоким качеством обслуживания и инновационной средой, создавая атмосферу комфорта и доброжелательности для всех категорий пассажиров. Аэропорт продолжает развитие безбарьерной среды, работает над улучшением условий пребывания пассажиров с детьми, создает зеленые зоны внутри терминалов и на привокзальных площадях, пропагандирует здоровый образ жизни, практикует социально ответственный и экологический подход в бизнесе.

Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, ВПО и площади аэровокзального комплекса. Маршрутная сеть Шереметьево составляет более 200 направлений. В 2015 году главная воздушная гавань страны обслужила 31 млн 612 тыс. пассажиров.

Шереметьево — лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания в 2012, 2013 и 2015 гг. в рейтинге ASQ (Airport Service Quality) ACI (Airports Council International — Международный совет аэропортов). В авторитетном рейтинге британского отраслевого агентства OAG Шереметьево по итогам 2014 и 2015 гг. занял второе место в мире по пунктуальности полетов в категории средних по объему перевозок аэропортов. Шереметьево — четырёхкратный победитель в номинации “Лучший российский аэропорт” премии “Выбор читателей Conde Nast Traveller” по итогам 2012, 2013, 2014 и 2015 гг. а также обладатель премииBusinessTravellerRussiaandCISAwards2016 в номинации “Лучший аэропорт России и СНГ”.

Дирекция по связям с общественностью

Международного аэропорта Шереметьево

Другие статьи

МАШ, АО аэропорт Шереметьево, реквизиты, e-mail, юридический адрес, телефон, схема проезда

Международный аэропорт Шереметьево %26mdash; лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров по итогам авторитетной программы ASQ (Airport Service Quality) Международного Совета Аэропортов (ACI) в 2012 и 2013 годах. В 2014 году Шереметьево подтвердил лидерство в рейтинге лучших аэропортов Европы, заняв второе место.

Впервые российский аэропорт удостоился почетного лидерства в независимом рейтинге ASQ (составляется на основании исследования удовлетворенности пассажиров качеством услуг в аэропортах мира по 34 ключевым параметрам) и получил международное признание пассажиров и профессиональных экспертов.

Аэропорт Шереметьево является участником программы по исследованию качества в аэропортах мира ASQ (Airport Service Quality) Всемирного Совета Аэропорта (ACI World) с 2010 года.

Международный аэропорт Шереметьево %26mdash; крупнейший российский аэропорт по обслуживанию регулярных международных рейсов. Маршрутная сеть аэропорта составляет более 200 направлений. Услугами Шереметьево пользуются представители трех основных авиационных альянсов: SkyTeam (Air France, KLM, Delta, CSA Czech Airlines, Alitalia, China Southern Airlines, Korean Air и др.); Star Alliance (SAS, Air China, LOT. Adria Airways и др.); Oneworld (Finnair).

Аэропорт Шереметьево %26mdash; крупнейший по площади аэровокзальный комплекс страны. Шереметьево %26mdash; это пять пассажирских терминалов на южном (терминалы D, E, F и ж/д терминал %26ldquo;Аэроэкспресс%26rdquo;) и северном (терминалы А, С) секторах общей площадью свыше 480 тыс. кв. м и пропускной способностью более 35 млн пассажиров в год.

%22,%22СтатусЕГРЮЛ%22:null,%22ЭтоАО%22:true,%22ТендерУчаствовал%22:168,%22ТендерВыиграл%22:161,%22ТендерОрганизовал%22:2052,%22КонтрактыЗаказчик%22:51,%22КонтрактыПоставщик%22:220,%22ТендерУчаствовалСумма%22:%22%26#x2591;%26#x2591;%26#x2591; %26#x2591;%26#x2591;%26#x2591; %26#x2591;00%22,%22ТендерВыигралСумма%22:%22%26#x2591;%26#x2591;%26#x2591; %26#x2591;%26#x2591;2 6%26#x2591;%26#x2591;%22,%22ТендерОрганизовалСумма%22:%22%26#x2591;%26#x2591; %26#x2591;08 %26#x2591;%26#x2591;%26#x2591; %26#x2591;%26#x2591;%26#x2591;%22,%22КонтрактыЗаказчикСумма%22:%22%26#x2591;%26#x2591;%26#x2591; %26#x2591;%26#x2591;2 9%26#x2591;%26#x2591;%22,%22КонтрактыПоставщикСумма%22:%22%26#x2591;%26#x2591;%26#x2591; %26#x2591;%26#x2591;4 4%26#x2591;%26#x2591;%22,%22ОсновнойЗаказчик%22:%22ГАМЦ Росгидромета, ФГБУ%22%7d,%22owners%22:[%7b%22Название%22:%22Министерство Имущественных Отношений Российской Федераций%22,%22Сумма%22:%221 031 502 320%22,%22Доля%22:44,%22ИНН%22:null,%22КПП%22:null%7d],%22likeReg%22:[],%22likeVD%22:[],%22type%22:1%7d" data-component="SBIS3.Contragents.ContragentCardSbisContent" id="ws-wo64kl3qaip5jyvi1482463130957" tabindex="0" hidefocus="true" hasmarkup="true" wasbuildmarkup="true" >

Информация получена из официальных источников и дана в ограниченном виде. Чтобы купить лицензию на полный доступ, позвоните в ближайший офис или отправьте заявку.

МАШ, АО зарегистрирована по адресу Московская обл, г.Химки, тер.аэропорт Шереметьево, 141400. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР организации АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО" Василенко Михаил Михайлович. Основным видом деятельности компании является Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию. Также МАШ, АО работает еще по 17 направлениям. Размер уставного капитала 2 300 701 087 руб.

Организация насчитывает 3 филиала и 23 дочерние компании. Имеет 88 лицензий.

Компания МАШ, АО принимала участие в 168 торгах из них выиграла 161. Основным заказчиком является ГАМЦ Росгидромета, ФГБУ. В судах организация выиграла 30% процессов в качестве истца и 20% в качестве ответчика. проиграла 10% процессов в качестве истца и 18% в качестве ответчика.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО" присвоен ИНН 7712094033, КПП 504701001, ОГРН 1027739374750, ОКПО 01131023

Действует с 14.10.2002

Оценка проведена на основании информации, полученной из общедоступных источников и предоставляется в соответствии со ст. 7 ФЗ-149 от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Все баллы и характеристики субъективны и при отсутствии достаточной информации могут быть неопределённы или необъективны. Если вы считаете, что информация необъективна - свяжитесь с нами.

Ресурс принадлежит ООО СБИС

Руководство аэропорта - Шереметьево - омолодят

Затянувшаяся борьба Минтранса и Минимущества не позволяет "Шереметьево" обрести нового председателя совета директоров. Вчера появилась информация, что правительство предложит на этот пост замминистра экономического развития Юрия Исаева. Если это произойдет, он станет самым молодым руководителем "Шереметьево" за всю историю аэропорта. В этом году ему исполнился 31 год.

В совет директоров "Шереметьево" сегодня предлагается 10 чиновников. Стать им директорами мешают споры Минтранса и Минимущества. Минтранс проталкивал кандидатуру Карла Руппеля (замминистра транспорта), а Минимущество - Игоря Ротенберга (начальник управления транспорта и связи Минимущества). Однако окончательное решение будет за правительством: "Шереметьево" входит в список 66 стратегически важных предприятий, где по важным вопросам установку при голосовании госпредставителям дает сам премьер-министр. Но Михаил Касьянов медлит с решением. Из-за этого было отменено запланированное на 30 июня собрание акционеров.

"Ситуация слишком затянулась и требует оперативного разрешения, - говорит руководитель службы общественных связей Минимущества Александр Паршуков. - Правительство отклонило четыре предложенные кандидатуры, и я не исключаю возможности, что оно предложит свой вариант".

Источник "Финансовых Известий" в Минтрансе сообщил, что правительство предложит на пост председателя совета директоров "человека из Минэкономразвития". Эту информацию подтверждает сообщение Интерфакса со ссылкой на источник в правительстве, что Минимущество рекомендовало замминистра экономического развития Юрия Исаева. Однако в Минимуществе вчера заявили, что кандидатура Исаева предлагалась одной из первых, и тогда правительство она не устроила.

В Минэкономразвития отказались комментировать возможность такого назначения до четверга, когда Юрий Исаев вернется из отпуска.

Если слухи подтвердятся, то Юрий Исаев сменит на этом посту своего непосредственного шефа - главу Минэкономразвития Германа Грефа, участие которого в органах управления акционерных обществ Белый дом решил ограничить из-за его чрезмерной занятости. Видимо, у зама свободного времени побольше.

Юрий Исаев пришел в Минэкономразвития на должность замминистра в июне прошлого года с поста председателя совета директоров Импэксбанка. Его карьера состоялась в банке "Российский кредит". С 1992 по 2001 год прошел путь от начальника отдела расчетов в конвертируемых валютах до председателя совета директоров "Российского кредита". После подписания мирового соглашения "Роскреда" с кредиторами перешел в банк-правопреемник - Импэксбанк.

Постановлением правительства кандидаты в совет директоров "Шереметьево" были утверждены 27 января: первый замминистра имущественных отношений Дмитрий Аратский, глава департамента Минфина Владимир Белов, глава департамента Минимущества Александр Бородин, замминистра экономического развития Юрий Исаев, министр транспорта Московской области Петр Кацыв, замначальника экономического управления администрации президента Дмитрий Никологорский, замминистра транспорта Карл Руппель, руководитель департамента Минтранса Валерий Салеев и первый вице-мэр Москвы Олег Толкачев. Затем в список внесли коррективы. Александра Бородина заменил начальник управления транспорта и связи Минимущества Игорь Ротенберг. Позже добавился еще один кандидат - вице-премьер Борис Алешин.

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Аэрофлот и Шереметьево разъяснили причины массовой отмены рейсов в аэропорту

Аэрофлот и Шереметьево разъяснили причины массовой отмены рейсов в аэропорту

08 декабря 2016

Представители руководства Аэрофлота и Международного аэропорта Шереметьево подробно разъяснили комплекс причин массовой отмены рейсов авиакомпании. На пресс-конференции, устроенной сегодня в штаб-квартире Аэрофлота, журналистам были представлены исчерпывающие факты, подтверждающие, что главной причиной сложившейся ситуации являются аномальные погодные условия, которые постоянно наблюдаются в Московском регионе после прихода метеорологической зимы в первой декаде ноября, почти на месяц раньше обычного срока.

Аэрофлот и Шереметьево прилагают последовательные усилия для поддержания нормальных темпов операционной деятельности и выполнения расписания полетов. Однако эта работа корректируется в прямом соответствии с метеопрогнозами на ближайшие дни. Прогноз погоды составляется на основе данных Главного авиационного метеорологического центра, которые имеют для Аэрофлота характер предупреждения о наступлении сложных метеоусловий.

Эти услуги являются существенной статьей расходов Аэрофлота на производственную деятельность (по итогам года выплаты Росгидромету должны составить примерно 450 млн P уб. ) Авиакомпания не несет ответственности за точность прогноза, но в любом случае должна руководствоваться им, т.е. вносить соответствующие коррективы в план полетов и оповещать об этом своих пассажиров.

Заблаговременные предупреждения позволяют уменьшить неудобства для пассажиров, которые могут скорректировать свои планы и избежать ненужного скопления в аэропорту. Существуют определенные критерии очередности отмены рейса. Так, Аэрофлот отменяет многочастотные рейсы, поскольку в таком случае есть возможность вывоза пассажиров другими рейсами на данном направлении на протяжении текущих суток.

Сравнение текущей ситуации в Шереметьево и других аэропортах московского авиаузла некорректно. Это объясняется сильными отличиями по пропускной способности и фактическому объему выполняемой работы. Достаточно сказать, что в минувшие сутки, 7 декабря, в период сложных метеоусловий в Шереметьево было выполнено 709 взлетно-посадочных операций (ВПО) — больше, чем в любом другом столичном аэропорту.

Аномальные погодные условия означают повышенную нагрузку на аэропортовые службы. При этом Международный аэропорт Шереметьево имеет необходимые производственные и человеческие ресурсы для устойчивого обеспечения взлетно-посадочных операций в сложных погодных условиях. В период сложных погодных условий (ледяной дождь, метель, интенсивный снегопад) период очистки одной из взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием по нормативу пропускной способности снижается с 55 до 32 ВПО в час. И это при том, что как базовая авиакомпания в Шереметьево Аэрофлот формирует свое расписание исходя из 47-48 ВПО. Операция облива воздушного судна противообледенительной жидкостью занимает 20-25 минут. Это еще один фактор задержек, результатом которых становится скопление воздушных судов на маршрутах руления. Без своевременных профилактических мер ухудшение ситуации примет характер вала, который за 40 минут до разлета приведет к коллапсу, сравнимому с катастрофическими последствиями ледяного дождя 2010 года.

Аэрофлот при этом подчеркивает, что считает неоправданными звучащие в блогосфере и некоторых СМИ заявления о том, что тяжелые метеоусловия являются лишь предлогом для отмены рейсов, которая якобы на деле продиктована коммерческими соображениями. Авиакомпания считает мотивом подобных утверждений попытки оказать негативное воздействие на ее имидж и искусственно обострить ситуацию.

АЭРОФЛОТ— лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1062 пункта в 177 странах. В 2015 году Аэрофлот перевез 26,1 млн человек, а с учетом авиакомпаний Группы “Аэрофлот” — 39,4 млн.

Аэрофлотв 2016 году первым из российских компаний стал обладателем высокого рейтинга “четыре звезды” Skytrax по качеству сервиса и в пятый раз стал обладателем престижной международной премии SkyTrax World Airline Awards в категории “Лучшая авиакомпания Восточной Европы”.

Аэрофлотв 2015 году впервые вошел в ТОП-10 авиакомпаний с лучшей кухней на борту по версии ведущего американского издания о путешествиях Global Traveler.

Аэрофлотрасполагает одним из самых молодых самолетных парков в мире, который насчитывает 190 воздушных судов. Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево.

Аэрофлотвходит в число мировых лидеров по обеспечению безопасности полетов. Коэффициент программы Европейской комиссии SAFA у Аэрофлота соответствует уровню ведущих мировых авиакомпаний.

Аэрофлотпервым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA и постоянно подтверждает этот сертификат. Авиакомпания успешно прошла аудит безопасности наземного обслуживания ISAGO. Интегрированная система менеджмента ПАО “Аэрофлот — российские авиалинии” сертифицирована по стандартам ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004.

О АО “Международный аэропорт Шереметьево”

Международный аэропорт Шереметьево— крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, ВПО и площади аэровокзального комплекса. Маршрутная сеть Шереметьево составляет более 200 направлений. В 2015 году Шереметьево обслужил 31 млн 612 тыс. пассажиров.

Лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания в 2012, 2013 и по итогам 2015 гг. — рейтинг ASQ (Airport Service Quality) ACI (Международный совет аэропортов).

В авторитетном рейтинге британского отраслевого агентства OAG Шереметьево по итогам 2014 и 2015 гг. занял второе место в мире по пунктуальности полетов в категории средних по объему перевозок аэропортов.

Шереметьево — четырехкратный победитель номинации “Лучший российский аэропорт” премии “Выбор читателей Conde Nast Traveller” по итогам 2012, 2013, 2014 и 2015 гг.

Дирекция по связям с общественностью

Международного аэропорта Шереметьево

Тел. (495) 578-85-85, (495) 578-20-73

Факс (495) 578-65-48

Новости Руспрес - Дележ шкуры неприватизированного Шереметьево

Аркадий Ротенберг рассматривает аэропорт, как свою собственность

Аэропорт Шереметьево, несмотря на соответствующий указ президента Путина еще не приватизирован, но это совершенно не мешает группе TPS Avia бизнесменов Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко чувствовать себя здесь, как у себя дома и устанавливать собственные правила. В частности, реконструкция аэродрома пройдет полностью под контролем этой структуры, а сам Ротенберг уже давно прибрал к рукам ряд аэропортовых сервисов. О реалиях Шереметьево перед приватизацией рассказывается в расследовании Forbes.

"Не идиоты идти против Ротенберга"

Атмосфера в переговорной аэропорта Шереметьево 30 сентября 2013 года была накалена. Участники конкурса на право развивать крупнейший аэропорт страны, а по большому счету потом и приватизировать этот привлекательный актив представляли свои проекты. Претендентов осталось двое: «Аэропорт Кольцово», входящий в группу «Ренова» Виктора Вексельберга. и TPS Avia Group, крупнейшая доля в которой у Аркадия Ротенберга . Остальные акции TPS Avia находятся у семей его бывших партнеров по Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько .

Первой должна была докладывать команда «Кольцово», но конкуренты из TPS, казалось, не собирались уходить из переговорной. Возникла неловкая пауза, потом руководитель группы «Кольцово» Евгений Чудновский напомнил правила, и они вышли. Проект TPS представил Пономаренко. Затем тендерная комиссия посовещалась, и генеральный директор «Шереметьево» Михаил Василенко объявил: победила TPS. В отличие от соперников у нее не было опыта развития аэропортов, но к тому времени она скупила несколько работающих в аэропорту неавиационных бизнесов. «Руководитель группы «Кольцово» сказал тогда, что, скорее всего, судиться [за пересмотр итогов конкурса] они не будут, — вспоминает попросивший не называть его имени очевидец, — но заметно было, что они считают решение несправедливым». Они не стали протестовать, «потому что они не идиоты — идти против Ротенберга, с которым все было решено заранее», уверен руководитель одной из частных аэропортовых компаний. «У нас на глазах рождается новая схема приватизации», — уверенно утверждает он.

В январе 2011 года у владельцев TPS Avia появились свободные деньги. Они продали владеющий контролем в НМТП офшор и выручили, как считают на рынке, около $2,5 млрд. Семьи Пономаренко и Скоробогатько получили по $1 млрд, Ротенберг — $500 млн. За четыре года до этого Пономаренко и Скоробогатько провели IPO порта ($980 млн) и начали вкладывать полученные средства в девелопмент крупных торгово-развлекательных центров. После продажи НМТП к проектам присоединился Аркадий Ротенберг.

Главным генератором бизнес-идей был Пономаренко, рассказывает их общий знакомый. Скоробогатько . депутат Госдумы от «Единой России», в бизнесе не участвует, а только лоббирует интересы партнеров, говорит он.

«Ротенбергу хватает своих проектов, да и волшебной палочки у него нет», — уверяет информированный источник.

Он опровергает сложившееся мнение, будто друг детства Владимира Путина выступает в трудных ситуациях «щитом и тараном». Впрочем, знакомый владельцев TPS не отрицает, что Ротенберг вошел в капитал НМТП, когда весной 2008 года у порта возник конфликт с «Транснефтью». Пономаренко пригласил в НМТП друга президента страны, чтобы противостоять другому близкому знакомому Путина — главе «Транснефти» Николаю Токареву. Впрочем, решению проблемы это не помогло: конфликт длился еще более года. Сейчас в TPS Avia у Ротенберга 34,7%, а остальное — у траста Пономаренко и Скоробогатько, созданного после IPO НМТП.

У Пономаренко, как говорит его знакомый, было несколько идей, куда вложить деньги. Например обсуждалась возможность инвестиций в портовый бизнес. Но в конце концов бывшего владельца НМТП привлекла не морская стихия, а небесная.

Примерно в то же время владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик готовился продать часть своего пакета в ходе IPO или частного размещения. Пономаренко заинтересовался этим проектом и был готов даже купить аэропорт целиком. «Мы действительно вели переговоры о покупке Домодедово, — рассказывает Пономаренко. — Это хороший, консолидированный бизнес, которому, впрочем, не хватало вложений в развитие терминала. Кроме того, мы не поверили в предсказание о приросте cash flow на 20%. Модель была нелетающей».

По его словам, он готов был заплатить за Домодедово не более $3,8 млрд, а владелец просил около $6 млрд. Каменщик подтвердил, что Пономаренко встречался с председателем наблюдательного совета Домодедово Валерием Коганом. Но, по его словам, представители TPS не входили в электронную комнату данных, чтобы изучить состояние актива. Впрочем, отметил Пономаренко, у него сложилось впечатление, что на самом деле собственник не заинтересован в продаже Домодедово. И вскоре после этого Пономаренко обратил внимание на Шереметьево.

В правительстве в тот момент решалась судьба московских аэропортов. Все аэродромы — взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки, перроны — принадлежали государству. С терминалами же картина другая: в Домодедово терминал полностью частный, во Внуково — совместная собственность государства и инвесторов, которых представляет Виталий Ванцев, а в Шереметьево — почти полностью государственный. Одна из идей — объединить все аэропорты вместе с аэродромами под единым управлением. Инвесторы из Внуково были не против, но Домодедово ни с кем объединяться не планировало. На одном из совещаний Каменщик уточнил у Путина его позицию по этому вопросу, и тот ответил, что заставлять никого не будут, а речь идет только об объединении Внуково и Шереметьево. Но и до этого дело не дошло. После детального анализа от этой идеи отказались, и правительство представило президенту план самостоятельного развития аэропорта через консолидацию, вспоминает Пономаренко.

Первоначально речь шла о консолидации лишь во Внуково. Там было два юридических лица, владеющих терминалами: ОАО «Аэропорт Внуково» и ОАО «Международный аэропорт Внуково», которые в первую очередь и нужно было объединить. В первой компании контроль был у государства, во второй, а также еще в нескольких компаниях, ведущих бизнес во Внуково, — у группы частных акционеров, которые, разумеется, надеялись на контрольный пакет в будущей объединенной компании. А потом идея распространилась и на Шереметьево. Пономаренко вспоминает, что заинтересовался этим аэропортом после принятия решения о консолидации.

Почему консолидация, а не продажа госпакета на торгах? Один из собеседников Forbes рассказывает, что первый вице-премьер Игорь Шувалов, который курировал развитие Московского авиаузла, опасался, что аэропорт окажется в руках неэффективного собственника: у аэропорта был большой долг ($1 млрд) после присоединения к нему терминала D, принадлежавшего «Аэрофлоту ». Несколько источников рассказали, что Пономаренко встречался с Шуваловым и обсуждал судьбу Шереметьево. «Но никаких гарантий [что структуры Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберга получат Шереметьево], разумеется, ему не давал, — сказал один из собеседников Forbes. — Это не его уровень — такие вопросы решаются выше».

В то время генеральный директор Шереметьево Михаил Василенко пожаловался министру транспорта Игорю Левитину (сейчас помощник президента), что после перевода в 2010 году большинства рейсов «Аэрофлота» и его партнеров по альянсу Sky Team в терминал D возросла нагрузка в южной зоне (терминалы D, E, F). Развитие там невозможно, убеждал министра Василенко, и расширяться нужно в северной зоне (терминалы B, C), по другую сторону от ВПП. По мастер-плану, который в 2008 году аэропорт разработал вместе с британскими консультантами Scott & Wilson, там планировали создать еще одну летную зону с третьей взлетно-посадочной полосой, северный терминальный комплекс на 35 млн пассажиров в год, а также соединяющий обе зоны двойной — пассажирский и багажный — тоннель, проходящий под аэродромом.

Сегодня с высоты птичьего полета Шереметьево напоминает авианосец с двумя параллельными ВПП.

Третью планируется построить далеко в стороне и соединить длинными рулежными дорожками с нынешним летным полем и терминалами. Олег Пантелеев, руководитель отраслевой аналитической службы AviaPort, называет конфигурацию «неоднозначной». Две старые полосы находятся слишком близко друг к другу (280 м), одновременные взлеты и посадки на них невозможны и поэтому происходят примерно с такими же интервалами безопасности, как если бы полоса была одна. Третья полоса должна увеличить пропускную способность Шереметьевского аэродрома . однако она не сильно улучшит ситуацию, полагает Пантелеев: ее отдаленность увеличит время руления и расход топлива. Тоннель, считает он, даст возможность аэропорту «развиваться как единому организму», с учетом того, как много пассажиров пересаживается с внутренних рейсов на международные и наоборот. Однако эксперт опасается, что строительство тоннеля увеличит аэропортовые сборы, а по минимальному времени стыковки Шереметьево будет отставать от лучших аэропортов мира.

Но самое главное, по мастер-плану пассажиропоток Шереметьево должен вырасти с 31 млн пассажиров в 2015 году до 59 млн в 2030-м, а «Аэрофлот» — базовая авиакомпания Шереметьево — развивается гораздо быстрее. По его стратегии, к 2025 году объем пассажирских перевозок должен превысить 70 млн пассажиров в год, из них 30 млн — на внутреннем рынке. Теперь эту проблему придется решать новому владельцу аэропорта.


Семья Ротенбергов уже кое-что знала об аэропорте. Еще в 2003 году племянник Аркадия Ротенберга Игорь . будучи тогда начальником управления транспорта и связи Минимущества, входил в совет директоров аэропорта и в конкурсную комиссию по отбору управляющей компании. Она должна была провести «предпродажную подготовку» для будущей передачи аэропорта в концессию и для намеченной на 2005 год приватизации. В 2004 году сменилось правительство, итоги конкурса, в котором победила «Альфа-групп», аннулировали, и проект приватизации был спущен на тормозах.

В 2011 году компания Ротенберга «Трансстроймеханизация » участвовала в нескольких конкурсах по проекту развития Шереметьево и выиграла контракт на 5,3 млрд рублей на реконструкцию перронов и рулежных дорожек в зоне второй ВПП при работающей первой. По мнению Евгения Чудновского, руководителя компании «Аэропорты регионов», «Трансстроймеханизация» тогда показала, что она реально лучшая в стране по строительству ВПП.

TPS начала вхождение в Шереметьево со скупки небольших, в основном совместных с аэропортом компаний, которые оказывают пассажирам неавиационные услуги. Одной из первых приобрели в 2012 году фирму VIP-International, которая, как шутили в начале 2000-х годов, «переводила состоятельных господ через взятый в аренду метр границы». Другими словами, обслуживала коммерческих VIP-пассажиров. Их избавляли от необходимости проводить часы в душном общем зале, выстаивать вместе со всеми очереди на регистрацию, сдачу багажа… Таможенники и пограничники сами приходили к ним в комфортный VIP-зал, а милые барышни провожали прямо на борт.

Эту компанию в 1996 году с благословения Бориса Ельцина создал Мирослав Мельник, бывший журналист «Комсомолки», организатор первого ночного клуба Up&Down, ресторатор, девелопер и приятель питерского знакомого Владимира Путина — продюсера Владимира Киселева . 24% фирмы принадлежали поначалу контролировавшему «Аэрофлот» Борису Березовскому . 51% — Шереметьево, 12,5% — Мельнику, а остальные 12,5% — другим владельцам. Мельник был управляющим партнером и постепенно собрал 49% компании, имевшей VIP-залы в терминалах D, E и F. В 2012 году фирма обслужила 123 000 человек. Годовая выручка достигла 1 млрд рублей, рассказывает Мельник. И тут он получил предложение, от которого не смог отказаться.

«Мой главный акционер, Шереметьево, попросил продать [компанию структурам TPS]. Я и продал, — вспоминает он. — Вы же понимаете, что такое, когда просит мажоритарный акционер!»

TPS провела due diligence и предложила «около десятка миллионов долларов», на что Мельник согласился.

Тогда же TPS купила «Автопарк-М» — арендатора многоуровневого паркинга возле терминала D. Денис Рожко, бывший хозяин этой фирмы и нынешний владелец еще нескольких в терминале, не стал общаться со СМИ. Как только речь заходила о приходе TPS в паркинговый бизнес, неразговорчивыми становились владельцы и других паркингов.

TPS приглянулся и бизнес фирмы «Медиапорт» — рекламного оператора терминала D. «Медиапорт» была «дочкой» основателя первых российских магазинов беспошлинной торговли ирландской Aer Rianta International, которая владела сетями duty free в московских аэропортах и по всему миру. В Aer Rianta отказались от комментариев, но топ-менеджер партнерской компании из Дублина рассказал, что пятилетний договор «Медиапорта» заключался в 2007 году, до открытия терминала D. Компания считала, что действие контракта началось в 2009 году, когда терминал открылся. Однако руководство Шереметьево рассудило иначе: в 2012-м «Медиапорт» известили, что их время истекло. Ирландцам ничего не оставалось, как ликвидировать рекламную фирму, которая, по словам их партнера, все годы отдавала аэропорту около 45% выручки. Продолжавшие действовать договоры с рекламодателями они передали пришедшей на их место «МАШ Рекламе», команда которой работала до этого в интересах Пономаренко в московском метро. После сдачи в эксплуатацию терминала D ирландцы решили уходить из российского бизнеса duty free. Тогда менеджмент терминала поменял условия предварительного контракта, и Aer Rianta поняла, «что произошла смена караула и бизнес не будет прежним».

Aer Rianta владела магазинами duty free в московских аэропортах через свою российскую «дочку», компанию «Ариал», и «внучку», «Аэроферст» (бренд Moscow Duty Free). Хозяином «Ариала» постепенно стал Андрей Кулешов, который говорит, что перепродал его в 2011 году и не знает, кто сейчас его владелец. Партнер Aer Rianta вспоминает, что еще до полной продажи активов Кулешову Aer Rianta «встречалась с людьми из TPS, но не с владельцами, а с менеджерами, которых та внедрила в Шереметьево».

Действительно, с октября 2012 года в Шереметьево появились три новых заместителя генерального директора, два из них имели прямое или косвенное отношение к TPS. Поначалу они занимали внештатные должности помощников и советников, а назначения состоялись 1 декабря. Заместителем по инвестициям и коммерческой деятельности стал Сергей Ярышев, работавший с 2003 года в НМТП, куратором экономики и финансов назначили экс-банкира Александра Олейника, брат-близнец которого с 2004 года отвечал за инвестиции порта, а заместителем по правовым вопросам — Александра Ильина. «[В Шереметьево] нет менеджеров из TPS, — объяснял в интервью «Ведомостям» генеральный директор аэропорта Михаил Василенко. — Есть менеджеры, которых связывают с TPS». Пономаренко отрицает, что эти менеджеры — его ставленники.

Знакомый Пономаренко рассказывает, что TPS действительно хотела купить «Аэроферст», но отказалась от этой идеи, «потому что не устроила цена и не складывалась экономика». Поэтому с известным немецким оператором беспошлинной торговли Gebr. Heinemann TPS создала компанию Imperial Duty Free, которая купила у действующих операторов права на площади, а также дополнительно взяла в аренду часть свободных площадей в аэропорту Шереметьево. В 2013 году, когда «дочка» Aer Rianta «Ариал» выкупала принадлежавшие «Аэрофлоту» 66,66% «Аэроферста», ФАС, одобряя сделку, потребовала передать «третьим лицам» часть площадей, которые и достались Imperial Duty Free (IDF).

Араз Мехдиев, владелец Greenway International (инвестиционный партнер Gebr. Heinemann по России и СНГ), рассказывает, что TPS общалась со всеми игроками этого рынка, включая «Аэроферст» и собиралась создать СП с сильным игроком. После появления IDF (СП между TPS и Gebr. Heinemann), говорит он, «мы изучали возможность покупки «Аэроферста», но прекратили переговоры в октябре 2014 года из-за экономического кризиса».

Самым же большим бизнесом в Шереметьево, доставшимся TPS еще до победы в конкурсе по развитию аэропорта в сентябре 2013 года, была «грузовая деревня» — несколько специализированных терминалов, расположенных рядом, в северной зоне. TPS купила у «Интерпорта», совместного предприятия «Интерроса» Владимира Потанина и «Кратоса» Игоря Каталевского, три компании: «Аэропорт Москва» — когда-то отпочковавшийся от «Аэрофлота» независимый склад, «Грузовой комплекс Шереметьево» — проект строительства большого, на 21 000 кв. м, высокотехнологичного склада, блокпакет в котором принадлежал Шереметьево, и «Руспорт» — оператор терминала на 9000 кв. м.

Менеджер одной из компаний вспоминает, что руководство «Интерпорта» «понимало, что аэропорт уже отдан Ротенбергу . и, когда люди, заранее посланные из TPS в Шереметьево, объяснили, что доля аэропорта в грузовой компании — это их доля, они все поняли».
Со многими известными

Близкий к руководству Шереметьево менеджер рассказывает, что для Василенко было очень важно, чтобы никто не мог обвинить конкурс по отбору инвестора в непрозрачности. Поэтому его контролировали именитые консультанты и юридические фирмы. Василенко якобы признавался, рассказывает он, что его «удивляли левые заходы» некоторых участников, предлагавших «договориться». Зато в Пономаренко, по словам менеджера, генеральный директор аэропорта «почувствовал партнера, с которым можно ругаться по экономическим вопросам, но во всем, что касается юридической чистоты, они на одной стороне». В итоге кроме комиссии аэропорта в обсуждении проектов участвовали Boston Consulting Group, Goltsblat BLP и независимый наблюдатель из E&Y.

Презентации «Аэропорта Кольцово» и TPS сильно различались. Как рассказывал тогда РБК daily Евгений Чудновский из УК «Аэропорты регионов» («Ренова»), которая управляет Кольцово, они предложили развивать Шереметьево через концессию на весь аэропорт на 30 лет и обещали инвестиции объемом €1,8 млрд, которые собиралась привлечь в виде кредитов. По их плану к 2020 году «Аэрофлот» должен был переместить в северную зону свои маршруты — и международные, и внутренние. Это позволяло бы использовать две независимые ВПП (старые) и новую, третью, и отложить прокладку тоннеля до 2020 года. В расширенную южную зону должны были переместиться все остальные перевозчики.

Идея TPS, представленная на тендере по выбору инвестора, заключалась в развитии северной зоны аэропорта Шереметьево за счет строительства четырех объектов на $810 млн: пассажирского терминала площадью 100 000 кв. м на 15 млн человек в год ($300 млн), двух линий тоннеля под аэродромом ($330 млн), ТЗК ($30 млн) и грузового комплекса совместно с «Лукойлом» на 1 млн т керосина в год ($110 млн). TPS предложила создать совместные предприятия с аэропортом, в которые они внесут личные, не заемные деньги, а Шереметьево — свое имущество, права аренды земли и инженерные сети, необходимые для строительства.

Кроме дошедших до финала TPS и «Аэропорта Кольцово» было еще три претендента. Это «Трансстрой » Олега Дерипаски, который соответствовавшую требованиям заявку в итоге так и не подал, «Аэроэкспресс » Искандера Махмудова, заявку которого отклонили, поскольку компания не указала, есть ли у нее выполненные инвестпроекты, и «ВТБ Капитал», проект которого подходил под все критерии, но у его представителя не оказалось правильно оформленной доверенности. Как объяснил Forbes топ-менеджер одной из компаний-участниц, когда стало понятно, что победитель уже «назначен», они «стараться перестали».

Василенко подчеркивал, что комиссию насторожило предложение «Аэропорта Кольцово» использовать концессионную схему. По его словам, TPS победила, потому что была готова инвестировать собственные средства «прямо в уставный капитал», а не увеличивать и без того огромный долг. Ее план позволял создать СП к началу 2014 года, провести оценку активов и, как приказал в 2013 году Владимир Путин, провести полную консолидацию аэропорта до 2016 года.

Решение конкурсной комиссии было предварительным. Шереметьево подписало с TPS протокол о намерениях и начало разрабатывать договоры о создании совместных предприятий для строительства объектов. Последнее слово оставалось за владельцем аэропорта — Росимуществом. Оно должно было утвердить победителя, определить компании, в том числе частные, которые входят в бизнес-периметр аэропорта, и подготовить для указа президента предложения об их консолидации. Исходя из объема требуемых средств для развития северной зоны аэропорта Шереметьево в случае консолидации TPS могла рассчитывать на контрольный пакет в объединенной компании, рассказывает Пономаренко.

Через месяц после конкурса выяснилось, что Росимущество недовольно его итогами. Представителей государства не устроило качество отбора инвесторов, сообщал ТАСС, и ведомство якобы не исключало повторного тендера. Знакомый Пономоренко уточняет, что у Росимущества были вопросы по плану развития аэропорта. После встреч с участием руководителя Росимущества Ольги Дергуновой, Шереметьево, Минтранса, инвестбанков и инвестора вопросы Росимущества к плану развития аэропорта были сняты.

Именно Дергунова настояла на жестких условиях акционерного соглашения, которое Росимущество и ТПС подпишут в ходе консолидации. СМИ узнали его детали. В документе будут предусмотрены гарантии инвестора по завершению строительства четырех объектов (терминал В, межтерминальный переход, ТЗК и грузовой комплекс) с заданными параметрами — характеристиками объектов и сроками их строительства. Если инвестор не выполняет обязательства по строительству, то государство может воспользоваться штрафным опционом пут и потребовать выкупа своего пакета по цене, значительно выше рыночной (с премией 50%). Также исполнение обязательств инвестора до завершения строительства будет обеспечено залогом части акций, принадлежащих инвестору (таким образом, что под фактическим контролем государства окажется 50% плюс 1 акция до завершения строительства). И если инвестор не выкупает пакет по штрафному опциону, то государство может реализовать залог, забрав у инвестора часть его пакета, и получить во владение контрольный пакет акций Шереметьево.

Пономаренко сказал, что он не может комментировать документ, который еще не подписан, но подчеркнул: «Могу только сказать, что условия действительно очень жесткие. Росимущество со всех сторон защитило интересы государства».

Полгода потребовалось ведомствам на подготовку директивы правительства о создании совместных предприятий аэропорта и TPS. По оценке чиновников, уставный капитал СП «Терминал В Шереметьево» должен был составить около $238 млн (по среднему курсу 2013 года; доля TPS — $203 млн, или 85%), а в СП «Межтерминальный переход Шереметьево» — $260 млн ($257 млн и 99%, соответственно). На конец 2013 года уставный капитал аэропорта составлял всего $72 млн. Было очевидно, что TPS приобретает контроль. В апреле 2014 года совет директоров Шереметьево одобрил создание СП, и TPS закрепила свое положение будущего хозяина аэропорта.


В июле 2014 года оба СП подписали договоры о проектировании северной зоны с архитектурным бюро Aeroport de Paris Ingenerie и об управлении проектами строительства — с международной компанией AECOM, которая модернизировала аэропорт Лос-Анджелеса, строила новое метро в Нью-Йорке, а в Шереметьево — терминал E.

Подготовительные работы шли почти год. В апреле 2015 года было объявлено о начале демонтажа старого терминала В (бывшего Шереметьево-1 в северной зоне) с возвышающимся над ним знаменитым посадочным павильоном, неофициально прозванным «Рюмка». Еще больше времени потребовалось, чтобы принять решение о консолидации. А в конце августа президент Путин подписал указ, дающий старт фактической приватизации аэропорта: «Шереметьево холдинг» — «дочка» TPS, созданная для деофшоризации схемы владения, — должен войти в новую компанию «Аэропорт Шереметьево». Государство вносит около 83% существующей компании «Международный аэропорт Шереметьево», а TPS — активы, которые предварительно оценят нанятые сторонами инвестбанки.

Закончить реконструкцию Шереметьево TPS должна до 2018 года. На этот же год запланирован и ввод третьей взлетно-посадочной полосы. Подряд на нее выиграла в 2011 году компания «Трансстрой », которая входила в «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Начальная стоимость контракта составляла 26,3 млрд рублей ($895 млн по среднегодовому курсу). Закончить строительство предполагалось за 3,5 года, но потом сроки сдвинулись из-за непредвиденных работ — переноса расположенных на площадке коммуникаций и отселения жителей из санитарной зоны. В конце 2014 года контрольный пакет в «Трансстрое» купил владелец «Уралавтоприцепа» Егор Андреев . и вскоре начались конфликты заказчика и подрядчика. Выполнявшая подряд «дочка» «Трансстроя» «Инжтрансстрой » обвиняла госзаказчиков — Росавиацию и ее ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» — в задержке выдачи документации и выплаты денег. Заказчики утверждали, что подрядчик срывает сроки. В мае строительство было остановлено, а потом обе стороны пошли по судам.

Вполне вероятно, рассказал один из собеседников, что этот подряд получит «Трансстроймеханизация». После включения Аркадия Ротенберга в санкционные списки в прошлом году он продал ее своему сыну Игорю в составе компании Marc O’Polo Investments. В любом случае деньги останутся в семье.