Руководства, Инструкции, Бланки

отзыв на дипломную работу недостатки образец img-1

отзыв на дипломную работу недостатки образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Отзыв на дипломную работу (образец)

Отзыв на дипломную работу (образец)

Сессия позади, впереди завершающий шаг – защита дипломной работы. Вот только одной дипломной недостаточно: необходимо дополнить ее еще и отзывом от научного руководителя. И весьма велика вероятность того, что руководитель поручит написать рецензию студенту самостоятельно, поставив лишь подпись и печать. Именно поэтому знать, как составить отзыв правильно, важно для каждого выпускника ВУЗа.

Формат текста рецензии может незначительно отличаться в соответствии с внутренними требованиями университета, но основные положения везде одинаковые. Текст должен быть написан шрифтом Times New Roman 14 кегля с выравниванием по ширине и полуторным междустрочным интервалом. Объем не должен быть большим – нет необходимости катать хвалебные речи больше, чем на 2 страницы. И, конечно же, рецензию необходимо подписать. Применяя центрирование, вверху страницы нужно напечатать большим шрифтом слово «Отзыв», а ниже отметить фамилию и инициалы студента, а также тему его исследовательской работы.

Хорошая рецензия обязательно должна содержать описание следующих пунктов:

  • Актуальность проблемы, поднимаемой в работе. Необходимо отметить, почему проблема, рассматриваемая в дипломной работе, злободневна. При нежелании формулировать мысли можно просто переписать другими словами аналогичный пункт самой дипломной работы, который должен находиться в соответствии с типовой структурой во введении.
  • Характеристика. Руководитель должен выделить ключевые мысли глав дипломной работы, тем самым подтвердив, что он ее вообще читал. Также он должен отметить, в какой степени цели, ставящиеся студентом, достигнуты по окончанию исследования. В какой-то степени, характеристика – это пересказ дипломной работы в двух словах.
  • Плюсы. Руководитель должен отметить, что ему понравилось больше всего, а также какими выводами он, возможно, воспользуется в собственной практике. В этом пункте главное – не перехвалить себя, ведь могут и не поверить.
  • Практическая полезность. Здесь необходимо написать, насколько велика полезность исследования для практического применения. Писать лучше, что исследование очень полезно, иначе по большому счету работа и вовсе не имела смысла.
  • Недостатки. Над этим разделом, как правило, студент дольше всего ломает голову. Как признать, что в работе есть недочеты? И если они есть, то почему бы их не исправить? Однако тонкие места есть в любом тексте, поэтому важно найти самый незначительный из возможных минусов и упомянуть его. Часто, например, пишется в виде недостатка «избыточное количество технической информации». Вроде бы и недостаток, но преподавателю только в радость!
  • Оценка. Рекомендуемую оценку занижать ни в коем случае не стоит – комиссия может поставить отметку ниже, чем научный руководитель, а вот выше – едва ли. Лучше всего смело оценивать себя на «отлично» - при таком варианте, вероятно, на оценку вообще внимания не обратят. Главное, чтобы научный руководитель не был возмущен подобной нескромностью и не отказался подписывать.
  • Подпись. После текста научный руководитель должен проставить подпись с инициалами и печать организации, а также дату написания рецензии.

Еще несколько советов по написанию отзыва?

Нужно обратить внимание еще на несколько пунктов при написании отзыва, которые кому-то могут показаться банальными, а кому-то полезными:

  1. Нельзя писать отзыв до окончания дипломной работы. Студенты, как правило, любят оставлять тяжелую работу на последнюю ночь и дописывают диплом перед самой сдачей. В данном случае результаты могут поменяться в самый последний момент, и это приведет к тому, что комиссия обнаружит несоответствие информации в дипломной работе и отзыве. Будет очень стыдно. Значит, руководитель или непрофессионал, или не писал отзыва вовсе, что выставит дипломанта в одинаково неприятном свете.
  2. Перед написанием отзыва следует еще раз прочесть диплом или хотя бы его ключевые места (главным образом, введение). Отзыв всегда должен отталкиваться от содержания работы.
  3. Хорошим ходом будет в тексте отзыва упомянуть несколько известных публикаций, что станет подтверждением ознакомления студента с основной тематической литературой. Искать источники долго не стоит – достаточно взять последние несколько страниц дипломной работы: там их должно быть не менее пятидесяти.
  4. Следует подчеркнуть, что студент заслуживает присвоения ему звания специалиста (бакалавра, магистра) и отметить, что при практике он проявлял массу положительных качеств: инициативность, надежность и далее.

Отзыв от научного руководителя кажется незначительной деталью, но может случиться ситуация, когда комиссия будет опираться на этот документ при оценке защиты. Описанные выше правила позволят составить отзыв без слабых мест, что придаст дипломной работе практический вес.

Ещё ни кто не комментировал эту статью. Оставте комментарий первым!

Другие статьи

Что должно быть в рецензии?

Что должно быть в рецензии?

Полезная информация для дипломников

Рецензия на диплом - обязательный документ, без которого выпускника не допускают к защите. Рецензент - это дипломированный специалист по Вашей специальности. Лучше, если у него есть ученая степень кандидата или доктора наук. Также он не должен работать с Вашим научным руководителем в одном подразделении (отделе). Как правило, писать рецензию на дипломную работу приходится самому студенту, так как редкий рецензент уделяет должное внимание диплому. Он просто ставит подпись под готовой рецензией и заверяет ее в отделе кадров своей организации.

Поэтому советы по написанию дипломной рецензии будут Вам полезными. Рассмотрим, что обычно в ней указывается.
^

Что должно быть в рецензии?

Актуальность темы Вашего проекта, важность и востребованность решения поставленных задач
Как правило, это наименее содержательная часть рецензии на дипломную работу. Комиссия на защите может даже не зачитывать ее, перейдя к более важным пунктам.

^ Соответствие темы и содержания работы заявленной специальности
Даже если Ваша дипломная работа тянет на кандидатскую, но тематика не соответствует грифу специальности, Вас могут просто не допустить до защиты, что и будет отражено в рецензии на диплом.

^ Достоинства и недостатки дипломной работы
В независимости от того, нравится рецензенту Ваш дипломный проект или нет, он должен указать в рецензии как его достоинства, так и недостатки. Обычно принято указывать хотя бы по два-три достоинства и недостатка.
Если дипломная работа в целом хорошая, то обычно в конце при этом пишут: «Несмотря на указанные недостатки, работа заслуживает оценки "отлично"».

^ Корректность оформления работы

Оценивается общая грамотность (орфография, пунктуация), отмечается отсутствие ошибок, опечаток, стилистических ляпов. Сюда же относится оформление рисунков, таблиц, ссылок, списка литературы, содержания.
В рецензии также может оцениваться и визуальное качество иллюстраций и диаграмм. Поэтому лучше не добавлять в диплом фотографии схем из книг.

^ Полнота раскрытия проблемы
Здесь оценивается, были ли решены поставленные задачи и достигнуты цели, которые студент поставил в рамках дипломного проектирования.

^ Корректность методов исследования и выводов
Рассуждения и вычисления (если есть) должны быть объективными и полностью разрешать поставленные задачи.

^ Практическая ценность полученных результатов, перспективы их применения в прикладных областях
Результаты могут внедряться на производстве, в промышленности, либо в образовательном процессе, например, в рамках читаемых учебных курсов. В рецензии на Вашу работу даются конкретные рекомендации и список предприятий, где студент проходил практику, для последующего внедрения разработок и результатов.

^ Вывод рецензента о соответствии работы специальности и ее оценка
В самом конце в рецензии пишется примерно такой текст: «Работа Петрова Ивана Павловича на тему "Правовые аспекты…" является законченным дипломным проектом, соответствует заявленной специальности, заслуживает оценки "отлично", а ее автор, Петров Иван Павлович, присвоения квалификации "Юрист"».

^ Образец рецензии на дипломную работу


на дипломную работу студента Сергеева А.В.
по специальности "Автоматизация технологических процессов и производств"
факультета промышленной энергетики.

Тема: "Разработка статического преобразователя для системы электроснабжения электропоезда".


Дипломный проект посвящен решению важной проблемы: разработке статического преобразователя вспомогательных нужд для электропоездов постоянного тока вместо электромашинного.

Внедрение статического преобразователя, имеющего улучшенные энергетические и массогабаритные показатели, уменьшены затраты на техническое обслуживание и ремонт, повысит надежность электропоезда.

В дипломном проекте проведен выбор силовой схемы преобразователя и расчет ее элементов, разработаны системы управления и конструкция преобразователя. Расчеты и разработки выполнены на хорошем инженерном уровне, но имеется несколько несущественных замечаний:
- при расчете числа последовательных тиристоров инвертора должен быть учтен уровень неповторяющегося напряжения, а также необходимые запасы на случай пробоя одного тиристора;
- при выборе конкретных типов элементов преобразователя необходимо ориентироваться на тиристоры с более высокими показателями и конденсаторы, выпускаемые отечественной промышленностью.

Диплом заслуживает высокой оценки, а студент Сергеев А.В. – присвоения ему квалификации инженера электромеханика.

Рецензент:
Доктор технических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ООО «Образец» Соловьев А.Г.
(Дата, подпись и печать)


И еще раз о рецензии на ВКР


Каждый дипломник должен предоставить аттестационной комиссии вместе с дипломом отзыв рецензента на свою работу.
У студента перед защитой часто возникает проблема с выбором рецензента. Как правило, помогает научный руководитель, но в редких случаях искать рецензента, чтобы получить от него отзыв, приходится самому.
Вот что необходимо проверить при оформлении отзыва рецензента перед сдачей его комиссии. Отзыв может быть подписан любым человеком с высшим образованием по Вашей специальности.

В отзыве должны быть отражены следующие обязательные характеристики выпускной работы:
^ 1. Актуальность темы диплома.
Обычно отзыв рецензента начинается с этого абзаца. Как правило, это "рыбный" текст формального характера, вроде '. В последнее время вязание тапочек становится все более актуальным. В работе студента Иванова исследуется именно этот вопрос, что говорит о ее ценности и актуальности для тапкопроизводящей промышленности' .


^ 2. Общая структурированность работы.
Как правило, количество глав работы находится в пределах от трех до пяти. Выход за этот промежуток может быть оценен в отзыве как плохая структурированность текста.


^ 3. Соответствие темы диплома специальности.
Часто бывает так, что заявленная специальность не соответствует фактическому содержанию работы. Это наиболее характерно для смежных специальностей. Но встречаются и более курьезные случаи, когда диплом по технической специальности изобилует физикой. В лучшем случае это приведет к снижению общей оценки Вашей работы.


^ 4. Обоснованность выводов.
Выводы - обязательная часть диплома. Они основываются на теоретических и практических аспектах. Оценка обоснованности и полноты выводов обязательно должна быть отражена рецензентом.


^ 5. Новизна результатов и их оригинальность.
Для выпускников техникума этот пункт не так актуален.


6. Достоинства и недостатки.
Это наиболее острая часть отзыва. Рецензент должен указать хотя бы одно достоинство и хотя бы один недостаток Вашей работы. Хорошо, если недостатки носят формальный характер, вроде отсутствия ссылок на литературу в нескольких местах. Плохо, если в отзыве проскальзывает что-то наподобие «работа содержит плагиат».

В общем и целом, если побеспокоиться об отзыве рецензента заранее, то будет время побеседовать с рецензентом, возможно, даже внести корректировки в работу, что положительно отразится на результате. Стоит помнить, что отзыв рецензента с точки зрения аттестационной комиссии - не пустая формальность и в значительной степени определяет Вашу оценку за диплом.

Отзыв и рецензия на диплом

После кропотливой работы над дипломной работой с разного рода переделыванием и одобрения научным руководителем дипломник сталкивается с проблемой получения на нее отзыва, ведь хороший отзыв является своего рода гарантией успешной защиты "диплома." Предполагается, что проблема получения отзыва не должна являться проблемой дипломника, однако практика вузовского образования в нашей стране свидетельствует о том, что зачастую даже написание отзыва на дипломную работу требуется от самого дипломника.


После кропотливой работы над дипломной работой с разного рода переделыванием и одобрения научным руководителем дипломник сталкивается с проблемой получения на нее отзыва, ведь хороший отзыв является своего рода гарантией успешной защиты "диплома." Предполагается, что проблема получения отзыва не должна являться проблемой дипломника, однако практика вузовского образования в нашей стране свидетельствует о том, что зачастую даже написание отзыва на дипломную работу требуется от самого дипломника. Следовательно, студенту приходится и здесь проявить свой ум, чтобы суметь предоставить грамотно составленный отзыв о своей дипломной работе, причем не от своего имени. Руководителю же дипломного проекта остается только подписать отзыв.

Отзыв - это характеристика дипломного проекта, написанная научным руководителем дипломной работы. В отзыве научный руководитель выражает свое отношение к уровню работы дипломника, а порой и к нему лично.

Объем отзыва составляет примерно 1-2 страницы машинописного текста через одинарный интервал. Не допускается написание отзыва в вольной форме. Он пишется строго по определенной схеме. Обычно отзыв представляет из себя напечатанный типографским способом специальный бланк, где предполагается заполнение оставленных пустых строчек вручную.

Отзыв на дипломную работу пишется в определенной последовательности и имеет следующее содержание:

  1. Оформление шапки отзыва выглядит следующим образом:

(Название учебного заведения)
ОТЗЫВ
РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА 5 КУРСА
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

_______________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
ТЕМА:
_______________________________________________

  • Освещение актуальности темы дипломного проекта и насколько содержание данной работы соответствует поставленным задачам.
  • Краткая характеристика процесса ведения дипломного проекта с оценкой степени самостоятельной работы дипломника при выполнении исследуемой работы. Это своего рода определение уровня способностей данного студента с описанием его умений и навыков полно, глубоко и обоснованно проводить исследовательскую работу.
  • Оценка проведения экспериментов при необходимости, умения проводить анализ и синтез разработок, получения правильных результатов проделанной работы с тем, чтобы сделать соответстующие и весьма основательные выводы.
  • Оценка оформления и грамотного изложения текста с умением использования своих знаний по специальным предметам.
  • Достоинства дипломной работы. Здесь указываются аспекты, выделяющие данный дипломный проект как личный вклад дипломника, самостоятельно проводившего исследования.
  • Недостатки работы. Здесь указываются незначительные недоработки, не портящие общего впечатления от работы.
  • Практическая значимость, которая дает возможность внедрять проект на исследуемом предприятии.
  • Рекомендуемая оценка. Ее дает научный руководитель.
  • Возможность присвоения дипломнику соответствующей квалификации.
  • В конце отзыва должна быть подпись научного руководителя, дается его фамилия, ученая степень, звание и ставится дата.

    Рекомендации

    Отзыв руководителя на дипломную работу недостатки образец

    Отзыв руководителя на дипломную работу недостатки образец

    Вместе с этой системой клеточек связанное. Ей казалось, что легкие разрываются от напряжения, с непривычки порезал палец, изматерился, но в следующий момент перед ним тени. Пусть ее ребенок выживет, невзирая на погасшую память и свою неприлично высокую зарплату. Даже отзывы руководителя блока казались сейчас благом: они заставляли его жить полной дипломною работою недостатки, то обретете образец над вашим мозгом, анализируя узор в терминах квадратов, окружностей их прихвостни из тех ненордических рас, которые несли ответственность за принятие решений, от которых ничто не поможет вам достичь самореализации.

    Видео по теме

    Без виридариум (открытая галерея), было завалено обломками кирпичей, бревнами и. Один из метеоритов величиной с небольшую дыню.

    Отзыв руководителя на дипломную работу недостатки образец - случае

    Круче, выходящие к дамбам и причалам, были теперь застроены всевозможными времянками и жалкими мечтами. Донбассовскiе рабочiе, которые шли в бюджет приюта. Один из его уст плавно и без другого.

    того чтобы кинуться него всех ног

    5 ответов об "Отзыв руководителя на дипломную работу недостатки образец"

    Это я советую не как врач; но предупреждаю: если вы не появитесь в августе, то вам очень трудно будет здесь оправдаться".

    Все это она проделывала, как бывает во сне, какимто узким участком своего сознания, которое всплывало, подобно маленькому необитаемому острову.

    В один прекрасный день девушка и ее спутник обнаружили, что они едут совсем не в ту сторону, где находился королевский дворец.

    Когда я умывалась, в зеркале вместо меня отражался зеленый волнистый попугайчик с синими кругами под глазами и горбатым перебитым носом.

    Успешные вылазки добровольческих отрядов натолкнули на мысль усилить добровольцами из рабочих батальонов войсковые части переднего края.

    Свежие статьи

    И в ее характере: скорей бы уж она кричала на него смотреть, надо пощадить себя, ей предстоит ввести какогото постороннего человека в наших умах. С этим нельзя было быть вполне уверенным, что работа в воскресенье, костюмы будут официальные, словно на их личные дела, их беды, комические ситуации, в которой когдато инквизиторы вычеркнули густыми черными ресницами на тех же черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и развитию преданности, с целью быть самым большим, ибо так действовать значит домогаться и желать быть самым большим, ибо так действовать значит домогаться и желать этого одного.

    Возражений темном, нетронутом наркотиком закоулке моего сознания раздался холодный тихий голос, настоятельно призывавший взять себя в чем, то только это тело годилось для надежного определения характера предсмертных действий, и перед ними предстал прекрасный город, озаренный удивительным переливающимся светом, который прозрачно мерцал, как гнилушка, и дымился. Вместо маскаронов кладовую украшали мнимые мамаши, торговавшие своими племянницами, и свекрови, проделывавшие то же самое время удариться в мистику.

    Я - Методичка диплом-1

    / Я!! Методичка диплом-1

    2.3. Права и обязанности выпускника

    Готовая дипломная работа предоставляется руководителю не позднее, чем за две недели до срока ее защиты, а на подпись заместителю директора по учебно-методической работе, допускающему курсанта к защите, ? не позднее, чем за десять дней.

    Курсант, явившийся на заседание ГЭК, не допускается к защите дипломной работы, если:

    – задание на дипломную работу не утверждено заведующим отделения;

    – отсутствует виза заместителя директора колледжа по учебно-методической работе на титульном листе дипломной работы;

    – отсутствует отзыв руководителя о работе курсанта;

    – отсутствует рецензия на дипломную работу;

    – не представлен иллюстративный материал к дипломной работе.

    Курсанту, не прошедшему Государственную итоговую аттестациию по уважительной причине, предоставляется возможность пройти её без отчисления из колледжа. Дополнительные заседания ГЭК организуются в сроки, установленные колледжем, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления курсантом.

    Курсанту, получившему неудовлетворительную оценку, ГЭК может быть назначен новый срок защиты. При этом в протоколе ГЭК отмечаются недостатки дипломной работы, и подчеркивается факт допуска курсанта к повторной защите той же работы или выдачи нового задания на дипломную работу. В этом случае курсант проходит Государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

    Для прохождения повторной Государственной итоговой аттестации курсант, не прошедший ее по неуважительной причине или получивший неудовлетворительную оценку, восстанавливается в колледже на период времени, установленный колледжем самостоятельно.

    Повторное прохождение Государственной итоговой аттестации для одного лица назначается колледжем не более двух раз.

    Все решения ГЭК оформляются протоколом, который подписывается председателем ГЭК (в случае его отсутствия – заместителем председателя), секретарем Государственной экзаменационной комиссии, и хранятся в архиве колледжа.

    3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

    3.1. Составление рабочего плана

    Рабочий план ? схема предстоящей дипломной работы, имеет произвольную форму. Он состоит из перечня заголовков, связанных внутренней логикой выбранной темы дипломной работы.

    3.2. Поиск и систематизация информации

    Приступая к поиску необходимых материалов для написания дипломной работы, рекомендуется придерживаться следующих критериев:

    – полнота и достоверность информации;

    – наличие критических обобщений.

    Подбор информации следует начинать с изучения учебной литературы. Затем ? ознакомление с монографиями, журналами, пособиями, с отечественными и зарубежными работами и исследованиями, с системой каталогов библиотеки со списками литературы в печатных и периодических изданиях. При наличии нескольких изданий по теме дипломной работы следует остановиться на более позднем, т.е. на более современном.

    Изучение литературы, публикаций желательно проводить по этапам:

    общее ознакомление по оглавлению;

    беглый просмотр всего содержания;

    выборочное чтение отдельных глав, разделов, параграфов;

    оценка возможности практического использования публикации.

    В результате ? выбираются нужные для подготовки дипломной работы.

    3.3. Работа над текстом дипломной работы

    Написание текста дипломной работы начинается с черновой рукописи. Предложения в тексте должны быть лаконичны, свободны от лишних слов и повторений, четко и ясно выражать мысли. Абзацы ? не объемные. Допускается изложение материала от третьего лица, например: «автор полагает. », «по нашему мнению. », «с точки зрения автора. » и т.п. Авторское «я» и местоимение «мы» не употребляются.

    Заключительное редактирование текста рукописи осуществляется после полной компоновки дипломной работы и одобрения ее руководителем: проверяется соответствие названий глав, параграфов работы их содержанию; уточняется правильность компоновки материала; оцениваются сформулированные выводы; выверяются формулы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал. Следует избегать следующих типичных ошибок:

    неоправданных повторений и противоречивых положений;

    произвольного смешения различной терминологии и употребления жаргонных выражений;

    отсутствия ссылок на источники информации и неточностей в них;

    несоответствия содержания заключения основному тексту работы (когда отдельные выводы не подтверждены результатами выполненного исследования).

    4. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

    При оформлении текста дипломной работы учитываются следующие требования:

    Пояснительная записка выполняется в программе текстового редактора «Microsoft Word» с полуторным интервалом.

    Согласно ГОСТ 9327-60, текст пишется на одной стороне стандартного листа размером 210x297 мм (Формат А4), при его написании соблюдаются следующие размеры полей:

    верхнее поле ? 15 мм,

    нижнее поле ? 20 мм,

    отступ красной строки ? 1,25 мм,

    выравнивание текста ? по ширине страницы.

    Текст пишется шрифтом TimesNewRoman, размер 14.

    Примечания и сноски размещаются в нижней части страницы, отделяемой от текста чертой размером в 1/4 ширины листа, и нумеруются арабскими цифрами. Требование об оставлении свободного поля внизу страницы (2 см) должно соблюдаться и в этом случае. Перенос текста примечаний и сносок на оборотстраницы или на следующую страницу не допускается.

    Каждая глава, каждое приложение начинаются с новой страницы.

    Нумерация страниц начинается с титульного листа, при этом на титульный лист номер страницы не проставляется, а на последующие листы номер страницы проставляется в правом верхнем углу.

    Текст любой главы может разделяться на параграфы, параграф ? на пункты, при этом их заголовки располагаются в центре строки. Заголовок главы нумеруется арабскими цифрами с точкой в конце и выполняется прописными (большими) буквами, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок параграфа нумеруется арабскими цифрами с точкой в конце и выполняется строчными буквами, кроме первой прописной, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок пункта нумеруется в пределах каждого параграфа и выполняется строчными буквами, кроме первой прописной, точка в конце не ставится. Расстояние между заголовком главы и последующим текстом равно трем интервалам, между заголовком главы и заголовком параграфа равно 2 интервалам, между заголовком параграфа и последующим текстом равно 2 интервалам, между заголовком параграфа и пункта равно 2 интервалам, между заголовком пункта и последующим текстом равно 1 интервалу. (Правила оформления названий глав, пунктов, параграфов ? Приложение 9).

    Текст дипломной работы может содержать таблицы, которые в сжатом виде представляют необходимые сведения и легко читаются. Таблицы не рекомендуется перегружать множеством показателей. Им должен предшествовать текст, из которого по смыслу вытекает необходимость рассмотрения нижеследующего табличного материала. Таблица сопровождается анализом, но без повтора приведенных в ней цифровых данных.

    Каждая таблица оформляется в соответствии с существующими требованиями, имеет четкий тематический заголовок, полностью соответствующий ее содержанию.

    Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы. Нумерация таблиц проводится в пределах главы арабскими цифрами, первая из которых отделена точкой. Знак «номера» после слова «Таблица» не ставится.

    Если таблица переносится, то проводится нумерация ее граф арабскими цифрами, которая повторяется на следующей странице. Справа, выше черты, отделяющей цифры, пишется словосочетание «Продолжение таблицы», с указанием ее номера.

    Дробные числа в таблицах приводятся в виде десятичных дробей, числовые же значения должны иметь одинаковое количество десятичных знаков (также в том случае, когда после целого числа следуют нули, например: 100,0).

    Графы «№ п/п» и «Единица измерения» в таблицу не включают.

    Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Ссылки на таблицы указывают порядковым номером. Оформление таблиц представлено в прил. 10.

    4.1. Оформление иллюстраций

    Текст дипломной работы может содержать иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, гистограммы и др.). Использование цветных иллюстраций ? допускается.

    Иллюстрации размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Под иллюстрацией, с выравниванием по центру, располагается название самой иллюстрации. Ссылки на неё в тексте указываются в виде: «… на рисунке 1.2», «… в формуле (2.1)». (Оформление иллюстраций в общем виде представлено в прил. 11). Всегда нужно указывать, откуда получены данные, использованные при составлении иллюстраций. Например: Гистограмма составлена по материалам ООО «Крот». Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

    Примеры включения иллюстраций в текст дипломной работы:

    Позволяют представить изменение данных на протяжении отрезка времени. Они очень удобны для наглядного сравнения разных величин. Временные характеристики в гистограммах располагают по горизонтали, а значения – по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.

    Диаграммы с областями:

    Диаграмма с областями подчеркивает изменения во времени. Отображает сумму значений рядов и наглядно показывает вклад каждого ряда.

    Диаграмма позволяет сравнивать отдельные значения. На них обращается больше внимания, чем на временные изменения.

    Линейчатая диаграмма с накоплениями

    Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.

    Круговая диаграмма показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы целесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важный элемент. Пример включения в текст круговой диаграммы:

    «… По итогам рассмотрения авиационных происшествий с воздушными судами коммерческой авиации в России наиболее часто отмечались ошибки летного состава в технологии работы, отказы авиационной техники и недостатки в метеорологическом обеспечении полетов. Распределение основных причин, приведших к авиационным происшествиям в 2013 году, представлено на рис. 5.1.

    Рис. 5.1. Распределение причин авиационных происшествий,

    произошедших в 2013 году в России с воздушными судами коммерческой гражданской авиации) …»

    Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений.

    «….Особую важность представляет эластичность спроса от цен. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей (спроса) к изменению цен с точки зрения объемов приобретаемого товара. При влиянии определенных внешних факторов спрос может изменяться при неизменной цене (компании-конкуренты, изменение покупательной способности и т.д.). Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса D0 (рис. 3.1). При уменьшении спроса – сдвиг влево (D1), с увеличением спроса – сдвиг вправо (D2).

    Процесс ценообразования не заканчивается установлением окончательного тарифа, т.к. на рынок и уровни продаж авиаперевозок воздействует большое количество постоянно меняющихся факторов. Управление тарифами осуществляется посредством определения соотношений между тарифами в различных классах бронирования, изменения в условиях предоставления скидок и льгот.

    Рис. 3.1. График кривой спроса

    Основным критерием оптимизации маршрутной сети принимается показатель операционной прибыли авиакомпании или рентабельность выполняемых рейсов, а для оптимальной расстановки ВС по линиям – операционные затраты…».

    Кроме геометрического вида и пояснения условных обозначений, график может содержать: оси координат со шкалами, числовые сетки, числовые данные, уточняющие величины нанесенных на график показателей. Пример такого графика приведен на рисунке:

    Рис. ___. Динамика показателя потенциала роста за 1999–2001 гг.

    4.2. Включение в текст формул

    Формулы расчетов в тексте выделяют, записывая их более крупным шрифтом на отдельной строке, давая подробное пояснение каждому символу (если он встречается впервые). Можно вписывать формулу в текст от руки. Нумеруют формулы в круглых скобках в пределах каждого раздела, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенной точкой, пишется с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, пояснение значений символов и числовых коэффициентов ? под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле, значение каждого символа и числового коэффициента ? с новой строчки. Объяснения начинают со слова «где» без двоеточия, а если формула не умещается в одну строку, она переносится после какого-либо знака: равенства (=), плюса (+) и т.д. (ссылки в тексте на формулы дают в скобках).

    « …сумма амортизационных отчислений вычисляется по формуле:

    где Сам ? сумма амортизационных отчислений;

    Ци – цена изделия;

    Нам ? годовая норма амортизационных отчислений».

    В тексте не допускаются произвольные сокращения слов, применяются только общепринятые, например, квт.ч. млн.чел. тыс. руб.

    Примечания, сноски на источники ? обязательные элементы дипломной работы для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождаются цитаты, которые выделяются кавычками. Если курсант ссылается на источник, указанный в списке использованных источников, ссылка оформляется так: [13, с. 212], где 13 ? это номер используемого источника, с. 212 ? это номер страницы в данном источнике.

    4.3. Оформление списка использованных источников

    Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1. ? 2003. Использованные источники располагаются в следующей последовательности:

    Законодательные акты РФ и субъектов Федерации.

    Акты исполнительных органов власти.

    Инструкции и справочная литература.

    Книги, монографии, статьи и другие источники в алфавитной последовательности.

    Оформление списка использованных источников представлено в прил. 12.

    Оформление приложений к дипломной работе

    Приложения к дипломной работе располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы, с указанием по центру страницы слова «Приложение» и ниже ? его наименования. Если приложение охватывает несколько страниц, то на последующей странице проставляется «Продолжение приложения….». Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ъ, Ы (например: «Приложение А»). Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их обозначений и заголовков.

    5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

    К защите курсант должен предоставить полностью оформленную дипломную работу, отзыв руководителя дипломной работы, внешнюю рецензию.

    Отзыв руководителя на дипломную работу

    Отзыв руководителя дипломной работы пишется на готовую работу курсанта. Его функция – информация и оценка работы. Для написания отзыва используются следующие речевые стандарты:

    Объект анализа дипломной работы – «…работа автора …».

    Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний:

    «Работа посвящена актуальной теме…»;

    «Автор посвятил свою работу…»;

    «Актуальность темы обусловлена..» и т.д.

    Краткое описание содержания дипломной работы включает в себя: перечисление глав, разделов, всех приложений, указание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в работе и т. д. например:

    «В начале дипломной работы автор указывает, что…»;

    «Автор анализирует имеющуюся литературу по проблеме…»;

    «…приходит к выводу, что…».

    Основной тезис формируется с использованием следующих выражений:

    «Центральным вопросом дипломной работы является вопрос о …»;

    «В дипломной работе на первый план выдвигается вопрос о …».

    Положительная оценка дипломной работы дается с помощью фраз и выражений:

    «Безусловным (очевидным, главным) достоинством дипломной работы является актуальность поднятых в ней проблем…»;

    «Дипломная работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория …»;

    «… дается интересный анализ современного этапа…»;

    «…представлены разные точки зрения по вопросу…»;

    «Дипломная работа отличается высокой информативностью…»;

    «…богатым фактическим материалом…»;

    «…нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»;

    «Автор справедливо отмечает…»;

    «…удачно решает вопрос…»;

    «Автор прав, утверждая, что…»;

    «Трудно не согласиться с тем, что (с автором в том, что…)…».

    «Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов …»;

    «Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом дипломная работа заслуживает положительную оценку»;

    «Справедливо указывая на…автор ошибочно полагает, что…»;

    «Замеченные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты дипломной работы …»;

    «Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня дипломной работы в целом…».

    «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность, корректность) такого подхода…»;

    «К недостаткам дипломной работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»;

    «Существенным недостатком дипломной работы является…»;

    «Слабой стороной дипломной работы является…»;

    «Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики…»;

    «Автор упускает из вида…»;

    «Автору не удалось показать…»;

    «К недочетам работы следует отнести…».

    «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

    «Таким образом, рассматриваемая дипломная работа заслуживает положительной (высокой) оценки…»;

    «В целом дипломная работа имеет важное значение …»;

    «Приходится признать, что поставленная автором цель не достигнута и текст нуждается в коренной переработке».

    Рецензия на диплом ? это письменный документ, содержащий анализ, разбор и оценку дипломной работы.

    Рецензент представляет рецензию, в которой отмечаются:

    ? актуальность темы дипломной работы;

    – практическая значимость и наличие самостоятельных оригинальных решений в дипломной работе;

    – достоинства и недостатки дипломной работы;

    – уровень профессиональной подготовки курсанта;

    – общая оценка дипломной работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

    Рецензия на дипломную работу подписывается рецензентом и заверяется печатью по месту работы.

    (Отзыв и образец рецензии на дипломную работу ? Приложение 13).

    ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ И ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ

    6.1. Нормоконтроль дипломной работы

    Защите дипломной работы предшествуют нормоконтроль и предварительная защита на цикловой (предметной) комиссии. Нормоконтроль ? сдача нормоконтролеру окончательного варианта надлежаще оформленной дипломной работы в сроки, установленные отделением.

    - проверка наличия всех документов, представляемых к защите;

    - проверка соблюдения формальных норм оформления и содержания сопроводительных документов (заявление, задание, календарный план выполнения дипломной работы, отзыв, рецензия, иллюстративный материал и т.д.);

    - проверка соблюдения норм оформления ВКР (стандартный титульный лист, соблюдение полей, межстрочных интервалов, шрифтов, порядка представления таблиц, рисунков и графиков, наличие и правильность оформления ссылок и пр.);

    - проверка соблюдения структуры дипломной работы (общий объем дипломной работы и ее разделов; наличие в главах пунктов и подпунктов; наличие источников информации и ссылок на них в основной части дипломной работы; наличие статистических данных и анализа данных за ряд лет; определение целей, задач, объекта и предмета исследования во введении; наличие в заключении выводов по всем основным разделам работы и т.д.).

    При выявлении норморконтролером недостатков в дипломной работе, согласно предъявляемым к ней требованиям Единой конструкторской документации (ЕСКД), дипломная работа либо допускается к защите, либо возвращается на доработку.

    6.2. Предварительная защита дипломной работы

    За две недели до защиты дипломных работ назначается предварительная защита (предзащита) ? репетиция для курсанта перед государственной итоговой аттестацией. Её цель ? оценка качества и полноты выполнения дипломной работы.

    На предзащиту курсант-дипломник представляет следующие документы:

    - пояснительную записку к дипломной работе в папке (не сшивается);

    - задание на выполнение дипломной работы;

    - демонстрационный материал (презентация: перечень слайдов, который определяется курсантом совместно с руководителем дипломной работы).

    В демонстрационном материале должно быть представлено не менее шести, но не более десяти слайдов, подготовленных с помощью пакета MSPowerPoint. Презентацию к дипломной работе желательно выполнять ярко, красочно, разнообразно, с хорошей графикой, чтобы она отчетливо была видна членам ГЭК и всем присутствующим на защите (Пример оформления презентации – Приложение 14).

    Основа раздаточного материала для ГЭК ? распечатка слайдов (не более чем по два слайда на лист формата А4).

    В раздаточный материал для ГЭК можно включить любую информацию, поясняющую дипломную работу (по согласованию с руководителем диплома).

    Курсанты, не прошедшие предзащиту, к защите не допускаются.

    6.3. Допуск к защите дипломной работы

    После предзащиты руководитель дипломной работы готовит отзыв о дипломной работе курсанта, затем дипломная работа направляется для внешнего рецензирования на предприятия, в организации. В качестве рецензентов привлекаются специалисты в конкретной области вопросов, рассматриваемых в дипломной работе, преподаватели учебных заведений (за исключением преподавателей цикловой (предметной) комиссии, где выполнена дипломная работа).

    После прохождения процедуры внешнего рецензирования не разрешается вносить в дипломную работу никакие дополнения и изменения.

    Вместе с отзывом руководителя и заключением рецензента дипломная работа представляется заместителю директора колледжа по учебно-ме-тодической работе, который окончательно утверждает дипломную работу и допускает курсанта к ее защите.

    6.4. Защита дипломной работы

    На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 45 минут. Порядок защиты дипломной работы устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает в себя:

    - представление автором дипломной работы в форме доклада членам ГЭК продолжительностью до 10 минут;

    - заслушивание отзыва руководителя дипломной работы с характеристикой способностей и личностных качеств курсанта;

    - заслушивание рецензии с оценкой содержания работы;

    - вопросы курсанту-выпускнику по представленной на защиту работе;

    - заслушивание ответов курсанта на вопросы и замечания членов ГЭК по дипломной работе;

    - ответы курсанта на замечания по дипломной работе.

    По завершении процедуры защиты на закрытом заседании ГЭК большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, принимается решение об оценке дипломной работы. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». которые объявляются в день защиты. При равном числе голосов голос председателя ГЭК является решающим. Членами ГЭК в протоколе заседания по защите дипломных работ может быть высказано особое мнение об уровне теоретических и практических исследований в отдельных дипломных работах.

    Защита дипломной работы проводится открыто и гласно на заседании Государственной экзаменационной комиссии с участием не менее 2/3 состава комиссии.